- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2006 года Дело N Ф09-3780/06-С2
[Поскольку счета-фактуры были исправлены на момент проведения камеральной налоговой проверки и до вынесения инспекцией оспариваемого решения, то выводы судов о том, что обществом правомерно применены вычеты по НДС по спорным счетам-фактурам, являются верными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Уфы (далее - инспекция, налогоплательщик) на решение суда первой инстанции от 27.12.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 28.02.2006 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-36959/05.
В судебном заседании приняли участие представители: инспекции - Прохорова О.В. (доверенность от 11.01.2006 б/н); открытого акционерного общества "Амстар" (далее - общество, налогоплательщик) - Зубаиров И.А. (доверенность от 31.12.2005 б/н), Гареева Н.Ю. (доверенность от 31.12.2005 б/н), Садыков А.А. (доверенность от 31.12.2005 б/н).
Представители третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 22.08.2005 N 1310.
В порядке, предусмотренном ст.130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.12.2005 дело N А07-51945/05 по заявлению налогового органа о взыскании с налогоплательщика налоговых санкций, начисленных по п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), объединено с рассматриваемым делом в одно производство.
Решением суда первой инстанции от 27.12.2005 (судья ...) заявленные требования общества удовлетворены, оспариваемое решение признано недействительным.
В удовлетворении заявленных требований инспекции о взыскании налоговых санкций отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 28.02.2006 (судьи: ...) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, налоговый орган просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, полагая неправомерным применение обществом вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС).
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки декларации общества по налогу на добавленную стоимость за апрель 2004 года инспекцией принято решение от 22.08.2005 N 1310, которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 5674593 руб. 24 коп., а также предложено уплатить НДС в сумме 34478074 руб., пени - в размере 411284 руб. 01 коп.
Основанием для принятия данного решения послужили выводы налогового органа о неправомерном заявлении налогоплательщиком к вычету суммы НДС, уплаченных при приобретении у иностранных производителей оборудования, требующего монтажа, и запасных частей к нему, оприходованного на счетах 07 "Оборудование и установка", 010 "Материалы"*.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Здесь и далее следует читать: "10 "Материалы"".- Примечание .
По мнению инспекции, порядок применения вычетов по НДС по приобретенному оборудованию, требующему сборки (монтажа), установлен п.5 ст.172 Кодекса, в соответствии с которым общество вправе применить указанный вычет только после принятия данного оборудования на учет в качестве основных средств (счет 01 "Основные средства") и ввода оборудования в эксплуатацию.
Одновременно обществу отказано в возмещении НДС в сумме 94961 руб. 81 коп. в связи с несоответствием счетов-фактур требованиям, установленным ст.169 Кодекса.
Считая, что указанное решение не соответствует нормам гл.21 Кодекса, нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались ст.ст.169, 171, 172 и исходили из соблюдения обществом предусмотренных законом условий для применения налогового вычета по оборудованию, требующему монтажа, ввезенному на таможенную территорию Российской Федерации, в налоговом периоде, соответствующем принятию его к бухгалтерскому учету на счет 07 "Оборудование и установка".
Счета-фактуры, оформленные с нарушением ст.169 Кодекса, впоследствии были исправлены и представлены в налоговый орган до принятия им решения.
Кроме того, судами в действиях налогоплательщика не установлены признаки недобросовестности.
Данный вывод является правильным, соответствует материалам дела, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, действующему законодательству.
Согласно ст.171 Кодекса, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном ст.166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу п.2 ст.171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл.21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных п.2 ст.170 Кодекса;
2) товаров, приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с п.1 ст.172 Кодекса вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в п.п.2, 4 ст.171 Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
Положением п.5 ст.172 Кодекса предусмотрен порядок проведения вычета сумм налога, указанных в абз.1 п.6 ст.171 Кодекса, согласно которому вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объекта незавершенного капитального строительства.
В данном случае определяющим моментом для получения налогоплательщиком права на вычет сумм НДС на указанное выше оборудование являются его производственное назначение, фактическое наличие, учет и оплата.
Судами установлены и материалами дела подтверждены факты приобретения обществом оборудования, подлежащего монтажу, по контрактам, заключенным с иностранными поставщиками для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, оприходования и принятия его к бухгалтерскому учету по счету 07 "Оборудование к установке", фактической оплаты НДС при ввозе оборудования на таможенную территорию Российской Федерации.
Таким образом, обществом соблюдены все условия, установленные Кодексом для данного вида налога.
Довод налогового органа в отношении применения положений п.6 ст.171 и п.5 ст.172 Кодекса к рассматриваемым правоотношениям несостоятелен, поскольку п.5 ст.172 Кодекса установлен особый порядок предъявления к вычету сумм НДС, указанных в п.6 ст.171 Кодекса.
Следовательно, в данном случае право налогоплательщика на налоговый вычет в отношении НДС, уплаченного им на таможне при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, должно реализовываться в общем порядке в соответствии с п.1 ст.172 Кодекса без применения специальной нормы, установленной п.5 той же статьи.
Доказательств уплаты обществом оспариваемой суммы НДС подрядным организациям либо при приобретении оборудования для выполнения строительно-монтажных работ или объектов незавершенного строительства инспекцией в материалы дела не представлено.
В силу п.1 ст.172 Кодекса указанный налог возмещается обществу в налоговом периоде, соответствующем принятию его к бухгалтерскому учету.
Учет обществом ввезенного оборудования проведен налогоплательщиком на счетах 07 "Оборудование и установка", 010 "Материалы", что соответствует Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н, и свидетельствует о его оприходовании (учете). При этом обязательность ввода в эксплуатацию оборудования, как указывает инспекция, нормами ст.ст.171, 172 Кодекса не установлена.
При таких обстоятельствах, когда обществом выполнены все условия для предъявления НДС к вычету, выводы судов о правомерном предъявлении к вычету сумм НДС, уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации оборудования, и принятого к учету, соответствует нормам гл.21 Кодекса.
Обжалуя судебные акты в отношении применения обществом вычета по НДС в сумме 94961 руб. 81 коп. по счетам-фактурам, которые, по его мнению, не соответствуют требованиям, установленным ст.169 Кодекса, налоговый орган указывает на их замену в последующем.
В силу прямого указания в п.1 ст.169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном гл.21 Кодекса, которая должна быть оформлена с соблюдением требований, изложенных в п.п.5, 6 ст.169 Кодекса.
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п.п.5 и 6 ст.169 Кодекса, не могут служить основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. При этом действующее налоговое законодательство не запрещает налогоплательщику вносить изменения или заменить неправильно оформленный счет-фактуру на оформленный в соответствии с требованиями, установленными ст.169 Кодекса.
При неправильном оформлении продавцами счетов-фактур налогоплательщик в силу п.п.1, 2 ст.169, п.1 ст.171, п.1 ст.172 Кодекса может предъявить к вычету указанный в таких счетах-фактурах НДС только после получения от поставщика исправленного счета-фактуры.
Поскольку счет-фактура является документом налогового учета и его отсутствие у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде в надлежаще оформленном виде лишает налогоплательщика права на получение вычета, вычет НДС может быть осуществлен только за тот налоговый период, когда счет-фактура получена в исправленном виде.
Материалами дела подтверждается и не отрицается налоговым органом факт представления обществом в инспекцию во время проведения камеральной налоговой проверки, до принятия оспариваемого решения правильно оформленных, соответствующих требованиям, установленным ст.169 Кодекса, счетов-фактур (т.1, л.д.70-88), а также доказательств уплаты НДС.
Отсутствие в счетах-фактурах номера платежно-расчетного документа, кода причины поставки на налоговый учет, а также наличие в счете-фактуре вместо указания грузополучателя и его адреса записи "он же" не опровергают факта уплаты денежных средств и не создает препятствий для поступления сумм НДС в бюджет. Вышеуказанное позволяет идентифицировать поставщика, покупателя.
Поскольку счета-фактуры были исправлены на момент проведения камеральной налоговой проверки и до вынесения инспекцией оспариваемого решения обществом были исправлены, то выводы судов о том, что обществом правомерно применены вычеты по НДС по спорным счетам-фактурам, являются верными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Кроме того, ни гл.21 Кодекса, ни Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, не содержат положения о том, что допущенные при оформлении счетов-фактур нарушения не могут быть устранены, а недостающая информация - восполнена.
Довод инспекции о том, что счета-фактуры были исправлены в ином налоговом периоде, не соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, выводы судов о соблюдении обществом всех условий, содержащихся в ст.ст.171, 172 Кодекса при отсутствии признаков недобросовестности, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленными по делу доказательствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение суда первой инстанции от 27.12.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 28.02.2006 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-36959/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Уфы - без удовлетворения.
Председательствующий
...
Судьи
...
Текст документа сверен по:
рассылка