- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
РД-06-01-2004
РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ
ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Дата введения 2004-11-01
УТВЕРЖДЕНА приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 августа 2004 г. N 14
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящая инструкция устанавливает порядок проведения надзора за безопасностью при транспортировании ядерных материалов.
2. Инструкция разработана на основании требований Положения об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии и в соответствии с положениями, содержащимися в Федеральном законе "Об использовании атомной энергии" и постановлением Правительства Российской Федерации 11 июля 2003 г. N 418. В инструкции учтены также требования соответствующих документов МАГАТЭ.
3. В инструкции используются основные понятия и термины, установленные в Федеральном законе "Об использовании атомной энергии", Положении о ввозе в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и в Положении об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98).
4. Требования инструкции обязательны для работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, организующих и осуществляющих надзор за безопасностью при транспортировании ядерных материалов.
5. Надзор за обеспечением учета, контроля и физической защиты ядерных материалов при их транспортировании осуществляется в соответствии с Инструкцией по осуществлению надзора за учетом и контролем ядерных материалов на ядерных установках и в пунктах хранения ядерных материалов (РД-08-26-2001) и Инструкцией по проведению инспекции физической защиты ядерных материалов при их транспортировании (РД-08-25-2001).
II. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ
ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
6. В основу организации надзора за безопасностью при транспортировании ядерных материалов должны быть положены принципы, определенные в гл.III РД-03-43-98.
7. Надзор за безопасностью при транспортировании ядерных материалов организуют Управление по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, учета, контроля и нераспространения радиоактивных материалов и физической защиты объектов использования атомной энергии центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, и входящие в состав указанной службы межрегиональные территориальные округа (далее в соответствующих случаях - округа или округ).
Непосредственный надзор за безопасностью при транспортировании ядерных материалов осуществляют отделы инспекций округов, на которые согласно положениям об указанных отделах возложено выполнение этой задачи.
8. Предметами надзора за безопасностью при транспортировании ядерных материалов являются:
- соблюдение требований технических регламентов;
- соблюдение требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
- наличие лицензий, выданных Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору* на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии и выполнение условий их действия;
- наличие разрешений, выданных Федеральной службой по атомному надзору* работникам, на право ведения работ в области использования атомной энергии и выполнение условий их действия;
- наличие и соблюдение положений сертификатов-разрешений на конструкцию транспортных упаковочных комплектов для ядерных материалов и на перевозку ядерных материалов;
- наличие и соответствие установленным требованиям плана мероприятий по защите работников (персонала), осуществляющего транспортирование ядерных материалов, населения и окружающей среды в случае аварии при транспортировании ядерных материалов и состояние готовности эксплуатирующих организаций к ликвидации последствий аварий;
- наличие и соответствие установленным требованиям плана ликвидации последствий аварий при транспортировании ядерных материалов, согласованного с соответствующим аварийно-спасательным формированием;
- наличие и соответствие установленным требованиям программ обеспечения качества и программ радиационной защиты при транспортировании ядерных материалов и их выполнение;
- наличие финансовых гарантий (страховых полисов) по возмещению ущерба и вреда, причиненного радиационным воздействием при транспортировании ядерных материалов.
________________
* Здесь и далее в настоящей инструкции и в приложении к ней под лицензиями и разрешениями, выданными Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, имеются в виду также лицензии и разрешения, ранее выданные Госатомнадзором России и Федеральной службой по атомному надзору.
9. Правовой базой организации и осуществления надзора за обеспечением безопасности при транспортировании ядерных материалов являются:
- Конституция Российской Федерации;
- международные договоры Российской Федерации;
- федеральные законы;
- указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
- технические регламенты;
- федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии и другие нормативные документы, устанавливающие требования к ядерной и радиационной безопасности при транспортировании ядерных материалов;
- лицензии, выданные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии;
- разрешения, выданные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору работникам на право ведения работ в области использования атомной энергии;
- постановления, приказы и распоряжения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
При осуществлении надзора за безопасностью при транспортировании ядерных материалов через границу Российской Федерации (транзит, экспорт-импорт) следует учитывать положения Правил безопасной перевозки радиоактивных материалов (МАГАТЭ, ST-1, издание 1996 г.), правил морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ), правил перевозки опасных грузов по воздуху (Технические инструкции ИКАО).
10. Надзор за безопасностью при транспортировании ядерных материалов включает в себя следующие формы его реализации:
- получение информации о ядерной и радиационной безопасности поднадзорных объектов, используемых при транспортировании ядерных материалов, и ее анализ;
- получение информации о деятельности на поднадзорных объектах, ее анализ с точки зрения обеспечения качества при транспортировании ядерных материалов и при эксплуатации транспортных упаковочных комплектов и транспортных средств;
- проведение инспекций и анализ их результатов;
- применение установленных санкций в случае нарушения требований технических регламентов, норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к ядерной и радиационной безопасности при транспортировании ядерных материалов, а также условий действия лицензий, выданных Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
11. Методическое руководство деятельностью округов при осуществлении ими надзора за безопасностью при транспортировании ядерных материалов осуществляет Управление по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, учета, контроля и нераспространения радиоактивных материалов и физической защиты объектов использования атомной энергии.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И
АТОМНОМУ НАДЗОРУ И ЕЕ ОКРУГОВ С ИНФОРМАЦИЕЙ
О БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
12. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с требованиями Федерального закона "Об использовании атомной энергии" и Положением о ней имеет право запрашивать и получать от организаций, принимающих участие в транспортировании ядерных материалов, следующую информацию:
- о характеристиках (химическом составе, агрегатном состоянии, степени обогащения по изотопу U-235) и количестве перевозимого ядерного материала, транспортных упаковочных комплектов и транспортных средств;
- о характере транспортирования (внутренняя, транзитная, экспорт, импорт) и определяющих пунктах ее маршрута;
- об организациях, участвующих в транспортировании, и их договорных отношениях (разделение ответственности);
- используемых видах транспорта;
- об изменениях радиационной обстановки при транспортировании ядерных материалов;
- о событиях, влияющих на состояние ядерной и радиационной безопасности при транспортировании ядерных материалов и их последствиях;
- о противоаварийной готовности;
- о финансовых гарантиях ответственности за возмещение убытков и вреда, причиненного радиационным воздействием при транспортировании ядерных материалов;
- о правовой основе транспортирования (международный договор Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации, договор о праве пользования ядерными материалами, разрешение на передачу ядерных материалов и другие документы).
13. Анализ отчетов и другой информации о состоянии ядерной и радиационной безопасности при транспортировании ядерных материалов, а также о нарушениях требований ядерной и радиационной безопасности при транспортировании ядерных материалов должен проводиться в целях определения:
- причин и условий возникновения нарушений требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности;
- эффективности принимаемых эксплуатирующими организациями мер по предупреждению нарушений требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности;
- наметившихся тенденций в нарушениях требований ядерной и радиационной безопасности;
- необходимых и достаточных данных для оценки состояния ядерной и радиационной безопасности при транспортировании ядерных материалов.
14. К мерам, принимаемым по результатам анализа информации о состоянии ядерной и радиационной безопасности при транспортировании ядерных материалов, относятся, например, такие, как:
- подготовка информационных писем и направление их в организации, участвующие в транспортировании ядерных материалов;
- проведение инспекций для проверки полноты и правильности представленной информации и углубленного изучения на месте причин и обстоятельств, приведших к нарушениям требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности при транспортировании ядерных материалов;
- выдача в установленном порядке предписаний руководству организаций, участвующих в транспортировании ядерных материалов;
- принятие постановлений Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, направленных на повышение ядерной и радиационной безопасности при транспортировании ядерных материалов, а также применение санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- корректировка условий действия лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на вид деятельности, осуществляемой при транспортировании ядерных материалов;
- применение мер воздействия к работникам, имеющим разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
IV. ИНСПЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, УЧАСТВУЮЩИХ
В ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
15. Подготовка к проведению и проведение инспекций организуются и осуществляются в соответствии с требованиями РД-03-43-98 и настоящей инструкции.
16. Инспекции организуются Управлением по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, учета, контроля и нераспространения радиоактивных материалов и физической защиты объектов использования атомной энергии.
Решением руководства Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору инспекции могут проводиться непосредственно Управлением по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, учета, контроля и нераспространения радиоактивных материалов и физической защиты объектов использования атомной энергии с целью проверки соблюдения в организациях, участвующих в транспортировании ядерных материалов, требований к ядерной и радиационной безопасности, подтверждения полноты и правильности информации, представляемой в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору ее округа, а также для принятия ими необходимых мер по выявлению и своевременному устранению недостатков в обеспечении ядерной и радиационной безопасности.
17. Проводимые инспекции в организациях, участвующих в транспортировании ядерных материалов, по объему и составу проверяемых вопросов могут быть целевыми и оперативными.
Инспекции могут быть плановыми и внеплановыми.
18. Решение о проведении целевой инспекции принимает руководство Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, начальник Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, учета, контроля и нераспространения радиоактивных материалов и физической защиты объектов использования атомной энергии или руководитель округа.
19. Оперативная инспекция организуется и проводится инспектором (группой инспекторов) из состава подразделений округа.
20. Виды инспекций, их цели, объем и этапы, которые должна включать каждая инспекция вне зависимости от ее вида, приведены в пп.24, 25, 27-29 РД-03-43-98.
21. Подготовка к проведению инспекций осуществляется в соответствии с требованиями пп.30-36 РД-03-43-98.
22. При подготовке рабочей программы проведения инспекции должны быть учтены конкретные условия деятельности на поднадзорном объекте, особенно при осуществлении транзита, экспорта-импорта ядерных материалов, путем включения в программу инспекции тех или иных вопросов, отражающих особенности проверяемой деятельности.
23. Все проверки и иные связанные с ними действия инспектирующих лиц в процессе проведения инспекций, а также оформление результатов инспекций должны осуществляться в соответствии с требованиями пп.37-50 РД-03-43-98.
24. Инспекции с применением технических средств контроля и измерения проводятся в соответствии с требованиями пп.64-66 РД-03-43-98.
25. В приложении к настоящей инструкции приведен примерный перечень вопросов, включаемых в рабочую программу проведения инспекции ядерной и радиационной безопасности при транспортировании ядерных материалов. Перечень вопросов, включаемых в рабочую программу проведения конкретной инспекции, должен быть уточнен в зависимости от конкретных условий деятельности на поднадзорном объекте.
V. НАДЗОР ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ РАБОТНИКОВ
(ПЕРСОНАЛА) ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В ТРАНСПОРТИРОВАНИИ
ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, И НАСЕЛЕНИЯ В СЛУЧАЕ АВАРИЙ
ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
И ГОТОВНОСТЬЮ К ЛИКВИДАЦИИ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
26. При проверке готовности организаций к ликвидации последствий радиационной аварии при транспортировании ядерных материалов следует проверить:
- наличие и достаточность оценки радиационной безопасности, включающей анализ:
- организационно-технических мероприятий по радиационной безопасности;
- выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;
- вероятности радиационных аварий и их масштабов;
- степени готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;
- доз облучения, получаемых отдельными группами населения.
- наличие и достаточность перечня потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;
- критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии;
- план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий;
- готовность аварийно-спасательных формирований к выполнению задач по своему предназначению.
