- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2006 года Дело N А33-17099/2005-Ф02-2209/06-С1
[Суд удовлетворил заявление о признании недействительным решения налоговой инспекции о начислении заявителю ЕСН, установив, что налогоплательщик правомерно установил в локальном нормативном акте надбавку своим работникам за подвижной и разъездной характер работы в пределах норм, установленных законодательством РФ, и компенсационные выплаты, выплаченные работникам в проверяемом периоде, правомерно не включены налогоплательщиком в налоговую базу]
(Извлечение)
Закрытое акционерное общество "Мостостроительный отряд-5" (далее - ЗАО "Мостостроительный отряд-5", Общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам (далее - МИ ФНС N 8 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам, налоговая инспекция) о признании недействительным решения N 2739/239 от 07.07.2005 г. об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 7 декабря 2005 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 16 февраля 2006 года решение суда оставлено без изменений.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, МИ ФНС N 8 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Красноярского края, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, надбавки взамен суточных за вахтовый метод работы и надбавки за разъездной характер работы, выплачиваемые работникам с 24.06.2004 г. до 01.01.2005 г. подлежат обложению единым социальным налогом, ввиду отсутствия в данный период законодательного регулирования компенсационных выплат, производимых в соответствие со статьёй 302 Трудового кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу Обществом не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомление N 19214 от 19 апреля 2006г., телефонограмма от 12 мая 2006 г.), однако в заседание суда не явились в связи с чем Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Закрытое акционерное общество "Мостостроительный отряд-5" зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией г. Канска 18 января 1999 года за N 1419. Запись в ЕГРЮЛ внесена 14 августа 2002 г. за основным государственным регистрационным номером 1022401356724, что подтверждается Свидетельством N 002287072 серии 24.
Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленной ЗАО "Мостостроительный отряд-5" налоговой декларации по единому социальному налогу за 2004 год.
В ходе проверки налоговой инспекцией было установлено, что Обществом при исчислении единого социального налога за 2004 год в налоговую базу не включена сумма произведённых им выплат за разъездной и вахтовый характер работ в сумме 560 044 рубля 20 копеек.
По результатам проверки налоговой инспекцией принято решение N 2739/239 от 07.07.2005 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Обществу предложено уплатить сумму единого социального налога в размере 199 374 рубля, в том числе, 16 813 рублей - в федеральный бюджет, 22401 рубль - в фонд социального страхования, 1 119 рублей - в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 19 041 рубль - в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, ЗАО "Мостостроительный отряд-5" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что надбавки взамен суточных за вахтовый метод работы и выплаты за разъездной характер работ, являются компенсационными выплатами, следовательно, не подлежат обложению единым социальным налогом в соответствии с пунктом 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает вывод суда первой инстанции о необоснованном доначислении налогоплательщику единого социального налога в сумме 199 374 руб. правомерным по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации организации признаются плательщиками единого социального налога.
Согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения единым социальным налогом для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
На основании статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база налогоплательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Кодекса, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 Кодекса), начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе, - переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Из материалов дела следует, что согласно решению налоговой инспекции N 2739/239 от 07.07.2005г. по результатам камеральной налоговой проверки Обществу доначислен единый социальный налог за 2004г. в размере 199 374 рублей в связи с невключением в налоговую базу по единому социальному налогу (строки 100-140 налоговой декларации за 4-ый квартал 2004г.) сумм произведенных выплат за разъездной характер работ в размере 134 820 рублей и надбавок за вахтовый метод работы в сумме 425 224 рублей 20 копеек.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. То есть указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
В статье 297 Трудового кодекса Российской Федерации под вахтовым методом понимается особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания. Вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями.
Согласно статье 302 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции, подлежащей применению в проверяемый период, работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно взамен суточных выплачивается надбавка за вахтовый метод работы в размерах, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, нормы законодательства о налогах и сборах (подпункт 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации) и трудового законодательства (статьи 164, 302 Трудового кодекса Российской Федерации), подлежащие применению в рассматриваемый период, предусматривают право налогоплательщика уменьшить налогооблагаемую базу по единому социальному налогу на сумму признаваемых в качестве компенсационных выплат надбавок за вахтовый метод работы. При этом, размер таких надбавок определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановление Министерства труда Российской Федерации N 51 от 29 июня 1994 "О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации", установлены нормы и порядок возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, а также выполнения работ вахтовым методом в размере 75% тарифной ставки (оклада).
То обстоятельство, что указанное постановление было признано утратившим силу Постановлением Минтруда Российской Федерации N 60 от 26.04.2004г. "О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства Российской Федерации", и в течение шести месяцев Правительством не были установлены размеры компенсационных выплат не может влиять на правовую природу средств, выплачиваемых работодателями и у Общества не может возникнуть новый объект налогообложения по единому социальному налогу.
Арбитражным судом Красноярского края установлено, что локальным нормативным актом налогоплательщика - Положением о вахтовом методе от 05.01.2004г. установлен размер компенсационных выплат, выплачиваемых работникам рабочих специальностей, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты взамен суточных - 75% тарифной ставки, должностного оклада, но не более 100 руб. в сутки.
Таким образом, при отсутствии в спорный период соответствующего нормативного акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего размер компенсационных выплат, надбавки за вахтовый метод работы, выплаченные работникам Общества в пределах нормативов, установленных Постановлениями Министерства труда Российской Федерации N 51 от 29.04.1994, обоснованно не включались ЗАО "Мостостроительный отряд-5" в налогооблагаемую базу по единому социальном налогу.
Ссылка налогового органа на то, что порядок определения размеров надбавки за вахтовый метод работы, выплачиваемой взамен суточных, Правительством Российской Федерации в проверяемый период не был принят, обоснованно отклонена судом. Законодательством о налогах и сборах установлена льгота налогоплательщикам при уплате единого социального налога в связи с компенсационными выплатами, выплачиваемыми работникам (в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации), в том числе в связи с выплатами надбавок за вахтовый метод работы. Следовательно, несмотря на отсутствие разработанного Правительством Российской Федерации порядка определения размеров компенсационных выплат, при наличии законодательно установленной льготы положение налогоплательщика не должно ухудшаться в связи с неисполнением государственным органом обязанности по разработке соответствующего порядка определения размеров надбавки. С учётом изложенного, факт выплаты налогоплательщиком такой надбавки является достаточным основанием для применения им льготы при уплате единого социального налога.
Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, работникам предоставляются гарантии и компенсации в случаях, предусмотренных статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации к числу таких компенсаций относится повышенный размер оплаты труда работников, занятых на работах с особыми условиями труда, в том числе, за подвижной и разъездной характер работы.
Как следует из пункта 3.1 устава ЗАО "Мостостроительный отряд-5" от 21.04.2005г., основные виды осуществляемой им деятельности непосредственно связаны с транспортным строительством, проектированием и реконструкцией (проектирование реконструкции искусственных сооружений на автомобильных и железных дорогах (исключая тоннели); проектирование отдельных элементов больших автодорожных и железнодорожных мостов; проектирование объектов производственного назначения на производственных базах хозяйственных организаций; строительное конструирование; технологическое проектирование и т.д.).
Анализ норм трудового законодательства свидетельствует о том, что ведомственный нормативный акт Министерства труда Российской Федерации, регулирующий порядок выплаты и размер надбавок за подвижной и разъездной характер работы (Постановление N 51 от 29.06.1994г. "О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации"), признан утратившим силу Постановлением Минтруда Российской Федерации N 60 от 26.04.2004г. "О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства Российской Федерации".
Вместе с тем, для установления размера надбавки за подвижной и разъездной характер работы при ведении строительных работ в рассматриваемый период применению подлежало Положение о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденное Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов N 169/10-87 от 01.06.1989г. В силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации указанный нормативный акт подлежит применению до момента приведения законов и иных нормативных правовых актов на территории Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.
На основании пункта 4 данного Положения надбавка за разъездной характер работ выплачивается рабочим и линейным специалистам, состоящим в списочном составе строительно-монтажных, ремонтно-строительных управлений, передвижных механизированных колонн, постоянно действующих строительных поездов, и других приравненных к ним организаций, осуществляющих строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение и капитальный ремонт, в том числе, - тоннелей и мостов, и выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, в связи с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно.
Кроме того, в проверяемый период действовало Отраслевое тарифное соглашение по транспортному строительству на 2004-2006гг., пунктом 2.16 которого предусмотрены выплаты работникам организаций надбавки за подвижной и разъездной характер работы в процентах к действующим тарифным ставкам (окладам). При этом, конкретные размеры надбавок за подвижной и разъездной характер работы должны определяться в коллективных договорах, но составлять в строительных организациях не ниже 20% месячной тарифной ставки, должностного оклада без учета коэффициентов и доплат, если время проезда в нерабочее время от места нахождения строительной организации или от сборного пункта до места работы и обратно составляет не менее трех часов и не ниже 15%, если время проезда составляет не менее двух часов.
Из соглашения от 06.01.2004г., Положение о вахтовом методе работ в ЗАО "Мостостроительный отряд-5" от 05.01.2004г., приказа N 64 от 27.07.2004г. следует, что в связи с необходимостью устранения вопросов при ведении работ вахтовым методом между налогоплательщиком (работодателем), его работниками и профсоюзным комитетом в лице Председателя заключено Соглашение о внесении изменений в пункт 12 раздела 1 коллективного договора и принято к исполнению Положение о вахтовом методе работ, предусматривающее размер компенсационных выплат работникам за разъездной характер работ. Указанным Положением (в редакции, действующей в проверяемый период) инженерно-техническим работникам размер компенсационных выплат за разъездной характер работы взамен суточных установлен в размере 150 руб., из них 100 руб. - по норме, 50 руб. - сверх нормы. При этом, затраты в пределах нормы относятся на себестоимость, а затраты сверх нормы - в расходы, не принимаемые при исчислении налога на прибыль.
Следовательно, исходя из норм трудового законодательства, подлежащего применению, налогоплательщик правомерно, с соблюдением установленных требований (с учетом мнения профсоюзного органа), установил в локальном нормативном акте надбавку своим работникам за подвижной и разъездной характер работы в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации (в размере не ниже предусмотренного для строительных организаций).
При изложенных обстоятельствах компенсационные выплаты (надбавки за вахтовый и разъездной характер работы), выплаченные работникам в проверяемом периоде, правомерно не включены налогоплательщиком в налоговую базу.
Поскольку Арбитражный суд Красноярского края на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно исследовал имеющиеся в деле доказательства, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, у суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:
Решение от 7 декабря 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 16 февраля 2006 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-17099/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
...
Судьи
...
Текст документа сверен по:
файл-рассылка