почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
декабря
22
воскресенье,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

ЭЖ-юрист, N 6, 2007 год                                    
А.И.Муранов,
к.ю.н., Коллегия адвокатов "Муранов,
Черняков и партнеры",
А.О.Мальгинов,
к.ю.н., Коллегия адвокатов "Муранов,
Черняков и партнеры"

    

Разрешить разрешенное

[О противоречиях между Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" и некоторыми указаниями ЦБ РФ]

                                                        


    Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" либерализовал традиционно запретительное российское валютное регулирование. К сожалению, подобное изменение ввиду его радикальности не могло не сопровождаться некоторыми противоречиями между Законом и актами, принимаемыми ЦБ РФ. Такие противоречия все еще существуют, что не может не создавать сложностей для участников международного торгового оборота: многие банки как агенты валютного контроля ставят указания ЦБ РФ выше Закона.
    
    Рассмотрим п.1.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций". Данный пункт предусматривает: "Резидент осуществляет валютные операции по контракту только через свои банковские счета, открытые в банке паспорта сделки. Резидент осуществляет валютные операции по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте в случаях, предусмотренных ч.2 ст.19 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", и в порядке, установленном валютным законодательством Российской Федерации или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях - на основании выданных разрешений Банка России".
    
    На основании этого указания некоторые российские банки как агенты валютного контроля утверждают, что получение юридическим лицом - резидентом от нерезидента из государства - члена ОЭСР или ФАТФ суммы кредита на срок свыше двух лет на счет резидента в соответствующем иностранном банке и последующее использование им полученных таким образом денежных средств в том числе для оплаты за товары, импортируемые в Российскую Федерацию, являются невозможными, если у резидента не имеется разрешения ЦБ РФ.
    
    При этом банки ссылаются на то, что в ч.2 ст.19 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" не упоминается случай с такого рода получением кредита и использованием денежных средств: "Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в следующих случаях:
    
    при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц - резидентов по кредитным договорам и договором займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
    

    при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, - на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
    
    при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению - на период проведения этих мероприятий;
    
    при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентами по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентами по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям);
    
    при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми брокерами.



Противоречие закону

    
    Представляется, что вышеприведенный п.1.4 Положения ЦБ РФ N 258-П не основан на нормах действующего ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в связи с чем не подлежит применению в части, препятствующей совершению резидентами тех валютных операций, которые предусмотрены указанным Законом, через их счета в иностранных банках.
    
    В частности, в этой части он не должен препятствовать получению юридическим лицом - резидентом от нерезидента из государства - члена ОЭСР или ФАТФ суммы кредита в иностранной валюте на срок свыше двух лет на счет резидента, открытый в соответствующем зарубежном банке, и последующему использованию им полученных таким образом денежных средств в том числе для оплаты за товары, импортируемые в РФ.
    
    Этот вывод основывается на следующем.
    
    Согласно абз.2 ч.5 ст.12 ФЗ "О валютном регулировании валютном контроле" на счета резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.
    
    Абзац 1 ч.6 ст.12 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" устанавливает: юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами и операций, указанных в ч.6.1 данной статьи.
    
    Таким образом, ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" прямо разрешает применительно к рассматриваемой ситуации получение юридическим лицом - резидентом от нерезидента из государства - члена ОЭСР или ФАТФ суммы кредита в иностранной валюте на срок свыше двух лет на свой счет, открытый в соответствующем зарубежном банке, и последующее использование им полученных таким образом денежных средств для оплаты за товары, импортируемые в РФ.
    
    ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" имеет большую юридическую силу, чем Положение ЦБ РФ N 258-П, в связи с чем применению подлежат именно положения данного ФЗ, а не п.1.4 Положения, который противоречит этому Закону.
    

    Если следовать логике п.1.4 Положения ЦБ РФ N 258-П, для получения юридическим лицом - резидентом от нерезидента из государства - члена ОЭСР или ФАТФ суммы упомянутого кредита и для последующего использования полученных таким образом денежных средств в том числе для оплаты за товары, импортируемые в Российскую Федерацию, требуется отдельное индивидуальное разрешение ЦБ РФ.
    
