- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2006 года Дело N КА-А40/1008-06
[Признавая незаконным решение инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за занижение налогооблагаемой базы по НДС, за нарушение заявителем ст.27 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ, а именно то, что заявителем в сумму заявленной льготы по НДС были необоснованно включены суммы от реализации услуг по техническому обслуживанию жилого фонда, суд указал, что утверждение налогового органа о том, что НДС уже включен в тариф, установленный местным органом самоуправления, или должен быть включен в тариф при расчетах с нанимателем и на этом основании взимается наймодателем с нанимателя за предоставленное в пользование жилье, необоснован]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: …, установил:
Решением от 08.08.2005, оставленным без изменения постановлением от 17.11.2005, удовлетворено заявленное требование ФГУП "Российский государственный концерн по производству энергетической и тепловой энергии на атомных станциях" к МИ ФНС РФ по КН N 4 о признании незаконным решения инспекции от 09.03.2005 N 41, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения и постановления судов.
Законность и обоснованность решения и постановления судов проверяется в порядке ст.ст.284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просит решение и постановление судов отменить, в иске отказать, поскольку выводы судов о незаконности решения налогового органа не основаны на полном выяснении всех обстоятельств по делу и правильном применении норм материального права.
Представитель общества в судебное заседание не явился. Отзыв на кассационную жалобу общество не представило.
Суд, совещаясь на месте, с учетом мнения представителя инспекции, определил: дело рассмотреть в отсутствие представителя общества, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителя налогового органа, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Суды полно и всесторонне исследовали все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения иска и принятия правосудного решения, дали надлежащую правовую оценку представленным доказательствам в их совокупности и взаимосвязи, доводам сторон, правильно применили нормы налогового законодательства о налоговых вычетах, приняли законное и обоснованное решение.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судами, по результатам камеральной налоговой проверки уточненной (дополнительной) налоговой декларации заявителя по налогу на добавленную стоимость за июль 2003 года налоговый орган на основании акта камеральной налоговой проверки от 22.02.2005 N 44 вынес решение от 09.03.2005 N 41 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации.
При вынесении решения налоговый орган исходил из того, что заявителем занижена налогооблагаемая база по НДС в налоговой декларации за июль 2003 года на сумму 3725757 руб., в связи с чем налогоплательщику предложено уплатить сумму неуплаченного (не полностью уплаченного) налога на добавленную стоимость в размере 745151 руб., а также пени в размере 14471 руб. и налоговые санкции (штраф) в размере 149030 руб. в срок, установленный в требовании.
Кроме того, налоговым органом выявлены нарушения заявителем ст.27 Федерального закона РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ, а именно то, что заявителем в сумму заявленной льготы по НДС были необоснованно включены суммы от реализации следующих услуг: содержание и ремонт квартир; техническое обслуживание; содержание и текущий ремонт жилого фонда; утилизация отходов; содержание лифтового хозяйства.
Согласно статье 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в редакции, введенной в действие с 28.04.2001 Федеральным законом от 24.03.2001 N 33-ФЗ) подпункт 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации вводится в действие с 1 января 2004 года.
До 1 января 2004 года освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
Однако, в качестве нарушения, выявленного в ходе камеральной налоговой проверки декларации за 2003 год, указал подп.10 п.2 ст.149 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, не действовавшей в проверяемом периоде.
Статья 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, как и подп.10 п.2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации освобождает от налогообложения услуги по представлению в пользование жилых помещений и при этом не раскрывает понятие "услуги по предоставлению в пользование жилых помещений". Исходя из этого, в соответствии со ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного, других отраслей законодательства, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства.
Главой 35 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование физическим лицам на основании договора найма.
Согласно ст.15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" оплата жилья и коммунальных услуг по договору найма устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.99 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" утверждена структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, которая включает плату: за содержание и текущий ремонт жилищного фонда; за капитальный ремонт жилищного фонда; за наем жилья (для нанимателей жилья).
Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду независимо от формы собственности, оплачивают коммунальные услуги.
Таким образом, в состав квартирной платы согласно указанному постановлению Правительства Российской Федерации входит плата за содержание, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда, наем жилья.
Таким образом, во исполнение Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" Правительством РФ установлено, что плата за проживание имеет две составляющие величины - коммунальные платежи и плату за услуги по предоставлению в пользование жилого помещения, включающую плату за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, плату за услуги по содержанию дома и придомовой территории в пригодном для проживания нанимателей состоянии.
В соответствии с ст.15 Закона РФ от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" оплата жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В связи с этим органами местного самоуправления городов, на территории которых расположены Калининская, Курская и Смоленская АЭС, утверждены тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Исходя из этих тарифов рассчитывается квартирная плата, подлежащая уплате нанимателем жилья.
В актах органов самоуправления указано, что тарифы по оплате содержания и текущего ремонта жилищного, технического обслуживание и т.п. установлены без учета НДС, что отмечается в таких актах. Нормативные акты органов местного самоуправления, устанавливающие размер оплаты жилья, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, не устанавливают новые налоги и сборы или льготы по ним, а лишь определяют размер того или иного тарифа.
Таким образом, утверждение налогового органа о том, что налог на добавленную стоимость уже включен в тариф, установленный местным органом самоуправления, или должен быть включен в тариф при расчетах с нанимателем и на этом основании взимается наймодателем с нанимателя за предоставленное в пользование жилье, не обоснован.
Статей 27 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ установлено, что от налогообложения по налогу на добавленную стоимость освобождается реализация на территории РФ услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
Выводы судов соответствуют проекту информационного письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации "О практике применения ст.27 ФЗ N 118-ФЗ от 05.08.2000 и введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации...", по делам с участием концерна "Росэнергоатом".
Руководствуясь ст.ст.284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 08.08.2005 по делу N А40-29115/05-142-256 Арбитражного суда г.Москвы и постановление от 17.11.2005 Девятого арбитражного апелляционного суда по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС РФ по КН N 4 - без удовлетворения.
Председательствующий
...
Судьи
...
Текст документа сверен по:
рассылка