- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОПРЯЖЕНИЙ УЧАСТКОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
С РАЗНОЙ ВЕЛИЧИНОЙ ПУЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ КЛИНОВИДНОЙ КОНСТРУКЦИИ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИИ
ОДОБРЕНЫ Минтрансстроем
Изложены вопросы сопряжения смежных участков автомобильных дорог с разной величиной пучения. Приведены требования к сопряжениям и рекомендуемые конструкции их из разных теплоизоляционных и морозозащитных (стабильных) материалов. На конкретных примерах показаны метод и процесс проектирования сопряжений применительно к основным случаям зимнего поднятия покрытия на смежных участках.
Предисловие
"Методические рекомендации по проектированию сопряжений участков автомобильных дорог с разной величиной пучения с помощью клиновидной конструкции теплоизоляции", при разработке которых учтен зарубежный опыт, использованы результаты теоретических и экспериментальных исследований вопросов теплоизоляции и морозозащиты дорожной конструкции, завершают цикл публикаций, посвященных обеспечению необходимой морозоустойчивости дорожной конструкции в сложных климатических и грунтово-гидрологических условиях.
В настоящих "Методических рекомендациях" рассмотрены вопросы морозоустойчивости дорожной конструкции в местах сопряжения участков с разной высотой зимнего поднятия покрытия и обеспечения здесь требуемой ровности проезжей части. Достигается это путем устройства переходной конструкции клиновидной формы из теплоизоляционного или традиционного морозозащитного материала.
Воздействуя на процессы промерзания грунта земляного полотна и влагонакопления в нем, эта конструкция ограничивает возможное зимнее пучение до допустимых пределов.
В "Методических рекомендациях" изложены требования к сопряжениям и приведены основные типы рекомендуемых конструкций. Приведены примеры проектирования клиновидных конструкций сопряжений.
Настоящие "Методические рекомендации" разработали докт. техн. наук М.Б.Корсунский (раздел 5, общее руководство и редактирование) и канд. техн. наук П.Д.Россовский (разделы 1-4).
1. Общие положения
1.1. В настоящих "Методических рекомендациях" изложены принципы проектирования переходных конструкций для сопряжения смежных участков автомобильных дорог, на которых возможно неодинаковое зимнее поднятие покрытия, а следовательно, разные величины деформаций, нарушающих ровность проезжей части дороги (рис.1).
Рис.1. Основные виды зимнего поднятия покрытия на границе смежных участков А и Б,
склонных к пучению (а) и на границе непучинистого участка А с пучинистым участком Б (б):
1 - положение покрытия перед промерзанием конструкции; 2 - ожидаемое положение покрытия
после зимнего вспучивания при отсутствии переходной конструкции; 3 - разница в величине пучения;
4 - уклон покрытия на сопряжении после устройства клиновидной конструкции; - длина переходного клина
1.2. Конструкция теплоизолирующего или морозозащитного слоя должна иметь клиновидную форму и обеспечивать как величину зимнего поднятия покрытия на концах сопрягаемых участков, необходимую для сохранения ровности проезжей части, так и требуемый продольный уклон.
1.3. В случае, если один участок пучинистый, а другой непучинистый, то клиновидную переходную конструкцию устраивают на пучинистом участке, а если оба участка пучинистые, то на том, где ожидается большее поднятие покрытия.
1.4. Применительно к различным вариантам сопряжения смежных участков с разной высотой пучения разработан метод теплотехнического расчета размеров клиновидной конструкции.
1.5. Клиновидную переходную конструкцию в местах сопряжения смежных участков проектируют одновременно с теплоизолирующим или морозозащитным слоем на основном протяжении дороги, так как принципы теплотехнического расчета в обоих случаях одинаковы. При проектировании конструкции следует руководствоваться указаниями настоящих "Методических рекомендаций", а также "Методических рекомендаций" (1, 2).
2. Требования к сопряжениям
2.1. Для обеспечения требуемых эксплуатационных качеств дороги переход от одного смежного участка к другому должен быть как можно более плавным, а неравномерное поднятие покрытия не должно превышать допустимой величины.
2.2. Для удовлетворения требований п.2.1 необходимо, чтобы разница зимнего поднятия покрытия на сопрягаемых участках и
не превышала допустимых значений пучения конструкции
, см. (3), т.е.
, а неравномерность пучения
, т.е. отношение разницы поднятия
к протяжению переходного участка сопряжения
не превосходила величин, указанных в таблице.
Материал покрытия |
Допустимое значение пучения |
Допустимый уклон поверхности покрытия на переходном участке | ||
I |
II |
III | ||
Цементобетон |
2 |
1 |
1 |
1-2 |
Горячий асфальтобетон I-II марок |
4 |
1 |
1-2 |
3 |
То же, III-IV марок |
6 |
- |
3 |
4-5 |
Примечание. Неравномерность пучения 1 мм/м соответствует уклону поверхности покрытия 1?.
2.3. Длину теплоизолирующего клина , м, для обеспечения требуемого уклона поверхности покрытия на переходном участке следует определять по формуле
, (1)
где 10 - переводной коэффициент.
Величина приведена в таблице.
2.4. Ширина клиновидной конструкции сопряжения должна быть равной ширине устраиваемого на дороге теплоизолирующего или морозозащитного слоя, т.е. конструкция может частично располагаться и под обочиной.
3. Материалы для устройства сопряжений
3.1. Клиновидную конструкцию сопряжения смежных участков можно устраивать из тех же материалов, что и морозозащитный слой на основном протяжении дороги: из теплоизоляционных, обладающих малой теплопроводностью материалов (пенопласт, керамзит, легкие бетоны и пр.), и морозозащитных, не изменяющих своего объема при промерзании (гравий, песок, щебень, шлаки и др.). Требования к качеству материалов для устройства переходных конструкций и для слоев на основном протяжении дороги одинаковы (1, 2).
3.2. При использовании теплоизоляционного материала в форме плиты (пенопласт, торфоплита и др.) необходим достаточный запас тонких плит (1-2 см), позволяющих постепенно изменять толщину теплоизолирующего слоя по длине клиновидной конструкции.
4. Конструкции сопряжений
4.1. В случае сопряжения смежных участков, один из которых имеет теплоизолирующий слой из пенопласта, достаточный для полного предотвращения промерзания и пучения земляного полотна, а на другом, не имеющем такого слоя, ожидается некоторое пучение, переходную конструкцию можно устраивать из пенопласта.
Плиты пенопласта укладывают в несколько слоев с перекрытием швов нижележащих плит верхними плитами. В поперечном профиле дороги плиты выпускают за край проезжей части под обочину на 1,2 м с уменьшением на половину толщины теплоизолирующего слоя на расстоянии 0,6 м от края проезжей части. В продольном направлении дороги общее протяжение переходного участка, на котором число плит пенопласта постепенно уменьшается, составляет не менее 15 м.
4.2. В случае сопряжения смежных участков, на одном из которых предусмотрены меры по полному предотвращению пучения (участок А), а на другом (участок Б) ожидается пучение, возможно также применение переходной клиновидной конструкции, устраиваемой из традиционного морозозащитного материала (рис.2).
Рис.2. Сопряжение участков (;
) с помощью
клиновидной конструкции из морозозащитного материала:
1 - асфальтобетон I марки; 2 - то же, III-IV марок; 3 - щебень;
4 - песок; 5 - пенопласт; 6 - клиновидная конструкция
Клиновидную конструкцию рассчитывают так, чтобы на одном конце ее (конец участка А) промерзание земляного полотна было полностью предотвращено, а на другом конце, на расстоянии , м, на участке Б промерзание было ограничено, и ожидаемое поднятие покрытия не превышало допустимой величины. Длину переходной конструкции
, назначают таким образом, чтобы продольный уклон вспученной поверхности покрытия на сопряжении не превысил допустимой величины (см. таблицу).
4.3. В случае сопряжения с мостом подъездного участка дороги, на котором запроектирована теплоизоляция из битумоцементогрунта с пористым заполнителем (толщину теплоизоляции рассчитывают так, чтобы пучение не превышало ) возможны два варианта переходной клиновидной конструкции.
Первый вариант (рис.3, а). На подходе к мосту на протяжении толщину теплоизолирующего слоя постепенно увеличивают, чтобы в месте примыкания дорожной конструкции к проезжей части моста промерзание ее, а следовательно, и пучение, было полностью предотвращено.
Рис.3. Клиновидная конструкция на подходе к мосту
из материалов теплоизоляционного (а) и морозозащитного (б):
1 - асфальтобетон I марки; 2 - то же, III-IV марок; 3 - теплоизолирующий слой
из битумоцементогрунта с пористым заполнителем; 4 - песок средней крупности;
5 - клиновидное утолщение теплоизоляции; 6 - то же, песчаного слоя
Второй вариант (рис.3, б). Специальный теплоизолирующий слой ограничивает промерзание земляного полотна, в результате чего толщина устраиваемой здесь клиновидной конструкции из традиционного морозозащитного материала значительно меньше, чем на аналогичных участках без теплоизоляции.
4.4. В случае сопряжения двух участков А и Б, на которых ожидается разное пучение, обусловленное особенностями подстилающего грунта (на участке А грунт пучинистый, поэтому величина зимнего поднятия покрытия здесь больше, чем на участке Б), переходную клиновидную конструкцию устраивают на участке А из песка (можно использовать керамзит, металлургические шлаки, золы уноса и др.), в результате чего на протяжении переходного сопряжения высота поднятия покрытия снизится постепенно до высоты поднятия покрытия участка Б, что обеспечит плавный переход от одного участка к другому (рис.4).
Рис.4. Сопряжение двух участков с разной высотой поднятия покрытия ():
1 - асфальтобетон I-II марок; 2 - щебень; 3 - песок; 4 - переходный морозозащитный
клин из песка, керамзита, металлургических шлаков, зол уноса и т.п.
5. Проектирование сопряжений (примеры)
Рассмотрим примеры расчета клиновидной конструкции сопряжения смежных участков с использованием теплоизолирующих либо морозозащитных материалов.
Пример 1. Требуется запроектировать переходную конструкцию между двумя участками автомобильной дороги с теплоизолирующими слоями из цементогрунта с керамзитом.
Дорога II категории находится во II дорожно-климатической зоне, 3-й тип местности по условиям увлажнения согласно СНиП II-Д 5-72 "Автомобильные дороги. Нормы проектирования", расчетная глубина залегания грунтовых вод - 160 см от поверхности покрытия.
Конструкции дорожной одежды на участках А и Б представлены на рис.5.
Рис.5. Схема переходной конструкции между смежными участками А и Б
с разной высотой пучения и конструкция дорожной одежды на этих участках:
1-2 - покрытие - двухслойный горячий асфальтобетон I марки; 3 - верхний слой основания -
асфальтобетон III марки; 4 - нижний слой основания - цементогрунт с керамзитом; 5 - земляное полотно -
легкий пылеватый суглинок; 5 - земляное полотно - супесь непылеватая; 6 - покрытие - цементобетон; - зимнее поднятие покрытия на основном протяжении участков;
- то же, на сопряжении
Грунт земляного полотна на участке А - легкий пылеватый суглинок (0,3;
0,15).
Расчет по "Методическим рекомендациям" (1) показал, что глубина промерзания земляного полотна на этом участке в самый неблагоприятный год за период между капитальными ремонтами не превысит 37 см от нижней поверхности теплоизолирующего слоя, а высота зимнего поднятия покрытия
составит 4 см.
Грунт земляного полотна на участке Б - супесь пылеватая (0,25;
0,18). Расчетом по "Методическим рекомендациям" (1) установлено, что на этом участке
26 см, a
2 см.
Поскольку на участке А ожидается большее пучение, чем на участке Б, то на нем и устраивают переходную конструкцию, чтобы в месте стыковки участков А и Б уменьшить пучение до 2 см.
Необходимо установить толщину слоя цементогрунта с керамзитом в этом месте переходной конструкции и длину
.
Величину раccчитывaют, руководствуясь "Методическими рекомендациями" (1, 2), в следующем порядке:
1. Определяют коэффициенты теплоусвоения материалов слоев трехслойной модели, к которой приводят дорожную конструкцию участка А.
По данным (1-3) принимают те же расчетные значения теплофизических характеристик материалов слоев и грунтов дорожной конструкции, что и при основном теплотехническом расчете конструкции участка А:
а) для верхнего и нижнего слоев асфальтобетона I марки коэффициент теплопроводности 1,04 Вт/(м·K); удельная теплоемкость
1,68·10
Дж/(кг·K); плотность
2350 кг/м
;
б) для асфальтобетона III марки:
0,99 Вт/(м·K);
1,68·10
Дж/(кг·K);
2300 кг/м
;
в) для цементогрунта с керамзитом
0,58 Вт/(м·K);
0,92·10
Дж/(кг·K);
1500 кг/м
;
г) для мерзлого грунта земляного полотна - легкого пылеватого суглинка
1,97 Вт/(м·K);
1,13·10
Дж/(кг·K);
2000 кг/м
.
Многослойную конструкцию приводят к эквивалентной ей по теплофизическим свойствам трехслойной модели, заменяя слои, лежащие над изоляцией, одним слоем толщиной .
Эквивалентный коэффициент теплопроводности верхнего слоя по формуле (9) работы (1)
Вт/(м·K).
Эквивалентные удельная теплоемкость и плотность по формулам (10)-(11) "Методических рекомендаций (1) соответственно
Дж/(кг·K);
кг/м
.
Значения коэффициентов теплоусвоения , Вт/(м
·K)*, для материалов трехслойной модели оказались следующими:
Вт/(м
·K);
Вт/(м
·K);
Вт/(м
·K).
________________
* В дальнейшем под корнем опущен постоянный множитель - частота годовых колебаний температуры, 1/с, так как в расчетах используются лишь отношения
и
.
2. Устанавливают закономерность годового изменения температуры поверхности покрытия.
По приложению 4 "Методических рекомендаций" (1) принимают следующие значения среднегодовой температуры воздуха , амплитуды годовых колебаний температуры
и их среднеквадратичных отклонений
,
:
°С,
°С,
°С,
°С.
При этих статистических характеристиках температуры воздуха по формулам (1) и (2) указанного приложения "Методических рекомендаций" (1) определяют надежностью 0,95 (капитальный тип покрытия), что среднегодовая температура воздуха в расчетном году °С, а амплитуда колебания температуры воздуха
°С.
В этом случае среднемесячная температура воздуха самого холодного месяца
°С,
а самого теплого
°С.
Далее по приведенным ниже формулам находим, что среднемесячная температура поверхности асфальтобетонного покрытия в самом холодном и самом теплом месяце соответственно
°С;
°С.
Отсюда среднегодовая температура поверхности покрытия в расчетном году и амплитуда годовых колебаний температуры соответственно
°С;
°С.
3. По формуле (7) "Методических рекомендаций" (1) определяют допустимую глубину промерзания земляного полотна от нижней поверхности теплоизолирующего слоя
см.
Как указано выше, величина пучения не должна превышать 2 см.
Коэффициент пучения данного грунта согласно формуле (8) "Методических рекомендаций" (1)
,
где см
/сут;
см
/сут согласно "Инструкции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа" ВСН 46-72* (М., "Транспорт", 1972).
________________
* На территории Российской Федерации действует ОДН 218.046-01. Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.
4. По формуле (6) "Методических рекомендаций" (1) вычисляют допускаемое значение произведения средневзвешенной температуры поверхности земляного полотна и продолжительности промерзания его
с·°С
ч·°С.
Численные значения параметров этой формулы взяты из приложения 5 "Методических рекомендаций" (1).
5. Устанавливают допускаемую амплитуду колебаний температуры поверхности земляного полотна (низа теплоизоляции)
.
Для этого по графику рис.8 "Методических рекомендаций" (1) при ч находят значение
, откуда
°С; a
°С. Таким образом,
°С.
6. С помощью номограмм приложения 6 "Методических рекомендаций" (1) определяют толщину теплоизолирующего слоя (см. рис.5).
Чтобы воспользоваться указанными номограммами, предварительно вычисляют следующие вспомогательные параметры и соотношения:
;
;
;
коэффициенты температуропроводности:
м
/с;
м
/с,
комплекс м,
где - частота годовых колебаний температуры;
1/ч или
1/с.
По номограмме приложения 6 "Методических рекомендаций" (1) при и
находят, что
, а при
.
Следовательно, для
.
Отсюда м.
С учетом влияния теплового потока от грунтовых вод толщина теплоизолирующего слоя в месте примыкания к участку Б должна быть равна см.
Длину переходной клиновидной конструкции находят по формуле (1) настоящих "Методических рекомендаций"
м.
Значения приведены в таблице настоящих "Методических рекомендаций".
Пример 2. Требуется запроектировать примыкание к мосту участка дороги с теплоизолирующим слоем из пенопласта.
Дорога II категории находится во II дорожно-климатической зоне, 3-й тип местности по условиям увлажнения; расчетная глубина залегания грунтовых вод - 170 см от поверхности покрытия.
На участке дороги запроектирована следующая конструкция дорожной одежды: двухслойное асфальтобетонное покрытие общей толщиной 9 см; слои основания: верхний - асфальтобетонная смесь III марки - 10 см; нижний - щебень известняковый - 15 см; слой песка средней крупности - 10 см; теплоизолирующий слой толщиной 4 см из пенопласта ПС-4.
Грунт земляного полотна - супесь тяжелая пылеватая (0,29,
0,24).
Расчет по "Методическим рекомендациям" (1) показал, что глубина промерзания земляного полотна в самый неблагоприятный год за период между капитальными ремонтами составит 43 см от нижней поверхности теплоизолирующего слоя, а ожидаемое зимнее поднятие покрытия достигнет примерно 4 см.
Необходимо установить толщину изоляции в месте примыкания участка дороги к мосту и длину переходной клиновидной теплоизолирующей конструкции.
Толщину изоляции находят из условия предотвратить пучение в месте примыкания участка к мосту.
Порядок теплотехнического расчета тот же, что и в первом примере.
1. Определяют коэффициенты теплоусвоения материалов слоев применительно к трехслойной модели, к которой приводят многослойную дорожную конструкцию участка.
По табл.5 "Методических рекомендаций" (3) принимают те же расчетные значения теплофизических характеристик материалов слоев и грунтов дорожной конструкции, что и при основном теплотехническом расчете конструкции:
а) для асфальтобетона:
коэффициент теплопроводности 1,04 Вт/(м·K); удельная теплоемкость
1,68·10
Дж/(кг·K); плотность
2350 кг/м
,
2300 кг/м
;
б) для известнякового щебня:
1,39 Вт/(м·K);
0,92·10
Дж/(кг·K);
1600 кг/м
;
в) для песка средней крупности:
2,44 Вт/(м·K);
0,92·10
Дж/(кг·K);
1950 кг/м
;
г) для полистирола ПС-4:
0,052 Вт/(м·K);
1,47·10
Дж/(кг·K);
60 кг/м
;
д) для супеси тяжелой пылеватой:
2,03 Вт/(м·K);
1,01·10
Дж/(кг·K);
2100 кг/м
.
Слой, эквивалентный по теплофизическим свойствам слоям, лежащим над теплоизоляцией (см. пример 1), имеет следующие значения параметров:
1,31 Вт/(м·K);
1,26·10
Дж/(кг·K);
1990 кг/м
.
Расчетные значения коэффициентов теплоусвоения для материалов трехслойной модели равны
1812,
67,7,
2075.
2. Устанавливают закономерность изменения температуры поверхности покрытия.
По приложению 6 "Методических рекомендаций" (1) принимают следующие значения среднегодовой температуры воздуха , амплитуды годовых колебаний температуры
и их среднеквадратичных отклонений
4,8 °С;
0,95 °С;
13,85 °С;
1,3 °С.
Среднегодовая температура и амплитуда годовых колебаний температуры воздуха в расчетном году с надежностью 0,95 (капитальный тип покрытия), найденные по формулам, приведенным в примере 1: 3,3 °С;
16 °С.
Среднемесячные температуры воздуха самого холодного и самого теплого месяцев соответственно -12,7 °С и
19,3 °C.
Далее находят температуры асфальтобетонного покрытия в самом теплом месяце (см. пример 1)
°С;
°С.
Среднегодовая температура поверхности покрытия в расчетном году и амплитуда годовых колебаний температуры соответственно °С,
°С.
3. Определяют толщину теплоизолирующего слоя в месте примыкания к мосту .
Чтобы грунт земляного полотна не промерзал, амплитуда колебания температуры на его поверхности должна составлять °C, a соотношение амплитуд
.
Располагая этими соотношениями амплитуд и коэффициентов теплоусвоения и
, а также значениями коэффициентов температуропроводности
м
/с,
м
/с, находят по номограмме приложения 6 "Методических рекомендаций" (1) толщину теплоизолирующего слоя.
При ,
и
,
получают
, а при
и тех же остальных параметрах получают
. Тогда при
, а
см. Длину переходной теплоизолирующей клиновидной конструкции находят по формуле (1) настоящих "Методических рекомендаций"
м.
Пример 3. Требуется запроектировать клиновидную конструкцию сопряжения двух участков автомобильной дороги из морозозащитного материала - песка средней крупности.
Сопрягаемые участки дороги II категории находятся во II дорожно-климатической зоне, 3-й тип местности по условиям увлажнения, расчетная глубина залегания грунтовых вод 200 см от поверхности покрытия, расчетная глубина промерзания дорожной конструкции
180 см.
Земляное полотно на участке А возведено из легкого суглинка (пучинистый грунт), на участке Б - из мелкого песка (слабопучинистый грунт).
Для обеспечения требуемой прочности на участках А и Б запроектированы различные конструкции дорожной одежды, но из одинаковых материалов: покрытие из горячего асфальтобетона, укладываемого в два слоя общей толщиной 10 см, основание - из щебня толщиной 25 см на участке А и 20 см на участке Б. На участке А под щебеночным основанием предусмотрен слой песка средней крупности толщиной 40 см.
Проверка морозоустойчивости дорожных конструкций по ВСН 46-72 показала, что ожидаемое пучение в расчетном году на участке А не превысит 4,2 см,
4 см, а на участке Б
составит 2,8 см.
Клиновидную конструкцию сопряжения из морозозащитного материала располагают на участке А.
Расчет этой конструкции сводится к определению по ВСН 46-72 толщины морозозащитного слоя в месте контакта участков, обеспечивающей здесь величину пучения, равную
2,8 см, а также к назначению длины переходного участка
.
Может быть принят следующий порядок расчета толщины морозозащитного слоя из песка средней крупности.
1. По ВСН 46-72 принимают климатический показатель см
/сут, а комплексную характеристику пучинистых свойств легкого суглинка
см
/сут.
2. Находят, что комплекс , а отношение
.
3. По номограмме рис.24 ВСН 46-72 при и
находят, что
, откуда
см.
4. По формуле (20) ВСН 46-72 определяют толщину слоя песка средней крупности в месте примыкания к участку Б:
см,
где и
- толщины асфальтобетонного покрытия и щебеночного основания;
,
,
- эквиваленты теплотехнических свойств асфальтобетона, щебня и песка.
Длину переходного участка с клиновидной конструкцией сопряжения определяют по формуле (1) настоящих "Методических рекомендаций"
м.
Значение принято по таблице настоящих "Методических рекомендаций".
ЛИТЕРАТУРА
1. Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизолирующих слоев на пучиноопасных участках автомобильных дорог. Союздорнии. М., 1977.
2. Методические рекомендации по проектированию и устройству на автомобильных дорогах конструктивных теплоизолирующих слоев из цементогрунтов с пористыми заполнителями. Союздорнии. М., 1978.
3. Методические рекомендации по совершенствованию проектирования дорожных одежд нежесткого типа. Союздорнии. М., 1978.