    Однако согласно ч.3 ст.5 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.
    
    Как известно, данным ФЗ предусматривается такой экономический способ валютного регулирования, как использование специальных счетов, а отнюдь не административная выдача разрешений. В связи с этим п.1.4 названного Положения в отношении рассматриваемой ситуации применению не подлежит.
    
    Пункт 1.4 Положения ЦБ РФ N 258-П содержит ссылку на ч.2. ст.19 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
    
    Однако ст.19 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" касается только вопросов репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации. Часть 2 ст.19 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" не применима к получению юридическим лицом - резидентом суммы упомянутого кредита и последующему использованию полученных таким образом денежных средств в том числе для оплаты за товары, импортируемые в Российскую Федерацию.
    
    Часть 2 ст.19 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" указывает на случаи, когда денежные средства в связи с репатриацией валюты могут быть зачисленны на счета в иностранных банках и оставлены на них, а не о случаях, когда и куда денежные средства, зачисленные в соответствии с ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" на счета в иностранных банках, могут быть уплачены. Ввиду этого п.1.4 названного Положения в отношении рассматриваемой ситуации также применению не подлежит.
    
    Положение ЦБ РФ N 258-П явилось одним из первых актов ЦБ РФ, принятых в связи с ФЗ N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", ввиду чего в него закралась неточность.
    
    Неприменимость п.1.4 Положения ЦБ РФ N 258-П в свете иного акта ЦБ РФ. Данное Положение было одним из первых инструктивных документов ЦБ РФ в связи с принятием нового ФЗ. Вероятно, что при его подготовке составители названного Положения могли не разобраться в нюансах вышеназванного Федерального закона, в связи с чем включили в Положение п.1.4, не основанный на Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле".
    

    Неприменимость п.1.4 Положения ЦБ РФ N 258-П также подтверждается Инструкцией ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (Вестник Банка России. 2004. N 36), в которой требования, аналогичные содержащимся в п.1.4 Положения ЦБ РФ N 258-П, отсутствуют.
    
    Пункт 1.4 Положения ЦБ РФ N 258-П не основан на нормах действующего ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
    
    К примеру, п.3.1 данной Инструкции предусматривает: "Действие установленного настоящим разделом порядка оформления паспорта сделки распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте в случаях, установленных актами валютного законодательства Российской Федерации или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях - на основании разрешений, выданных Банком России... ".
    
    Как видно, какие-либо ссылки на ч.2 ст.19 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" в приведенной Инструкции отсутствуют, зато в ней совершенно верно указано на возможность осуществления расчетов и переводов через счета резидента в банке-нерезиденте "в случаях, установленных актами валютного законодательства Российской Федерации", т.е. в первую очередь Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" ("Валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов" (ч.1 ст.4 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").
    
    Неприменимость п.1.4 Положения ЦБ РФ N 258-П в рассматриваемой ситуации следует из самого названия этого Положения: "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций". Данное Положение должно регулировать порядок представления документов и информации и осуществление контроля со стороны уполномоченных банков, а не определять сам порядок проведения валютных операций.



Ограничения неправомерны

    
    Учитывая все изложенное и исходя из действующего валютного законодательства России, п.1.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П не основан на нормах действующего законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, в связи с чем не подлежит применению в части, препятствующей получению юридическим лицом - резидентом от нерезидента из государства - члена ОЭСР или ФАТФ суммы кредита в иностранной валюте на срок свыше двух лет на счет этого резидента, открытый в соответствующем зарубежном банке, и последующему использованию им полученных таким образом денежных средств в том числе для оплаты за товары, импортируемые в Российскую Федерацию.
    
    Законом предусматривается такой экономический способ валютного регулирования, как использование специальных счетов, а отнюдь не административная выдача разрешений.

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование