- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В СРЕДСТВАХ СВЯЗИ НА СЕЛЕ
СОСТАВИТЕЛИ: д-р техн. наук Краусп В.Р., канд. техн. наук Кузнецов И.М., (ГНУ "ВИЭСХ"), канд. техн. наук Шевченко С.С., д-р эконом. наук Старков А.А., канд. с-х. наук Сторожук Е.В., Седов О.Л. (ФГНУ НПЦ "Гипронисельхоз").
Методика разработана по заданию Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (контракт N 459 от 07.05.01 г.), рассмотрена и утверждена на заседании секции технологического проектирования Научно-технического совета Минсельхоза России 27 декабря 2001 года, Протокол N 41.
ВВЕДЕНИЕ
Связь является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти (управления), обороны, безопасности, охраны правопорядка в Российской Федерации, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи.
Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации.
Развитие и обеспечение устойчивой и качественной связи являются важнейшими условиями развития общества и деятельности государства. Связь является индикатором цивилизованности государства и характеризует экономический уровень развития страны. По данным Международного союза электросвязи (МСЭ) при ООН в промышленно развитых странах создание более 25% валового национального продукта (ВНП) определяется информационной инфраструктурой, т.е. сетями связи. Согласно экономическому анализу, проведенному МСЭ, средства связи развиваются в два раза быстрее средних показателей развития промышленности.
Все это имеет прямое отношение и к сельской связи. Учитывая большую рассредоточенность сельского населения, сельскохозяйственного производства и труда, особенности экономического механизма формирования средств связи и их функционирование, связь на селе имеет не меньшее, а даже большее значение.
Средняя людность сельских поселений России составляет 255 чел. при региональных колебаниях от 38 до 187 чел. На поселения с численностью жителей до 50 чел. приходится 49% сельских населенных пунктов, а до 100 чел. - 61%.
Мелкодисперсный характер сельского населения обуславливает измельченность и рассредоточенность объектов социальной инфраструктуры, в том числе и сельской связи.
В связи с низкой территориальной доступностью объектов инфраструктуры, в том числе связи, сельские жители несут больше временных затрат на получение услуг. На селе практически отсутствует возможность выбора качества обслуживания, в том числе путем получения услуг на платной основе.
Плотность сельской связи значительно ниже городской. Связь на селе всегда нуждалась в особой заботе государства, т.к. развитие ее не приносило прибыли и требовало прямых финансовых вложений.
В современных условиях связь для агропромышленного производства, средств управления аграрным сектором и сельского населения является столь необходимым элементом инфраструктуры, что его отсутствие или недостаточное развитие в регионе означает практически в той же степени отсутствие или недостаточное развитие производства и самой жизнедеятельности.
Уровень развития сетей электросвязи в сельской местности, где в настоящее время проживает около трети населения страны, является одним из важных факторов повышения производительности труда и улучшения условий жизни сельского населения.
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая методика предназначена для специалистов Минсельхоза России, областных и районных управлений сельского хозяйства для определения потребности в средствах связи отрасли сельского хозяйства Российской Федерации (далее - РФ), в целом отдельных регионов, территорий, поселков, учреждений соцкультбыта и сельских дворов.
С помощью методики можно определять размеры инвестиций в систему связи отрасли, отдельных территорий и объектов, а также прогнозировать темпы развития, средств и систем связи на перспективу.
Методика предполагает сбор исходных данных для расчета обеспеченности и потребности объектов в средствах связи. Из статистических сборников Госкомстата РФ берутся статистические данные о количестве объектов связи (сельских домов, производственных помещений, учреждений соцкультбыта др.), показатели развития сельской телефонной связи общего пользования, обеспеченность населения квартирными телефонами сети общего пользования, данные о развитии междугородной и международной связи и другие.
Для определения количества телефонных автоматов (ТА) на 100 жителей (в сумме всех телефонов организаций соцкультбыта, производственной сферы и общего пользования) проводятся обследования пилотных объектов в разных регионах. Этот показатель является достоверным и используется также для расчетов потребности в средствах связи.
Методика позволяет определить обеспеченность средствами связи поселков, территорий, регионов и РФ в целом.
2 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Термины |
Определения |
1 |
2 |
Максимальная достигнутая в расчетный период обеспеченность населения средствами связи |
Количество ТА, применяющееся в передовых, индустриально развитых странах на 100 человек. |
Минимальная потребность в средствах телефонной связи |
Показатель количества телефонных аппаратов (ТА), которое обеспечивает доступ к ТА всем проживающим в поселке жителям в каждый час суток. |
Обеспеченность в средствах связи |
Удельное количество средств связи на семью, 100 человек, на одну квартиру, производственный или социальный объект заданной производительности, пропускной способности, заданного количества человеко-мест. |
Объекты, в которых устанавливаются средства связи |
Жилые дома и квартиры, производственные помещения (административные здания, фермы, хранилища, энергетические установки, зернопункты и др.), здания социальной инфраструктуры (школы, больницы, поликлиники, библиотеки и др.). |
Основные телефонные аппараты |
Занимающие самостоятельные номера в телефонной станции, в т.ч. спаренные телефонные аппараты, предназначенные для общего пользования. |
Пейджер |
Приемник системы персонального радиовызова. |
Плотность средств связи |
Показатель количества ТА на 100 жителей, на 100 сельских домов. |
Расчетная потребность в средствах связи |
Определяемое расчетом количество средств связи, приходящееся на 100 жителей, на семью или другой удельный показатель, удовлетворяющее техническим условиям для тех или иных групп пользователей. |
Сельскохозяйственные пилотные объекты |
Поселки, территории, регионы республики, на базе которых определена фактическая оснащенность ТА и рассчитано развитие телефонизации до 2010 г. |
Сотовая связь |
Мобильная система радиотелефонной связи с принимающими станциями, выходящими на АТС, которые подобно пчелиным сотам покрывают район, город, поселок. |
Средства связи |
Технические устройства и сети, обеспечивающие телефонную, телеграфную, факсимильную связь, передачу данных и документированных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ. |
Таксофоны |
Аппараты, с которых осуществляются международные, междугородние, местные телефонные разговоры, или один из этих видов разговоров. |
Телефакс |
Вид документальной связи, предназначенной для факсимильной связи (передачи неподвижных изображений) между оконечными абонентскими устройствами по общегосударственной автоматической коммутируемой телефонной сети. |
Технические характеристики средств связи |
Характеристики, отвечающие действующим требованиям расчетного периода и техническим условиям эксплуатации. |
Фактическое оснащение средствами связи |
Количество телефонных аппаратов на 100 человек. |
Электронная почта |
Высокоскоростная передача информации, подготовленной или обрабатываемой на входе средствами вычислительной техники и передаваемой по каналам электросвязи с промежуточным накоплением в "электронных почтовых ящиках". |
Электронная связь |
Передача и прием сигналов, знаков, письменного текста, изображений по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам. |
3 МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ И СБОРА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ НА ДЕЙСТВУЮЩИХ ОБЪЕКТАХ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФАКТИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ СВЯЗИ
3.1 Объекты обследования
Объектами, в которых применяются средства связи, являются:
- сельские дома;
- помещения соцкультбыта (поликлиники, больницы, библиотеки, административные здания, клубы и др.);
- производственные предприятия (фермы, зернопункты, склады, мастерские, теплицы и др.);
- поселки, районы, регионы.
Фактическая оснащенность средствами связи сельскохозяйственных объектов колеблется в широких пределах от 1-2 ТА/100 человек до 40 ТА/100 человек.
Фактическая оснащенность средствами связи () определяется следующими путями:
- по статистическим данным статсборников Госкомстата РФ или по результатам обследования непосредственно рассматриваемой территории;
- путем обследования пилотных объектов с последующим переносом полученных данных на весь регион.
3.2 Оценка фактической оснащенности объектов средствами связи по статистическим данным Госкомстата РФ
3.2.1 Объекты применения средств связи
Объектами, в которых применяются средства связи, являются:
- лечебные учреждения, общее количество которых обозначается .
Лечебные учреждения подразделяются на:
а) пункты скорой помощи - ;
б) центральные районные больницы - ;
в) районные больницы - ;
г) участковые (местные) больницы и поликлиники - .
3.2.2 Лечебные учреждения
Общее количество лечебных учреждений определится уравнением:
. (1)
Лечебные учреждения могут быть классифицированы по размеру и количеству применяемых в них ТА и других средств связи.
По статистическим сборникам определяют количество объектов медицинской направленности, а количество в них ТА - находят по данным маркетинговых исследований.
По существующим статистическим данным среднее количество ТА:
- в центральных районных больницах - 3;
- в пунктах скорой помощи - 3;
- в районных больницах - 3;
- в участковых больницах, поликлиниках, медпунктах - 2.
Расчетная формула для определения количества ТА в лечебных учреждениях на 2001 г. имеет вид:
(2)
3.2.3 Учреждения образования и культуры
Общее количество учреждений образования и культуры - .
Учреждения этого направления включают в себя:
- дошкольные учреждения - ;
- общеобразовательные школы - ;
- учреждения культурно-досугового типа - ;
- библиотеки - ;
- кинозалы - .
Общее количество объектов образования и культуры определяем уравнением
. (3)
По данным экспертных оценок на 2001 г. оснащение таких объектов ТА составляет:
, (4)
где коэффициенты перед членами уравнения соответствуют количеству ТА в объекте.
3.2.4 Сельскохозяйственные предприятия различного назначения
Общее количество сельскохозяйственных предприятий различного назначения - .
К предприятиям относятся:
- фермы - ;
- хранилища - ;
- зернопункты - ;
- мастерские и др. - .
Общее количество предприятий равно:
. (5)
Для уровня 2001 г. среднее количество ТА на каждом объекте равно 1 ТА.
Тогда:
(6)
3.2.5 Квартиры сельских жителей
Число телефонов в квартирах сельских жителей - .
Из статистических сборников определяется число сельских домов - и количество сельских телефонов общего пользования района, региона, республики.
(7)
Для уровня 2001 г.:
где: - число жителей;
- число жителей в 2001 г.;
- количество домов сельских жителей в 2001 г.
3.3 Методика определения фактического обеспечения средствами связи по данным обследования пилотных объектов
В рассматриваемом регионе, республике, области выделяются пилотные объекты, в которых проводятся статистические обследования. Выявляется фактическая оснащенность ТА всех объектов. На основании собранных данных определяется количество на 100 жителей ()
. (8)
По отношению к году проведения обследования, например 2001 г.
. (9)
Расчетные данные переносятся на другие регионы, территории. По известным и определяют количество ТА
(10)
Эти данные используются в дальнейших расчетах на перспективу.
4 МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПОВ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕФОНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2010 г.
4.1 Тенденции развития телефонизации отрасли сельского хозяйства
В 1965-1991 г.г. развитие телефонной связи в России осуществлялось в соответствии с постановлениями правительства.
На начальном этапе более 50% вводимой емкости систем телефонной связи (СТС) предназначалось для производственных нужд сельскохозяйственных предприятий (СХП).
СТС имела статус внутрипроизводственной телефонной связи (ВПТС) и финансировалась из бюджетных ассигнований по отрасли "Сельское хозяйство", а также за счет средств сельскохозяйственных предприятий.
При этом объемы телефонизации постоянно увеличивались. Так, если в 1966-1970 гг. было введено 320 тыс. номеров, то в 1985-1990 гг. - более 1 млн.
Однако прекращение впоследствии выделения средств на телефонизацию села из федерального бюджета, ослабление экономического потенциала сельских товаропроизводителей, отсутствие денег у населения, неопределенность экономической стратегии правительства в кредитовании развития СТС привели к резкому снижению обеспеченности СХП необходимыми средствами связи и прекращению внедрения современных информационных технологий и различных услуг связи. В результате значительное количество ферм, гаражей, мастерских, зернотоков и других важных производственных объектов не имеет электрических средств связи, что отрицательно сказывается на их работе.
В качестве первого шага должна быть принята федеральная программа развития телефонной связи в сельской местности, которая позволит создать в АПК гибкую и экономичную информационную структуру, охватывающую все звенья производства и переработки сельскохозяйственной продукции и предоставляющую управленческим структурам и населению новые информационные услуги.
Применение традиционных технологий телефонизации со структурой центральная-узловая-оконечная АТС не может обеспечить безубыточную эксплуатацию сетей связи при телефонной плотности 16-20 ТА на 100 жителей в 70 тыс. населенных пунктах, удаленных от опорных АТС более чем на 5 км.
Проведенные в 1998-2000 г.г. исследования по созданию оптимальных вариантов построения сельских сетей в Нечерноземной зоне (на примере Горномарийского, Междведевского, Советского и Волжского районов Республики Марий Эл, Краснослободского района республики Мордовия, Дзержинского и Медынского районов Калужской области, Конаковского и Бежецкого районов Тверской области) показали, что в указанных республиках и областях имеется от 10 до 20 (30) удаленных от центральных усадеб (ЦУ) населенных пунктов, в которых проживает от 10 до 100 человек. В зависимости от увеличения расстояния между этими пунктами количество телефонов в них значительно уменьшается вследствие резкого возрастания стоимости ввода одного номера.
В таблице 1 приведены данные, характеризующие компактность проживания и зависимость удаленности от АТС населенных пунктов перечисленных районов.
Таблица 1
Число жителей |
Количество населенных пунктов, удаленных от ЦУ на расстояние, км | |||||||||
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
10 |
12 |
14 |
Более 14 |
Итого | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
До 5 |
27 |
5 |
9 |
6 |
5 |
11 |
3 |
12 |
3 |
81 |
До 15 |
41 |
18 |
16 |
9 |
5 |
14 |
6 |
11 |
7 |
127 |
До 40 |
45 |
23 |
12 |
18 |
16 |
11 |
5 |
20 |
5 |
155 |
До 100 |
85 |
10 |
15 |
9 |
5 |
10 |
9 |
11 |
0 |
155 |
Более 100 |
109 |
19 |
24 |
9 |
5 |
6 |
3 |
8 |
2 |
185 |
Всего |
308 |
75 |
76 |
51 |
36 |
52 |
26 |
62 |
17 |
703 |
(%) |
(44) |
(11) |
(11) |
(7) |
(5) |
(7) |
(4) |
(9) |
(2) |
(100) |
Из таблицы следует, что более половины населенных пунктов имеют численность до 40 человек, а 44% населенных пунктов удалены от ЦУ менее чем на 4 км. Следовательно, только в половине поселков Нечерноземья можно обеспечить абонентский доступ с помощью многопарного кабеля с диаметром жил 0,5 мм. При этом в населенных пунктах с численностью до 40 человек при телефонной плотности 20 ТА необходимо установить от двух до восьми телефонов, что делает прокладку многопарного кабеля неперспективным.
В сельскохозяйственные предприятия Северного Кавказа, Центрально-Черноземной зоны, Сибири, Поволжья входит меньше населенных пунктов и их удаленность от АТС достигает уже 20 км и более. Поэтому архитектура цифровой сельской АТС должна предусматривать устройства сети доступа для телефонизации одиночных абонентов и абонентских групп, удаленных от АТС на расстояние от 3,5-4 до 7-8 и более километров.
В настоящее время потребность жителей и производственных структур АПК удаленных поселков в услугах связи меньше, а в отдельных случаях больше, чем в близлежащих поселках. Поэтому для обеспечения нормальной жизнедеятельности сельского населения емкость телефонных сетей должна обеспечивать на ЦУ телефонную плотность 22-24 ТА, а в остальных поселках - 12-20 ТА с последующим увеличением до 30 ТА.
В то же время анализ состояния телефонной сети в Горномарийском районе Республики Марий Эл показал, что телефонная плотность удаленных от ЦУ населенных пунктов составляет 3-4 ТА, что характерно для большинства районов Нечерноземья.
В таблице 2 приведено распределение населенных пунктов по телефонной плотности. Из таблицы видно, что 73% поселков имеют плотность до 6 ТА, а 18% - не имеют телефонов вообще.
Таблица 2
Телефонная плотность |
6 |
10 |
12 |
14 |
18 |
20 |
22 |
Свыше 22 |
Не имеют |
Итого |
Общее количество населенных пунктов |
178 |
20 |
5 |
6 |
7 |
1 |
3 |
5 |
18 |
143 |
(%) |
(73,3) |
(8,2) |
(2,1) |
(2,5) |
(2,9) |
(0,4) |
(1,2) |
(2,1) |
(7,4) |
(100) |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- ЦУ СХП |
1 |
3 |
1 |
0 |
6 |
1 |
2 |
2 |
0 |
16 |
(%) |
(6,3) |
(18,8) |
(16,3) |
(0) |
(37,5) |
(6,3) |
(12,5) |
(12,5) |
(0) |
(100) |
- другие населенные пункты СХП |
177 |
17 |
4 |
6 |
1 |
0 |
1 |
3 |
18 |
227 |
(%) |
(78) |
(7,5) |
(1,8) |
(2,6) |
(0,4) |
(0) |
(0,4) |
(1,3) |
(7,9) |
(100) |
В таблице 3 приведены показатели развития сельской телефонной связи общего пользования по годам.
Таблица 3 - Основные показатели развития сельской телефонной связи общего пользования (ТфОП)
Показатели |
Годы | |||||||||||||
1970 |
1975 |
1980 |
1985 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 | |
Число телефонных станций, тыс. |
17,0 |
19,8 |
22,7 |
24,6 |
26,7 |
27,0 |
27,2 |
27,2 |
27,1 |
27,1 |
27,0 |
27,0 |
27,0 |
27,3 |
Общая монтированная емкость телефонных станций, млн. номеров |
1,0 |
1,6 |
2,2 |
2,8 |
3,5 |
3,7 |
3,8 |
3,9 |
4,0 |
4,1 |
4,2 |
4,2 |
4,3 |
4,5 |
Число ТА телефонной сети общего пользования или имеющих на нее выход, млн. |
0,0 |
1,4 |
2,0 |
2,5 |
3,3 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,6 |
3,7 |
3,8 |
Из них: основные |
0,8 |
1,3 |
1,8 |
2,3 |
3,1 |
3,3 |
3,3 |
3,4 |
3,3 |
3,4 |
3,4 |
3,5 |
3,5 |
3,7 |
Из них: ТА базовых операторов Минсвязи России (в т.ч. таксофоны), млн. |
0,8 |
1,3 |
1,8 |
2,4 |
3,2 |
3,4 |
3,4 |
3,5 |
3,4 |
3,4 |
3,4 |
3,5 |
3,6 |
3,7 |
Обеспеченность населения ТА (включая |
1,3 |
3,2 |
4,8 |
6,2 |
8,6 |
9,0 |
8,8 |
8,9 |
8,9 |
8,8 |
8,9 |
9,0 |
9,3 |
9,6 |
- таксофоны; |
||||||||||||||
- на конец года; |
||||||||||||||
- на 100 чел. наличного населения), шт |
||||||||||||||
Обеспеченность населения квартирными ТА (на 100 семей постоянного населения), шт. |
1,8 |
3,5 |
5,3 |
8,2 |
13,9 |
15,2 |
16,2 |
17,2 |
18,2 |
18,8 |
19,7 |
19,8 |
20,6 |
21,9 |
Число телефонов сельской телефонной сети (включая универсальные междугородно-сельcкие), тыс. |
- |
- |
33 |
4 |
10 |
10 |
9 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
8 |
Удельный вес основных ТА, имеющих выход на автоматическую междугороднюю телефонную станцию, % |
- |
- |
- |
- |
2 |
244 |
28 |
31 |
35 |
40 |
46 |
55 |
64 |
72 |
С 1970 по 1999 г. количество телефонных аппаратов в сельской местности увеличилось в 1,6 раза. Обеспеченность населения квартирными телефонными аппаратами на 100 семей постоянных жителей возросло в 12 раз.
Возросла в 10 и более раз обеспеченность таксофонами и выходами в автоматическую междугороднюю телефонную станцию.
4.2 Расчет потребности в телефонной емкости сельскохозяйственных объектов
Для крупного СХП "Сила" Горномарийского района была определена потребность в телефонной связи.
Таблица 4
Наименование хозяйств |
Количество телефонов |
Расчетная потребность в телефонной емкости | ||
12 |
20 |
30 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
д.Авдеево |
2 |
6 |
11 |
16 |
д.Аргаево |
1 |
9 |
15 |
23 |
д.Артюшкино |
- |
9 |
15 |
23 |
д.Афонькино |
- |
9 |
14 |
21 |
д.Важнангер |
- |
12 |
21 |
31 |
с.Виловатое |
257 |
160 |
266 |
400 |
д.Ельниково |
1 |
14 |
23 |
35 |
д.Ермаково |
- |
5 |
8 |
12 |
с.Кожважи |
6 |
26 |
43 |
65 |
д.Корчаково |
- |
9 |
15 |
23 |
д.Лепеткино |
- |
11 |
18 |
27 |
д.Лицкнуры |
- |
6 |
10 |
15 |
д.Майский |
1 |
4 |
7 |
10 |
д.Макарово |
- |
7 |
12 |
19 |
д.Малый Серманагер |
1 |
15 |
24 |
36 |
д.Михаткино |
1 |
21 |
34 |
52 |
д.Немцево |
1 |
13 |
22 |
34 |
д.Нижнее Сарлайкино |
1 |
23 |
38 |
56 |
п.Новый |
31 |
17 |
29 |
43 |
д.Октябрьский |
- |
1 |
1 |
1 |
д.Осипкино |
8 |
4 |
7 |
10 |
с.Паратмары |
5 |
17 |
28 |
41 |
д.Паратмары-Юваньки |
3 |
16 |
27 |
41 |
д.Пичужкино |
2 |
5 |
8 |
11 |
д.Покан-Юванькино |
1 |
25 |
41 |
61 |
д.Сачиково |
14 |
23 |
39 |
58 |
д.Тепаево |
1 |
7 |
11 |
17 |
д.Тетяново |
2 |
12 |
19 |
29 |
д.Тушналы |
2 |
16 |
26 |
39 |
д.Шактенважи |
1 |
12 |
20 |
29 |
д.Шапкилей |
1 |
15 |
25 |
38 |
д.Шартнейко |
1 |
7 |
12 |
18 |
д.Ширгиялы |
- |
8 |
14 |
20 |
д.Шиндырьялы |
2 |
44 |
74 |
110 |
д.Эсяново |
9 |
11 |
19 |
29 |
д.Янгосово |
3 |
11 |
18 |
28 |
д.Яндушево |
- |
13 |
21 |
32 |
д.Яниково |
3 |
16 |
27 |
40 |
Итого |
361 |
639 |
1062 |
1594 |
Из таблицы 4 следует, что для достижения средней плотности 20 ТА в 38 населенных пунктах этого хозяйства необходимо ввести около 700 номеров, из которых 690 - в 36 поселках, удаленных от ЦУ от 3 до 9 км. Сложнее телефонизировать 26 поселков, отстоящих от АТС на 6 км и более, и построить в них СТС традиционными способами (АТС-абонент), так как это требует больших финансовых затрат.
Анализ структур систем телефонной связи (СТС) на примере Республик Марий Эл и Мордовия, Ленинградской, Ростовской, Калужской, Тверской, Омской, Смоленской, Пермской и Воронежской областей позволил определить потребность в телефонной связи (с расчетной емкостью 2138,9 тыс. номеров) в 2002-2010 гг. Из таблицы 5 следует, что доля включения абонентов в ВАМ и оборудование радиодоступа будет увеличиваться с 7% в 2002 г. до 40% - 2010 г. При этом, чем больше емкость АТС, тем выше процент выносной емкости (что очень важно при формировании объемов производства коммутационной техники малоканальной аппаратуры передачи.
Таблица 5
Технология доступа |
Объемы ввода телефонной связи, тыс. номеров (%) по годам | |||||||||
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего | |
Проводной доступ к АТС |
138,5 (93) |
166,3 (87) |
168,5 (84) |
170,1 (81) |
161,7 (77) |
174,3 (73) |
217 (70) |
221 (65) |
210 (60) |
1627,4 (74) |
Проводной доступ к выносному модулю |
7,2 (5) |
15,3 (8) |
20,1 (10) |
22,2 |
24,2 (11,5) |
29,1 (12) |
35,6 |
40,8 (12) |
54,3 (15,5) |
248,8 (11,2) |
Радиодоступ: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- радиальные радиосистемы |
|
|
|
3,3 (3) |
6,3 |
7,2 |
9,3 |
10,2 (3) |
10,5 (3) |
46,5 (2,2) |
- DECT |
2,8 (2) |
11,4 (5) |
12 |
11,4 (4) |
10,5 (5) |
14,3 |
20,2 (6,5) |
28,9 (8,5) |
35 (10,0) |
141,6 (6,6) |
- NMT-450 |
|
|
|
3,1 (1,4) |
4,2 (2,0) |
7,2 (3,0) |
12,4 (4,0) |
17 (5,0) |
17,5 (5,0) |
61,3 (2,8) |
- GSM (мобильная) |
|
|
|
|
2,1 (1,0) |
2,4 |
6,2 (2,0) |
8,5 (2,5) |
8,7 (2,5) |
27,9 (1,3) |
- CDMA и др. |
|
|
|
|
1 |
4,2 |
9,3 |
13,6 (4) |
14 |
42,1 (2) |
ИТОГО: |
148,5 (100) |
191,1 (100) |
200,6 (100) |
210 (100) |
210 (100) |
238,7 (100) |
310 (100) |
340 (100) |
350 (100) |
2198,9 (100) |
Для расчета потребного количества телефонных средств на период до 2010 г. используются следующие формулы:
1) Количество ТА в лечебных учреждениях в расчетном 2010 г.
(11)
где: , , , - соответственно количество пунктов скорой помощи, центральных больниц, районных больниц, участковых больниц и поликлиник в 2010 г.;
, , , - расчетное количество ТА в пунктах скорой помощи, центральных больницах, районных больницах, участковых больницах и поликлиниках в 2010 г.
2) Количество ТА в объектах образования и культуры в расчетном 2010 г.
, (12)
где: , , , , - соответственное расчетное количество дошкольных учреждений, школ, клубов, библиотек, кинозалов в рассматриваемом объекте в 2010 г.;
, , , , - расчетное количество ТА в каждом из перечисленных в (12) объектов в 2010 г.
3) Количество ТА в сельскохозяйственных предприятиях в расчетном 2010 г.
, (13)
где: , , , - соответственно расчетное количество животноводческих ферм, хранилищ сельхозпродукции, зернопунктов, мастерских в рассматриваемом объекте в 2010 г.;
, , , - расчетное количество ТА на фермах, в хранилищах, в зернопунктах, мастерских в 2010 г.
4) Количество ТА на 1 дом сельскохозяйственных жителей
, (14)
где: - расчетное число жителей объекта в 2010 г.;
- норматив количества ТА на 100 жителей в 2010 г.
5 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ТЕЛЕФОНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
На сегодняшний день в сельской местности уровень телефонизации в 2,5-3,5 раза ниже, чем в городе. В первую очередь это объясняется убыточностью сельской телефонной связи, основными причинами которой являются:
- удаленность части абонентов от АТС, в результате чего затраты на ее эксплуатацию и развитие в 3-7 раз превышают среднегодовые доходы;
- малочисленность абонентских групп;
- сложность прогнозирования роста емкости в населенных пунктах;
- другие факторы, не способствующие заинтересованности операторов связи в развитии сельских СТС.
Вместе с тем анализ показывает, что затраты на телефонизацию села окупаются в 2-3 раза быстрее, чем города, и если все социальные и экономические факторы при получении доходов операторами связи, пользователями средств связи и обществом в целом (регион, государство) рассматривать в совокупности, то становится очевидным, что рентабельность сельской телефонной связи достигается уже при плотности 14-16 ТА на 100 человек. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что наличие развитой инфраструктуры сельской связи в большой степени способствует повышению эффективности сельскохозяйственного производства.
Исходя из того, что наличие необходимых средств телефонной связи СХП является важнейшим условием повышения жизнедеятельности сельского населения и роста производства сельскохозяйственной продукции, что отсутствие этих средств не позволит преодолеть кризисное состояние в АПК, правительству, Минсельхозу и Минсвязи России совместно с правительствами и администрациями субъектов Российской Федерации, а также с другими заинтересованными министерствами и ведомствами необходимо незамедлительно решить вопросы, связанные с ускорением развития сельской телефонной связи в ближайшие годы.
Одной из основных задач региональных предприятий связи и СХП должна стать отработка механизма инвестирования в развитие телекоммуникационных сетей, а следствием его реализации - последовательный рост доходности телефонной сети и района в целом благодаря увеличению количества и видов услуг связи и информатизации, окупаемых за счет увеличения производства сельскохозяйственной продукции.
В настоящее время средняя емкость АТС сельской телефонной сети составляет 160 номеров, а телефонная плотность - 10,1 ТА. К концу 2010 г. средняя емкость АТС составит 250 номеров при телефонной плотности 15,5-16,9 ТА, а к концу 2015 г. - 440 номеров и 24-27 ТА соответственно.
На рисунке 1 показана зависимость числа АТС от их номерной емкости при монтированной емкости телефонной сети. Приведенные данные позволяют спрогнозировать объемы производства и типы АТС для телефонизации сельской местности.
Рисунок 1 - Зависимость числа АТС от их номерной емкости при монтированной емкости телефонной сети:
1 - 4,3 млн. номеров, плотность - 10,1 ТА;
2 - 6 млн. номеров, плотность - 15,5 ТА;
3 - 11,2 млн. номеров, плотность - 25,1 ТА.
Эффективность проводимых мероприятий по созданию благоприятных экономических условий и внедрению современных технических средств во многом будет определяться уровнем организации маркетинговых исследований, разработки и внедрения современных технологий проектирования, строительства и эксплуатации СТС, а также переходом к целевым задачам управления и формирования крупных долгосрочных инвестиционных проектов развития телекоммуникационных сетей.
Текст документа сверен по:
/ Минсельхоз России. -
М.: ФГНУ НПЦ "Гипронисельхоз", 2002