почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
15
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

Финансовая газета. Региональный выпуск, N 22, 2007 год        
Рубрика: Мнение специалиста

А.Анищенко,
аудитор
ООО "Аудиторская фирма АТОЛЛ-АФ"

         
       
    

Инвестиционный налоговый кредит для малого бизнеса

    

  
    Несмотря на то что кредитование малого бизнеса развивается ускоренными темпами (в 2003-2005 гг. темпы прироста составляли примерно 50%), банки удовлетворяют не более 20-30% потенциального спроса. В кредитных портфелях универсальных российских банков доля заемщиков, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, колеблется в пределах 10-25%. Между тем, по мнению автора, в этой ситуации остается незадействованным такой механизм самофинансирования предпринимательской активности, как предоставление инвестиционного налогового кредита малому бизнесу.     
    
    

Отличие от отсрочки и рассрочки по
уплате налогов и сборов     

    
    Понятие инвестиционного налогового кредита кардинально отличается от понятий отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов, а также от банковского кредита. Принципиальное его отличие заключается в основании получения и целях, преследуемых кредитором.
    
    Для банковского кредита характерна задача извлечения прибыли банком. Основания для получения кредита могут быть любыми, достаточно того, что заемщик способен предоставить банку соответствующее обеспечение и выплатить начисленные на сумму кредита проценты. Для отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов характерна цель недопущения банкротства налогоплательщика. При этом количество оснований для их получения ограниченно. Однако по некоторым из таких оснований предоставление рассрочки или отсрочки для государственных органов является обязательным.
    
    Цель инвестиционного налогового кредита - поддержка инновационного развития экономики или выполнения организациями ряда важных социально-экономических задач, не имеющих высокой финансовой рентабельности. Число оснований для получения такого кредита четко не ограничено, решение о предоставлении такого кредита принимается уполномоченными органами в каждом конкретном случае отдельно. При этом заемщики по инвестиционному налоговому кредиту в отличие от случая рассрочки или отсрочки по уплате налогов или сборов не являются финансово несостоятельными, а государственные органы при его предоставлении не ставят своей целью получение финансовой выгоды. Это очевидно, так как процентная ставка по инвестиционному налоговому кредиту не может превышать 3/4 ставки рефинансирования Банка России.
    
    

Из истории вопроса

    
    На основании Закона Российской Федерации от 20.12.91 года "Об инвестиционном налоговом кредите" органы государственной власти фактически имели неограниченные возможности для предоставления инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль и налогу на имущество при решении следующих вопросов:
    
    выбор заемщика;
    
    установление процентной ставки по кредиту;
    
    установление сроков начала и окончания погашения основной суммы кредита.
    
    На практике это привело к тому, что только за счет федерального бюджета за период с января 1992 года по декабрь 1998 года по отдельным постановлениям Правительства Российской Федерации было выдано таких кредитов на общую сумму 3,4 млрд руб. В результате слабого контроля за обеспеченностью и возвратностью выданных кредитов просроченная задолженность заемщиков инвестиционного налогового кредита (включая проценты за пользование инвестиционным налоговым кредитом и штрафные санкции) в целом по Российской Федерации перед федеральным бюджетом на 1 января 2002 года достигла 5 млрд руб.
    
    Статьи 66 и 67 НК РФ, с одной стороны, расширили сферу применения инвестиционного налогового кредита, а с другой - установили значительно более строгий механизм его выдачи и последующего контроля.
    
    Инвестиционный налоговый кредит теперь можно было получить по налогу на прибыль организаций, всем региональным и местным налогам. Были установлены формы ответственности налогоплательщиков за невозврат кредита или за нарушение условий кредитования.
    
    В результате произошедших изменений за период с 1999 по 2004 год Минфином России инвестиционные налоговые кредиты не предоставлялись. Основной упор по предоставлению инвестиционных налоговых кредитов был перенесен в регионы. Органы региональной государственной власти и местного самоуправления вправе предоставлять инвестиционный налоговый кредит любым организациям на любой срок и под любые проценты, но только по региональным и местным налогам. Условия предоставления инвестиционного налогового кредита должны были быть прописаны в местном законодательстве.
    
    В настоящее время право предоставления инвестиционного налогового кредита имеют налоговые органы по согласованию с соответствующими финансовыми органами.
    
    

Что мешает?

    
    Как показал анализ регионального законодательства в большинстве субъектов Российской Федерации оно направлено на поддержку крупных инвестиционных проектов. Действующий механизм предоставления инвестиционного налогового кредита фактически игнорирует возможности малого бизнеса.
    
    Получению малыми и средними предприятиями средств на развитие производства в виде инвестиционного налогового кредита в настоящее время препятствуют следующие обстоятельства:
    
    отсутствие в действующем налоговом законодательстве достаточно четких оснований для его предоставления. В целях упорядочить процедуру получения инвестиционного налогового кредита (это касается не только субъектов малого бизнеса) следует внести в НК РФ расшифровку следующих понятий: НИОКР; техническое перевооружение, внедренческая деятельность; инновационная деятельность; особо важный заказ; особо важные услуги населению. Это позволит  налогоплательщикам оценить свои возможности для получения инвестиционного налогового кредита и, кроме того, снизить количество случаев как необоснованных отказов в предоставлении данного вида кредита, так и его необоснованного предоставления;
    
    необходимость согласовывать составленный бизнес-план для получения инвестиционного налогового кредита с органами Минэкономразвития России;
    
    право, предоставленное региональным и местным органам представительной власти по выдаче инвестиционных налоговых кредитов, распространяется на налоги, которые не имеют решающего значения для развития бизнеса. Как правило, это налог на имущество или налог на землю. В то же самое время эти органы власти не могут предоставить инвестиционный налоговый кредит по таким налогам, как ЕНВД, ЕСХН и единый налог, уплачиваемый при применении УСН;
    
    установление бюджетных лимитов на предоставление инвестиционных налоговых кредитов оставляет мало шансов малым и средним предприятиям на их получение, так как несколько крупных предприятий имеют возможность выбрать весь лимит, заложенный в бюджете на соответствующий год;
    
    получение инвестиционного налогового кредита ведет к прямым финансовым потерям налогоплательщика, так как начисленные по данному виду кредита проценты пока не признаются в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций.
    
    По мнению автора, предоставляемая вновь созданным малым предприятиям годовая отсрочка по уплате единого налогового платежа фактически является не чем иным, как беспроцентным инвестиционным налоговым кредитом.
    
    

Меры по решению проблемы

    
    Для того чтобы инвестиционный налоговый кредит стал основным способом финансовой помощи для малого бизнеса со стороны государства, необходимо сделать следующее:
    
    предоставить органам региональной власти субъектов Российской Федерации возможность предоставлять инвестиционный налоговый кредит в отношении специальных налоговых режимов по вновь образующимся субъектам малого бизнеса и (или) новых видов деятельности уже существующих субъектов малого бизнеса. Для предотвращения возможных злоупотреблений максимальная сумма инвестиционного налогового кредита должна быть законодательно ограничена на федеральном уровне;
    
    закрепить в п.1 ст.67 НК РФ такое его основание, как "предоставление инвестиционного налогового кредита вновь образующимся субъектам малого бизнеса и (или) уже существующим субъектам малого бизнеса на развитие новых видов деятельности";
    
    исключить из состава органов, которые должны принимать решения по поводу предоставления инвестиционного налогового кредита вновь образующемуся субъекту малого бизнеса или уже существующему субъекту малого бизнеса, начинающему заниматься новым видом деятельности, органы Минэкономразвития России;
    
    для получения инвестиционного налогового кредита субъект малого бизнеса не должен представлять в обязательном порядке залог, поручительство, гарантию и бизнес-план, а также технико-экономическое обоснование;
    
    предоставлять инвестиционный налоговый кредит в размере 100% налоговых платежей по специальным налоговым режимам для субъектов малого бизнеса;
    
    законодательно закрепить возможность учета для целей налогового учета процентов, начисленных по инвестиционному налоговому кредиту (это необходимо для субъектов малого бизнеса, применяющих УСН или ЕСХН);
    
    субъекты малого бизнеса, получающие инвестиционный налоговый кредит на развитие нового направления деятельности, должны вести раздельный учет налоговой базы по деятельности, под которую получен указанный кредит, и по остальной деятельности субъекта. Отсутствие такого раздельного учета должно служить основанием для расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите.
    
    По мнению автора, предоставление инвестиционного налогового кредита в упрощенном порядке в размере 100% налоговых платежей по специальным налоговым режимам вновь образующимся субъектам малого бизнеса или уже существующим субъектам малого бизнеса, начинающим заниматься новым видом деятельности, не повлечет за собой (как минимум - существенных) потерь государственного бюджета. Ведь налоговые поступления от потенциально возможного появления новых субъектов малого бизнеса или от расширения ими своего производства при формировании государственного бюджета на предстоящий финансовый год и не закладываются. Кроме того, предоставление инвестиционного налогового кредита субъектам малого бизнеса вместо прямой финансовой поддержки из бюджета обладает еще рядом несомненных преимуществ:
    
    инвестиционный налоговый кредит имеет возможность получить только реально действующее предприятие, так как исчисление налогов, по которым предоставляется инвестиционный налоговый кредит, возможно только по результатам деятельности организации;
    
    невозможна единовременная выдача сумм кредита, которые можно перевести в наличную денежную форму и скрыться с ними;
    
    в отличие от прямой финансовой поддержки малого бизнеса государственный бюджет по истечении срока кредита имеет возможность получить не только сумму исчисленных за время действия кредита налогов, но и начисленные на эту сумму проценты;
    
    размер предоставленного кредита будет прямо зависеть от фактической рентабельности бизнеса.

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование