|
Термин |
Определение
|
1. ОБЩИЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
|
1.1. |
Допуск
|
Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютное значение алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями
|
1.2. |
Приемочный допуск*
|
Допуск, установленный для приемочного контроля подшипников
|
1.3. |
Производственный* допуск
|
Допуск, установленный для операционного контроля подшипников и их деталей |
_______________
* См. приложение
|
1.4. |
Отклонение
|
Алгебраическая разность между размером (действительным, предельным и т.д.) и соответствующим номинальным размером
|
1.5. |
Предельное отклонение
|
Алгебраическая разность между предельным и номинальным размерами. Различают верхнее и нижнее отклонения
|
1.6. |
Номинальный размер
|
Размер, относительно которого определяют предельные размеры и который служит также началом отсчета отклонений
|
1.7. |
Прилегающая окружность
|
Окружность минимального диаметра, описанная вокруг реального профиля наружной поверхности вращения, или окружность максимального диаметра, вписанная в реальный профиль внутренней поверхности
|
1.8. |
Прилегающий цилиндр
|
По ГОСТ 24642-81 |
1.9. |
Реальная поверхность
|
Поверхность, ограничивающая деталь и отделяющая ее от окружающей среды |
1.10. |
Реальный профиль
|
Профиль реальной поверхности
|
1.11. |
Базовый торец
|
Торец подшипника качения, по отношению к которому задают допуск расположения или определяют отклонение расположения
|
1.12. |
Ось внутреннего (для упорного подшипника - тугого) кольца подшипника
|
Ось цилиндра, прилегающего к отверстию внутреннего (тугого) кольца подшипника
|
1.13. |
Ось наружного (для упорного подшипника - свободного) кольца подшипника
|
Ось цилиндра, прилегающего к наружной поверхности наружного (свободного) кольца подшипника
|
1.14. |
Ось подшипника
|
Ось внутреннего (тугого) кольца подшипника или цилиндра, вписанного в комплект тел качения.
|
|
|
Примечание. Если внутреннее кольцо отсутствует, то осью подшипника является ось цилиндра, вписанного в комплект тел качения
|
1.15. |
Осевая плоскость
|
Плоскость, в которой лежит ось подшипника или кольца
|
1.16. |
Осевое направление
|
Направление, параллельное оси подшипника или кольца
|
1.17. |
Радиальная плоскость
|
Плоскость, перпендикулярная к оси подшипника качения или кольца
|
1.18. |
Радиальное направление
|
Направление, пересекающее ось подшипника качения или кольца в радиальной плоскости
|
1.19. |
Центральные плоскости
|
Плоскости, проходящие через центр сферической поверхности
|
1.20. |
Среднее сечение
|
Сечение радиальной плоскостью, расположенное на половине ширины кольца подшипника или длины ролика
|
1.21. |
Нормируемый участок
|
Участок поверхности или линии, к которому относится допуск или отклонение формы или расположения элемента
|
1.22. |
Крайнее сечение кольца или ролика
|
Сечение радиальной плоскостью, ограничивающее нормируемый участок и расположенное от торца кольца или ролика на расстоянии, равном удвоенной координате фаски, а у длинных роликов - одной десятой длины
|
1.23. |
Единичное сечение
|
Сечение радиальной плоскостью, расположенное в любом месте нормируемого участка
|
1.24. |
Середина дорожки качения
|
Точка или линия на поверхности дорожки качения, лежащая на половине расстояния между кромками дорожки качения
|
1.25. |
Диаметр конического отверстия 
|
Диаметр окружности сечения конуса радиальной плоскостью, касательной к широкому торцу внутреннего кольца подшипника
|
1.26. |
Единичный диаметр отверстия (наружной цилиндрической поверхности)

|
Расстояние между двумя произвольно расположенными в радиальной плоскости параллельными линиями, касательными к контуру единичного сечения отверстия (наружной цилиндрической поверхности)
|
1.27.
|
Средний диаметр цилиндрического отверстия (наружной цилиндрической поверхности)
|
Среднее арифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров цилиндрического отверстия (наружной цилиндрической поверхности) в двух крайних сечениях
|
|
|

|
|
|

|
1.28.
|
Средний диаметр отверстия (наружной цилиндрической поверхности) в единичном сечении

|
Среднее арифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия (наружной цилиндрической поверхности) в одном и том же единичном сечении
|
1.29.
|
Единичная ширина кольца

|
Расстояние между двумя точками торцев кольца, лежащими на одной прямой, параллельной оси кольца
|
1.30.
|
Средняя ширина кольца |
Среднее арифметическое значение наибольшей и наименьшей единичных ширин кольца
|
|
|

|
|
|

|
1.31.
|
Единичная монтажная высота радиально-упорного (высота упорного) подшипника

|
|
1.32.
|
Единичный диаметр тела качения

|
Расстояние между двумя произвольно расположенными в радиальной плоскости параллельными линиями, касательными к контуру единичного сечения тела качения.
|
|
|
Примечание. У шарика единичный диаметр измеряют в сечении центральной плоскостью.
|
1.33.
|
Средний диаметр тела качения
|
Среднее арифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров тела качения |
|
|

|
1.34.
|
Средний диаметр тела качения в единичном сечении

|
Среднее арифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров в единичном сечении тела качения
|
1.35.
|
Единичная длина ролика

|
Расстояние между двумя точками торцев в пределах нормируемого участка, лежащими на одной прямой, параллельной оси ролика
|
1.36.
|
Средняя длина ролика
|
Среднее арифметическое значение наибольшей и наименьшей единичных длин ролика
|
|
|
|
2. ОТКЛОНЕНИЯ РАЗМЕРОВ
|
2.1. Отклонения размеров отверстия внутреннего кольца
|
2.1.1.
|
Отклонение единичного диаметра отверстия
|
Алгебраическая разность между единичным и номинальным диаметрами отверстия
|
|
|

|
2.1.2.
|
Отклонение среднего диаметра цилиндрического отверстия

|
Алгебраическая разность между средним и номинальным диаметрами цилиндрического отверстия
|
2.1.3.
|
Отклонение среднего диаметра отверстия в единичном сечении

|
Алгебраическая разность между средним диаметром отверстия в единичном сечении и номинальным диаметром отверстия
|
2.1.4.
|
Отклонение угла конуса конического отверстия
|
Разность между отклонениями средних диаметров конического отверстия, измеренных в крайних сечениях
|
2.2. Отклонения размеров наружной цилиндрической поверхности наружного кольца
|
2.2.1.
|
Отклонение единичного диаметра наружной цилиндрической поверхности

|
Алгебраическая разность между единичным и номинальным диаметрами наружной цилиндрической поверхности
|
2.2.2.
|
Отклонение среднего диаметра наружной цилиндрической поверхности

|
Алгебраическая разность между средним и номинальным диаметрами наружной цилиндрической поверхности
|
2.2.3.
|
Отклонение среднего диаметра наружной цилиндрической поверхности в единичном сечении
|
Алгебраическая разность между средним диаметром наружной цилиндрической поверхности в единичном сечении и номинальным диаметром наружной цилиндрической поверхности
|
2.3. Отклонения размеров ширины (высоты) колец и подшипников качения
|
2.3.1.
|
Отклонение единичной ширины кольца

|
Алгебраическая разность между единичной и номинальной ширинами кольца
|
2.3.2.
|
Отклонение монтажной высоты радиально-упорного (высоты упорного) подшипника
|
Алгебраическая разность между измеренной и номинальной высотами подшипника
|
2.4. Отклонения размеров тел качения
|
2.4.1.
|
Отклонение единичного диаметра тела качения

|
Алгебраическая разность между единичным и номинальным диаметрами тела качения
|
2.4.2.
|
Отклонение среднего диаметра тела качения

|
Алгебраическая разность между средним и номинальным диаметрами тела качения
|
2.4.3.
|
Разноразмерность тел качения по диаметру

|
Разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами тел качения в партии |
2.4.4.
|
Предельная разноразмерность тел качения по диаметру (длине)
|
Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами (длинами) тел качений в партии
|
2.4.5.
|
Отклонение единичной длины ролика

|
Алгебраическая разность между единичной и номинальной длинами ролика
|
2.4.6.
|
Разноразмерность роликов по длине
|
Разность между наибольшей и наименьшей средними длинами роликов в партии
|
3. ОТКЛОНЕНИЯ ФОРМЫ ДЕТАЛЕЙ ПОДШИПНИКА
|
3.1.
|
Непостоянство среднего диаметра цилиндрического отверстия
|
Разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами единичных сечений цилиндрического отверстия кольца
. |
|
|
Примечание. Частным случаем непостоянства среднего диаметра цилиндрического отверстия является конусообразность, определяемая как разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами отверстия в крайних сечениях
|
3.2.
|
Непостоянство единичного диаметра отверстия в единичном сечении

|
Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами отверстия в единичном сечении
|
3.3.
|
Непостоянство среднего диаметра наружной цилиндрической поверхности
|
Разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами единичных сечений наружной цилиндрической поверхности кольца
.
|
|
|
Примечание. Частным случаем непостоянства среднего диаметра наружной цилиндрической поверхности является конусообразность, определяемая как разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами наружной цилиндрической поверхности в крайних сечениях
|
3.4.
|
Непостоянство единичного диаметра наружной цилиндрической поверхности в единичном сечении |
Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами наружной цилиндрической поверхности в единичном сечении
|
|

|
|
3.5.
|
Отклонение от круглости
|
Наибольшее расстояние от точек реального профиля до прилегающей окружности
|
3.6.
|
Непостоянство единичной ширины кольца |
Разность между наибольшей и наименьшей единичными ширинами кольца |
|
|

|
|
|

|
3.7.
|
Непостоянство единичного диаметра тела качения |
Разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами одного и того же тела качения |
|
|
|
3.8.
|
Непостоянство среднего диаметра ролика |
Разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами единичных сечений ролика |
|
|

|
|
|
Примечание. Частным случаем непостоянства среднего диаметра ролика является конусообразность, определяемая как разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами ролика в крайних сечениях
|
3.9.
|
Бочкообразность ролика
|
Отклонение профиля продольного сечения, при котором образующие непрямолинейны и диаметры увеличиваются от краев к середине сечения
|
3.10. |
Выпуклость торца ролика
|
Отклонение от прямолинейности, при котором удаление точек реального профиля от прилегающей прямой уменьшается от краев к середине
|
3.11.
|
Отклонение от формы сферической

|
Наибольшее расстояние в радиальном направлении между точками реальной поверхности и сферы, расположенной вне материала и описанной или вписанной в эту поверхность
|
|
|

1 - описанная сфера; 2 - реальная поверхность
|
3.12.
|
Непостоянство единичного диаметра ролика в единичном сечении |
Разность наибольшего и наименьшего единичных диаметров в единичном сечении
|
4. СУММАРНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ФОРМЫ И РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ
|
4.1.
|
Разностенность по дорожке качения внутреннего кольца

|
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от середины дорожки качения внутреннего кольца до внутренней поверхности
|
4.2.
|
Разностенность по дорожке качения наружного кольца
|
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от середины дорожки качения наружного кольца до наружной поверхности
|
4.3.
|
Осевое биение дорожки качения внутреннего (наружного) кольца подшипника (непараллельность дорожки качения внутреннего (наружного) кольца радиального шарикового подшипника базовому торцу) |
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от точек реального профиля середины дорожки качения до плоскости, прилегающей к базовому торцу кольца
|
|

|
|
4.4.
|
Торцевое биение базового торца

|
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца до радиальной плоскости на расстоянии в радиальном направлении от оси кольца, равном половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца
|
4.5.
|
Неперпендикулярность оси наружной цилиндрической поверхности кольца относительно базового торца 
|
|
4.6.
|
Осевое биение (непараллельность) дорожки качения свободного (тугого) кольца упорного подшипника относительно базового торца

|
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от точек реального профиля середины дорожки качения до плоскости, прилегающей к базовому торцу свободного (тугого) кольца
|
4.7.
|
Торцевое биение ролика
|
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями от точек реального профиля торцевой поверхности до плоскости, перпендикулярной к базовой оси
|
|
|
Примечание. Торцевое биение определяют в сечении торцевой плоскости цилиндром заданного диаметра, соосным с базовой осью, а если диаметр не задан, то в сечении любого (в том числе и наибольшего) диаметра торцевой поверхности |
5. ТОЧНОСТЬ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕЦ СОБРАННЫХ ПОДШИПНИКОВ
|
5.1.
|
Радиальное биение внутреннего кольца собранного радиального (радиально-упорного подшипника)
|
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от неподвижной точки на наружной цилиндрической поверхности подшипника до отверстия при вращении внутреннего кольца.
|
|
|
Примечание. Дорожки качения колец находятся в контакте с телами качения в направлении указанной неподвижной точки, а плоскости, проходящие через середины дорожек качения внутреннего и наружного колец, приблизительно параллельны друг другу
|
5.2. |
Радиальное биение наружного кольца собранного радиального (радиально-упорного) подшипника
|
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от неподвижной точки на оси отверстия подшипника до наружной цилиндрической поверхности при вращении наружного кольца.
|
|
|
Примечание. Дорожки качения колец находятся в контакте с телами качения в направлении указанной неподвижной точки, а плоскости, проходящие через середины дорожек качения внутреннего и наружного колец, приблизительно параллельны друг другу
|
5.3. |
Осевое биение внутреннего кольца собранного радиального (радиально-упорного) подшипника

|
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца внутреннего кольца до точки, неподвижно связанной с наружным кольцом, на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипника, равном приблизительно половине диаметра дорожки качения внутреннего кольца при вращении внутреннего кольца.
|
|
|
Примечание. Дорожки качения колец (а у конических роликовых подшипников и опорный торец внутреннего кольца) находятся в контакте со всеми телами качения, а плоскости, проходящие через середины дорожек качения внутреннего и наружного колец, приблизительно параллельны друг другу
|
5.4. |
Осевое биение наружного кольца собранного радиального (радиально-упорного) подшипника

|
Разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении oт базового торца наружного кольца до точки, неподвижно связанной с внутренним кольцом на расстоянии в радиальном направлении от оси подшипника, равном приблизительно половине диаметра дорожки качения наружного кольца при вращении наружного кольца.
|
|
|
Примечание. Дорожки качения колец (а у конических роликовых подшипников и опорный торец внутреннего кольца) находятся в контакте со всеми телами качения, а плоскости, проходящие через середины дорожек качения внутреннего и наружного колец, приблизительно параллельны друг другу |
6. ЗАЗОРЫ
|
6.1. |
Теоретический радиальный зазор
|
Разность между средними диаметрами дорожек качения наружного и внутреннего колец, уменьшенная на удвоенный средний диаметр тела качения
|
|
|
Примечание. У эталонного подшипника ошибки формы не принимаются во внимание и можно считать, что его зазор равен теоретическому зазору
|
6.2.
|
Радиальный зазор ненагруженного подшипника
|
Среднее арифметическое значение расстояний по радиусу, на которое одно из колец может быть смещено относительно другого из одного эксцентрического крайнего положения в диаметрально противоположное крайнее положение, при различных угловых направлениях и с приложением внешней нагрузки, не вызывающей деформацию. Это значение включает смещение колец в различных угловых положениях относительно колец.
|
|
|
Примечание. При каждом предельном эксцентрическом положении колец относительно друг друга их относительное осевое положение и положение тел качения относительно дорожек качения должно быть таким, чтобы одно кольцо действительно приняло крайнее эксцентрическое положение относительно другого кольца
|
|
|

|
6.3.
|
Осевой зазор ненагруженного подшипника
|
Среднее арифметическое значение смещений вдоль оси подшипника одного из колец относительно другого при различных угловых положениях колец и тел качения с приложением внешней нагрузки, не вызывающей деформацию
|
|
|

|