почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
февраля
5
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ГОСТ 9630-80

Группа Е61

     
     
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР


ДВИГАТЕЛИ ТРЕХФАЗНЫЕ АСИНХРОННЫЕ НАПРЯЖЕНИЕМ СВЫШЕ 1000 В

     
Общие технические условия

     
3-phase asynchronous motors of voltage over 1000 V.
General specifications

     
     
     ОКП 33 8110

     Дата введения 1982-01-01

     1. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20 марта 1980 г. N 1255
     
     2. ВЗАМЕН ГОСТ 7830-68, ГОСТ 9630-70
     
     3. ПРОВЕРЕН в 1985 г. Постановлением Госстандарта от 20.12.85 N 4296 срок действия продлен до 01.01.92*
_____________
     * Ограничение срока действия снято постановлением Госстандарта СССР от 27.06.91 N 1048. (ИУС N 10, 1991 г.). Примечание .
            
     4. ПЕРЕИЗДАНИЕ (октябрь 1986 г.) с Изменением N 1, утвержденным в декабре 1985 г. (ИУС 4-86).


     
     Настоящий стандарт распространяется на трехфазные асинхронные двигатели напряжением свыше 1000 В с короткозамкнутым и фазным ротором, предназначенные для работы от сети переменного тока частотой 50 и 60 Гц, изготовляемые для нужд народного хозяйства и для экспорта в страны с умеренным и тропическим климатом.
     
     Стандарт не распространяется на специальные двигатели, например взрывозащищенные, погружные шахтных подъемных машин.
     
     Стандарт полностью соответствует Публикациям МЭК 34-1 и МЭК 72А.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     

1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

     
     
     1.1. Двигатели, предназначенные для работы от сети 50 Гц, должны изготовляться на номинальные мощности по ГОСТ 12139-84, номинальные синхронные частоты вращения по ГОСТ 10683-73 и номинальные напряжения 6000 и 10000 В.
     
     По согласованию между изготовителем и потребителем допускается изготовление двигателей на номинальное напряжение 3000 В на базе двигателей напряжением 6000 В.
     
     Номинальные мощности, номинальные синхронные частоты вращения и номинальные напряжения двигателей, предназначенных для экспорта, следует устанавливать в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
     
     1.2. Наименьшее значение номинальной мощности двигателей при номинальном напряжении в зависимости от частоты вращения, должно соответствовать указанному в табл. 1.
     
     

Таблица 1

     


Номинальное

Номинальная мощность, кВт,
при частоте вращения (синхронной), об/мин

напряжение, В

3000

1500

1000

750

600

500

375

300

250

6000

200

200

200

200

200

250

315

315

315

10000

630

500

400

400

500

500

500

500

500

     
     
     Наименьшее значение номинальной мощности двухскоростных двигателей устанавливается в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     1.3. Типы, энергетические показатели (к.п.д. и коэффициент мощности) и массу двигателей следует устанавливать в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
     
     1.4. Номинальные значения кратности начального пускового, минимального и максимального моментов двигателей в зависимости от их назначения должны быть не менее значений, указанных в табл. 2.
     
     

Таблица 2

     

    

Назначение двигателей

 

 

 

Двигатели для привода насосов, турбокомпрессоров, а также двигатели, предназначенные для установки в агрегатах и т.п.

0,6

0,4

1,76*

Двигатели для привода механизмов с большими моментами сопротивления при пуске (мельницы, дробилки и т. п.)

1,2

1,0

2,0

     _______________
     * Допуск - по ГОСТ 183-74.
     
     Значения кратности начального пускового, минимального и максимального моментов двухскоростных двигателей устанавливаются в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
     
      1.5. Номинальное значение кратности начального пускового тока в зависимости от частоты вращения для двигателей с короткозамкнутым ротором должно быть не более значений, указанных в табл. 3.
     
     

Таблица 3

Частота вращения (синхронная), об/мин

3000

1500

1000

750

600

500

375

Кратность начального пускового тока

7,0

7,0

6,5

6,0

6,0

5,5

5,0

     
     
     Для двигателей напряжением 10000 В закрытого обдуваемого исполнения и двигателей напряжением 6000 и 10000 В для тяжелых условий пуска, а также для двухскоростных двигателей по согласованию между потребителем и изготовителем допускается значение кратности начального пускового тока более указанных в табл. 3.
     
     1.4, 1.5. (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     1.6. Установочные и присоединительные размеры двигателей должны соответствовать:
     
     ГОСТ 24915-81 - для двигателей унифицированной серии мощностью до 1000 кВт, напряжением 6000 В;
     
     ГОСТ 18709-73 и ГОСТ 20839-75 - для двигателей с высотой оси вращения до 1000 мм с горизонтальным расположением вала;
     
     стандартам или техническим условиям на двигатели конкретных типов - для остальных двигателей.
     
     Допуски на установочные и присоединительные размеры - по ГОСТ 8592-79, а для исполнений, не предусмотренных стандартом, - по стандартам или техническим условиям на двигатели конкретных типов.
     
     1.7. Двигатели должны изготовляться с цилиндрическим рабочим концом вала. Размеры конца вала - по ГОСТ 12080-66.
     
     По согласованию между изготовителем и потребителем двигатели могут изготовляться с одним фланцевым или двумя цилиндрическими рабочими концами вала.
     
     Размеры фланцевого конца вала следует устанавливать в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
     
     

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

     
     
     2.1. Двигатели должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ 183-74, стандартов или технических условий на двигатели конкретных типов по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
     
     2.2. Двигатели должны изготовляться в климатическом исполнении У, УХЛ, О или Т, категории размещения 1, 2, 3, 4 или 5 по ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15543-70.
     
     Климатическое исполнение и категорию размещения, а также группу условий эксплуатации по ГОСТ 17516-72 следует устанавливать в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
     
     2.3. Степень защиты двигателей - по ГОСТ 17494-72.
     
     2.4. Форма исполнения двигателей по способу монтажа - по ГОСТ 2479-79.
     
     2.5. Номинальный режим работы двигателей - продолжительный S1 по ГОСТ 183-74; двигателей для привода конвейеров - режим S3, S4, S5 или S8 по ГОСТ 183-74. При этом среднеквадратичное значение мощности не должно превышать значения номинальной мощности двигателя.
     
     2.6. Двигатели должны допускать пуск непосредственно от сети.
     
     Допустимое число пусков в год и за срок службы, допустимое снижение напряжения сети при пуске, число последовательных пусков из холодного и горячего состояния, возможность пуска двигателей под нагрузкой, продолжительность интервалов между пусками, предельно допустимые моменты инерции приводимого механизма должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     2.7. Направление вращения вала двигателей следует устанавливать в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
     
     2.8. Двигатели должны изготовляться с шестью выводными концами обмотки статора, заканчивающимися зажимами и закрепленными в выводном устройстве. По заказу потребителя обмотка статора может быть выполнена с тремя выводными концами. Число выводных концов обмотки статора двухскоростных двигателей устанавливается в технических условиях на двигатели конкретных типов.
     
     Двигатели с фазным ротором должны изготовляться с тремя выводными концами обмотки ротора.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     2.9. Выводные концы обмотки статора двигателей должны располагаться в коробках выводов. Допускается расположение выводных концов обмотки статора на колодках или высоковольтных изоляторах, расположенных внутри корпуса.
     
     Выводные устройства двигателей должны допускать присоединение как медных, так и алюминиевых кабелей с размещением в них концевых кабельных муфт и располагаться с правой стороны двигателя, если смотреть со стороны приводимого механизма. По заказу потребителя допускается изготовление двигателей с другим расположением выводного устройства.
     
     2.10. Двигатели должны изготовляться с подшипниками качения или скольжения.
     
     Смазка подшипников качения - консистентная, подшипников скольжения - жидкостная кольцевая, комбинированная или принудительная под давлением. Для двигателей вертикального исполнения допускается для подшипников качения применение жидкостной смазки.
     
     2.11. Охлаждение двигателей - воздушное с самовентиляцией или принудительной вентиляцией при разомкнутой или замкнутой системе охлаждения.
     
     Двигатели с замкнутой системой охлаждения должны изготовляться с водяными охладителями или охладителями типа воздух-воздух.
     
     Обозначение способов охлаждения - по ГОСТ 20459-75.
     
     2.12. Изоляция обмоток двигателей должна быть выполнена на основе электроизоляционных материалов класса нагревостойкости не ниже В по ГОСТ 8865-70.
     
     Тип изоляции должен указываться в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
     
     2.13. Сопротивление изоляции обмоток двигателей относительно корпуса и между обмотками при рабочей температуре должно быть не менее 1 МОм на 1 кВ номинального напряжения обмотки двигателя, но не менее 0,5 МОм.
     
     2.14. Двигатели с диаметром сердечника статора более 1 м и двигатели мощностью свыше 1000 кВт должны иметь для контроля теплового состояния обмотки и сердечника статора встроенные термопреобразователи сопротивления по ГОСТ 6651-84 или техническим условиям на индикаторы конкретных типов.
     
     Необходимость и способы теплоконтроля других двигателей устанавливают в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
     
     2.15. В двигателях, имеющих подшипники скольжения, должен быть предусмотрен контроль температуры подшипников. Необходимость теплоконтроля подшипников качения устанавливается в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
     
     2.16. В двигателях с замкнутой системой охлаждения и встроенными водяными воздухоохладителями должен быть предусмотрен контроль температуры охлаждающего воздуха на выходе из охладителей и охлаждающей воды на входе в охладители.
     
      Температура воды на входе в охладители должна быть не менее 5 °С.
     
     Для двигателей со встроенными воздухоохладителями необходимость обеспечения сигнализации при попадании воды в корпус двигателя должна быть установлена в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
     
     Верхнее значение температуры охлаждающей воды устанавливают в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов в соответствии с ГОСТ 183-74.
     
     2.14-2.16. (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     2.17. Допустимые вибрации двигателей массой до 2000 кг и частотой вращения 600 об/мин и выше - по ГОСТ 16921-83, двигателей массой свыше 2000 кг - по ГОСТ 20815-75.
     
     2.18. Допустимые уровни шума двигателей мощностью до 1000 кВт - по ГОСТ 16372-84, мощностью свыше 1000 кВт, а также двигатели частотой вращения менее 600 об/мин - по отраслевой нормативно-технической документации на допустимые уровни шума, а двухскоростных двигателей - по техническим условиям на двигатели конкретных типов.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     2.19. Дополнительные технические требования к двигателям тропического исполнения - по ГОСТ 15151-69, ГОСТ 9.401-79 и ГОСТ 15963-79.
     
     2.20. Для двигателей устанавливают следующие показатели надежности:
     
     срок службы до первого капитального ремонта - не менее 5 лет;
     
     коэффициент готовности - не менее 0,99;
     
     срок службы до списания, в том числе обмоток с термореактивной изоляцией, - не менее 20 лет;
     
     наработка на отказ - по техническим условиям на двигатели конкретных типов.
     
     В стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов могут быть установлены другие показатели надежности.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

     
     
     3.1. Требования безопасности - по ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ 12.2.007.1-75 и ГОСТ 12.1.003-83.
     
     3.2. Заземляющие зажимы и знаки заземления - по ГОСТ 21130-75.
     
     

4. КОМПЛЕКТНОСТЬ

     
     
     4.1. Комплектность двигателей - по стандартам или техническим условиям на двигатели конкретных типов.
     
     

5. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

     
     
     5.1. Для проверки соответствия двигателей требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно проводить приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания двигателей по ГОСТ 183-74 и настоящему стандарту.
     
     5.2. Периодические испытания проводят на одном двигателе из числа прошедших приемо-сдаточные испытания по следующей программе:
     
     а) испытания по программе приемочных по ГОСТ 183-74;
     
     б, в) (Исключены, Изм. N 1).
     
     г) проверка степени защиты;
     
     д) оценка показателей надежности;
     
     е) испытание на стойкость к климатическим воздействиям (теплостойкость, влагостойкость).
     
     Периодические испытания двигателей унифицированных серий допускается проводить на типопредставителях. Число типопредставителей серии, подлежащих испытанию, устанавливают в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
     
     Испытания по подпунктам а, г и д проводят не реже одного раза в три года. Периодичность испытаний по подпункту е устанавливают в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов. Периодичность испытаний двигателей мелкосерийного производства устанавливают в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
     
     (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     5.3. Оценку вибрации двигателей проводят также при приемо-сдаточных и типовых испытаниях, а определение уровня шума - при типовых испытаниях.
     
     5.4. В программу приемо-сдаточных испытаний должна быть включена проверка качества маркировки.
     
     (Введен дополнительно, Изм. N 1).
     
     

6. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

     
     
     6.1. Методы испытаний двигателей - по ГОСТ 7217-79, ГОСТ 11828-75 и настоящему стандарту.
     
     6.2. Методы оценки вибрации двигателей - по ГОСТ 12379-75 и ГОСТ 20815-75.
     
     6.3. Методы определения шумовых характеристик двигателей - по ГОСТ 11929-81.
     
     6.4. Проверка степени защиты двигателей со степенью IP54 и ниже - по методике, установленной в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов, при более высоких степенях - по ГОСТ 14254-80.
     
     6.5. Оценку надежности двигателей проводят по отраслевой нормативно-технической документации.
     
     6.6. Методы климатических испытаний двигателей - по ГОСТ 16962-71, ГОСТ 15963-79. Способы проведения испытаний на тепло- и влагостойкость (на макетах, узлах или двигателях) устанавливают в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
     
     6.5, 6.6. (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     6.7. Методы контроля маркировки двигателей - по нормативно-технической документации.
     
     (Введен дополнительно, Изм. N 1).
     
     

7. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

     
     
     7.1. Эксплуатация двигателей должна производиться в соответствии с "Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденных Госэнергонадзором 12 апреля 1969 г., техническим описанием и инструкцией по эксплуатации двигателей по ГОСТ 2.601-68.
     
     7.2. Воздух, охлаждающий двигатели, не должен содержать огнеопасных и взрывоопасных примесей, химически агрессивных паров и газов и токопроводящей пыли.
     
     Верхнее рабочее значение концентрации инертной пыли в охлаждающем воздухе, проходящем через активные части двигателей, не должно быть более 2 мг/м.
     
     Допустимую концентрацию инертной пыли в окружающей среде и способы обеспечения работоспособности двигателей устанавливают в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
     
     

8. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

     
     
     8.1. Маркировка двигателей - по ГОСТ 183-74 с указанием степени защиты.
     
     8.2. На корпусе каждого двигателя, аттестованного с присвоением государственного Знака качества, должно быть нанесено изображение государственного Знака качества, кроме двигателей, изготовляемых на экспорт.
     
     8.3. Условия транспортирования и хранения, конкретная категория упаковки и тары, упаковка и консервация двигателей по ГОСТ 23216-78 должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
     
     8.2, 8.3. (Измененная редакция, Изм. N 1).
     
     8.4. Маркировка упаковочной тары двигателей - по ГОСТ 14192-77.
     
     (Введен дополнительно, Изм. N 1).
     
     

9. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

     
     
     9.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие двигателей требованиям настоящего стандарта, стандартов или технических условий на двигатели конкретных типов при условии соблюдения правил транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации.
     
     Гарантийный срок эксплуатации двигателей уровня А-2 года, уровня Б-3 года со дня начала эксплуатации, должен устанавливаться в стандартах или технических условиях на двигатели конкретных типов.
     
     
     
     Текст документа сверен по:
     официальное издание
     Госстандарт СССР -
     М.: Издательство стандартов, 1987

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование