- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
РД-07-01-2004
РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
ЯДЕРНО- И РАДИАЦИОННО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ
Дата введения 2005-01-01
УТВЕРЖДЕНЫ приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 октября 2004 года N 126
I. Общие положения
1. Методические указания по проведению оценки состояния физической защиты ядерно- и радиационно опасных объектов по результатам проведенной инспекции (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1997 года N 264 (далее - Правила ФЗ), Правилами физической защиты радиационных источников, пунктов хранения, радиоактивных веществ, утвержденных постановлением Госатомнадзора России от 16 января 2002 года N 3, и определяют порядок проведения оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО).
2. Методические указания предназначены для использования работниками структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и межрегиональных территориальных округов указанной Службы, назначаемыми в состав комиссий для проведения инспекций ФЗ ЯОО (РОО) с целью оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО) при проведении инспекций ФЗ этих объектов.
При проведении оценки состояния ФЗ РОО настоящие Методические указания не распространяются на объекты 4-й категории.
3. Целью оценки состояния ФЗ является проверка ее соответствия предъявляемым к ней требованиям и выявление элементов, не соответствующих требованиям к ФЗ, которые принимаются за критические элементы ФЗ.
4. Используемые в Методических указаниях термины и их определения, а также сокращения и их расшифровка приведены в приложениях N 1 и 2 соответственно.
II. Проведение оценки состояния физической защиты ядерно-опасных объектов (радиационно опасных объектов)
5. Оценка состояния ФЗ ЯОО (РОО) проводится при комплексных и целевых инспекциях, по результатам анализа состояния ФЗ, соответствия ее требованиям Правил ФЗ (руководящих документов) с использованием экспертного метода. Оценка состояния ФЗ ЯОО (РОО) может проводиться также в следующих случаях:
- на этапе рассмотрения и экспертизы материалов по обоснованию безопасности ЯОО (РОО);
- при изменении внешних и внутренних угроз объекту;
- при изменениях, вносимых в систему ФЗ, влияющих на ее состояние.
Члены комиссии одновременно являются и экспертами. Число членов комиссии должно быть не менее трех.
6. При проведении оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО) следует осуществить проверки организационных мероприятий, ИТС ФЗ, действий подразделений охраны объекта и по результатам проверок составить Перечень критических элементов ФЗ ЯОО (РОО).
7. Применяемый в Методических указаниях экспертный метод предусматривает использование в качестве исходных данных факторов состояния, которые определяют организацию и обеспечение ФЗ ЯОО (РОО) в соответствии с требованиями нормативных документов.
8. Экспертный метод предусматривает следующие действия при проведении оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО):
- составление перечня ФС для проведения анализа состояния ФЗ ЯОО (РОО);
- выявление критических элементов из перечня ФС по результатам анализа проекта ФЗ ЯОО (РОО);
- определение показателей веса ФС и показателей реального состояния ФС;
- обработка результатов экспертных оценок и оценка состояния ФЗ ЯОО (РОО);
- определение соответствия состояния ФЗ ЯОО (РОО) требованиям нормативных документов.
9. ФС, из числа которых составляется перечень ФС для проведения анализа состояния ФЗ ЯОО и РОО, приведен в приложениях N 3 и N 4 соответственно.
10. Анализ состояния ФЗ ЯОО (РОО) проводится в следующем порядке:
ФС разделяются на три группы по принадлежности к составным частям СФЗ ЯОО (РОО):
- ФС организационных мероприятий (ФС группы а);
- ФС инженерно-технических средств ФЗ (ФС группы b);
- ФС действий подразделений охраны (ФС группы с).
Для проведения анализа состояния ФЗ ЯОО (РОО) эксперт выбирает (определяет) количество ФС (, , ) из приложения N 3 для ЯОО и из приложения N 4 для РОО по группам а, b, с соответственно.
11. Члены комиссии анализируют данные при рассмотрении состояния элементов ФЗ ЯОО (РОО) согласно п.10. Пример составления исходных данных для расчета показателя состояния ФЗ приведен в приложении N 5.
12. При выборе ФС и их весовых значений экспертам необходимо учитывать задачи, выполняемые ФЗ ЯОО (РОО).
13. Каждому ФС каждый эксперт назначает вес ФС из диапазонов =1?5; =1?7; =1...10 ( - номер ФС из групп а, b, с, - номер эксперта). При назначении весов эксперты должны учитывать характер внешних и внутренних угроз, а также в какой охраняемой зоне ЯОО (защищенной, внутренней или особо важной) находится анализируемый элемент ФЗ ЯОО.
14. Каждому -му ФС, выбранному в ФЗ ЯОО (РОО), эксперты дают оценку степени реального состояния ФС посредством показателя реального состояния ФС из ряда значений 0, 1, 2, 3. Более высокие значения весов ФС и показателей реального состояния ФС дают больший вклад соответствующих им элементов ФЗ ЯОО в несоответствие ФЗ требованиям к ФЗ ЯОО (РОО).
Эксперты определяют среднее значение показателя реального состояния каждого ФС
,
где - показатель реального состояния -го ФС, назначенного -м экспертом;
- число экспертов.
Для ФС, не выявленному как критический элемент в ФЗ ЯОО (РОО), показатель реального состояния принимается равным нулю.
При , не равном нулю, элемент ФЗ ЯОО (РОО), который оценивался с использованием соответствующего -го ФС, признается критическим элементом ФЗ ЯОО (РОО).
15. Состояние ФЗ ЯОО (РОО) оценивается следующим образом:
Члены комиссии определяют значения средних весов ФС , , аналогично (см. п.14).
Для определения оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО) определяются показатели состояния составных частей ФЗ ЯОО (РОО):
а) показатель состояния организационных мероприятий:
б) показатель состояния инженерно-технических средств:
в) показатель состояния действий подразделений охраны:
,
где: - число ФС в организационных мероприятиях;
- число ФС в инженерно-технических средствах ФЗ;
- число ФС в действиях подразделений охраны;
- максимально возможное значение показателя реального состояния ФС ( =3);
, , - максимально возможные значения весов ФС в группе ФС (5, 7, 10 соответственно).
16. Комиссия определяет значения показателей состояния , , .
За показатель состояния ФЗ ЯОО (РОО) принимается среднее арифметическое значений , , :
.
За базовое значение показателя состояния ФЗ ЯОО (РОО) принимается значение, равное нулю.
17. Оценка состояния ФЗ ЯОО (РОО) определяется из условия:
- ФЗ ЯОО (РОО) в основном соответствует требованиям норм и правил - при N0,05;
- ФЗ ЯОО (РОО) имеет отдельные отступления от требований норм и правил - при 0,05<N<0,07;
- ФЗ ЯОО (РОО) имеет значительные отступления от требований норм и правил, требующие использования компенсирующих мероприятий - при 0,07<N<0,1;
- ФЗ ЯОО (РОО) не обеспечивается - при N0,1.
При инспектировании одной составной части СФЗ определяется показатель состояния инспектируемой части СФЗ ЯОО (РОО).
Если, например, инспектируются только ИТС СФЗ, то определяется показатель состояния инженерно-технических средств -
.
18. Оценка состояния составных частей СФЗ ЯОО (РОО) проводится в соответствии с п.17.
19. Пример проведения оценки состояния физической защиты ЯОО приведен в приложении N 6.
Приложение N 1
Термины и определения
Анализ состояния - совокупность действий, направленных на определение фактического состояния ФЗ ЯОО (РОО).
Базовые значения показателя состояния - значения показателя состояния, принятые за основу при оценке состояния ФЗ ЯОО (РОО).
Вес фактора состояния - базовая количественная характеристика ФС. Числовые значения веса факторов состояния составляют для:
=1...5; =1...7; =1...10.
Критический элемент - элемент ФЗ ЯОО (РОО), не соответствующий требованиям, предъявляемым к ФЗ ЯОО (РОО), из-за наличия которого нарушитель будет иметь возможность совершения диверсии или хищения ЯМ.
Оценка состояния (ОС) - результат сопоставления показателя состояния с его базовыми значениями.
Показатель реального состояния ФС () - количественная характеристика ФС, выбираемая из значений числового ряда: 0, 1, 2, 3.
Показатель состояния - количественная характеристика состояния ФЗ ЯОО (РОО).
Система ФЗ ЯОО и РОО (СФЗ) - совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны, предназначенных для обеспечения физической защиты ядерных материалов, ядерных установок, радиоактивных веществ, радиационных источников.
Факторы состояния (ФС) физической защиты ЯОО (РОО) - отдельные элементы ФЗ, определяющие организацию и обеспечение ФЗ ЯОО (РОО) в соответствии с требованиями нормативных документов.
Физическая защита (ФЗ) - совокупность организационных мероприятий, инженерно-технических средств и действий подразделений охраны с целью предотвращения диверсий или хищений ядерных материалов.
Экспертный метод анализа состояния - метод проведения анализа и оценки состояния ФЗ ЯОО (РОО), осуществляемый на основе решений, принимаемых экспертами.
Приложение N 2
Перечень сокращений и их расшифровка
ВВ |
- взрывчатые вещества |
ВК |
- ведомственная комиссия |
ИТС (ИТС ФЗ) |
- инженерно-технические средства (инженерно-технические средства физической защиты) |
КПП |
- контрольно-пропускной пункт |
МВК |
- межведомственная комиссия |
ПХ |
- пункты хранения |
РАО |
- радиоактивные отходы |
РВ |
- радиоактивные вещества |
РД |
- руководящие документы |
РИ |
- радиационный источник |
РОО |
- радиационно опасный объект |
ОС |
- оценка состояния |
ПХ ЯМ |
- пункты хранения ядерных материалов |
СБ |
- служба безопасности |
СОЭН |
- система оптико-электронного наблюдения |
СКУД |
- система контроля управления доступом |
СФЗ |
- система физической защиты |
ФЗ |
- физическая защита |
ФС |
- фактор состояния |
УИВ |
- устройство индикации вмешательства |
ЯОО |
- ядерно-опасный объект |
ЯМ |
- ядерный материал |
ЯУ |
- ядерная установка |
Приложение N 3
Перечень факторов состояния для проведения оценки состояния физической защиты ядерно-опасных объектов
N п/п |
Факторы состояния |
1 |
ФС организационных мероприятий (ФС группы "а") |
1.1.1 |
Положение о службе безопасности |
1.1.2 |
Положение о пропускном режиме и разрешительной системе допуска и доступа к ЯМ, ЯУ и ПХ |
1.1.3 |
Акт Межведомственной комиссии по организации охраны и акты внутренних комиссий по частичному изменению охраны ЯОО (РОО), их соответствие требованиям НД |
1.1.4 |
План охраны и обороны ЯОО |
1.1.5 |
План взаимодействия администрации, службы безопасности, подразделений охраны и персонала ЯОО в штатных и чрезвычайных ситуациях |
1.1.6 |
План взаимодействия администрации, службы безопасности и подразделений охраны ЯОО с органами ФСБ России и МВД России в штатных и чрезвычайных ситуациях |
1.1.7 |
План проверки технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств ФЗ |
1.2 |
Организационно-распорядительные документы о назначении должностных лиц службы безопасности, ответственных за физическую защиту ЯОО |
1.3 |
Разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии у заместителя руководителя ЯОО по ФЗ и у руководителя подразделения ЯОО по ФЗ |
1.4 |
Порядок выдачи и хранения ключей от охраняемых помещений |
1.5 |
Компенсирующие меры и резервирование на случай выхода из строя элементов ТСФЗ |
1.6 |
Обеспечение разрешительной системы доступа персонала, командированных лиц, посетителей в охраняемые здания, сооружения, помещения, к ЯМ, ЯУ и ПХ ЯМ, а также организация допуска транспорта на территорию ЯОО |
1.7 |
Сроки и объем регламентных проверок ТСФЗ, установленных эксплуатационной документацией |
1.8 |
Размещение средств обнаружения и физических барьеров для выполнения принципа: "задержка должна осуществляться после обнаружения" |
1.9 |
Использование устройств индикации и контроля вмешательства (пломб и т.п.) |
1.10 |
Наличие анализа уязвимости ЯОО (РОО) |
1.11 |
Проверка с применением правила двух (трех) лиц транспортных средств, пересекающих периметр охраняемой зоны через КПП |
1.12 |
Перечень внутренних и внешних угроз ЯОО |
1.13 |
Перечень уязвимых мест ЯОО |
1.14 |
Наличие оценки возможного экологического и экономического ущерба при реализации угроз |
1.15 |
Наличие оценки эффективности действующей или проектируемой СФЗ и определение путей ее совершенствования |
1.16 |
Организационные документы по зонированию ФЗ ЯОО (РОО) |
1.17 |
Перечень категорированных помещений ЯОО (РОО) |
1.18 |
Наличие Положения и документации по самоохране категорированных помещений |
1.19 |
Организация и обеспечение правила "двух лиц" при работах в особо важной зоне |
1.20 |
Проведение учений (тренировок) с подразделениями охраны |
1.21 |
Организация работы по противодействию терроризму |
1.22 |
Организация контроля за выполнением организационных мероприятий и использованием ИТС |
2 |
ФС инженерно-технических средств (ФС группы "b") |
2.1 |
ФС технических средств, которыми оборудованы периметры охраняемых зон, зданий, сооружений, помещений: |
2.1.1 |
Ресурс ТСФЗ |
2.1.2 |
Автоматическое переключение электропитания ТСФЗ на резервные источники при отключении основной системы |
2.1.3 |
Передача информации с локальных пультов управления ТСФЗ на центральный пульт управления ФЗ |
2.1.4 |
Автоматический дистанционный контроль работоспособности ТСФЗ |
2.1.5 |
Оперативность, надежность, качество связи |
2.1.6 |
Наличие информации в эксплуатационной документации на физические барьеры о среднем времени задержки нарушителя внутренней и внешней угрозы, либо о времени задержки на возможных маршрутах перехвата нарушителя |
2.1.7 |
Контроль вскрытия элементов охранной сигнализации, их отсоединения, а также несанкционированного подключения к охранной сигнализации |
2.1.8 |
Периметр защищенной зоны оборудован техническими средствами обнаружения, работающими на двух разных физических принципах |
2.1.9 |
Периметр защищенной зоны оборудован средствами оптико-электронного наблюдения |
2.1.10 |
Периметр защищенной зоны оборудован ТВС |
2.1.11 |
Непрерывность обнаружения по периметру охраняемой зоны |
2.1.12 |
Здания, сооружения и помещения, расположенные во внутренней и особо важной зонах, оборудованы средствами оптико-электронного наблюдения |
2.1.13 |
Здания, сооружения и помещения, расположенные во внутренней и особо важной зонах, оборудованы техническими средствами проводной связи, системами обеспечения |
2.1.14 |
Входы (выходы) в зданиях, сооружениях и помещениях, расположенных во внутренней и особо важной зонах, оборудованы замковыми устройствами, техническими средствами обнаружения, средствами оптико-электронного наблюдения и управления доступом |
2.1.15 |
Система оптико-электронного наблюдения имеет подсистему видеозаписи и ее сохранения |
2.1.16 |
Система освещения охраняемых зон обеспечивает определенную нормативами освещенность в любое время суток при неблагоприятных погодных условиях |
2.1.17 |
Тип радиационного монитора для обнаружения проноса ЯМ соответствует виду ЯМ на ЯОО |
2.2 |
ФС КПП и средств для осуществления доступа: |
2.2.1 |
КПП защищенной, внутренней, особо важной зоны оборудованы средствами для осуществления доступа |
2.2.2 |
КПП зданий, сооружений, помещений, расположенных во внутренней и особо важной зонах, оборудованы средствами оптико-электронного наблюдения и управления доступом |
2.2.3 |
КПП внутренней и особо важной зон, КПП зданий, сооружений, помещений, расположенных во внутренней или особо важной зоне, оборудованы: |
2.2.4 |
Наличие на транспортных КПП противотаранных устройств |
2.2.5 |
Наличие на КПП зоны досмотра шлюзового типа |
2.2.6 |
Оборудование КПП средствами защиты охраны от поражения стрелковым оружием |
2.2.7 |
Наличие тревожно-вызывной сигнализации |
2.2.8 |
Контрольная полоса между физическими барьерами периметра защищенной зоны обеспечивает фиксацию несанкционированного проникновения через нее |
2.2.9 |
Проемы, окна, вентиляционные короба, технологические проходы оборудованы физическими барьерами, препятствующими несанкционированному проникновению нарушителя в охраняемую зону |
2.2.10 |
Оснащение физическими барьерами, замедляющими проникновение нарушителя в охраняемую зону, участков охраняемой зоны |
2.11 |
Каждый элемент ТСФЗ исправен и работоспособен |
2.12 |
Наличие: охранной сигнализации, СКУД, СОЭН, обнаружителей ЯМ, ВВ и металлов, средств проводной связи, средств радиосвязи, ТВС и системы обеспечения |
3 |
ФС действий подразделений охраны (ФС группы "с"): |
3.1 |
Время реагирования подразделений охраны обеспечивает перехват нарушителя на возможных маршрутах следования нарушителя |
3.2 |
Ведомственные нормативные документы по организации охраны ЯОО (РОО) и порядку несения службы подразделениями охраны имеют следующие характеристики подразделений охраны: |
3.2.1 |
Укомплектованность личным составом |
3.2.2 |
Обеспеченность вооружением, транспортом и средствами связи |
3.2.3 |
Профессиональная подготовка, прохождение периодической аттестации, проведение учений |
3.2.4 |
Эффективность управления подразделениями охраны, методы контроля и порядок проверки эффективности действий подразделений охраны |
3.2.5 |
Практические действия подразделений охраны при получении сигнала тревоги |
3.2.6 |
Наличие РД по организации охраны ЯОО (РОО) |
3.2.7 |
Способность подразделений охраны выполнять боевую задачу в соответствии с Актом МВК (ВК) |
Приложение N 4
Перечень факторов состояния для проведения оценки состояния физической защиты радиационно опасных объектов
NN п/п |
Факторы состояния |
Категории РИ, ПХ, РВ по их потенциальной радиационной опасности | |||||
|
|
1 |
2 |
3 |
4 | ||
1. |
Факторы состояния организационных мероприятий (ФС группы "а") |
||||||
1.1.1 |
Создание службы безопасности и обеспечение ее функционирования |
+ |
+ |
- |
- | ||
1.1.2 |
Организация охраны РИ, ПХ, РВ |
+ |
+ |
+ |
- | ||
1.1.3 |
Организация самоохраны РИ, ПХ, РВ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
1.1.4 |
Компенсирующие мероприятия в случае отказа какой-либо составной части технических средств системы физической защиты РИ, ПХ, РВ |
+ |
+ |
+ |
- | ||
1.1.5 |
Разработка и утверждение документов по вопросам организации и обеспечения физической защиты РИ, ПХ, РВ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
1.1.6 |
Контроль за соблюдением требований к системе физической защиты РИ, ПХ, РВ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
1.1.7 |
Ограничение числа лиц, имеющих разрешение на проведение работ с РИ, РВ, РАО |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
1.1.8 |
Выполнение правила двух (трех) лиц: |
||||||
- при работах с РИ, РВ, РАО |
+ |
- |
- |
- | |||
- на транспортных КПП |
+ |
+ |
- |
- | |||
- на КПП для прохода людей |
+ |
- |
- |
- | |||
1.1.9 |
Обеспечение функционирования разрешительной системы доступа работников (персонала), командированных лиц, посетителей и транспортных средств в охраняемые помещения, здания и на территории, где проводятся работы с РИ, РВ, РАО |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
1.2 |
Наличие документов по вопросам организации и обеспечения физической защиты РИ, ПХ, РВ: |
| |||||
1.2.1 |
Перечень угроз |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
1.2.2 |
Документ, устанавливающий категорию РИ, ПХ, РВ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
1.2.3 |
Положение о службе безопасности |
+ |
+ |
- |
- | ||
1.2.4 |
План охраны и обороны РИ, ПХ, РВ |
+ |
+ |
+ |
- | ||
1.2.5 |
Организационно-распорядительные документы о назначении: |
||||||
- должностных лиц службы безопасности |
+ |
+ |
- |
- | |||
- ответственного за физическую защиту РИ, ПХ, РВ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
1.2.6 |
Положение о разрешительной системе доступа работников (персонала), командированных лиц. посетителей и транспортных средств в охраняемые помещения, здания и на территории, где провидятся работы с РИ, РВ, РАО |
+ |
+ |
+ |
- | ||
1.2.7 |
Перечень лиц, имеющих разрешение на проведение работ с РИ, РВ, РАО |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
1.2.8 |
План взаимодействия администрации эксплуатирующей организации, организации, предприятия, службы безопасности, подразделений охраны и работников (персонала) в штатных и чрезвычайных ситуациях |
+ |
+ |
+ |
- | ||
1.2.9 |
Положение о самоохране РИ, ПХ, РВ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
1.2.10 |
План проверки технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств физической защиты РИ, ПХ, РВ |
+ |
+ |
+ |
- | ||
1.2.11 |
Документ, устанавливающий порядок применения УИВ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
1.2.12 |
Должностные инструкции: |
||||||
- работников, осуществляющих руководство СБ |
+ |
+ |
- |
- | |||
- ответственного за физическую защиту РИ, ПХ, РВ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
1.2.13 |
Документы о сертификации технических средств физической защиты РИ, ПХ, РВ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
2. |
ФС инженерно-технических средств (ФС группы "b") |
||||||
2.1 |
На инженерно-технические средства физической защиты РИ, ПХ, РВ должна быть разработана проектная, конструкторская и технологическая документация |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
2.2 |
Технические средства физической защиты РИ, ПХ, РВ должны включать: |
||||||
2.2.1 |
Технические средства охранной сигнализации, обеспечивающие непрерывность обнаружения нарушителя: |
|
|
|
| ||
- на периметре территории эксплуатирующей организации, организации, предприятия; |
+ |
+ |
- |
- | |||
- в зданиях; |
+ |
+ |
+ |
- | |||
- в помещениях. |
+ |
+ |
+ |
- | |||
Примечание: для РИ, ПХ, РВ 1-й категории на периметре территории эксплуатирующей организации, организации, предприятия технические средства охранной сигнализации, обеспечивающие непрерывность обнаружения нарушителя, должны работать не менее чем на двух физических принципах |
+
|
-
|
-
|
-
| |||
2.2.2 |
Средства наблюдения |
+ |
- |
- |
- | ||
2.2.3 |
Пульт управления техническими средствами физической защиты РИ, ПХ, РВ. |
+ |
+ |
+ |
- | ||
Примечание: для РИ, ПХ, РВ 1-й категории пульт управления техническими средствами физической защиты РИ, ПХ, РВ должен быть расположен в специально приспособленном помещении, имеющем пуленепробиваемые двери и стекла |
+ |
- |
- |
- | |||
2.2.4 |
Средства обнаружения проноса РВ на КПП для прохода людей |
+ |
+ |
+ |
- | ||
2.2.5 |
Средства обнаружения провоза РВ на транспортных КПП |
+ |
+ |
+ |
- | ||
2.2.6 |
Средства связи |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
2.2.7 |
УИВ: |
||||||
- в зданиях |
+ |
+ |
+ |
- | |||
- в помещениях |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
2.2.8 |
Системы обеспечения (электропитанием, электроосвещением и др.) |
+ |
+ |
+ |
- | ||
2.3 |
Технические средства физической защиты РИ, ПХ, РВ должны иметь резервные источники электропитания, обеспечивающие работоспособность технических средств системы физической защиты РИ, ПХ, РВ путем автоматического переключения основного электропитания на резервное в случае отключения основного электропитания |
+ |
+ |
+ |
- | ||
2.4 |
Технические средства физической защиты РИ, ПХ, РВ должны обеспечивать ее стабильную работу, при которой отказ какого-либо технического средства системы физической защиты РИ, ПХ, РВ не нарушал ее функционирования в целом и не приводил к отказу другого технического средства физической защиты РИ, ПХ, РВ |
+ |
+ |
+ |
- | ||
2.5 |
Инженерные средства физической защиты РИ, ПХ, РВ должны включать: |
||||||
2.5.1 |
Строительные конструкции (здания) |
+ |
+ |
+ |
- | ||
2.5.2 |
Специально разработанные конструкции |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
2.5.3 |
- КПП для прохода людей |
+ |
+ |
+ |
- | ||
- Транспортные КПП |
+ |
+ |
+ |
- | |||
2.5.4 |
Противотаранные устройства на транспортных КПП |
+ |
+ |
- |
- | ||
2.5.5 |
Пуленепробиваемые средства защиты часовых на КПП |
+ |
- |
- |
- | ||
2.6 |
Инженерные средства физической защиты РИ, ПХ, РВ должны размещаться на возможном пути следования нарушителя |
+ |
+ |
+ |
- | ||
3. |
ФС действий подразделений охраны (ФС группы "с"): |
||||||
3.1 |
Осуществление защиты РИ, ПХ, РВ от несанкционированных действий |
+ |
+ |
+ |
- | ||
3.2 |
Осуществление пропускного режима доступа к РИ, РВ в ПХ |
+ |
+ |
+ |
- | ||
3.3 |
Осуществление контроля доступа к РИ, РВ, в ПХ |
+ |
+ |
+ |
- | ||
3.4 |
Управление техническими средствами физической защиты РИ, ПХ, РВ |
+ |
+ |
+ |
- | ||
3.5 |
Своевременное обнаружение |
+ |
+ |
+ |
- | ||
3.6 |
Пресечение несанкционированных действий |
+ |
+ |
+ |
- | ||
3.7 |
Задержание лиц, причастных к подготовке или совершению несанкционированных действий |
+ |
+ |
+ |
- |
Примечание: Знаком "+" обозначено требование, обязательное для выполнения, знаком "-" - отсутствие требования, либо его необязательность
Приложение N 5
Пример составления исходных данных для расчета показателя состояния физической защиты ядерно-опасных объектов
N п/п |
Критический элемент |
Группа ФС |
Число экспертов |
Оценка веса ФС |
Среднее значение веса ФС |
Показатель реального состояния ФС |
Среднее значение показателя реального состояния ФС |
Значение произведений | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1 |
Не определены компенсирующие меры и резервирование на случай выхода из строя элементов ТСФЗ (п.1.6 приложение 2) |
|||||||||||||
3 |
2 |
|||||||||||||
2 |
1 |
|||||||||||||
|
3 |
1 |
||||||||||||
4 |
1 |
|||||||||||||
|
5 |
2 |
2,80 |
2 |
1,40 |
3,92 |
||||||||
2 |
Отсутствует автоматический дистанционный контроль работоспособности ТСФЗ |
5 |
2 |
|||||||||||
|
7 |
2 |
||||||||||||
|
4 |
3 |
||||||||||||
|
5 |
3 |
||||||||||||
|
5 |
6 |
5,40 |
3 |
2,60 |
14,04 |
||||||||
3 |
На транспортных КПП отсутствуют противотаранные барьеры |
6 |
3 |
|||||||||||
7 |
2 |
|||||||||||||
|
6 |
3 |
||||||||||||
5 |
2 |
|||||||||||||
|
5 |
6 |
6,00 |
2 |
2,40 |
14,40 |
||||||||
4 |
Здания, сооружения и помещения, располо- |
3 |
3 |
|||||||||||
5 |
2 |
|||||||||||||
6 |
2 |
|||||||||||||
|
7 |
2 |
||||||||||||
|
5 |
6 |
5,40 |
3 |
2,40 |
12,96 |
||||||||
5 |
Не соответствует ведомственным нормативным документам по организации охраны ЯОО и порядку |
|
9 |
3 |
||||||||||
7 |
2 |
|||||||||||||
|
8 |
3 |
||||||||||||
|
9 |
2 |
||||||||||||
|
5 |
10 |
8,60 |
2 |
2,40 |
20,64 |
Приложение N 6
ПРИМЕР ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНО-ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ
Для проведения оценки состояния ФЗ ЯОО комиссия составляет перечень ФС, выбрав их из приложения N 2, например:
- число ФС организационных мероприятий =18;
- число ФС инженерно-технических средств =20;
- число ФС в действиях подразделений охраны =5.
Далее по результатам проверки ФЗ ЯОО комиссия обнаружила, например, в ФЗ ЯОО пять критических элементов, показанных в приложении N 4.
В приложении N 4 даны результаты экспертных оценок, сделанных членами комиссии, и результаты промежуточных расчетов, по которым определены показатели состояния составных частей СФЗ ЯОО и показатель состояния ФЗ ЯОО:
Определен показатель состояния организационных мероприятий:
, при =3,92; =3; =18; =5.
Определен показатель состояния инженерно-технических средств:
, при: =14,04; =14,40; =12,96; =3; =20; =7.
Определен показатель состояния действий подразделений охраны:
, при: =20,64; =3; =5; =10.
Определен показатель состояния ФЗ ЯОО:
, при: =0,0145; =0,098; =0,137; =0,083.
Оценка состояния ФЗ ЯОО в соответствии с п.16 при =0,083 - имеются значительные отступления от требований норм и правил, требующие применения компенсирующих мероприятий.
Заместитель начальника Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой |
Ю.Г.Володин |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Основанием для разработки Методических указаний по проведению оценки состояния физической защиты ядерно- и радиационно опасных объектов по результатам проведенной инспекции (далее - Методические указания) является п.7.2 Комплексного плана работы Госатомнадзора России на 2004 год.
2. НОРМАТИВНАЯ БАЗА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
- нормативные документы в соответствии с "Перечнем основных нормативных правовых актов и нормативных документов, используемых Госатомнадзором России при государственном регулировании безопасности в области использования атомной энергии";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 года N 264;
- Положение об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98);
- Положение о проведении целевой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-12-97);
- Положение о надзоре за обеспечением физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-15-98);
- Наставление по оборудованию объектов инженерно-техническими средствами охраны, утвержденное и введенное в действие приказом МВД СССР от 28.12.89 г. N 0195;
- Руководство по организации технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны, МВД СССР, 1990 г.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методические указания разработаны в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, действующих в области использования атомной энергии (в части обеспечения физической защиты ядерно-опасных объектов).
Вопросы, освещенные в РД, конкретизируют порядок осуществления надзорной деятельности при проведении инспекций физической защиты ядерно-опасных объектов и являются частью Типовой программы проведения инспекций систем физической защиты.
Разработчик Методических указаний - советник отдела по надзору за обеспечением физической защиты ядерно- и радиационно опасных объектов и ядерных материалов Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой - Демкин С.Н.
Ответственный за разработку - заместитель начальника Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой - Володин Ю.Г.
Начальник Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой |
B.C.Беззубцев |
Текст документа сверен по:
рассылка