почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
13
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

Законодательство и экономика, N 2, 2003 год
Рубрика: Финансы и налоги

А.В.Боброва
Профессор Международного института экономики и права

    

СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ В НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ


    Противоречия и отсутствие полного спектра данных в налоговом законодательстве создают многочисленные судебные прецеденты по спорным вопросам налогообложения. Этим упущениям и противоречиям посвящена предлагаемая вашему вниманию статья профессора Международного института экономики и права А.В.Бобровой.
    
    Налоговый Кодекс Российской Федерации устанавливает основные положения, структуру и конкретные формы реализации налоговой системы.

    В определениях налога и сбора, данных в Кодексе, заложены основные различия этих видов платежей, однако в существующей классификации использование этих терминов не всегда соответствует смысловой нагрузке налога или сбора. Например, налоги, зачисляемые в дорожные фонды, правильнее было бы отнести к сборам, так как они не пополняют напрямую территориальный бюджет, а зачисляются в специальные фонды. Эти суммы используются по целевому назначению - на развитие дорожного строительства и ремонт дорог, т.е. в конечном счете в интересах конкретной группы налогоплательщиков, хотя напрямую с юридически значимыми действиями не связаны. Связь эта опосредованная. Скажем, уплата транспортного налога в практике ГИБДД является условием выдачи талона о прохождении технического осмотра. Налог на наследование или дарение сопровождает прямые юридические действия, направленные на переход имущества от одного физического лица к другому, в котором участвует и государство (в лице БТИ и учреждения юстиции по регистрации прав), поэтому речь опять-таки идет о сборе.

    Наоборот, сбор на содержание милиции и городского пассажирского транспорта, действующий, в частности, в г.Челябинске, не означает для налогоплательщика (тем более, что им является юридическое, а не физическое лицо) каких бы то ни было юридически значимых действий со стороны государственных органов. Следовательно, по сути своей это налог, а не сбор.

    В действующей системе налогов в соответствии с бюджетом содержатся термины "платежи" или "плата". По основным признакам они относятся к налогам или сборам и имеют прямой налоговый аналог в НК РФ.

    Есть еще и плата за услуги государственных или муниципальных учреждений. По-видимому, здесь речь идет не о налоговых, а о гражданских правоотношениях, но четких критериев отнесения таких платежей к налоговым или неналоговым в нормативных источниках не приводится.

    В связи с многочисленными судебными процессами встает вопрос об определении таких критериев. Правовые признаки налоговых и неналоговых платежей, имеющих на данном этапе денежную форму, удобнее и нагляднее представить в виде таблицы, приведенной в конце статьи.

    Ряд проблем налогового законодательства, безусловно, связан с искажением или прямым игнорированием основных принципов налогообложения.

    Данные о регулярном нарушении субъектами Российской Федерации налогового законодательства свидетельствуют о периодических попытках местной и региональной власти пополнить бюджеты за счет введения сборов, впоследствии признаваемых незаконными. Примером может служить введенный, а затем отмененный по решению суда в 1997 году сбор за торговое место в городе Челябинске в дополнение к местным лицензионным сборам и сбору за право торговли.

    Российское налоговое законодательство запрещает налоговую дискриминацию. В то же время само наличие единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности ставит его плательщиков в жесткие рамки обязательности и в невыгодное положение в сравнении с другими малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями, т.е. нарушается принцип справедливости.

    Ряд законодательных актов по сути своей относится к законам федерального уровня (например, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте), но не фигурирует в Налоговом кодексе РФ. Это можно считать нарушением принципа единого источника.

    К сожалению, часть принципов налогообложения, декларируемых за рубежом, нечасто упоминается в отечественных источниках. Это такие принципы, как:

    1. Удобство, т.е. простота расчета налогов и упрощенное восприятие положений законов, обоснованность порядка уплаты.

    Последние изменения в законе по налогу на рекламу в г.Челябинске привели к тому, что ежеквартальная отчетность стала ежемесячной. Кроме дополнительных временных затрат и несоответствия их масштабу налога, не учтено, что размещение рекламы - периодический, а не постоянный процесс.

    Нарушение принципа удобства проявилось еще и в том, что ранее у налогоплательщика была возможность уплатить налог на рекламу через налогового представителя - рекламное агентство вместе с оплатой сумм за изготовление и размещение информации, теперь обязанность по уплате налога с ежемесячным его декларированием лежит на самом налогоплательщике.

    2. Достаточность, то есть наполняемость бюджетов всех уровней.

    3. Подвижность, то есть быстрый рост или сокращение количества и ставок налогов в зависимости от экономического состояния страны.

    4. Стабильность, то есть устойчивый оптимальный набор налогов и сборов в течение определенного промежутка времени.

    Наименьшим уровнем стабильности обладают федеральные и местные налоги. Их перечень постоянно претерпевает изменения, а местные налоги хронически не увязываются с системой местных налогов соседних регионов, что создает почву для перетекания капитала.

    5. Множественность налогов для рассредоточения налогового бремени.

    Неудивительно, что эти принципы не декларируются. С введением нового варианта любого из федеральных налогов увеличивается поток писем в налоговые органы высшего уровня с просьбами разъяснить те или иные моменты. Большинство специалистов отмечает, что термин "стабильность" вовсе не применим к российской системе налогообложения: практически ежедневно появляются новые документы. Введение их в действие постоянно вызывает затруднения у работников налоговых органов и бухгалтеров.

    Основное положение в области налогообложения - один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения - предполагает, что в налоговой системе существует либо налог на добавленную стоимость, либо налог с продаж. Это положение во многом определяет структуру всех налогов и сборов для каждой страны. Целесообразность отмены одного из косвенных налогов очевидна, так как по сути это один и тот же налог, облагающий, с точки зрения НДС, каждую стадию производства и реализации продукции (работ, услуг), а с позиции налога с продаж - конечную стадию реализации.

    Интересно отметить, что в одних и тех же законодательных актах по налогам и сборам содержится ряд противоречивых положений, затрудняющих работу с ними. Достаточно привести пример из Налогового кодекса. С одной стороны, "нормы законодательства о льготах по налогам и сборам не могут носить индивидуального характера", но в том же разделе содержится фраза: "В исключительных случаях для налогоплательщика может быть установлена индивидуальная льгота". Неясно, что можно считать исключительным случаем и почему принцип справедливости можно трактовать в зависимости от условий деятельности налогоплательщика.

    Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов должны быть увязаны в "зеркальном отражении". Насколько же иллюзорными выглядят права налогоплательщиков, если обязанности должностных лиц налоговых органов состоят из трех пунктов, причем последний из них - "корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам" - никак не дифференцирует уровень этой самой внимательности. Подтверждением такого вывода может служить распространенный факт вызова в налоговую инспекцию без надлежащего повода. Например, нотариусы при подаче сведений о наследовании и дарении имущества в налоговые органы теперь не обязаны указывать степень родства граждан, оформляющих нотариальные документы; налоговик имеет достаточно информации для установления степени родства и не должен вызывать супругов при оформлении дарственной для расчетов по налогу на наследование или дарение.

    Два пункта, указанные в разделе о правах налогоплательщика, а именно предоставление налоговым органам пояснений по исчислению и уплате налогов и по актам налоговых проверок, а также получение налоговых уведомлений и требований об уплате налогов, выглядят скорее как обязанности, которые налогоплательщик исполняет весьма неохотно.

    Возникает и другой вопрос: зачем налогоплательщику требовать от налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также налоговой тайны, если это - неотъемлемые обязанности налоговых органов?

    Неукоснительное соблюдение прав налогоплательщиков могло бы способствовать стабилизации таких отношений. Такое возможно только при рассмотрении каждого права в целом без введения каких-либо исключений. Так, требование к налоговому инспектору соблюдать налоговую тайну почему-то не распространяется на информацию о нарушителях налоговой дисциплины. Просочившись в прессу, такая информация может привести даже к банкротству фирмы, вызванному одновременным предъявлением всеми ее кредиторами требований об уплате долгов.

    Противостояние по этому пункту приобрело такие масштабы, что Министерство по налогам и сборам издало специальное письмо (Письмо МНС РФ от 5 марта 2002 года N ШС-6-14/252), где на основании нормативной документации доказывало обоснованность действий налоговых органов, не обязанных соблюдать налоговую тайну в отношении правонарушений.

    Только два пункта в правах налоговых органов, а именно требовать от налогоплательщика документы для исчисления налогов и сборов и устранения нарушения налогового законодательства, соотносятся с обязанностями налогоплательщиков. Это означает, что налоговым органам предоставлены практически неограниченные права при отсутствии механизма контроля за их деятельностью.

    Принципиально новыми в разделе о правах налоговых органов являются пункты о создании налоговых постов (пока никак не детализированные), и о контроле за соотношением крупных расходов физических лиц и их доходов. Последний ориентирует налоговую систему РФ на западные стандарты и документально подтвержден в специальном приказе Министерства РФ по налогам и сборам*.
________________
    * Приказ МНС РФ от 2 декабря 1999 года N АП-3-08/379 "Об утверждении форм документов, необходимых при проведении налогового контроля за расходами физического лица".

    Органы налоговой полиции имеют практически неограниченные права, включающие в себя полномочия налоговых органов и органов внутренних дел. Об их обязанностях в Налоговом Кодексе не упоминается, дается только косвенная ссылка о возмещении ущерба, причиненного ими налогоплательщику за счет средств федерального бюджета.

    Ряд нарушений налогового законодательства связан с упущениями в классификации налогов и сборов. Система налоговых платежей России представлена на схемах 1, 2. Очевидны различия системы, установленной Налоговым кодексом РФ, и реально действующей схемы налогов и сборов.

    Даже в представленных в первой и второй частях Налогового кодекса списках федеральных налогов есть различия в названии одного и того же налога, поэтому приходится ориентироваться на вторую часть с более поздними изменениями и дополнениями. В первой части приводятся два уже отмененных налога, а во второй без прямого указания на замену - налог на добычу полезных ископаемых.

    Серьезная проблема - недоработанность второй части Налогового кодекса: 16 налогов, декларированные в первой части НК РФ, не имеют описания во второй. Приходится опираться на действующее законодательство, увязывая его с системой налогов и сборов Налогового кодекса. В некоторых случаях временный аналог можно установить без труда (государственная пошлина, налог на игорный бизнес), но аналоги лесного налога и сбора за право пользования водными биологическими ресурсами, с точки зрения бюджета, вовсе не являются налоговыми платежами.

    В Налоговом кодексе приводятся три налога, не только не описанные в тексте документа, но и не имеющие аналога в нормативной литературе. Суть налога на недвижимость ясна: он должен заменить три имущественных налога (земельный налог, налог на имущество организаций и физических лиц). Сдерживают введение налога оценка имущества для физических лиц по остаточной стоимости и низкая платежеспособность граждан, а также отсутствие планомерной земельной реформы в стране.

    Что касается налогов на доходы от капитала и на дополнительный доход от добычи углеводородов, то о смысле их можно только догадываться.

    Система действующих налогов и сборов более сложна. Во-первых, есть различия между терминами, а также положением налога в системе согласно нормативным документам по этому налогу и бюджету РФ.

    Во-вторых, в соответствии с бюджетными документами список федеральных налогов дополнен пятью действующими налогами, ссылок на которые нет в Налоговом кодексе. Налог на операции с ценными бумагами выделен некорректно, так как подпадает под общую схему налога на прибыль организаций; кроме того, доходы по нему крайне незначительны.

    Действующая система местных налогов, приведенная на основе Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2218-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), находится в явном противоречии с Налоговым кодексом. В Законе отсутствует налог на наследование или дарение, а в качестве обязательных на всех территориях указываются земельный налог, налог на имущество физических лиц (аналогично - в Налоговом кодексе) и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

    В списке местных не указаны налоги и сборы, отменяемые при введении регионального налога с продаж.

    Без учета всех приведенных выше неточностей и противоречий в налоговом законодательстве не избежать многочисленных судебных процессов, не стабилизировать налоговые отношения в обществе.


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование