- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МДС 12-13.2003
МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОДОВЫЕ РЕЖИМЫ РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАН Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству (ЦНИИОМТП)
ВНЕСЕН Управлением государственной строительной политики Госстроя России и Техническим комитетом по стандартизации (ТК-376) "Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования"
2 ВЗАМЕН "Рекомендаций по определению годовых режимов работы и эксплуатационной производительности строительных машин" (ЦНИИОМТП, М., 1982)
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность использования машин определяется временем, в течение которого машина выполняет работу при номинальных режимах нагрузки. Чем больше это время, тем лучше используется машина и выше качество ее эксплуатации.
Оценка качества использования машины производится сравнением фактического времени, отработанного машиной, с расчетной нормой времени, определить которую можно, проведя расчет годового режима работы машины.
Важно не только установить факт выполнения или невыполнения расчетного годового режима работы машины, но и наметить мероприятия по улучшению ее использования.
В настоящем документе дана методика определения годовых режимов работы строительных машин и приводятся исходные данные для анализа режимов их работы.
Определенные расчетом годовые режимы работы машин могут применяться не только для оценки качества эксплуатации строительных машин, но и для сметных расчетов.
Настоящий документ подготовлен ЦНИИОМПТ (Колосков В.Н., Гутарев Ю.А., Корытов Ю.А.) и Управлением государственной строительной политики Госстроя России (Молоткова Л.Н., Симонов С.Н.).
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий документ распространяется на эксплуатацию строительных машин в части определения годовых режимов их работы.
Документ устанавливает правила определения годовых режимов работы строительных машин, содержит исходные данные для расчетов и типовые годовые режимы работы строительных машин.
Документ предназначен для использования во всех организациях, занимающихся проектированием, изготовлением и эксплуатацией строительных машин.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем документе использованы ссылки на следующие документы.
ГОСТ 2.601-95* ЕСКД. Эксплуатационные документы.
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 2.601-2006, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 25646-95. Эксплуатация строительных машин. Общие требования.
ГОСТ 25866-83. Эксплуатация техники. Термины и определения.
СП 12-134-2001. Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин.
МДС 12-8.2000*. Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин.
3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Годовой режим работы строительной машины - продолжительность рабочего времени и перерывов в работе в течение года.
Суточный режим работы строительной машины - продолжительность рабочего времени и перерывов в работе в течение суток.
Коэффициент внутрисменного использования строительной машины - отношение времени использования машины по назначению к продолжительности сменного рабочего времени.
Эксплуатация строительной машины и условия эксплуатации машины - по ГОСТ 25866.
4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1. Режим работы строительных машин определяется продолжительностью времени работы машины и перерывов в работе машин за соответствующий период календарного времени.
Рабочее время машин включает продолжительность выполнения операций технологического процесса работ (передвижения машины по фронту работ в пределах одного строительного объекта), технологических перерывов в работе машин, подготовки машины к работе в начале смены и сдачи ее в конце смены, технического обслуживания машин в течение смены (ЕО).
4.2. В основном режимы работы машин подразделяются на годовые и суточные, но могут разрабатываться и на другие периоды календарного времени года.
4.3. Определение годового режима работы машин предусматривает получение данных по распределению календарного времени на рабочее время и время, когда машина по тем или иным причинам не работает: техническое обслуживание, за исключением ежесменного, ремонт, перемещение с одного объекта на другой, монтаж или демонтаж и др. В годовом режиме учитываются только целосменные перерывы в работе машин.
Годовой режим работы может определяться как на каждую машину, так и на среднесписочную машину по каждой группе.
4.4. Суточный режим определяет количество смен работы машин в течение суток. Количество смен работы при этом определяется как средняя величина.
5. РАСЧЕТ ГОДОВОГО РЕЖИМА РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
5.1. Годовые режимы работы строительных машин должны разрабатываться применительно к конкретным условиям их эксплуатации, организованной согласно требованиям ГОСТ 25646.
5.2. Годовой режим работы машин может быть определен в сутках, сменах и часах рабочего времени.
Расчет годового режима работы машин заключается в определении количества суток, смен, часов;
времени работы машины в году;
перерывов в работе машины в результате перебазировок, выходных дней, метеоусловий, ремонта и др.
5.3. Количество рабочих суток машины в году определяется путем исключения из календарного времени года числа суток перерывов в работе машины по всем причинам, т.е.
, (1)
где - праздничные и выходные дни;
- время, затрачиваемое на перебазировку машин (время на демонтаж, перевозку и монтаж машин на новом месте работы);
- перерывы в работе, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями, при которых машины не могут работать;
- непредвиденные перерывы в работе машин;
- время, затрачиваемое на доставку машин на ремонтное предприятие и обратно, а также время ожидания ремонта;
- время нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте.
Количество смен работы машины в году определяется исходя из количества смен работы машины в сутки, с учетом требований технологии производства работ и фактически достигнутой сменности, учитывающей конкретные условия эксплуатации машин в организации, для которой разрабатываются годовые режимы работы
, (2)
где - количество смен работы машины в сутки.
Для группы (вида) машин рассчитывается исходя из данных о количестве машин, работавших с различной сменностью в сутки соответствующего календарного периода времени по следующей формуле
, (3)
где - количество смен работы отдельных машин в сутки;
- среднесписочное количество машин, работавших со сменностью, равной соответствующей величине
;
- количество суток работы данной группы машин с одинаковой сменностью;
- общее среднесписочное количество работавших машин;
- количество суток, отработанных машинами в соответствующем периоде.
Количество часов рабочего времени машины в течение года при продолжительности смены в часах согласно режиму, установленному для данной организации и в соответствии с действующим законодательством, определяется как
, (4)
где - продолжительность рабочей смены, ч.
5.4. Количество праздничных и выходных дней принимается по календарю, а при работе машинистов - по скользящему графику - на основании графиков, принятых в данной организации.
5.5. Количество суток, затрачиваемых на перебазировку машин в течение года , определяется на основании данных о количестве и территориальном размещении строящихся объектов, продолжительности их строительства. При этом учитываются намечаемые на планируемый период изменения структуры работ, количества и размещения объектов и мероприятия, сокращающие продолжительность перебазировки. При определении продолжительности перебазировок машин могут быть использованы данные, приведенные в прил.1 (табл.1-5).
При расчете режимов использования самоходных колесных машин, которые имеют постоянную стоянку на эксплуатационной базе строительной организации, время, затрачиваемое ежедневно на переезды к месту работы и обратно (при расстояниях не более 25-30 км), учитывают в составе сменного рабочего времени и в затраты времени на перебазировку не включают.
5.6. Перерывы в работе машин, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями, определяются на основании данных соответствующих районных управлений гидрометеослужбы с учетом типа машины.
Данные гидрометеослужбы по отдельным географическим пунктам о количестве дней в году с неблагоприятными метеорологическими условиями, влияющими на продолжительность рабочего времени машин, приведены в прил.1 (табл.6).
5.7. При расчете годового режима может быть предусмотрено время на перерывы в работе машин по непредвиденным причинам и резерва времени машин , продолжительность которых принимается 3% календарного времени за вычетом праздничных и выходных дней.
5.8. Время, затрачиваемое на доставку машин на ремонтное предприятие и обратно, а также время ожидания ремонта определяются на основании расчетов и данных о фактических затратах времени (прил.2).
5.9. Время нахождения машины в техническом обслуживании и ремонте (в сутках) определяется по формуле
, (2*)
_______________
* Номер формулы соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
где - перерывы в работе машин по всем причинам, кроме перерывов для технического обслуживания и ремонта;
- количество смен работы в сутки;
- продолжительность смены, ч;
- количество дней нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте в расчете на 1 ч сменного рабочего времени машины.
5.10. При наличии счетчика моточасов время нахождения машины в техническом обслуживании и ремонте (в сутках) можно определить из выражения
, (6)
где - наработка машины в моточасах.
5.11. Величина принимается на основании показателей, содержащихся в эксплуатационной документации, по ГОСТ 2.601, заводов-изготовителей и фактических сведений по аналогичным машинам.
Если эти данные отсутствуют, то определяется по формуле
, (7)
где - количество технических обслуживаний и ремонтов каждого вида машин за один ремонтный цикл;
- продолжительность одного технического обслуживания и ремонта соответствующего вида машин в рабочих сутках;
- продолжительность ремонтного цикла в моточасах;
- коэффициент отношения наработки машины в моточасах к сменному рабочему времени, за которое она получена.
Значения величины принимаются по данным МДС 12-8.2000.
Коэффициент определяется по каждой организации, для которой рассчитывают режимы работы машин.
5.12. Для упрощения расчетов при отсутствии фактических данных о наработке машин можно пользоваться усредненными значениями коэффициента
, приведенными в табл.7 прил.1. При определении режимов работы для парка менее 15 одноименных машин затраты времени на ремонты рекомендуется определять для каждой машины с учетом фактически отработанного количества часов.
5.13. При определении продолжительности перерывов в работе машин по различным причинам рекомендуется учитывать возможность сокращения их за счет совмещения перерывов во времени. Так, сутки с неблагоприятными метеорологическими условиями могут совпадать с выходными и праздничными днями. Продолжительность перерывов в работе машин в связи с выходными днями может быть уменьшена за счет введения скользящего графика работы машинистов. Перерывы в работе для технического обслуживания машин могут быть сокращены за счет организации проведения его в выходные дни или в нерабочие смены.
6. РАСЧЕТ ГОДОВОЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
6.1. Годовая эксплуатационная производительность (выработка) машины определяется на основании данных годового режима работы машины и ее эксплуатационной производительности
, (8)
где - количество часов рабочего времени в году;
- эксплуатационная производительность машины.
6.2. Эксплуатационная производительность машины определяется на основании данных о фактическом количестве часов рабочего времени и выполненном объеме работ за расчетный период.
Эксплуатационная производительность может быть подсчитана по формулам технической производительности
с учетом коэффициента внутрисменного использования рабочего времени
, т.е.
. (9)
6.3. Коэффициент использования внутрисменного времени определяется на основании данных систематических наблюдений о внутрисменных потерях рабочего времени.
Если эти данные отсутствуют, можно использовать значения , приведенные в СП 12-134-2001.
7. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
7.1. Для оценки использования строительных машин по времени и производительности следует применять следующие показатели:
коэффициент использования машины по времени в году;
коэффициент использования внутрисменного времени;
показатель использования машины по производительности в году.
7.2. Коэффициент использования машины по времени в году определяется
, (10)
где - фактическое количество суток, отработанное машиной в течение года.
7.3. Коэффициент использования внутрисменного времени определяется
, (11)
где - фактическое время работы машины в смену.
7.4. Показатель использования машины по производительности в году определяется
, (12)
где - фактическая годовая эксплуатационная производительность (выработка) машины.
7.5. Дополнительными показателями оценки использования машин могут служить данные анализа режимов работы, полученные путем сравнения фактических затрат времени на перебазировку машин, техническое обслуживание и ремонт машин, потерь рабочего времени в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями и непредвиденными причинами с затратами времени, предусмотренными в режимах работы.
Эти данные используют при расчете режимов работы на последующий планируемый период и разработке мероприятий по улучшению использования машин.
8. ПРИМЕНЕНИЕ РАСЧЕТОВ ГОДОВЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
8.1. Типовые годовые режимы работы строительных машин приведены в табл.1-9 и могут быть использованы:
для практических целей планирования и анализа фактического использования машин, если исходные данные, принятые для расчета режимов, соответствуют условиям работы организаций, использующих эти режимы;
в качестве методического пособия для разработки режимов при различии исходных данных соответствующей строительной организации и принятых в типовых режимах.
Таблица 1
Элементы режима работы |
Температурные зоны | |||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI | |
Экскаваторы одноковшовые 1-4- размерных групп | ||||||
Количество нерабочих суток в году |
163 |
166 |
166 |
168 |
173 |
189 |
В том числе по причинам: |
||||||
праздничные и выходные дни |
115 |
115 |
115 |
115 |
115 |
115 |
перебазировка машин |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
метеорологические причины |
6 |
9 |
11 |
14 |
20 |
38 |
непредвиденные причины |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
техническое обслуживание и ремонт |
27 |
27 |
27 |
26 |
26 |
24 |
доставка в ремонт и обратно, а также ожидание ремонта |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Количество суток работы в году |
202 |
199 |
199 |
197 |
194 |
176 |
Количество часов рабочего времени в году |
3313 |
3264 |
3264 |
3234 |
3182 |
2886 |
Таблица 2
Элементы режима работы |
Температурные зоны | ||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI | ||
Бульдозеры | |||||||
Количество нерабочих суток в году |
160 |
162 |
163 |
165 |
170 |
186 | |
В том числе по причинам: |
|||||||
праздничные и выходные дни |
115 |
115 |
115 |
115 |
115 |
115 | |
перебазировка машин |
7 |
7 |
6 |
6 |
5 |
5 | |
метеорологические причины |
6 |
9 |
11 |
14 |
20 |
38 | |
непредвиденные причины |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 | |
техническое обслуживание и ремонт |
20 |
19 |
19 |
19 |
19 |
17 | |
доставка в ремонт и обратно, а также ожидание ремонта |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 | |
Количество суток работы в году |
205 |
203 |
202 |
201 |
195 |
179 | |
Количество часов рабочего времени в году |
3362 |
3329 |
3313 |
3296 |
3198 |
2936 |
Таблица 3
Элементы режима работы |
Температурные зоны | |||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI | |||||
Скреперы | ||||||||||
Количество нерабочих суток в году |
192 |
237 |
242 |
254 |
264 | |||||
В том числе по причинам: |
||||||||||
праздничные и выходные дни |
115 |
115 |
115 |
115 |
115 | |||||
перебазировка машин |
6 |
6 |
5 |
4 |
4 | |||||
метеорологические причины |
47 |
96 |
103 |
117 |
129 | |||||
непредвиденные причины |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 | |||||
техническое обслуживание и ремонт |
16 |
12 |
11 |
10 |
8 | |||||
Количество суток работы в году |
173 |
127 |
126 |
111 |
101 | |||||
Количество часов рабочего времени в году |
2837 |
2083 |
2017 |
1820 |
1656 |
Таблица 4
Элементы режима работы |
Температурные зоны | ||||
I |
II |
III |
IV |
V | |
Автогрейдеры | |||||
Количество нерабочих суток в году |
183 |
230 |
236 |
249 |
261 |
В том числе по причинам: |
|||||
праздничные и выходные дни |
115 |
115 |
115 |
115 |
115 |
перебазировка машин |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
метеорологические причины |
47 |
96 |
103 |
117 |
129 |
непредвиденные причины |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
техническое обслуживание и ремонт |
8 |
6 |
6 |
5 |
5 |
Количество суток работы в году |
182 |
135 |
129 |
116 |
104 |
Количество часов рабочего времени в году |
2985 |
2214 |
2116 |
1902 |
1706 |
Примечание. Годовой режим работы автогрейдеров рассчитан применительно к использованию их на земляных работах. При использовании автогрейдеров в зимнее время на расчистке дорог и других работах рабочее время соответственно увеличивается. |
Таблица 5
Элементы режима работы |
Температурные зоны | ||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI | ||
Автомобильные краны | |||||||
Количество нерабочих суток в году |
152 |
157 |
158 |
161 |
164 |
181 | |
В том числе по причинам: |
|||||||
праздничные и выходные дни |
115 |
115 |
115 |
115 |
115 |
115 | |
перебазировка машин |
7 |
7 |
6 |
6 |
5 |
5 | |
метеорологические причины |
5 |
8 |
10 |
13 |
19 |
37 | |
непредвиденные причины |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 | |
техническое обслуживание и ремонт |
16 |
16 |
16 |
16 |
15 |
14 | |
доставка в ремонт и обратно, а также ожидание ремонта |
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 | |
Количество суток работы в году |
210 |
208 |
207 |
204 |
201 |
184 | |
Количество часов рабочего времени в году |
3444 |
3411 |
3395 |
3346 |
3296 |
3018 |
Таблица 6
Элементы режима работы |
Температурные зоны | |||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI | |
Краны на пневмоколесном ходу | ||||||
Количество нерабочих суток в году |
163 |
165 |
168 |
169 |
172 |
188 |
В том числе по причинам: |
||||||
праздничные и выходные дни |
115 |
115 |
115 |
115 |
115 |
115 |
перебазировка машин |
7 |
7 |
6 |
6 |
5 |
5 |
метеорологические причины |
6 |
9 |
11 |
14 |
20 |
38 |
непредвиденные причины |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
техническое обслуживание и ремонт |
22 |
22 |
22 |
22 |
21 |
19 |
доставка в ремонт и обратно, а также ожидание ремонта |
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
Количество суток работы в году |
202 |
200 |
199 |
196 |
193 |
177 |
Количество часов рабочего времени в году |
3313 |
3280 |
3264 |
3214 |
3165 |
2902 |
Таблица 7
Элементы режима работы |
Температурные зоны | |||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI | |
Гусеничные краны | ||||||
Количество нерабочих суток в году |
164 |
166 |
166 |
169 |
172 |
189 |
В том числе по причинам: |
||||||
праздничные и выходные дни |
115 |
115 |
115 |
115 |
115 |
115 |
перебазировка машин |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
метеорологические причины |
6 |
9 |
11 |
14 |
20 |
38 |
непредвиденные причины |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
техническое обслуживание и ремонт |
24 |
23 |
23 |
23 |
22 |
21 |
доставка в ремонт и обратно, а также ожидание ремонта |
6 |
6 |
5 |
5 |
4 |
4 |
Количество суток работы в году |
201 |
199 |
199 |
196 |
193 |
176 |
Количество часов рабочего времени в году |
3296 |
3264 |
3264 |
3214 |
3165 |
2886 |
Таблица 8
Элементы режима работы |
Температурные зоны | |||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI | |
Башенные краны | ||||||
Количество нерабочих суток в году |
169 |
173 |
179 |
180 |
194 |
232 |
В том числе по причинам: |
||||||
праздничные и выходные дни |
115 |
115 |
115 |
115 |
115 |
115 |
перебазировка машин |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
метеорологические причины |
8 |
12 |
19 |
21 |
36 |
78 |
непредвиденные причины |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
техническое обслуживание и ремонт |
13 |
13 |
12 |
12 |
12 |
9 |
доставка в ремонт и обратно, а также ожидание ремонта |
5 |
5 |
5 |
4 |
3 |
2 |
Количество суток работы в году |
196 |
192 |
186 |
185 |
171 |
133 |
Количество часов рабочего времени в году |
3214 |
3149 |
3050 |
3034 |
2804 |
2181 |
Таблица 9
Элементы режима работы |
Температурные зоны | |||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI | |
Одноковшовые погрузчики | ||||||
Количество нерабочих суток в году |
152 |
155 |
156 |
158 |
164 |
181 |
В том числе по причинам: |
||||||
праздничные и выходные дни |
115 |
115 |
115 |
115 |
115 |
115 |
перебазировка машин |
10 |
10 |
9 |
9 |
8 |
8 |
метеорологические причины |
5 |
8 |
10 |
13 |
20 |
38 |
непредвиденные причины |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
техническое обслуживание и ремонт |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
10 |
доставка в ремонт и обратно, а также ожидание ремонта |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
Количество суток работы в году |
213 |
210 |
209 |
207 |
201 |
184 |
Количество часов рабочего времени в году |
3493 |
3444 |
3428 |
3395 |
3296 |
3018 |
8.2. За основу расчета режимов работы машин приняты:
двухсменная работа машин при пятидневной рабочей неделе;
продолжительность смены 8,2 ч;
количество выходных и праздничных дней - по календарю;
затраты времени на перебазировку машин - по фактическим данным ряда строительных организаций.
При расчете режимов перерывы в работе машин по метеорологическим причинам приняты не в среднем по зоне, а применительно к конкретным пунктам. Для экскаваторов, погрузчиков, бульдозеров, кранов стреловых приняты следующие пункты: I зона - Краснодар, II зона - Петербург, III зона - Москва, IV зона - Хабаровск, V зона - Чита, VI зона - Бодайбо; для тракторов с навесным экскаваторным оборудованием вместимостью 0,25 м, скреперов, автогрейдеров: I зона - Краснодар, II зона - Воронеж, III зона - Волгоград, IV зона - Казань, V зона - Иркутск; для кранов башенных: I зона - Краснодар, II зона - Минск, III зона - Москва, IV зона - Вятка, V зона - Кемерово.
Продолжительность пребывания машин в ремонте и техническом обслуживании определена на основе данных, приведенных в МДС 12-8.2000.
Техническое обслуживание машин частично производят во внесменное время, поэтому время, необходимое для технического обслуживания, уменьшено на 5-10%.
Для землеройных машин, учитывая сезонный характер их использования и возможность проведения ремонтов в межсезонный период, в режимах указана лишь продолжительность технических обслуживаний. По этой же причине в режимах не предусмотрено время на доставку этих машин в ремонт и обратно и ожидание ремонта. Среднесуточное время работы принято 16,4 ч.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА РЕЖИМОВ РАБОТЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Таблица 1
Средние скорости перевозки строительных машин на трайлере
Группа дорог |
Тип дорожного покрытия |
Скорость, км/ч |
В городе |
10 | |
За городом |
||
I |
Дороги асфальтобетонные, цементобетонные |
15 |
II |
Дороги щебеночные, гравийные |
12 |
III |
Дороги грунтовые естественные |
10 |
Таблица 2
Средние скорости передвижения пневмоколесных машин, буксируемых тягачами
Группа дорог |
Тип дорожного покрытия |
Скорость, км/ч |
В городе |
20 | |
За городом |
||
I |
30 | |
II |
20 | |
III |
15 |
Таблица 3
Средние скорости передвижения автомобильных и пневмоколесных кранов
Группа дорог |
Тип дорожного покрытия |
Скорость, км/ч |
В городе |
25 | |
За городом |
||
I |
40 | |
II |
25 | |
III |
20 |
Таблица 4
Затраты времени при перебазировке строительных машин
Наименование работ |
Затраты времени, ч |
Погрузка на трайлер, разгрузка с трайлера: |
|
экскаваторы и краны гусеничные |
1 |
тракторы, бульдозеры, катки дорожные, трубоукладчики, скреперы |
0,75 |
Прицепка к буксиру и отцепка от буксира машины на пневмоколесном ходу |
0,3 |
Таблица 5
Затраты времени на одну перебазировку (монтаж, демонтаж и перевозка) башенного крана
Грузовой момент крана, кН·м |
Затраты времени на одну перебазировку, сутки |
До 250 |
3 |
От 251 до 500 |
8 |
От 501 до 1000 |
12 |
Более 1000 |
15 |
Таблица 6
Число суток в году с неблагоприятными метеорологическими условиями,
влияющими на продолжительность рабочего времени машин
(по данным гидрометеослужбы)
Температурные зоны, города |
Факторы, влияющие на продолжительность рабочего времени машин |
Число суток |
I температурная зона |
||
Краснодар |
Ветер более 10 м/с |
37,8 |
Дождь |
18,9 | |
II температурная зона |
||
Петербург |
Ветер более 10 м/с |
2,7 |
Дождь |
11,6 | |
Минск |
Ветер более 10 м/с |
18,1 |
Дождь |
11 | |
Ростов-на-Дону |
Ветер более 10 м/с |
50 |
Дождь |
13 | |
III температурная зона |
||
Москва |
Ветер более 10 м/с |
21,5 |
Дождь |
15,8 | |
Гурьев |
Ветер более 10 м/с |
43,1 |
Дождь |
2,9 | |
Владивосток |
Ветер более 10 м/с |
128,7 |
Дождь |
20,8 | |
Петропавловск-Камчатский |
Ветер более 10 м/с |
149,4 |
Дождь |
29,8 | |
Волгоград |
Ветер более 10 м/с |
52,4 |
Дождь |
7,9 | |
Саратов |
Ветер более 10 м/с |
41,4 |
Дождь |
6 | |
Псков |
Ветер более 10 м/с |
10 |
Дождь |
9,3 | |
Рязань |
Ветер более 10 м/с |
22,4 |
Дождь |
11,3 | |
IV температурная зона |
||
Мурманск |
Ветер более 10 м/с |
87,8 |
Дождь |
8,5 | |
Казань |
Ветер более 10 м/с |
19,4 |
Дождь |
8,2 | |
Хабаровск |
Температура - 30 °С |
4,9 |
Ветер более 10 м/с |
65,7 | |
Дождь |
16,2 | |
Уфа |
Температура - 30 °С |
1,6 |
Ветер более 10 м/с |
7,5 | |
Дождь |
6,5 | |
Вятка |
Температура - 30 °С |
2,4 |
Ветер более 10 м/с |
30,7 | |
Дождь |
10,3 | |
V температурная зона |
||
Нижний Тагил |
Температура - 30 °С |
3,5 |
Ветер более 10 м/с |
12,5 | |
Дождь |
8,9 | |
Омск |
Температура - 30 °С |
7,7 |
Ветер более 10 м/с |
15,4 | |
Дождь |
8,9 | |
Кемерово |
Температура - 30 °С |
9,3 |
Ветер более 10 м/с |
51,4 | |
Дождь |
8,8 | |
Красноярск |
Температура - 30 °С |
8,1 |
Ветер более 10 м/с |
21,7 | |
Дождь |
7,9 | |
Иркутск |
Температура - 30 °С |
11,3 |
Ветер более 10 м/с |
3,6 | |
Дождь |
10 | |
Чита |
Температура - 30 °С |
19,2 |
Ветер более 10 м/с |
4,5 | |
Дождь |
10 | |
Братск |
Температура - 30 °С |
20,3 |
Ветер более 10 м/с |
3,3 | |
Дождь |
4,3 |
Таблица 7
Количество суток нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте,
приходящееся на 1 моточас и значения коэффициента
Машины |
Техническое обслуживание и ремонт |
|
Экскаваторы одноковшовые (1-4-размерные группы) |
0,016 |
0,48 |
Экскаваторы многоковшовые |
0,017 |
0,44 |
Бульдозеры |
0,015 |
0,45 |
Скреперы |
0,016 |
0,74 |
Автогрейдеры |
0,011 |
0,46 |
Рыхлители на базе тракторов |
0,018 |
0,69 |
Корчеватели и кусторезы |
0,013 |
0,32 |
Буровые машины |
0,016 |
0,24 |
Сваебойное оборудование |
0,012 |
0,25 |
Катки моторные |
0,007 |
0,4 |
Асфальтоукладчики, бетоноукладчики |
0,012 |
0,36 |
Краны стреловые автомобильные |
0,017 |
0,22 |
Краны стреловые пневмоколесные |
0,025 |
0,33 |
Краны стреловые гусеничные |
0,026 |
0,34 |
Краны башенные |
0,014 |
0,4 |
Подъемники строительные мачтовые |
0,002 |
0,1 |
Трубоукладчики |
0,018 |
0,4 |
Погрузчики одноковшовые |
0,016 |
0,26 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИМЕР РАСЧЕТА ГОДОВОГО РЕЖИМА РАБОТЫ И ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ОДНОКОВШОВЫХ ЭКСКАВАТОРОВ
Исходные данные
Состав парка: экскаваторы - 8 шт., третьей размерной группы, универсальные, гидравлические, на гусеничном ходу, оборудованные обратной лопатой с ковшом вместимостью 0,65 м.
В планируемом году пройдут капитальный ремонт 2 экскаватора.
Температурная зона, для которой рассчитывается режим работы, - III (Волгоград).
Фактическое число перебазировок экскаваторов за прошедший год составило , или
перебазировок на один среднесписочный экскаватор при среднем времени на одну перебазировку 7 ч.
Экскаваторы работают в 1,5 смены, продолжительность смены 8,2 ч при пятидневной рабочей неделе.
Расчет годового режима
1. Количество выходных и праздничных дней в году - 115. Для повышения выработки машин на летние месяцы (июнь, июль, август) следует организовать скользящий график работы машинистов и за счет этого уменьшить простои в выходные и праздничные дни.
Количество выходных и праздничных дней в этом случае составит:
=115-27=88 дней, где 27 - количество выходных дней в июне-августе.
2. Затраты времени на перебазировку машин. В планируемом году, для которого определяют режим работы экскаваторов, увеличивается число строящихся объектов, причем средняя величина объема земляных работ, приходящаяся на один объект, уменьшается на 8% и составит по отношению к базовому году 0,92.
В результате среднее количество перебазировок на одну машину изменится следующим образом
.
Затраты времени на перебазировку экскаватора составят:
13·7=91 ч.
При организации работ по перебазировке машин в две смены затраты в сутках составят:
=91:16,4
6 суток.
3. Перерывы в работе экскаваторов в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями.
В соответствии с прил.1 (табл.6) для III зоны (Волгоград) число суток с неблагоприятными условиями (с дождем) составляет 7,9
8.
4. Перерывы в работе машин по непредвиденным причинам. Величину перерывов по непредвиденным причинам определяют на основании рассмотрения фактических данных о перерывах в работе машин за отчетный (базовый) период.
Для данного примера принимается продолжительность непредвиденных перерывов в размере 3% количества календарных суток, за исключением праздничных и выходных дней, т.е.
=(365-87)0,03=8 суток.
5. Время, затрачиваемое на перевозку машин в ремонт и из ремонта и на ожидание ремонта, определяют расчетом из условия, что перевозка в капитальный ремонт осуществляется на трайлере на расстояние
100 км по дорогам первой группы со скоростью
15 км/ч (прил.1, табл.1), затраты времени на погрузку и разгрузку на объекте и ремонтном предприятии
2 ч (прил.1, табл.4), сдача машин в ремонт и приемка из ремонта занимают
3 суток и ожидание ремонта
4 суток.
Таким образом, время, затрачиваемое на транспортировку в ремонт и из ремонта и ожидание ремонта, составит
суток,
где 12 - продолжительность движения трайлера и погрузочно-разгрузочных работ, ч/сут.
На одну среднесписочную машину рассматриваемого парка величина составляет
суток,
где 8 - количество машин в парке, из которых 2 подвергаются капитальному ремонту.
6. Затраты времени на техническое обслуживание и ремонт экскаваторов определяются по формуле (2).
Общая величина перерывов в работе равна
суток.
Количество суток нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте в расчете на 1 ч сменного времени определяется по данным прил.1 (табл.7)
сут/маш.-ч.
Количество суток нахождения экскаваторов в техническом обслуживании и ремонте составит
суток.
7. Годовой режим работы экскаваторов характеризуется следующими данными:
Количество нерабочих суток в году |
135 |
праздничные и выходные дни |
88 |
перебазировка машин |
6 |
метеорологические причины |
8 |
непредвиденные причины |
8 |
техническое обслуживание и ремонт |
23 |
доставка в ремонт, из ремонта и ожидание ремонта |
2 |
Количество суток работы в году |
221 |
Среднесуточное время работы, ч |
16,4 |
Количество часов рабочего времени в году |
3624 |
8. Годовая эксплуатационная производительность (выработка) составит
,
где м
/ч - техническая производительность экскаватора;
0,8 - коэффициент использования внутрисменного времени для данной организации при работе в грунтах 1 группы в отвал.