почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
18
суббота,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать



ПОСОБИЕ К МГСН 4.06-03
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Выпуск 2

Старшие профильные школы

     
     
Предисловие

     
     1. РАЗРАБОТАНО Институтом Общественных зданий Госстроя РФ (доктор архитектуры Степанов В.И. - научный руководитель, канд. арх. Степанов А.В., арх. Кирюшина Л.А., арх. Белобородов М.А., арх. Сошин А.В., арх. Шурыгин Д.М., при участии арх. Силаева А.А., арх. Будекиной С.А., арх. Софронова Е.В, арх. Булгаковой Е.А.); Институтом общего среднего образования Российской Академии Образования (член корреспонденции РАО, доктор пед. наук Назарова Т.С.).
     
     2. ПОДГОТОВЛЕНО к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования, нормативов и координации проектно-изыскательских работ Москомархитектуры.
     
     3. СОГЛАСОВАНО с Департаментом образования города Москвы, Москомархитектурой.
     
     4. УТВЕРЖДЕНО приказом Москомархитектуры от 07.10.04 г. N 145.
     
     

Общие положения

     
     1. Настоящее Пособие разработано в развитие положений МГСН 4.06-03 "Общеобразовательные учреждения" и состоит из двух выпусков:
     
     выпуск 1 "Общеобразовательные школы, сетевые школы II-III ступени обучения, лицеи, гимназии";
     
     выпуск 2 "Старшие профильные школы".
     
     2. Федеральным Законом "Об образовании" предусматривается дифференцированное обучение по направлениям профилизации учащихся старших классов общеобразовательных школ (8-11 классов) по направлениям. Для решения этой задачи Московской программой "Столичное образование-3" предусматривается создание специальных старших профильных школ (далее СПШ) с надлежащей материальной средой, составом, площадями и оборудованием учебных кабинетов.
     
     3. Старшая профильная школа, по сути, является сетевой, т.е. обслуживающей старшие классы окружающих общеобразовательных школ. Как правило, предусматривается два типа СПШ: 1) с постоянно обучающимися старшими классами (8-11); 2) с постоянно обучающимися 10-11 классами и 8-9 классами, приходящими на уроки по углубленным занятиям на более совершенной базе, чем в традиционной общеобразовательной школе.
     
     4. Принципиальное отличие старшей профильной школы от традиционных общеобразовательных школ заключается в наличии в составе СПШ специализированных групп помещений для профильного обучения в составе лабораторий или специализированных учебных кабинетов для изучения теории; помещений для практических занятий (практикумов) по направлениям - социально-гуманитарное, естественно-научное, техническое; лаборантских и ресурсных центров для хранения учебно-наглядных пособий, приборов и подготовки опытов.
     
     5. Наполняемость учебной группы для теоретических занятий принимается 20 учащихся, для практических занятий учебные группы делят пополам - 10 чел. Число помещений-практикумов на каждую лабораторию или специализированный учебный кабинет определяется заданием на проектирование в зависимости от числа направлений профилизации. Например, по физике могут быть специализированные практикумы по механике, оптике, гидравлике, электронике, радиотехнике и т.д. Их площади определяются заданием на проектирование в зависимости от педагогической технологии конкретно изучаемого предмета.
     
     6. Направленность профилизации определяется в соответствии с конкретными учебными планами, их содержанием, методикой обучения, с учетом обслуживания старших классов окружающих общеобразовательных школ.
     

     7. Материальная среда учебной группы помещений СПШ должна отвечать задачам интеллектуального развития учащихся и опираться на передовой технический уровень развития отраслей городского хозяйства. Главной задачей СПШ является ориентация учащихся в выборе будущей профессиональной деятельности (гуманитарной, естественно-научной, технической).
     
     

     1. Принцип организации сети общеобразовательных школ района и типы зданий старших профильных школ

     
     1.1. Сеть общеобразовательных учреждений жилого района рассматривается как единая система, состоящая из группы общеобразовательных школ микрорайонного уровня и СПШ.
     
     В настоящее время в общеобразовательных учреждениях Москвы для организации, управления, проведения и контроля за учебно-воспитательным процессом широко применяются технические средства, электронно-вычислительная техника, учебное телевидение и т.п., развиваются системы комплексного технического обслуживания городской сети зданий школ. Методическая функция в организации и реализации технического снабжения учебных процессов возлагается на старшую профильную школу.
     
     Материальной базой становления личности, общего образования и воспитания является система взаимодополняющих зданий общеобразовательных учреждений: на уровне жилого микрорайона - общеобразовательная школа (основная или средняя); на уровне жилого района - старшая профильная школа или школа III ступени.
     
     1.2. В соответствии с концепцией общего образования Московской программы "Столичное образование-3" предусматриваются следующие типы общеобразовательных учреждений:
     
     I ступень - начальная школа;
     
     II ступень - основная школа;
     
     III ступень - старшая школа.
     
     Общеобразовательная школа III ступени при определенных условиях может функционировать как старшая профильная школа.
     
     1.3. За основу формирования типов зданий старших профильных школ принят модуль, кратный 8 учебным группам:
     
     Тип 1 - 16 классных групп
     
     Тип 2 - 24 классных группы
     
     Тип 3 - 32 классных группы
     
     Тип I - старшая профильная школа на 16 классов имеет следующие варианты организационно-педагогической структуры:
     
     а) 1-4:5-7:8-11 (классы)
          0:0:4 (число параллелей классов)
     
     б ) 1-4:5-9:10-11 (классы)
           0:0:8 (число параллелей классов)
     
     Тип II - старшая профильная школа на 24 класса имеет следующие варианты организационно-педагогической структуры;
     
     а) 1-4:5-7:8-11 (классы)
          0:0:6 (число параллелей классов)
     

     б) 1-4:5-8:9-11 (классы)
          0:0:8 (число параллелей классов)
     
     в) 1-4:5-9:10-11 (классы)
         0:0:12 (число параллелей классов)
     
     Тип III - старшая профильная школа на 32 класса имеет следующие варианты организационно-педагогической структуры:
     
     а) 1-4:5-7:8-11 (классы)
          0:0:8 (число параллелей классов)
     
     б) 1-4:5-9:10-11 (классы)
          0:0:16 (число параллелей классов)
     
     1.4. Беря за основу тип СПШ на 24 класса можно теоретически рассчитать сеть школ обслуживаемого жилого района (п.3 общих положений):
     
     1). СПШ с организационно-педагогической структурой
     
     1-4:5-7:8-11
     0:0:6
     
     обеспечивает профильное обучение 8-11 классов 3-х общеобразовательных школ вместимостью 22 класса каждая;
     
     2). СПШ с организационно-педагогической структурой
     
     1-4:5-8:9-11
     0:0:8
     
     обеспечивает профильное обучение 9-11 классов 4-х общеобразовательных школ вместимостью 22 класса каждая;
     
     3). СПШ с организационно-педагогической структурой
     
     1-4:5-9:10-11
     0:0:12
     
     обеспечивает профильное обучение 10-11 классов 6-ти общеобразовательных школ вместимостью 22 класса каждая;
     
     1.5. Расчетные возможности СПШ на 24 класса по обслуживанию окружающей сети общеобразовательных школ района приведены в табл.1.
     
     

Табл.1


Расчетные возможности СПШ на 24 класса по обслуживанию окружающей сети
общеобразовательных школ района

     

Тип СПШ

Число зданий общеобразовательных школ условной вместимостью 22 класса

При 100% времени занятий учащихся в СПШ (постоянно)

При 50% времени занятий учащихся
в СПШ (3 раза
в неделю)

При 30% времени занятий учащихся
в СПШ (2 раза
в неделю)

СПШ на 24 класса:

1. Охват занятиями 10-11 классов общеобразоват. школы

6

12

18

2. Охват занятиями 9-11 классов общеобразоват. школы

4

8

12

3. Охват занятиями 8-11 классов общеобразоват. школы

3

6

9

     
     
     1.6. Сетевая старшая профильная школа, как правило, одновременно выполняет две функции: 1) восполнения отдельных функциональных групп помещений, отсутствующих в составе существующих школ жилого района, построенных по проектам прошлых лет; 2) руководства профильным обучением в общеобразовательных школах района (микрорайона).
     
     В этом качестве СПШ должна иметь помимо учебной группы помещений профильного обучения:
     
     1) развитую группу учебно-спортивных помещений с расчётом дополнительного обслуживания учащихся окружающих общеобразовательных школ микрорайонного уровня (см. раздел 5 настоящего выпуска).
     
      2) развитую группу центра информации с библиотекой и медиатекой для осуществления методического руководства учебным процессом в общеобразовательных школах районов (см. раздел 2, табл.2 настоящего выпуска);
     
     3) развитую группу помещений студий художественно-эстетического воспитания (см. раздел 2, табл.2 настоящего выпуска).
               
      Названные функциональные группы помещения практически отсутствуют в действующих общеобразовательных школах (особенно постройки до 1984 г. с удельной общей площадью на одного ученика - 4,7 м).
     
     1.7. Пример организации сети зданий школ жилого района: одна старшая профильная школа на группу общеобразовательных школ приведен на рис.1.     
     
     

          

Рис.1 Принцип организации сети школ жилого района

     
2. Состав и площади помещений, структура здания старшей профильной школы

     
     2.1. Старшая профильная школа (в отличие от общеобразовательных школ микрорайона) рассчитана на обслуживание учащихся старших классов школ района. Она может рассчитываться на обслуживание учащихся 8-11 классов, 9-11 классов или 10-11 классов (см. п.1.4). Это обуславливает систему организации и принципы расчета сети СПШ жилого района и необходимость соблюдения баланса числа учащихся 1-11 классов в целом по жилому району (число учащихся на 1000 жителей принимается по сложившейся демографии населения района; в Москве в новых районах это число доходит до 150 учащихся, в старых районах может быть и менее 100).
     
     2.2. Структура функциональных групп помещений старшей профильной школы определяется в основном специализированными учебными блоками, включающими в себя комплекс помещений разного назначения: изучения теории, практики и подсобных. Специализированные учебные блоки предназначены для углубленного изучения профилирующих предметов и ориентации учащихся в выборе будущей (социально-гуманитарная, естественно-научная или техническая) сфер деятельности (см. раздел 3 настоящего выпуска).
     
     2.3. В состав специализированного учебного блока включаются:
     
     1) лаборатории - специализированные учебные кабинеты; 2) практикумы с группой подсобных помещений для опытно-практических работ с частью группы (1/2, 1/3 или 1/4) в зависимости от методов обучения по конкретной дисциплине; 3) лаборантские и ряд помещений подсобного назначения (ресурсный центр, комната хранения учебно-наглядных пособий и т.д.).
     
     Площади лабораторий - специализированных кабинетов следует принимать не менее 3,5 м на одно место; практикумов - от 4,5 до 13,5 м в зависимости от дисциплины и конкретного технологического оборудования, связанного с углубленным изучением выбранных дисциплин; лаборантских, не менее 20 м на одно помещение, и ресурсных центров 12 м на 1 блок помещений.
     
     2.4. В основу специализированных групп помещений положено:
     
     - в блоке естественно-научного направления: одна лаборатория + 2 помещения практикума (по 50 м)
     
     - в блоке техники и технологий: один учебный кабинет + 1 помещение практикума (135 м)
     
     - в блоке социально-гуманитарного направления: 1 учебный кабинет + помещения практикумов для семинарских, групповых и индивидуальных занятий (36+18+18 м)
     
     2.5. Педагогическая технология помещений специализированного блока должна быть направлена на ориентацию учащихся овладением знаниями пограничных наук (биофизика, биохимия, физическая химия) и на современные научные открытия в областях телемеханики, физики высоких энергий, текучести материалов, физики твердого тела, биогенетики, биосинтеза, света и оптики, телекоммуникаций, квантовой механики, химического анализа и экологии и т.д. В этих целях в специализированные блоки с количеством профилей обучения не менее четырех рекомендуется включать аудитории с полиэкраном.
     
     2.6. Рекомендуемые направления по технике и технологии: 1) автодело; 2) электротехника; 3) радиоэлектроника; 4) физико-техническое творчество; 5) конструирование малой механизации; 6) техническое моделирование; 7) архитектура и дизайн; 8) технология материалов и др.
     
     2.7. Число лабораторий - специализированных учебных кабинетов и помещений практикумов определяется заданием на проектирование в соответствии с учебными часами по каждой дисциплине с учетом теоретических и практических занятий (см. раздел 3 настоящего выпуска).
     
     2.8. В составе СПШ, как сетевой школы, помимо специализированных рекомендуется предусматривать развитые функциональные группы помещений физкультурно-оздоровительных, студий художественно-эстетического воспитания, информационно-методический центр и др., для компенсаций нехватки этих помещений в сложившейся сети общеобразовательных школ жилого района.
     
     Состав и площади помещений этих групп определяются заданием на проектирование с учетом сложившейся сети общеобразовательных школ.
     
     2.9. Примерный состав основных помещений СПШ на 24 класса приведен в табл.3.*
______________
     * В оригинале "Примерный состав основных помещений СПШ на 24 класса" приведен в табл.2. - Примечание .
     
      

Табл.2

     

Примерный состав и площади основных групп помещений старшей профильной школы
на 24 класса (480 мест)

     

Помещения

Организационно-педагогическая структура, классы
число параллелей

1-4:5-7:8-9:10-11
0:0:0:12*

1-4:5-7:8-9:10-11
0:0:0:6**

Площадь, м

Старшая школа:



Учебные кабинеты 10-11 классов

1680
24х70

840
12х70

Учебные кабинеты 8-9 классов

-

840
12х70

Рекреация

960

960

Специализированная группа учебных кабинетов.

Г - социально-гуманитарное направление:

- учебные кабинеты

140
2х70

140
2х70

- практикумы

162
72+2х36+18

144
72+2х36

- ресурсный центр

48

36

ЕН - естественные науки:  

- Лаборатории физики, химии, биологии

210
3х70

- Практикумы

200
4х50

150
3х50

- Лаборантские

72
2х36

72
2х36

- Ресурсный центр

48

36

Т - изучение техники и технологий:  

- учебные кабинеты с лаборантскими

180
2х90

270
3х90

- практикумы

540
4х135

405
3х135

- комната мастера

24

16

- кладовая для хранения сырья и материалов

48

36

- ресурсный центр

48

36

Специализированные кабинеты общего профиля:

- иностранного языка

400
10х40

- информатики и вычислительной техники

270
3х90

- технического черчения

180
2х90

- аудитория на 3 группы

108

Справочно-информационный центр - библиотека

288

Технический центр

72

Методический кабинет с учительской и зоной отдыха

180

Зрительный зал, мест
                           площадь

288
230

- эстрада

90

- кладовая

12

- артистические

18
9+9

Группа свободного творчества:

Студия изобразительного искусства и дизайна

288
2х144

Студия хореографии

207
144+63

Студия музыки

168
144+24

Фотокиностудия

50

Столовая:


- Обеденный зал, мест
                            площадь

240
168

- кухонный блок

200***

Вестибюльная группа, администрация:

- кабинет директора

50

- кабинет замдиректора по учебно-воспитательной работе

120
3х40

- кабинет организатора внеучебной деят.

40

- кабинет замдиректора по адм.-хоз. работе

10

- канцелярия

10

- бухгалтерия

18

- комната техперсонала

12

- кладовая

12

- кабинет врача

18

- процедурная

21

- кабинет зубного врача

10

- санузлы учащихся

72

- санузлы персонала

20

- вестибюль-гардероб

168

Спортивно-оздоровительная группа помещений

Спортзалы:

42х24

1008

30х18

540

- раздевальные

330
12х27,5

(252)****
(12х21)

- снарядные

128
4х32

(96)****
(3х32)

- комната инструктора

60
20+40

- комната уборочного инвентаря

12
4+8

- вестибюль-гардероб

48

Бассейн с ваннами 25х11 и 10х6  

720
540+180

- раздевальные

234
6х39

- шкафы

72
6х12

- душевые

60
6х(5х2)

- уборные

24
6х4

- помещение инструктора

36
2x(12+6)

- помещение медсестры с лаборантской

24
2x(2x6)

- вестибюль-гардероб (45 уч.х1,5 по 0,35м)

24

Расчетная площадь
 

11190 (11080)

10811 (10701)

на 1 учащегося

23,3 (23,08)

22,5 (22,9)

________________
     * Расчет на 12 профилей обучения (по 4 в каждом специализированном блоке помещений).
     
      ** С учетом части приходящих учащихся 8-9 классов, расчет на 9 профилей (по 3 в каждом специализированном блоке помещений).
     
     *** Минимально необходимые помещения по МГСН 4.06-03, приложение Ж, табл.15.
     
     **** См. также МГСН 4.06-03, Приложение II.
     

     
     Примечание:
     
     Число и площади спортзалов и бассейна уточняется заданием на проектирование, исходя из полной реализации учебной программы по физическому развитию школьников и обслуживанию учащихся ближайших школ, находящихся в сфере действия старшей профильной школы.
   
     
     2.10. Структура здания СПШ состоит из автономных функциональных групп помещений: учебной и общешкольной. Учебная группа включает специализированные учебные блоки и универсальные учебные кабинеты, а также информационно-методический центр. Общешкольная - содержит спортзалы и бассейн, студии художественно-эстетического воспитания (см. рис.2).     
     
     


Рис.2 Принципиальная структура здания старшей профильной школы

          

     3. Основы формирования учебно-материальной базы практикумов профильного обучения в СПШ и методика их расчета

     
     3.1. Профильное обучение, как правило, организуется по трем основным направлениям: естественно-научное (ЕН), техническое (Т) и социально-гуманитарное (СГ). Доля каждого направления определяется заданием на проектирование СПШ в соответствии с потребностями в кадрах конкретных жилых районов, научных учреждений и производства. Для примеров расчета эти доли принимаются равными - по 1/3 для естественных наук, изучения техники и социально-гуманитарного профиля.
     
     3.2. Следует предусматривать возможность перепрофилирования СПШ в зависимости от изменений местных условий. В этих целях группы помещений, входящих в блоки, следует проектировать по возможности универсальными.
     
     3.3. В состав специализированного блока учебных кабинетов для профильного обучения включаются: 1) лаборатории и специализированные кабинеты для теоретических занятий учебной группы в целом; 2) помещения для практических работ (практикум) на 1/2 учебной группы; 3) лаборантские с рабочим местом преподавателя и лаборанта; 4) ресурсный центр для хранения оборудования и учебно-наглядных пособий и как отделения центра информации - библиотеки. Состав и площади помещений и примеры планировочных решений специализированных блоков приведены в табл.4, 5, 6 и на рис.3, 4 и 5.     
     


Табл.3


Пропускная способность в неделю помещений практикумов и эффективность загрузки помещений

     

Число параллелей 8-11 классов

Число комплектов, профилей (к-во помещений практикумов)
Пропускная способность в неделю учащихся

Кол-во уч-ся

1(3)
180

2(6)
360

3(9)
540

Загрузка практикумов, % от нормируемой

1
80

40

-

-

2
160

90

-

-

3
240

-

67

-

4
320

-

89

-

5
400

-

-

74

6
480

-

-

89

          
     Примечания:
     
     1) Профилизация практикумов принимается по трем направлениям: естественно-научное, техническое, социально-гуманитарное, составляющим один комплект профилей. Для одного комплекта профилей предусматривать - 3 помещения практикумов.
     
     2) Нормируемая загрузка помещения практикума составляет - 75% от полной загрузки помещений (максимальной).
     
     3) Пропускная способность одного помещения практикума в неделю составляет - 60 учащихся.
   


     Табл.4

     

Состав и площади помещений специализированных блоков естественно-научного направления
 (физика, химия, биология) профильного обучения учащихся 8-11 классов (ЕН)
     
(рекомендации)

________________

     * Расчетное число мест профильного обучения определяется: число мест в помещениях для опытно-практических работ (практикумах).
     
     ** Один практикум - эквивалент одному профилю обучения.
     
     1) Жирной чертой выделен основной расчетный планировочный модуль (см. рис.3).
     
     2) Удвоенное число практикумов и лабораторий является оптимальным решением, т.к. создает более гибкие условия функционирования, а дополнительные помещения в виде аудитории - обеспечивает полноценное обучение по системе "ученик - группа - класс - поток".
     
     3) Сопоставление удельных показателей показывает, что с увеличением числа направлений профильного обучения улучшаются: а) технико-экономические показатели и б) качественный состав помещений блоков.
     
     

Табл.5


Состав и площади помещений специализированных блоков технического направления
и технологий профильного обучения учащихся 8-11 классов (Т)

(рекомендации)

________________
      * Вместимостью определяется число мест в помещениях практикумов.

     Примечание:
     
     1) Площадь помещений практикумов принята оптимальной 135 м, минимальная площадь может быть 90 м (электроника); максимальная - 270 м (связано с техническим оборудованием).
     
     2) Жирной чертой выделен основной расчетный планировочный модуль (см. рис.4).
         
     

Табл.6

     

Состав площади помещений специализированных блоков социально-гуманитарного направления,
 для профильного обучения учащихся 8-11 классов (СГ)
     
(рекомендации)

         
     Примечание:
     
     1) Один кабинет на два профиля: литература - язык; география - история; информатика - математика.
     
     2) Информатика и практикум по географии требуют 6 м на одно место, т.е. практикум на 10 мест =60 м.
     
     3) Жирной чертой выделен основной расчетно-планировочный модуль (см. рис.5).
          
     

          

Рис.3 Специализированный блок учебных помещений естественно-научного направления
для профильного обучения 8-11 классов (на примере практикума по химии)

     Л.Х. - лаборатория химии для теоретических занятий
     
     Л. - лаборантская
     
     П1, 2 - практикумы для научно-опытной работы
     
     PЦ - ресурсный центр     
     
     

      

Рис.4 Специализированный блок учебных помещений технического направления и технологий
 для профильного обучения учащихся 8-11 классов (на примере практикума по автоделу)

     ЛБ - лаборатория для теоретических занятий; П1 - практикум по автоделу;
     
     П2 - практикум-тренажер по вождению автомашины; Л - лаборантская;
     
     РЦ - ресурсный центр.
          
     

               

Рис. 5 Специализированный блок учебных помещений социально-гуманитарного направления
для профильного обучения учащихся 8-11 классов

     
     СК - специализированный кабинет (теория)
     
     П1 - практикум для семинарских занятий
     
     П2 - практикум для групповых занятий
     
     П3 - практикум для индивидуальных занятий
     
     РЦ - ресурсный центр - лаборантская
     
     
     3.4. Практикум, как основное помещение для реализации программ дифференцированного профильного обучения, предназначен для учащихся 8-11 классов.
     
     3.5. Одно помещение практикума обеспечивает 6,5 учебных часов (расчетных) занятий в день (4 часа в первой половине дня и 2,5 часа во второй); в неделю - 32,5 часов (6,5х5), что корреспондируется с базисными учебными планами - 30-36 часов занятий в неделю.
     
     3.6. Расчетная вместимость одного помещения практикума составляет 10 учащихся (10 ученических мест) или половина классной группы, расчетная пропускная способность в день - 65 учащихся (10х6,5).
     
     3.7. Как правило, учебными планами в практикумах предусматриваются сдвоенные уроки. Учитывая это обстоятельство, расчетная пропускная способность в день одного практикума при сдвоенных уроках равняется 33 (65:2) учащихся, в учебную неделю - 165 (33х5) учащихся.
     
     3.8. Расчетная посещаемость одним учащимся в неделю практикума принимается 2-2,5 раза. Отсюда, один практикум может обеспечивать занятия 83-66 учащихся 8-11 классов (при 100% загрузке помещения). Имея в виду, что нормируемая загрузка помещения не должна превышать 75% времени, расчетное число учащихся в неделю на один практикум любого направления принимается 60-50 человек.
     
     3.9. При организации минимум трех направлений профильного обучения (социально-гуманитарный, естественно-научный и технический) требуется три помещения для практических занятий с фактической пропускной способностью 180-150 учащихся.
     

     В однокомплектной школе с числом учащихся 8-11 классов 80 человек загрузка этих помещений составит 44-53% от нормируемой.
     
     В школе с двумя параллелями 8-11 классов (160 учащихся) загрузка помещений практикумов составит 90-107% от нормируемой.
     
     3.10. Оптимальное число и загрузка практикумов для различного числа параллелей 8-11 классов общеобразовательных школ приведены в табл.3.
     
     3.11. Конкретные составы и площади помещений для профильного обучения 8-11 классов общеобразовательных школ по естественно-научному, техническому и социально-гуманитарному направлениям приведены в табл.4, 5 и 6.
     
     3.12. Примеры планировочного решения специализированных блоков кабинетов для дифференцированного, профильного обучения показаны на рис.3, 4 и 5.
     
     

     4. Основные планировочные элементы старшей профильной школы

     
     4.1. Помещения учебных кабинетов в существующих общеобразовательных школах не отвечают основным задачам организации профильного обучения учащихся старшего звена: организации групповых форм обучения; широкого применения индивидуальных технических средств обучения (ТСО); проведения долговременных опытов, а также практических занятий; изменения форм ведения занятий в течение одного урока.
     
     В основном это несоответствие связано с недостатком площади в учебных кабинетах, не позволяющих выделить необходимые зоны для проведения групповых и индивидуальных занятий сложных уроков - проведения опытной работы, хранения учебных пособий и спецоборудования.
     
     В целях создания адекватных условий среды для профильного обучения с активными формами ведения урока, необходимо проектировать принципиально новые универсальные и специализированные учебные кабинеты.
     
     4.2. В СПШ рекомендуется предусматривать следующие типы учебных кабинетов:
     
     КT-I - универсального назначения с условиями для организации активных форм обучения, в т.ч. индивидуальных и групповых, дающих возможности выявления у учащихся их профильных интересов и способностей (рис.6).
     
     

          

Рис.6 Учебный кабинет универальный (КT-I). Обозначение зон кабинетов:

     
     ЗФ - зона фронтальных работ; ЗГ - зона групповой работы; ЗИ - зона индивидуальной работы; ЗЛ - зона лаборантской
     
     
     КT-II - специализированные с условиями для индивидуального углубленного изучения отдельных предметов и определения будущей сферы деятельности учащегося (рис.7).
     
     

     

Рис.7 Учебный кабинет специализированный с зоной лаборантской

     
     В составе кабинета (КT-II):
     
     Спецификация мебели и оборудования см. рис.8.
     
     
     КT-III - специализированные кабинеты - с лабораторией, с помещениями для практических занятий - основа профильного обучения (рис.8).
     
     

     

Рис.8 Учебный специализированный кабинет - лаборатория с практикумами (КТ-III)

     
     Спецификация мебели и оборудования:
     
     1. стол ученический лабораторный 70х130 см
     

     2. автоматизированное место учителя
     
     3. демонстрационные лабораторные столы
     
     4. классная доска длиной 4 м (расчетная)
     
     5. столы для индивидуальной опытной работы 70х120 см
     
     6. биокамера 140х140 см
     
     7. графопроектор
     
     8. стол лаборанта
     
     9. шкафы
     
     Обозначения помещений:
     
     ЛБ - лаборатория; ПХ - практикум по химии; ПБ - практикум по биологии; ПФ - практикум по физике.
     
     
     4.3. Планировка универсального учебного кабинета должна обеспечивать возможность менять его назначение в зависимости от изменения программ и методов обучения. Его площадь должна быть - не менее 3,5 м на одного учащегося, с возможностью свободного перемещения мебели и оборудования с целью формирования пространства кабинета для групповых форм обучения, при которых, как показывают педагогические исследования, создаются оптимальные условия для активизации потенциальных возможностей личности.
     
     4.4. Оптимальная форма универсального учебного помещения приближается к квадрату, параметры: 8,4х8,4 м; 8,4х9 м; 9х9 м.
     
     На площади универсального учебного кабинета рекомендуется предусматривать следующие зоны (рис.6):
     
     - размещения ученических столов на 20 человек для фронтальной работы; с классной доски длиной не менее 4 м;*
________________
     * Текст соответствует оригиналу. - Примечание .
     
     - размещения ученических столов на 8 человек для групповых форм занятий;
     
     - размещение мест для индивидуальной работы с ТСО с учетом использования внутренней стены, противолежащей окнам для размещения учебно-наглядных пособий.
     
     В зонах групповых и индивидуальных занятий рекомендуется предусматривать дополнительные источники естественного или искусственного освещения.
     
     На боковой внутренней стене учебного помещения рекомендуется размещение учебно-методических пособий для групповых и индивидуальных форм работ учащихся, а также предусматривать подводки инженерных коммуникаций к ТСО.
     
     Зонирование пространства универсального учебного кабинета должно определяться оптимальными условиями обучения, способствующими выявлению у учащихся индивидуальных способностей в той или иной сфере будущей деятельности.
     
     4.5. Специализированные учебные кабинеты проектируются с зоной лаборантской в составе кабинета. Его параметры аналогичны универсальному кабинету, но с дополнительной зоной лаборантской, рассчитанной на индивидуальное обучение с применением ТСО, оптимальные параметры кабинетов 8,4х11,2 м (94 м). В этом кабинете предусматривается автоматизированное место учителя, с которого должны управлять и одновременно фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы учащихся, а также зона хранения пособий и техники (на площадь лаборантской) (рис.7).
     
     4.6. Специализированный учебный кабинет - лаборатория с помещениями практикумов - основной планировочный элемент профильной школы (рис.8).
     
     Площадь учебного кабинета - лаборатории принимается по норме 3,5 м на одно ученическое место, практикума - 36-50 м на 10 мест (половину учебной группы). Допускается предусматривать несколько помещений-практикумов (2-4) на один учебный кабинет-лабораторию. При одном из практикумов необходимо еще иметь лаборантскую не менее 18 м. Помещение учебного (демонстрация опытов) кабинета-лаборатории оборудуется подиумом с лабораторным столом и автоматизированным местом учителя для контроля занятий одновременно в кабинетах и помещениях практикумов. Последние проектируются и оборудуются в расчете на долговременные проведения опытов и практических работ, связанных технологическими процессами, исследованиями без их прерывания.
     
     

     5. Расчет учебно-спортивных помещений СПШ с учетом их дефицита в сети общеобразовательных школ жилого района

     
     5.1. Расчет учебно-спортивных помещений, как правило, производится на основе: 1) учебной программы по физической культуре для школьников 5-11 классов; 2) типов и функциональных возможностей спортзалов по видам учебного спорта и пропускной способности залов (табл.7, 8 и 9); 3) дефицита учебно-спортивных помещений в существующих зданиях школ жилого района (где размещается СПШ).
     
     

Табл.7


Распределение учебного времени по различным видам занятий физической культурой
в общеобразовательных школах

     

Виды занятий

Классы

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

Теоретические сведения

В процессе уроков занятий

Гимнастика

28

28

28

28

16

16

16

16

16

16

16

Легкая атлетика

-

-

-

14

20

20

20

20

20

20

20

Подвижные игры

24

24

24

14








Спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч)*

-

-

-

-

16

16

16

16

16

16

16

Лыжная кроссовая или конькобежная подготовка**

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

16

Плавание***

-

-

26

26

14

14

14

14

14

14

14

Борьба****

-

-

-

-

-

-

-

10

10

-

-

________________
     * Для учащихся V-VII классов выбирают, как правило, две игры, для VIII-XI классов - одну.
     
     ** За счет сокращения времени на другие виды занятий.
     
     *** По усмотрению учителя за счет времени, предусмотренного для других видов занятий.
     
      Сноска отсутствует в оригинале. - Примечание .
          
     Примечание:
     
     По материалам Комплексной программы физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы (Министерство просвещения СССР, Академия педагогических наук СССР, 1985 г. - согласовано с Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР).
     
        

Табл.8

     

Функциональные характеристики учебно-спортивных помещений
по видам занятий применительно к школам

     

 

Гимнастика

Спортивные игры

Плавание

Размеры спортзалов, ванны бассейнов, м

Оздо- рови- тельная

Худо- жествен- ная

Спор- тивная

Подвиж- ные игры

Волей- бол

Бас-  кетбол

Ганд- бол

Бад- мин- тон

Teн- нис

Борь- ба

Лег- кая атле- тика (эле- менты)

Обуче- ние плава- нию

Оздо- рови- тель- ное

Учеб- ное- спор- тивное

          
 

Спортзалы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

12х12













2

9х18


 






3

15х12

 










4

18х15

 

 










5

21х15

 










6

24х12


Э



Э


Э




7

24х15


Э

Э

Э




8

30х18



Э


Э



9

36х18


 

Э

Э


10

Бассейны с ванной 25х11










11

16,6х11


 



12

10х6














          
     "Э" - Элементы по данному виду спорта.
     
     

Табл.9

     

Функциональные характеристики и пропускная способность учебно-спортивных залов
общеобразовательных школ

          

 

Расчетная пропускная способность залов*** уч-ся

Расчетная площадь пола зала на 1 уч-ся

Обслуживаемое число уч-ся

 


Размеры учебно- спортивного зала, м

Площ. зала,
м

В 1
учебный час

В день (6 часов)

В учебную неделю 5

В неде- лю (гимнас- тика)

В неделю
2/3 гимнас- тика
+1/3 игров. виды спорта

2 ч* в нед.

3 ч** в нед.

2 часа в неделю (гимнас- тика)*

3 часа в неделю (2/3 гим. 1/3 игр.)**
 

Площадь обслу- живающих поме- щений, м

Суммарная площадь блока спорт- помещений (зал+обсл. пом.), м

Расчетн. площадь
блока спорт- помещений на 1 уч-ся, м

Гимнас. Игровые виды спорта

Гимнас. Игровые виды спорта

Гимнас. Игровые виды спорта

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15х12

180

18
14

108
84

 40
420

540

500
360+140

0,66 0,72

1,00
1,1

270/250

180/167

79
55+10+4+10

259

0,46

18х15

270

22
14

162
84

810
420

810

680 540+140

0,66 0,79

1,0
1,2

405/340

270/227

79
55+10+4+10

349

0,49

24х15(12)

360(288)

36(28) 18(14)

216(168)
108(64)

1080(840)
540(420)

1080(840)

1080 720+360

0,66

1,0

540/420

360/280

156
110+32+4+10

516(444)

0,42

30х18

540

54
36

324
216

1620
1080

1620

1440 1080+360

0,66
0,75

10
1,13

810/720

540/480

166
110+32+4+20

706

0,5

36х18

648

60
36

360
216

1800
1080

1800

1560
1200+360

0,72
0,83

1,1
1,25

900/780

600/520

166
110+32+4+20

814

0,6(0,5)

42х24

1008

100
67

600
402

3000
2010

3000

2670
2000+670

0,67
0,76

1,0
1,13

1500/1335

1000/890

280(356)
8(12)х21+8+2х32+40

1288(1364)

0,51

________________
     * для школ микрорайона
     
     ** для сетевых школ района

     *** Текст соответствует оригиналу. - Примечание .
          
     Примечания к таблицам 7, 8, 9:
     
     1) По материалам справочного пособия "Проектирование спортивных залов, помещений для физкультурно-оздоровительных занятий" (1991 г.)
     
     2) Пропускная способность спортзалов показана в смену (единовременно) п.3; в течение учебного дня (6 часов) п.4; в течение учебной недели (5 учебных дней) п.6 и расчетная в неделю при занятиях только гимнастикой и при занятиях 2/3 времени гимнастикой и 1/3 времени игровыми видами занятий п.6 и 7. В числителе показатели пропускной способности при занятии гимнастикой, в знаменателе при игровых видах спорта (тренировки с мячом, волейбол, баскетбол, ручной мяч и пр.)
     
     3) Базисным учебным планом в течение недели предусматриваются занятия физкультурой 3-4 часа на каждого учащегося.
     
     Ввиду того, что часть времени по физкультуре проводится на открытом воздухе, в расчет принимается реальная загрузка спортзалов 2-3 часа в неделю. В графах 10-11 даны показатели обслуживаемого числа учащихся в неделю (оборачиваемость одного места 2-3 раза) при занятии только гимнастикой и при занятии гимнастикой 2/3 времени и игровыми видами спорта 1/3 времени и соответственно при 2 и 3 часах занятий одного ученика. Приведенные величины являются основными расчетными при подборе (определении) типов залов и их числа на конкретную общеобразовательную школу, где критерием является вместимость школьного здания.
     
     4) Учебными программами физкультуры на плавание отводятся обязательные часы для начальной школы (обучение плаванию) и рекомендуемые часы для остальных классов при наличии бассейна.
     
     5) При использовании спортивных залов во внеурочное время пропускная способность залов удваивается. При этом приоритетными здесь являются игровые виды спортивных занятий, в отличии от учебного времени, где основными являются занятия по гимнастике.
     
     6) В состав обслуживающих помещений входят: раздевальные, снарядные, комната инструктора.
     
     

      5.2. Современными учебными программами по физическому развитию учащихся общеобразовательных школ предусматриваются теоретические занятия, занятия гимнастикой, легкой атлетикой, подвижные игры, спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол, ручной мяч), лыжная, кроссовая или конькобежная подготовка, плавание, борьба.
     
     5.3. Распределение учебного времени по различным видам занятий физической культурой приведено в табл.7.
     
     Доля времени по видам занятий составляет:
     
     - в начальной школе (1-4 классы) - гимнастика - 28 часов (32%), подвижные игры - 20 часов (22%), лыжи-коньки - 16 часов (18%), плавание (3-4 классы) - 26 часов (28%);
     
     - в основной и старшей школе (5-11 классы): гимнастика - 16 часов (18%), легкая атлетика - 20 часов (22%), спорт игры - 16 часов (18%), лыжи-коньки - 16 часов (18%), плавание - 14 часов (14%), борьба - 6 часов (8%).
     
     5.4. Функциональные характеристики спортзалов и бассейнов приведены в табл.8, применительно к учебным программам для школьников.
     
     5.5. Существующие здания школ прошлых лет строительства, имеющие, как правило, спортзалы 9х18-12х24 м, не способны по своим функциональным возможностям реализовать школьной программы по физической культуре. Они в основном ориентированы на гимнастику и подвижные игры, которые составляют в начальной школе 54% всех учебных занятий по физкультуре, а в основной и старшей школе - 18-20% (гимнастика).
     
     5.6. В существующих основной и старшей школах (5-11 классы), как правило, отсутствует материальная база для игровых видов занятий физкультурой, плаванием и легкой атлетикой (не обеспечено 80% годового времени, отведенного учебными программами этим видам занятий).
     
     Компенсировать указанный дефицит учебно-спортивных помещений в существующих школах рекомендуется при проектировании для конкретных жилых районов и сетевых школ II-III ступени обучения, в частности СПШ.
     

     В этой связи расчет материальной базы учебного спорта в СПШ следует ориентировать на охват 5-11 классов.
     
     5.7. Расчет учебно-спортивных помещений сетевых СПШ для конкретных участков строительства следует вести с учетом следующих конкретных условий: 1) функциональных характеристик сложившегося фонда зданий школ; 2) дефицита учебно-спортивных помещений в существующих школах жилого района; 3) наличия земельной территории, количества учащихся, занимающихся в СПШ (5-11 классы), и др. сопутствующих факторов.
     
     5.8 Методика расчета сети школьных спортпомещений на примере конкретного района г.Москвы "Коньково" приведены в Приложении 1 к настоящему выпуску.
     
     

Приложение 1

        

  Методика расчета состава и площадей основных помещений старших профильных школ на примере сложившегося жилого района г.Москвы "Коньково"


     
     П 1.1 Сеть зданий общеобразовательных школ "Коньково" сформирована из зданий, построенных по типовым проектам прошлых лет: 65-426/1 - 11 объектов, V-76 - 2 объекта и МЮ - 1 объект. В них обучаются 13898 учащихся (см. табл.П 1.1)
     
     

Таблица П1.1


Перечень общеобразовательных школ, расположенных на территории района "Коньково"
(характеристика объектов)

     

NN
/пп

Наименование объекта

Адрес

Вместимость школы (уч.)

Площадь, м

Тип, год строительства

Территория (га)

По проекту

Факти- ческая

Расчетная

Общая

1.

Школа N 17

Ул.Введенского, д.28

1000

1107

4090

4900

Т.П. 65-426/1, 1972 г.

1,6

2.

Школа N 20

Ул.Ак. Арцимовича, д.7

1000

1019

4090

4300

Т.П. 65-426/1, 1972 г.

1,92

3.

Школа N 49

Ул.Ген. Антонова, д.4а

1000

1332

4090

4900

Т.П. 65-426/1, 1970 г.

1,5

4.

Школа N 103

Ул.Волгина, д.11

1000

702

4090

4300

Т.П. 65-426/1, 1969 г.

1,6

5.

Школа N 113

Ул.Профсоюзная, д.118б

1000

1015

4090

4900

Т.П. 65-426/1, 1970 г.

1,84

6.

Школа N 170

Ул.Профсоюзная, д.96б

1000

898

4090

4300

Т.П. 65-426/1, 1967 г.

1,92

7.

Школа N 176

Ул.Профсоюзная, д.98а

1000

759

4090

4300

Т.П. 65-426/1, 1967 г.

1,68

8.

Школа N 791

Ул.Бутлерова, д.38а

1000

761

4090

4300

Т.П. 65-426/1, 1967 г.

1,5

9.

Школа N 793

Ул.Бутлерова, д.24а

1000

1096

4090

4300

Т.П. 65-426/1, 1969 г.

1,6

10.

Школа N 798

Ул.Ак. Капицы, д.12

1000

1265

7094

7565

Т.П. V-76, 1984 г.

1,53

11.

Школа N 863

Ул.Введенского, д.27а

1000

1156

4090

4900

Т.П. 65-426/1, 1971 г.

1,93

12.

Школа N 1086

Ул.Введенского, д.32а

1000

799

4090

-

Т.П. И-1577А, 1990 г.

1,6

13.

Школа N 1104

Ул.Ак. Капицы, д.14а

1000

1340

7094

7565

Т.П. V-76,1985 г.

1,8

14.

Вечерняя школа N 115

Ул.Бутлерова, д.5

1000

(547)

(3159)

(4170)

Т.П. МЮ, 1969 г.

1,4

15.

Балетная школа "Вдохновение" N 1405

Ул.Ак. Капицы, д.16

280

(102)

-

(2235)

Т.П. VI-52, 1984 г.

0,3

Итого:

14124

13249

59176

60530

23,52

13898

62337

66935


     
     Суммарная общая площадь зданий составляет 67724 м, расчетная площадь - 61565 м; соответственно на 1 ученическое место в среднем - 4,9 и 4,46 м.
     
     Дефицит расчетной площади общеобразовательных школ по отношению к нормируемой МГСН 4.06-03 - составляет 6,6 м (11.2 - 4.5)*.
________________
     * Текст соответствует оригиналу. - Примечание .
     
     Для того, чтобы привести материальную базу сложившейся сети школ в соответствии с требованиями норм, необходимо в данном районе дополнительно построить сетевые здания школ суммарной расчетной площадью 91727 м или 3 старших профильных школы, каждая с площадью 13898 м.
     
     П 1.2. Важнейшей составляющей решения задачи ликвидации указанного дефицита состава и площадей помещений сложившейся сети школ является создание в данном жилом районе СПШ для профильного дифференцированного обучения учащихся 8-11 классов.
     
     Тогда за счет перевода 8-11 классов в новые СПШ существенно улучшатся условия обучения учащихся, оставшихся в существующих школах района.
     
     П 1.3. Число учащихся 8-11 классов (четыре возрастных контингента) 5054 человека (13898:11х4). Для этого числа учащихся создается материально-техническая база профильного обучения.
     
     П 1.4. Одна параллель учащихся 8-11 классов составляет 80 человек. В итоге необходимо предусмотреть базу для обучения по 63 параллелям (5054:80=63) старших классов по трем основным профильным направлениям: естественно-научному, техническому, социально-гуманитарному, т.е. 21 параллель 1680 учащихся по каждому из трех направлений.
     
     Реальная пропускная способность одного места в СПШ в неделю определяется из расчета 2,5 (2-3 раза) занятий (три смены по 2 часа) в день в течение 5 учебных дней, благодаря чему возможно определить пропускную способность одного места в неделю 3х5:2,5=6 раз.
     
     Для 1680 учащихся одного профильного направления, при занятиях в две смены в СПШ необходимо предусмотреть 140 мест (1680:6:2), а для создания базы профильного обучения по трем основным направлениям - центрах СПШ общей вместимостью 420 мест (140х3).
     
     П 1.5. Для направления естественно-научных дисциплин необходима расчетная площадь 1752 м, для направления изучения техники и технологий - 2854 м, для социально-гуманитарных наук - 1234 м.
     
     Итак, на всю сеть зданий общеобразовательных школ жилого района "Коньково" требуется создать базу профильного обучения на 420 мест с расчетной площадью 5840 м (1752+2854+1234) для обучения на ее базе 5054 учащихся 8-11 классов.
     
     П 1.6. В соответствии с реальной ситуацией в "Коньково" необходимо иметь три центра, по естественно-научному (ЕН) направлению, техническому (Т) и социально-гуманитарному (СГ) направлениям.
     
     П 1.7. В этом случае для оптимального решения задачи соотношение состава специализированных учебных кабинетов СПШ по направлениям следует принимать 6:4:2 (ЕН:Т:СГ).
     
     П 1.8. Для СПШ естественно-научного направления предусматривается 18 практикумов по профилям: 1) механика, 2) кибернетика, 3) оптика, 4) электричество, 5) информатика и микропроцессоры, 6) телемеханика, 7) электроника, 8) астрономия, 9) биосинтез или иных дисциплин (по два практикума на каждый профиль). Для СПШ технического направления предусматривается 12 практикумов по профилям: 1) техническое моделирование, 2) конструирование, 3) космическая техника, 4) автостроение, 5) авиастроение, 6) судостроение, 7) технический дизайн, 8) бионика, 9) архитектура, 10) строительная техника, 11) технология обработки металлов, 12) приборостроение.
     
     Для СПШ социально-гуманитарного направления предусматривается 6 практикумов, с универсальными учебными кабинетами, информационным центром-библиотекой и студиями эстетико-художественного воспитания.
     
     Примерный состав и площади помещений для профильного обучения учащихся 8-11 классов жилого района "Коньково" приведены в табл.П1.2.
     
     

Таблица П1.2

     

Примерный состав помещений старших профильных школ для модернизации школьной сети района "Коньково"

     

84 класса
1680 уч.

84 класса
1680 уч.

84 класса
1680 уч.

1-4, 5-7, 8-9, 10-11
0:0:14:14

1-4, 5-7, 8-9, 10-11
0:0:14:14

1-4, 5-7, 8-9, 10-11
0:0:14:14

Наименование помещений

СПШ-ЕН*

СПШ-Т*

СПШ-СГ*

1

2

3

4

Основная школа:

Учебные кабинеты 8-9 классы

1960
28х70

1960
28х70

1960
28х70

Рекреация

1680

1680

1680

Старшая школа:

Учебные кабинеты 10-11 классы

1120
16х70

840
12х70

1540
22х70

Рекреация

1680

1680

1680

Специализированный блок помещений профильного обучения:

Учебный кабинет

1080
12х90

210   
3х70**

Лаборатория

630
9х70

-

-

Практикум

900
18х50

1620
12х135

252
2х72+2х36+2х18

Лаборантская

324
9х36

1020
12х18

-

Аудитория с полиэкраном

200
3х100

100

200
2х100

Ресурсный центр

324

270

72

Универсальная мастерская

-

144

-

Кладовая хранения материалов

-

144

-

Комната мастера

-

80
2х40

-

Специализированные кабинеты общего типа:

- Иностранного языка

240
6х40

240
6х40

480
12х40

- Информатики и вычислительной техники

180
90+90

180
90+90

180
90+90

- Компьютерный класс

108

108

108

Помещение изучения технологий (трудовое обучение):

- Мастерская по обработке металла и технологии

90

90

90

- Инструментальная

24

24

24

- Мастерская по обработке дерева и технологии

90

90

90

- Мастерская по обработке тканей и технологии

90

90

90

- Кулинария

50

50

50

Библиотека - справочно-информационный центр

1008

1008

2016

Технический центр

72

72

72

Методический кабинет с учительской (8-11 классов) и зоной отдыха

180

180

180

Вестибюльная группа учебных помещений, администрация, медицинские кабинеты:

- Кабинет директора

40

40

40

- Кабинет зам. директора по учебно-воспитательной работе

10

10

10

- Кабинет организатора внеклассной и внешкольной работы

12

12

12

- Кабинет зам. директора по адм.-хоз. работе

10

10

10

- Канцелярия

12

12

12

- Комната техперсонала

12

12

12

- Кладовая уборочного инвентаря

8

8

8

- Кабинет врача

21

21

21

- Процедурная

16

16

16

- Кабинет зубного врача

12

12

12

- Санузлы учащихся

252

252

252

- Санузлы персонала

24

24

24

- Вестибюль-гардероб

588

588

588

Группа зрительного зала:

- Зрительный зал
(на 1/4 учащихся)
     
  _мест _
площадь




420
300




420
300




420
300

- эстрада

90

90

90

- кладовая-инвентарная

12

12

12

- артистические

18

18

18

Технический центр

70

70

70

Группа помещений эстетическо-художественного воспитания:

- Студия изобразительного искусства

144

144

288
2х144

- Студия хореографии

144

144

288
2х144

- Студия музыки

144

144

288
2х144

Техническое творчество

90

90

-

- Фото-киностудия

36

36

36

- Юннатско-биологическая деятельность

72

72

72

Группа спортивно-оздоровительная:

- Учебно-спортивные залы

2160
4х540

2160
4х540

2160
4х540

Обслуживающие помещения:

- раздевальные

- снарядная

1120 (140+4х21+32+4+20)х4

1120
(140+4x21+32+4+20)x4

1120 (140+4x21+32+4+20)x4

- помещение хранения уборочного инвентаря

- комната инструктора

Столовая:

- Обеденный зал с раздаточной (по 0,8 м)

мест
площадь

420(560)
336(448)

420(560)
336(448)

420(560)
336(448)

- кухонный блок с подсобными помещениями

250

250

250

+

Спортзал* 42х24 с элементами легкой атлетики

1008

Обслуживающие помещения

280
8х21+8+2х32+40

Бассейн:

С ванной 25х11,5(2)

1080

С ванной 10х6(1)

180

- раздевальные

390
10х39

- шкафы

120
10х12

- душевые

100
10x(5x2)

- уборные

40
10х4

- пом. Инструктора

54
3х(12+6)

- пом. медсестры с лаборантской

36
3х(2х6)

Вестибюль-гардероб
(75 уч. х1,5 по 0,53 м)

40

Итого расчетная площадь
 

20281

18861

17139

Расчетная площадь на 1 уч-ся
 

12,07

11,2

10,2

________________
    * Согласно П1.7.

     ** Дополнительно используются универсальные кабинеты
     

     Примечания:
     
     СПШ EH - естественно-научного профиля обучения.
     
     СПШ Т - технического профиля обучения.
     
     СПШ СГ - социально-гуманитарного профиля обучения.
     
     
     П 1.9. Создание специализированных СПШ позволяет повысить качество материальной базы профильного обучения, одновременно с ликвидацией количественного дефицита учебных помещений существующей сети общеобразовательных школ.
     
     П 1.10. Отток учащихся (8-11) классов в СПШ повышает удельную площадь на одного учащегося в существующих общеобразовательных школах в среднем с 4,65 м до 7,06 м, превращая их в неполные основные школы и приближая их удельные показатели к уровню действующих норм (см. табл.П1.3).
     
     

     Табл.П1.3

     

Показатели развития материальной базы сети общеобразовательных школ жилого района "Коньково"
с учетом перевода 8-11 классов в старшие профильные школы

     

N
/пп

Наименование объекта

Адрес

Количество учащихся

Удельные показатели площади в м

Расчетная (рабочая)

Дефицит расчетной плошади по сравнению с МГСН 4.06-03

С учетом создания СПШ

Без создания СПШ,
 без учета профильных учреждений

С учетом перевода 8-11 классов
в СПШ

1

Школа N 17

Ул.Введенского, д.28

705

6,96

5,81

6,59

2,49

2

Школа N 209

Ул.Ак. Арцимовича, д.76

649

6,61

6,30

6,1

2,00

3

Школа N 49

Ул.Ген. Антонова, д.4а

848

5,78

4,82

7,58

3,48

4

Школа N 103

Ул.Волгина, д.11

447

9,63

9,16

3,24

0,86

5

Школа N 113

Ул.Профсоюзная, д.118б

646

7,59

6,33

6,07

1,97

6

Школа N 170

Ул.Профсоюзная, д.96б

572

7,53

7,16

5,24

1,14

7

Школа N 176

Ул.Профсоюзная, д.98а

483

8,91

8,47

3,93

0,17

8

Школа N 791

Ул.Бутлерова, д.38а

484

8,88

8,46

3,94

0,16

9

Школа N 793

Ул.Бутлерова, д.24а

698

6,16

5,86

6,54

2,44

10

Школа N 798

Ул.Ак. Капицы, д.12

805

9,40

8,82

3,58

0,52

11

Школа N 863

Ул.Введенского, д.27а

736

6,66

5,56

6,84

2,74

12

Школа N 1086

Ул.Введенского, д.32а

509

-

8,04

4,36

0,26

13

Школа N 1104

Ул.Ак. Капицы, д.14а

853

8,88

8,31

4,09

0,01

Итого:

8435

7,18

7,04*

5,01*

2,03*

________________
     * Удельный нормативный показатель расчетной площади принимается равным 11,1 м.
     
     
     П 1.11. Важным направлением совершенствования сложившейся сети зданий общеобразовательных школ жилого района "Коньково" является также восполнение дефицита помещений для занятий физической культурой в соответствии с учебной программой по физическому развитию учащихся.
     
     Общее число учащихся района "Коньково" - 13898, что соответствует 556 классам. В табл.П1.4. приведены расчетные данные о необходимых спортзалах для сети школ жилого района "Коньково", согласно табл.7, 8, 9.
     
     

Табл.П1.4

Параметры залов, м

Количество залов, шт.

Площадь, м

42х24

1

1008

36х18

8

5184
8х648

30х18

1

540

24х12

8

2340
288

18х15

9

2430
9х270

Итого:

12042

     
     
     П 1.12 На территории жилого района "Коньково" в существующих школах уже имеются следующие спортзалы:
     
     1 зал - 9х18 м площадью 162 м, школа МЮ;
     
     11 залов - 24х12 площадью 3168 м, школы 65-426/1;
     
     2 зала - 24х12 площадью 576 м, школы V-76.
     
     Суммарная площадь залов составляет 3906 м.
     
     П 1.13. В результате сеть зданий школ следует дополнить следующими спортзалами: один 42-24 м; восемь - 36х18 м; один - 30х18 м и три - 24х12 м. Для проектирования принимаем спортзалы: один - 42х24 м и двенадцать 30х18 м.
     
     П 1.14. Конкретная ситуация позволяет на территории района "Коньково" создать 3 центра с расширенной спортбазой при старших профильных школах (рис.П1).
     
     

          
     СПШ - старшая профильная школа
     
     СГ - социально-гуманитарное направление
     
     ЕН - естественно-научное направление
     
     Т - техническое направление
     
     С - спортивно-оздоровительная группа помещений
        

Рис.П1 Предложение по модернизации сложившейся сети общеобразовательных школ жилого района
в "Коньково", г.Москва

     
     
     В итоге в каждую СПШ требуется включить по 4 спортзала 30х18 м, а при одной из них, где это позволяет размер конкретного земельного участка, дополнительно предусмотреть зал 24х42 м и бассейн (табл.П1.2).
     
     П 1.15. В результате сеть школьных зданий района "Коньково" после предлагаемой модернизации будет иметь удельный показатель общей площади, равный 11 м (Суммарная площадь существующей сети (61565 м)+расчетная площадь СПШ ЕН - 20281 м+расчетная площадь СПШ Т - 18861+расчетная площадь СПШ СГ - 17139 м=117846 м).
     В расчете на 1 учащегося 8,5 м (117846:13898). Общая площадь 11,02 м (8,5х1,3), т.е. будет равняться современным технико-экономическим показателям, но при этом качественная среда несоизмеримо возрастет.
     
          

Приложение 2

     

Пример проектного решения здания СПШ

 

  

Рис.П2-1 Здание школы-гимназии(СПШ гуманитарного профиля) в г.Одинцово мкр-н 5-5А - макет
(авторы: Степанов В.И, Степанов А.В, Попов А.А, Наумов В.В, Кирюшина Л.А.)

     
     

          
     ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
     
     Площадь участка - 2,5 га
     
     Площадь застройки - 5581 м
     
     ЭКСПЛИКАЦИЯ
     
     1 - здание школы
     
     2 - бассейн
     
     3 - хозяйственная зона
     
     4 - спортивное ядро с круговой беговой дорожкой (250 м)
     
     5 - универсальная площадка
     
     6 - гимнастическая площадка
     
     7 - игровая площадка
     
     8 - зона отдыха
     

Рис.П2-2 генеральный план участка школы-гимназии в городе Одинцово (СПШ гуманитарного направления)

     
     

          

Рис.П2-3 План этажа со специализированными учебными кабинетами и практикумами

          
     
     
Текст документа сверен по:
научно-техническое издание
/ Правительство Москвы;
Москомархитектура. - М.: ГУП "НИАЦ", 2004

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование