- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РАСЧЕТУ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ И ПЛАНИРОВОЧНЫХ ПАРАМЕТРОВ
ВНЕУЛИЧНЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ С УЧЕТОМ РАЗМЕЩЕНИЯ
ТОРГОВО-СЕРВИСНЫХ ОБЪЕКТОВ ПОПУТНОГО ПОСЕЩЕНИЯ
РАЗРАБОТАНЫ ГУП НИиПИ Генплана Москвы во исполнение Распоряжения Мэра Москвы от 26 сентября 2000 г. N 1010-РМ "О первоочередных мерах по упорядочению мелкорозничной торговли в г.Москве" (п.4), с участием УИТО ГлавАПУ Москомархитектуры, ГУП г.Москвы "Экспертно-инновационного центра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям", Федеральной службы охраны России, Управления транспорта и связи Правительства Москвы, Департамента потребительского рынка и услуг Правительства Москвы.
Редакционная комиссия:
А.В.Кузьмин (председатель), Р.В.Горбанев, С.Г.Чуверина, В.В.Пасенко (Москомархитектура);
В.П.Коротаев, Г.С.Юсин, Ю.В.Коротков (ГУП НИиПИ Генплана Москвы);
В.Л.Варфоломеева (Департамент потребительского рынка и услуг Правительства Москвы);
Л.М.Липсиц (Управление транспорта и связи Правительства Москвы)
Авторы работы:
Ю.В.Коротков, М.Г.Крестмейн, А.Н.Красников, Е.Н.Боровик (руководитель работы), Л.Ф.Страшнова, А.Л.Молина, А.В.Воинова, Л.И.Малеева - ГУП НИиПИ Генплана Москвы;
Р.В.Горбанев, Л.А.Шалов, Н.К.Кирюшина - Москомархитектура;
В.В.Белов, С.Д.Зезюлин - ГУП г.Москвы "Экспертно-инновационный центр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям";
А.А.Кашкин - Федеральная служба охраны России;
В.Ш.Лангман - Департамент потребительского рынка и услуг Правительства Москвы;
Ю.Д.Шелков - Управление транспорта и связи Правительства Москвы;
З.В.Заславская - ГУП "Моспроект-2";
В.Н.Федосеев, Н.Н.Гонсовская - ГУП "Гормост".
УТВЕРЖДЕНЫ Приказом Председателя Москомархитектуры Кузьминым А.В. N 140 от 10.12.01
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. "Временные методические указания по расчету пропускной способности и планировочных параметров внеуличных пешеходных переходов с учетом размещения торгово-сервисных объектов попутного посещения" разработаны ГУП НИиПИ Генплана Москвы во исполнение Распоряжения Мэра Москвы от 26 сентября 2000 г. N 1010-РМ "О первоочередных мерах по упорядочению мелкорозничной торговли в г.Москве" (п.4), в дополнение к действующим нормативам и направлены на расчет пропускной способности и основных планировочных параметров внеуличных пешеходных переходов, а также на упорядочение размещения в них и функционирования торгово-сервисных объектов.
1.2. Требуемая пропускная способность и планировочные параметры пешеходных переходов определяются исходя из основного функционального назначения внеуличных пешеходных переходов - как коммуникаций для обеспечения кратчайших и безопасных пешеходных связей, осуществляемых с наименьшими затратами времени. Размещение и функционирование торгово-сервисных объектов не должно препятствовать реализации основного функционального назначения внеуличных переходов.
1.3. Временные методические указания предназначены для проектирования и согласования размещения торгово-сервисных объектов во вновь строящихся, а также в существующих внеуличных пешеходных переходах.
1.4. Временные методические указания распространяются на все виды и типы закрытых внеуличных пешеходных переходов: по отношению к уровню дневной поверхности - подземные, надземные, встроенные; по конфигурации в плане - переходы линейного типа, переходы-распределители; по конструктивным особенностям - однопролетные, двухпролетные, трехпролетные.
Временные методические указания разработаны для различных случаев размещения и компоновки торгово-сервисных объектов во внеуличных пешеходных переходах.
1.5. Торговые площади торгово-сервисных объектов во внеуличных пешеходных переходах следует учитывать при расчете обеспеченности районов города объектами местного уровня (социально-гарантированного минимума), а также при расчете потребности в этих объектах.
1.6. Временные методические указания (методология расчетов, расчетные параметры пешеходного движения, планировочные параметры пешеходных переходов) базируются на результатах и выводах исследований пешеходного движения, выполненных ГУП НИиПИ Генплана Москвы в 1999-2001 гг. В настоящем документе учтены требования Мосгосэкспертизы, Управления Государственной противопожарной службы г.Москвы, Федеральной службы охраны России, ГУП г.Москвы "Экспертно-инновационный центр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям", Мосгосэкспертизы по рассматриваемым вопросам, а также замечания Департамента потребительского рынка и услуг, Управления транспорта и связи, Госстроя РФ.
1.7. "Временные методические указания по расчету пропускной способности и планировочных параметров внеуличных пешеходных переходов с учетом размещения торгово-сервисных объектов попутного посещения" являются ведомственным нормативным документом, действующим вплоть до утверждения комплексного нормативного документа "Временные нормы и правила проектирования внеуличных пешеходных переходов с учетом размещения торгово-сервисных объектов", разрабатываемого ГУП НИиПИ Генплана Москвы совместно со специализированными организациями.
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ
2.1. Внеуличные пешеходные переходы - все виды пешеходных переходов, за исключением переходов через проезжую часть улиц в уровне дневной поверхности (уличных наземных переходов).
2.2. Внеуличные пешеходные переходы закрытого типа - внеуличные пешеходные переходы, имеющие полное наружное ограждение:
подземные - размещаемые под улицами, площадями, железнодорожными путями и др. (пешеходные туннели);
надземные - размещаемые над улицами, над площадями и другими элементами городской среды (крытые пешеходные мостики);
встроенные - размещаемые в зданиях и между зданиями различного функционального назначения, в подэстакадных пространствах городских инженерных сооружений.
2.3. По конфигурации в плане различают:
Пешеходные переходы линейного типа - переходы-связки, устраиваемые, как правило, на перегонах улично-дорожной сети, имеющие прямую или изогнутую в плане конфигурацию;
Пешеходные переходы-распределители - развитые в пространстве переходы, устраиваемые, как правило, на транспортно-пересадочных узлах для распределения пешеходных потоков по различным направлениям, с различной конфигурацией в плане - разветвленные, кольцевые, прямоугольные и др.
2.4. По количеству пролетов в конструкции поперечного сечения внеуличного пешеходного перехода выделяются (см. табл.2.1):
однопролетные пешеходные переходы - пешеходные переходы, устраиваемые в виде "трубы", как правило, с прямоугольным сечением;
двух- и трехпролетные пешеходные переходы - пешеходные переходы, имеющие, как правило, прямоугольное сечение, усиленное соответственно одним или двумя рядами колонн в продольном направлении.
Таблица 2.1
ТИПЫ ВНЕУЛИЧНЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ ПО КОНСТРУКТИВНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ. | |
I |
|
| |
II |
|
III |
|
1 - встроенные торгово-сервисные объекты; |
2.5. Перегон пешеходного перехода - расстояние между соседними входами в переход, измеряемое по оси туннеля, превышающее 3 м. Количество перегонов определяется количеством входов в туннель - независимо от его очертания в плане.
2.6. Ширина пешеходного перехода - конструктивная ширина поперечного сечения пешеходного перехода "в свету" за вычетом толщины отделочного материала ().
2.7. Торгово-сервисные объекты (ТСО), размещаемые в пешеходных переходах - объекты различного функционального назначения для осуществления попутного обслуживания пешеходов.
2.8. По способу размещения и устройства торгово-сервисных объектов во внеуличных пешеходных переходах выделяются (см. табл.2.1):
а) ТСО, расположенные во внутреннем пространстве пешеходного перехода, в составе его поперечного профиля, включая:
встроенные - размещаемые в виде отдельных объектов или в виде торгового ряда, и расположенные вплотную к внутренней стороне стены перехода (при одностороннем размещении) или к обеим стенам (при двустороннем размещении);
отдельностоящие - размещаемые в виде отдельных объектов или в виде торгового ряда и расположенные на определенном расстоянии от стен перехода, например, по его центральной оси или со смещением относительно центральной оси;
ширина отдельностоящего и встроенного торгово-сервисного объекта в поперечном сечении - конструктивная ширина торгово-сервисного объекта, занимающая часть конструктивной ширины поперечного сечения пешеходного перехода ();
б) размещаемые вне габаритов основного сечения внеуличного пешеходного перехода -
пристроенные - размещаемые в виде отдельных объектов или в виде торгового ряда, расположенные вне основного поперечного сечения пешеходного перехода, расположенные вплотную к стене пешеходного перехода с внешней стороны и имеющие вход из пешеходного перехода;
ширина пристроенного торгово-сервисного объекта в поперечном сечении - конструктивная ширина торгово-сервисного объекта, расположенного вне габаритов основного поперечного сечения пешеходного перехода;
в) размещаемые частично во внутреннем пространстве пешеходного перехода, в составе его поперечного профиля, частично - вне габаритов основного сечения внеуличного пешеходного перехода -
встроенно-пристроенные - размещаемые в виде отдельных объектов или в виде торгового ряда и расположенные частично во внутреннем пространстве пешеходного перехода, вплотную к стене, и частично - с наружной стороны основного туннеля;
ширина встроенно-пристроенного торгово-сервисного объекта в поперечном сечении - суммарная конструктивная ширина торгово-сервисного объекта, расположенного частично во внутреннем пространстве пешеходного перехода, вплотную к стене, и частично - вне габаритов основного поперечного сечения пешеходного перехода;
ширина встроенной части встроенно-пристроенного торгово-сервисного объекта, выступающая внутрь пешеходного перехода - часть ширины торгово-сервисного объекта, выступающая из плоскости стены пешеходного перехода во внутреннее его пространство ().
2.9. По местоположению торгово-сервисных объектов в поперечном сечении перехода рассматривается:
одностороннее размещение - торгово-сервисные объекты пристроенного, встроенного или встроенно-пристроенного типа располагаются у одной из продольных стен перехода;
двухстороннее размещение - торгово-сервисные объекты пристроенного, встроенного или встроенно-пристроенного типа располагаются по обеим сторонам пешеходного перехода;
срединное размещение - отдельностоящие объекты или группы торгово-сервисных объектов располагаются посередине пешеходного перехода или со смещением относительно центральной оси.
2.10. Ширина колонны - ширина конструкции колонны в поперечном сечении пешеходного перехода с учетом толщины отделочных материалов ().
2.11. Ширина прохожей части пешеходного перехода - ширина пешеходного перехода за вычетом ширины отдельностоящего и (или) встроенного торгово-сервисного объекта и ширины колонны (в двух- и трехпролетных переходах) в поперечном сечении перехода
2.12. Основная зона пешеходного движения - зона осуществления беспрепятственного движения основного потока пешеходов, которая включает: стандартные и переходные полосы движения пешеходов.
Ширина основной зоны пешеходного движения - часть поперечного сечения внеуличного пешеходного перехода, по которой пропускается основной пешеходный поток ().
2.13. Полосы пешеходного движения в составе основной зоны пешеходного движения:
Стандартная полоса движения пешеходов - рядовая полоса движения пешеходов в основной зоне, имеющая расчетную пропускную способность. Ширина стандартной полосы движения пешеходов - ширина рядовой полосы пешеходного движения, принимаемая для расчетов габаритов поперечного сечения пешеходного перехода ().
Переходная полоса движения пешеходов - крайняя полоса движения, примыкающая к зоне тяготения торгово-сервисных объектов и имеющая пониженную пропускную способность по сравнению с расчетной. Ширина переходной (буферной) полосы - ширина крайней полосы основной зоны пешеходного движения, граничащей с зоной тяготения пешеходов у торгово-сервисных объектов ().
2.14. Зона тяготения торгово-сервисных объектов - условное пространство, находящееся между линией фасадов ТСО и основной зоной пешеходного движения, в котором концентрируются покупатели и посетители ТСО, а также пешеходы, остановившиеся для осмотра товаров.
Ширина зоны тяготения торгово-сервисных объектов - нормируемое расстояние (в поперечном сечении пешеходного перехода) между фронтом размещения ТСО и основной зоной пешеходного движения, предназначенное для покупателей и посетителей торгово-сервисных объектов ().
2.15. Зазоры от стены и колонн до основной зоны пешеходного движения:
зазор от стены - расстояние от стены пешеходного перехода, на которое приближается пешеход при движении. Расчетная величина зазора от стены - нормируемое расстояние от стены пешеходного перехода до основной зоны пешеходного движения, необходимое для безопасного передвижения пешеходов с заданным уровнем комфортности (в час "пик") ();
зазор от колонны - расстояние от грани колонны пешеходного перехода (в поперечном сечении), на которое приближается пешеход при движении. Расчетная величина зазора от колонны - нормируемое расстояние между колонной и основной зоной пешеходного движения, необходимое для безопасного движения по переходу с заданным уровнем комфортности (в час "пик") ().
2.16. Интенсивность пешеходного движения - количество пешеходов, пересекающих определенное поперечное сечение пешеходного перехода в единицу времени ().
Фактическая интенсивность пешеходного движения - пешеходный поток (количество пешеходов), фактически наблюдаемый в -й период времени суток в данном поперечном сечении () пешеходного перехода (), а также в час "пик" ().
Прогнозная интенсивность пешеходного движения - пешеходный поток (количество пешеходов), ожидаемый на заданный проектный срок (), в -й период времени суток, в данном поперечном сечении () пешеходного перехода ().
Расчетная интенсивность пешеходного движения - пешеходный поток в данном поперечном сечении пешеходного перехода в час "пик", который принимается для расчетов (). Значение расчетной интенсивности пешеходного движения () принимается максимальным из сравнения фактической интенсивности пешеходного движения (существующее положение) или ожидаемой на заданный проектный срок .
2.17. Пропускная способность пешеходного перехода - максимальное количество пешеходов, которое может пропустить наименьшее (наиболее узкое) поперечное сечение пешеходного перехода при заданных условиях комфортности движения пешеходов в час "пик", определяемая с учетом количества полос движения и их расчетной пропускной способности (в соответствии с методикой, изложенной в разд.4). В случае устройства нескольких пешеходных переходов или проходов в одном туннеле, размещаемых по одному направлению движения пешеходного потока, - рассчитывается их суммарная пропускная способность ().
Расчетная пропускная способность стандартной полосы пешеходного движения - предельно допустимое количество пешеходов на 1 стандартную полосу движения (в основной зоне пешеходного движения) в единицу времени () при заданных условиях комфортности движения пешеходов в час "пик".
Расчетная пропускная способность переходной полосы пешеходного движения - предельно допустимое количество пешеходов на 1 переходную полосу движения, т.е. крайнюю полосу основной зоны пешеходного движения, обращенную в сторону торгово-сервисных объектов (в случае их наличия) в единицу времени при заданных условиях комфортности, принимаемое в расчетах ().
Размещение торгово-сервисных объектов
3.1. Торгово-сервисные объекты, размещаемые во внеуличных пешеходных переходах, могут устраиваться некапитального типа (из легковозводимых конструкций) с торговой площадью не более 50 м на 1 объект, проектирование которых осуществляется в соответствии с настоящими Временными указаниями, а также капитального типа (как правило, пристроенными к подземным пешеходным переходам), проектирование которых осуществляется в соответствии с МГСН 4.13-97.
3.2. Основным функциональным назначением торгово-сервисных объектов, размещаемых во внеуличных пешеходных переходах, является осуществление попутного обслуживания пешеходов при условии обеспечения требуемой пропускной способности внеуличного пешеходного перехода, определяемой в соответствии с методикой, изложенной в разделе 4.
3.3. Целесообразность размещения торгово-сервисных объектов во внеуличных пешеходных переходах следует определять в соответствии с методикой, изложенной в приложении 2.
3.4. При размещении торгово-сервисных объектов во внеуличных пешеходных переходах и организации их функционирования необходимо учитывать направление основного пешеходного потока, обеспечивая его беспрепятственное движение.
3.5. Торгово-сервисные объекты во внеуличных пешеходных переходах могут устраиваться: отдельностоящими, встроенными, пристроенными, встроенно-пристроенными.
В поперечном сечении внеуличных пешеходных переходов допускается предусматривать: одностороннее, двухстороннее и срединное размещение торгово-сервисных объектов пристроенного, встроенного или встроенно-пристроенного типа.
При этом ширина прохожей части пешеходного перехода должна составлять не менее 4,0 м.
Ширина основной зоны пешеходного движения, определяемая расчетом на каждом перегоне внеуличного пешеходного перехода, должна обеспечиваться постоянной по всей длине перегона и рассчитываться в соответствии с требованиями раздела 4.
3.6. Устройство торгово-сервисных объектов, надстроенных над выходами из существующих подземных пешеходных переходов, не допускается.
3.7. Ширину зоны размещения торгово-сервисных объектов, соответствующую "ширине торгово-сервисного объекта" (или объектов) в поперечном сечении туннеля следует принимать, как правило, не менее 1,3 м; в стесненных условиях (только в существующих пешеходных переходах) допускается снижать ширину зоны размещения торгово-сервисных объектов - до 1,0.
3.8. Перед фронтом фасадов торговых павильонов следует резервировать зону тяготения торгово-сервисных объектов (для покупателей и посетителей), которая формируется между фронтом фасадов и основной зоной пешеходного движения, что должно учитываться при определении общей требуемой ширины внеуличного пешеходного перехода. Ширину зоны тяготения к торгово-сервисным объектам в поперечном сечении туннеля следует принимать, как правило, не менее 1,0 м; в стесненных условиях (только в существующих пешеходных переходах) допускается снижать ширину зоны тяготения торгово-сервисных объектов до 0,8 м.
3.9. Следует предусматривать зазоры от стен и колонн внеуличных пешеходных переходов до основной зоны пешеходного движения, в соответствии с п.4.8.
Параметры внутренних помещений торгово-сервисных объектов
3.10. Параметры внутренних помещений торгово-сервисных объектов, размещаемых во внеуличных пешеходных переходах, рекомендуется определять исходя из конкретных условий, но не менее указанных в табл.3.1: в обычных условиях, как правило, используя компоновку по варианту I; в стесненных условиях допускается применять компоновку по вариантам II и III.
Таблица 3.1
ПАРАМЕТРЫ ВНУТРЕННИХ ПОМЕЩЕНИЙ ТОРГОВО-СЕРВИСНЫХ ОБЪЕКТОВ, РАЗМЕЩАЕМЫХ ВО ВНЕУЛИЧНЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ | |
1 ВАРИАНТ |
|
2 ВАРИАНТ |
|
3 ВАРИАНТ |
|
3.11. В обычных условиях ширину внутреннего помещения киоска в поперечном сечении следует принимать не менее 1300 мм, включая: ширину помещения для размещения рабочего места работника торгово-сервисного объекта - 1000 мм, глубину стеллажа для выкладки товаров - 300 мм.
Ширину внутреннего помещения киоска по его фасадной части следует принимать не менее 1500 мм, включая: ширину помещения для размещения рабочего места работника торгово-сервисного объекта - 900 мм, стола для установки кассового аппарата, размещаемого, как правило, по правую руку от работника киоска, 300 мм, стола или стеллажа, размещаемого с противоположной стороны киоска, - 300 мм.
3.12. В стесненных условиях, обусловленных ограничением ширины торгово-сервисных объектов в поперечном сечении пешеходного перехода, допускается принимать ширину внутреннего помещения киоска в поперечном сечении - не менее 900 мм; при этом, стеллаж у задней стенки киоска предусматривать не следует.
В этом случае ширину внутреннего помещения киоска по его фасадной части следует принимать не менее 1300 мм, включая: ширину помещения для размещения рабочего места работника торгово-сервисного объекта - 700 мм, стола для установки кассового аппарата - 300 мм, стола или стеллажа, размещаемого с противоположной стороны киоска, - 300 мм.
3.13. В стесненных условиях, обусловленных ограничением протяженности фасадной части торгово-сервисных объектов в продольном сечении пешеходного перехода, допускается принимать ширину внутреннего помещения киоска в поперечном сечении - не менее 1400 мм, включая: ширину помещения для размещения рабочего места работника торгово-сервисного объекта - 1100 мм, глубину стеллажа для выкладки товаров - 300 мм.
В этом случае ширину внутреннего помещения киоска по его фасадной части следует принимать не менее 1100 мм, включая: ширину помещения для размещения рабочего места работника торгово-сервисного объекта - 800 мм, стола для установки кассового аппарата - 300 мм; при этом с противоположной стороны киоска торговое оборудование, как правило, не размещается.
3.14. Высота торгово-сервисного объекта определяется высотой внеуличного пешеходного перехода, но должна составлять не менее 2200 мм.
Пол помещения торгово-сервисного объекта следует устраивать, как правило, на высоте не менее 0,1 м от уровня пола пешеходного перехода.
3.15. Нижний край окна выдачи товаров следует предусматривать, как правило, на расстоянии 900 мм от уровня пола пешеходного перехода. Высоту окна выдачи рекомендуется принимать не менее 700 мм.
Над окном выдачи следует устраивать металлическую решетку или жалюзи; при этом высота удерживающего устройства не должна превышать 200 мм.
3.16. При размещении места сидения работника торгово-сервисного объекта, как правило, следует обеспечивать расстояния: от фасада киоска до спинки стула - не менее 700 мм, от спинки стула до задней стенки киоска или размещаемого там стеллажа - не менее 300 мм.
3.17. Установку осветительных приборов следует производить, как правило, на высоте не менее 2000 мм от пола пешеходного перехода.
3.18. Двери торгово-сервисных объектов должны устраиваться, как правило, раздвижными.
Инженерное оборудование, противопожарные требования, обеспечение безопасности пешеходов
3.19. Торгово-сервисные объекты должны быть оборудованы кассовыми аппаратами с потребляемой мощностью не более 0,025 кВт;
3.20. Следует устраивать вентиляционные решетки в установленных торгово-сервисных объектах под потолком пешеходного перехода.
3.21. При проектировании новых внеуличных пешеходных переходов с размещением торгово-сервисных объектов следует предусматривать специальные помещения для охранных служб.
3.22. Для обеспечения охраны торгово-сервисных объектов в подземных пешеходных переходах целесообразно устраивать периметральную сигнализацию с выводом на пульт телевизионного наблюдения, расположенный в помещении охранных служб.
3.23. При проектировании новых внеуличных пешеходных переходов с размещением торгово-сервисных объектов следует предусматривать туалеты с подключением к городским инженерным сетям, а при невозможности подключения - биотуалеты, из расчета 1 очко на 25 продавцов.
Для размещения биотуалетов следует предусматривать специальные углубления в стене ("карманы") или промежутки в ряду киосков.
3.24. При размещении в пешеходных переходах торгово-сервисных объектов (киосков и павильонов) необходимо обеспечивать противопожарные и иные специальные требования, в соответствии с действующими нормативными документами. При размещении торгово-сервисных объектов с торговыми залами (павильонов, магазинов) необходимо соблюдать также требования СНиП, НПБ и других действующих нормативных документов.
3.25. Расстояние между группами киосков, а также от киосков до входов (выходов) со станций метрополитена из подземного пешеходного перехода на улицу должно быть не менее 4 м.
3.26. Несущие конструкции торговых киосков и павильонов должны выполняться из материалов с пределом огнестойкости не менее 0,25 часа.
3.27. Ограждающие конструкции должны выполняться из негорючих материалов (группы НГ), не распространяющих горение (группы РП1), с малой дымообразующей способностью (группы Д1) и малоопасных по токсичности продуктов горения (группы Т1)
3.28. Пожарная нагрузка торгово-сервисных киосков не должна превышать 10 кг/м.
3.29. Торгово-сервисные объекты, размещаемые во внеуличных пешеходных переходах, должны быть оборудованы огнетушителями и средствами первичного пожаротушения, для размещения которых следует предусматривать специальные места.
3.30. Внеуличные пешеходные переходы должны быть оборудованы автономным аварийным освещением, системами эвакуации со звукосветовой сигнализацией, громкоговорящей связью, системами теленаблюдения, средствами наглядной информации о действиях при обнаружении подозрительных предметов и возникновении чрезвычайных ситуаций, в соответствии с Распоряжением Мэра Москвы от 26 сентября 2000 г. N 1010-РМ.
3.31. Вывод сигналов о срабатывании систем противопожарной защиты торговых помещений следует предусматривать в пожарную охрану или в помещение охранных служб с постоянным пребыванием дежурного персонала.
3.32 Стекла, применяемые в ограждающих конструкциях киосков, должны обеспечивать безопасность и надежность в эксплуатации, в том числе в экстремальных условиях (закаленные, армированные, типа триплекс и другие типы стекла, не образующего осколков)
3.33. Для передвижения пешеходов с детскими колясками, инвалидов, а также для доставки товаров на лестницах следует предусматривать накладные спуски или пандусы, отделенные от основного потока поручнями, в соответствии с требованиями ВСН 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения".
4. ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
ПОПЕРЕЧНОГО СЕЧЕНИЯ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ
С УЧЕТОМ РАЗМЕЩЕНИЯ ТОРГОВО-СЕРВИСНЫХ ОБЪЕКТОВ
4.1. В настоящем подразделе рассматриваются вопросы определения интенсивности пешеходного движения, пропускной способности и основных планировочных параметров поперечного профиля проектируемых и существующих внеуличных пешеходных переходов с учетом размещения торгово-сервисных объектов.
Проектируемые пешеходные переходы
4.2. Основные планировочные параметры поперечного сечения проектируемых пешеходных переходов должны обеспечивать беспрепятственный и безопасный пропуск существующих (фактических) и ожидаемых пешеходных потоков по направлению (направлениям) трассировки перехода.
4.3. В расчете выделяются три основных этапа:
- подготовка исходных данных;
- расчет ширины основной зоны пешеходного движения;
- расчет общей ширины пешеходного перехода и элементов поперечного профиля.
4.4. Исходные данные должны включать:
- ситуационный план,
- размеры существующих и ожидаемых пешеходных потоков по рассматриваемым направлениям (расчетная интенсивность пешеходного движения), которые должны определяться специализированными организациями - по результатам натурных обследований, а также прогнозных расчетов, с учетом сложившейся и прогнозируемой транспортно-градостроительной ситуации, программы дорожно-мостового строительства, перспективной застройки прилегающих территорий;
- ориентировочные габариты торгово-сервисных объектов попутного обслуживания, которые предполагается разместить в проектируемом пешеходном переходе;
- предварительное объемно-планировочное и конструктивное решение внеуличного пешеходного перехода.
4.5. Требуемая ширина основной зоны пешеходного движения определяется исходя из необходимости обеспечения пропускной способности перехода, соответствующей расчетной интенсивности движения пешеходов, с учетом расчетной пропускной способности полос движения (стандартных и переходных) и расчетной ширины полос пешеходного движения:
для пешеходных переходов без торгово-сервисных объектов -
;
для пешеходных переходов с размещением торгово-сервисных объектов -
,
где - количество переходных полос.
Расчет требуемой ширины основной зоны пешеходного движения проводится для каждого перегона внеуличного пешеходного перехода.
Ширину стандартной полосы движения пешеходов для расчетов габаритов поперечного сечения пешеходного перехода () рекомендуется принимать: =0,75 м.
Ширину переходной полосы (в составе основной зоны пешеходного движения) () рекомендуется принимать также 0,75 м; таким образом, =.
4.6. Величину расчетной пропускной способности стандартной полосы пешеходного движения () следует принимать по табл.4.1 - в зависимости от конкретной градостроительной ситуации и местоположения внеуличного пешеходного перехода в городе.
Величину расчетной пропускной способности переходной полосы пешеходного движения () следует определять с учетом снижения ее пропускной способности за счет примыкания к зоне тяготения торгово-сервисных объектов:
; =0,7.
Таблица 4.1
Рекомендуемые значения расчетной пропускной способности стандартной полосы пешеходного движения для внеуличных пешеходных переходов, расположенных: | ||
у объектов трудового тяготения, чел. в час |
в зонах общественных центров - в периферийной |
у станций пригородных поездов, у вокзалов, чел. в час |
1200 |
1000 |
800 |
4.7. Расчет общей ширины пешеходного перехода проводится следующим образом:
для пешеходных переходов без торгово-сервисных объектов
для пешеходных переходов с размещением торгово-сервисных объектов в общем случае:
Зазор от стены () следует принимать не менее 0,3 м; зазор от колонны () следует принимать не менее 0,15 м; ширину зоны тяготения торгово-сервисных объектов () следует принимать не менее 1,0 м (=0,3 м, =0,15 м, =1,0 м).
Примечания
1. В случае однопролетного сооружения величины и 2 не учитываются.
2. Учитываются только те элементы поперечного сечения (включая торгово-сервисные объекты различных типов), которые характеризуют конкретный проектируемый пешеходный переход, в частности, если ТСО располагаются по обеим сторонам перехода, не учитывается .
4.8. При расчете общей ширины следует обеспечивать запас пропускной способности внеуличного пешеходного перехода в размере:
0,75 м (1 полоса движения пешеходов) - для внеуличных пешеходных переходов, не совмещенных со входами в метрополитен;
1,5 м (2 полосы движения пешеходов) - для внеуличных пешеходных переходов, совмещенных со входами в метрополитен, а также для всех внеуличных пешеходных переходов, расположенных на территории системы общегородских центров, выделяемых в соответствии с МГСН 1.01-99.
Существующие пешеходные переходы
4.9. В настоящем разделе определяется порядок расчета пропускной способности и основных планировочных параметров существующих внеуличных пешеходных переходов различных типов.
4.10. Пропускная способность пешеходных переходов различных типов (), измеряемая количеством пешеходов, пропускаемых через минимальное сечение перехода в час "пик", зависит от ширины пешеходного перехода (); наличия или отсутствия торгово-сервисных объектов, их ширины (глубины) () и местоположения в пешеходном переходе, наличия колонн, а также других параметров.
4.11. Устанавливается следующий порядок расчета пропускной способности пешеходных переходов:
4.11.1. Определение фактической ширины основной зоны пешеходного движения ();
4.11.2. Определение количества полноценных стандартных полос движения пешеходов в основной зоне пешеходного перехода (). Количество полос движения пешеходов следует принимать равным целой части полученной в результате расчета величины.
4.11.3. Определение фактической (ожидаемой) пропускной способности пешеходных переходов ().
С учетом вышеизложенного, пропускная способность пешеходных переходов различных типов определяется по формулам, приведенным в табл.4.2.
Примечание. В случае, если принимается схема размещения торгово-сервисных объектов в пешеходном переходе, не представленная в табл.4.2, расчет ведется по аналогии с приведенными примерами.
Таблица 4.2
Типы внеуличных пешеходных переходов |
Обозна- чения |
Расчетные формулы для определения пропускной способности существующих пешеходных переходов различных типов |
О |
1) ; 2) ; | |
ОК |
1) ; 2) ; | |
ОТ |
1) ; 2) ; | |
ОКТ |
1) ; 2) ; | |
ОТТ |
1) ; 2) ; | |
OКТТ |
1) ; 2) ; | |
ОТ |
1) ; 2) ; | |
ОТ |
1) ; 2) ; | |
ОТ |
1) ; 2) ; | |
ОККТТ |
1) ; |
Условные обозначения к табл.4.2
О - подземный пешеходный переход
Т - наличие встроенных торгово-сервисных объектов с боковым (пристенным) размещением в габаритах пешеходного туннеля
Т - наличие пристроенных торгово-сервисных объектов, расположенных вне габаритов пешеходного туннеля
Т - наличие встроенно-пристроенных торгово-сервисных объектов, размещаемых частично в габаритах, частично вне габаритов пешеходного туннеля
Т - наличие торгово-сервисных объектов, расположенных вдоль центральной оси перехода или со смещением
К - наличие одного ряда колонн в продольном направлении
КК - наличие двух рядов колонн в продольном направлении
4.12. Расчетная интенсивность пешеходного движения во внеуличном пешеходном переходе определяется аналогично изложенному в п.4.5.
Фактическая интенсивность движения, приходящаяся на 1 полосу движения (), определяется из следующего выражения:
.
4.13. Решение о соответствии параметров существующего внеуличного пешеходного перехода имеющемуся пешеходному потоку принимается на основе сопоставления полученной фактической интенсивности движения пешеходов на одну полосу движения () с расчетной ().
4.14. Возможность (допустимость) размещения и ширина (в поперечном сечении) зоны торгово-сервисных объектов попутного посещения во внеуличных пешеходных переходах определяется исходя из обеспечения фактической и ожидаемой пропускной способности пешеходного перехода, основываясь на положениях настоящих Указаний.
4.15. Допустимая ширина (в поперечном сечении) зоны размещения торгово-сервисных объектов попутного посещения во внеуличных пешеходных переходах пристроенного типа (т.е. размещаемых в специально предназначенных углублениях и нишах вне основных габаритов пешеходного перехода) не ограничивается при условии обеспечения требуемой ширины основной зоны пешеходного движения.
4.16. Допустимая ширина (глубина) торгово-сервисных объектов попутного посещения встроенного типа или отдельностоящих (размещаемых в пределах габаритов основного сечения пешеходного перехода) в общем виде определяется из выражения:
.
Примечания
1. Учитываются только те элементы поперечного сечения, которые имеются во внеуличном пешеходном переходе;
2. В случае срединного размещения торгово-сервисных объектов в двухпролетном пешеходном переходе с обстройкой колонн величины и не учитываются, a учитывается дважды.
Ширину стандартной и переходной полос движения пешеходов (в составе основной зоны пешеходного движения) ( и ) рекомендуется принимать в соответствии с п.4.5.
Ширину зоны размещения торгово-сервисных объектов и ширину зоны тяготения торгово-сервисных объектов рекомендуется принимать в соответствии с п.3.7 и 3.8 раздела 3.
Зазор от стены () рекомендуется принимать не менее 0,3 м, в стесненных условиях (только в существующих пешеходных переходах) допускается снижать ширину зазоров от стен до 0,25;
Зазор от колонны () рекомендуется принимать не менее 0,15 м, в стесненных условиях (только в существующих пешеходных переходах) допускается снижать ширину зазоров от колонн до 0,10 м.
4.17. Запас пропускной способности внеуличного пешеходного перехода при расчете его общей ширины следует предусматривать аналогично п.4.8 настоящего раздела.
4.18. При проведении расчетов, в зависимости от вариантов компоновки торгово-сервисных объектов в пешеходных переходах, выбираются соответствующие расчетные параметры. По результатам расчетов выбирается вариант, в наибольшей степени обеспечивающий основное назначение пешеходного перехода как коммуникации, а также позволяющий с максимальным удобством осуществлять попутное обслуживание пешеходов, обеспечивая при этом нормативные требования по охране труда работников торгово-сервисного обслуживания (см. разд.3).
5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОРГОВО-СЕРВИСНЫХ ОБЪЕКТОВ
ВО ВНЕУЛИЧНЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ. АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ И УСЛУГ
5.1. Основным функциональным назначением торгово-сервисных объектов, размещаемых во внеуличных пешеходных переходах, является осуществление попутного обслуживания пешеходов при условии обеспечения требуемой пропускной способности пешеходных переходов, определяемой в соответствии с методикой, изложенной в разделе 4.
Размещение торгово-сервисных объектов во внеуличных пешеходных переходах и организация их функционирования не должны создавать помех движению основного пешеходного потока.
5.2. В торговых павильонах, киосках, расположенных во внеуличных пешеходных переходах, разрешается реализация товаров, не обладающих повышенной пожаро- и взрывоопасностью и не ограниченных в обороте в соответствии с федеральным законодательством.
5.3. Во внеуличных пешеходных переходах рекомендуется размещать объекты по продаже товаров следующего ассортимента:
повседневного спроса: по непродовольственной сфере - галантерея, оптика и аптечные товары с ограниченным ассортиментом (за исключением спиртосодержащих, наркотических и снотворных препаратов), косметические средства, трикотаж, цветы, табачные изделия, товары для домашних животных, канцелярские товары; по продовольственной сфере - расфасованные в вакуумные упаковки кондитерские изделия, хлебобулочные изделия, чай, кофе в коробках и другие продовольственные товары; пиво-воды и пр.;
периодического спроса - одежда, белье, обувь, головные уборы, часы, семена, аудио- и видеокассеты, книги и печатная продукция, сувениры, подарки.
Кроме того, во внеуличных пешеходных переходах рекомендуется размещать объекты сопутствующих видов услуг - таксофоны, банкоматы, автоматы по продаже отдельных товаров, павильоны моментального фото, киоски по продаже проездных и театральных билетов и т.д.
5.4. Запрещается предусматривать продажу легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, аэрозолей, пиротехнических изделий и пр.
Запрещается размещать торговые объекты по продаже овощей и фруктов, молочных продуктов, мясных изделий, вино-водочных изделий, рыбных продуктов, замороженных продовольственных товаров, свежеизготовленной (подогретой) выпечки, неупакованных хлебобулочных изделий, развесных кондитерских изделий и других неупакованных продовольственных товаров.
5.5. В случае, если происходит значительная концентрация посетителей у торгово-сервисных объектов определенного профиля, целесообразно предусматривать возможность размещения большего количества объектов с аналогичным ассортиментом товаров или услуг, распределяя их равномерно по длине перехода или в местах с наименьшей интенсивностью пешеходного движения.
5.6. В случае превышения фактическими потоками пропускной способности перехода в течение непродолжительных периодов времени (в часы "пик" работы перехода, которые определяются индивидуально для каждого перехода) не более чем на 20% и в течение не более 1,5 часов - допускается сохранение киосков, размещенных в переходе, при условии снятия дополнительной нагрузки в этот период.
Для этого следует устраивать часовые технологические перерывы в работе киосков по скользящему графику с тем, чтобы одновременно работало 40-50% киосков и менее, либо прекращать на этот период работу всех киосков (в зависимости от результатов проведенных обследований и соответствующих расчетов).
5.7. В течение всего периода работы торгово-сервисных объектов запрещается занимать пространство вне габаритов торговых киосков: выставлять товары вне отведенных торговых площадей (ставить на пол, подвешивать и др.), выставлять рекламные щиты, торговые стенды и другое торговое оборудование, а также держать раскрытыми двери киосков (перпендикулярно или под углом к направлению основного движения) и использовать их для выкладки товаров.
Приложение 1
РАЗМЕЩЕНИЕ ВНЕУЛИЧНЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ В ГОРОДЕ
1. Основной целью мероприятий по размещению и организации внеуличных пешеходных переходов является повышение безопасности и комфорта пешеходных сообщений.
Устройство внеуличных пешеходных переходов рассматривается как часть комплекса мероприятий, направленных на решение проблем организации движения транспорта и пешеходов в городе.
Особое внимание и приоритеты должны быть направлены на решение конфликтных ситуаций в крупных общественно-транспортных узлах.
При определении мест размещения внеуличных пешеходных переходов следует исходить из возможности комплексного решения конфликтных ситуаций, возникающих на улично-дорожной сети города - на общегородском уровне; на уровне крупных территориальных образований, в отдельных районах города; на отдельных транспортных направлениях.
2. При размещении внеуличных пешеходных переходов в г.Москве необходимо учитывать перспективы развития улично-дорожной сети и транспортных систем в соответствии с Генеральным планом развития города, Схемой комплексного развития всех видов транспорта и иной градостроительной документацией, действующей на проектируемый период.
3. При решении вопросов организации внеуличных пешеходных переходов (включая переходы линейного типа, переходы-распределители) возможно несколько подходов:
- "узловой", ориентированный на размещение переходов в одном или нескольких проблемных транспортных узлах, являющихся ключевыми для решения возникших проблем организации движения транспорта и пешеходов на территории города, связанных с недостаточной пропускной способностью транспортно-пешеходных коммуникаций, недостаточной скоростью или безопасностью движения. Реализация "узлового" подхода дает возможность снизить остроту проблемы организации движения транспорта и пешеходов на значительной территории города единовременно;
- "линейный", ориентированный на решение проблем организации движения транспорта и пешеходов на проблемном транспортном направлении, включая обеспечение непрерывного движения транспорта на направлении или отдельных участках. При реализации "линейного" подхода могут оказаться незначительными объемы пешеходного движения на отдельных участках; в этом случае строительство внеуличных пешеходных переходов обосновывается целесообразностью решения транспортных проблем на том или ином транспортном направлении;
- "локальный", ориентированный на решение локальных проблем организации движения транспорта и пешеходов, возникающих на отдельных участках уличной сети, на перегонах между транспортными узлами, в местах с высоким уровнем дорожно-транспортных происшествий
4. Внеуличные пешеходные переходы, как правило, размещают:
- в зонах высокой концентрации объектов массового посещения, расположенных по обеим сторонам улицы с высоким интенсивным движением автотранспорта;
- на транспортно-пересадочных узлах различных типов ("метрополитен - наземный транспорт"; "метрополитен - железная дорога - наземный транспорт", "железная дорога - наземный транспорт"; "железная дорога - железная дорога - наземный транспорт", "наземный транспорт - наземный транспорт");
- на транспортных узлах и перегонах улиц, характеризующихся высокой конфликтностью, где отмечается значительное количество дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов;
- на узлах, где светофорное регулирование приводит к снижению пропускной способности магистрали, и целесообразно организовать пересечение потоков транспорта и пешеходов в разных уровнях;
- в местах, где отмечается неупорядоченное (планировочно не организованное) движение пешеходов в одном уровне с движением транспортного потока (как в пересадочных узлах, так и на линейных участках магистралей), а устройство пешеходного перехода в одном уровне не представляется возможным, либо представляет значительную сложность;
на площадях и перекрестках с кольцевым саморегулируемым движением транспорта, если размеры конфликтующих потоков транспорта и пешеходов требуют введения светофорного регулирования,
5. Пешеходные сооружения в разных уровнях с проезжей частью следует, как правило, предусматривать:
- на магистральных улицах с непрерывным движением и на улицах с регулируемым движением при ширине улицы более 14 м и величине потока пешеходов, превышающей 1500 чел в час - с интервалом 300-400 м;
- на линиях скоростного трамвая и железных дорогах - с интервалом 400-800 м;
- на перекрестках улиц с нерегулируемым правоповоротным движением интенсивностью более 300 приведенных автомобилей в час.
6. Выбор типа внеуличного пешеходного перехода следует определять по следующим критериям:
- обеспечение сохранности характера окружающей застройки - ее историко-культурной и архитектурно-градостроительной значимости;
- учет рельефа местности;
- степень использования подземного пространства в месте предполагаемого размещения;
- технико-экономические показатели.
7. Архитектурное решение внеуличного пешеходного перехода не должно входить в противоречие с общим замыслом и образом городской среды в районе его размещения.
8. В сложившихся районах города с исторической застройкой, в зонах охраняемого ландшафта рекомендуется предусматривать, как правило, туннельные варианты транспортно-пешеходных пересечений.
9. При определении конфигурации и объемно-планировочного решения внеуличных пешеходных переходов в г.Москве следует учитывать направления движения основных пешеходных потоков и интенсивность пешеходного движения по направлениям, устанавливаемые на основе натурных обследований, а также результаты прогноза динамики транспортных и пешеходных потоков (выполняемого на основе данных по предстоящему дорожно-мостовому строительству, по развитию застройки и мероприятиям по комплексному благоустройству прилегающих территорий).
Основные направления пешеходного движения характеризуются потоками, превышающими 1500 пешеходов в час в двух направлениях. Конфигурация перехода и ширина поперечного сечения должны соответствовать картограмме пешеходных потоков. Движение основных потоков пешеходов рекомендуется обеспечивать по кратчайшим расстояниям.
10. При проектировании метрополитена мелкого заложения необходимо предусматривать возможность комплексного освоения городского подземного пространства: размещение многофункциональных общественно-транспортных комплексов, подземных гаражей, объектов мелкорозничной попутной торговли и др.
Приложение 2
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ
ТОРГОВО-СЕРВИСНЫХ ОБЪЕКТОВ ПОПУТНОГО ПОСЕЩЕНИЯ
ВО ВНЕУЛИЧНЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ
1. Объемы торгово-сервисных услуг, размещаемых в объектах торгово-сервисного назначения во внеуличных пешеходных переходах, следует определять на основе общего показателя обеспеченности населения города объектами торговли и сервиса, который составляет на перспективу - 1850 м общей площади на 1000 жителей, на первую очередь - 1290 м общей площади на 1000 жителей.
Для размещения во внеуличных пешеходных переходах следует предусматривать 1-2% общей площади торговых объектов.
2. При оценке целесообразности размещения объектов торговли во внеуличных пешеходных переходах их мощность, планировочные характеристики, пропускная способность в час "пик" следует определять с учетом следующих факторов: места размещения внеуличного перехода в плане города, градостроительной ситуации в месте предполагаемого размещения (наличия вблизи пешеходного перехода объектов массового посещения и их функционального назначения), характеристики застройки (жилая, производственная, общегородской или локальный центр).
3. Объекты торгово-сервисного обслуживания наиболее целесообразно размещать во внеуличных переходах, расположенных в следующих градостроительных ситуациях:
на территории в пределах Садового кольца, в транспортно-пересадочных узлах "метро - пассажирская платформа железной дороги", у станций метро, при вокзалах, у остановок общественного транспорта на магистралях общегородского значения, на 3-ем транспортном кольце, на МКАД.
4. Мощность (размеры площадей) торгово-сервисных объектов следует определять с учетом величины потока дневного населения, руководствуясь табл.П2.1.
Таблица П.2.1
РАЗМЕЩЕНИЕ ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ В ПРОЕКТИРУЕМЫХ ВНЕУЛИЧНЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ
В РАЗЛИЧНЫХ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Градо- строительные ситуации |
Показатели |
Садовое кольцо |
3-е транспортное кольцо |
МКАД |
Станции метро |
Ж/д вокзал |
Остановки наземного транспорта, магистраль |
Узел: "Станция метро - ж/д станция" |
Тип застройки |
||||||||
Жилая застройка |
пешеходный поток |
300-700 чел. в час пик |
200-600 чел. |
50 чел. |
1500-2000 чел. в час пик |
200-600 чел. в час пик |
||
|
рекоменд. площадь ТСО |
<150 м общ. пл. |
<150 м общ. пл. |
|
<150 м общ. пл. |
<150 м |
||
Локальный центр |
пешеходный поток |
1000-1500 чел. в час пик |
600-800 чел. |
300-400 чел. в час пик |
2000-2500 чел. в час пик |
600-800 чел. в час пик |
1000-1500 чел. в час пик | |
|
рекоменд. площадь ТСО |
150-500 м общ. пл. |
150-500 м общ. пл. |
<150 м общ. пл. |
150-500 м общ. пл. |
150-500 м общ. пл. |
150-500 м общ. пл. | |
Обще- |
пешеходный поток |
5000-8700 чел. в час пик |
3000-3500 чел. в час пик |
- |
5000 чел. в час пик |
3000-4000 чел. в час пик |
1800 чел. в час пик |
7500 чел. в час пик |
рекоменд. площадь ТСО |
>500 м общ. пл. |
>500 м |
>500 м общ. пл. |
>500 м общ. пл. |
150-500 м общ. пл. |
>500 м общ. пл. |
При проектировании новых пешеходных переходов мощность торгово-сервисных объектов следует определять с учетом прогнозируемой величины потока дневного населения.
5. Мощность торгово-сервисных объектов (размеры торговых площадей) для размещения в существующих внеуличных пешеходных переходах следует определять с учетом обеспечения пропускной способности перехода в час "пик" (по данным натурных обследований пешеходных потоков) и рассчитывать по методике, изложенной в разделе 4.
Текст документа сверен по:
/ ГУП НИиПИ Генплана Москвы. - М., 2002