почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
29
понедельник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

Законодательство и экономика, N 10, 2005 год     
Рубрика: Финансы и налоги

С.Н.Карахотин
Начальник отдела Департамента экономики и
финансов Министерства образования и науки Российской Федерации     
   


Инвестиционные стимулы в условиях налогового реформирования:
зарубежный опыт и оценка изменений в Российском Законодательстве


    
    Центральной проблемой для экономики России является увеличение темпов экономического роста, которые зависят в основном от инвестиций. Внутренние инвестиции могут стимулироваться различными способами, в том числе посредством реформирования налоговой системы. Начальник отдела Департамента экономики и финансов Министерства образования и науки Российской Федерации С.Н. Карахотин дает оценку произошедшим изменениям.          


         Существенный этап в реформировании налоговой системы в Российской Федерации, изменивший уровень налоговых ставок, а также ряд налогов (в том числе уменьшены ставки налога на прибыль организаций с 30 до 24% и налога на доходы физических лиц до 13%) был осуществлен в 2002 году. Также были изменены налоговые ставки на процентный доход, дивиденд, некорпоративный доход и на доход от прироста капитала. Претерпели изменения нормы налоговой амортизации в связи с введением укрупненных амортизационных групп и изменением сроков полезного использования фондов и правил начисления амортизации. В отличие от многих зарубежных стран, в которых проводилось реформирование налогового законодательства, и публиковались соответствующие научные исследования по проблеме налогового стимулирования инвестиций, опубликованных отечественных исследований по указанной тематике в России практически нет.
    
    Зарубежные исследования были начаты в 70-е гг. XX в. и наиболее интенсивно осуществлялись перед налоговой реформой 1986 года в США, а также после ее завершения. Пионером в этой области был профессор Дэйл Йоргенсон (США), на работы которого идут многочисленные ссылки до настоящего времени.
    
    Принимая во внимание практическое отсутствие опубликованных отечественных исследований по указанной проблеме, возникает необходимость в оценке масштабных налоговых изменений, осуществленных в Российской Федерации в 2002 году, с точки зрения их влияния на стимулирование инвестиций. При этом важно ответить на вопрос: как и в какой мере изменение налоговых ставок влияет на инвестиционный спрос? Для получения ответа потребовалось привлечение математического аппарата (разработка математической модели), учитывающего особенности нашей экономики, а именно положения отечественного законодательства по амортизации и вычету процентов при определении прибыли, имеющие существенное влияние на инвестиции совместно с уровнем налоговых ставок.
    
    В целом кроме налоговой и амортизационной составляющей немаловажным фактором влияния на инвестиции является непосредственно финансовая политика фирм. Финансовая политика - это другой существенный вопрос, который приходилось учитывать при моделировании, так как она определяет структуру источников инвестиций (заемный капитал, нераспределенная прибыль, акции), влияющую на итоговую норму отдачи инвестиций.
    
    Как известно, влияние налоговой составляющей на инвестиции относится к категории издержек использования капитала. При анализе выявлено, что существующие в российской классификации десять амортизационных групп основных фондов имеют различные издержки на капитал при одних и тех же налоговых ставках из-за различной налоговой амортизации. Каждая группа фондов различается также по величине экономической амортизации, представляющей собой снижение стоимости фонда из-за фактического экономического износа (понятие "экономическая амортизация" в виде фактического экономического износа впервые ввел П. Самуэльсон, другой исследователь - А. Сандмо - называет эту амортизацию "истинной" по сравнению с амортизацией для налоговых целей). В отечественной экономике нет данных о том, что одни и те же группы фондов имеют различную экономическую амортизацию в зависимости от сектора экономики, в отличие, например, от американской системы, где существуют достаточно полные списки экономической амортизации различных видов фондов в разных секторах экономики. Определение экономической амортизации для нашей экономики является довольно сложным делом, в связи с чем в дальнейшем оно принимается в трактовке зарубежных исследователей.
    

    Итак, каждая группа основных фондов имеет свое значение налоговой и экономической амортизации, а одни и те же фонды - различные издержки использования капитала (рентные оценки) в зависимости от того, в каком секторе экономики они находятся (корпоративном или некорпоративном), поскольку облагаются по-разному.
    
    При дальнейшем исследовании потребовалось определить возможность применения некоторых положений российского налогового законодательства к исчислению дохода от капитала и другим видам доходов в различных секторах. Так, доход от капитала, введенного в корпоративном секторе, облагается налогом и на корпоративном (налог на прибыль, налог на имущество), и на индивидуальном уровне (налог на дивиденд, на прирост капитала). В российской экономике, как и в любой другой, кроме корпораций (акционерных обществ) существует довольно большой некорпоративный сектор, который по типу налогообложения можно разделить на две условных части. К некорпоративному сектору N 1 относятся индивидуальные предприниматели, семейные фирмы, различного рода ремонтные фирмы, фирмы, торгующие недвижимостью и сдающие в аренду помещения, фермеры (в сельском хозяйстве) и др. Они облагаются не налогом на прибыль как корпорации, а налогом на доход физических лиц. Доход от некорпоративного капитала в данном секторе облагается налогом только на индивидуальном уровне (на доходы и имущество физических лиц). К некорпоративному сектору N 2 относятся фирмы, доход от капитала которых облагается налогом на прибыль. Это, например, фирмы с небольшим числом наемных работников в строительстве и других отраслях экономики. Они облагаются также налогом на имущество. С учетом характерных особенностей нашего налогового законодательства в рентной оценке каждого типа фонда как в корпоративном, так и некорпоративном, а также домашнем секторе была использована концепция рентной оценки. В указанной концепции рентная оценка услуг капитала (рентная или арендная цена) определяется неявным равенством между стоимостью приобретения одной единицы актива в начальный период и современной стоимостью будущих значений рентных доходов от этого актива.
    
    Сложность и многоплановость исследуемой темы при разработке математической модели требует также учета и фактора инфляции. Амортизационные отчисления, которые вычитаются из налоговой базы при определении прибыли, обесцениваются со временем в связи с инфляцией. Для снижения этого эффекта на практике используется ускоренная амортизация. При определении накопленной современной удельной стоимости налоговой амортизации в модели предусматривалось дисконтирование по номинальной процентной ставке, и таким образом учитывался темп роста инфляции.
    

    Моделирование перехода от оценки инвестиционных стимулов, которые изменяются в результате налоговой реформы, к оценке реальных инвестиций ранее были исследованы Р.Холлом. В осуществленном исследовании за основу взят подход, оценивающий желаемый (необходимый) запас капитала из производственной функции в зависимости от рентной оценки капитала и эластичности выпуска (продукции, услуг) по капиталу. Таким образом, желаемый запас капитала напрямую связан с теорией оптимального поведения фирмы.
    
    В связи с этим также небезынтересными явились вычисления, насколько эффективны были изменения в налоговой системе США. Например, введение ускоренных методов амортизации в 1954 году уменьшило издержки использования капитала (рентную оценку) на 9%, что вызвало значительный рост инвестиций (на 17%). С другой стороны, сокращение ставки налога на прибыль корпораций с 52 до 48% в 1964 году увеличило издержки использования капитала на 1% вследствие того, что суммы налоговой амортизации превосходили фактический экономический износ, и это вызвало небольшое сокращение инвестиций для данного объема производства. В результате этого ученые пришли к итоговому выводу: налоговая политика может очень эффективно влиять на уровень инвестиционных расходов в основной капитал.
    
    Ключевым аспектом в исследовании влияния налоговых изменений в Российской Федерации явилась разработка методики сравнения налоговых систем. Каким образом сравнивать дореформенную и послереформенную налоговые системы? Какие параметры считать постоянными? Проделанный анализ на основе разработанной методики показал, что такое сравнение следует проводить при постоянной норме отдачи в экономике. Поскольку в условиях равновесия норма отдачи равна процентной ставке за вычетом налога на процентный доход, одинаковыми должны быть также процентная ставка и налог на процентный доход, а также темп роста инфляции.
    
    Для оценки стимулирования инвестиций в результате изменения налогового законодательства в рамках разработанной методики используется понятие "эффективная налоговая ставка", отражающее суммарное влияние налогов и трактуемое как разность между нормами отдачи использования капитала до и после вычета налогов, деленная на норму отдачи использования капитала до вычета налогов. Величина эффективной налоговой ставки показывает часть затрат капитала, относящихся к налогам и вследствие этого легко интерпретируется. Например, эффективная налоговая ставка может быть сравнима с налоговой ставкой, установленной законом на прибыль корпораций.
    
    Произведенные в исследовании расчеты показали, что на снижение стоимости использования услуг капитала в большей степени повлияло не совокупное снижение налогов в результате проведенных налоговых изменений в российском налоговом законодательстве, а изменение амортизационных сроков и правил начисления амортизации.
    

    Вследствие снижения стоимости услуг капитала потенциально увеличивается спрос на инвестиции во всех секторах. Так, в корпоративном секторе после налоговых изменений стоимость услуг капитала снизилась для всех десяти групп фондов на 4-8%. Наибольший прирост спроса на инвестиции вследствие налоговых изменений может наблюдаться среди таких групп фондов, как электронно-вычислительная техника, автомобили и тракторы (в среднем 6-7%).
    
    В целом осуществленные налоговые изменения приводят к уменьшению рентных оценок затрат капитала, что обеспечивает увеличение необходимого запаса капитала и рост реальных инвестиций. При этом прогнозируемый уровень роста реальных инвестиций в корпоративном секторе за счет всех факторов составит, по расчетам, в среднем 8%. Количество инвестиций в некорпоративный сектор прогнозируется меньшее, чем в корпоративный.
    
    Уменьшение налоговых ставок (налоговый фактор) дает для всех десяти групп фондов 30-40% расчетного увеличения в общем эффекте роста инвестиций. Амортизационный фактор (сокращение сроков использования) обеспечивает 60-70% общего вклада в увеличение реальных инвестиций.
    
    В среднем уровень эффективного (оптимального с позиции инвестиционных стимулов) налогообложения в измененной российской налоговой системе уменьшен примерно на 20% и стал носить более равномерный характер.
    
    
    
    

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование