- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОХРАНЕ ПОДЗЕМНЫХ ВОД
РАЗРАБОТАНО Управлением гидрогеологических работ и ВСЕГИНГЕО Министерства геологии СССР
Авторский коллектив: Забузов А.А. (руководитель), Добрынин П.А., Гольдберг В.М.
СОГЛАСОВАНО с Госкомитетом СССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору
УТВЕРЖДЕНО
Министерством геологии СССР
Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР
Министерством здравоохранения СССР
Настоящее положение разработано на основании Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик.
3. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах.
4. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. "Об административной ответственности за нарушение водного законодательства".
5. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г. N 898 "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов".
6. постановлением Совета Министров СССР от 10 марта 1975 г. N 197.
7. постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1979 г. N 591.
8. постановлением Совета Министров СССР от 31 мая 1973 г. N 361.
9. Положение о государственном контроле за ведением работ по геологическому научению недр, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 24 августа 1978 г. N 721.
10. постановлением Совета Министров СССР от 5 сентября 1973 г. N 654.
11. Положение о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения, утвержденное приказом Минздрава СССР от 18 декабря 1982 г., N 2640-82.
I. ФУНКЦИИ ОХРАНЫ ПОДЗЕМНЫХ ВОД И КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ОХРАНОЙ
1. Охрану подземных вод в соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик осуществляют предприятия, организации и учреждения, деятельность которых влияет на состояние подземных вод. Эти предприятия, организации и учреждения обязаны проводить мероприятия, обеспечивающие охрану от загрязнения, засорения и истощения, а также улучшения состояния и режима вод.
2. Государственный контроль за использованием и охраной подземных вод осуществляется исполкомами Советов народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами, а также специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.
3. ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 29 декабря 1972 г. N 898 "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов" в части охраны вод установили, что Министерство геологии СССР осуществляет контроль за охраной подземных вод (за исключением гидроминеральных ресурсов) от истощения и загрязнения.
4. На Министерство геологии СССР возлагается методическое руководство всеми проводимыми на территории СССР работами по изучению подземных вод и охране их от истощения и загрязнения, а также координации этих работ.
II. ОХРАНА ПОДЗЕМНЫХ ВОД
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ
5. Под охраной подземных вод понимается система мер, направленных на предотвращение и устранение последствий загрязнения и истощения вод, на сохранение такого качественного и количественного состояния подземных вод, которое позволяет использовать их в народном хозяйстве.
6. Охрана подземных вод включает:
соблюдение Основ водного законодательства Союза ССР и союзных республик и других нормативных документов в области использования и охраны вод;
осуществление мер по предотвращению и ликвидации утечек сточных вод и загрязняющих веществ с поверхности земли в горизонты подземных вод;
повышение уровня очистки сточных вод и недопущение сброса в водотоки, водоемы и подземные водоносные горизонты неочищенных сточных вод;
строгое соблюдение требований по порядку проведения разведки на подземные воды, по проектированию, строительству и эксплуатации водозаборов подземных вод;
систематический контроль за состоянием подземных вод и окружающей среды, в том числе на участках водозаборов и в районах крупных промышленных и сельскохозяйственных объектов;
проведение водоохранных мероприятий по защите подземных вод.
7. Основными объектами охраны являются эксплуатируемые водоносные горизонты и водозаборы хозяйственно-питьевого назначения.
8. Ответственность за охрану подземных вод от истощения и загрязнения промышленными и бытовыми отходами, за соблюдение установленного режима эксплуатации подземных вод и зон санитарной охраны водозаборных сооружений несут предприятия и организации, колхозы и совхозы, использующие подземные воды.
Ответственность за загрязнение подземных вод несут также предприятия и организации, допускающие загрязнение этих вод через водоемы, водотоки и почву отходами производства.
9. Водоохранные мероприятия подразделяются на профилактические и специальные. К профилактическим относятся: выбор местоположения промышленного или другого, могущего вызвать загрязнение, объекта с позиций охраны подземных вод; предотвращение утечек сточных вод с поверхности земли; систематический контроль за состоянием подземных вод по сети наблюдательных скважин; соблюдение зон санитарной охраны водозаборных сооружений. К специальным мероприятиям относятся: сооружение защитных рядов скважин для перехвата загрязненных вод, локализация и ликвидация очагов загрязнения подземных вод, создание непроницаемых завес вокруг очага загрязнения и др.
Первостепенное значение в деле охраны подземных вод имеют профилактические мероприятия.
10. Мероприятия по охране подземных вод от загрязнения и истощения осуществляют и финансируют предприятия, деятельность которых может оказать (или оказывает) прямое или косвенное влияние на состояние подземных вод.
11. В проекте строительства промышленного предприятия должны предусматриваться водоохранные мероприятия, исключающие его возможное отрицательное влияние на окружающую среду и подземные воды.
12. Разведка подземных вод производится на основании заявок головных проектных организаций, согласованных с госпланами союзных республик. Заявка на разведку подземных вод может приниматься и выполняться при условии указания в ней обоснованной текущей и перспективной потребности раздельно на хозпитьевую воду и воду для технических нужд.
13. Разведка подземных вод и оценка их эксплуатационных запасов производится в соответствии с действующими методическими указаниями и требованиями Инструкции по применению классификации эксплуатационных запасов подземных вод.
СОСТАВЛЕНИЕ И СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТА ВОДОЗАБОРА
14. Устройство водозаборных сооружений производится в соответствии с проектом водоснабжения, с учетом перспектив развития и роста водопотребления населенных пунктов и других объектов. Водозаборные сооружения размещаются только на территориях, специально отведенных для этой цели.
15. Составление проектов и выделение капитальных вложений на строительство новых и реконструкцию действующих централизованных водозаборных сооружений производятся при наличии утвержденных запасов подземных вод Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР (ГКЗ СССР) или территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых при геологических организациях Министерства геологии СССР (ТКЗ).
Утверждение эксплуатационных запасов подземных вод не требуется, если капитальные вложения на устройство водозаборных сооружений не превышают 500 тыс. рублей, а по объектам железнодорожного транспорта - 1 млн. рублей.
16. Проектирование и сооружение водозаборов подземных вод осуществляют организации, имеющие право на проведение этих работ.
17. Проект водозабора должен быть согласован с геологическими организациями, органами государственного санитарного надзора, органами по регулированию использования и охране вод, а также землепользователями.
Документом о согласовании проекта водозабора органами по регулированию использования и охране вод является разрешение на специальное водопользование, оформленное в соответствии с Инструкцией о порядке согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование (Минводхоз СССР, НВН 35-5.1.02-83).
Кроме того, согласование производится:
в городах и рабочих поселках - с органами коммунального хозяйства;
в сельских районах, для объектов сельского хозяйства - с исполкомами районных Советов народных депутатов;
в районах работ горнодобывающих предприятий (в пределах горных отводов) - с органами по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору;
в районах курортов, использующих в лечебных целях подземные минеральные воды и источники - с территориальными или республиканскими курортными управлениями.
БУРЕНИЕ СКВАЖИН НА ВОДУ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДРУГИХ ВОДОЗАБОРНЫХ СООРУЖЕНИЙ
18. Бурение эксплуатационных скважин на воду, переоборудование разведочных скважин в эксплуатационные, строительство и переоборудование каптажных сооружений для использования подземных вод производится только с разрешения министерств (управлений) геологии союзных республик или производственных геологических объединений по согласованию с местными органами государственного санитарного надзора и органами по регулированию использования и охране вод, а при проведении этих работ предприятиями по добыче полезных ископаемых - по согласованию и с органами Госгортехнадзора СССР.
19. Бурение поглощающих скважин и устройство поглощающих колодцев для сброса промышленных, коммунально-бытовых, дренажных и других сточных вод могут допускаться лишь в исключительных случаях с разрешения министерств (управлений) геологии союзных республик или производственных геологических объединений, выдаваемого после проведения специальных исследований в районе бурения этих скважин и устройства колодцев, при наличии заключений главного государственного санитарного врача соответствующей союзной республики и органов государственного горного надзора.
20. Бурение поглощающих скважин и устройство поглощающих колодцев для указанных целей запрещается во всех случаях, когда эти скважины и колодцы могут явиться источниками загрязнения водоносного горизонта, используемого или пригодного для питьевого и бытового водоснабжения, а также для удовлетворения иных нужд населения.
21. Пользование подземными водами, а также сброс сточных вод в подземные водоносные горизонты могут осуществляться лишь при наличии выданного в установленном порядке разрешения на специальное водопользование.
22. При проектировании и строительстве новых или переустройстве существующих водозаборных сооружений режим эксплуатации этих сооружений, исключающий преждевременное истощение подземных вод, устанавливается по согласованию с министерствами (управлениями) геологии союзных республик или производственными геологическими объединениями. При проектировании, строительстве или переустройстве указанных сооружений на месторождениях минеральных вод режим эксплуатации их устанавливается по согласованию с органами государственного горного надзора.
23. При проектировании и строительстве новых или переустройстве существующих водозаборных сооружений для использования подземных вод на питьевые нужды установление соответствующих зон санитарной охраны, а также осуществление других санитарно-оздоровительных мероприятий согласовывается с местными органами государственного санитарного надзора.
ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДЗЕМНЫМИ ВОДАМИ
24. Подземные воды питьевого качества представляются в пользование, прежде всего, для питьевых и бытовых нужд населения. Водопользователи имеют право пользоваться водными объектами только в тех целях, для которых они предназначены.
Использование подземных вод питьевого качества для нужд, не связанных с питьевым и бытовым водоснабжением, как правило, не допускается. В районах, где отсутствуют необходимые поверхностные водные источники и имеются достаточные запасы подземных вод питьевого качества, органы по регулированию использования и охране вод могут разрешить в виде исключения использование этих вод для технических и других целей при наличии обоснования со стороны водопользователя.
25. Предприятия и организации, использующие подземные воды, обязаны вести учет работы водозабора в соответствии с формой учетной документации использования вод, утвержденной Минводхозом СССР. Материалы учета работы водозабора должны храниться в организации, эксплуатирующей водозабор и предъявляться по первому требованию контролирующих органов.
26. Во избежание бесполезного расходования подземных вод при эксплуатации фонтанирующих скважин, последние должны быть оборудованы крановыми устройствами, задвижками или другими ограничителями самоизлива, а также манометрами для измерения пластового давления воды.
При оборудовании фонтанирующих скважин ограничителями самоизлива должны быть приняты меры, предупреждающие оплывание стенок скважины, закупорку фильтров, прорыв воды по затрубному пространству и другие явления, могущие вывести скважину из строя.
ЗОНЫ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ
27. Зоны санитарной охраны создаются на всех водозаборных сооружениях (вне зависимости от их ведомственной принадлежности), подающих воду из подземных источников, и в том числе с искусственным пополнением, используемую для хозяйственно-питьевых нужд.
28. Зоны санитарной охраны устанавливаются в соответствии с Положением о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения, утвержденным Минздравом СССР.
29. Зона санитарной охраны организуется в составе трех поясов: первый пояс (пояс строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок расположения всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала; второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территории, предназначенные для охраны от загрязнения источников водоснабжения.
30. Первый пояс зоны санитарной охраны устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и в радиусе не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод. При использовании группы подземных водозаборов граница первого пояса должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м, соответственно, от крайних скважин (или шахтных колодцев).
31. Граница второго пояса зоны санитарной охраны определяется гидродинамическими расчетами, исходя из условий, что если за ее пределами в водоносный горизонт поступят микробные (нестабильные) загрязнения, то они не достигнут водозабора.
Для эффективной защиты водозаборного сооружения от микробного (нестабильного) загрязнения необходимо, чтобы расчетное время его продвижения по пласту от границы второго пояса до водозабора было достаточным для утраты жизнеспособности и вирулентности патогенных микроорганизмов. Это время следует считать основным параметром, определяющим расстояние от границы второго пояса до водозабора и оно принимается равным 400 суткам для грунтовых вод и 200 суткам для напорных и безнапорных межпластовых вод.
32. Граница третьего пояса зоны санитарной охраны определяется гидродинамическими расчетами, исходя из условия, что если за ее пределами в водоносный горизонт поступят химические (стабильные) загрязнения, они или не достигнут водозабора, перемещаясь с подземными водами вне области питания (захвата), или достигнут водозабора, но не ранее времени, равного средней продолжительности технической эксплуатации водозабора, которую следует принимать не менее 25 лет.
33. Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, который включает установление границ поясов зоны и мероприятия по улучшению санитарного состояния зоны санитарной охраны путем устранения существующего и предупреждения возможного загрязнения источника водоснабжения и ухудшения качества подаваемой воды.
Проект зоны санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатывается одновременно с последним. Для действующего водозабора, не имеющего зоны санитарной охраны, ее проект разрабатывается специально.
34. Округ санитарной охраны курорта делится на три зоны.
Первая зона (зона строгого режима) охватывает местности, где выходят на поверхность минеральные воды.
Вторая зона (зона ограничений) охватывает территорию, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к местам выхода на поверхность минеральных вод, к местам неглубокой от поверхности земли циркуляции минеральных и пресных вод, участвующих в образовании минеральных источников; естественные и искусственные хранилища минеральных вод; парки, лесопарки и другие зеленые насаждения, использование которых без соблюдения правил, предусмотренных для округа санитарной охраны курорта, может привести к загрязнению, изменению состава или истощению запасов минеральных вод.
Третья зона (зона наблюдения - внешние границы ее совпадают с границами округа санитарной охраны курорта) охватывает всю область питания и формирования гидроминеральных ресурсов, а также территории, народнохозяйственное использование которых без соблюдения правил, установленных для округа санитарной охраны курорта, может оказать неблагоприятное влияние на гидрогеологический режим месторождений минеральных вод.
СОГЛАСОВАНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБЪЕКТА
35. При проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние подземных вод, должно обеспечиваться рациональное использование этих вод при условии первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения.
36. При согласовании вопросов размещения и строительства предприятий и сооружений, влияющих на состояние вод, в том числе подземных, необходимо руководствоваться схемами комплексного использования и охраны вод и отраслевыми схемами развития производительных сил.
37. Местоположение и строительство сооружений для очистки хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод, канализационных сооружений, накопителей отходов, сточных вод и их осадков, полей ассенизации и компостирования, кладбищ и скотомогильников, которые могут загрязнять подземные воды, должны согласовываться с производственными геологическими организациями системы Мингео СССР, местными органами государственного санитарного надзора Минздрава СССР и органами по регулированию использования и охране вод Минводхоза СССР, а проекты на строительство хвостохранилищ токсичных промстоков, подземных хранилищ нефти, нефтепродуктов и газа согласовываются также и с органами Госгортехнадзора СССР.
36. Выбор местоположения площадки промышленного предприятия, в особенности участков поверхностных хранилищ промотходов (накопители, испарители, хвостохранилища, шламонакопители и др.) и полей фильтрации производится с учетом геолого-гидрогеологических условий района, природной защищенности подземных вод, расположения действующих и проектируемых вoдoзаборов подземных вод.
В случае необходимости, устанавливаемой геологическими организациями при рассмотрении представляемых на согласование материалов, должны быть проведены специальные гидрогеологические и инженерно-геологические исследования, выполняемые за счет средств эксплуатирующей организации.
НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ СЕТЪ
39. Для контроля за состоянием подземных вод и своевременного принятия специальных мер по их охране на всех централизованных водозаборах пресных подземных вод должна быть оборудована сеть наблюдательных скважин для проведения систематических наблюдений за качеством и уровнем подземных вод, как на участке водозаборов, так и на прилегающей территории, с которой возможно поступление к водозабору загрязненных или природных некондиционных вод.
40. Наблюдения и постоянный лабораторный контроль за качеством воды осуществляется организациями-водопользователями.
В случае ухудшения качества воды (увеличения минерализации, жесткости, появления бактериального и химического загрязнения), а также отклонения режима работы водозабора от проектного водопользователь обязан немедленно поставить в известность контролирующие органы.
41. Проекты размещения наблюдательной сети должны составляться организациями, эксплуатирующими водозаборы и согласовываться с организациями системы Мингео СССР.
Создание режимной сети на водозаборе для выявления загрязнения подземных вод и их охраны должно осуществляться за счет средств организации-водопользователя и контролироваться геологическими организациями.
Проект наблюдательной сети должен быть составной частью проекта водозаборного сооружения.
42. Наблюдательная сеть должна сооружаться на всех крупных промышленных и сельскохозяйственных объектах, прежде всего в районах поверхностных хранилищ промышленных, сельскохозяйственных и бытовых стоков и отходов (шламонакопителей, отстойников, бассейнов-испарителей, золоотвалов и др.), а также подземных хранилищ нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов.
Сеть должна охватывать грунтовые воды и в случае необходимости первые от поверхности напорные горизонты пресных подземных вод.
43. Проектирование и устройство наблюдательной сети на промышленных и других объектах, производство наблюдений и лабораторный контроль качества подземных вод выполняются предприятием, загрязняющим подземные воды, под контролем геологической организации.
Создание сети наблюдательных скважин должно быть предусмотрено в проекте строительства промышленного предприятия.
ЛИКВИДАЦИЯ ЗАБРОШЕННЫХ СКВАЖИН
44. В целях предотвращения загрязнения подземных вод скважин на воду, непригодные к эксплуатации, заброшенные наблюдательные скважины, а также все разведочные (в том числе на различные твердые полезные ископаемые) скважины, являющиеся одним из основных источников поступления загрязняющих веществ в подземные воды должны быть затампонированы, с восстановлением изоляции водоносных горизонтов.
45. Все вертикальные и наклонные горноразведочные и эксплуатационные горные выработки, прекратившие свою деятельность, а также заброшенные колодцы подлежат обязательной и тщательной засыпке.
46. Ликвидационный тампонаж скважин любого назначения и ликвидация разведочных выработок должны производиться в соответствии с Правилами ликвидационного тампонажа, утвержденными Мингео СССР и согласованными с Минздравом СССР; организацией выполняющей разведочные работы, а непригодных и заброшенных эксплуатационных и наблюдательных скважин и выработок - организациями, в ведении которых они находятся.
ПОДЗЕМНОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ СТОКОВ
47. Использование глубоких горизонтов подземных вод для подземного захоронения (сброса) особо вредных промышленных стоков допускается только в исключительных случаях и при соблюдении специальных требований и условий. В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, использование водоносных горизонтов для этих целей производится по специальным проектам, в которых должны предусматриваться меры, обеспечивающие обезвреживание сточных вод, вредных веществ, отходов производства, иных веществ и материалов, локализацию захороняемых веществ в определенных границах поглощающего водоносного горизонта, меры по предотвращению проникновения закачиваемых стоков в горные выработки, на земную поверхность, в горизонты пресных подземных вод и в другие водные объекты.
48. Подземное захоронение промстоков осуществляется путем их закачки в глубокие, надежно изолированные водоносные горизонты, не содержащие пресные, бальнеологические, минеральные, термальные и промышленные воды, которые используются или намечаются к использованию. Подземное захоронение промстоков наиболее целесообразно для удаления небольших количеств сильно загрязненных и токсичных стоков, не поддающихся очистке существующими методами.
49. Подземное захоронение промстоков запрещается во всех случаях, когда закачиваемые в глубокие горизонты стоки могут явиться источником загрязнения водоносного горизонта, используемого или могущего быть использованным для хозяйственно-питьевого водоснабжения, бальнеологических и промышленных целей.
50. Устройство полигона для подземного захоронения промстоков в каждом отдельном случае, когда отсутствуют другие способы удаления сточных вод, может быть осуществлено только с разрешения геологических организаций по согласованию с республиканскими органами государственного санитарного надзора и органами по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору. Сброс сточных вод в подземные водоносные горизонты может осуществляться лишь при наличии выданного в установленном порядке разрешения на специальное водопользование.
51. На полигонах подземного захоронения промстоков оборудуются наблюдательные скважины для контроля за перемещением закачиваемых стоков по пласту и в вышележащие горизонты.
Сооружение наблюдательной сети и производство наблюдений осуществляется предприятием - владельцем полигона. Без сооружения наблюдательных скважин полигон не может быть сдан в эксплуатацию.
УЧЕТ ПОДЗЕМНЫХ ВОД
52. Учет извлечения и использования подземных вод осуществляется по единой системе в рамках Государственного учета вод.
53. Основной задачей государственного учета подземных вод является установление количества и качества этих вод и данных об их использовании для нужд населения и народного хозяйства.
54. В число задач, для решения которых государственный учет вод и их использования должен обеспечить получение исходных данных, входят:
текущее и перспективное планирование использования вод и проведения водоохранных мероприятий;
составление схем комплексного использования и охрана вод;
осуществление государственного контроля за проведением мероприятий по рациональному использованию и охране вод и пр.
55. Государственный учет вод и их использования осуществляется по единой для Союза ССР системе Госкомгидрометом совместно с Мингео СССР (по разделу подземных вод) и Минводхозом СССР (в части учета использования подземных вод).
56. Министерство геологии СССР в области государственного учета вод и их использования:
осуществляет государственный учет подземных вод, включая учет эксплуатационных запасов этих вод, а также наблюдения за их режимом и качеством;
обеспечивает заинтересованные предприятия, организации и учреждения на основе материалов государственного учета вод данными о подземных водах и их режиме, а также гидрогеологическими прогнозами, необходимыми для проектирования, строительства и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов, связанных с использованием подземных вод;
организует наблюдение и контроль за уровнем загрязнения подземных вод по физическим, химическим и гидробиологическим показателям и обеспечивает заинтересованные предприятия, организации и учреждения систематической информацией об уровне загрязнения подземных вод и о возможности его изменения под влиянием хозяйственной деятельности и гидрометеорологических условий, а также экстренной информацией о резких изменениях уровня загрязнения подземных вод;
обеспечивает представление Государственному комитету СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды обобщенных данных по учету подземных вод.
III. КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ПОДЗЕМНЫХ ВОД
57. Контроль за охраной подземных вод - система мер, направленная на получение систематической информации о загрязнении и истощении подземных вод, прогнозирование этих процессов с целью разработки мероприятий, обеспечивающих ликвидацию загрязнения и истощения, и соблюдение всеми организациями установленного порядка охраны подземных вод.
58. В системе Министерства геологии СССР контроль за охраной подземных вод осуществляется через производственные геологические объединения и Управления геологии союзных республик.
59. Геологические организации системы Министерства геологии СССР в пределах обслуживаемой территории осуществляют государственный контроль за:
соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их ведомственной принадлежности, должностными лицами и гражданами законодательства Союза ССР, союзных и автономных республик, решений Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов, других нормативных документов по вопросам охраны подземных вод;
состоянием подземных вод и уровнем их загрязнения;
техническим состоянием и режимом эксплуатации групповых и одиночных водозаборов подземных вод независимо от их ведомственной принадлежности, выполнением организациями-водопользователями рекомендаций Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР и территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых Министерства геологии СССР, проведением организациями-водопользователями необходимых наблюдений и измерений на водозаборах;
созданием сети наблюдательных скважин, ее техническим состоянием и систематическим производством наблюдений (в соответствии с пп.39-43);
качеством буровых и опытных гидрогеологических работ организаций, занимающихся строительством водозаборов подземных вод, а также бурением и ремонтом отдельных скважин на воду;
соблюдением мер по охране подземных вод при бурении и горных работ в экспедициях и партиях, ведущих поисковые и разведочные работы на различные полезные ископаемые;
переводом на крановый режим самоизливающихся скважин, ликвидацией заброшенных и бездействующих скважин;
качеством подземных вод в районах размещения промышленных и сельскохозяйственных объектов и других предприятий и организаций, являющихся фактическими или потенциально возможными источниками загрязнения подземных вод промышленными и бытовыми отходами, загрязняющими веществами сельского хозяйства (ядохимикаты, удобрения, отходы животноводческих комплексов и др.), нефтью и нефтепродуктами и другими видами загрязняющих подземные воды веществ;
соответствием режима эксплуатации полигонов подземного захоронения сточных вод в глубокие горизонты разработанным рекомендациями (дебит закачки, давление нагнетания, наличие наблюдательной сети и др.), проведением на эксплуатационных и наблюдательных скважинах полигона необходимых определений и замеров;
выполнением конкретных рекомендаций службы государственного контроля за охраной подземных вод, направленных на предотвращение и прекращение загрязнения и истощения подземных вод.
Геологические организации системы Мингео СССР участвуют в контроле за отводом земель под строительство промышленных и сельскохозяйственных объектов, участков свалок промышленных и бытовых отходов, полей фильтрации, шламонакопителей, хвостохранилищ, бассейнов отстойников и испарителей сточных вод, соле- и золоотвалов, захоронений ядохимикатов и других объектов, влияющих или могущих влиять на состояние подземных вод.
60. Уполномоченным должностным лицам органов системы Министерства геологии СССР при осуществлении ими государственного контроля за охраной гидроминеральных ресурсов от истощения и загрязнения представляется право:
назначить обязательное проведение предприятиями, организациями и учреждениями контрольных опытных откачек вод, стационарных наблюдений, анализов вод и других исследований, связанных с охраной подземных вод от истощения и загрязнения;
производить проверку соблюдения водоохранного режима на водосборах, нарушение которого вызывает загрязнение подземных вод, а также обследование районов действующих водозаборных сооружений, получать от должностных лиц сведения, необходимые для выяснения состояния охраны подземных вод от истощения и загрязнения;
составлять акты о результатах обследований и проверок, вносить при необходимости предложения для привлечения к административной ответственности в соответствии с действующими законодательствами.
61. Порядок проведения государственного контроля за охраной подземных вод от загрязнения и истощения определяется правилами, инструкциями и методическими документами, утвержденными Министерством геологии СССР.
62. Свою деятельность по осуществлению государственного контроля за охраной подземных вод геологические организации координируют с органами по регулированию использования и охране вод, органами государственного санитарного надзора и исполнительными комитетами Советов народных депутатов.
63. Должностные лица по государственному контролю за охраной подземных вод, для выполнения служебных функций, обеспечиваются предприятиями, учреждениями и организациями, в которых производится проверка состояния охраны подземных вод, автомобильным транспортом и плавучими средствами, а в необходимых случаях и воздушным транспортом.
Текст документа сверен по:
/ Министерство геологии СССР. -
М.: ВСЕГИНГЕО, 1984