почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
января
12
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 2006 года Дело N А56-35314/2005


[Суд признал недействительным решение ИФНС о взыскании пеней по налогу на прибыль за счет денежных средств налогоплательщика, так как ИФНС нарушены положения пункта 4 статьи 69 НК РФ при оформлении требования в отношении уплаты пеней]

    
    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Корпусовой О.А., судей: Дмитриева В.В. и Самсоновой Л.А., при участии представителей: открытого акционерного общества "Промышленно-строительный банк" - Жужома И.А. (доверенность от 26.01.2006 N 215/99), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу - Анисимовой А.В. (доверенность от 17.04.2006 N 03-15-09/00737), рассмотрев 15.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2005 (судья Загараева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2006 (судьи: Фокина Е.А., Старовойтова О.Р., Шульга Л.А.) по делу N А56-35314/2005, установил:
    
    Открытое акционерное общество "Промышленно-строительный банк" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 04.07.2005 N 166 о взыскании пеней и требования об уплате налога по состоянию на 09.06.2005 N 994.
    
    Решением суда первой инстанции от 05.10.2005 заявленные обществом требования удовлетворены.
    
    Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.03.2006 решение от 05.10.2005 оставлено без изменения.
    
    В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение и постановление, указывая, что перечисленные обществом в качестве налога денежные средства в результате неправильного указания кода бюджетной классификации поступили на код дохода 8100000 - "Невыясненные поступления". Налоговый орган считает, что общество не исполнило обязанность по уплате налога надлежащим образом, поэтому в соответствии со статьей 75 и пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации с него должны быть взысканы пени. Инспекция также ссылается на неправильное применение судом положений статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
    
    В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель общества отклонил их по мотивам, изложенным в отзыве.
    
    Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
    
    Как следует из материалов дела, общество в платежных поручениях от 28.03.2005 N 09512 и от 28.04.2005 N 090735 и от 28.04.2005 N 090732 на перечисление авансовых платежей по налогу на прибыль, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, по срокам уплаты 28.03.2005 и 28.04.2005, соответственно, указало неверный код бюджетной классификации (листы дела 10-11): следовало указать - 000 1 01 01012 02 0000 110 (налог на прибыль зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации), тогда как налогоплательщик указал - 000 1 01 01020 01 0000 110 (налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 18.07.2001 N 75-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальные налоговые ставки для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации). Коды бюджетной классификации установлены в приложении 2 к Федеральному закону от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
    
    Инспекция указывает в жалобе, что в связи с неправильным указанием реквизитов кода бюджетной классификации денежные средства поступили в управление Федерального казначейства Минфина России по Санкт-Петербургу на код дохода 810 0000 - "Невыясненные поступления".
    
    Общество 18.05.2005 обратилось в инспекцию с заявлением N 212/01-1790/1517 о направлении платежей, перечисленных платежными поручениями N 090512 на сумму 845374 руб., N 090732 на сумму 68451885 руб. и N 090735 на сумму 30873216 руб., в уплату налога на прибыль в бюджет Санкт-Петербурга (лист дела 16).
    
    В налоговый орган 25.05.2005 поступило заявление общества N 212/01-1873 о возврате ошибочно перечисленных платежей по налогу на прибыль по вышеуказанным платежным поручениям. Инспекцией 30.05.2005 составлены заключения о возврате на счет налогоплательщика "переплаты, образовавшейся в результате ошибочной уплаты налога на суммы 845374 руб., 68451885 руб., 30873216 руб."; в тот же день, 30.05.2005 общество повторно перечислило налог на прибыль по срокам уплаты 28.03.2005 и 28.04.2005 с указанием правильного кода бюджетной классификации.
    
