- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ГОСТ Р 50840-95 Передача речи по трактам связи. Методы оценки качества, разборчивости и узнаваемости (Разделы 1-11, Приложения А, Б)
ГОСТ Р 50840-95 Передача речи по трактам связи. Методы оценки качества, разборчивости и узнаваемости (Приложения Б-Д)
ГОСТ Р 50840-95
Группа Э50
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРЕДАЧА РЕЧИ ПО ТРАКТАМ СВЯЗИ
Методы оценки качества, разборчивости и узнаваемости
Speech transmission over varies communication channels.
Techniques for measurements of speech quality, intelligibility and voice identification
ОКС 33.020*
ОКСТУ 6609
___________________
* В указателе "Национальные стандарты" 2005 г.
ОКС 33.040.35. - Примечание .
Дата введения 1997-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Московским Государственным университетом и войсковой частью 93901
ВНЕСЕН Ассоциацией "Гуманитарное знание"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 21.11.95 N 579
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий стандарт регламентирует получение комплексной оценки качества передачи речи, основанной на методах измерения показателей разборчивости и качества речи, а также узнаваемости голоса диктора. Оценки, установленные стандартом, могут быть получены в обычном (ручном) и автоматизированном (машинном) режимах. Комплексная оценка включает в себя значения слоговой разборчивости, показателя заметности искажения качества речи в тракте (аппаратуре) связи по методу парных сравнений относительно контрольного тракта, показателя заметности искажения шести селективных признаков (картавость, гнусавость и др.), а также ряда других оценок. В машинном режиме используется ПЭВМ типа IBM PC/AT, пакет программ "КРЕС" Ассоциации "Гуманитарное знание" Московского Государственного университета, что обеспечивает автоматизацию измерительных процедур (подсчет результатов измерения, лингвистический анализ матриц звуковых ошибок, оформление протоколов измерений и пр.).
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на тракты (аппаратуру) телефонной проводной и радиосвязи, в которых используется аналоговый речевой сигнал, а также на устройства, содержащие преобразователи речевого сигнала в цифровую форму, синтезаторы речи, и устанавливает нормы качества передачи (воспроизведения) речи и методы измерений:
- разборчивости речи методом артикуляционных измерений;
- разборчивости речи методом артикуляционных измерений по таблицам неполных слогов (метод дописывания);
- качества речи методом парных сравнений испытуемого и контрольного трактов;
- качества речи методом оценки величины заметности искажений селективных признаков;
- разборчивости, качества речи и узнаваемости голоса диктора методом парных сравнений;
- фразовой разборчивости в испытуемом тракте при ускоренном в 1,4-1,6 раза по сравнению с нормальным темпе произнесения.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 7153-85 Аппараты телефонные общего применения. Общие технические условия
ГОСТ 13107-79 Устройства приема и передачи речи. Методы измерения шумов
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 17187-81 Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 24863-87 Магнитофоны бытовые. Общие технические условия
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
Разборчивость речи - относительное количество (в процентах) правильно принятых элементов (слогов, слов, фраз) артикуляционных таблиц.
Качество речи - величина, характеризующая субъективную оценку звучания речи в испытуемом тракте:
- по сравнению со звучанием в контрольном тракте (принятым за пять баллов);
- по сравнению со звучанием речи в другом тракте (в процентах предпочтения).
Узнаваемость голоса диктора - величина, характеризующая степень сохранения субъективно воспринимаемых индивидуальных признаков голоса диктора в испытуемом тракте.
Селективные признаки - специфические субъективно воспринимаемые характеристики звучания речи:
- картавость - искажение сонорных "л", "р";
- плаксивость - дрожание основного тона;
- гнусавость - звучание речи с излишней назализацией ("произношение в нос");
- механический голос - монотонность речи, потеря естественности звучания речи;
- дребезжание, хрип - неровный, резкий и прерывистый звук;
- помеха - шум и призвуки в речевых паузах.
Нормальный темп речи - чтение вслух печатного текста со скоростью около 4 слогов (8 звуков) в секунду.
Ускоренный темп речи - то же со скоростью около 6 слогов (12 звуков) в секунду.
4 ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
4.1 При выполнении измерений должны быть применены измерительные системы, испытательное оборудование и средства измерений:
- магнитофоны первой группы сложности по ГОСТ 24863;
- динамические головные телефоны;
- контрольный тракт - телефонный канал с эффективной полосой пропускания частот 300-3400 Гц в соответствии с приложением А и оконечное телефонное оборудование с электроакустическими характеристиками, соответствующими телефонному аппарату класса 0 по ГОСТ 7153, или телефонный аппарат типа П-171;
- шумомер по ГОСТ 17187, класс точности 3.
4.2 Для выполнения измерений допускается использование дополнительного оборудования:
- ПЭВМ типа IBM PC/AT с устройством ввода-вывода речевой информации с характеристиками для магнитофонов первой группы сложности по ГОСТ 24863;
- пакет программ по оценке КАЧЕСТВА РЕЧЕВОЙ СВЯЗИ ("КРЕС") для автоматизации методов измерений, обработки данных и оформления протоколов;
- набор дискет с речевыми тестами и слоговыми артикуляционными таблицами (приложение к пакету "КРЕС").
5 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА К ИЗМЕРЕНИЯМ
5.1 Измерения должны проводиться в нормальных климатических условиях по ГОСТ 15150.
5.2 Уровень и форма спектра акустического шума в помещении для испытаний должны быть указаны в технических условиях на испытуемый тракт (аппаратуру) конкретного типа. При отсутствии указаний испытания проводят при уровне шума не более 50 дБ (по шкале А ГОСТ 13107).
5.3 Измерения проводит бригада операторов (дикторы и аудиторы), не имеющих явных дефектов речи и слуха.
Измерения разборчивости речи проводит бригада в возрасте от 18 до 30 лет, в составе которой должно быть не менее трех дикторов (двух мужчин и одной женщины) и трех аудиторов. Состав бригады аудиторов произвольный. Аудиторы могут быть дикторами.
Измерения качества речи и узнаваемости диктора по голосу проводит бригада, в которой должно быть не менее 5 дикторов (трех мужчин и двух женщин) и 15 аудиторов. Состав бригады аудиторов произвольный. Аудиторы могут быть дикторами.
Для проведения государственных испытаний тракта (аппаратуры) рекомендуется формировать новую бригаду аудиторов.
5.4 При использовании ПЭВМ аудиторы должны быть обучены работе на клавиатуре по вводу цифро-буквенной информации со скоростью около 40 знаков в минуту.
5.5 При подготовке к проведению измерений речевой тест (фразы или таблицы) подается на вход испытуемого тракта (аппаратуры) и записывается с выхода тракта на магнитофон или вводится в память ПЭВМ.
Чтение тестового материала осуществляется через штатное абонентское оконечное оборудование испытуемого тракта (аппаратуры) или при его отсутствии через оконечное телефонное оборудование с электроакустическими характеристиками, соответствующими телефонному аппарату класса 0 по ГОСТ 7153, или через телефонный аппарат типа П-171.
Допускается предварительная запись речевого материала на магнитофоне 1-го класса или его хранение в ПЭВМ.
5.6 Результаты измерений должны быть оформлены протоколом, содержащим:
- объект испытаний;
- цель испытаний;
- материально-техническое обеспечение;
- условия и методику проведения испытаний;
- результаты измерений;
- выводы и рекомендации.
6 ИЗМЕРЕНИЕ РАЗБОРЧИВОСТИ РЕЧИ АРТИКУЛЯЦИОННЫМ МЕТОДОМ
6.1 Измерения проводит бригада операторов в составе, указанном в 5.3, прошедшая специальное обучение (тренировку), путем прослушивания на головные телефоны слоговых артикуляционных таблиц, указанных в приложении Б.
6.2 Бригаду операторов рекомендуется обучать в два этапа.
6.3 На первом этапе обучения операторы знакомятся со структурой речевого материала, осваивают технику его произношения, а также адаптируются к восприятию речи, искаженной в испытуемом тракте (аппаратуре) в соответствующих акустических условиях.
6.4 Чтение слогов осуществляется диктором ровным голосом, четко, но без подчеркивания отдельных звуков с постоянным уровнем речи, который контролируется шумомером на испытательной фразе "Не видали мы такого невода".
Слоги следует читать в следующем ритме: 1 слог в (3±0,3) с.
6.5 Диктор должен выдерживать постоянный ритм речи на протяжении чтения всей таблицы.
6.6 Аудитор записывает принятые слоги в бланк, форма которого приведена на рисунке 1.
Таблица N |
Дата | ||||||||||||||
Диктор |
Тип тракта | ||||||||||||||
Аудитор |
Уровень шума, дБ | ||||||||||||||
| |||||||||||||||
1 |
|
11 |
|
21 |
|
31 |
|
41 |
| ||||||
2 |
|
12 |
|
22 |
|
32 |
|
42 |
| ||||||
3 |
|
13 |
|
23 |
|
33 |
|
43 |
| ||||||
4 |
|
14 |
|
24 |
|
34 |
|
44 |
| ||||||
5 |
|
15 |
|
25 |
|
35 |
|
45 |
| ||||||
6 |
|
16 |
|
26 |
|
36 |
|
46 |
| ||||||
7 |
|
17 |
|
27 |
|
37 |
|
47 |
| ||||||
8 |
|
18 |
|
28 |
|
38 |
|
48 |
| ||||||
9 |
|
19 |
|
29 |
|
39 |
|
49 |
| ||||||
10 |
|
20 |
|
30 |
|
40 |
|
50 |
|
Рисунок 1
Если аудитор не понял переданного слога, он прочеркивает соответствующую пронумерованную строку в бланке принятых слогов.
6.7 На втором этапе тренировки проводится цикл измерений при использовании испытуемого тракта.
