- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2005 года Дело N А72-1409/05
[Под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: ..., при участии: от истца - не явился, извещен; от ответчика - Хайруллин Р.Р., доверенность от 22.09.2005 N 16-03-19/11500, удостоверение N 094728, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Засвияжскому району, г.Ульяновск, на решение от 29.07.2005 (судья ...) Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-1409/05 по заявлению закрытого акционерного общества "Ульяновский комбинат строительных материалов", г.Ульяновск, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Засвияжскому району, г.Ульяновск, о признании недействительным решения налогового органа, установил:
Закрытое акционерное общество "Ульяновский комбинат строительных материалов", город Ульяновск, обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Российской Федерации по Засвияжскому району города Ульяновска о признании незаконным отказа в принятии уточненных деклараций за 2001 год, и о признании незаконным решения инспекции N 17-04 от 16.01.2004 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заявитель просил суд обязать налоговый орган принять измененные декларации и произвести зачет излишне уплаченных сумм земельного налога за 2001 год в размере 108192 рублей в счет предстоящих платежей за землю.
Арбитражным судом Ульяновской области в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика, которым признана Инспекция Федеральной налоговой службы России по Засвияжскому району города Ульяновска.
Решением от 29.07.2005 Арбитражного суда Ульяновской области отказ Инспекции Федеральной налоговой службы России Засвияжскому району города Ульяновска в принятии уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2001 год представленной заявителем признан незаконным.
Суд обязал налоговый орган принять измененные декларации.
Судом также признано незаконным решение N 17-04 от 16.01.2004 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
В обосновании решения судом сделан вывод о наличии излишне уплаченных сумм налога за 2001 год и отсутствии задолженности по земельному налогу за 2002-2003 годы.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции в части признания незаконным отказа налоговым органом в принятии уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2001 год, в части обязания налогового органа принять к исполнению уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2001 год и произведения зачета излишне уплаченных сумм налога за 2001 год в размере 108192 рублей в счет предстоящих платежей за землю.
Так же налоговый орган просит отменить решение суда в части признания недействительным решения налоговой инспекции N 17-04 от 16.01.2004 о доначислении сумм земельного налога за 2003 год в размере 1069397,13 рублей соответствующих сумм пени и налоговых санкций в размере 164902,58 рублей.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятого по делу решения признает подлежащим его отмене в обжалуемой части с направлением дела на новое рассмотрение.
Из материалов дела следует, что 29 августа 2003 года закрытым акционерным обществом "Ульяновский комбинат строительных материалов" в адрес налогового органа направлены измененные декларации по земельному налогу за 2001-2002 годы. В дополнении к представленным декларациям направлено письмо о проведении зачета сумм переплаты по земельному налогу за 2001-2002 годы.
Измененная декларация за 2002 год принята и рассмотрена Инспекцией МНС Российской Федерации по Засвияжскому району города Ульяновска. По результатам проверки вынесено решение N 443-04 от 26.09.2003 "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Измененная декларация за 2001 год получена налоговым органом 25.11.2003, в связи с этим в адрес налогоплательщика направлено письмо исходящий N 16-04-12/13305, содержащее сведения о том, что измененная налоговая декларация по земельному налогу за 2001 год не может быть принята к исполнению в связи с проведенной на данный налоговый период выездной налоговой проверкой (акт от 07.03.2002 N 16-02-21/93).
03.11.2003 в адрес ответчика были направлены измененные декларации по земельному налогу за 2003 год.
16.01.2004 налоговым органом вынесено решение N 17-04ДСП от 06.01.2004 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в совершении налогового правонарушения". В решении отражены сведения о доначислении в лицевую карточку земельного налога на 2003 год в сумме 1363455 рублей 71 копейка.
Арбитражный суд Ульяновской области признавая незаконным отказ налогового органа в принятии уточненных деклараций за 2001 год и решение Инспекции МНС Российской Федерации по Засвияжскому району города Ульяновска от 16.01.2004 N 17-04 указал, что налогоплательщиком земельный налог исчислен по ставкам, установленным решением Ульяновской Городской Думы от 19.05.99 N 95 "О ставках земельного налога" с увеличением по коэффициенту 1,8 принятый Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ на 2003 год.
Кассационная инстанция признает решение суда в части уплаты заявителем земельного налога за 2001 год неправомерным и принятым с нарушением положения пункта 2 подпункта 15 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и так далее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственный деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями, не зависящими от пользователя земли условий хозяйствования.
Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, законодатель, учитывая экономические процессы, предусмотрел соответствующие изменения налоговых ставок посредством введения поправочных коэффициентов, которые устанавливались законами о бюджете на каждый конкретный год, начиная с 1995 года. Индексация ставок земельного налога была осуществлена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ОЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2; статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 году применяются ставки, действовавшие в 2000 году.
В 2002 году согласно Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" должны применяться ставки земельного налога 2001 года с применением повышающего коэффициента 2.
В 2003 году согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации" при расчете земельного налога должны применяться действующие в 2002 году ставки земельного налога с коэффициентом 1,8.
По смыслу указанных законов производится индексирование ставки, которая действовала в предыдущем налоговом периоде. При чем в предыдущем налоговом периоде ставка также увеличивалась путем индексирования ставки налогового периода, предшествовавшего этому налоговому периоду. Федеральный законодатель, устанавливая ставку земельного налога, имел в виду одновременное применение всех коэффициентов, а не отдельное их применение на финансовый год.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Закон Российской Федерации "О плате за землю", определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Федеральными законами, установившими поправочные коэффициенты, изменены эти пределы. Соответственно увеличены конкретные налоговые ставки.
Это увеличение произведено федеральным законодателем в полном соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исчисление налога в указанном выше порядке, то есть с учетом ежегодного индексирования ставки налога, действовавшей в предыдущем налоговом периоде, направлено на поступление налоговых платежей в размере, заложенном в доходную часть бюджета, и не образует излишней уплаты в смысле статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обжалуемое налоговым органом решение Арбитражного суда Ульяновской области в части уплаты земельного налога за 2001 и 2003 годы приняты без учета указанных обстоятельств, в связи с чем дело подлежит направить на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции постановил:
Решение от 29.07.2005 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-1409/05 отменить в части признания незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы России по Засвияжскому району, г.Ульяновск, в принятии к исполнению уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2001 год, в части обязания налогового органа принять к исполнению уточненные декларации по земельному налогу за 2001 год и произведения зачета излишне уплаченных сумм налога за 2001 год в размере 108192 рублей в счет признания недействительным решения инспекции N 17-04 от 16.01.2004 о доначислении сумм земельного налога за 2003 год в размере 1069397,13 рублей, соответствующих сумм пени и налоговых санкций 164902,58 рублей.
В указанных частях дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области в ином составе судей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
...
Судьи
...
Текст документа сверен по:
рассылка