27. При реализации организацией, имеющей в своем ведении поднадзорные Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору объекты, мероприятий по защите работников (персонала), участвующих в транспортировании ядерных материалов, и населения в случае аварии, необходимо проконтролировать:
- обеспечение выполнения мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий;
- организационно-техническое обеспечение информирования о радиационной аварии органов государственной власти, в том числе федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, а также органов местного самоуправления, населения территорий, на которых возможно повышенное облучение;
- достаточность принятых мер по оказанию медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;
- достаточность и обоснованность анализа и подготовки прогноза развития радиационной аварии и изменений радиационной обстановки при радиационной аварии;
- достаточность запланированных мер по нормализации радиационной обстановки после ликвидации радиационной аварии;
- организационно-техническое обеспечение непревышения облучения граждан, привлекаемых к ликвидации последствий радиационных аварий, более чем в 10 раз по отношению к установленным среднегодовым значениям основных гигиенических нормативов облучения для работников (персонала), установленных статьей 9 Федерального закона "О радиационной безопасности населения".
VI. КОНТРОЛЬ ЗА РАССЛЕДОВАНИЕМ ПРИЧИН И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НАРУШЕНИЙ
В РАБОТЕ ОРГАНИЗАЦИЙ, ТРАНСПОРТИРУЮЩИХ ЯДЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
28. В ходе расследования нарушения представители отдела инспекций округа, контролирующего транспортирование ядерных материалов, могут быть включены в состав ведомственной комиссии (комиссии организации) по согласованию.
29. Процедура расследования несчастных случаев, произошедших в организациях, участвующих в транспортировании ядерных материалов, и порядок участия в таком расследовании представителей Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору определяется Трудовым кодексом Российской Федерации.
VII. ОСОБЕННОСТИ НАДЗОРА ПРИ ВВОЗЕ ИЗ-ЗА РУБЕЖА ОБЛУЧЕННЫХ ТЕПЛОВЫДЕЛЯЮЩИХ СБОРОК ЯДЕРНЫХ РЕАКТОРОВ
30. При осуществлении надзора за безопасностью при ввозе из-за рубежа облученных тепловыделяющих сборок (ОТВС) ядерных реакторов в случаях, определенных Положением о ввозе в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов, необходимо проверить:
- наличие и соблюдение положений международного договора Российской Федерации, внешнеторгового контракта и является ли российская организация, заключающая контракт, специально уполномоченной Правительством Российской Федерации на заключение таких контрактов;
- наличие в составе документов единого проекта специальной экологической программы, заключения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, материалов, обосновывающих общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализации единого проекта;
- наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы по единому проекту;
- соответствие ввозимых ОТВС (в штуках или по массе) лимитам, ежегодно определяемым Правительством Российской Федерации;
- соответствие технических характеристик ввозимых ОТВС требованиям нормативных документов Российской Федерации по обеспечению безопасного обращения с облученными тепловыделяющими сборками;
- наличие соответствующих лицензий у всех организаций, участвующих в осуществлении ввоза ОТВС.
31. При осуществлении надзора за безопасностью при ввозе из-за рубежа ОТВС по внешнеторговым контрактам, заключенным до принятия Правительством Российской Федерации постановления N 418 от 11 июля 2003 г., необходимо проверить:
- наличие и соблюдение положений межправительственного соглашения, заключенного СССР, или международного договора Российской Федерации, внешнеторгового контракта и является ли российская организация, заключившая контракт, специально уполномоченной Министерством Российской Федерации по атомной энергии на заключение таких контрактов;
- соответствие технических характеристик ввозимых ОТВС требованиям нормативных документов Российской Федерации по обеспечению безопасного обращения с облученными тепловыделяющими сборками;
- обеспечение финансовой гарантии на случай возмещения ущерба от радиационного воздействия на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и Российской Федерации;
- соответствие конкретного ввозимого количества отработавшего ядерного топлива, количеству, согласованному федеральными природоохранными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
32. При осуществлении надзора за безопасностью при ввозе ОТВС из-за рубежа необходимо контролировать обеспечение соблюдения сроков технологического хранения ОТВС, продуктов переработки и радиоактивных отходов, указанных во внешнеторговых контрактах.
VIII. ПРИМЕНЕНИЕ САНКЦИЙ
33. Состав применяемых санкций устанавливается действующим законодательством Российской Федерации, принципы и процедуры их применения приведены в РД-03-43-98.
IX. УЧЕТ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НАДЗОРА ЗА ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАНОСТЬЮ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, УЧАСТВУЮЩИХ В ТРАНСПОРТИРОВАНИИ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
34. Учет и анализ в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору результатов надзора за ядерной и радиационной безопасностью в организациях, участвующих в транспортировании ядерных материалов должны осуществляться:
- инспекторами отдела инспекций округа;
- округом;
- Управлением по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, учета, контроля и нераспространения радиоактивных материалов и физической защиты объектов использования атомной энергии.
Для учета и оценки результатов надзора рекомендуется ведение дневников каждым инспектором округа, в должностные обязанности которых включен надзор за ядерной и радиационной безопасностью при транспортировании ядерных материалов.
35. Учету и анализу подлежат следующие документы:
- акты, акты-предписания и предписания по результатам проведенных инспекций в организациях;
- отчеты о расследовании нарушений при транспортировании ядерных материалов;
- представляемая организациями информация, содержащая результаты проверок состояния ЯРБ и качества ведения работ силами контрольных служб организаций (например, акты о состоянии ядерной и радиационной безопасности и др.);
- информация организаций о выполнении постановлений и предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- материалы по применению санкций;
- акты проверок деятельности по осуществлению надзора отделами инспекций округов и округами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также информация о проведении мероприятий по устранению выявленных недостатков.
36. Выявленные в процессе осуществления всех видов инспекций нарушения требований ядерной и радиационной безопасности должны быть систематизированы и проанализированы с целью определения:
- степени их влияния на ядерную и радиационную безопасность при транспортировании ядерных материалов;
- влияния нарушений на состояние систем и оборудования (элементов), важных для безопасности транспортирования ядерных материалов;
- видов работ, при осуществлении которых не исключены подобные нарушения;
- причин и обстоятельств, приведших к нарушениям;
- виновных в допущенных нарушениях, а также оценки, являются ли данные нарушения виной отдельного лица или следствием сложившейся системы.
37. Копии всех отчетных документов (актов, актов-предписаний, предписаний) по результатам целевых и оперативных инспекций подлежат направлению в Управление по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, учета, контроля и нераспространения радиоактивных материалов и физической защиты объектов использования атомной энергии и в соответствующий округ.
Заместитель начальника Управления |
А.И.Кислов |
Приложение
Примерный перечень вопросов, включаемых в рабочую программу проведения инспекции ядерной и радиационной безопасности при транспортировании ядерных материалов
1. Наличие действующей лицензии (разрешения) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
2. Выполнение условий действия лицензий и разрешений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. При надзоре за экспортом-импортом ядерных материалов - выполнение соответствующих пунктов условий действия лицензии.
3. Выполнение требований норм и правил в области использования атомной энергии.
4. Обеспечение ядерной и радиационной безопасности в организациях, участвующих в транспортировании ядерных материалов.
5. Наличие и выполнение программ обеспечения качества работ.
6. Выполнение требований ранее выданных предписаний должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее округов.
7. Наличие страхового полиса (договора) гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием при транспортировании, включая перевозку, транзитное хранение и выполнение погрузочно-разгрузочных работ с ядерными материалами с указанием в нем пунктов проведения этих работ.
8. Наличие и состояние документации, регламентирующей транспортирование ядерных материалов.
9. Наличие обязательств по договорам с организациями, предоставляющими услуги эксплуатирующей организации, и наличие у этих организаций соответствующих лицензий (разрешений) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
10. Наличие необходимых разрешений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору руководящих работников и оперативного персонала, а также у персонала производственного контроля ядерной и радиационной безопасности на право ведения работ в области использования атомной энергии.
11. Наличие разрешительных и иных документов в области охраны окружающей среды, требующихся в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
12. Распределение обязанностей по обеспечению безопасности между эксплуатирующей организацией и организациями, предоставляющими услуги эксплуатирующей организации.
13. Организация и функционирование системы подготовки, проверки знаний и допуска к работам работников (персонала):
- наличие положения о порядке допуска работников (персонала) к работе с радиоактивными материалами и выполнение его требований;
- наличие программ подготовки работников (персонала);
- ведение протоколов комиссий по проверке у работников знаний правил и норм ядерной и радиационной безопасности в соответствии с установленным в организации порядком;
- прохождение инструктажа рабочих и ИТР и оформление результатов инструктажа в установленном в организации порядке.
14. Наличие и содержание инструкций по ядерной и радиационной безопасности.
15. Проведение мероприятий по предупреждению аварий при транспортировании ядерных материалов и обеспечению готовности к ликвидации последствий аварий и защите работников и населения:
- наличие и содержание инструкций по предупреждению аварий и ликвидации их последствий;
- наличие специальной аварийной бригады и ее оснащенность;
- подготовка и инструктаж лиц, сопровождающих ядерные материалы, их умение пользоваться дозиметрическими приборами;
- наличие и выполнение графика противоаварийных тренировок;
- наличие плана мероприятий по защите работников и населения при авариях.
16. Организация расследования причин и обстоятельств нарушений в работе организаций, участвующих в транспортировании ядерных материалов.
17. Проведение мероприятий по устранению отступлений от требований нормативных документов по безопасности.
18. Наличие документов о передаче в пользование ядерных материалов.
19. Наличие протоколов периодических измерений мощности дозы на рабочих местах и их соответствия контрольным уровням.
20. Достоверность представляемой в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее округа информации о состоянии ядерной и радиационной безопасности при транспортировании ядерных материалов.
21. Состояние помещений, площадок, мест, условий хранения и проведения погрузочно-разгрузочных работ в местах приема и отправки грузов, а также исправности грузоподъемных средств.
22. Организация радиационного контроля транспортных упаковочных комплектов (ТУК) и транспортных средств.
23. Наличие и укомплектованность вооруженной охраны, исправность средств связи, наличие автомобилей прикрытия и ГИБДД при осуществлении транспортирования автомобильным транспортом.
24. Наличие актов проверки готовности транспортных средств к транспортированию ядерных материалов.
25. Отсутствие других опасных грузов в транспортном средстве, содержащем ядерные материалы.
26. Отсутствие фотоматериалов, пищевых продуктов и людей в одном транспортном средстве с радиоактивными материалами.
27. Наличие отдельного помещения на транспортном средстве или отдельного транспортного средства для сопровождающего персонала.
28. Состояние транспортных средств, предназначенных для транспортировки ядерных материалов.
29. Наличие санитарно-эпидемиологических заключений на транспортные средства (если таковые требуются).
30. Наличие и соответствие сертификата-разрешения на конструкцию и(или) перевозку упаковки фактическому положению дел (содержимое упаковок, грузоотправитель и грузополучатель, количество упаковок в группе, срок действия сертификата-разрешения и др.).
31. Наличие маркировочных этикеток со знаком радиационной опасности на поверхности упаковок при их отправке или приеме и заполнение этикеток необходимыми данными.
32. Уровень радиоактивного загрязнения наружных и внутренних поверхностей порожних транспортных средств и упаковочных комплектов перед отправкой их грузоотправителю.
33. Уровень излучения от поверхностей упаковок и транспортных средств, а также уровень радиоактивного загрязнения наружных поверхностей упаковок и транспортных средств и внутренних поверхностей транспортных средств после разгрузки.
34. Значения транспортных индексов партий груза ядерного материала и суммарного транспортного индекса на транспортном средстве.
33.* Соответствие документации, имеющейся у сопровождающего, установленным требованиям.
________________
* Номер пункта соответствует оригиналу. - Примечание .
35. Наличие схем крепления грузов в грузовом отсеке самолета (для воздушных перевозок).
36. Наличие документации по ремонту и обслуживанию транспортных упаковочных комплектов.
37. Учет грузоотправителем при перевозках ядерных материалов всех опасных свойств материалов (взрыво- и пожароопасность, коррозионная активность, химическая активность, пирофорность).
38. Наличие инструкции по проведению погрузочно-разгрузочных работ.
Текст документа сверен по:
рассылка