- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2005 года Дело N А49-2191/2005-136а/7
[Поскольку муниципальный фонд является некоммерческой организацией, созданной муниципальным исполнительным органом местного самоуправления для привлечения средств с целью обеспечения финансирования общегородских проектов, источники поступления средств определены решениями законодательного и исполнительного органа местного самоуправления, исключительно на основании их же решений привлеченные средства направляются на конкретные цели, получение фондом денежных средств, имущества и имущественных прав, а также их реализация по своей правовой природе реализацией, облагаемой НДС и налогом на прибыль, не является]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе: ..., с участием представителей сторон: от заявителя - Карпов В.В., адвокат, по доверенности от 25.10.2005, Кипарисов В.А., по доверенности N 29 от 02.10.2004; от налогового органа - Разина Т.А., специалист юридического отдела, по доверенности от 20.10.2005, Кежакина В.Н., заместитель руководителя, по доверенности от 20.10.2005; от прокуратуры - Белякова Л.Н., удостоверение 67746, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы прокуратуры Пензенской области, город Пенза, и Управления Федеральной налоговой службы России по Пензенской области, город Пенза, на решение от 24.05.2005 (судья ...) и постановление апелляционной инстанции от 18.07.2005 (председательствующий ..., судьи: ...) Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-2191/2005-136а/7, по иску Пензенского муниципального фонда "Жилье", город Пенза, к Управлению Федеральной налоговой службы России по Пензенской области, город Пенза, о признании незаконным решения, лицо, участвующее в деле, - прокурор Пензенской области, город Пенза, по встречному иску Управления Федеральной налоговой службы России по Пензенской области, город Пенза, к Пензенскому муниципальному фонду "Жилье", город Пенза, о взыскании 232395 рублей, установил:
Пензенский муниципальный фонд "Жилье" обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным решения от 24.02.2005 N 2 Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Пензенской области о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 604056 рублей, налога на прибыль в сумме 567990 рублей, пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 192859 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на прибыль в сумме 160105 рублей, начисления штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату НДС в размере 118797 рублей, за неуплату налога на прибыль в размере 113598 рублей.
Определением арбитражного суда от 20.04.2005 к участию в деле привлечен прокурор Пензенской области с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, на стороне Управления ФНС Российской Федерации по Пензенской области.
Управлением ФНС Российской Федерации по Пензенской области заявлен встречный иск о взыскании с Пензенского муниципального фонда "Жилье" налоговых санкций в сумме 118797 рублей за неуплату НДС и в сумме 113598 рублей по налогу на прибыль, принятый судом в соответствии с частью 3 статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для совместного рассмотрения с первоначальным иском.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.05.2005 требования муниципального фонда "Жилье" удовлетворены, оспариваемое решение налогового органа признано незаконным. В удовлетворении встречного иска отказано.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что фонд осуществлял инвестиционную деятельность, не относящуюся к реализации, и следовательно, не являющуюся объектом налогообложения НДС и налогом на прибыль.
Апелляционная инстанция постановлением от 18.07.2005 решение суда первой инстанции изменила, по первоначальному требованию оспариваемое решение налогового органа признала незаконным в части предложения уплатить НДС в сумме 426190 рублей, соответствующие пени и привлечения к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 83224 рублей, предложения уплатить налог на прибыль в сумме 511355 рублей, пени от указанной суммы налога и привлечения к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 102271 рубля. В остальной части заявленных требований отказала. По встречному иску взыскала с фонда "Жилье" в доход бюджета штраф в сумме 46900 рублей, в том числе 35573 рубля за неуплату НДС и 11327 рублей за неуплату налога на прибыль. В остальной части встречного иска отказала.
С принятыми судебными актами в части удовлетворения требований Пензенского муниципального фонда "Жилье" и отказа во встречных требованиях налогового органа не согласились Управление Федеральной налоговой службы России по Пензенской области и прокуратура Пензенской области и обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить в обжалуемой части, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Пензенский муниципальный фонд "Жилье" в отзыве на кассационную жалобу считает судебные акты законными и просит оставить их без изменения.
До принятия постановления по кассационной жалобе в судебном заседании был объявлен перерыв до 10 часов 01.11.2005.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон в судебном заседании, обсудив доводы кассационных жалоб, считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, с 21.12.2004 по 27.01.2005 Управлением Федеральной налоговой службы России по Пензенской области была проведена повторная выездная налоговая проверка муниципального внебюджетного фонда "Жилье", по результатам которой составлен акт N 1 от 27.01.2005 и вынесено решение N 2 от 24.02.2005.
Указанным решением Пензенский муниципальный внебюджетный фонд "Жилье" привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налогов на добавленную стоимость и на прибыль за 2002 год, в виде взыскания штрафов в суммах 118797 рублей и 113598 рублей. Фонду предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 604056 рублей и пени по нему в сумме 192859 рублей, налог на прибыль в сумме 567990 рублей и пени по нему в сумме 10069 рублей.
По мнению налогового органа, налогоплательщик в 2002 году в нарушение пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации занизил налоговую базу по НДС на сумму 2556795 рублей по передаче имущественных прав на квартиры, полученные от заказчиков-застройщиков в счет норматива участия в строительстве общегородских объектов. Кроме того, в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации не учел объект налогообложения в виде полученного вознаграждения за осуществление им сбора средств в размере 6 процентов объема средств, поступивших от заказчиков-застройщиков, что составило 1067081 рубль.
По налогу на прибыль налоговым органом сделан вывод, что в нарушение статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации фонд занизил внереализационные доходы на сумму 235978 рублей. В нарушение пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, необоснованно отнесены документально не подтвержденные затраты - стоимость полученных в счет норматива квартир. По итогам проверки сделан вывод о занижении налога на прибыль на сумму 567990 рублей.
Как установлено судом, Пензенский муниципальный фонд "Жилье" учрежден администрацией города Пензы в соответствии с постановлением главы администрации города Пензы N 855 от 06.07.95 в качестве не имеющей членства некоммерческой организации. Основными задачами фонда являются создание условий для привлечения различных внебюджетных источников финансирования в жилищную сферу, аккумулирование денежных средств предприятий, организаций и населения, направляемых для жилищного строительства, участие в формировании рынка жилья, содействие развитию производственной базы домостроения и обеспечение районов жилой застройки объектами инженерно-транспортной инфраструктуры, инвестирование аккумулированных средств в жилищную сферу города с целью строительства нового жилья, приобретение недвижимого имущества у граждан и юридических лиц.
В соответствии с Положением об условиях осуществления строительства на территории города Пензы, утвержденным решением Пензенской городской Думы N 121/9 от 30.08.2001, строительство (реконструкция) объектов на территории города Пензы осуществляется при участии заказчиков-застройщиков в строительстве общегородских объектов следующими способами: собственными силами в соответствии с техническими условиями строительства, перечислением на расчетный счет (или в иной форме расчетов) фонда "Жилье" средств, направляемых на строительство, либо покрытие расходов на строительство общегородских объектов, расселением ветхих и аварийных домов, сочетанием перечисленных способов. Размер средств, направляемых заказчиками-застройщиками на строительство общегородских объектов, устанавливается исходя из нормативов с учетом типа строящихся объектов и градостроительной ценности предоставляемого земельного участка. Расчет и сбор средств, направляемых на строительство общегородских объектов заказчиками-застройщиками, производит фонд "Жилье", уполномоченный заключать с заказчиками-застройщиками соответствующие договоры о предоставлении права осуществления строительства от имени городской администрации. Средства, получаемые по договорам о предоставлении права осуществления строительства, направляются на финансирование строительства объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, либо покрытие расходов на их строительство, финансирование научных и проектных работ, направленных на решение задач комплексной застройки жилых микрорайонов города Пензы, изучение и развитие инженерных коммуникаций, финансирования сноса и расселения ветхих и аварийных домов, финансирование строительства жилья для реализации его в рамках муниципальной ипотечной программы.
Конкретное расходование средств подлежит осуществлению в соответствии с Программой, утвержденной Пензенской городской Думой.
Пунктом 4 постановления главы администрации города Пензы N 1874 от 15.11.78 "Об утверждении Положения о порядке использования средств, поступающих в муниципальный фонд "Жилье", в качестве участия заказчиков-застройщиков в строительстве общегородских объектов", за осуществление работы по сбору средств, поступающих от заказчиков-застройщиков, фонду был установлен норматив вознаграждения в размере 6 процентов от объема поступивших средств.
Рассматривая спор, суды обоснованно исходили из того, что муниципальный фонд "Жилье" является некоммерческой организацией, созданной муниципальным исполнительным органом местного самоуправления, для привлечения средств с целью обеспечения финансирования общегородских проектов.
Источники поступления средств определены решениями законодательного и исполнительного органа местного самоуправления. Исключительно на основании их же решений привлеченные средства направляются на конкретные цели.
Таким образом, речь идет о фактическом инвестировании заказчиками-застройщиками общегородских проектов. При этом муниципальный фонд "Жилье" не полномочен определять ни источники средств, ни цели использования полученных средств, то есть этими средствами он не распоряжается.
Получение им денежных средств, имущества и имущественных прав, а также их реализация для осуществления вышеуказанных задач по своей правовой природе реализацией, облагаемой НДС и налогом на прибыль, предусмотренной статьями 146, 249 Налогового кодекса Российской Федерации, не является.
В силу Закона Российской Федерации от 25.02.99 "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
В силу Закона Пензенской области от 19.07.2000 N 217-ЗПО "Об инвестициях в Пензенской области" инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций (инвестирование) и совокупность действий по реализации инвестиций. Инвестиции - это денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины и оборудование, лицензии, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, лизинговые операции, интеллектуальные ценности, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения положительного социального эффекта.
Исходя из понятий инвестиционной деятельности и инвестиций, определенных в указанных выше нормативных актах, суд пришел к выводу, что передача муниципальному фонду "Жилье" заказчиками-застройщиками квартир в счет норматива участия, дальнейшая передача прав на эти квартиры гражданам, получение и направление средств на цели, определенные Программой развития - это и есть совокупность действий по реализации инвестиций, то есть инвестиционная деятельность.
Согласно пункту 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения операции, указанные в пункте 3 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 4 пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер.
Соответственно получение этих средств и дальнейшее использование в рамках такой деятельности не создавало объектов налогообложения для фонда "Жилье" как по НДС, так и по налогу на прибыль, поскольку такие средства не могут рассматриваться как доход фонда.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным решение налогового органа в части доначисления обсуждаемых налогов, пени и штрафов по сделкам, связанным с передачей имущественных прав физическим лицам на квартиры, полученные фондом в счет норматива участия в строительстве общегородских объектов и отказали налоговому органу в соответствующей части в удовлетворении встречного иска.
Доводы кассационных жалоб правильность выводов судебных инстанций не опровергают.
Доводы о том, что часть собранных средств истцом не была направлена на реализацию муниципальной ипотечной программы, а аккумулировалась на счете 86 "Финансирование ипотеки", не нашли отражение в решении N 2 от 24.02.2005 налогового органа и не могут быть основаниями для отмены судебных актов.
Материалы дела подтверждают и это установлено судами, что средства, полученные истцом от заказчиков-застройщиков, использовались по назначению, на финансирование общегородских объектов.
В то же время суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что получаемое фондом вознаграждение является доходом и подлежит обложению налогами на прибыль и НДС в силу статей 149, 156, 250 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому, признал правомерным вывод налогового органа о занижении истцом НДС на 177866 рублей (налоговая база 1067081 рубль) и налога на прибыль на 56635 рублей (налоговая база 235978 рублей).
На этом основании апелляционная инстанция изменила решение суда первой инстанции, отказав налогоплательщику в признании решения налогового органа в указанной выше части недействительным и, соответственно, удовлетворив встречные требования.
Постановление апелляционной инстанции в этой части сторонами не оспаривается.
Таким образом, подлежит оставлению без изменения постановление апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 18.07.2005 Арбитражного суда Пензенской области по делу N А49-2191/2005-136а/7 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
...
Судьи
...
Текст документа сверен по:
рассылка