- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ГОСТ Р 50913-96
Группа Д22
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ЗАПРАВКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ
Типы, параметры и общие технические требования
Road vehicles for transportation and fueling of petroleum products.
Tipes, parameters and general technical requirements
ОКС 43.020
ОКП 45 2140
Дата введения 1997-01-01*
__________________________________
*Дата введения для автоцистерн отечественного производства,
поставленных на производство до 01.01.97, установлена с 01.01.98.
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ)
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 10 июня 1996 г. № 368
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства, в том числе импортного производства, предназначенные для заправки и транспортирования нефтепродуктов (далее - автоцистерны).
Стандарт не распространяется на автоцистерны, предназначенные для транспортирования сжатых и сжиженных газов и специальных жидкостей, и автотопливозаправщики для наземного обслуживания летательных аппаратов (самолетов и вертолетов) и водного транспорта, а также на передвижные автозаправочные станции для розничной торговли нефтепродуктами.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601-95 ЕСКД. Эксплуатационная документация
ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб
ГОСТ 3163-76 Прицепы и полуприцепы автомобильные. Общие технические требования
ГОСТ 6964-72 Фонари внешние сигнальные и осветительные автомобилей, тракторов, самоходных машин и прицепов. Технические требования
ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости
ГОСТ 9200-76 Соединения семиконтактные разъемные для автомобилей и тракторов
ГОСТ 10807-78 Знаки дорожные. Общие технические условия
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 19034-82 Трубки из поливинилхлоридного пластиката. Технические условия
ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация. Маркировка
ГОСТ 20772-81 Устройства присоединительные для технических средств заправки, перекачки, слива-налива, транспортирования и хранения нефти и нефтепродуктов. Типы. Основные параметры и размеры. Общие технические требования
ГОСТ 21130-75 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры
ГОСТ 21398-89 Автомобили грузовые. Общие технические требования
ГОСТ 23544-84 Жгуты проводов для автотракторного электрооборудования. Общие технические условия
ГОСТ 25560-82 Устройства дыхательные цистерн для нефтепродуктов. Технические условия
ГОСТ 26098-84 Нефтепродукты. Термины и определения
ГОСТ 29120-91 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения: I. Задних защитных устройств; II. Транспортных средств в отношении установки заднего защитного устройства официально утвержденного типа; III. Транспортных средств в отношении их задней защиты
ГОСТ Р 50559-93 Промышленная чистота. Общие требования к поставке, транспортированию, хранению и заправке жидких рабочих сред
ОСТ 37.001.269-87 Транспортные средства. Маркировка
ОСТ 37.001.511-81 ЕСКД. Эксплуатационные документы на изделия автомобильной промышленности
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
Клапан донный - запорная арматура с дистанционным управлением, устанавливаемая в цистерне в ее нижней части и предназначенная для перекрытия выхода нефтепродукта из цистерны.
Нефтепродукты - жидкие нефтяные топлива и масла по ГОСТ 26098.
Цистерна - резервуар (емкость) для помещения нефтепродукта.
Давление расчетное - теоретическое давление, равное испытательному давлению и предназначенное для определения толщины стенок цистерны.
Давление испытательное - наибольшее фактическое давление при испытании цистерны.
Давление наполнения - наибольшее давление в цистерне при наполнении ее нефтепродуктом закрытым способом.
Давление опорожнения - наибольшее вакуумметрическое давление в цистерне при опорожнении ее закрытым способом.
Давление рабочее максимальное - наибольшее из двух значений:
- максимально допустимое давление наполнения;
- давление насыщенного пара при максимальной температуре плюс 50 °С, которому цистерна подвергается под воздействием содержимого нефтепродукта.
Антиблокировочное устройство - элемент системы рабочего тормоза, который во время торможения автоматически регулирует степень скольжения одного или нескольких колес транспортного средства в направлении его (их) вращения.
3.2 В настоящем стандарте приняты следующие сокращения.
АТС - автомобильные транспортные средства.
ЗИП - запасные части, инструмент и принадлежности.
АЦ (АЦМ) - автоцистерна для топлива (масла) на шасси автомобиля.
ПЦ (ПЦМ) - прицеп-цистерна для топлива (масла) на шасси прицепа.
ППЦ (ППЦМ) - полуприцеп-цистерна для топлива (масла) на шасси полуприцепа (или несущей конструкции).
АМЗ - автомаслозаправщик на шасси автомобиля.
АТЗ (АТМЗ) - автотопливозаправщик (автотопливомаслозаправщик) на шасси автомобиля.
ПТЗ (ПТМЗ) - прицеп-топливозаправщик (топливомаслозаправщик) на шасси прицепа.
ППТЗ (ППТМЗ) - полуприцеп-топливозаправщик (топливомаслозаправщик) на шасси полуприцепа (или несущей конструкции).
4 ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
4.1 В зависимости от назначения устанавливают следующие типы автоцистерн:
- транспортные - АЦ (АЦМ), ПЦ (ПЦМ), ППЦ (ППЦМ), предназначенные для транспортирования топлива и масла;
- заправочные - АМЗ, АТЗ (АТМЗ), ПТЗ (ПТМЗ), ППТЗ (ППТМЗ), предназначенные как для транспортирования топлива и масла, так и для заправки ими техники.
4.2 Основные параметры автоцистерн должны соответствовать указанным в таблице 1.
4.3 Номинальную вместимость автоцистерны устанавливают кратной 0,1 м(100 л) и указывают в технической документации.
4.4 Степень заполнения цистерны должна быть не более 95 % объема, если нет специальных требований в нормативных документах на соответствующий нефтепродукт.
4.5 Внутренний диаметр инспекционного люка-лаза автоцистерны должен быть не менее 500 мм.
4.6 Шасси по ГОСТ 21398 и ГОСТ 3163, а также импортные, применяемые во всех типах автоцистерн, должны иметь тормозные системы с антиблокировочными устройствами.
4.7 АТС для перевозки или раздачи топлива и масла должно состоять не более чем из двух транспортных единиц: автомобиля-тягача и одного прицепа (или полуприцепа).
Для обеспечения этого требования на прицепе или полуприцепе сзади не устанавливают: тягово-сцепное устройство, пневмопривод и электровыводы для подключения второго прицепа.
5 ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
5.1 Характеристики (свойства)
5.1.1 Требования назначения
5.1.1.1 Автоцистерна должна быть изготовлена в соответствии с требованиями настоящего стандарта по конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
Обозначения автоцистерны и конструкторских документов на нее присваивают в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности.
5.1.1.2 Автоцистерна, укомплектованная соответствующим оборудованием, должна обеспечивать выполнение рабочих операций, указанных в таблице 2.
5.1.1.3 Все операции по наполнению автоцистерны осуществляют закрытым способом через герметичное устройство.
Таблица 1
|
Норма для типа автоцистерны | |||||||||||||||
Наименование параметра |
АЦ |
АЦМ |
|
|
|
АТЗ, ПТЗ, ППТЗ |
АМЗ, АТМЗ, ПТМЗ, ППТМЗ | |||||||||
|
До 5 м включ. |
Св. 5 до 10 м включ. |
Св. 10 м |
До 1 м включ. |
Св. 1 до 10 м включ. |
ПЦ |
ППЦ |
ПЦМ, ППЦМ |
До 5 м включ. |
Св. 5 м |
До 5 м включ. |
Св. 5 м | ||||
Подача насоса, |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
м/ч, для: |
|
- |
30-90* |
- |
21-30 |
30-60 |
21-30 |
30-60 | ||||||||
- масла |
- |
6* |
18-30* |
- |
18-30* |
2,5-6,0* | ||||||||||
Число напорно- всасывающих рукавов* |
Не менее 2 | |||||||||||||||
Число раздаточных рукавов, не менее, для: |
|
|
|
|
| |||||||||||
-топлива |
|
|
|
|
| |||||||||||
|
- |
- |
1 | |||||||||||||
Внутренний диаметр, мм: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
- напорно- |
40; |
65; |
65; |
40; |
65; |
40; |
65; |
|
40; |
65; |
40; |
65: | ||||
всасывающих |
65; |
75 |
75; |
65; |
75 |
65; |
75; |
|
65; |
75; |
65; |
75; | ||||
рукавов для топлива |
75 |
|
100 |
75 |
|
75 |
100 |
|
75 |
100 |
75 |
100 | ||||
- раздаточного |
|
| ||||||||||||||
-топлива |
25; 38; 50 |
| ||||||||||||||
- масла |
- |
25 | ||||||||||||||
Общая длина, м, не менее: |
|
| ||||||||||||||
-напорно- всасывающих рукавов |
6,0-9,0 |
| ||||||||||||||
- раздаточного рукава |
- |
4,5 - 9,0* | ||||||||||||||
Тонкость фильтрации топлива фильтром, мкм, не более |
- |
15-25 | ||||||||||||||
*По требованию потребителя (заказчика). |
Таблица 2
|
Выполнение рабочей операции для автоцистерны типа | |||||||||||
Наименование рабочей операции |
АЦ |
АЦМ |
|
|
|
АТЗ, ПТЗ, ППТЗ |
АМЗ, АТМЗ, ПТМЗ, ППТМЗ | |||||
|
До 5 м включ. |
Св. 5 до 10 м включ. |
Св. 10 м |
До 1 м включ. |
Св. 1 до 10 м включ. |
ПЦ |
ППЦ |
ПЦМ, ППЦМ |
До 5 м включ. |
Св. 5 м |
До 5 м включ. |
Св. 5 м |
Наполнение цистерны своим насосом* |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Наполнение цистерны закрытым (основным)* и верхним (дублирующим) способами посторонним насосом |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Опорожнение цистерны своим насосом, минуя фильтр** |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Опорожнение цистерны посторонним насосом |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Заправка техники фильтрованным нефтепродуктом с одновременным измерением выданного объема |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+** |
+ |
+** |
+ |
Откачка нефтепродуктов из напорных (раздаточных) рукавов своим насосом** |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Опорожнение цистерны самотеком |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Перекачка собственным насосом между посторонними резервуарами, минуя свою цистерну** |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Нагрев масла в цистерне* |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
Выдача нефтепродукта в мелкую тару (канистра, топливный бак, бочка)** |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
5.1.1.4 По требованию заказчика цистерна может быть изготовлена как мера вместимости.
5.1.2 Требования надежности
5.1.2.1 Значения показателей надежности автоцистерны должны быть не ниже значений соответствующих показателей шасси АТС. Номенклатуру и конкретные значения показателей надежности, а также критерии отказов и предельного состояния устанавливают в технической документации.
5.1.2.2 Ресурс средств измерения, устанавливаемых на автоцистерну для контроля работы агрегатов, должен соответствовать ресурсу автоцистерны до капитального ремонта, если иное не предусмотрено в нормативных документах и технической документации на средства измерения.
5.1.3 Требования стойкости к внешним воздействующим факторам и живучести
5.1.3.1 Климатическое исполнение автоцистерн должно соответствовать исполнению У по ГОСТ 15150.
5.1.4 Требования эргономики
5.1.4.1 Устанавливаемые на автоцистерне рычаги управления и маховики, предназначенные для ступенчатых переключений при наполнении (опорожнении) нефтепродуктами, должны иметь надежную фиксацию и обозначение их промежуточных и конечных положений; при необходимости они должны быть ограничены специальным стопором (упором).
Рычаги управления и маховики устанавливают на одном рабочем месте в пределах зоны досягаемости оператора, за исключением задействованных при включении механизмов отбора мощности для привода насоса.
5.1.4.2 Для удобства работы обслуживающего персонала автоцистерна должна быть оборудована лестницами и площадками.
5.1.5 Требования технологичности
5.1.5.1 Конструкция автоцистерны должна обеспечивать демонтаж не менее 75 % технологического оборудования без предварительной разборки других узлов и систем.
5.1.5.2 Конструкция цистерны должна обеспечивать возможность очистки ее внутренней поверхности от загрязнений с помощью механизированных средств и вручную.
5.1.5.3 Конструкция волнореза не должна препятствовать наполнению (опорожнению) цистерны, а также возможности очистки ее внутренней поверхности.
5.1.5.4 Периодичность проведения технического обслуживания технологического оборудования, установленного на автоцистерне, должна совпадать с периодичностью технического обслуживания базового АТС и установлена в руководстве по эксплуатации.
5.1.6 Требования к конструкции
5.1.6.1 Конструкция автоцистерны должна обеспечивать неизменность массы и качества перевозимого нефтепродукта по ГОСТ Р 50559.
5.1.6.2 Цистерны должны выдерживать внутреннее давление, равное давлению опорожнения и максимальному рабочему давлению, на которое отрегулированы предохранительные клапаны, но не менее 20 кПа (0,2 кгс/см).
5.1.6.3 При проектировании цистерн следует учитывать следующее:
- опорожняемые самотеком цистерны, предназначенные для транспортирования нефтепродуктов, давление паров которых при 50 °С не превышает 110 кПа (1,1 кгс/см), должны рассчитываться на давление, равное удвоенному статическому давлению перевозимого нефтепродукта, но не менее удвоенного статического давления воды;
- цистерны, предназначенные для транспортирования нефтепродуктов, давление паров которых при 50 °С составляет более 110 кПа (1,1 кгс/см), но не превышает 175 кПа (1,75 кгс/см), независимо от способа наполнения и опорожнения должны рассчитываться с учетом манометрического давления, составляющего не менее 150 кПа (1,5 кгс/см), или давления наполнения (опорожнения), умноженного на коэффициент 1,3, в зависимости от того, какое из этих значений выше.
5.1.6.4 Цистерна и средства ее крепления на шасси АТС при номинальной загрузке нефтепродуктом должны выдерживать нагрузки, равные:
- удвоенной массе цистерны и нефтепродукта - в направлении движения;
- одной массе цистерны и нефтепродукта - в направлении, перпендикулярном направлению движения;
- удвоенной массе цистерны и нефтепродукта - в вертикальном направлении сверху вниз;
- одной массе цистерны и нефтепродукта - в вертикальном направлении снизу вверх.
5.1.6.5 Толщину стенок цистерны , мм, рассчитывают по формуле
,
где - расчетное давление, МПа;
- внутренний диаметр цистерны, мм;
- допускаемое напряжение, Н/мм,
0,75 или 0,5 (где - предел текучести и - временное сопротивление разрыву, значения которых выбирают минимальными по нормативным документам на материалы);
- коэффициент, учитывающий возможное уменьшение прочности в сварных соединениях; 1,0.
5.1.6.6 Стенки цистерн диаметром менее 1,8 м должны иметь толщину не менее 5 мм из металла с временным сопротивлением разрыву 360-440 Н/мм или эквивалентную толщину из другого металла, а стенки цистерн диаметром более 1,8 м - толщину не менее 6 мм.
Для цистерн нецилиндрической формы (чемоданообразной или эллиптической) указанные диаметры должны соответствовать вычисленным диаметрам равной площади, для таких форм радиусы кривизны стенок не должны превышать 2,0 м по бокам и 3,0 м сверху и снизу.
5.1.6.7 Цистерны цилиндрической или эллиптической формы, имеющие максимальный радиус вогнутости 2,0 м, должны иметь усиливающие элементы: перегородки (волнорезы), внешние или внутренние кольца при соблюдении одного из следующих условий:
- расстояние между двумя усиливающими элементами 1,75 м;
- объем между двумя перегородками (волнорезами) 7,5 м.
Вертикальное поперечное сечение усиливающего кольца должно иметь момент сопротивления не менее 10 см.
Толщина перегородок и волнорезов должна быть не менее толщины стенки цистерны.
Цистерны, имеющие другую форму (например, чемоданообразную), должны иметь по всему периметру на середине их вертикальной высоты и на ширину не менее 30 % их высоты дополнительное защитное средство с внешней стороны цистерны.
5.1.6.8 Волнорезы (перегородки) должны быть вогнуты с глубиной прогиба не менее 10 см или должны иметь гофры, или усилены другим способом для обеспечения эквивалентной прочности. Площадь волнореза должна составлять не менее 70 % поперечного сечения цистерны, в которой установлен волнорез.
5.1.6.9 Толщину стенок цистерн, емкость которых менее 5 м или которые разделены на герметичные отсеки емкостью менее 5 м, определяют по таблице 3:
Таблица 3
Максимальный радиус кривизны оболочки, м |
Емкость оболочки или отсека, м |
Минимальная толщина стенок цистерн, мм, для стали с = 360 - 440 Н/мм |
2 |
5,0 |
3 |
> 2, но 3 |
3,5 |
3 |
|
> 3,5, но 5,0 |
4 |
5.1.6.10 Крышки люков, дверки шкафов, а также места для доступа к транспортируемому нефтепродукту должны быть приспособлены для опломбирования.
5.1.6.11 Конструкция прицепа-цистерны должна обеспечивать возможность ее наполнения (опорожнения) при помощи насосов, установленных на буксирующей автоцистерне.
5.1.6.12 Автоцистерна и прицеп-цистерна, осуществляющие операции слива топлива посредством насоса автоцистерны, должны быть оборудованы трубопроводом отвода топлива из сливного патрубка автоцистерны или прицепа-цистерны в цистерну и обратными клапанами, открывающимися при превышении давления в указанном патрубке, равном 50 % рабочего давления напорно-всасывающего рукава.
5.1.6.13 Конструкция автоцистерны должна обеспечивать возможность отбора проб по ГОСТ 2517 для контроля качества транспортируемого нефтепродукта. Отбор проб непосредственно из цистерны производят сверху.
5.1.6.14 Остаток топлива в автоцистерне после его слива самотеком на горизонтальной площадке не должен превышать 0,1 % номинальной вместимости.
5.1.6.15 Оборудование для закрытого наполнения автоцистерны должно состоять из:
а) ограничителя наполнения. В качестве привода датчика ограничителя наполнения следует использовать энергию перекачиваемой жидкости. Схема и присоединительные размеры ограничителя наполнения приведены в приложениях А и Б соответственно;
б) сигнализатора верхнего уровня налива. Сигнализатор должен обеспечивать вывод электрического сигнала на звуковой сигнал шасси автомобиля и на розетку по ГОСТ 9200, устанавливаемую на левой стороне автоцистерны в месте, удобном для подсоединения к автоматизированным системам налива. Схема подключения контактов розетки сигнализатора верхнего уровня налива приведена в приложении В;
в) патрубка с обратным клапаном в случае крепления рукавов при помощи присоединительных устройств типа 4 по ГОСТ 20772 (механических захватов). Присоединительные размеры обратного клапана приведены в приложении Г. Место расположения патрубка - с левой стороны автоцистерны, расстояние - по ГОСТ 20772. По согласованию с заказчиком допускается установка патрубка с обратным клапаном сзади автоцистерны;
г) патрубка для газоотвода с огнепреградителем, запорной арматурой и присоединительным устройством. Огнепреградитель должен быть установлен на цистерне.
5.1.6.16 На горловине цистерны, изготовленной как мера вместимости, с левой стороны должно быть предусмотрено смотровое окно для контроля полноты налива нефтепродукта. Высота смотрового окна должна быть в пределах изменения уровня налива.
Допускается установка стекла "клинкер" вместо указателя уровня налива в горловине и смотрового окна.
5.1.6.17 Автоцистерна должна быть оснащена дыхательным устройством по ГОСТ 25560, обеспечивающим сохранение рабочего давления в цистерне, а также нормальную работу системы газоотвода при наполнении (опорожнении) цистерны и автоматическое закрывание устройства при опрокидывании автоцистерны.
5.1.6.18 На всасывающем трубопроводе автоцистерны, оборудованной насосом, должен быть установлен фильтр предварительной очистки.
5.1.6.19 Перед счетчиками количества нефтепродукта должны быть установлены фильтры тонкой очистки. Размещение фильтра должно позволять замену фильтрующего элемента и очистку внутренней полости без его демонтажа.
5.1.6.20 Номинальная пропускная способность счетчиков количества нефтепродукта должна соответствовать расходу раздаточной системы автоцистерны. Относительная погрешность счетчиков не должна выходить за пределы ±0,5 %.
5.1.6.21 Забор нефтепродукта осуществляется в раздаточной системе автоцистерны за донным клапаном. Допускается осуществлять забор нефтепродукта непосредственно из цистерны при применении верхней разводки трубопровода раздаточной системы, оснащенного обратным клапаном (запорной арматурой), установленным в верхней части трубопровода.
5.1.6.22 Напорно-всасывающие патрубки внутри автоцистерны должны быть оборудованы устройством, отражающим струю при наполнении цистерны нефтепродуктом и исключающим образование воронки при ее опорожнении.
5.1.6.23 При верхнем способе наполнения автоцистерны расстояние от нижнего среза патрубка подачи нефтепродукта в цистерну, находящегося внутри нее, до дна цистерны должно быть не более 100 мм.
5.1.6.24 В качестве запорной арматуры в технологической схеме автоцистерны используют затворы (заслонки) или задвижки с ручным управлением. Допускается применение запорной арматуры с дистанционным управлением с ручным дублированием.
5.1.6.25 Раздаточные краны и патрубки для наполнения (опорожнения) автоцистерны в транспортном положении должны быть зачехлены или закрыты заглушками.
5.1.6.26 В качестве средств измерения давления и разрежения на автоцистерне устанавливают соответствующие приборы. Для контроля указанных параметров допускается применять индикаторы.
Средства контроля должны быть размещены в месте, удобном для наблюдения, обеспечивающем их замену при проведении поверок или ремонта.
5.1.6.27 Присоединительные устройства (патрубки) автоцистерны для наполнения (опорожнения) нефтепродукта должны соответствовать требованиям ГОСТ 20772.
5.1.6.28 Технологические схемы автоцистерны и автотопливозаправщика приведены в приложениях Д и Е соответственно.
5.1.6.29 На автоцистернах, смонтированных на шасси автомобиля, прицепа или полуприцепа, должно быть предусмотрено место для размещения комплекта специальной обработки.
5.1.6.30 На автоцистерне должно быть предусмотрено место для размещения эксплуатационной документации. Упаковка документации должна обеспечивать ее сохранность.
5.1.6.31 Автоцистерна должна быть оборудована кронштейнами или местом для крепления информационных табличек системы информации об опасности по ГОСТ 19433.
5.1.6.32 Автоцистерна должна быть оборудована ящиками для хранения рукавов, ящиками (местами) для укладки ЗИП. Конструкция ящиков для рукавов должна исключать попадание внутрь пыли и атмосферных осадков. Рукава должны быть укомплектованы заглушками, предотвращающими попадание топлива из рукавов в указанные ящики.
5.1.6.33 Расположение, цвет, количество и видимость сигнальных фонарей, установленных на автоцистернах всех типов, должны соответствовать требованиям ГОСТ 8769.
5.1.6.34 В части степени защиты внешние сигнальные фонари, выполняющие функции одного или нескольких световых приборов, предусмотренных ГОСТ 8769, должны соответствовать требованиям ГОСТ 6964.
5.1.6.35 Провода и жгуты для соединения приборов в части электрических параметров, армирования наконечниками и штеккерами, стойкости к климатическим воздействиям должны соответствовать требованиям ГОСТ 23544.
В местах прокладки проводов, где механическая защита обеспечивается конструкцией автоцистерны и исключается попадание нефтепродуктов в результате перелива или пролива, в качестве защитной оболочки допускается использовать трубки из поливинилхлоридного пластиката любого цвета по ГОСТ 19034.
Допускается использование кабелей с медными гибкими жилами с изоляцией жил оболочкой из поливинилхлоридного пластиката.
5.2 Требования к материалам и покупным изделиям
5.2.1 Материалы, применяемые для изготовления автоцистерны, должны обладать стойкостью к воздействию нефтепродуктов, не оказывать влияния на их чистоту и качество. При контакте оборудования автоцистерны с нефтепродуктами поверхности контакта, при необходимости, должны иметь антикоррозионное покрытие.
5.2.2 Материалы цистерны должны обладать хорошей свариваемостью, высокими механическими свойствами, ударной вязкостью и стойкостью к межкристаллитной коррозии в соответствии с нормативными документами на них.
Сталь выбирают в зависимости от нормируемой характеристики ударной вязкости при температуре минус 20 °С и ниже по ТУ на прокат.
5.2.3 Лакокрасочные покрытия наружных поверхностей автоцистерны должны быть маслобензостойкими, стойкими к средствам дезактивации, дегазации и дезинфекции.
5.2.4 Рукава для масла должны быть маслобензостойкими. Рукава для топлива должны быть маслобензостойкими и, как правило, антистатическими. Неантистатические рукава для топлива должны иметь устройства для снятия статического электричества.
5.2.5 Присоединительные устройства рукавов, патрубков для наполнения (опорожнения), а также заглушки к ним, должны быть изготовлены из материалов, не создающих искрения при ударах, или иметь покрытия из таких материалов.
5.3 Комплектность
5.3.1 Основное технологическое оборудование, которым должна быть укомплектована автоцистерна, приведено в таблице 4.
Таблица 4
|
Наличие оборудования для автоцистерны типа | |||||||||||
Наименование оборудования |
АЦ |
АЦМ |
|
|
|
АТЗ, ПТЗ, ППТЗ |
АМЗ, АТМЗ, ПТМЗ, ППТМЗ | |||||
|
До 5 м включ. |
Св. 5 до 10 м включ. |
Св. 10 м |
До 1 м включ. |
Св. 1 до 10 м включ. |
ПЦ |
ППЦ |
ПЦМ, ППЦМ |
До 5 м включ. |
Св. 5 м |
До 5 м включ. |
Св. 5 м |
Цистерна с горловиной (горловинами), люком-лазом, крышкой (крышками) и устройством (устройствами) для ее демонтажа для: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- топлива** |
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
- масла** |
|
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
Волнорезы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 шт. на каждые 7,5 м вместимости |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Оборудование для закрытого налива цистерны* |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Отстойник для слива отстоя* |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Насос для: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- топлива |
+* |
+* |
+* |
- |
- |
- |
+* |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- масла |
- |
- |
- |
+* |
+* |
- |
- |
- |
- |
- |
+* |
+ |
Счетчик для учета выданного объема: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- топлива |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- масла |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+* |
+ |
Фильтр тонкой очистки: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- топлива |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- масла |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+* |
+* |
Напорно-всасывающие рукава для: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- топлива |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- масла |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
Раздаточные рукава с кранами для: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- топлива |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- масла |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
Нагревательное устройство с индикатором температуры для масла* |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
Пульт (пульты) управления |
+* |
+* |
+* |
+ |
+ |
- |
+* |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Средства измерения: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- давления на выходе насоса* |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- перепада давления на фильтре для топлива* |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
5.3.2 Автоцистерна должна иметь комплект ЗИП, состоящий из прикладываемых к используемому шасси и автоцистерне, а также один из переходников резьбовых (фланцевых) соединений на фланцевое соединение с 100 мм.
Комплектующее оборудование размещают на автоцистерне.
5.4 Маркировка
5.4.1 Каждая автоцистерна должна иметь маркировку, соответствующую требованиям ОСТ 37.001.269. Дополнительно указывают испытательное давление и вместимость цистерны. Для цистерн, состоящих из нескольких отсеков, указывают вместимость каждого отсека.
6 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
6.1 Для изготовления автоцистерн запрещается применять шасси автомобиля с двигателем, работающим на газе.
6.2 Конструкция автоцистерны должна обеспечивать безопасность работы обслуживающего персонала. В эксплуатационной документации должны быть приведены сведения о мерах взрывопожаробезопасности при эксплуатации, по предупреждению и способах тушения пожара, по безопасному проведению работ внутри цистерны, регулированию и ремонту автоцистерны.
6.3 Раздаточное оборудование и органы его управления должны располагаться в специальном технологическом отсеке, стенки которого должны быть выполнены из негорючих материалов и иметь предел огнестойкости не менее 0,5 ч. При торцевом расположении отсека (сзади цистерны) предел огнестойкости не менее 0,5 ч обеспечивают только для стенки, расположенной со стороны цистерны. В качестве стенки может быть днище цистерны.
6.4 Во избежание накопления статического электричества оборудование автоцистерн изготавливают из материалов, имеющих удельное электрическое сопротивление не более 10 Ом·м.
Защита от статического электричества АТС должна соответствовать требованиям правил устройства электроустановок [I].
Зажимы для подключения заземляющего провода и троса должны соответствовать требованиям ГОСТ 21130. Допускается применение зажимов других типов по надежности крепления и сопротивлению цепи не хуже указанных.
Металлическое и электропроводное неметаллическое оборудование, трубопроводы автоцистерны должны иметь на всем протяжении непрерывную электрическую цепь относительно болта заземления. Сопротивление отдельных участков цепи должно быть не более 10 Ом. При измерении сопротивления цепи рукава должны быть подстыкованы и находиться в развернутом виде.
Если на автоцистерне применены антистатические рукава, то методика проверки сопротивления цепи должна соответствовать методике, установленной в технической документации на рукава конкретного типа. Сопротивление цепи в этом случае не должно быть более допустимого по технической документации на рукав конкретного типа.
Сопротивление заземляющего устройства автоцистерны совместно с контуром заземления должно быть не более 100 Ом.
6.5 Топливный бак автоцистерны должен быть оборудован щитками со стороны передней и задней стенок, а со стороны днища должна быть установлена металлическая сетка с размером ячейки 10х10 мм. Расстояние от топливного бака до щитков и сетки должно быть не менее 20 мм.
6.6 Выпускная труба автомобиля должна быть вынесена в правую сторону вперед. Конструкция выпускной трубы должна обеспечивать возможность установки потребителем съемного искрогасителя.
Если расположение двигателя не позволяет произвести такое переоборудование, то допускается выносить выпускную трубу в правую сторону или вверх вне зоны цистерны и зоны топливной коммуникации. При этом выпускная труба не должна располагаться в непосредственной близости от топливного бака. При выводе выпускной трубы вверх ее следует оборудовать искрогасителем.
6.7 Автоцистерна должна иметь два порошковых огнетушителя вместимостью не менее 5 л каждый.
Прицеп-цистерна и полуприцеп-цистерна должны иметь один порошковый огнетушитель вместимостью не менее 5 л.
6.8 По требованию потребителя (заказчика) АТС должно быть оснащено модульной установкой пожаротушения двигателя базового автомобиля, оборудованной дистанционным управлением привода запуска. Огнетушащие вещества не должны попадать в кабину водителя при работе модульной установки пожаротушения.
6.9 На автоцистерне должны быть предусмотрены места для размещения двух знаков "Опасность", знака "Ограничение скорости" по ГОСТ 10807, мигающего фонаря красного цвета или знака аварийной остановки, кошмы, емкости для песка массой порядка 25 кг.
6.10 На боковых сторонах и сзади автоцистерна должна иметь надпись "Огнеопасно" по ГОСТ 1510. Цвет надписи должен обеспечивать ее четкую видимость.
6.11 Автоцистерна должна быть оборудована проблесковым маячком оранжевого цвета.
6.12 Электропроводка, находящаяся в зоне цистерны и отсека с технологическим оборудованием, а также соприкасающаяся с ними, должна быть смонтирована в оболочке, обеспечивающей ее защиту от повреждений и попадания перевозимого нефтепродукта.
Электропроводка должна быть проложена в местах, защищенных от механических воздействий. Места подсоединения проводов должны быть закрыты.
6.13 Электрооборудование, устанавливаемое в отсеке технологического оборудования и органов управления этим оборудованием, должно быть взрывозащищенным, а электропроводка должна быть уложена в металлической оболочке, или должны быть предусмотрены меры по изоляции электрооборудования от контакта с технологическим оборудованием.
6.14 На автоцистерне с левой стороны должна быть табличка с предупреждающей надписью: "При наполнении (опорожнении) топливом автоцистерна должна быть заземлена".
6.15 Автоцистерна дополнительно должна иметь задний буфер, соответствующий требованиям ГОСТ 29120.
6.16 Автоцистерна должна быть оборудована боковым защитным устройством.
6.17 Конструкция автоцистерны должна предусматривать на случай опрокидывания защиту ее оборудования от повреждения, при котором может произойти поступление нефтепродукта или его паров в окружающую среду.
6.18 Автоцистерна должна быть оборудована донным клапаном с возможностью управления им снаружи цистерны.
Управление донным клапаном должно быть сдублировано устройством дистанционного закрывания из кабины водителя. Управление донным клапаном должно иметь конструкцию, предотвращающую любое случайное открывание при ударе или непредвиденном действии. Донный клапан должен оставаться в закрытом состоянии при повреждении внешнего управления.
Во избежание потери содержимого цистерны при повреждении внешних приспособлений для загрузки и разгрузки донный клапан и место его расположения должны быть защищены от опасности быть сбитыми при внешнем воздействии или иметь конструкцию, выдерживающую это воздействие.
6.19 Узлы ограничителя наполнения, расположенные внутри цистерны, должны быть искробезопасными.
7 УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
7.1 Эксплуатация автоцистерны должна осуществляться в соответствии с требованиями нормативных и технических документов, устанавливающих требования по обеспечению безопасности.
7.2 Эксплуатационная документация на автоцистерну должна соответствовать требованиям ГОСТ 2.601 и ОСТ 37.001.511 и утверждаться в установленном порядке.
В ней должны быть приведены сведения, указанные в 6.2.
7.3 На каждой автоцистерне должны быть установлены таблички и надписи, указывающие: порядок выполнения операций по наполнению и опорожнению ее нефтепродуктами; предупреждения по технике безопасности; принципиальные гидравлические и кинематические схемы с указанием о месте расположения элементов автоцистерны (вентилей, клапанов, задвижек и т.д.). Рядом с указанными элементами должны быть установлены таблички с пояснением о правилах их открывания и закрывания.
Примечание - Для автотопливозаправщиков, кроме того, должен быть указан порядок выполнения операций по раздаче нефтепродуктов.
СХЕМА ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ОГРАНИЧИТЕЛЯ НАПОЛНЕНИЯ
ГК - гидроклапан; П - поплавок; КЗ - кран золотниковый; КУ - кран управления
Рисунок А.1 - Схема гидравлическая принципиальная ограничителя наполнения
ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ОГРАНИЧИТЕЛЯ НАПОЛНЕНИЯ
1 - кран золотниковый; 2 - поплавок; 3, 4, 5, 7, 8, 9 - соединительные магистрали; 6 - клапан управления; 10 - гидроклапан
Рисунок Б.1 - Присоединительные размеры ограничителя наполнения (общий вид)
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(обязательное)
СХЕМА ПОДКЛЮЧЕНИЯ КОНТАКТОВ РОЗЕТКИ СИГНАЛИЗАТОРА ВЕРХНЕГО УРОВНЯ НАЛИВА (ТАБЛИЦА В.1)
Таблица B.1
ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ОБРАТНОГО КЛАПАНА
______________
* Размер для справок.
1 - корпус; 2 - кольцо; 3 - направляющая; 4 - пружина; 5 - шток; 6 - кольцо; 7 - гайка; 8 - прокладка; 9 - клапан
Рисунок Г. 1 - Присоединительные размеры обратного клапана (сборочный чертеж)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА АВТОЦИСТЕРНЫ
Д.1 Унифицированная принципиальная технологическая схема автоцистерны приведена на рисунке Д. 1.
1 + 6 - задвижки; 7 - вентиль; А - напорно-всасывающий патрубок; Б - напорный патрубок; В - трубопровод для наполнения и опорожнения; ГК - гидроклапан; П - поплавок; КЗ - кран золотниковый; КУ - кран управления
Рисунок Д.1 - Унифицированная принципиальная технологическая схема автоцистерны
Д.2 Операции, проводимые на автоцистерне, приведены в таблице Д.1.
Таблица Д.1.
Наименование операции |
Состояние элемента (см. рисунок Д.1) | ||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
А |
Б |
Наполнение цистерны: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опорожнение цистерны: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА АВТОТОПЛИВОЗАПРАВЩИКА
Е.1 Унифицированная принципиальная технологическая схема автотопливозаправщика приведена на рисунке Е. 1
1+9 - задвижки; 10 - вентиль; А - напорно-всасывающий патрубок; Б - напорный патрубок; В - трубопровод для наполнения и опорожнения; ГК - гидроклапан; П - поплавок; КЗ - клапан золотниковый; KУ - кран управления; Ф - фильтр; СЧ - счетчик
Рисунок E.1 - Унифицированная принципиальная технологическая схема автотопливозаправщика
Е.2 Операции, проводимые на автотопливозаправщике, приведены в таблице Е.1.
Таблица E.1
Наименование операции |
Состояние элемента (см. рисунок E.1) | |||||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
А |
Б |
Наполнение цистерны: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
(информационное)
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] ПУЭ-85 Правила устройства электроустановок (6-е издание)
Текст документа сверен по:
официальное издание
Госстандарт России -
М.: ИПК Издательство стандартов, 1996