ГОСТ 1062-80
Группа Д00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
РАЗМЕРЕНИЯ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ И СУДОВ ГЛАВНЫЕ
Термины, определения и буквенные обозначения
Principal ship dimensions. Terms, definitions and symbols
Дата введения 1981-07-01
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29 мая 1980 г. N 2435 срок введения установлен с 01.07.1981 г.
ВЗАМЕН ГОСТ 1062-68
Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины, определения и буквенные обозначения главных размерений надводных кораблей и судов.
Термины, установленные стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается.
Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования. Установленные определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.
В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.
В стандарте имеется справочное приложение, содержащее чертежи, поясняющие определения главных размерений.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма - светлым.
Термин
|
Буквенное обозначение
|
Определение
|
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
|
1. Главные размерения судна
Главные размерения
|
-
|
Совокупность конструктивных, расчетных, наибольших и габаритных линейных размеров судна.
Примечания:
1. Для многокорпусных судов определения главных размерений, кроме габаритных, относятся к каждому корпусу в отдельности.
2. Для судов неводоизмещающего типа: глиссирующих, на воздушной подушке и на подводных крыльях определения главных размерений относятся к случаю плавания в водоизмещающем режиме
|
2. Конструктивные размерения судна
Конструктивные размерения
|
-
|
Размеры судна, характеризующие конструктивную ватерлинию и ее положения по высоте
|
3. Расчетные размерения судна
Расчетные размерения
|
-
|
Размеры судна, характеризующие расчетную ватерлинию и ее положение по высоте
|
4. Наибольшие размерения судна
Наибольшие размерения
|
|
Наибольшие размеры корпуса судна, определяемые по его теоретической поверхности
|
5. Габаритные размерения судна
Габаритные размерения
|
- |
Габаритные размеры судна с учетом постоянно выступающих частей
|
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ КОРПУСА СУДНА, ПЛОСКОСТИ И ЛИНИИ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВНЫХ РАЗМЕРЕНИЙ СУДНА
|
6. Теоретическая поверхность корпуса судна
Теоретическая поверхность корпуса
|
-
|
Поверхность судна, проходящая по наружным кромкам днищевого, бортового и палубного набора основного корпуса, надстроек, фальшборта и козырька.
Примечание. Для судов с неметаллической наружной обшивкой теоретическая поверхность корпуса - наружная поверхность обшивка* без учета местных утолщений.
Для металлических судов, не имеющих набора, теоретическая поверхность корпуса - внутренняя поверхность наружной обшивки без учета местных утолщений |
________________ * Текст соответствует оригиналу. - Примечание .
|
7. Плоскости для установления главных размерений судна
|
-
|
Взаимно перпендикулярные плоскости: диаметральная плоскость, основная плоскость и плоскость мидель-шпангоута судна.
Примечание. Положение плоскостей для установления главных размерений принимается при посадке судна без крена и дифферента
|
8. Линии для установления главных размерений судна
|
-
|
Линии пересечения теоретической поверхности корпуса судна с плоскостью мидель-шпангоута и плоскостями, параллельными основной плоскости; линия пересечения диаметральной плоскости с основной плоскостью судна, а также бортовая линия верхней палубы, носовой и кормовой перпендикуляры судна.
Примечание. Положение линий для установки главных размерений принимается при посадке судна без крена и дифферента
|
9. Диаметральная плоскость судна ДП
|
-
|
Вертикальная продольная плоскость симметрии теоретической поверхности корпуса судна
|
10. Плоскость мидель-шпангоута судна
Плоскость мидель-шпангоута
|
-
|
Вертикальная поперечная плоскость, проходящая по середине длины судна, на базе которой построен теоретический чертеж
|
11. Основная плоскость судна
ОП
|
-
|
Горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю точку теоретической поверхности корпуса судна в плоскости мидель-шпангоута
|
12. Мидель-шпангоут судна
Мидель-шпангоут
|
-
|
Линия пересечения теоретической поверхности корпуса судна с плоскостью мидель-шпангоута
|
13. Основная линия судна
ОЛ
|
-
|
Линия пересечения основной и диаметральной плоскостей судна
|
14. Ватерлиния судна
ВЛ
|
-
|
Линия пересечения теоретической поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью
|
15. Конструктивная ватерлиния судна
КВЛ
|
-
|
Ватерлиния, принятая за основу построения теоретического чертежа и соответствующая полученному предварительным расчетом полному водоизмещению судна и нормальному водоизмещению корабля
|
16. Расчетная ватерлиния судна
Расчетная ВЛ
|
-
|
Ватерлиния, соответствующая осадке судна, для которой определяются его расчетные характеристики.
Примечание. При определении расчетных характеристик в качестве расчетной ватерлинии принимают:
для кораблей - ватерлинию, соответствующую нормальному водоизмещению;
для судов - ватерлинию, соответствующую осадке по центру круга грузовой марки
|
17. Бортовая линия верхней палубы судна
Бортовая линия ВП
|
-
|
Линия пересечения теоретических поверхностей борта и верхней палубы судна или их продолжений при закругленном соединении палубы с бортом
|
18. Носовой перпендикуляр судна
НП
|
|
Линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через крайнюю носовую точку конструктивной ватерлинии судна
|
19. Кормовой перпендикуляр судна КП
|
|
Линия пересечения диаметральной плоскости судна с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через точку пересечения оси баллера с плоскостью конструктивной ватерлинии.
Примечание. При отсутствии баллера кормовой перпендикуляр судна - линия пересечения диаметральной плоскости судна с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей на расстоянии 97% длины по конструктивной ватерлинии от носового перпендикуляра судна.
Для кораблей кормовой перпендикуляр - линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через крайнюю кормовую точку конструктивной ватерлинии корабля.
Для судов и кораблей, имеющих погруженную транцевую корму, в качестве кормового перпендикуляра допускается принимать вертикаль, проходящую через нижнюю точку боковой проекции среза транца
|
ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ СУДНА
|
20. Длина судна по конструктивной ватерлинии
Длина по КВЛ
|
|
Расстояние между точками пересечения носовой и кормовой частей конструктивной ватерлинии с диаметральной плоскостью судна (черт.1, 3 и 5 справочного приложения)
|
21. Длина судна по расчетной ватерлинии
Длина по расчетной ВЛ
|
|
Расстояние между точками пересечения носовой и кормовой частей расчетной ватерлинии с диаметральной плоскостью судна.
Примечание. Для одновальных водометных судов и одновинтовых судов с тоннельной кормой кормовая точка конструктивной или расчетной ватерлинии принимается в диаметральной плоскости на линии пересечения плоскости выходного отверстия водометной трубы или тоннеля с плоскостью конструктивной или расчетной ватерлинии
|
22. Длина судна между перпендикулярами
Длина между перпендикулярами
|
|
Расстояние между носовым и кормовым перпендикулярами судна (черт.1 и 3 справочного приложения).
Примечание. Для кораблей, у которых кормовой перпендикуляр проходит через точку пересечения конструктивной ватерлинии с диаметральной плоскостью, термин "Длина судна между перпендикулярами" не применяется
|
23. Наибольшая длина судна
Наибольшая длина
|
|
Расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками теоретической поверхности корпуса судна в носовой и кормовой оконечностях (черт.1 и 3 справочного приложения)
|
24. Габаритная длина судна
Габаритная длина
|
|
Расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носовой и кормовой оконечностей корпуса судна с учетом постоянно выступающих частей (см. черт.2 справочного приложения)
|
25. Ширина судна по конструктивной ватерлинии
Ширина по КВЛ
|
|
Наибольшая ширина конструктивной ватерлинии судна (черт.4 справочного приложения)
|
26. Ширина судна по расчетной ватерлинии
Ширина по расчетной ВЛ
|
|
Наибольшая ширина расчетной ватерлинии судна
|
27. Ширина судна на мидель-шпангоуте
Ширина на мидель-шпангоуте
|
|
Ширина конструктивной ватерлинии на мидель-шпангоуте
|
28. Наибольшая ширина судна
Наибольшая ширина
|
|
Наибольшее расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между крайними точками теоретической поверхности корпуса судна (черт.4 справочного приложения)
|
29. Габаритная ширина судна
Габаритная ширина
|
|
Наибольшее расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между крайними точками корпуса судна с учетом постоянно выступающих частей
|
30. Высота борта судна
Высота борта
|
|
Вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до бортовой линии верхней палубы судна (черт.1, 3 и 4 справочного приложения)
|
31. Осадка судна по конструктивную ватерлинию
Осадка по КВЛ
|
|
Вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до плоскости конструктивной ватерлинии судна (черт.1, 3 и 4 справочного приложения)
|
32. Осадка судна по расчетную ватерлинию
Осадка по расчетную ВЛ
|
|
Вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до плоскости расчетной ватерлинии судна
|
________________
* Не допускается использовать термины и индексы буквенных обозначений, принятые в стандарте, для размерений судов, не относящихся к главным.
Если в документе или его разделе используется только один вид размерений, включая и главные, то соответствующие буквенные обозначения, принятые в стандарте, могут применяться без индексов.
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ
Ватерлиния судна
|
14
|
Ватерлиния судна конструктивная
|
15 |
Ватерлиния судна расчетная
|
16
|
ВЛ
|
14 |
ВЛ расчетная
|
16 |
Высота борта
|
30 |
Высота борта судна |
30
|
Длина габаритная
|
24 |
Длина между перпендикулярами |
22
|
Длина наибольшая |
23
|
Длина по КВЛ |
20
|
Длина по расчетной ВЛ
|
21
|
Длина судна габаритная
|
24 |
Длина судна между перпендикулярами
|
22 |
Длина судна наибольшая
|
23
|
Длина судна по конструктивной ватерлинии
|
20
|
Длина судна по расчетной ватерлинии
|
21
|
ДП
|
9
|
КВЛ
|
15
|
КП
|
19
|
Линии для установления главных размерений судна
|
8
|
Линия верхней палубы судна бортовая
|
17
|
Линия ВП бортовая |
17
|
Линия судна основная |
13
|
Мидель-шпангоут
|
12
|
Мидель-шпангоут судна
|
12
|
НП |
18
|
ОЛ
|
13 |
ОП
|
11
|
Осадка по КВЛ
|
31 |
Осадка по расчетную ВЛ
|
32 |
Осадка судна по конструктивную ватерлинию
|
31 |
Осадка судна по расчетную ватерлинию
|
32 |
Перпендикуляр судна кормовой
|
19 |
Перпендикуляр судна носовой
|
18 |
Плоскости для установления главных размерений судна |
7
|
Плоскость мидель-шпангоута
|
10 |
Плоскость мидель-шпангоута судна
|
10 |
Плоскость судна диаметральная |
9 |
Плоскость судна основная
|
11 |
Поверхность корпуса судна теоретическая
|
6 |
Поверхность корпуса теоретическая
|
6 |
Размерения габаритные
|
5 |
Размерения главные
|
1 |
Размерения конструктивные |
2
|
Размерения наибольшие |
4
|
Размерения расчетные |
3
|
Размерения судна габаритные |
5
|
Размерения судна главные |
1
|
Размерения судна конструктивные |
2
|
Размерения судна наибольшие |
4
|
Размерения судна расчетные |
3
|
Ширина габаритная |
29
|
Ширина наибольшая |
28
|
Ширина на мидель-шпангоуте |
27
|
Ширина по КВЛ
|
25 |
Ширина по расчетной ВЛ |
26
|
Ширина судна габаритная |
29
|
Ширина судна наибольшая |
28
|
Ширина судна на мидель-шпангоуте
|
27 |
Ширина судна по конструктивной ватерлинии
|
25 |
Ширина судна по расчетной ватерлинии |
26 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное
Чертежи, поясняющие определения главных размерений
Главные размерения судов без выступающих частей
- условное обозначение мидель-шпангоута.
Черт.1
Главные размерения судов с постоянно выступающими частями
Черт.2
Главные размерения судов с транцевой кормой и конструктивным дифферентом
- условное обозначение мидель-шпангоута.
Черт.3
Главные размерения судов с различными формами шпангоутов в наиболее широкой части КВЛ
Черт.4
Главные размерения судов с водометными движителями и тоннельной кормой
Черт.5
Примеры определения теоретических линий и носового перпендикуляра
Черт.6
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1980