- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ГОСТ 12.2.002.5-91
Группа Т58
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Система стандартов безопасности труда
ТРАКТОРЫ И МАШИНЫ САМОХОДНЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ
Метод определения характеристик систем обогрева и микроклимата
на рабочем месте оператора в холодный период года
Occupational safety standards system. Agricultural tractors and
self-propelled machines. Method of determining the performance
of heating and microclimate systems at the operator's site
during the cold season
ОКП 47 0000
Дата введения 1992-07-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственной комиссией Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 30.07.91 N 1312
3. Настоящий стандарт подготовлен с целью полного введения требований международного стандарта ИСО 6097-89 "Сельскохозяйственные тракторы и самоходные машины. Характеристики систем отопления и вентиляции в закрытых кабинах. Метод испытания"
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Наименование НТД, на который дана ссылка |
Номер пункта |
ГОСТ 25791-90 |
1.5 |
5. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2001 г.
Настоящий стандарт распространяется на тракторы сельскохозяйственные и самоходные сельскохозяйственные машины и устанавливает метод определения показателей микроклимата на рабочем месте оператора в холодный период года.
Данный метод дает возможность сравнивать систему обогрева и вентиляции кабин по микроклиматическим условиям внутри кабин.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Определение показателей микроклимата проводят при одном из двух равнозначных испытаний:
а) в климатической камере;
б) вне климатической камеры.
1.2. На результаты испытаний не должны влиять другие источники теплоизлучения (например солнечная энергия).
1.3. Для проведения испытаний могут быть представлены две системы обогрева:
а) независимая от системы охлаждения двигателя;
б) зависимая от системы охлаждения двигателя.
1.4. Приборы и оборудование, применяемые для определения микроклимата на рабочем месте, даны в приложении 1.
1.5. Контрольная точка сиденья (КТС) - по ГОСТ 25791.
2. РАСПОЛОЖЕНИЕ МЕСТ ИЗМЕРЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МИКРОКЛИМАТА
2.1. Измерения температуры окружающей среды
2.1.1. Двигатели с вытяжным вентилятором
Измерения следует проводить:
а) на расстоянии 1-1,5 м впереди трактора или машины и приблизительно на высоте 1,5 м от поверхности площадки;
б) в воздухозаборнике, ведущем к обогревателю.
В случае, если в системах используют более одного воздухозаборника, то температуру воздуха следует измерять, по крайней мере, в одном воздухозаборнике, выбранном таким образом, чтобы по возможности исключалось влияние внешних тепловых источников.
2.1.2. Двигатели с нагнетательным вентилятором
Измерения следует проводить:
а) в точке, обеспечивающей температуру, равную температуре, приведенной в п.2.1.1а;
б) в воздухозаборнике, ведущем к обогревателю (п.2.1.1б).
2.2. Измерение температуры двигателя (при необходимости)
Температуру жидкости, охлаждающей двигатель, следует измерять при выходе ее из блока цилиндров или у головки цилиндра прежде, чем охлаждающая жидкость достигнет термостата.
У двигателей с воздушным охлаждением температуру охлаждающего воздуха двигателя следует измерять в точках, установленных изготовителем.
2.3. Измерения температур обогревателя и потока охлаждающей жидкости (при необходимости)
2.3.1. Температуру охлаждающей жидкости, поступающей в обогреватель, следует измерять у впускного трубопровода обогревателя, как можно ближе к нему.
В системах, использующих более одного обогревателя, температуру охлаждающей жидкости следует измерять у впускного трубопровода первого обогревателя по потоку охлаждающей жидкости.
2.3.2. Температуру охлаждающей жидкости, выходящей из обогревателя, следует измерять у выпускного трубопровода, как можно ближе к нему.
В тех системах, где используют более одного обогревателя, температуру охлаждающей среды следует измерять у выпускного трубопровода последнего обогревателя.
2.3.3. Для измерения теплоотдачи охлаждающей среды измеряют расход охлаждающей жидкости или воздуха. При использовании жидкости ее расход измеряют с помощью расходомера.
2.3.4. Температуру воздуха, выходящего из обогревателя, следует измерять, по крайней мере, у одного выходного отверстия на глубине 10 мм внутри выходного отверстия. В выходных отверстиях больших обогревателей рекомендуется проводить многократные температурные измерения для получения среднего значения температуры на выходе.
2.4. Измерение температуры воздуха в кабине проводят в точках 1-6.
Измерение скорости движения воздуха проводят в точках 5 и 7.
Расположение точек указано на черт.1.
Места измерения в кабине
Черт.1
Примечание. На рабочих местах, предназначенных для работы в положении стоя, измеряют температуру на высоте 150 мм и (1650±50) мм от пола, относительную влажность и скорость движения воздуха на высоте (1650±50) мм от пола.
Указанные измерения проводят не менее трех раз с интервалом 30 мин в течение времени проведения измерений микроклимата.
2.5. Скорость движения воздуха снаружи кабины следует измерять на расстоянии 1-1,5 м впереди трактора или машины и приблизительно на расстоянии 1,5 м от поверхности площадки.
3. МЕТОД ИСПЫТАНИЙ
3.1. Характеристики обогревателя определяют при температуре окружающей среды минус 5 °С или минус 15 °С. Температура окружающей среды должна поддерживаться в пределах ±3 °С. Температуру окружающей среды выбирает водитель-оператор, проводящий испытание. Скорость движения воздуха впереди кабины не должна быть более 6 м/с.
Основное направление движения скорости воздуха определяют перед передним ветровым стеклом.
3.2. Трактор (машина) с остановленным двигателем должен быть выдержан при заданной температуре не менее 10 ч. Этот период может быть уменьшен, если с помощью инструментов установлено, что охлаждающая среда и смазочное вещество стабилизировались при заданной температуре.
3.3. Запуск и нагружение двигателя
3.3.1. После подготовки трактора или машины в соответствии с п.3.2 двигатель может быть запущен с помощью внешних средств.
3.3.2. Запуск двигателя принимается как начало периода испытаний.
3.3.3. В течение первых 5 мин испытания частота вращения двигателя может соответствовать рекомендациям изготовителя для разогрева при запуске в холодную погоду.
3.3.4. По прошествии 5 мин органы управления регулятором частоты вращения двигателя должны быть установлены оператором в положение, соответствующее полной подаче топлива.
3.4. Система обогрева должна быть отрегулирована на максимальную теплоотдачу. Вентилятор обогревателя может включаться в любой момент в процессе проведения испытаний.
3.5. Все значения температуры следует регистрировать постоянно или с интервалом не более 5 мин. В конце испытания измеряют избыточное давление в кабине. Скорость движения воздуха может быть измерена после испытания при тех же условиях, что и во время проведения испытания.
3.6. Испытания прекращают через 60 мин после начала испытаний или при условии, что наибольшая измеренная температура воздуха внутри кабины увеличивается менее чем на 1 °С в течение 5 мин.
4. ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ
4.1. Протокол испытаний должен содержать следующую информацию:
а) марку и модель трактора или машины (указать, были ли использованы для повышения температуры охлаждающей жидкости жалюзи радиатора, эластичная муфта сцепления вентилятора, производилась ли блокировка радиатора);
б) температуру открывания термостата двигателя трактора или машины;
в) марку и модель кабины;
г) марку и модель системы обогрева и вентиляции;
д) температуру окружающего воздуха;
е) график, показывающий среднюю температуру внутри кабины, как функцию времени;
ж) установившиеся значения температуры во всех точках проведения измерений внутри кабины и время, когда было достигнуто установившееся состояние;
з) разность установившейся температуры между правой и левой ногой (точки 1 и 2) и максимальную разность между уровнем ноги и головы (точки 1, 2 и 5);
и) скорости движения воздуха в двух точках проведения измерений внутри кабины;
к) степень герметизации кабины;
л) температуру окружающей жидкости двигателя в конце испытания (где необходимо);
м) расход охлаждающей жидкости по п.2.3.3 (где необходимо), а также температуру на входе и выходе обогревателя (пп.2.3.1 и 2.3.2).
4.2. Образец формы протокола испытаний дан в приложении 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное
ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ МИКРОКЛИМАТА НА
РАБОЧЕМ МЕСТЕ
1. Дистанционные средства измерений температуры, например термопары с точностью измерения до ±0,5 °С.
2. Анемометр с точностью показаний до 10%.
3. Манометр с точностью показаний до 10%.
4. Расходомер воды (при необходимости) должен быть таким, чтобы перепад давления не превышал 500 Па. Точность показаний прибора до 2%.
5. Секундомер с точностью показаний до 2%.
6. Тахометр с точностью показаний до 2%.
7. Климатическая камера (при необходимости) должна быть достаточно большой, чтобы в ней поместился трактор или машина, и снабжена устройством для создания и поддержания температуры и скорости движения воздуха вокруг кабины при значениях, установленных в настоящем стандарте.
8. Оборудование для нагружения двигателя (в тех случаях, когда испытывают систему обогрева, зависящую от двигателя).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное
ОБРАЗЕЦ ФОРМЫ ПРОТОКОЛА ИСПЫТАНИЙ
1. Испытание N ___________________________________________ Дата _________________________
2. Проводится по просьбе ________________________________________________________________
3. Марка и модель машины (трактора) ______________________________________________________
Температура открывания термостата _____________________________________________________ °С
Особые характеристики __________________________________________________________________
Укажите, были ли использованы в ходе испытания жалюзи радиатора, эластичная муфта сцепления вентилятора или была ли произведена блокировка радиатора
______________________________________________________________________________________
4. Марка и модель кабины ________________________________________________________________
Описание (элементы покрытия и т.п.) _______________________________________________________
5. Марка и модель системы обогрева _______________________________________________________
6. Температура окружающего воздуха при проведении испытания _____________________________ °С
7. Средняя температура в кабине (графическое изображение функции времени, черт.2) _____________
Примечание. Средняя температура - среднее значение шести точек, перечисленных в п.8
Черт.2
8. Установившиеся температуры внутри кабины:
у левой ноги
водителя _____________ °С была достигнута через _____________________ мин;
у правой ноги
водителя _____________ °С была достигнута через _____________________ мин;
у левого бедра
водителя _____________ °С была достигнута через _____________________ мин;
у правого бедра
водителя _____________ °С была достигнута через _____________________ мин;
на уровне головы
водителя _____________ °С была достигнута через _____________________ мин;
на уровне руки
водителя _____________ °С была достигнута через _____________________ мин.
9. Колебания установившейся температуры внутри кабины:
разность температур между левой и правой ногой ________________________ °С
разность температур между левой (правой) ногой и головой _______________ °С
10. Скорости движения воздуха внутри кабины:
уровень глаза _____________ м/с
уровень головы ___________ м/с
11. Герметичность кабины ____________ Па
12. Температура окружающей среды двигателя _____________ °С
13. Производительность обогревателя
Температура охлаждающей среды, поступающей в обогреватель ___________ °С
Охлаждающий поток через обогреватель __________________ дм/с
Примечание. Если охлаждающая среда - воздух, то производительность измеряют в кубических метрах в час.
Текст документа сверен по:
официальное издание
Система стандартов безопасности труда: Сб. ГОСТов. -
М.: ИПК Издательство стандартов, 2001