6.8 Цикл измерений включает в себя прием всеми аудиторами от всех дикторов по 5 таблиц,
где 1, 2, 3.... Пятерки таблиц должны иметь номера 1-5, 6-10, 11-15 и т.д.
Использование при измерении неполной пятерки таблиц не допускается.
Слоговые таблицы с одинаковыми номерами должны использоваться не чаще одного раза в неделю.
6.9 Для каждого измерения вычисляется среднее значение разборчивости () по формуле
, (1)
где - результат единичного измерения, % (диктор - таблица - аудитор);
- число единичных измерений.
Далее выявляют сомнительные значения , которые отбрасывают, и вычисляют новое значение . Методика обработки приведена в приложении В.
6.10 Тренировку считают законченной при достижении бригадой стабильных результатов измерения разборчивости (повторяемость значений средней разборчивости по бригаде в течение 2-3 дней).
6.11 Аудиторы, результаты которых имеют систематическое отклонение от средних значений по бригаде более чем на величины, указанные в таблице 1, подлежат замене или исключению из бригады.
Таблица 1
В процентах
Среднее значение разборчивости по бригаде |
Отклонение от среднего значения |
91 и более |
5 |
86-90 |
6 |
81-85 |
7 |
71-80 |
8 |
70 и менее |
9 |
6.12 Время работы бригады должно быть не более 4 ч за один день. После приема 5 таблиц делается перерыв 5-10 мин. Общее число таблиц за одно измерение до 40.
6.13 При работе в акустических шумах бригада приступает к измерениям спустя 5-10 мин после пребывания в условиях шума. Общее число таблиц - 30 (при уровне шума 80-100 дБ) и 20 (при уровне шума более 100 дБ).
6.14 Классы качества и нормы разборчивости речи - в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
Класс качества |
Характеристика класса качества |
Норма слоговой разборчивости речи для трактов с параметрическим компандированием, % |
Норма слоговой разборчивости речи для трактов |
Высший |
Понимание передаваемой речи без малейшего напряжения внимания |
>93 |
>80 |
I |
Понимание передаваемой речи без затруднений |
86-93 |
56-80 |
II |
Понимание передаваемой речи с напряжением внимания без переспросов и повторений |
76-85 |
41-55 |
Ill |
Понимание передаваемой речи с некоторым напряжением внимания, редкими переспросами и повторениями |
61-75 |
25-40 |
IV |
Понимание передаваемой речи с большим напряжением, частыми переспросами и повторениями |
45-60 |
<25 |
6.15 Метод следует использовать при аттестации тракта (аппаратуры) связи.
7 ИЗМЕРЕНИЕ РАЗБОРЧИВОСТИ РЕЧИ АРТИКУЛЯЦИОННЫМ МЕТОДОМ
ПО ТАБЛИЦАМ НЕПОЛНЫХ СЛОГОВ
7.1 При наличии дополнительного оборудования (ПЭВМ с устройством ввода-вывода речевой информации) измеряют разборчивость методом дописывания неполных слогов, полученных из таблиц приложения Б. Пример такой формы, полученной из таблицы Б.1, приведен на рисунке 2.
Таблица N |
Дата | ||||||||||
Диктор |
Тип тракта | ||||||||||
Аудитор |
Уровень шума, дБ | ||||||||||
| |||||||||||
_ЯК/_АК |
МЮ_ |
ФСЕ_ |
Е_ |
| |||||||
_ЮЛЬ/_УЛЬ |
ЗО_ |
РЯ_ |
_ТЯЛ |
| |||||||
_ЮЩ/_УЩ |
ПЛИС_ |
БЕ_ |
_ИПЬ/_ЫПЬ |
ТЭ_ | |||||||
_ЯТ/_АТ |
_ИЦ/_ЫЦ |
_ЯТЬ/_АТЬ |
_ЕФ/_ЭФ |
_РУХ | |||||||
_ВУМ |
_ЮМ/_УМ |
ВЫ_ |
_ЯЦ/_АЦ |
ФЕ_ | |||||||
|
_ИСЬ/_ЫСЬ |
_ЮМ/_УМ |
_РИТ |
ЛЕФ_ | |||||||
ПИ_ |
_ЮТ/_УТ |
ПРЮ_ |
_ИСЬ/_ЫСЬ |
_ИК/_ЫК | |||||||
_ТАЛ |
_ИЧ/_ЫЧ |
ШЕТ_ |
_ЕП/_ЭП |
_ЕХ/_ЭХ | |||||||
_ЮРЬ/_УРЬ |
ВОСТ_ |
ТЮ_ |
ЗДЕ_ |
_ЯСЬ/_АСЬ | |||||||
ХА_ |
ДЫ_ |
ЕФ_ |
ТО_ |
_ЕХ/_ЭХ |
Рисунок 2
В слогах таблицы отсутствуют начальные (мягкие/твердые) или конечные согласные.
7.2 Аудиторы прослушивают на головные телефоны таблицы, выводимые из ПЭВМ, и одновременно наблюдают на экране дисплея неполные слоги.
В соответствии со своим слуховым восприятием аудитор вводит в ПЭВМ через клавиатуру недостающий (пропущенный) согласный в соответствующий вариант слога. Методика работы на клавиатуре содержится в пакете программ "КРЕС".
7.3 Скорость следования слогов задается программой ПЭВМ.
7.4 Тренировку проводят в соответствии с 6.1-6.8, 6.10-6.13, 7.2.
При измерении ПЭВМ автоматически составляет пятерки новых таблиц со случайным порядком следования слогов на основе серии из пяти таблиц под номерами 1...5, 6...10 и т.д.
7.5 По данным артикуляционных измерений вычисляют среднюю разборчивость () по формуле
, (2)
где - результат единичного измерения, % (диктор - таблица - аудитор);
- число единичных измерений.
По данным измерений ПЭВМ формирует матрицу ошибок, обрабатывает ее и оформляет протокол измерений.
7.6 Соотношение между разборчивостью слогов и средней разборчивостью для трактов с параметрическим компандированием приведено в таблице 3 и на рисунке 3.
Таблица 3
|
35 |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
75 |
|
61 |
65 |
69 |
73 |
77 |
80 |
83 |
86 |
89 |
|
80 |
85 |
87,5 |
90 |
92,5 |
95 |
97,5 |
100 |
|
|
92 |
95 |
96 |
97 |
98 |
99 |
99,5 |
100 |
|
Рисунок 3
7.7 Метод дописывания рекомендуется для оценки трактов в условиях низкой разборчивости, например в шумах.
При этом достигается:
- автоматизация процедур получения, обработки и углубленного анализа данных артикуляционных измерений;
- сокращение времени тренировки бригады аудиторов;
- ускорение получения результатов измерений.
8 ИЗМЕРЕНИЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ МЕТОДОМ ПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ
С КОНТРОЛЬНЫМ ТРАКТОМ
8.1 Измерение проводят путем прослушивания пар одинаковых фраз длительностью по 2-3 с каждая на головные телефоны с выхода испытуемого и контрольного трактов бригадой операторов в составе, указанном в 5.3. Порядок следования испытуемого и контрольного трактов изменяют по случайному закону.
Фразы приведены в приложении Г.
8.2 Аудитор проставляет в бланке, форма которого приведена на рисунке 4, свои оценки качества речи по пятибалльной шкале с точностью до 0,1, руководствуясь характеристиками речевого сигнала, приведенными в таблице 4. Одинаковые оценки не допускаются.
Дата |
Тип тракта | ||||||||||||||
Аудитор |
Уровень шума, дБ | ||||||||||||||
| |||||||||||||||
NN фраз |
Диктор N 1 |
Диктор N 2 |
Диктор N 3 |
Диктор N 4 |
Диктор N 5 | ||||||||||
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 | ||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 4
8.3 Обработку полученных результатов проводят путем вычисления средней балльной оценки испытуемого и контрольного трактов ( и ) по формуле
, (3)
где - результат единичного измерения (диктор - фраза - аудитор);
- число единичных измерений.
Далее проводят нормирование оценки испытуемого тракта по формуле
. (4)
8.4 Классы и нормы качества - в соответствии с таблицей 4.
Таблица 4
Класс качества |
Характеристика класса качества речи |
Норма качества, баллы |
Высший |
Естественное звучание речи, отдельные малозаметные искажения помехового типа. Искажения типа дребезжание, хрип отсутствуют. Высокая узнаваемость |
>4,5 |
I |
Некоторое нарушение естественности и узнаваемости, слабое присутствие одного вида искажений (картавость, гнусавость, дребезжание, хрип и др.) |
3,6-4,5 |
II |
Заметное нарушение естественности и ухудшение узнаваемости, присутствие нескольких видов искажений (картавость, гнусавость, дребезжание, хрип и др.) |
2,6-3,5 |
Ill |
Постоянное присутствие искажений типа картавость, гнусавость, дребезжание, хрип и др. Существенное искажение естественности и ухудшение узнаваемости |
1,7-2,5 |
IV |
Сильные искажения типа картавость, гнусавость, дребезжание, хрип и др.; механический голос. Наблюдается потеря естественности и узнаваемости |
<1,7 |
Примечания
1 Степень искажения признака - согласно таблице 5 (норма в баллах не учитывается).
2 Характеристика речи контрольного тракта соответствует высшему классу качества.
3 Оценка высококачественного тракта может превышать 5 баллов.
8.5 При наличии дополнительного оборудования пары фраз и порядок их следования ПЭВМ формирует автоматически.
Оценка качества речи вводится в ПЭВМ через клавиатуру. Методика работы на клавиатуре содержится в пакете программ "КРЕС".
8.6 Метод рекомендуется использовать при аттестации аппаратуры по показателю качества речи.
9 ИЗМЕРЕНИЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ МЕТОДОМ ОЦЕНКИ ПО СЕЛЕКТИВНЫМ ПРИЗНАКАМ
9.1 Измерения проводит бригада в составе, указанном в 5.3, путем прослушивания аудиторами фраз, прошедших через контрольный и испытуемый тракты (аппаратуру). Фразы приведены в приложении Г.
Фразы для прослушивания передают с интервалом 2-3 с. Число прослушиваний каждой фразы не ограничено.
9.2 Аудиторы проводят сравнение звучания фразы, прошедшей через контрольный тракт, и фразы, прошедшей через испытуемый тракт (аппаратуру), и определяют наличие следующих селективных признаков искажения в звучании речи относительно контрольного тракта:
- картавость;
- плаксивость,
- гнусавость;
- механический голос;
- дребезжание, хрип;
- помеха в паузах речи.
Оценку степени искажения признаков (в баллах) на голосе каждого диктора осуществляют в соответствии с таблицей 5.
Таблица 5
Степень искажения признака |
Норма, балл |
Отсутствует |
0 |
Присутствует (редко встречается) |
1 |
Выражен сильно (присутствует постоянно) |
2 |
Оценку проставляют в бланке, форма которого приведена на рисунке 5.
Дата |
Тип тракта | |||||||||
Аудитор |
Уровень шума, дБ | |||||||||
| ||||||||||
Наименование признака |
Диктор N 1 |
Диктор N 2 |
Диктор N 3 |
Диктор N 4 |
Диктор N 5 | |||||
Картавость |
|
|
|
|
| |||||
Гнусавость |
|
|
|
|
| |||||
Плаксивость |
|
|
|
|
| |||||
Механический голос |
|
|
|
|
| |||||
Дребезжание, хрип |
|
|
|
|
| |||||
Помеха |
|
|
|
|
|
Рисунок 5
9.3 По данным измерений вычисляют среднее значение степени искажения каждого из шести селективных признаков по формуле
, (5)
где - результат единичного измерения (аудитор - диктор);
- число единичных измерений.
9.4 При использовании дополнительного оборудования на экране дисплея ПЭВМ высвечивается перечень селективных признаков.
Аудитор должен набрать на клавиатуре порядковый номер признака искажения и дать оценку в баллах степени его выраженности в соответствии с таблицей 5. Методика работы на клавиатуре содержится в пакете программ "КРЕС".
9.5 Метод рекомендуется использовать при углубленном анализе факторов искажения речи, а также для установления класса качества речи.
10 ИЗМЕРЕНИЕ РАЗБОРЧИВОСТИ, КАЧЕСТВА РЕЧИ И УЗНАВАЕМОСТИ
ГОЛОСА ДИКТОРА МЕТОДОМ ПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ
10.1 Измерения проводят для двух трактов связи (испытуемого и другого, взятого для сравнения).
10.2 При измерении разборчивости речи бригада аудиторов прослушивает по 5 таблиц, переданных поочередно через сравниваемые тракты NN 1-5, 6-10 и т.д. По данным измерений определяют среднее значение слоговой разборчивости и абсолютную ошибку измерений для каждого тракта связи по формулам:
; (6)
, (7)
где - результат единичного измерения (диктор - таблица - аудитор);
- число единичных измерений;
- среднее квадратическое отклонение;
2 - доверительный интервал (при достоверности 0,9 и числе единичных измерений больше 30).
При разнице в величине разборчивости для трактов менее половины абсолютной ошибки измерения тракты признают одинаковыми по этому показателю. Сомнительные результаты исключают в соответствии с приложением В.
10.3 Измерения качества речи проводит бригада операторов в составе, указанном в 5.3, путем прослушивания фраз, прошедших через сравниваемые тракты. Фразы приведены в приложении Г.
Очередность следования трактов в каждой паре изменяют по случайному закону.
Аудитор отмечает на бланке, приведенном в разделе 8, или вводит в ПЭВМ нажатием на клавиатуре соответствующей клавиши фразу, представленную в паре, которой он отдает предпочтение по качеству звучания по критерию "где больше нравится".
10.4 По окончании измерений определяют величину предпочтения одного тракта перед другим (), характеризующую заметность в различии трактов по качеству речи, по формуле
, (8)
где - число случаев предпочтения качества речи одного тракта перед другим;
- число единичных измерений.
При нулевой степени заметности тракты оценивают как одинаковые. Нормы заметности приведены в таблице 6.
Таблица 6
Степень заметности |
Характеристика |
Норма заметности (%) |
0 |
Незаметно |
<57,5 |
1 |
Едва заметно |
58-65 |
2 |
Заметно |
66-75 |
3 |
Сильно заметно |
>75 |
10.5 Измерение узнаваемости голоса диктора проводит бригада операторов в составе, указанном в 5.3, путем прослушивания фраз диктора, прошедших через контрольный тракт, и фраз, прошедших через сравниваемые тракты. Фразы приведены в приложении Г.
10.6 Аудитору предъявляют на прослушивание каждую фразу на голосе диктора три раза в следующей последовательности: фраза, прошедшая через контрольный тракт, и далее фразы, переданные через каждый из двух сравниваемых трактов в случайном порядке.
Аудитор на основании сравнения звучания фразы, прошедшей через контрольный тракт, и фраз, прошедших через сравниваемые тракты, отмечает на бланке, приведенном в разделе 8, или вводит в ПЭВМ путем нажатия на клавиатуре соответствующей клавиши фразу, представленную в паре, наиболее близкую к естественной по сохранению признаков узнаваемости голоса диктора.
По окончании измерений по формуле (8) определяют величину предпочтения одного из сравниваемых трактов () по узнаваемости голоса диктора.
Степень заметности различия трактов приведена в таблице 6.
10.7 Метод рекомендуется применять при сравнении испытуемого тракта с каким-либо другим.
11 ИЗМЕРЕНИЕ ФРАЗОВОЙ РАЗБОРЧИВОСТИ
ПРИ УСКОРЕННОМ ТЕМПЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ
11.1 Измерение проводят путем передачи по испытуемому тракту таблиц, состоящих из коротких (3-4 слова) фраз с фиксацией их правильного приема. В приеме таблиц участвует пара операторов: аудитор и контролер. Аудитор произносит вслух принятую фразу, а контролер фиксирует в отпечатанной таблице правильность ее приема. При этом измерения осуществляют при нормальном и ускоренном темпе произнесения двух таблиц фраз с участием бригады в составе не менее 3 дикторов и 4-5 пар операторов.
Таблицы фраз приведены в приложении Д.
11.2 Перед испытаниями бригада тренировку не проводит.
При ускоренном темпе среднее время произнесения фраз должно быть в 1,4-1,6 раза меньше, чем при нормальном темпе. Длительность паузы между фразами 5-6 с.
11.3 Прослушивание осуществляют в следующем порядке. Сначала аудитор прослушивает таблицу фраз, прочитанную в нормальном темпе, затем другую таблицу, прочитанную тем же диктором в ускоренном темпе.
11.4 Обработка результатов состоит в вычислении среднего значения разборчивости для ускоренного и нормального темпа произнесения фраз по формуле
, (9)
где - результат единичного измерения (аудитор - фраза - диктор);
- число единичных измерений.
Показатель снижения фразовой разборчивости () вычисляют по формуле
, (10)
где - разборчивость фраз при нормальном темпе произнесения;
- то же, при ускоренном темпе.
11.5 Метод рекомендуется применять при углубленном анализе факторов искажения речи в тракте связи.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ КОНТРОЛЬНОГО ТРАКТА
А.1 Контрольный тракт должен состоять из включенных последовательно полосового фильтра и усилителя нижних частот.
А.2 Номинальная величина входного и выходного сопротивления контрольного тракта в полосе частот 300-3400 Гц должна быть равна (600±60) Ом.
А.3 Затухание контрольного тракта должно быть:
- в полосе частот 300-3400 - (0±0,5) дБ;
- на частотах 150 и 4500 Гц - (35±5,0) дБ;
- на частотах ниже 100 Гц - более 45 дБ;
- на частотах выше 5500 Гц - более 60 дБ.
А.4 Уровень собственных шумов контрольного тракта должен быть не более минус 55 дБ.
А.5 Амплитудная характеристика контрольного тракта должна быть линейной с отклонением не более ±1 дБ в диапазоне от минус 45 до плюс 20 дБ.
А.6 Нелинейные искажения должны быть не более:
2% при выходном уровне 0 дБ;
7% при выходном уровне плюс 20 дБ.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ТАБЛИЦЫ СЛОГОВЫЕ
Таблица Б.1
Таблица Б.2
Таблица Б.3
Таблица Б.4
Таблица Б.5
Таблица Б.6
Таблица Б.7
Таблица Б.8
Таблица Б.9
Таблица Б.10
Таблица Б.11
Таблица Б.12
Таблица Б.13
Таблица Б.14
Таблица Б.15
Таблица Б.16
Таблица Б.17
Таблица Б.18
