почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
ноября
22
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать

ГОСТ 12.1.020-79

Группа Т58


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА


ШУМ

Метод контроля на морских и речных судах

Occupational safety standards system.
Noise. Method of control for sea and river ships

Дата введения 1980-07-01


     ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 21 августа 1979 г. N 3163
    

     Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 17.12.89 N 4463  

     ИЗДАНИЕ (апрель 2001 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в июне 1985 г., октябре 1987 г. (ИУС 10-85, 1-88)


     Настоящий стандарт устанавливает метод контроля уровней шума на рабочих местах, в зонах пребывания экипажа и пассажиров (далее - местах нахождения людей) морских и речных судов всех типов и назначений.

     Степень соответствия настоящего стандарта СТ СЭВ 5710-86 приведена в приложении 2.

     (Измененная редакция, Изм. N 2).


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


     
     1.1 Контроль уровней шума должен производиться в процессе приемосдаточных испытаний на единичных головных, серийных судах и судах, прошедших ремонт или переоборудование, которые могли привести к изменению уровней шума в местах нахождения людей.

     Серийные суда при отсутствии существенных отличий, влияющих на шумовые характеристики, подвергаются контролю по требованию органов надзора.

     Точность метода контроля согласно ГОСТ 23941-79 должна быть оценена среднеквадратическим отклонением результата измерения.

     1.2. Контроль выполняют с целью проверки соответствия уровней шума в местах нахождения людей требованиям ГОСТ 12.1.003-83 и действующим санитарным нормам.

     Если по результатам испытаний на судне обнаружено превышение действующих норм, проводят специальные измерения в соответствии с требованиями стандарта ИСО 2923-75.

     1.3. В качестве контролируемых шумовых характеристик устанавливают уровень звука , дБ·А, и уровни звуковых давлений  , дБ, в октавных полосах со средне геометрическими частотами от 63 до 8000 Гц. Эквивалентный уровень звука , дБ·А определяют при необходимости по ГОСТ 12.1.050-86.

     На серийных судах допускается в качестве основной измеряемой величины принимать уровень звука , дБ·А.

     Допускается измерять уровни звукового давления в третьоктавных полосах со среднегеометрическими частотами от 50 до 10000 Гц.

     Для сравнения с допустимыми нормами уровни звукового давления в октавных полосах следует рассчитывать по измеренным уровням в третьоктавных полосах частот.

     1.1-1.3. (Измененная редакция, Изм. N 2).


2. МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЙ


     
     2.1. Аппаратура

     2.1.1. Для проведения акустических измерений следует применять шумомеры по ГОСТ 17187-81 и октавные фильтры по ГОСТ 17168-82.

     Допускается применение другой измерительной и регистрирующей аппаратуры при соответствии электроакустической характеристики требованиям ГОСТ 17187-81 и ГОСТ 12.1.026-80*, ГОСТ 12.1.027-80**, ГОСТ 12.1.028-80***.
_______________
     * На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51401-99.
     
     ** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51400-99.
     
     *** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51402-99.
     

     Измерительная аппаратура должна соответствовать 1-му или 2-му классу точности.

     2.1.2. Перед началом и после окончания измерений производят калибровку приборов эталонными калибраторами для внесения поправки в результаты измерений.

     2.1.1, 2.1.2. (Измененная редакция, Изм. N 2).

     2.2. Условия проведения измерений

     2.2.1. В зависимости от назначения судна контроль шума должен производиться на основном спецификационном режиме:

     режиме полного хода (ходовом режиме при спецификационной частоте вращения главных двигателей; для судов внутреннего плавания - не менее 95% от спецификационной частоты вращения);

     производственном режиме.

     2.2.2. Измерения на ходовом режиме следует производить при движении судна прямым курсом (максимальное отклонение руля ±3°), при волнении не выше 3 баллов для судов водоизмещением до 5000 т и 4 баллов - для судов водоизмещением свыше 5000 т, при полной загрузке судна или в балласте.

     2.2.3. На судах технического и промыслового флота измерения следует выполнять на ходовом и производственном режиме при спецификационных условиях. В производственных помещениях и на рабочих местах на открытых палубах измерения выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.050-86.

     2.2.4. Измерения проводят в полностью оборудованных помещениях (разрешается отсутствие мягкой экипировки, что не должно учитываться при обработке результатов измерений), при закрытых дверях и иллюминаторах, включенных на полную расчетную производительность, системах вентиляции и кондиционирования воздуха. Количество людей в помещении, не считая выполняющих измерения операторов, должно быть не более штатного.

     Во время проведения измерений следует исключить помехи непроизводственного характера (разговоры, музыка, стук и т.п.); уровень производственных помех учитывается в соответствии с требованиями стандарта ИСО 2923-75.

     Поправки для учета уровня помех приведены в приложении 1.

     2.2.5. В рулевых, штурманских и радиорубках при измерениях должно быть включено электрорадионавигационное оборудование.

     Допускается проводить измерения с открытыми с подветренной стороны дверями и иллюминаторами, если это обычно принято.

     На крыльях ходового мостика измерения проводят с подветренного борта.

     2.2.1-2.2.5. (Измененная редакция, Изм. N 2).

     2.2.6. На рабочих местах в трюмах и на открытой палубе при измерениях должна быть включена система вентиляции трюмов.

     (Введен дополнительно, Изм. N 2).

     2.3. Проведение измерений

     2.3.1. В машинных отделениях шум измеряют на основных, рабочих местах, в зонах обслуживания двигателей, механизмов и устройств энергетической установки судна, а также в районах основных источников шума.

     (Измененная редакция, Изм. N 2).

     2.3.2. В зонах обслуживания главных и вспомогательных двигателей точки измерений должны быть расположены с двух сторон двигателей в средней их части на расстоянии 1 м от излучающей поверхности двигателей на каждом ярусе, а также у воздухозаборного устройства двигателей. При наличии двух или более двигателей и расстоянии между ними меньше 2 м измерения производятся между двигателями.

     2.3.3. В машинных отделениях площадью до 15 м измерения выполняются не менее, чем в двух точках, расположенных в средней части между двигателем и бортами.

     2.3.4. В изолированных постах управления, производственных и служебных помещениях измерения выполняют на рабочих местах и в центре этих помещений.

     2.3.5. В жилых, общественных и медицинских помещениях площадью до 30 м измерения выполняют в центре помещения, а при площади свыше 30 м - в точках с интервалами не более 7 м.

     Если предварительными измерениями в помещении обнаружены зоны, в которых уровень звука превосходит измеренный в указанных точках более чем на 10 дБ·А, особенно вблизи головы сидящего или лежащего человека, выполняют контроль в этих зонах и зоне с максимальным значением шумовых характеристик.

     2.3.6. В зонах отдыха (на спортивных площадках и открытых палубах жилой надстройки) измерения проводят в средней части зоны и в наиболее шумной точке, которую находят предварительными измерениями уровня звука.

     2.3.7. При проведении измерений микрофон следует располагать на высоте 1,5 м от настила и на расстоянии 1 м от ограждающих поверхностей (борты, переборки, цистерны и т.п.), предметов насыщения (механизмы, агрегаты и др. устройства) и на расстоянии 0,5 м от человека, проводящего измерения.

     Если расстояние между ограничивающими поверхностями менее 2 м, точку измерения выбирают на половине этого расстояния.

     При измерениях на открытых палубах в случае необходимости микрофон должен иметь противоветровую защиту, при этом в результаты измерений должны быть внесены коррективы в соответствии с частотной характеристикой примененного противоветрового устройства.

     2.3.8. При измерении уровней шума у выхлопных и воздухозаборных устройств двигателей, систем вентиляции и кондиционирования воздуха микрофон устанавливают вне потока газа или воздуха на расстоянии 1,0 м от кромки отверстия под углом 30° к оси потока.

     2.3.9. При измерениях шумомер должен быть включен в положение "медленно", при этом данные считывают до ближайшего целого числа; при колебаниях стрелки прибора отсчет следует производить по среднему ее положению.

     2.3.3-2.3.9. (Измененная редакция, Изм. N 2).


3. ОБРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ


     
     3.1. Результаты измерений шума сопоставляют с допустимыми его уровнями.

     (Измененная редакция, Изм. N 2).

     3.1.1. (Исключен, Изм. N 2).

     3.2. Результаты измерений должны быть оформлены протоколом испытаний, содержащим:

     наименование и тип судна;

     номер проекта и порядковый номер в серии;

     наименование организации-проектанта и завода-строителя;

     год постройки судна, порт приписки;

     дату проведения испытаний;

     наименование организации и фамилии операторов, производивших измерения;

     данные о районе проведения испытаний, глубине, силе ветра, состоянии моря (реки, озера);

     информацию о загрузке судна;

     сведения о режиме работы судна, энергетической установки (нагрузка и частота вращения главных двигателей, частота вращения винта, работающие дизель-генераторы), технологического и рефрижераторного оборудования;

     перечень измерительной аппаратуры (наименование, тип, дату госповерки);

     оценку соответствия уровней шума действующим нормативам;

     дополнительные данные (отступления от программы, наличие тональных или импульсных шумов и т.п.).

     К протоколу прилагают таблицу с указанием мест, точек и результатов измерений.

     (Измененная редакция, Изм. N 2).

     3.3. Протокол испытаний является составной частью приемного акта судна.
     
     ((Измененная редакция, Изм. N 1).

     3.4. (Исключен, Изм. N 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное


ПОПРАВКИ ДЛЯ УЧЕТА УРОВНЯ ПОМЕХ
(п.6.3 СТАНДАРТА ИСО 2923-75)

Разность между уровнем шума и уровнем помех, дБ

Поправки к результатам измерений, дБ


10 и выше


0


6-9


- 1


4-5


- 2


3


- 3


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Cправочное


СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЙ ГОСТ 12.1.020-79
ТРЕБОВАНИЯМ СТ СЭВ 5710-86

ГОСТ 12.1.020-79

СТ СЭВ 5710-86

Пункт

Содержание требований

Пункт

Содержание требований


1.1


                                  

Точность метода контроля согласно ГОСТ 23941-79 должна быть оценена средним квадратическим отклонением результата измерения
     


-


-


     ПРИЛОЖЕНИЕ 2. (Введено дополнительно, Изм. N 2).

   


     Текст документа сверен по:
     официальное издание
     Система стандартов безопасности труда:
     Сб. ГОСТов. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2001

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование