почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
января
23
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2006 года Дело N КГ-А40/9348-06


[Дело о признании за истцом права собственности на спорный объект недвижимости направлено на новое рассмотрение с указанием суду установить, какой правовой статус имеет спорный объект недвижимости, входит ли он в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, относится ли к жилищному фонду (при этом дать оценку доказательствам истца), разрешить вопрос об имеющихся расхождениях в адресе спорного объекта недвижимости]

(Извлечение)


     Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: ..., установил:

     Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом (далее - ФАУФИ) о признании права собственности на строение 8 по улице Пречистенке, дом 32/1.

     Заявленное требование истец обосновывает неправомерным отнесением ФАУФИ здания, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Пречистенка, д.32/1 стр.8 к объектам федеральной собственности и закреплением его на праве оперативного управления за государственным учреждением "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", как объекта культурного наследия, поскольку это недвижимое имущество является муниципальной собственностью, принадлежит жилому фонду, в котором зарегистрированы и проживают физические лица.

     К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены государственное учреждение "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" Министерства культуры Российской Федерации (далее - ГУ "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры"), Комитет культурного наследия города Москвы (далее - Москомнаследие), Главное управление Федеральной регистрационной службы по городу Москве (далее - ГУ ФРС по г.Москве).

     Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 февраля 2006 года в иске отказано.

     Суд мотивировал свое решение недоказанностью заявленного требования, а также указал на то обстоятельство, что в настоящее время порядок разграничения объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности, на федеральную, муниципальную и собственность субъектов Российской Федерации, не определен.

     Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2006 года N 09АП-3593/2006 решение оставлено без изменения, с поддержанием выводов суда первой инстанции. При этом апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии нарушений законодательства при внесении спорного объекта в реестр федеральной собственности и закреплении его на праве оперативного управления за ГУ "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры".

     Законность вынесенных решения и постановления проверяется в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы, который считает, что при принятии обжалуемых судебных актов судом нарушены нормы материального права, просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.

     По мнению заявителя кассационной жалобы, спорное недвижимое имущество представляет собой жилой дом, относится исключительно к муниципальной собственности и не может являться объектом федеральной собственности, право оперативного управления ГУ "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" ничтожно.

     В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы поддержал доводы, в ней изложенные, просил решение и постановление отменить.

     Представитель ГУ "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" возражал против доводов кассационной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать.

     Представитель Москомнаследие поддержал доводы кассационной жалобы, просил решение и постановление отменить.

     ФАУФИ и ГУ ФРС по г.Москве о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом извещены: имеются почтовые уведомления, однако своих представителей указанные лица в суд не направили.

     Выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм процессуального и материального права при вынесении решения и постановления, Федеральный арбитражный суд Московского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи со следующим.

     Как усматривается из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, распоряжением Министерства культуры Российской Федерации и Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 429/1376-р от 22 декабря 2000 года за ГУ "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" на праве оперативного управления закреплены объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в том числе Усадьба: дом Степанова, гимназия Поливанова XVIII-XIX вв., расположенная по адресу: ул.Пречистенка, д.32/1.

     Согласно приложению N 1 к постановлению Совета Министров РСФСР от 30.08.60 N 1327 в список памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, включен дом Степанова, гимназия Поливанова, XVIII-XIX вв., расположенный по адресу: Кропоткинская ул. (ныне Пречистенка), 32.

     Московским городским комитетом по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право оперативного управления ГУ "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" на здание, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Пречистенка, д.32/1, стр.8, площадью 649,7 кв.м, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12 марта 2002 года сделана запись регистрации N 77-01/31-069/2002-741 и выдано свидетельство о государственной регистрации права 77 АА 923674.

     Согласно свидетельству N 009014 имущество, закрепленное на праве оперативного управления за ГУ "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" внесено в реестр федерального имущества.

     В обоснование заявленных требований истец ссылается на принадлежность недвижимого имущества, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Пречистенка, д.32/1, стр.8 к жилому фонду, являющемуся муниципальной собственностью, а также отсутствием спорного строения в списках объектов, отнесенных к памятникам исторического и культурного наследия федерального значения.

     Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды сделали вывод о правомерности внесения спорного объекта недвижимости в реестр федеральной собственности и закреплении его на праве оперативного управления за ГУ "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры".

     Между тем, с такими выводами судов нельзя согласиться, поскольку они сделаны при неполном исследовании обстоятельств дела и неправильном применении норм материального права в связи со следующим.

     В качестве фактических оснований заявленных требований истец приводит доводы о том, что спорное домовладение представляет собой жилой дом, при этом истцом представлены в материалы дела документы ТБТИ "Центральное", выписки из домовой книги, справки ГУП ДЕЗа района "Хамовники" и договор, в соответствии с которым последний несет расходы по эксплуатации спорного недвижимого объекта.

     Помимо этого, истец ссылается также на проживание в спорном строении на основании договоров социального найма физических лиц.

     Однако суды при рассмотрении настоящего дела не дали надлежащей правовой оценки этим доводам истца и представленным им доказательствам и не исследовали вопрос об отнесении спорного объекта к жилищному фонду, о наличии договоров социального найма и проживании физических лиц в спорном объекте.

     Между тем, установление этих обстоятельств имеет существенное значение для правильного разрешения спора, поскольку согласно приложению N 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд относится к объектам муниципальной собственности.

     Кроме того, имеющиеся в материалах дела копии финансово-лицевых счетов содержат данные по объектам, расположенным по адресу: М.Левшинский пер., д.1, стр.8.

     Однако, обстоятельства наличия противоречий относительно адреса спорного объекта недвижимости судами не устранены.

     Таким образом, делая вывод о правомерности отнесения спорного объекта недвижимости к федеральной собственности, суды не установили обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения настоящего спора.

     Помимо этого, в заявленных требованиях истец просит признать право собственности на спорный объект за Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы.

     Между тем в судебном заседании кассационной инстанции представитель истца пояснил, что по сути исковые требования направлены на признание права собственности на спорный объект за городом Москвой в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы.

     Согласно пункту 1.2 Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы N 310-ПП от 23 апреля 2002 года, Департамент от имени Правительства Москвы в отношении недвижимого имущества в жилищной сфере, принадлежащего городу Москве и предназначенного для решения общегородских жилищных программ и социальных задач, осуществляет правомочия собственника по распоряжению им, в том числе поступающими в собственность города жилыми домами (жилыми помещениями) в результате реализации инвестиционных контрактов по строительству (реконструкции).

     Департамент вправе представлять в установленном порядке в пределах своей компетенции интересы города Москвы в органах государственной власти Российской Федерации и города Москвы, представлять интересы города в арбитражных судах, судах общей юрисдикции, иных судебных и правоохранительных органах в пределах полномочий, предоставленных Департаменту (п.п.3.1, 3.4 указанного Положения).

     В связи с этим, судам необходимо было предложить истцу уточнить заявленные требования.

     Учитывая вышеизложенное, выводы обеих судов нельзя признать обоснованными, поэтому решение и постановление подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

     При новом рассмотрении дела, суду необходимо установить, какой правовой статус имеет спорный объект недвижимости, входит ли он в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, относится ли к жилищному фонду (при этом дать оценку доказательствам истца), разрешить вопрос об имеющихся расхождениях в адресе спорного объекта недвижимости, предложить сторонам представить дополнительные доказательства в обоснование своих требований и возражений, а истцу уточнить предмет иска, после чего правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.

     Руководствуясь ст.ст.274, 284, 286, п.3 ч.1 ст.287, ч.ч.1-3 ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:

     Решение Арбитражного суда г.Москвы от 26 февраля 2006 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2006 года N 09АП-3593/2006 по делу N А40-78881/05-85-651 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд г.Москвы.

     

Председательствующий
     ...

     Судьи
     ...


     

Текст документа сверен по:
рассылка


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование