- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ГОСТ 16553-88
Группа Г86
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КРАНЫ-ШТАБЕЛЕРЫ
Типы
Stacker cranes. Types
МКС 53.020.20
ОКП 31 7610
Дата введения 1989-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.01.88 N 125
3. ВЗАМЕН ГОСТ 16553-82
4. Стандарт содержит все требования СТ СЭВ 5311-85
Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 6046-87, СТ СЭВ 6399-88
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта, таблицы |
2, табл.1 | |
6, 7 | |
3, табл.2-6 |
6. Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)
7. ИЗДАНИЕ (август 2006 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в сентябре 1988 г., августе 1989 г. (ИУС 1-89, 12-89)
Настоящий стандарт распространяется на электрические опорные мостовые и стеллажные краны-штабелеры грузоподъемностью от 0,16 до 12,5 т, управляемые с пола, из кабины и автоматически, предназначенные для работы в непожароопасных зонах, а также пожароопасных зонах категории П-IIа согласно "Правилам устройства электроустановок" (ПУЭ-85).
Стандарт не распространяется на краны-штабелеры специальные, в том числе для автоматизированных транспортно-складских систем, на краны-штабелеры, предназначенные для переработки химически активных и ядовитых веществ, а также заготовок, разогретых до температуры свыше 80 °С.
Степень соответствия требований настоящего стандарта требованиям СТ СЭВ 5311-85 приведена в приложении 1. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 6046-87 и СТ СЭВ 6399-88.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1. Краны-штабелеры по их конструкции подразделяют на типы:
мостовые;
стеллажные.
2. Исполнения и грузоподъемности кранов-штабелеров должны соответствовать требованиям табл.1.
Таблица 1
Исполнение крана- |
Грузо- |
Назначение |
Область и условия применения |
Способ управ- |
Тип колонны |
Тип грузо- |
ОП - мостовой опорный, управляемый с пола |
0,25 |
Транспортирование и переработка пакетированных грузов и металлопроката на складах различных отраслей народного хозяйства |
В промышленных зданиях с установкой рельсовых крановых путей на стеллажи или колонны зданий. Климатическое исполнение У категорий 2.1; 3 по ГОСТ 15150 |
Ручной, с пола |
Цельная |
Вилочный |
0,50 |
Цельная (телескопическая) |
|||||
1,00 |
Телескопическая (цельная) |
|||||
ОК - мостовой опорный, управляемый из кабины |
1,00; 2,00; 3,20; 5,00; 8,00; 12,50 |
Транспортирование и переработка пакетированных грузов и металлопроката на складах различных отраслей народного хозяйства |
В промышленных зданиях с установкой рельсовых крановых путей на колонны зданий. Климатическое исполнение У категорий 2.1; 3 по ГОСТ 15150 |
Ручной, из кабины |
Телескопическая |
Вилочный |
СКД - мостовой опорный для длинно- |
5,00 |
Транспортирование и переработка металлопроката на специализированных складах металла различных отраслей народного хозяйства |
В промышленных зданиях с установкой рельсовых крановых путей на колонны зданий. Климатическое исполнение У категорий 2.1; 3 по ГОСТ 15150 |
Ручной, из кабины |
Цельная |
Телеско- |
СА - стеллажный опорный автома- |
0,16 |
Транспортирование и складирование различных грузов, уложенных в стандартную тару или в пакеты на поддонах на складах различных отраслей народного хозяйства |
В промышленных зданиях и в зданиях, перекрытия и стены которых поддерживаются несущими стеллажами. Климатическое исполнение УХЛ категории 4 по ГОСТ 15150 |
Автома- |
Цельная |
Телеско- |
САД - стеллажный опорный автома- |
2,00 |
Транспортирование и складирование пакетированного металлопроката на складах различных отраслей народного хозяйства |
В промышленных зданиях и в зданиях, перекрытия и стены которых поддерживаются стеллажами. |
Автома- |
Цельная |
Телеско- |
_______________
* Система автоматического управления должна предусматривать возможность работы в наладочном режиме, а также подключения к управляющей ЭВМ высшего уровня через стандартные средства связи.
** По согласованию между изготовителем и потребителем краны-штабелеры исполнения СА, грузоподъемностью 0,16; 0,25 и 0,50 т могут быть оборудованы платформой для комплектования грузов.
Примечания:
1. Тип колонны кранов-штабелеров исполнения ОП, заключенный в скобки, применяется при изготовлении кранов-штабелеров по согласованию между потребителем и изготовителем.
2. При комплектовании кранов-штабелеров кабиной должно быть предусмотрено ручное управление.
3. Основные параметры кранов-штабелеров по исполнениям должны соответствовать:
ОП - черт.1 и табл.2;
ОК - черт.2 и табл.3;
ОКД - черт.3 и табл.4;
СА - черт.4 и табл.5;
САД - черт.5 и табл.6.
Краны-штабелеры мостовые опорные, управляемые с пола (ОП)
________________
* Допускается уменьшение до 50 мм в процессе эксплуатации крана-штабелера.
** При длине груза от 1500 до 4000 мм - 150 min.
Черт.1
Таблица 2
Краны-штабелеры мостовые опорные, управляемые с пола (ОП)
Размеры, м
________________
* Для всех пролетов и длин мостов.
** Только для 3,6; 4,2; 4,8 м.
Примечание. Значения, заключенные в скобки, применяются при изготовлении кранов-штабелеров по согласованию между потребителем и изготовителем.
Краны-штабелеры мостовые опорные, управляемые из кабины (ОК)
_______________
* Допускается уменьшение до 50 мм в процессе эксплуатации крана-штабелера.
** При длине груза от 2500 до 6000 мм - 200 min, а от 6000 до 12000 мм - 300 min.
Черт.2
Таблица 3
Краны-штабелеры мостовые опорные, управляемые из кабины (ОК)
Размеры, м
Продолжение таблицы 3
________________
* Для всех пролетов и длин мостов.
** Для 6,7; 6,8 м.
*** При ширине груза и длине вил 1,5 м.
При ширине груза и длине вил 1,2 м.
Примечания:
1. Значения, заключенные в скобки, применяются при изготовлении кранов-штабелеров на экспорт в страны - члены СЭВ на основании контрактов и по индивидуальным заказам потребителей.
2. При пролете моста () 32,0 м высота подъема груза () может быть уменьшена на 0,5 м.
Краны-штабелеры мостовые опорные для длинномерных грузов, управляемые из кабины (ОКД)
________________
* Допускается уменьшение до 50 мм в процессе эксплуатации крана-штабелера.
Черт.3
Таблица 4
Кран-штабелер мостовой опорный для длинномерных грузов, управляемый из кабины (ОКД)
Размеры, м
Испол- |
Грузо- |
Код ОКП |
Пролет |
Длина моста , не более |
Высота подъема груза в зависимости от высоты здания , надземного рельсового кранового пути |
Габариты перераба- |
Длина крана- |
Скорость, м/с |
Группа режимов работы механизмов по ГОСТ 25835 | |||||||||
|
|
, не менее |
Дли- |
Ши- |
подъема груза |
передви- |
передви- |
выдви- |
подъема груза |
передви- |
передви- |
выдви- | ||||||
ОКД |
5,0 |
31 7611 7251 05 |
16,0 |
16,5 |
10,8 |
8,15 |
6,6 |
7,0; 9,0 |
0,6; 0,8 |
9,85; |
0,20; 0,32 |
1,00; 1,60; 2,00 |
0,32; 0,50; 0,63 |
0,25; 0,32 |
5М |
4М |
2М |
4М |
16,5 |
17,0 |
12,0 |
9,35 |
7,8 |
||||||||||||||
22,0 |
22,5 |
13,2 |
10,55 |
9,0 |
||||||||||||||
22,5 |
23,0 |
14,4 |
11,75 |
10,2 |
||||||||||||||
28,0 |
28,5 |
|||||||||||||||||
28,5 |
29,0 |
________________
* Для всех пролетов и длин мостов.
Краны-штабелеры стеллажные опорные автоматические (СА)
Черт.4
Таблица 5
Краны-штабелеры стеллажные автоматические опорные (СА)
Размеры, м
Испол- |
Грузо- |
Код ОКП |
Высота подъема груза в зависимости от высоты здания , расстояния между головкой рельсового кранового пути и нижней точкой направляющего пути |
Расстояние от головки рельсового кранового пути до нижнего рабочего положения грузоза- |
Габаритные размеры |
Скорость, м/с |
Группа режимов работы механизмов по ГОСТ 25835 | |||||||||||
|
|
, не менее |
перераба- |
крана- |
грузозахватного органа |
подъ- |
пере- |
выдви- |
подъема груза |
передвижения крана- |
выдви- | |||||||
Длина |
Ширина |
Длина , не более |
Ширина , не более |
Ширина , не более |
Высота выдвигаемых элементов , не более |
|||||||||||||
СА |
0,16; 0,25; 0,50 |
31 7612 3004 07 |
6,0 |
5,4 |
4,0 |
0,7 |
0,4 |
0,6 |
4,4 |
0,8 |
0,36 |
0,08 |
0,20; 0,25; 0,32; 0,40; 0,50; 0,63 |
1,0; 1,25; 1,60; 2,00; 2,50; 3,20 |
0,125; 0,20; 0,25; 0,32; 0,40; 0,50; 0,63 |
5М |
5М |
5М |
7,2 |
6,6 |
5,2 |
||||||||||||||||
8,4 |
7,8 |
6,4 |
||||||||||||||||
9,6 |
9,0 |
7,6 |
0,6 |
0,8 |
4,8 |
0,95 |
||||||||||||
10,8 |
10,2 |
8,8 |
0,8 |
0,6 |
5,0 |
0,95 |
0,54 |
|||||||||||
12,0 |
11,4 |
10,0 |
0,8 |
1,2 |
5,0 |
1,3 |
||||||||||||
13,2 |
12,6 |
11,2 |
1,0 |
1,2 |
5,2 |
1,3 |
0,75 |
|||||||||||
14,4 |
13,8 |
12,4 |
1,2 |
0,8 |
5,4 |
0,95 |
||||||||||||
15,6 |
15,0 |
13,6 |
1,2 |
1,0 |
5,4 |
1,2 |
||||||||||||
16,8 |
16,2 |
14,8 |
||||||||||||||||
18,0 |
17,4 |
16,0 |
||||||||||||||||
- |
- |
(32,0) |
||||||||||||||||
1,0 |
31 7612 4007 00 |
6,0 |
5,4 |
3,9 |
0,7 |
0,6 |
0,8 |
4,8 |
0,95 |
0,36 |
0,10 |
|||||||
7,2 |
6,6 |
5,1 |
||||||||||||||||
8,4 |
7,8 |
6,3 |
||||||||||||||||
9,6 |
9,0 |
7,5 |
0,8 |
0,6 |
5,0 |
0,95 |
0,54 |
|||||||||||
10,8 |
10,2 |
8,7 |
0,8 |
1,2 |
5,0 |
1,3 |
||||||||||||
12,0 |
11,4 |
9,9 |
1,2 |
0,8 |
5,4 |
0,95 |
0,75 |
|||||||||||
13,2 |
12,6 |
11,1 |
1,0 |
1,2 |
5,2 |
1,3 |
||||||||||||
14,4 |
13,8 |
12,3 |
1,2 |
1,0 |
5,4 |
1,2 |
||||||||||||
15,6 |
15,0 |
13,5 |
1,6 |
1,2 |
5,6 |
1,3 |
1,2 |
|||||||||||
16,8 |
16,0 |
14,7 |
1,6 |
1,0 |
5,6 |
1,3 |
||||||||||||
18,0 |
17,4 |
15,9 |
1,2 |
1,6 |
5,4 |
1,7 |
||||||||||||
- |
- |
(32,0) |
1,0 |
1,6 |
5,2 |
1,7 |
0,75 |
|||||||||||
1,6; 2,0 |
31 7612 5004 10 |
6,0 |
5,4 |
3,8 |
0,9 |
0,8 |
1,2 |
5,4 |
1,3 |
0,54 |
0,12 |
|||||||
7,2 |
6,6 |
5,0 |
||||||||||||||||
8,4 |
7,8 |
6,2 |
||||||||||||||||
9,6 |
9,0 |
7,4 |
1,0 |
1,2 |
5,6 |
1,3 |
0,75 |
|||||||||||
10,8 |
10,2 |
8,6 |
1,2 |
0,8 |
5,8 |
1,3 |
||||||||||||
12,0 |
11,4 |
9,8 |
1,2 |
1,0 |
5,8 |
1,3 |
||||||||||||
13,2 |
12,6 |
11,0 |
1,0 |
1,6 |
5,6 |
1,7 |
||||||||||||
14,4 |
13,8 |
12,2 |
1,6 |
1,0 |
6,2 |
1,3 |
1,2 |
|||||||||||
15,6 |
15,0 |
13,4 |
1,2 |
1,6 |
5,8 |
1,7 |
0,75 |
|||||||||||
16,8 |
16,2 |
14,6 |
1,6 |
1,2 |
6,2 |
1,3 |
1,2 |
|||||||||||
18,0 |
17,4 |
15,8 |
||||||||||||||||
- |
- |
(32,0) |
Примечание. Значения, заключенные в скобки, являются максимальными и применяются при изготовлении кранов-штабелеров по согласованию между потребителем и изготовителем.
Краны-штабелеры стеллажные опорные автоматические для длинномерных грузов (САД)
Черт.5
Примечание. Черт.1-5 не определяют конструкцию кранов-штабелеров.
Таблица 6
Краны-штабелеры стеллажные опорные автоматические для длинномерных грузов (САД)
Размеры, м
Испол- |
Грузо- |
Код ОКП |
Высота подъема груза в зависимости от высоты здания , расстояния между головкой рельсового кранового пути и нижней точкой направляющего пути |
Расстояние от головки рельсового кранового пути до нижнего рабочего положения грузоза- |
Габаритные размеры |
Скорость, м/с |
Группа режимов работы механизмов по ГОСТ 25835 | |||||||||||
|
|
|
перераба- |
крана- |
грузозахватного органа |
подъема груза |
передви- |
выдвижения грузозах- |
подъема груза |
передвиже- |
выдви- | |||||||
Длина |
Ширина |
Длина , не более |
Ширина , не более |
Высота выдвигаемых элементов , не более |
Ширина , не более |
|||||||||||||
САД |
2,0 |
31 7612 0000 00 |
6,0 |
5,3 |
3,3 |
0,9 |
2,4 |
0,6 |
8,0 |
1,25 |
0,15 |
0,60 |
0,20; 0,25; 0,32; 0,40; 0,50 |
1,25; 1,60; 2,00; 2,50; 3,20 |
0,125; 0,20; 0,25; 0,32; 0,40; 0,50; 0,63 |
5М |
5М |
5М |
7,2 |
6,5 |
4,5 |
||||||||||||||||
8,4 |
7,7 |
5,7 |
||||||||||||||||
9,6 |
8,9 |
6,9 |
||||||||||||||||
10,8 |
10,1 |
8,1 |
3,2 |
9,5 |
||||||||||||||
0,8 |
1,20 |
|||||||||||||||||
12,0 |
11,3 |
9,3 |
6,0 |
12,3 |
||||||||||||||
1,2 |
1,30; 1,35 |
|||||||||||||||||
13,2 |
12,5 |
10,5 |
7,0 |
13,3 |
||||||||||||||
14,4 |
13,7 |
11,7 |
8,0 |
14,3 |
1,70 |
|||||||||||||
1,6 |
||||||||||||||||||
15,6 |
14,9 |
12,9 |
9,0 |
15,3 |
1,75 |
|||||||||||||
16,8 |
16,1 |
14,1 |
||||||||||||||||
18,0 |
17,3 |
15,2 |
||||||||||||||||
- |
- |
(32,0) |
||||||||||||||||
5,0 |
31 7612 7002 04 |
10,8 |
10,1 |
8,1 |
1,1 |
3,2 |
0,6 |
10,0 |
1,25 |
0,165 |
0,60 |
|||||||
0,8 |
1,25 |
|||||||||||||||||
12,0 |
11,3 |
9,3 |
6,0 |
12,8 |
||||||||||||||
1,2 |
13,5 |
|||||||||||||||||
13,2 |
12,5 |
10,5 |
7,0 |
13,8 |
||||||||||||||
1,6 |
|
1,75 |
||||||||||||||||
14,4 |
13,7 |
11,7 |
8,0 |
14,8 |
||||||||||||||
2,0 |
2,15 |
|||||||||||||||||
15,6 |
14,9 |
12,9 |
9,0 |
15,8 |
0,22 |
|||||||||||||
16,8 |
16,1 |
14,1 |
10,0 |
15,0 |
||||||||||||||
18,0 |
17,3 |
15,3 |
12,0 |
18,8 |
||||||||||||||
- |
- |
(32,0) |
||||||||||||||||
8,0 |
31 7612 8002 00 |
10,8 |
9,9 |
7,7 |
1,25 |
6,0 |
0,8 |
14,5 |
1,35 |
0,20 |
0,65 |
|||||||
12,0 |
11,1 |
8,9 |
||||||||||||||||
13,2 |
12,3 |
10,1 |
7,0 |
15,5 |
||||||||||||||
1,2 |
1,35 |
|||||||||||||||||
14,4 |
13,5 |
11,3 |
8,0 |
16,5 |
0,25 |
|||||||||||||
1,6 |
1,75 |
|||||||||||||||||
15,6 |
14,7 |
12,5 |
9,0 |
17,5 |
||||||||||||||
2,0 |
2,15 |
|||||||||||||||||
16,8 |
15,9 |
13,7 |
10,0 |
18,5 |
||||||||||||||
18,0 |
17,1 |
14,9 |
12,0 |
20,5 |
||||||||||||||
- |
- |
(32,0) |
||||||||||||||||
12,5 |
31 7612 9002 07 |
10,8 |
9,9 |
7,7 |
1,35 |
6,0 |
0,8 |
14,5 |
1,35 |
0,25 |
0,7 |
|||||||
12,0 |
11,1 |
8,9 |
||||||||||||||||
13,0 |
12,3 |
10,1 |
7,0 |
15,5 |
||||||||||||||
|
1,2 |
1,35 |
||||||||||||||||
14,4 |
13,5 |
11,3 |
8,0 |
16,5 |
0,30 |
|||||||||||||
1,6 |
1,75 |
|||||||||||||||||
15,6 |
14,7 |
12,5 |
9,0 |
17,5 |
||||||||||||||
|
2,0 |
2,15 |
||||||||||||||||
16,8 |
15,9 |
13,7 |
10,0 |
18,5 |
||||||||||||||
18,0 |
17,0 |
14,9 |
12,0 |
20,5 |
||||||||||||||
- |
- |
(32,0) |
________________
* Размеры действительны для всех типов кранов-штабелеров одной и той же грузоподъемности.
Примечание. Значения, заключенные в скобки, являются максимальными и применяются при изготовлении кранов-штабелеров по согласованию между потребителем и изготовителем.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
4. Допустимые отклонения скоростей от их номинальных значений ±15%.
5. Рекомендуемые значения скоростей механизмов в зависимости от высоты и длины стеллажей приведены в приложении 2.
6. Высота надземного рельсового кранового пути - по ГОСТ 23838.
7. По согласованию между потребителем и предприятием-изготовителем допускается изготовление кранов-штабелеров:
исполнения ОП - с высотами подъема груза, уменьшенными на значение, кратное 0,15 м, но не менее 2,5 мм*; с пролетами мостов, уменьшенными на значение, кратное 0,1 м, но не менее 2,1 м;
исполнений ОК и ОКД - с высотами подъема груза, уменьшенными на величину, кратную 0,6 м, но не менее минимальных значений, приведенных в табл.3 и 4 настоящего стандарта; с пролетами мостов, уменьшенными на величину, кратную 0,5 м, но не менее минимальных значений, приведенных в табл.3 и 4 настоящего стандарта;
исполнений СА и САД - с высотами подъема груза, уменьшенными на величину, краткую 0,6 м, но не менее минимальных значений, приведенных в табл.5 и 6 настоящего стандарта;
исполнений ОК и ОКД - для высоты надземного рельсового кранового пути 9,65 м, не предусмотренного ГОСТ 23838;
исполнений ОП и ОК - с увеличенными длинами вил и размерами и при условии сохранения постоянного момента от массы груза, действующего на металлоконструкции крана-штабелера.
________________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
При переработке грузов шириной 1,6 и 2,0 м допускается снижение грузоподъемностей кранов-штабелеров исполнения САД:
с 5,0 до 3,2 т;
с 8,0 до 6,3 т;
с 12,5 до 10,0 т.
Под шириной груза понимают размер груза по ширине межстеллажного прохода, а под длиной - размер груза вдоль межстеллажного прохода.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
8. Привод вращения колонны должен обеспечивать ее поворот на величину не менее 360°.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЙ СТ СЭВ 5311-85
ТРЕБОВАНИЯМ НАСТОЯЩЕГО СТАНДАРТА
ГОСТ 16553 |
СТ СЭВ 5311 | ||
Пункт |
Содержание требований |
Пункт |
Содержание требований |
- |
Регламентируются типы, основные параметры и размеры и расстояния безопасности |
- |
Регламентируются расстояния безопасности |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное
Рекомендуемые значения скоростей механизмов кранов-штабелеров
в зависимости от габаритов обслуживаемых стеллажей, пролетов
мостов и габаритов перерабатываемого груза
Наименование показателей |
Значения | ||||||||
1. Длина стеллажа, м |
До 20 |
20-30 |
30-50 |
50-60 |
60-90 |
Св. 90 | |||
2. Скорость передвижения крана-штабелера, м/с |
0,8 |
1,0 |
1,25 |
1,6 |
2,0 |
2,5 | |||
3. Высота стеллажа, м |
До 7,0 |
7,0-12,0 |
12,0-15,0 |
15,0-18,0 | |||||
4. Скорость подъема груза, м/с |
0,2 |
0,32 |
0,4 |
0,5 | |||||
5. Пролет моста, м |
2,0-5,0 |
5,0-16,0 |
16,0-22,0 |
22,0-28,0 | |||||
6. Скорость передвижения грузовой тележки, м/с |
0,25 |
0,32 |
0,5 |
0,5-0,63 | |||||
7. Ширина груза (поперек рельсового пути), м |
0,6-1,2 |
1,2-1,6 |
1,6-2,0 | ||||||
8. Скорость выдвижения грузозахватного органа, м/с |
0,20-0,32 |
0,32-0,4 |
0,4-0,5 |