Таблица Б.19
Таблица Б.20
Таблица Б.21
Таблица Б.22
Таблица Б.23
Таблица Б.24
Таблица Б.25
Таблица Б.26
Таблица Б.27
Таблица Б.28
Таблица Б.29
Таблица Б.30
Таблица Б.31
Таблица Б.32
Таблица Б.33
Таблица Б.34
Таблица Б.35
Таблица Б.36
Таблица Б.37
Таблица Б.38
Таблица Б.39
Таблица Б.40
Таблица Б.41
Таблица Б.42
Таблица Б.43
Таблица Б.44
Таблица Б.45
Таблица Б.46
Таблица Б.47
Таблица Б.48
Таблица Б.49
Таблица Б.50
Таблица Б.51
Таблица Б.52
Таблица Б.53
Таблица Б.54
Таблица Б.55
Таблица Б.56
Таблица Б.57
Таблица Б.58
Таблица Б.59
Таблица Б.60
Таблица Б.61
Таблица Б.62
Таблица Б.63
Таблица Б.64
Таблица Б.65
Таблица Б.66
Таблица Б.67
Таблица Б.68
Таблица Б.69
Таблица Б.70
Таблица Б.71
Таблица Б.72
Таблица Б.73
Таблица Б.74
Таблица Б.75
Таблица Б.76
Таблица Б.77
Таблица Б.78
Таблица Б.79
Таблица Б.80
Таблица Б.81
Таблица Б.82
Таблица Б.83
Таблица Б.84
Таблица Б.85
Таблица Б.86
Таблица Б.87
Таблица Б.88
Таблица Б.89
Таблица Б.90
Таблица Б.91
Таблица Б.92
Таблица Б.93
Таблица Б.94
Таблица Б.95
Таблица Б.96
Таблица Б.97
Таблица Б.98
Таблица Б.99
Таблица Б.100
Таблица Б.101
Таблица Б.102
Таблица Б.103
Таблица Б.104
Таблица Б.105
Таблица Б.106
Таблица Б.107
Таблица Б.108
Таблица Б.109
Таблица Б.110
Таблица Б.111
Таблица Б.112
Таблица Б.113
Таблица Б.114
Таблица Б.115
Таблица Б.116
Таблица Б.117
Таблица Б.118
Таблица Б.119
Таблица Б.120
Таблица Б.121
Таблица Б.122
Таблица Б.123
Таблица Б.124
Таблица Б.125
Таблица Б.126
Таблица Б.127*
_______________
* Брак оригинала (последний слог второго столбца). - Примечание .
Таблица Б.128
Таблица Б.129
Таблица Б.130
Таблица Б.131
Таблица Б.132
Таблица Б.133
Таблица Б.134
Таблица Б.135
Таблица Б.136
Таблица Б.137
Таблица Б.138
Таблица Б.139
Таблица Б.140
Таблица Б.141
Таблица Б.142
Таблица Б.143
Таблица Б.144
Таблица Б.145
Таблица Б.146
Таблица Б.147
Таблица Б.148
Таблица Б.149
Таблица Б.150
Таблица Б.151
Таблица Б.152
Таблица Б.153
Таблица Б.154
Таблица Б.155
Таблица Б.156
Таблица Б.157
Таблица Б.158
Таблица Б.159
Таблица Б.160
Таблица Б.161
Таблица Б.162
Таблица Б.163
Таблица Б.164
Таблица Б.165
Таблица Б.166
Таблица Б.167
Таблица Б.168
Таблица Б.169
Таблица Б.170
Таблица Б.171
Таблица Б.172
Таблица Б.173
Таблица Б.174
Таблица Б.175
Таблица Б.176
Таблица Б.177
Таблица Б.178
Таблица Б.179
Таблица Б.180
Таблица Б.181
Таблица Б.182
Таблица Б.183
Таблица Б.184
Таблица Б.185
Таблица Б.186
Таблица Б.187
Таблица Б.188
Таблица Б.189
Таблица Б.190
Таблица Б.191
Таблица Б.192
Таблица Б.193
Таблица Б.194
Таблица Б.195
Таблица Б.196
Таблица Б.197
Таблица Б.198
Таблица Б.199
Таблица Б.200
Таблица Б.201
Таблица Б.202
Таблица Б.203
Таблица Б.204
Таблица Б.205
Таблица Б.206
Таблица Б.207
Таблица Б.208
Таблица Б.209
Таблица Б.210
Таблица Б.211
Таблица Б.212
Таблица Б.213
Таблица Б.214
Таблица Б.215
Таблица Б.216
Таблица Б.217
Таблица Б.218
Таблица Б.219
Таблица Б.220
Таблица Б.221
Таблица Б.222
Таблица Б.223
Таблица Б.224
Таблица Б.225
Таблица Б.226
Таблица Б.227
Таблица Б.228
Таблица Б.229
Таблица Б.230
Таблица Б.231
Таблица Б.232
Таблица Б.233
Таблица Б.234
Таблица Б.235
Таблица Б.236
Таблица Б.237
Таблица Б.238
Таблица Б.239
Таблица Б.240
Таблица Б.241
Таблица Б.242
Таблица Б.243
Таблица Б.244
Таблица Б.245
Таблица Б.246
Таблица Б.247
Таблица Б.248
Таблица Б.249
Таблица Б.250
Таблица Б.251
Таблица Б.252
Таблица Б.253
Таблица Б.254
Таблица Б.255
Таблица Б.256
Таблица Б.257
Таблица Б.258
Таблица Б.259
Таблица Б.260
Таблица Б.261
Таблица Б.262
Таблица Б.263
Таблица Б.264
Таблица Б.265
Таблица Б.266
Таблица Б.267
Таблица Б.268
Таблица Б.269
Таблица Б.270
Таблица Б.271
Таблица Б.272
Таблица Б.273
Таблица Б.274
Таблица Б.275
Таблица Б.276
Таблица Б.277
Таблица Б.278
Таблица Б.279
Таблица Б.280
Таблица Б.281
Таблица Б.282
Таблица Б.283
Таблица Б.284
Таблица Б.285
Таблица Б.286
Таблица Б.287
Таблица Б.288
Таблица Б.289
Таблица Б.290
Таблица Б.291
Таблица Б.292
Таблица Б.293
Таблица Б.294
Таблица Б.295
Таблица Б.296
Таблица Б.297
Таблица Б.298
Таблица Б.299
Таблица Б.300
Таблица Б.301
Таблица Б.302
Таблица Б.303
Таблица Б.304
Таблица Б.305
Таблица Б.306
Таблица Б.307
Таблица Б.308
Таблица Б.309
Таблица Б.310
Таблица Б.311
Таблица Б.312
Таблица Б.313
Таблица Б.314
Таблица Б.315
Таблица Б.316
Таблица Б.317
Таблица Б.318
Таблица Б.319
Таблица Б.320
Таблица Б.321
Таблица Б.322
Таблица Б.323
Таблица Б.324
Таблица Б.325
Таблица Б.326
Таблица Б.327
Таблица Б.328
Таблица Б.329
Таблица Б.330
Таблица Б.331
Таблица Б.332
Таблица Б.333
Таблица Б.334
Таблица Б.335
Таблица Б.336
Таблица Б.337
Таблица Б.338
Таблица Б.339
Таблица Б.340
Таблица Б.341
Таблица Б.342
Таблица Б.343
Таблица Б.344
Таблица Б.345
Таблица Б.346
Таблица Б.347
Таблица Б.348
Таблица Б.349
Таблица Б.350
Таблица Б.351
Таблица Б.352
Таблица Б.353
Таблица Б.354
Таблица Б.355
Таблица Б.356
Таблица Б.357
Таблица Б.358
Таблица Б.359
Таблица Б.360
Таблица Б.361
Таблица Б.362
Таблица Б.363
Таблица Б.364
Таблица Б.365
Таблица Б.366
Таблица Б.367
Таблица Б.368
Таблица Б.369
Таблица Б.370
Таблица Б.371
Таблица Б.372
Таблица Б.373
Таблица Б.374
Таблица Б.375
Таблица Б.376
Таблица Б.377
Таблица Б.378
Таблица Б.379
Таблица Б.380
Таблица Б.381
Таблица Б.382
Таблица Б.383
Таблица Б.384
Таблица Б.385
Таблица Б.386
Таблица Б.387
Таблица Б.388
Таблица Б.389
Таблица Б.390
Таблица Б.391
Таблица Б.392
Таблица Б.393
Таблица Б.394
Таблица Б.395
Таблица Б.396
Таблица Б.397
Таблица Б.398
Таблица Б.399
Таблица Б.400
Таблица Б.401
Таблица Б.402
Таблица Б.403
Таблица Б.404
Таблица Б.405
Таблица Б.406
Таблица Б.407
Таблица Б.408
Таблица Б.409
Таблица Б.410
Таблица Б.411
Таблица Б.412
Таблица Б.413
Таблица Б.414
Таблица Б.415
Таблица Б.416
Таблица Б.417
Таблица Б.418
Таблица Б.419
Таблица Б.420
Таблица Б.421
Таблица Б.422
Таблица Б.423
Таблица Б.424
Таблица Б.425
Таблица Б.426
Таблица Б.427
Таблица Б.428
Таблица Б.429
Таблица Б.430
Таблица Б.431
Таблица Б.432
Таблица Б.433
Таблица Б.434
Таблица Б.435
Таблица Б.436
Таблица Б.437
Таблица Б.438
Таблица Б.439
Таблица Б.440
Таблица Б.441
Таблица Б.442
Таблица Б.443
Таблица Б.444
Таблица Б.445
Таблица Б.446
Таблица Б.447
Таблица Б.448
Таблица Б.449
Таблица Б.450
Таблица Б.451
Таблица Б.452
Таблица Б.453
Таблица Б.454
Таблица Б.455
Таблица Б.456
Таблица Б.457
Таблица Б.458
Таблица Б.459
Таблица Б.460
Таблица Б.461
Таблица Б.462
Таблица Б.463
Таблица Б.464
Таблица Б.465
Таблица Б.466
Таблица Б.467
Таблица Б.468
Таблица Б.469
Таблица Б.470
Таблица Б.471
Таблица Б.472
Таблица Б.473
Таблица Б.474
Таблица Б.475
Таблица Б.476
Таблица Б.477
Таблица Б.478
Таблица Б.479
Таблица Б.480
Таблица Б.481
Таблица Б.482
Таблица Б.483
Таблица Б.484
Таблица Б.485
Таблица Б.486
Таблица Б.487
Таблица Б.488
Таблица Б.489
Таблица Б.490
Таблица Б.491
Таблица Б.492
Таблица Б.493
Таблица Б.494
Таблица Б.495
Таблица Б.496
Таблица Б.497
Таблица Б.498
Таблица Б.499