почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
ноября
22
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

ГОСТ 10227-86

Группа Б17

     
     
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


ТОПЛИВА ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Технические условия

Jetfuels. Specifications

     
     
МКС 75.160.20     
ОКП 02 5121 0200

Дата введения 1987-01-01

     
     
     ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21 ноября 1986 г. N 3501
     
     Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)
     
     ВЗАМЕН ГОСТ 16564-71, ГОСТ 10227-62
     
     ИЗДАНИЕ с Изменениями N 1, 2, 3,  утвержденными в ноябре 1990 г., августе 1995 г.,  августе 1998 г. (ИУС 2-91, 10-95, 11-99)
     
     Изменение N 2 ГОСТ 10227-86 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 6 от 21.10.94)
     
     За принятие проголосовали:
     

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

     Азербайджанская Республика

     Азгосстандарт

     Республика Армения

     Армгосстандарт

     Республика Беларусь

     Госстандарт Беларуси

     Грузия

     Грузстандарт

     Республика Казахстан

     Госстандарт Республики Казахстан

     Киргизская Республика

     Киргизстандарт

     Республика Молдова

     Молдовастандарт

     Российская Федерация

     Госстандарт России

     Республика Узбекистан

     Узгосстандарт

     Украина

     Госстандарт Украины

     
     
     Изменение N 3 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 15 от 28.05.99)
     
     За принятие проголосовали:
     

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

     Азербайджанская Республика

     Азгосстандарт

     Республика Беларусь

     Госстандарт Беларуси

     Республика Казахстан

     Госстандарт Республики Казахстан

     Киргизская Республика

     Киргизстандарт

     Республика Молдова

     Молдовастандарт

     Российская Федерация

     Госстандарт России

     Республика Таджикистан

     Таджикгосстандарт

     Туркменистан

     Главная государственная инспекция Туркменистана

     Республика Узбекистан

     Узгосстандарт

     
     
     Настоящий стандарт распространяется на топлива для реактивных двигателей.
     
     Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 5024-85.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

     

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

          
     1.1. Топлива должны изготовляться по технологии и с присадками, которые применялись при изготовлении опытных образцов, прошедших испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.
     
     Для улучшения эксплуатационных свойств в топлива могут добавляться присадки, допущенные к применению в установленном порядке.
     
     1.2. По физико-химическим и эксплуатационным показателям топлива должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1.
     
     

Таблица 1

     


Норма для марки


Наименование
показателя

ТС-1

Т-1С

Т-1

Т-2

РТ

Метод
испытания

высший сорт
ОКП 02 5121 0205

первый сорт ОКП 02 5121 0204

высший сорт ОКП 02 5121 0203

первый сорт ОКП 02 5121 0202

первый сорт ОКП 02 5121 0206

высший сорт ОКП 02 5121 0201

     1. Плотность при 20 °С, кг/м, не менее

780

775

810

800

755

775

     По ГОСТ 3900-85

     2. Фракционный состав:







     По ГОСТ 2177-99

     а) температура начала перегонки, °С:








     не ниже

-

-

-

-

60

135


     не выше

150

150

150

150

-

155


     б) 10% отгоняется при температуре, °С, не выше

165

165

175

175

145

175


     в) 50% отгоняется при температуре, °С, не выше

195

195

225

225

195

225


     г) 90% отгоняется при температуре, °С, не выше

230

230

270

270

250

270


     д) 98% отгоняется при температуре, °С, не выше

250

250

280

280

280

280


     3. Кинематическая вяз- кость, мм/с (сСт):







     По ГОСТ 33-2000

     при 20 °С, не менее

1,30 (1,30)

1,25 (1,25)

1,50 (1,50)

1,50 (1,50)

1,05 (1,05)

1,25 (1,25)


     при минус 40 °С, не более

8(8)

8(8)

16(16)

16(16)

6(6)

16(16)