    В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
    
    В данном случае общество в связи с неверным указанием кода бюджетной классификации перечислило авансовые платежи по налогу на прибыль по коду бюджетной классификации "налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 18.07.2001 N 75-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальные налоговые ставки для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации"; в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" эти суммы налога на прибыль подлежали зачислению в федеральный бюджет в полном объеме. Налогоплательщик же должен был уплатить авансовые платежи по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта федерации (бюджет Санкт-Петербурга). Суд кассационной инстанции считает, что управление Федерального казначейства Минфина России по Санкт-Петербургу правомерно отнесло перечисленные обществом суммы к невыясненным (неклассифицированным) поступлениям в соответствии с пунктами 10-12 Порядка учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н. Тем более, что в платежных поручениях заявителя в пятой позиции кода бюджетной классификации значится "01" - код бюджета Российской Федерации, а не "02" - код бюджета субъекта федерации. На основании сведений, указанных обществом в платежных поручениях N 090512, N 090732 и N 090735, орган федерального казначейства не мог учесть уплаченные налогоплательщиком суммы по коду бюджетной классификации "Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации".
    
    На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает ошибочным вывод суда первой инстанции о неправомерности начисления обществу пеней в связи с тем, что обязанность по уплате налога исполнена налогоплательщиком своевременно и в полном объеме. В данном случае общество допустило просрочку уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга по срокам уплаты 28.03.2005 и 28.04.2005. Ошибка в указании кода бюджетной классификации произошла по вине налогоплательщика. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 17.12.96 N 20-П, пени являются компенсацией потерь казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. В данном случае у налогоплательщика возникла фактическая задолженности перед соответствующим бюджетом по уплате конкретного налога.
    
    Однако кассационная коллегия считает, что суд правомерно признал недействительными требование от 09.06.2005 N 994 об уплате налога и решение от 04.07.2005 N 166 о взыскании 876200 руб. 97 коп. пеней за счет денежных средств налогоплательщика.
    
    Принудительное взыскание пеней осуществляется в таком же, что и недоимка по налогам, порядке (пункт 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации). То есть до взыскания с общества пеней в бесспорном порядке, установленном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган обязан направить требование об их уплате в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 названного Кодекса.
    
    Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. В пункте 4 статьи 69 Кодекса указано, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
    
    Суд первой инстанции правомерно сослался на разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 28.02.2001 N 5, согласно которым досудебное урегулирование спора по вопросу взыскания пеней состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней размера недоимки, даты, с которой начисляются пени, и ставки пеней, то есть данных, позволяющих убедиться в обоснованности начисления пеней (пункт 19 постановления).
    
    Такое официальное толкование норм налогового права создает для налогоплательщика условия, когда он, исходя из содержания требования об уплате налога и пеней, в состоянии четко определить, куда, за какой налоговый период и в каком объеме должен внести обязательные платежи.
    
    Исходя из положений приведенных норм, а также части второй статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требование об уплате недоимок и пеней может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по их уплате или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными.
    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает обоснованным, подтвержденным материалами дела и не подлежащим переоценке кассационной инстанцией в силу ограничений, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вывод судов первой и апелляционной инстанций о существенном нарушении налоговой инспекцией положений пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при оформлении требования в отношении уплаты 876199 руб. 40 коп. пеней. Сведения указанные в требовании инспекции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В графе "Установленный срок уплаты" требования инспекции N 994 указано - 01.06.2005. Эта дата не соответствует сроку уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль (28.03.2005 и 28.04.2005), и также не может быть сроком уплаты пеней, поскольку авансовые платежи перечислены обществом повторно с правильным указанием кода бюджетной классификации - 30.05.2005. Размер недоимки на которую начислены пени и период просрочки в требовании также не указаны.
    
    В связи с несоответствием требования N 994 положениям пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации следует признать, что решение от 04.07.2005 N 166 вынесено налоговым органом с нарушением порядка, установленного пунктом 3 статьи 46 названного Кодекса.
    
    На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2006 по делу N А56-35314/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

    
    

Председательствующий
О.А.Корпусова

Судьи:
В.В.Дмитриев
Л.А.Самсонова




Текст документа сверен по:
рассылка


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование