- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ГОСТ Р 51349-99 (ИСО 2328-93,
ИСО 2330-95, ИСО 2331-74)
Группа Г86
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Транспорт напольный безрельсовый
ПЛИТЫ ГРУЗОВЫЕ, ВИЛЫ
Технические условия
Floor mounted lift trucks.
Load plates, fork. Specifications
ОКС 53.060
ОКП 34 5350; 45 2700
Дата введения 2000-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 48 "Безрельсовый электрифицированный транспорт"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 октября 1999 г. N 382-ст
3 Разделы (подразделы) настоящего стандарта, за исключением 4.4 и 5.2, представляют coбой аутентичный текст ИСО 2328:1993 "Погрузчики вилочные. Захваты вилочные навесные и плиты грузовые. Размеры монтажные", ИСО 2330:1995 "Погрузчики вилочные. Захваты вилочные. Технические характеристики и испытания" и ИСО 2331:1974(Т) "Погрузчики вилочные. Захваты вилочные. Терминология"
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Внесена поправка, опубликованная в ИУС N 6, 2003 год
Поправка внесена юридическим бюро по ИУС N 6, 2003 год
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на вновь выпускаемые погрузчики, штабелеры с электроприводом или с двигателем внутреннего сгорания (далее - погрузчики) и устанавливает размеры, характеристики грузовых плит и вил, методы испытаний и маркировку вил.
Размеры грузовых плит обеспечивают взаимозаменяемость вил с другими грузозахватными приспособлениями в зависимости от номинальной грузоподъемности погрузчика.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 7564-97 Прокат. Общие правила отбора проб, заготовок и образцов для механических и технологических испытаний
ГОСТ 9454-78 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах
3 Определения
3.1 Основные части вил - в соответствии с рисунком 1 и таблицей 1.
Рисунок 1
Таблица 1
Термин |
Пояснение |
3.1.1 Клык |
Горизонтальная часть вил, несущая груз |
3.1.2 Пята |
Изогнутая часть вил, соединяющая клык со спинкой |
3.1.3 Спинка |
Вертикальная часть вил с крюками для навешивания |
3.1.4 Крюки |
Элементы спинки для навешивания вил на грузовую плиту, монтируемые на спинку или составляющие единое целое с вилами |
3.1.4.1 Верхний крюк |
Верхний элемент спинки для навешивания вил |
3.1.4.2 Нижний крюк |
Нижний элемент спинки для ограничения хода вил |
3.1.5 Конец |
Свободный конец клыка |
3.1.6 Фиксатор |
Устройство для поперечной фиксации положения вил на грузовой плите |
3.2 Основные поверхности вил - в соответствии с рисунком 2 и таблицей 2.
Рисунок 2
Таблица 2
Термин |
Пояснение |
3.2.1 Верхняя поверхность клыка |
Поверхность клыка, на которой располагают груз |
3.2.2 Нижняя поверхность клыка |
Нижняя горизонтальная и скошенная поверхность клыка |
3.2.3 Передняя поверхность спинки |
Поверхность спинки, в которую упирается груз и от которой измеряют расстояние до его центра тяжести |
3.2.4 Боковые поверхности |
Параллельные боковые поверхности клыка и спинки |
3.2.5 Рабочие поверхности крюков |
Наклонные рабочие поверхности верхнего и нижнего крюков |
3.2.6 Опорная поверхность крюка |
Горизонтальная нижняя поверхность верхнего крюка, опирающаяся на грузовую плиту |
3.2.7 Нижняя скошенная поверхность |
Нижняя скошенная поверхность конца клыка, облегчающая вход вил |
3.2.8 Скошенная боковая поверхность клыка |
Скошенная или закругленная боковая поверхность конца клыка, облегчающая вход вил |
3.2.9 Торец спинки |
Верхняя поверхность спинки |
3.3 Основные размеры вил - в соответствии с рисунком 3 и таблицей 3.
Рисунок 3
Таблица 3
Термин |
Пояснение |
3.3.1 Толщина |
Максимальная толщина клыка и спинки |
3.3.2 Ширина |
Ширина вил |
3.3.3 Высота |
Расстояние от верхней поверхности клыка до торца спинки |
3.3.4 Длина |
Длина клыка, измеряемая от передней поверхности спинки |
3.3.5 Площадь сечения |
Произведение ширины на толщину |
3.3.6 Внутренний угол |
Угол между верхней поверхностью клыка и передней поверхностью спинки |
4 Размеры
4.1 Присоединительные размеры вил должны соответствовать указанным на рисунке 4 и в таблице 4.
1 - вилы; 2 - передняя сторона рамы грузоподъемника; 3 - грузовая плита
Рисунок 4
Таблица 4
Размеры в миллиметрах
Номинальная грузоподъ- |
Номиналь- |
Тип вилочного захвата |
* |
±3 |
|
|
| |||
Номин. |
Пред. откл. |
|||||||||
До 999 |
400 |
А |
76 |
16,5 |
394 |
306 |
+1 |
28 |
26 |
14 |
В |
114 |
432 |
||||||||
1000-2500 |
500 |
А |
76 |
16,5 |
470 |
382 |
31 |
29 |
14 | |
В |
152 |
546 |
||||||||
2501-4999 |
500 |
А |
76 |
22 |
568 |
477 |
+1,5 |
40 |
38 |
17 |
В |
203 |
695 |
||||||||
5000-8000 |
600 |
А |
127 |
26 |
743 |
598 |
47 |
45 |
20 | |
|
В |
254 |
870 |
|||||||
8001 10999 |
600 |
А |
127 |
35 |
830 |
680 |
65 |
63 |
26 | |
|
В |
257 |
960 |
|||||||
* Размеры для справок. |
4.2 Присоединительные размеры грузовых плит должны соответствовать указанным на рисунке 4 и в таблице 5.
Таблица 5
Размеры в миллиметрах
Номинальная грузоподъ- |
Номи- |
Тип вилоч- |
* |
* |
±0,8 |
|||||
Номин. |
Пред. откл. |
|||||||||
До 999 |
400 |
А |
76 |
331 |
16 |
16 |
305 |
0 |
13 |
8 |
В |
114 |
|||||||||
1000-2500 |
500 |
А |
76 |
407 |
16 |
16 |
381 |
13 |
8 | |
|
В |
152 |
||||||||
2501-4999 |
500 |
А |
76 |
508 |
21,5 |
19 |
476 |
0 |
16 |
10 |
В |
203 |
|||||||||
5000-8000 |
600 |
А |
127 |
635 |
25,5 |
19 |
597 |
19 |
12 | |
|
В |
254 |
|
|||||||
8001-10999 |
600 |
А |
127 |
728 |
34 |
25 |
678 |
25 |
16 | |
В |
257 |
|||||||||
|
4.3 Размеры поперечного сечения вил должны соответствовать указанным на рисунке 5 и в таблице 6.
- стандартизованное расстояние от центра тяжести груза до спинки вил; 1 - место маркировки
Рисунок 5
Таблица 6
Размеры в миллиметрах
Толщина вил |
Ширина вил | |||||||||
80 |
100 |
120 |
125 |
130 |
140 |
150 |
160 |
180 |
200 | |
25 |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
35 |
|
X |
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
40 |
|
X |
X |
X |
X |
X |
|
|
|
|
45 |
|
|
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|
|
50 |
|
|
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|
60 |
|
|
|
|
|
X |
X |
X |
X |
X |
70 |
|
|
|
|
|
|
|
X |
X |
X |
80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
X |
90 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
Примечания |
4.4 В зависимости от высоты расположения нижнего крюка вил приняты следующие типы вилочных захватов:
- А - низкое исполнение;
- В - высокое исполнение.
4.5 Один из пазов для навешивания грузозахватных приспособлений должен быть расположен на центровой линии грузовой плиты.
5 Технические требования
5.1 Вилы должны быть изготовлены из материала сплошного профиля.
5.2 Вилы должны быть снабжены устройствами для поперечной фиксации их на грузовой плите.
5.3 Номинальная грузоподъемность вилы должна быть не менее номинальной грузоподъемности погрузчика, деленной на число вил.
5.4 По краям грузовой плиты должны быть предусмотрены ограничители для предотвращения бокового падения вил.
5.5 Если для снятия вил предусмотрен паз в нижней части грузовой плиты, то не должно быть противоположного паза в верхней части плиты, если не обеспечены средства, предотвращающие случайное смещение вил.
6 Испытания
6.1 Виды испытаний
6.1.1 Опытные образцы вил подвергают испытаниям в соответствии с 6.2 и 6.3.
Опытные образцы вил номинальной грузоподъемностью до 4000 кг каждые включительно подвергают испытаниям в соответствии с 6.4.
6.1.2 Вилы подвергают испытаниям в соответствии с 6.2.
6.1.3 Испытания по 6.3 можно повторять по согласованию между изготовителем вил и их потребителем.
6.2 Испытание статической нагрузкой
6.2.1 Испытательная нагрузка вил номинальной грузоподъемностью до 5000 кг включительно должна соответствовать трехкратной номинальной грузоподъемности вил .
Испытательная нагрузка вил номинальной грузоподъемностью свыше 5000 кг должна соответствовать номинальной грузоподъемности вил , умноженной на коэффициент , определяемый по формуле
, (1)
где .
6.2.2 Для проведения испытания закрепляют вилы на испытательном стенде (далее - стенд) так, как на погрузчике. Прикрепляют к вилам прибор для измерения остаточной деформации (далее - прибор).
Прикладывают к вилам нагрузку в соответствии с 6.2.1 плавно без толчков на расстоянии от передней поверхности спинки вил (рисунок 6) два раза по 30 с.
1 - место маркировки (на любой лицевой стороне)
Рисунок 6
Для вил номинальной грузоподъемностью менее 5500 кг расстояние должно соответствовать номинальному расстоянию центра тяжести груза (таблицы 4 и 5), для вил номинальной грузоподъемностью 5500 кг и более расстояние должен устанавливать изготовитель.
6.2.3 После испытания прибор не должен указывать на наличие остаточной деформации.
6.3 Испытание на удар
6.3.1 Испытание необходимо проводить на образце, который выбирают из зоны между верхним и нижним крюками вил в продольном направлении по отношению к сечению вил и в соответствии с требованиями ГОСТ 7564.
Образец допускается брать из куска полуфабриката, длина которого составляет не менее двойной ширины, изготовленного из материала, подвергнутого такой же термообработке, что и сами вилы.
6.3.2 Испытание на удар необходимо выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 9454, используя образец с концентратором V-образного вида при температуре минус 20 °С.
6.3.3 Образец должен выдерживать работу удара не менее 27 Дж при температуре минус 20 °С.
6.4 Испытание на усталость
6.4.1 Испытание необходимо проводить при воздействии динамической нагрузки постоянной амплитуды. Максимальное значение нагрузки должно быть равным 1,25 номинальной грузоподъемности . Минимальное значение нагрузки должно быть не более 0,1 номинальной грузоподъемности .
6.4.2 Частота воздействия испытательной нагрузки должна составлять не более 10 Гц. Частоту следует уменьшить, если температура вилочного захвата превысит 50 °С или появятся симптомы резонанса.
6.4.3 Продолжительность испытания должна быть не менее 10 циклов воздействия испытательной нагрузки.
6.4.4 Для проведения испытания закрепляют вилы на стенде так, как на вилочном погрузчике. Воздействуют на вилы динамической нагрузкой на расстоянии от передней поверхности спинки вил (рисунок 6).
6.4.5 После испытания вилы не должны иметь ни трещин, ни остаточной деформации.
6.5 Изготовитель вилочных захватов должен контролировать каждые вилы в серийном производстве визуально на наличие трещин и подвергать каждые вилы неразрушающему контролю, уделяя особое внимание пяте и каждому сварному шву, а также зонам верхнего и нижнего крюков, которые повреждаются при нагреве, в том числе и местам их соединения со спинкой. Вилы бракуют, если обнаруживают признаки появления трещин.
Примечание - Для неразрушающего контроля рекомендуется применять метод магнитной дефектоскопии.
7 Маркировка
7.1 Вилы должны иметь четкую и прочную маркировку.
7.2 Место нанесения маркировки указано на рисунке 6.
7.3 Маркировка должна содержать следующие данные:
- номинальную грузоподъемность вил , кг;
- номинальное расстояние центра тяжести груза от передней поверхности спинки вил , мм;
- товарный знак (или наименование) предприятия-изготовителя;
- месяц и год изготовления или серийный номер.
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2000