- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ГОСТ 28300-89
Группа Д55
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ВАЛЫ КАРДАННЫЕ ТЯГОВОГО ПРИВОДА ТЕПЛОВОЗОВ
И ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДОВ
Типы, основные параметры и размеры, технические требования
Cardan shafts of traction drive of diesel locomotives and diesel trains.
Types, main parameters and dimensions, technical requirements
ОКП 31 8100
Дата введения 1991-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. ВНЕСЕН Министерством тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 24.10.89 N 3160
Изменение N 1 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 9 от 12.04.96)
За принятие проголосовали:
Наименование государства |
Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика |
Азгосстандарт |
Республика Армения |
Армгосстандарт |
Республика Беларусь |
Госстандарт Беларуси |
Республика Казахстан |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика |
Киргизстандарт |
Республика Молдова |
Молдовастандарт |
Российская Федерация |
Госстандарт России |
Республика Таджикистан |
Таджикгосстандарт |
Туркменистан |
Главная государственная инспекция Туркменистана |
Украина |
Госстандарт Украины |
Изменение N 2 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 14-98 от 12.11.98)
За принятие проголосовали:
Наименование государства |
Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика |
Азгосстандарт |
Республика Армения |
Армгосстандарт |
Республика Беларусь |
Госстандарт Беларуси |
Грузия |
Грузстандарт |
Республика Казахстан |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика |
Киргизстандарт |
Республика Молдова |
Молдовастандарт |
Российская Федерация |
Госстандарт России |
Республика Таджикистан |
Таджикгосстандарт |
Туркменистан |
Главная государственная инспекция Туркменистана |
Республика Узбекистан |
Узгосстандарт |
Украина |
Госстандарт Украины |
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер раздела, пункта |
2.16 | |
4.1 | |
2.15 | |
2.11 | |
1.4 | |
2.17 | |
2.17 | |
5 | |
3.1 | |
2.10 |
5. ПЕРЕИЗДАНИЕ (май 1999 г.) с Изменениями N 1, 2, принятыми в ноябре 1996 г., марте 1999 г. (ИУС 2-97, 5-99)
Настоящий стандарт распространяется на карданные валы привода от силовой установки на колесные пары магистральных, маневровых и промышленных тепловозов, а также дизель-поездов и автомотрис с нагрузкой колесной пары на рельсы от 100 до 250 кН железных дорог.
Требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды, изложенные в пп.1.1, 1.3, 2.2, 2.3 (в части требований к гарантированному осевому зазору), 2.4-2.7, 2.9, 2.11-2.17, 3.1-3.5, 4.1, 4.2, 6.1, 6.2, разд. 5, являются обязательными.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
1.1. Типы, основные параметры и размеры валов должны соответствовать указанным на черт.1, 2 и в таблице.
Тип 1
Черт.1
Тип 2
Черт.2
Размеры в мм
Наименование параметра и размера |
Значение параметра и размера для валов типов | ||||||
1 |
2 | ||||||
Крутящий момент по пределу текучести, кН·м |
31 |
43 |
60 |
80* |
21 |
40 | |
Диаметр, фланца |
250 |
285 |
315 |
350 |
235 |
325 | |
Диаметр габарита вращающегося вала между шарнирами при отсутствии излома , не более |
280 |
300 |
310 |
375 |
270 |
300 | |
Диаметр окружности центров отверстий фланца |
218 |
245 |
280 |
310 |
205 |
293 | |
Диаметр центрирующей выточки (поле допуска Н8) |
140 |
175 |
175 |
220 |
- |
- | |
Диаметр центрирующего выступа фланца (поле допуска h8) |
- |
- |
- |
- |
223 |
315 | |
Внутренний диаметр опорной поверхности фланца , не более |
140 |
175 |
175 |
220 |
155 |
250 | |
Диаметр отверстия под болты фланца |
Номин. |
18 |
20 |
22 |
14 |
17 | |
Поле допуска |
В11 |
С11 |
Н11 |
Н9 | |||
Количество |
8 |
10 |
8 | ||||
Глубина центрирующей выточки фланца , не менее |
6 |
7 |
8 |
- |
- | ||
Высота центрирующего выступа фланца , не менее |
- |
- |
- |
- |
4 |
5 | |
Расстояние от центра шарнира до присоединительной поверхности фланца , не более |
135 |
140 |
150 |
170 |
110 |
125 | |
Минимальная длина вала при заказе |
750 |
800 |
850 |
1150 |
720 |
735 | |
Изменение длины вала за счет перемещения в шлицах , не менее |
45 |
45 |
50 |
55 |
50 |
45 | |
Толщина фланца |
18 |
20 |
22 |
25 |
15 |
21 | |
Допустимый дисбаланс для каждого шарнира, г·мм |
700 |
1300 |
2000 |
9000 |
500 |
3000 |
_______________
* Допускается отклонение по крутящему моменту минус 2 кН·м.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
1.2. В зависимости от способа центрирования фланцев карданного вала относительно фланцев присоединяемых валов карданные валы изготовляют типов:
1 - с центрирующей выточкой (см. черт.1);
2 - с центрирующим выступом (см. черт.2).
Валы типа 2 применяют по согласованию с заказчиком.
1.3. Конструкция шарниров валов должна допускать угол излома (меньший угол между осью фланца и осью средней части вала) не менее 12° для типоразмера с крутящим моментом 21 кН·м по таблице и 15° для остальных типоразмеров.
1.4. Подвижные элементы вала, обеспечивающие изменение его длины, должны изготовляться в виде шлицевого соединения с эвольвентным профилем зубьев в соответствии с ГОСТ 6033. Допускается по согласованию с заказчиком применение шлицевого соединения с прямобочным профилем зубьев.
1.5. В шарнирах должны применяться игольчатые или роликовые подшипники.
По согласованию с заказчиком могут применяться подшипники других видов.
1.6. Требуемая длина вала должна быть согласована между заказчиком и изготовителем карданных валов.
1.7. Пример условного обозначения карданного вала, имеющего максимальный кратковременно допустимый крутящий момент по пределу текучести 31 кН·м с =750 мм и климатического исполнения У для категории размещения 1.1:
Вал карданный ВК-31-750 У 1.1 ГОСТ 28300-89
1.2-1.7. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Карданные валы должны быть работоспособны при климатических условиях, установленных для соответствующих единиц тягового подвижного состава, или по согласованию между заказчиком и изготовителем валы могут изготовляться в других климатических исполнениях.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2. Оси отверстий в проушинах под подшипники обеих вилок должны располагаться в одной плоскости. Допустимое несовпадение в одной плоскости осей отверстий в проушинах не более 6°.
Положение вилок относительно друг друга следует маркировать совпадающими стрелками после балансировки карданного вала.
2.3. В шарнирах должен быть обеспечен гарантированный осевой зазор по торцам шипов крестовины. Между торцом шипа и дном кольца (стакана) подшипника или крышей проушины рекомендуется устанавливать плавающий подшипник скольжения из полиамида или другого материала с аналогичными свойствами.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.4. Болтовые соединения фланцев карданных валов, приведенных в таблице, должны иметь подвижную посадку. Для валов типа 1 позиционный допуск осей отверстий под болты во фланцах в радиусном выражении - 0,1 мм, для валов типа 2 - 0,2 мм.
2.5. Карданные валы проверяют на критическую частоту вращения (, с), рассчитываемую по формуле
,
где - коэффициент, равный 0,203·10;
- наружный диаметр трубы или вала;
- внутренний диаметр трубы, м (для сплошного вала =0);
- расстояние между центрами шарниров, м.
Допускаемая предельная частота вращения карданных валов в процессе эксплуатации должна быть не более 70% критической частоты вращения. Критическую частоту вращения указывают в паспорте.
2.4, 2.5. (Измененная редакция, Изм. N 2).
2.6. Каждый вал должен быть подвергнут динамической балансировке. Значения дисбаланса не должны превышать указанных в таблице.
2.7. Для смазывания подшипников шарниров, шлицевого соединения и других элементов вала должны применяться консистентные смазки. Использование жидких смазок запрещается.
2.8. Разрешается употребление одноразовой смазки подшипниковых узлов и шлицевого соединения без замены ее и добавления до очередной разборки вала, а также систем смазки, предусматривающих регулярное пополнение смазочного средства в процессе эксплуатации.
Тип системы смазки и тип смазки устанавливают по согласованию между изготовителем и заказчиком.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.9. Уплотнения подшипников шарнира и шлицевого соединения должны исключать утечку смазки и попадания пыли, влаги и т.п. в полость узлов трения. Не допускается утечка смазки через пресс-масленки, резьбовые и другие соединения.
2.10. В системе смазки валов должны применяться масленки по ГОСТ 19853. Конструкция уплотнений, масленок и смазочных каналов должна обеспечивать заполнение смазки в крестовику. Расположение масленок согласовывается с заказчиком.
2.11. Габаритные очертания узлов и деталей, окружающих вал, должны обеспечивать гарантированный зазор вокруг вала при его работе, а также доступ к валу для его технического обслуживания согласно ГОСТ 28.001.
2.12. Каждый вал должен быть окрашен в соответствии с указаниями в рабочих чертежах.
2.13. Срок службы карданного вала до капитального ремонта (при условии выполнения текущего ремонта) должен составлять при вероятности безотказной работы 0,9 не менее 900000 км пробега для магистральных тепловозов и дизель-поездов, 600000 км - для автомотрис, не менее 10 лет работы для маневровых и промышленных тепловозов.
2.14. Каждый вал должен иметь маркировку, содержащую:
1) обозначение чертежа;
2) товарный знак предприятия-изготовителя;
3) порядковый номер вала;
4) дату изготовления (месяц и две последние цифры года);
5) клеймо технического контроля;
6) клеймо представителя железных дорог (для валов, предназначенных их предприятиям).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.15. Размер шрифта для маркировки - по ГОСТ 26.020.
2.16. Каждый вал должен иметь инструкцию по эксплуатации и паспорт в соответствии с ГОСТ 2.601*.
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 2.601-2006. - Примечание .
2.17. Консервация и упаковка валов должны предохранять их от коррозии и механических повреждений при транспортировании. Упаковка должна соответствовать ГОСТ 10198, маркировка груза - по ГОСТ 14192.
3. ПРИЕМКА
3.1. Для проверки соответствия валов требованиям настоящего стандарта проводят приемосдаточные, периодические и типовые испытания в соответствии с ГОСТ 16504.
3.2. Приемо-сдаточным испытаниям подвергают каждый вал на соответствие требованиям нормативной документации, включающим проверку:
1) комплектности карданного вала;
2) правильности сборки;
3) состояния защитного покрытия;
4) наличия маркировки по п.2.14;
5) шарниров на легкость вращения;
6) подвижности и величины перемещения в шлицевом соединении;
7) величины углового перемещения шарниров;
8) величины осевого зазора по торцам шипов крестовины;
9) наличия достаточного количества смазки в подшипниках и шлицевом соединении;
10) стопорения крепления деталей;
11) уплотняющих устройств полостей подшипников и шлицевого соединения на отсутствие повреждений;
12) динамической балансировки вала согласно п.2.6.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.3. Периодические испытания должны проводиться не реже одного раза в четыре года не менее чем на двух валах. При периодических испытаниях валы испытывают на выносливость и долговечность подшипников шарниров.
3.4. Типовые испытания проводят при существенных изменениях конструкции или технологии изготовления, способных повлиять на прочность и долговечность вала. Объем этих испытаний, устанавливаемый в зависимости от характера внесенных изменении, включает следующие испытания:
1) испытания на выносливость вала в сборе при действии динамического вращающего момента;
2) испытания на долговечность подшипников шарниров;
3) исследование напряженного состояния деталей при статическом крутящем моменте;
4) определение крутящего момента по пределу текучести и крутильной жесткости вала;
5) испытание на разрушение статическим крутящим моментом;
6) испытания на износ телескопического шлицевого соединения.
Испытания проводят не менее чем на двух валах или на деталях вала.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.5. Периодические и типовые испытания валов на выносливость и долговечность должны проводиться на стендах или испытательных машинах при форсированных режимах.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
4.1. Приемо-сдаточные испытания должны проводиться в соответствии с технической документацией на валы.
4.2. Периодические и типовые испытания должны проводиться по программе и методике испытаний, утвержденной в установленном порядке.
Результаты испытаний оформляют в соответствии с ГОСТ 7.32*.
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 7.32-2001. - Примечание .
5. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
Хранение и транспортирование валов должны отвечать климатическому исполнению У категории 2 по ГОСТ 15150.
6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
6.1. Изготовитель гарантирует соответствие валов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий хранения и эксплуатации.
6.2. Гарантийный срок эксплуатации валов устанавливается в технических условиях на соответствующие единицы тягового подвижного состава, но не более чем до первой разборки вала.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 1999