- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ВНТП 06-90
-----------------
МПС
ВЕДОМСТВЕННЫЕ НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Нормы технологического проектирования депо и участков по ремонту контейнеров
Дата введения 1992-07-01
РАЗРАБОТАНЫ Гипротранстэи МПС (руководитель темы Коробов В.С.)
ВНЕСЕНЫ Гипротранстэи МПС
ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главным управлением вагонного хозяйства МПС (Силин В.С.)
УТВЕРЖДЕНЫ Министерством путей сообщения 17.10.90 г.
ВВЕДЕНИЕ
Нормы предназначены для применения при разработке проектов на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих депо и участков по плановому и текущему ремонту контейнеров.
Нормы устанавливают единые технологические требования по разработке технологических разделов проектов депо и участков для капитального, планового текущего и текущего ремонтов и технического обслуживания крупнотоннажных и среднетоннажных контейнеров железных дорог.
Нормы соответствуют требованиям действующих нормативных документов по проектированию и строительству, государственным стандартам, санитарным и противопожарным нормам, правилам техники безопасности и нормам по охране окружающей природной среды.
Нормы разработаны с учетом реализации в проектах достижений науки и техники, передовой технологии, прогрессивного оборудования, экономного расходования сырьевых и энергетических ресурсов, повышения качества готовой продукции и прогрессивных форм организации производства.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Депо и участки по ремонту контейнеров предназначены для капитального и планового текущего ремонта универсальных металлических контейнеров.
1.2. Депо и участки, как правило, проектируются специализированными по типу ремонтируемых контейнеров и виду ремонта.
1.3. Депо и участки по ремонту контейнеров следует размещать в крупных железнодорожных узлах, в пунктах массовой переработки и накопления контейнеров. Программу депо и участков по ремонту следует принимать не менее 4 тыс. контейнеров в год.
1.4 Депо и участки, наряду с капитальным и плановым текущим ремонтами, производят также техническое обслуживание и текущий ремонт контейнеров.
1.5. Для производства текущего ремонта и технического обслуживания на контейнерных пунктах и обменных пунктах выделяются отдельные участки, на которых размещаются производственные помещения (пункты текущего ремонта и обслуживания контейнеров).
Обустройства пунктов располагают, в зависимости от местных условий, параллельно контейнерной площадке или в торце ее.
Пункты должны оснащаться необходимыми устройствами, механизмами и оборудованием для выполнения ремонтных работ.
1.6. Участки, расположенные обособленно от депо, при программе ниже 4,0 тыс. контейнеров в год, являются производственными подразделениями депо по ремонту контейнеров.
1.7. При проектировании депо и участков для ремонта контейнеров необходимо принимать следующую систему технического обслуживания и ремонта:
техническое обслуживание (ТО);
текущий ремонт (ТР);
плановый текущий ремонт (ПТР);
капитальный ремонт (КР).
1.8. Периодичность технического обслуживания ремонтов контейнеров в зависимости от условий работы приведена в табл.1.
Таблица 1
Масса контейнера брутто, т |
Периодичность ТР, ТО |
Периодичность ремонтов, мес | |
ПТР |
КР | ||
3-5 (постройки до 1970 г.) |
При необходимости (на контейнерных и обменных пунктах) |
12 |
48 |
3-5 (то же после 1970 г.) |
То же |
12 |
72 |
20 (после постройки) |
" |
- |
60 |
20 (после первого капитального ремонта) |
" |
- |
30 |
1.9. Депо и участки по ремонту контейнеров на станциях располагают с учетом минимальной затраты времени на подачу контейнеров с путей станции в депо и на участки, а также возможности подъезда автотранспорта к депо и участку.
1.10. В проектах нового строительства, реконструкции и расширения депо и участков по ремонту контейнеров должно предусматриваться применение прогрессивных технологических процессов, агрегатных методов ремонта, а также комплексной механизации и автоматизации производства.
1.11. Капитальный и плановый текущий ремонт контейнеров, как правило, должен быть организован по поточно-конвейерному методу с применением автоматизированной системы управления производством.
1.12. При проектировании необходимо предусматривать кооперацию по ремонту узлов и деталей контейнеров с другими предприятиями МПС и централизованное снабжение комплектующими деталями, узлами и материалами, а также кооперацию по сооружению устройств энергоснабжения, воздухоснабжения, водоснабжения и канализации.
1.13. Количество контейнеров, направляемых в плановый ремонт, от общего количества годовой программы переработки и накопления на станциях, составляет:
контейнеров массой брутто 20 т в капитальный ремонт - 27%;
массой брутто 3-5 т в капитальный ремонт - 12,5%;
массой брутто 3-5 т в плановый текущий ремонт - 75%.
1.14. Здания и сооружения депо и участков по ремонту контейнеров должны проектироваться с учетом требований государственных и отраслевых стандартов, СНиП, противопожарных и санитарных норм и других нормативных документов, обеспечения охраны окружающей природной среды, выполнения мероприятий по борьбе с шумом, инженерно-технических мероприятий по гражданской обороне.
2. ТРУДОЕМКОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА КОНТЕЙНЕРОВ
2.1. Трудоемкость ремонта и технического обслуживания одного контейнера приведена в табл.2.
Таблица 2
Масса контейнера брутто, т |
Трудоемкость ремонта и технического обслуживания | ||||
|
капита- |
планового текущего |
текущего |
технического обслуживания | |
порож- |
груже- |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3 (постройки до 1970 г.) |
4,43 |
2,17 |
0,7 |
0,03 |
1 на 25 контейнеров |
3 (постройки после 1970 г.) |
5,1 |
2,22 |
0,07 |
0,03 |
1 на 25 контейнеров |
5 (постройки до 1970 г.) |
7,58 |
2,81 |
0,8 |
0,03 |
1 на 20 контейнеров |
5 (постройки после 1970 г.) |
6,68 |
2,71 |
0,8 |
0,03 |
То же |
20 |
28,36 |
- |
5,7 |
0,8 |
1 на 10 контейнеров |
2.2. Нормы трудоемкости предназначены для определения штата производственных рабочих, основных технико-экономических показателей проектируемого предприятия, капиталовложений на строительство зданий и сооружений, жилищного и культурно-бытового назначения.
2.3. Распределение суммарных затрат труда по профессиям и видам контейнеров в процентах приведено в табл.3.
Таблица 3
Масса |
Вид ремонта |
Затраты труда, %, работников следующих профессий | |||||
Слесарь по ремонту подвиж- |
Газо- |
Электро- |
Столяр |
Маляр |
Подсобный (транс- | ||
3 (постройки до 1970 г.) |
Текущий |
30,0 |
- |
42,9 |
22,9 |
4,2 |
- |
|
Плановый текущий |
35,1 |
2,8 |
24,6 |
12,5 |
19,5 |
5,5 |
|
Капитальный |
30,7 |
10,1 |
29,1 |
13,4 |
12,1 |
4,6 |
3 (постройки, после 1970 г.) |
Текущий |
30,0 |
- |
42,9 |
22,9 |
4,2 |
- |
|
Плановый текущий |
32,6 |
2,6 |
25,6 |
13,0 |
20,4 |
5,8 |
|
Капитальный |
28,9 |
9,3 |
27,6 |
15,2 |
13,7 |
5,3 |
5 (постройки до 1970 г.) |
Текущий |
33,3 |
- |
42,8 |
20,2 |
3,7 |
- |
|
Плановый текущий |
34,0 |
3,7 |
25,5 |
12,5 |
19,6 |
4,7 |
|
Капитальный |
29,3 |
9,7 |
28,7 |
14,1 |
14,9 |
3,3 |
5 (постройки после 1970 г.) |
Текущий |
33,3 |
- |
42,8 |
20,2 |
3,7 |
- |
|
Плановый текущий |
32,1 |
3,2 |
26,5 |
13,0 |
20,4 |
4,8 |
|
Капитальный |
28,6 |
8,5 |
26,8 |
15,7 |
16,7 |
3,7 |
20 |
Текущий |
42,1 |
8,8 |
19,3 |
15,8 |
14,0 |
- |
|
Капитальный |
34,5 |
9,6 |
14,1 |
26,1 |
11,1 |
08,* |
_________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
Примечание. При капитальном и плановом текущем ремонтах контейнеров следует предусматривать бригадный метод ремонта и выполнение работ работниками смежных профессий.
2.4. Трудоемкость хозяйственных работ и работ по ремонту оборудования и инструмента принимается в размере 10% общей затраты человеко-часов на ремонт контейнеров.
Доля участия, %, рабочих разных профессий, занятых на хозяйственных работах, приведена ниже:
Слесари по ремонту оборудования |
41,5 |
|||
Слесари по ремонту инструмента |
6,5 |
|||
Слесари-электрики |
11,5 |
|||
Станочники |
8,6 |
|||
Электрогазосварщики |
2,5 |
|||
Кузнецы |
3,1 |
|||
Маляры |
4,0 |
|||
Столяры |
8,5 |
|||
Подсобные (транспортные) и др. |
13,8 |
|||
Итого |
100 |
2.5. Списочная численность работников для вновь строящихся предприятий определяется с применением коэффициента 1,07, учитывающего дополнительную потребность на замещение работников, уходящих в отпуск, больных и прочих.
2.6. При расчете численности работников расширяемых или реконструируемых предприятий коэффициент перевода явочной численности в списочную не применяется в соответствии с указанием МПС СССР от 25.12.87 N А-6598-у.
3. ФОНДЫ ВРЕМЕНИ И РЕЖИМ РАБОТЫ
3.1. При расчетах депо и участков принимается пятидневная 40-часовая рабочая неделя при 253 рабочих днях в году.
3.2. При расчетах технического обслуживания и текущего ремонта принимается непрерывная круглогодичная работа - 365 дней.
3.3. Годовые расчетные фонды времени при пятидневной рабочей неделе приведены в табл.4.
Таблица 4
Показатель |
Фонд времени, ч | ||||||
|
для оборудования |
для рабочих мест |
для рабочего персонала | ||||
при работе в смены |
| ||||||
одну |
две |
три |
одну |
две |
три |
| |
Смена |
8,2 |
8,2 |
8,2 |
8,2 |
8,2 |
8,2 |
8,2 |
Календарный год |
2070 |
4140 |
6210 |
2070 |
4140 |
6210 |
2070 |
То же: |
|
|
|
|
|
| |
для нормальных условий труда |
2030 |
4015 |
5960 |
2070 |
4140 |
6210 |
1860 |
для горячих отделений |
2010 |
3975 |
5840 |
2070 |
4140 |
6210 |
1820 |
для вредных условий труда |
1775 |
3510 |
5160 |
1830 |
3660 |
5940 |
1610 |
Примечания: 1. К рабочим, работающим в нормальных условиях, относятся слесари по ремонту подвижного состава, столяры, станочники, мойщики, уборщики, разнорабочие, жестянщики.
2. К рабочим горячих отделений относятся кузнецы, молотобойцы, сварщики.
3. К рабочим, работающим во вредных условиях, относятся маляры.
4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ УЧАСТКИ, ОТДЕЛЕНИЯ МАСТЕРСКИХ
И ОБУСТРОЙСТВА КОНТЕЙНЕРНЫХ ДЕПО И УЧАСТКОВ
4.1. Состав основных производственных участков и отделений депо и отдельно расположенных участков по ремонту контейнеров, категории и классы производств по взрывопожарной и пожарной опасности приведены в табл.5.
Таблица 5
Наименование участков и отделений |
Категория взрывопо- |
Класс по ПУЭ |
Депо |
Участок |
Ремонтно-сборочный участок с окрасочно-сушильными камерами |
В |
П-IIа |
1 |
1 |
Заготовительно-прессовое отделение |
Г |
- |
1 |
1 |
Деревообделочное отделение с антисептированием древесины |
В |
П-II |
1 |
- |
Механическое отделение |
Д |
- |
1 |
- |
Краскозаготовительное отделение |
А |
В-Iа |
1 |
1 |
Отделение по ремонту дверей |
Д |
- |
1 |
1 |
Площадка для складирования контейнеров, ожидающих ремонта |
В |
П-III |
1 |
1 |
Площадка для складирования отремонтированных контейнеров |
В |
П-III |
1 |
1 |
Склад пиломатериала |
В |
П-III |
1 |
1 |
Камера для сушки лесоматериала |
В |
П-III |
1 |
- |
Склад металла |
Д |
- |
1 |
1 |
Склад газовых баллонов |
А |
В-Iа |
1 |
1 |
Склад материалов и запасных частей |
В |
П-IIa |
1 |
- |
Ремонтно-хозяйственное отделение |
Д |
- |
1 |
1 |
Сварочный участок |
Г |
- |
1 |
1 |
Промежуточные кладовые |
В |
П-IIа |
1 |
1 |
Инструментально-раздаточные кладовые |
Д |
- |
1 |
1 |
Котельная* |
Д |
- |
1 |
1 |
Компрессорная* |
Д |
- |
1 |
1 |
________________
* Предусматривается при отсутствии централизованного тепло- и воздухоснабжения.
4.2. Площади производственных участков и отделений определяются расчетом в зависимости от производственной программы, метода ремонта контейнеров и деталей, продолжительности технологических операций, а также от габаритов применяемого оборудования и технологической оснастки.
4.3. Площадь ремонтно-сборочного участка зависит от получаемого расчетом количества и длины поточно-конвейерных линий.
4.4. Поточно-конвейерные линии ремонтно-сборочных участков должны быть специализированными по типу ремонтируемых контейнеров и виду их ремонта.
4.5. Для производства капитального ремонта контейнеров число поточных линий должно быть не менее двух: одна для ремонта контейнеров с полным снятием старой краски, другая - без снятия или с частичным снятием старой краски. Количество контейнеров без снятия или с частичным снятием старой краски принимается в размере 50%.
4.6. Длину поточных линий определяют расчетом, исходя из длины расположенных на ней позиций и количества контейнеров, размещаемых на каждой позиции.
4.7. Рекомендуемый перечень технологических операций, размещаемых на поточных линиях, вид ремонта контейнеров и продолжительность их выполнения приведены в табл.6.
Таблица 6
Технологические операции |
Продолжительность ремонта контейнеров, мин | ||
капитального |
планового текущего | ||
Масса брутто контейнера, т | |||
20 |
3-5 |
3-5 | |
Промывка |
20 |
15 |
15 |
Сушка |
20 |
15 |
15 |
Дефектация |
20 |
15 |
15 |
Правка и демонтаж металлических элементов |
40 |
30 |
- |
Разборка пола |
40 |
30 |
- |
Монтаж металлических элементов и сварочные работы |
160 |
90 |
30 |
Контроль размеров и испытание на прочность |
40 |
30 |
30 |
Дробеструйная очистка |
80 |
60 |
- |
Грунтовка |
40 |
30 |
- |
Сушка |
40 |
30 |
30 |
Окраска |
40 |
30 |
30 |
Сушка |
40 |
30 |
30 |
Сборка полов |
40 |
30 |
- |
Маркировка |
40 |
30 |
30 |
Испытание на водонепроницаемость и приемка |
40 |
30 |
30 |
Примечание. При производстве планового текущего ремонта на позиции монтажа металлических элементов и сварочных работ производится устранение всех неисправностей как металлических, так и деревянных частей контейнеров.
4.8. Между ремонтными позициями c различной продолжительностью выполнения технологических операций следует предусматривать позиции накопления и ожидания контейнеров.
4.9. Количество контейнеров, устанавливаемых на каждой ремонтной позиции, определяют расчетом, исходя из ритма поточно-конвейерных линий.
4.10. На позиции монтажа металлических элементов и сварочных работ следует предусматривать дополнительно одно-два ремонтных места для контейнеров с повышенным объемом ремонта.
4.11. Поточные линии, на которых ремонтируются контейнеры с частичным снятием старой краски, проектируются без позиций промывки и сушки, дробеструйной очистки, грунтовки и сушки после грунтовки.
4.12. Позиции разборки пола, монтажа металлических элементов и сварочных работ, а также сборки пола конвейерами или рельсовой колеей с тележками для транспортировки контейнеров не оборудуются. Эти позиции должны иметь кантователи.
4.13. Позиции промывки и сушки, дефектации, правки и демонтажа металлических элементов, контроля размеров и испытания на прочность, дробеструйной очистки, грунтовки и сушки, окраски и сушки, маркировки и испытания на водонепроницаемость должны иметь конвейерные линии для перемещения контейнеров.
4.14. Длина ремонтных мест для контейнеров, высота помещений принимаются по табл.7.
Таблица 7
Наименование показателя |
Значение показателя для контейнеров массой брутто, т | |
20 |
3-5 | |
Длина камер, м: |
|
|
промывки и сушки контейнера |
18,0 |
11,0 |
испытания на водонепроницаемость |
8,0 |
- |
дробеструйной очистки контейнера |
42,0 |
38,5 |
грунтовки и сушки |
42,0 |
38,5 |
окраски и сушки |
42,0 |
38,5 |
Длина ремонтного места, м, на позициях: |
|
|
дефектации |
8,0 |
5,0 |
маркировки |
8,0 |
5,0 |
приемки |
8,0 |
5,0 |
правки и демонтажа металлических элементов |
10,0 |
6,5 |
разборки полов |
10,0 |
6,5 |
монтажа металлических элементов и сварочных работ |
10,0 |
6,5 |
сборки пола |
10,0 |
6,5 |
контроля размеров и испытания на прочность |
10,0 |
6,5 |
накопления |
8,5 |
5,1 |
Ширина проезда между позициями на смежных поточных линиях, м |
3,0 |
3,0 |
Высота основных пролетов от головки рельса до низа конструкции покрытия, м |
9,6 |
9,6 |
Высота помещений от пола до низа конструкций покрытия, м: |
|
|
без крановых средств |
3 |
3 |
оборудованных подвесными кранами грузоподъемностью 1 т |
4,8 |
4,8 |
Расстояние от выступающих частей торцовой стены до начала ремонтного места, м |
3 |
3 |
Примечания: 1. В числителе указаны нормативы для новых зданий, в знаменателе - для реконструируемых.
2. Основной пролет ремонтно-сборочного участка оборудуется мостовыми электрическими кранами грузоподъемностью 3,2 т для контейнеров массой брутто 3-20 т. Производственные помещения - кузнечное, заготовительно-прессовое, сварочное, по ремонту дверей, механическое, ремонтно-хозяйственное, компрессорная - оборудуются, как правило, подвесными однобалочными электрическими кранами грузоподъемностью 1 т.
3. Размеры камер приняты из условия размещения в них следующего количества контейнеров: в камере промывки и сушки - 2 контейнера; в камерах дробеструйной очистки, грунтовки и сушки, окраски и сушки - по 4 контейнера; в камере испытания на водонепроницаемость - 1 контейнер. При другом количестве контейнеров, размещаемых в камерах, размеры камер определяются расчетом.
4.15. При проектировании ремонтно-сборочного участка следует предусмотреть дополнительные площади для размещения гидрофильтров, пультов управления конвейерными линиями, а при П-образном потоке - для размещения трансбордерной тележки по перестановке контейнеров с первой половины поточной линии на вторую.
4.16. Общую площадь участков основного и вспомогательного производств следует определить предварительно в каждом конкретном случае расчетом в зависимости от годового объема работ, состава мастерских, числа ремонтных мест и технологического оборудования, с учетом необходимости размещения санитарно-технических установок (вентиляционные камеры, насосные, флотационные). Окончательно принимаемую в проекте площадь производственных участков следует проверять графическим путем по планам расстановки технологического оборудования. Расстановка технологического оборудования должна обеспечить безопасные условия труда, пожаровзрывобезопасность и соответствовать ГОСТ 12.2.003-74*, ССБТ "Оборудование производственное. Общие требования безопасности", ГОСТ 12.3.002-75, ССБТ "Процессы производственные. Общие требования безопасности".
________________
* Действует ГОСТ 12.2.003-91, здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.
4.17. Нормы площадей на единицу оборудования и ремонтные места при предварительных расчетах площадей производственных участков и отделений (с учетом проходов, проездов и складских площадей), м:
Ремонтное место для контейнера массой брутто, т:
3 |
12 |
|||
5 |
25 |
|||
20 |
55 |
|||
Верстак слесарный на одно рабочее место (в ремонтных отделениях) |
8 |
|||
Стеллажи |
4 |
|||
Верстаки: слесарный, кровельный, столярный (на два рабочих места) |
12 |
|||
Токарный малогабаритный станок |
12 |
|||
Токарный среднего размера станок |
25 |
|||
Деревообрабатывающие станки: |
|
|||
мелкий |
12 |
|||
средний |
25 |
|||
крупный |
40 |
|||
Сварочный пост |
8 |
|||
Плита правильная, разметочная |
8 |
|||
Компрессор с подачей воздуха 10 м/мин под давлением 0,8 МПа (8 кгс/см) |
25 |
|||
Фрезерный станок |
25 |
|||
Станки: |
|
|||
строгальный |
25 |
|||
сверлильный |
12 |
|||
Стенд по ремонту дверей контейнеров |
15 |
|||
Прессы: |
|
|||
для резки листового металла |
50 |
|||
для изготовления профилей |
50 |
4.18. К основному технологическому оборудованию относятся: стенды ремонтные, сборочные и испытательные, моечные машины, металлорежущие станки, сварочные агрегаты, молоты, прессы, нагревательные печи и горны, окрасочные и сушильные камеры, дробеструйные камеры, которые выбираются по действующим каталогам, разработанным ПКБ ЦВ МПС, ВНИИЖТ и другими организациями, с учетом возможности применения средств безразборной диагностики.
4.19. Уровень использования основного технологического оборудования, %, составляет:
Стенды |
25 |
|||
Станки металлорежущие |
60-80 |
|||
Подъемно-транспортное оборудование |
60 |
4.20. Уровень механизации и автоматизации технологических процессов определяется расчетом основных показателей, значения которых, %, должны быть не ниже следующих:
Число рабочих, охваченных механизированным трудом |
70-75 |
|||
Уровень механизированного труда в общих трудозатратах |
60-65 |
|||
Уровень механизации производственных процессов |
65-70 |
|||
То же автоматизации |
8-10 |
4.21. Общая площадь вентиляционных камер, узлов ввода, трансформаторных подстанций определяется планировкой.
4.22. Площади складов определяются расчетом и зависят от запаса хранимых изделий и материалов, коэффициента использования площади склада и средней нагрузки на полезную площадь склада.
4.23. Запас изделий и материалов следует принимать для участков и отделений в размере пятисуточной потребности, склада депо - месячной потребности.
4.24. Коэффициент использования площади склада принимается равным 0,25-0,3 при напольном транспорте и 0,3-0,4 при верхнем транспорте.
4.25. Нагрузка на полезную площадь склада принимается по табл.8.
Таблица 8
Наименование склада |
Нагрузка на полезную площадь, т/м, при высоте укладки, м | ||
2 |
4 |
6 | |
Запасных частей |
1,0 |
1,2 |
1,3 |
Деталей, ожидающих ремонта |
0,3 |
1,0 |
1,4 |
Ремонтного фонда и готовой продукции |
Рассчитывается по весу узлов и деталей и габариту поддонов (спецтары) для хранения узлов и деталей. |
4.26. Склады полуфабрикатов, комплектующих деталей, инструмента должны располагаться в непосредственной близости от соответствующих производственных участков.
4.27. Объемно-планировочные решения производственных помещений следует принимать с учетом действующих нормативов. При планировке участков и отделений, кроме технологических требований, необходимо учитывать конструктивные условия и архитектурные требования по высоте зданий, выдерживая на одном уровне высоту для группы участков и отделений в пределах, указанных в табл.7.
4.28. Размеры площадок для хранения контейнеров, ожидающих ремонта или отгрузки после ремонта, зависят от типа контейнеров, технологического запаса контейнеров, ожидающих ремонта и отгрузки после ремонта, количества ярусов складирования.
4.29. Технологический запас контейнеров, ожидающих ремонта, принимается равным 5-суточной производственной программе, а контейнеров, ожидающих отгрузки после ремонта, - трехдневной.
4.30. Количество ярусов складирования принимается в зависимости от высоты подъема груза, применяемого грузоподъемного оборудования и должно быть не менее двух.
4.31. Установку контейнеров более чем в два яруса следует рассчитывать с учетом ветрового давления в соответствии с действующими главами СНиП 2.01.07-85.
4.32. Размещение контейнеров, ожидающих ремонта, следует производить по секциям с одинаковым объемом ремонта, при этом расстояние между секциями принимается равным 1,3 м, между рядами контейнеров - 0,7 м, а между контейнерами - 0,4 м.
4.33. При определении размеров площадки для хранения контейнеров, ожидающих ремонта, следует учитывать площадь участка, выделяемого в начале площадки, для осмотра и предварительной дефектации контейнеров.
4.34. Площадь участка осмотра и предварительной дефектации рассчитывается из условия хранения контейнеров в количестве суточной ремонтной программы депо или участка. Расстояние между устанавливаемыми на ней контейнерами принимается равным 0,7 м.
4.35. Ширина площадок для хранения контейнеров принимается в зависимости от длины пролета, консолей, а также вылета стрелы применяемых кранов.
4.36. Площади площадок (по типам контейнеров) для складирования в два яруса контейнеров, ожидающих ремонта и отгрузки после ремонта (при годовой программе ремонта контейнеров 4 тыс. шт.), показаны в табл.9.
Таблица 9
Масса брутто контейнеров, т |
Площади площадок для складирования, м, при ожидании | |
ремонта |
отгрузки после ремонта | |
3-5 |
480 |
300 |
20 |
800 |
500 |
5. МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
5.1. Расход воды на производственные нужды депо и участков для ремонта контейнеров приведены в табл.10.
Таблица 10
Технологическая операция |
Норма на контейнер, м | |
водопотребления |
водоотведения | |
Наружная и внутренняя промывка контейнера массой брутто, т: |
|
|
3 |
0,03 |
0,01 |
5 |
0,06 |
0,03 |
20 |
0,14 |
0,06 |
Проверка на водонепроницаемость контейнера массой брутто, т: |
|
|
3 |
0,01 |
0,005 |
5 |
0,02 |
0,01 |
20 |
0,05 |
0,02 |
5.2. Нормы определяют объемы водопотребления и водоотведения с учетом оборотного и повторного использования воды.
Повторное использование отработанной условно чистой воды является обязательным.
5.3. Потребности воды на производственные нужды, не учтенные указанными нормами, принимают в размере 10% расхода воды на основные технологические процессы.
5.4. Расход воды на хозяйственно-бытовые нужды принимается по соответствующей главе СНиП на проектирование водоснабжения.
5.5. Расход воздуха отдельными потребителями приведен в табл.11.
Таблица 11
Технологическая операция |
Наименование оборудования или инструмента |
Расход воздуха, м/мин |
Очистка контейнеров от старой краски дробью или косточковой крошкой |
Дробеструйный аппарат |
2,1 |
Сверление отверстий |
Пневматическая сверлильная машина |
0,75 |
Зачистка поверхностей |
Пневматическая шлифовальная машина |
1,7 |
Отвертывание и завертывание гаек |
Пневматический гайковерт |
0,75 |
5.6. Расход природного газа принимается в размере 1,2 м/ч на один сварочный пост.
5.7. Средний расход электроэнергии на капитальный ремонт одного контейнера массой 20 т принимается 21 кВт·ч, массой брутто 3-5 т - 14 кВт·ч, на плановый текущий ремонт контейнеров массой брутто 3-5 т - 10 кВт·ч.
5.8. Материальные затраты определяются по действующим нормам расхода материалов, запасных частей и изделий на ремонт контейнеров, утвержденным МПС.
6. ТЕРРИТОРИЯ И ПУТЕВОЕ РАЗВИТИЕ
6.1. Площадка для строительства депо или участка по ремонту контейнеров выбирается в соответствии с земельным, водным, лесным и другими законодательствами, а также с учетом проектов районной планировки, генеральных планов городов, поселков, сельских населенных пунктов.
6.2. Кроме основного здания с расположенным в нем ремонтно-сборочным участком, подсобно-заготовительными отделениями, административными и бытовыми зданиями, на территории депо или участков по ремонту контейнеров размещают: обмывочные устройства для контейнеров, котельную (при отсутствии теплоснабжения от других предприятий), компрессорную станцию (также при отсутствии), насосную станцию, трансформаторную подстанцию (если она не встроена в общий блок), склад лесоматериалов, склад металла, склад баллонов с газом, площадку для складирования исключенных контейнеров и переработки металлолома, очистные сооружения, гаражи для грузоподъемных и транспортных механизмов и машин, инженерно-технические сооружения ГО, площадки для отдыха и гимнастических упражнений.
6.3. Выбор площадки и взаиморасположения отдельных сооружений на генплане производить в соответствии с действующими главами СНиП II-89-80.
6.4. Депо или участки должны иметь необходимое путевое развитие для подачи под выгрузку вагонов с контейнерами, прибывшими в ремонт, и подачи порожних вагонов под погрузку отремонтированных контейнеров. Предусматривается, как правило, двустороннее примыкание проектируемого депо или участка к железнодорожной станции без пересечения главных путей и создания угловых потоков при подаче контейнеров в ремонт и уборке их после ремонта.
6.5. Предприятия с площадками размером более 5 га должны иметь не менее двух въездов.
6.6. Размеры территории депо и участков, количество путей, размеры административных и бытовых зданий и сооружений определяются проектом с учетом специализации и местных условий (кооперация производства ремонтных работ, снабжение паром, водой, воздухом, энергией и пр.).
Коэффициент плотности застройки в границах территории депо или участка должен быть не менее 0,4, коэффициент использования площади - не менее 0,7-0,8.
6.7. Места производства работ и транспортные проезды на территории депо и участков по ремонту контейнеров должны иметь твердое покрытие.
6.8. При разработке генплана депо или участка необходимо предусматривать возможность расширения зданий, особенно главного корпуса, с наименьшими затратами без нарушения основной идеи генерального плана и без сноса возведенных ранее капитальных сооружений.
7. ШТАТЫ
7.1. Численность производственных рабочих определяется в зависимости от годовой программы ремонта контейнеров депо или участка, трудоемкости ремонта приведенных в разделе 2 настоящих Норм и годового фонда времени рабочего, определяемого по табл.4.
7.2. Рекомендуемый списочный штат инженерно-технических работников (ИТР), счетно-конторского персонала (СКП) и младшего обслуживающего персонала (МОП) контейнерных депо и участков приведен в табл.12.
Таблица 12
Наименование должностей и профессий |
Депо |
Участок |
Инженерно-технические работники |
|
|
Начальник |
1 |
- |
Заместитель начальника |
1 |
1 |
Главный инженер |
1 |
- |
Инженер (ст. инженер) по труду и зарплате |
1 |
1 |
Экономист (ст. экономист) |
1 |
1 |
Машинистка (делопроизводитель) |
1 |
1 |
Производственно-технический отдел |
|
|
Инженер (ст. инженер) |
1 |
1 |
Старший мастер |
Один на 2-3 мастера | |
Мастер |
Один на 15-35 рабочих | |
Оператор |
2 |
2 |
Счетно-конторский персонал |
|
|
Главный бухгалтер |
1 |
- |
Бухгалтер (ст. бухгалтер) |
1 |
1 |
Кассир (ст. кассир) |
1 |
1 |
Младший обслуживающий персонал |
|
|
Уборщики производственных помещений |
0,0781 чел. на 100 м уборочной площади |
7.3. Необходимый штат ИТР, СКП и МОП устанавливается проектом.
8. УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
8.1. Для утилизации отходов производства в проектах строительства депо и участков по ремонту контейнеров следует предусматривать:
асфальтированные площадки с контейнерами для сбора лома и стружки черных и цветных металлов. Площадки должны иметь навес и оборудование для переработки металлолома;
площадки для сбора мусора и использованного обтирочного материала. Использованный обтирочный материал должен складироваться в контейнеры с крышками;
площадку для отходов пиломатериалов в объеме 5-суточной нормы, емкости для сбора нефтепродуктов, которые должны отгружаться на специальные предприятия для регенерации;
устройства для использования в системе водопользования стока атмосферных осадков с территории депо и участков.
8.2. При проектировании депо и участков для ремонта контейнеров должны быть предусмотрены мероприятия по охране окружающей природной среды, обеспечивающие рациональное использование и охрану земель, лесов и водоемов, защиту почвы от загрязнения и рекультивацию земель, отводимых под строительство, охрану от загрязнения атмосферного воздуха промышленными выбросами, охрану водоемов и улучшение использования природных ресурсов.
Мероприятия по охране окружающей природной среды должны разрабатываться в соответствии с требованиями действующих нормативов, санитарных норм проектирования промышленных предприятий, правил охраны окружающей природной среды при проектировании объектов вагонного хозяйства, правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами, инструкции по приему производственных сточных вод в городские системы водоотведения, указаний по расчету рассеивания в атмосфере вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий.
8.3. Источниками загрязнения производственных сточных вод в депо и на участках являются: наружная и внутренняя промывка контейнеров, влажная уборка производственных помещений, стирка спецодежды и др., а также поверхностные стоки с территории. Основными загрязнителями сточных вод являются взвешенные вещества; кроме того, в стоках могут присутствовать нефтепродукты, ионы тяжелых металлов.
8.4. Перечень источников и составов вредных выбросов в атмосферу:
Электро- и газосварочные посты |
пыль корундовая, меловая, карбидная, марганца, окислы железа, окись углерода, ацетилен |
|||
Камера дробеструйной очистки |
твердые частицы |
|||
Камеры грунтовки и сушки |
аэрозоли красок и растворителей |
|||
Камеры окраски и сушки |
то же |
|||
Деревообделочное отделение |
взвешенные вещества |
|||
Механическое отделение |
пыль абразивная; аэрозоли и пары масел минеральных |
|||
Гаражи подъемно-транспортных машин и механизмов |
пыль: силикатосодержащая, щелочная, ксилола, толуола, акролеина; |
|||
Котельная |
окись углерода, двуокись азота |
8.5. В проектах депо и участков по ремонту контейнеров следует предусматривать технологические процессы и производственное оборудование, при которых должны отсутствовать или быть минимальными:
выделенные в атмосферу и в сточные воды вредные и токсичные вещества;
тепло и влага, выделяющиеся в рабочие помещения;
шум, вибрация, ультразвук, электромагнитные волны радиочастот, статическое электричество и ионизирующие излучения.
8.6. При проектировании вновь строящихся и реконструируемых очистных сооружений следует руководствоваться действующими Методическими указаниями по проектированию очистных сооружений и оборотных систем водоиспользования для предприятий железнодорожного транспорта, утвержденными МПС СССР 22.12.81 N П-40140.
8.7. При проектировании следует предусматривать комплекс устройств для измерения, регистрации и регулирования поступления в атмосферу и водоемы вредных веществ.
8.8. При разработке проекта предприятия следует предусматривать:
замену вредных средств в производстве безвредными или менее вредными;
замену производственных процессов и технологических операций, связанных с возникновением шума, вибрации и других вредных факторов, процессами и операциями, при которых отсутствует или уменьшается интенсивность этих факторов;
замену газопламенного нагрева электрическим, твердого и жидкого топлива - газообразным;
замену горючих моющих и обезжиривающих жидкостей на пожаробезопасные растворы и препараты;
герметизацию и максимальное уплотнение стыков и соединений в технологическом оборудовании и трубопроводах для предотвращения утечки вредных веществ в процессе производства;
использование процессов, при которых максимально сокращается количество сточных вод.
Массу и объем поступающих в атмосферу и водоемы вредных веществ устанавливают по действующим указаниям.
9. ОХРАНА ТРУДА
9.1. Проектными решениями должен предусматриваться комплекс мероприятий для обеспечения выполнения требований Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте N ЦУО-3725 от 21.12.78*, стандартов безопасности труда, санитарных норм проектирования промышленных предприятий, противопожарных норм проектирования зданий и сооружений, правил устройства электроустановок, правил техники безопасности и промышленной санитарии, а также других норм и правил в зависимости от вида опасных и вредных производственных факторов.
________________
* На территории Российской Федерации действуют Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (ППБО-109-92) N ЦУО/112 от 11.11.92. - Примечание изготовителя базы данных.
9.2. Объемно-планировочные решения должны предусматривать оптимальные санитарно-гигиенические условия на всех участках депо на основе функционально-технологических внутрипроизводственных связей.
9.3. Основные требования безопасности труда при ремонте контейнеров, а также требования к оборудованию и производственным помещениям депо и участков по ремонту контейнеров должны соответствовать ОСТ 3215-81 "Техническое обслуживание и ремонт вагонов. Требования безопасности".
9.4. Организация производственных процессов по ремонту контейнеров должна предусматривать меры защиты работающих от возможного воздействия опасных и вредных факторов, установленных ГОСТ 12.0.003-71*.
________________
* Соответствует оригиналу. Следует читать ГОСТ 12.0.003-74. - Примечание изготовителя базы данных.
Система вентиляции должна предусматривать подачу в рабочую зону свежего воздуха, чтобы запыленность воздуха сварочными аэрозолями не превышала 4 мг/м, из них соединений марганца (МО) должно быть не более 0,3 мг/м и соединений хрома (в пересчете на СО) не более 0,1 мг/м. Местная вентиляция устраивается непосредственно у рабочего места сварщика.
9.5. При производстве сварочных и наплавочных работ должны соблюдаться требования Санитарных правил при сварке, наплавке и резке металлов, Правил пожарной безопасности при проведении сварочных и других работ с использованием открытого огня на объектах народного хозяйства, а также Правил техники безопасности и производственной санитарии при производстве ацетилена, кислорода и газоплазменной обработки металла* и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей.
________________
* На территории Российской Федерации действуют Межотраслевые правила по охране труда при производстве ацетилена, кислорода, процессе напыления и газопламенной обработке металлов, утвержденные постановлением Министерства труда и соцразвития Российской Федерацииот 14.02.2002 N 11. - Примечание изготовителя базы данных.
9.6. Для обезжиривания деталей и узлов машин следует использовать химические и электрохимические методы и способы обработки в ультразвуковом поле с применением негорючих и трудногорючих моющих средств.
9.7. Температура, влажность и подвижность воздуха и содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005-88.
9.8. Для обеспечения температурно-влажностного режима на рабочих местах предусматриваются системы централизованного отопления и устройства общеобменной вентиляции. Рабочие места, на которых применяются вредные вещества, следует оборудовать местными вентиляционными установками принудительного действия.
9.9. Источниками повышенного уровня шума и вибрации, яркого света являются ручная дробеструйная очистка контейнеров, прессы для резки листового металла, участки сварочных работ.
9.10. Допустимые значения звукового давления, создаваемого на рабочих местах колебаниями воздушной среды с частотами более 11,2 кГц (ультразвук), должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.001-83.
9.11. Допустимые уровни шума на рабочих местах должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005-88 и ГОСТ 12.1.003-83.
9.12. Оборудование с шумовыми характеристиками, превышающими требования ГОСТ 12.1.005-88, размещается в изолированных камерах. Ограждающие конструкции камер определяются акустическими расчетами по действующим нормам СНиП с учетом характеристик вентиляционного оборудования.
9.13. Производственные помещения, сооружения, территория должны отвечать требованиям действующих Санитарных норм проектирования промышленных предприятий.
9.14. Оборудование, применяемое при ремонте контейнеров, должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-74*.
________________
* Действует ГОСТ 12.2.003-91. - Примечание изготовителя базы данных.
9.15. Уровень искусственной освещенности на рабочих местах определяется по СНиП II-4-79 и по ведомственным нормативам ОСТ 32.09-81 ССБТ "Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта".
9.16. Рабочие места, на которых производятся работы, опасные для работающих рядом с ними или проходящих мимо них рабочих, должны быть ограждены.
Устройство конвейеров должно соответствовать ГОСТ 12.2.022-80 ССБТ. "Конвейеры. Общие требования безопасности".
В целях безопасности работающих конвейеры должны иметь системы блокировки и сигнализации:
сигнализацию оповещения, действующую за 5 мин до начала движения конвейерной линии (звуковая и световая);
блокировку, позволяющую передвигать контейнер по конвейерной линии только после уборки всех монтажных и сборочных приспособлений и инструмента с каждой позиции;
аварийную систему выключателей вблизи каждой позиции, которая служит для экстренной остановки движущегося конвейера в случае аварийной ситуации.
9.17. Материалы, предусматриваемые для устройства полов, должны удовлетворять гигиеническим и эксплуатационным требованиям.
Полы не должны допускать образования пыли, проникания в помещение грунтовых вод и вредных газов.
9.18. Выбор конструкции полов надлежит производить в зависимости от характера производства в соответствии с требованиями действующих СНиП; кроме того, следует также учитывать требования соответствующих нормативных документов.
9.19. В производственных помещениях размещаются аптечки для оказания первой помощи, раковины с горячей и холодной водой, автоматы с газированной водой.
9.20. Определение категорий помещений и зданий производственного и складского назначения (предприятий и объектов железнодорожного транспорта и метрополитенов) по взрывопожарной и пожарной опасности производится по нормам ВНТП 05-89/МПС СССР*. Противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями на территории депо и участков, а также внутренние противопожарные устройства (автоматические установки пожаротушения и сигнализации, противопожарные стены, ворота и двери, дымовые вытяжные шахты и т.д.) принимаются в соответствии с действующими Строительными нормами и правилами.
________________
* На территории Российской Федерации действуют ВНТП 05-97. - Примечание изготовителя базы данных.
9.21. Здания депо и участков должны ограждаться и иметь санитарно-защитную зону не менее 100 м.
Ограждение площадок предприятий следует выполнять в соответствии с Указанием по проектированию ограждения площадок и участков предприятий, зданий и сооружений (СНиП II-89-80).
Территория санитарно-защитной зоны должна быть благоустроена и озеленена по проекту благоустройства, разрабатываемому одновременно с проектом строительства или реконструкции депо или участка (СН 245-71).
Санитарно-защитная зона не может рассматриваться как резервная территория депо или участка.
9.22. Производственные, вспомогательные и складские помещения депо и участков обеспечиваются средствами пожаротушения согласно Нормам оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения N ЦУО-4607 от 22.06.88.
10. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
10.1. Основные технико-экономические показатели депо и участков ремонта контейнеров приведены в табл.13.
Таблица 13
Показатель |
Измеритель |
Значение показателя |
Производительность труда |
привед. ед./чел. |
85-95 |
Уровень автоматизации производства |
% |
8-10 |
Удельный вес рабочих, занятых ручным трудом в основном производстве |
% |
25-30 |
То же во вспомогательном производстве |
% |
30-35 |
Прибыль на 1 руб. товарной продукции |
коп. |
18-22 |
Фондоотдача |
руб./руб. |
0,024-0,030 |
Коэффициент сменности машин и оборудования |
- |
1,7-1,8 |
Примечание. Коэффициенты приведения вагонной продукции различной трудоемкости на периодических ремонтах вагонов и контейнеров в "приведенные вагоны" принимаются по утвержденным МПС СССР 21.10.87 нормативам "Показатели и коэффициенты для расчета производительности труда на предприятиях вагонного хозяйства".
10.2. Себестоимость капитального и планового текущего ремонта контейнеров определяется проектом.
Гипротранстэи МПС |
|
|||
Директор |
В.Г.Савельев |
|||
Руководитель темы: |
|
|||
Гл. инженер проектов |
С.Г.Фролов |
|||
Ответственные исполнители: |
|
|||
Начальник группы |
В.С.Коробов |
|||
Инженер-проектировщик II кат. |
В.Ф.Улеманов |