     4. Низшая теплота сгорания, кДж/кг, не менее

43120

42900

42900

42900

43100

43120

     По ГОСТ 11065-90
и п.4.8 настоящего стандарта

     5. Высота некоптящего пламени, мм, не менее

25

25

20

20

25

25

     По ГОСТ 4338-91

     6. Кислотность, мг КОН на 100 см топлива, не более

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

-

     По ГОСТ 5985-79
и п.4.2 настоящего стандарта

     в пределах

-

-

-

-

-

0,2-0,7


     7. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более

2,5

3,5

2,0

2,0

3,5

0,5

     По ГОСТ 2070-82

     8. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже

28

28

30

30

-

28

     По ГОСТ 6356-75

     9. Температура начала кристаллизации, °С, не выше

-60

-60

-60

-60

-60

-55

     По ГОСТ 5066-91, метод Б

     10. Термоокислительная стабильность в статических условиях при 150 °С, не более:







     По ГОСТ 11802-88

     а) (Исключен, Изм. N 2)


     б) концентрация раство- римых смол, мг на 100 см топлива

-

-

-

-

-

30


     в) концентрация нераство- римых смол, мг на
100 смтоплива

-

-

-

-

-

3


     10а. Термическая ста- бильность в статических условиях при 150 °С (концентрация осадка, мг на 100 см топлива), не более

8

10

-

18

10

-

     По ГОСТ 9144-79

     11. Массовая доля ароматических углеводо- родов, % не более

22

22

20

20

22

22

     По ГОСТ 6994-74

     12. Концентрация факти- ческих смол, мг на 100 см топлива, не более

3

5

6

6

5

4

     По ГОСТ 1567-97
или по ГОСТ 8489-85

     13. Массовая доля общей серы, %, не более

0,20

0,25

0,10

0,10

0,25

0,10

     По ГОСТ 19121-73

     14. Массовая доля меркапта- новой серы, %, не более

0,003

0,005

0,001

-

0,005

0,001

     По ГОСТ 17323-71

     15. Массовая доля сероводорода

Отсутствие

     По ГОСТ 17323-71

     16. Испытание на медной пластинке при 100 °С в течение 3 ч

Выдерживает

     По ГОСТ 6321-92 и п.4.4 настоящего стандарта

     17. Зольность, %, не более

0,003

0,003

0,003

0,003

0,003

0,003

     По ГОСТ 1461-75

     18. Содержание водо- растворимых кислот и щелочей

Отсутствие

     По ГОСТ 6307-75 и п.4.9 настоящего стандарта

     19. Содержание мыл нафтеновых кислот

"

-

     По ГОСТ 21103-75

     20. Содержание механи- ческих примесей и воды

"

     По п.4.5

     21. Массовая доля нафталиновых углеводоро- дов, %, не более

-

-

-

-

-

1,5

     По ГОСТ 17749-72

     22. Люминометрическое число, не ниже

-

-

-

-

-

50

     По ГОСТ 17750-72

     23. Термоокислительная стабильность, определяе- мая динамическим методом при 150-180 °С:







     По ГОСТ 17751-79
и п.4.6 настоящего стандарта

     а) перепад давления на фильтре за 5 ч, кПа, не выше

-

-

-

-

-

10


     б) отложения на подогре- вателе, баллы, не более

-

-

-

-

-

2


     24. Взаимодействие с водой, балл, не более:







     По ГОСТ 27154-86

     а) состояние поверхности раздела

1

1

-

-

-

1


     б) состояние разделен- ных фаз

1

1

-

-

-

1


     25. Удельная электричес- кая проводимость, пСм/м:







     По ГОСТ 25950-83

     при температуре заправки техники, не менее

50

50

-

-

50

50


     при 20 °С, не более

600

600

-

-

600

600


     26. Давление насыщен- ных паров, гПа (мм рт. ст.), не более

-

-

-

-

133 (100)

-

     По ГОСТ 1756-2000

     27. Содержание суммы водорастворимых щелочных соединений

-

-

Отсутствие

-

     По п.4.7

          
     Примечания:
     
     1. Удельная электрическая проводимость нормируется только для топлив, содержащих антистатическую присадку Сигбол.
     
     2. Топлива ТС-1 высшего и первого сорта, Т-2 и РТ, предназначенные для применения во всех климатических районах, за исключением района 1 (по ГОСТ 16350-80), допускается вырабатывать с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °С.
     
     Допускается применять в климатическом районе 1 (ГОСТ 16350-80) топлива ТС-1 и РТ с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °С при температуре воздуха у земли не ниже минус 30 °С в течение 24 ч до вылета.
     
     Топливо для применения в климатическом районе 1 с температурой начала кристаллизации не выше минус 55 °С (РТ) и минус 60 °С (ТС-1) вырабатывают по требованию потребителей.
     
     3. Топливо Т-1С предназначено для специального потребления.
     
     4. В топливе после длительного хранения (более 3 лет) допускается отклонение от норм, указанных в таблице:
     
     - по кислотности - на 0,1 мг КОН на 100 см топлива;
     
     - по содержанию фактических смол - на 2 мг на 100 см топлива;
     
     - по количеству осадка при определении термической стабильности в статических условиях - на 2 мг на 100 см топлива.
     
     5-6. (Исключены, Изм. N 1).
     
     7. По требованию потребителей топливо Т-1 должно выпускаться плотностью при 20 °C не менее 810 кг/м.
     
     8. При производстве топлива марки РТ с присадкой Хайтек-580 норма по показателю 6 устанавливается не более 0,7 мг КОН/100 см.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).      
              
     1.3. Обязательные требования к качеству продукции изложены в п.1.2 и разд.3 и 4.
     
    (Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
     

     

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

          
     2.1. Топлива для реактивных двигателей представляют собой легковоспламеняющуюся жидкость, выкипающую в пределах 130-280 °С для топлив РТ, ТС-1 и Т-1 и 60-280 °С - для топлива Т-2; температура самовоспламенения топлив РТ, ТС-1, Т-1, Т-1С - 220 °C, топлива Т-2 - 230 °С.
     
     Температурные пределы воспламенения паров топлив и концентрированные пределы взрываемости приведены в таблице 2.
     
     

Таблица 2

Наименование показателя

ТС-1, РТ

Т-1, Т-1С

Т-2

     Температурные пределы воспламенения паров, °С:




     - нижний

25

50

-10

     - верхний

65

105

34

     Концентрированные пределы взрываемости, %, (по объему):




     - нижний

1,5

1,8

1,0

     - верхний

8,0

8,0

6,8

          
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
          
     2.2. Топлива для реактивных двигателей являются малоопасными продуктами и в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 относятся к 4-му классу.
     
     2.3. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м в соответствии с ГОСТ 12.1.005-88.
     
     2.4. В помещении для хранения и применения топлива для реактивных двигателей запрещается обращение с открытым огнем.
     
     Искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении. При вскрытии тары не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.
     
     2.5. При разливе топлива для реактивных двигателей необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива промыть горячей водой и протереть сухой тряпкой. При разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.
     
     2.6. Необходимыми мерами предосторожности при работе с топливом для реактивных двигателей является применение индивидуальных средств защиты согласно типовым отраслевым нормам.
     
     2.7. Помещение, в котором проводится работа с топливом для реактивных двигателей, должно быть снабжено приточно-вытяжной вентиляцией. В помещениях для хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.
     
     2.8. При загорании применяют следующие средства пожаротушения: пену, при объемном тушении - углекислый газ, составы СЖБ и 3,5, перегретый пар (все средства, кроме воды).
     

     

3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

          
     3.1. Топливо для реактивных двигателей принимают партиями. Партией считают любое количество топлива, изготовленного за один непрерывный технологический процесс, однородного по своим показателям качества и компонентному составу, оформленное одним документом о качестве. В документе должно быть указано количество противоизносной, антиокислительной и антистатической присадок, введенных при изготовлении топлива.
     
     3.2. Объем выборки - по ГОСТ 2517-85.
     
     3.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же выборки.
     
     Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     3.4. Показатель по подпункту 19 определяют только в топливах, полученных с применением защелачивания и водной промывки.
     
     3.5. Показатели по подпунктам 21, 22 и 23 определяет изготовитель периодически, но не реже одного раза в 3 мес. Показатели по подпунктам 10 "б" и "в" определяет изготовитель не реже одного раза в 3 мес. в партиях топлива, для которых определяется термоокислительная стабильность динамическим методом (ГОСТ 17751-79).
     
     При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из показателей качества испытания переводят в категорию приемо-сдаточных и проводят испытания по данному показателю для каждой партии до получения положительных результатов не менее, чем на двух партиях подряд.
     
     Топливо для поставки на длительное хранение и для экспорта должно быть проверено по всем показателям.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     

     

4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

          
     4.1. Пробы топлива для реактивных двигателей отбирают по ГОСТ 2517-85. Объем объединенной пробы 2,0 дм каждой марки топлива.
     
     4.2. Кислотность определяют по ГОСТ 5985-79 со следующими дополнениями: для анализа применяют этиловый спирт по ГОСТ 18300-87 высшего сорта, предварительно перегнанный из колбы с елочным дефлегматором до 10%-го остатка и разбавленный до 85%-ной концентрации. Спирт кипятят с применением обратного холодильника, нейтрализуют стандартным раствором щелочи в присутствии 8-9 капель индикатора. При титровании топлива для реактивных двигателей индикатор больше не добавляют. Титрование проводят из микробюретки с наименьшей ценой деления 0,01 см.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     4.3. (Исключен, Изм. N 1).
     
     4.4. Для топлива марки РТ после введения присадок допускается изменение цвета пластинки на оранжевый, темно-оранжевый или малиновый, а также отдельные пятна тех же цветов.
     
     4.5. Топливо, налитое в стеклянный цилиндр диаметром 40-55 мм, при рассмотрении его в проходящем свете должно быть прозрачным и не содержать взвешенных и осевших на дно цилиндра механических примесей и воды.
     
     При возникновении разногласий при оценке качества топлива РТ по механическим примесям анализ должен проводиться по ГОСТ 10577-78, при этом массовая доля механических примесей в топливе не должна превышать 0,0003%, для топлив ТС-1 анализ проводится с 01.01.89.
     
     4.6. Для определения термоокислительной стабильности динамическим методом по ГОСТ 17751-79 отбирают из товарного резервуара 100 дм топлива РТ в бочки или бидоны из оцинкованного железа, алюминия или нержавеющей стали.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     4.7. Содержание суммы водорастворимых щелочных соединений определяют по следующей методике: в делительную воронку наливают 300 см испытуемого топлива, предварительно нагретого до 70-80 °C, и 100 см дистиллированной воды, предварительно проверенной на отсутствие щелочи, для чего 100 см дистиллированной воды выпаривают до объема 10 см и прибавляют 3 капли фенолфталеина. Реакция должна быть нейтральной.
     
     Содержимое делительной воронки взбалтывают в течение 5 мин. После 10-минутного отстоя водную вытяжку сливают в термостойкий стакан или колбу, выпаривают до 10-12 см и прибавляют 3 капли фенолфталеина.
     
     Топливо не содержит суммы водорастворимых щелочных соединений при отсутствии окраски упаренной водной вытяжки.
     
     Браковочным признаком служит наличие щелочной реакции упаренной водной вытяжки по фенолфталеину.
     
     4.8. При разногласиях в оценке качества топлив теплоту сгорания определяют по ГОСТ 21261-91.
     
     4.9. Для топлив Т-1 и Т-2 содержание водорастворимых кислот определяют индикаторным методом.
     
     4.10. (Исключен, Изм. N 2).
     

     

5. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

          
     5.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение топлива для реактивных двигателей - по ГОСТ 1510-84.
     
     5.2. (Исключен, Изм. N 1).     
     


6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

          
     6.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
     
     6.2. Гарантийный срок хранения топлив для реактивных двигателей - пять лет со дня изготовления.
     
     
     
Текст документа сверен по:
официальное издание
Нефтепродукты. Топлива. Технические условия:
Сб. ГОСТов. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2003

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование