почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
ноября
25
понедельник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ГОСТ 10032-80*

Группа Г84


МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРЫ СТАЦИОНАРНЫЕ, ПЕРЕДВИЖНЫЕ,
СУДОВЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ

Технические требования к автоматизации

Stationary, travelling, auxiliary, marine diesel generator sets.
Technical requirement to automatization
    

ОКП  31  2020

Дата введения 1982-01-01


    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25.11.80 N 5572
    
    Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)
    
    ВЗАМЕН ГОСТ 10032-69
    
    * ПЕРЕИЗДАНИЕ (ноябрь 1998 г.) с Изменением N 1, утвержденным в августе 1986 г. (ИУС 11-86)
    
    
    Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные стационарные, передвижные, судовые вспомогательные дизель-генераторы мощностью до 5000 кВт (далее - дизель-генераторы), предназначенные для использования в качестве источников электроэнергии, и устанавливает технические требования к их автоматизации.
    
    Стандарт не распространяется на судовые аварийные дизель-генераторы по ГОСТ 22246-84 и дизель-генераторы систем, обеспечивающих электродвижение наземного и водного транспорта.
    
    

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  

    
    
    1.1. При автоматизации дизель-генераторов должны выполняться требования настоящего стандарта и рабочих чертежей, утвержденных в установленном порядке; при автоматизации судовых вспомогательных дизель-генераторов должны также выполняться Правила Регистра СССР или Речного Регистра РСФСР.
    
    1.2. Дизели дизель-генераторов должны соответствовать ГОСТ 10150-88.
    
    1.3. Генераторы дизель-генераторов должны соответствовать стандартам и техническим условиям на конкретные генераторы.
    
    1.4. Средства автоматизации дизель-генераторов должны соответствовать ГОСТ 10511-83, ГОСТ 11102-75, ГОСТ 11928-83, требованиям Правил Регистра СССР и (или) Речного Регистра РСФСР при автоматизации судовых дизель-генераторов, а также стандартам и техническим условиям на конкретные средства автоматизации.
    
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    
    1.5. Дизель-генераторы должны быть оборудованы или подготовлены к оборудованию средствами автоматизации.
    
    Перечень средств автоматизации устанавливают в стандартах и технических условиях на конкретные дизель-генераторы.
    


2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ  

    
    
    2.1. Дизель-генераторы в зависимости от объема автоматизированных и (или) автоматически выполняемых операций и времени необслуживаемой работы должны соответствовать степеням автоматизации по ГОСТ 14228-80.
    
    2.2. Требования к автоматизируемым операциям
    
    2.2.1. Предпусковая прокачка смазочного масла должна обеспечивать наличие предпускового давления в масляной магистрали.
    
    Значение предпускового давления, место и метод его контроля, а также длительность прокачки устанавливаются предприятием-изготовителем дизель-генераторов и указываются в инструкции по эксплуатации.
    
    2.2.2. При пуске дизель-генератора электростартером должно автоматически осуществляться не менее трех попыток пуска в соответствии с ГОСТ 10150-88.
    
    2.2.3. При пуске сжатым воздухом его подача должна ограничиваться временем по ГОСТ 10150-88 и одной попыткой пуска.
    
    2.2.4. При достижении дизель-генератором частоты вращения, соответствующей состоявшемуся пуску, должно осуществляться выключение электростартера или подачи сжатого воздуха.
    
    При несостоявшемся пуске за установленное время или число попыток должен появляться аварийный сигнал.
    
    2.2.5. Готовность дизель-генератора к приему нагрузки до номинального значения должна определяться контролем (прямым или косвенным) выхода дизель-генератора на заданную частоту вращения, а также контролем (по инструкции по эксплуатации на конкретные дизель-генераторы) дополнительных параметров.
    
    2.2.6. При экстренном пуске должен допускаться прием нагрузки непрогретым дизель-генератором. При этом значение нагрузки и режим ее включения для определенной температуры смазочного масла устанавливают в инструкции по эксплуатации дизель-генератора.
    
    2.2.7. В начале останова дизель-генератора должна отключаться нагрузка.
    
    После отключения нагрузки должна при необходимости осуществляться работа дизель-генератора на холостом ходу в течение времени, обусловленного конструкцией дизеля, или до снижения температуры охлаждающей жидкости или масла до значения, установленного в инструкции по эксплуатации дизель-генератора.
    
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    

    2.2.8. Останов дизель-генератора должен осуществляться отключением подачи топлива путем воздействия непосредственно на механизм управления топливоподачей или на регулятор частоты вращения.
    
    При состоявшемся останове должна обеспечиваться готовность очередного пуска.
    
    2.2.9. Для дизель-генераторов, автоматизированных по 2-4-й степеням, при несостоявшемся останове за время, установленное инструкцией по эксплуатации, должен осуществляться останов посредством аварийной защиты.
    
    2.2.10. Для дизель-генераторов мощностью свыше 630 кВт после останова, исключая аварийный останов из-за падения давления масла, при необходимости должна осуществляться послеостановочная прокачка масла в течение времени, обусловленного конструкцией дизеля.
    
    2.2.9, 2.2.10. (Измененная редакция, Изм. N 1).
    
    2.2.11. Поддержание дизель-генератора в готовности к быстрому приему нагрузки должно осуществляться либо прогревом смазочного масла и при необходимости охлаждающей жидкости путем использования внешней энергии (электрической, тепла горячей воды работающих дизелей и т.п.), либо путем периодических или постоянных прокачек масла и (или) воды, а также при необходимости прокруток и (или) пусков дизель-генератора.
    
    Условия поддержания дизель-генератора в готовности к быстрому приему нагрузки, в том числе продолжительность периодических режимов, должны устанавливаться в стандартах и технических условиях на конкретный дизель-генератор.
    
    2.2.12. В период работы дизель-генератора должна осуществляться автоматическая аварийно-предупредительная сигнализация и защита.
    
    Исполнительная сигнализация должна информировать об исполнении задаваемых автоматизируемых операций.
    
    Объем аварийно-предупредительной сигнализации и защиты, а также исполнительной сигнализации, их вид, функционирование и применяемая визуальная информация должны соответствовать ГОСТ 11928-83, Правилам Регистра СССР и (или) Речного Регистра РСФСР для судовых дизель-генераторов и устанавливаться в технических условиях и в инструкции по эксплуатации системы управления для конкретного типа дизель-генератора.
    
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    
    2.2.13. (Исключен, Изм. N 1).
    
    2.3. Требования к эксплуатационным характеристикам
    
    2.3.1. Время от поступления (подачи) сигнала на автоматический или дистанционный автоматизированный пуск до момента готовности приема нагрузки до номинального значения для дизель-генераторов, находящихся в готовности к быстрому приему нагрузки, должно быть не более указанного в таблице.
    
    


Номинальная мощность дизель-генератора, кВт


Время, с, не более

    
    До 100 включ.


10; 15*

Св. 100  "  500  "

20; 30*

"    500  " 1000  "

30; 45*

"   1000

40; 80*

_______________
    * В разработках новых моделей дизель-генераторов не применять.
    
    Примечания:
    
    1. Для дизель-генераторов с электростартерным пуском время указано при пуске с первой попытки.
    
    2. Значение одноразового приема (наброса) нагрузки после пуска устанавливают в стандартах и технических условиях на конкретный дизель-генератор.
    
    
    2.3.2. (Исключен, Изм. N 1).
    
    2.3.3. При автоматизации дизель-генераторов должна использоваться двухпроводная схема питания с электрическим источником на номинальное напряжение 24 (27) или 12 В постоянного или выпрямленного тока. Допускается применение однопроводной схемы питания за исключением судовых дизель-генераторов.
    
    Допускается также применение схем питания с другим источником:
    
    - электрическим;
    
    - переменного тока напряжением 127*, 220, 380 В и частотой 50 Гц;
    
    - постоянного тока напряжением 75*, 110, 220 В;
    
    - пневматическим;
    
    - гидравлическим;
    
    - комбинированным из указанных видов.
_______________
    * Для новых разработок не применять.
    
    
    2.3.4. Дизель-генераторы должны иметь ручное управление и (или) управление с местного поста (дизельного щитка). По требованию потребителя должно предусматриваться дистанционное управление, а также подготовка дизель-генераторов к использованию средств дистанционного контроля (измерения).
    
    2.3.3, 2.3.4. (Измененная редакция, Изм. N 1).
    
    2.3.5. При аварийном останове дизель-генератора очередной пуск его должен быть возможен только после ручной деблокировки схемы и (или) устройств защиты.
    
    2.3.6. Средства автоматизации в зависимости от назначения дизель-генератора должны надежно работать в условиях, установленных ГОСТ 13822-82, ГОСТ 22246-84, Правилами Регистра СССР и (или) Речного Регистра РСФСР для судовых дизель-генераторов.
    
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    
    2.3.7. Допустимый уровень радиопомех электрооборудования дизель-генераторов должен соответствовать "Общесоюзным нормам допускаемых индустриальных радиопомех" или уровню, согласованному с заказчиком.
    
    2.4. Требования к надежности
    
    2.4.1. Составные части дизель-генераторов (дизель, генератор, система управления, приборы и устройства) и электроагрегаты на их базе должны иметь показатели надежности не ниже установленных ГОСТ 10150-88, ГОСТ 11102-75, ГОСТ 20439-87.
    
    2.4.2. На средства автоматизации дизель-генераторов должны задаваться показатели надежности с учетом их номенклатуры по ГОСТ 4.367-85.
    
    2.4.3. Вероятность безотказной работы системы управления по функционально самостоятельным операциям должна быть не менее 0,95 за 2000 ч или 0,9 за 5000 ч; по требованию заказчика для вновь разрабатываемых систем - не менее 0,95 за 5000 ч.
    
    2.4.4. Назначенный ресурс системы управления должен быть не менее 25000 ч до заводского ремонта или назначенный полный ресурс не менее 40000 ч без проведения ремонта.
    
    Ресурс непрерывной работы (установленная безотказная наработка) должен быть не менее 5000 ч.
    
    2.4.3, 2.4.4. (Измененная редакция, Изм. N 1).
    
    2.4.5. Срок службы системы управления должен быть равен сроку службы дизель-генератора.
    
    2.4.6. Признаком отказа дизель-генератора является аварийный останов или нарушение выполнения операций, установленных настоящим стандартом.
    
    2.4.7. Дизель-генераторы, оборудованные средствами автоматизации, должны иметь гарантийный срок эксплуатации не ниже гарантийного срока эксплуатации дизеля по ГОСТ 10150-88.
    
    

ПРИЛОЖЕНИЕ
    Справочное

    Аварийный останов дизель-генератора - останов дизель-генератора в результате срабатывания аварийной защиты и появления аварийной сигнализации, в том числе при несостоявшемся пуске или останове.
    
    Примечание. Пояснения остальных терминов - по ГОСТ 14228-80.
    
    
    
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 1999

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование