почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
25
четверг,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


Еврострой, N 43, 2006
Рубрика: Архитектура и строительство

Максим Горячев

    

ISO 9000
КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА

    
    
    "ISO 9000 - что это?" - спросит человек несведущий. "Все об этом говорят, но зачем оно мне нужно?" - спросит малосведущий. Под этим сочетанием букв и цифр "скрывается" комплект международных стандартов, разработанных Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization, или сокращенно ISO), первая версия которых появилась в марте 1987 г. При разработке ISO 9000 за базовые были взяты британские стандарты, чтобы оценивать поставщиков продукции для оборонной отрасли для обеспечения надлежащего уровня качества данной продукции. Базовой основой стандартов ISO 9000 в методологическом плане стал комплексный подход управления качеством (Total Quality Management). Итак, ISO 9000 - это международный стандарт, обобщающий передовой мировой опыт в области управления производством и содержащий требования к организации производства. В то же время управление производством - хоть и главная, но все-таки только часть системы менеджмента качества, которая должна соответствовать требованиям стандарта ИСО 9000. Так что стандарты ИСО 9000 содержат требования не только к управлению производством, но и к менеджменту предприятия в целом. Они предполагают разработку стратегии, политики, взаимосвязь с потребителем.
    
    Во многих странах мира, в том числе и в России, на сегодняшний день основные стандарты ISO серии 9000 утверждены в качестве государственных. Госстандарт России, в свою очередь, является национальным членом ISO. Когда говорят о "стандартах серии ISO 9000:2000", имеют в виду три международных стандарта: ISO 9000:2000, ISO 9001:2000, ISO 9004:2000. В России введены в действие три аналогичных российских (национальных) стандарта: ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Ключевое понятие, используемое в стандартах, - "система менеджмента (управления) качества" (СМК). Особенность стандартов в том, что они предъявляют требования не к качеству продукции напрямую, а к системе организации управления предприятием, которое призвано обеспечивать предсказуемый и стабильный уровень качества продукции. С точки зрения стандартов серии ISO 9000 качественной считается та продукция, которая удовлетворяет как специфицированным (прописанным), так и предполагаемым (не прописанным) ожиданиям клиента.
    

    

    СТАНДАРТЫ ISO

    
    Разберемся с этим загадочным сертификатом: что это такое, в чем его смысл и как его получить. Ведь он, в отличие от лицензий и других аналогичных документов, превратившихся в нашей стране в простую, хотя порой и очень дорогую формальность, не дает практически никаких "видимых" преимуществ или льгот и потому - какой в нем смысл?
    
    Для того чтобы понять суть ISO 9000, нужно четко разделять два понятия - управление качеством и сертификация систем качества.
    
    Управление качеством - одна из главных функций предприятия по его управлению, она обеспечивает качество услуг и продукции на высоком уровне за счет рационального управления производством и его обслуживания. Система менеджмента качества (СМК) создается с учетом задач и специфики конкретного предприятия. Стандарты серии ISO 9000 устанавливают требования к проведению проверок, а способы применения этих стандартов выбирает сама организация, которая может быть проверена и признана независимым аккредитованным органом по сертификации и в результате официально им сертифицирована.
    
    Сертификация системы менеджмента качества демонстрирует участникам рынка, что она на предприятии разработана и организована с учетом определенных требований, что она эффективно функционирует и обеспечивает высокое и стабильное качество услуг и продукции данного предприятия.
    
    Начнем с простого. Что нужно фирме для вхождения на рынок и закрепления на нем? Первоначальный капитал, реклама, имидж, расширение производственных мощностей и пр. Но для того чтобы выделиться с помощью этих мер среди прочих, нужны большие вложения, которые не всегда оправданы для предприятий, в первую очередь, малого и среднего бизнеса. Вот здесь и приходит на помощь сертификат ISO 9000, который фактически является свидетельством компании о принадлежности к цивилизованному деловому миру.
    
    Даже в странах, где развитие промышленности находится на высоком уровне, сертификация по стандартам ISO 9000, учитывая законодательство, обязательна для поставщиков в важнейших отраслях, особенно в тех, где от качества продукции зависит безопасность людей. Именно наличие сертификата ISO 9000 зачастую является залогом успеха работы на многих рынках или выхода на них.
    
    Подтверждение качества продукции или услуг компании с помощью независимой оценки на соответствие требованиям к качеству выполняемых процессов, регламентированных стандартами серии ISO 9000, носит не "местечковый" характер, а поддерживается и подтверждается многолетним опытом работы компаний, сертифицированных по стандартам этой серии.
    

    Так что стандарты ISO 9000 - это группа общепринятых в деловом мире требований по созданию в организации системы управления качеством, которая не ограничивается только качеством продукции, а может быть применена и к другим сферам управления: маркетингу, продажам продукции, финансам, процессам производства продукции или предоставления услуг.
    
    Существенное преимущество стандартов ISO заключается в универсальности этой серии. В то же время данные стандарты не предлагают абсолютных критериев качества для отдельного вида услуг и продукции, понятно, что это просто невозможно, ведь качество - это способность услуг или продукции удовлетворять потребности людей, а потребности, запросы у всех потребителей разные.
    
    

    ИСО В РОССИИ

    
    Как известно, организации, которые финансируются из государственного бюджета, обязаны проводить закупку товаров, работ и услуг на конкурсной основе. В связи с этим регулярно проводятся тендеры и конкурсы на распределение заказов. Сегодня самые выгодные заказы получают компании, имеющие сертификат на соответствие международным стандартам ISO 9000, поскольку пользуются большим доверием в среде потребителей товаров, работ и услуг.
    
    Например, в столице Постановление правительства Москвы N 953 от 5 декабря 2000 г. "О совершенствовании систем управления качеством в строительстве г.Москвы", подписанное мэром Ю.М.Лужковым, в пункте 3.3 прямо устанавливает: "Начиная с 2004 года, не допускать к участию в подрядных торгах по городскому заказу строительные организации, не внедрившие систему управления качеством на основе Государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000".
    
    Так что, если ранее сертификаты соответствия ISO 9000 требовались в основном при работе на внешних рынках, то сегодня ситуация изменилась. Не только государство, но и частные российские организации и предприятия также стали требовать эти сертификаты, особенно в тех случаях, когда проводятся тендеры с участием российских и иностранных поставщиков. Крупные российские производители-экспортеры стали требовать сертификаты у своих поставщиков, поскольку ISO 9000 предъявляет требования к системе качества не только предприятия, выпускающего конечную продукцию, но и предприятий, поставляющих комплектующие. Теперь в перечнях необходимой документации для участия в тендерных торгах и конкурсах практически везде есть пункт о наличии сертификата ISO 9000, а его отсутствие ставит под угрозу само участие организации в этих мероприятиях, что, понятно, ведет к уменьшению числа заказов компании.
    
    Получается, что компании, вложившие деньги в сертификацию систем менеджмента качества, получают не просто "глубокое моральное удовлетворение", но и реальные преимущества при получении государственных заказов и тендеров, возможность размещения заказов от иностранных фирм, беспрепятственный экспорт собственной продукции. Результат понятен. Это особенно актуально, поскольку Россия пытается вступить во Всемирную Торговую Организацию.
    

    

    КАК ПРОЙТИ СЕРТИФИКАЦИЮ

    
    Сертификацию проводят специальные органы, аккредитованные в соответствующих государственных и международных системах по сертификации, что обеспечивает им признание и доверие к выдаваемым сертификатам.
    
    Сертификация состоит из трех этапов: одного предварительного (предварительная оценка СМК) и двух основных (проверка и оценка системы качества в организации и инспекционный контроль над сертифицированной системой качества).
    
    Предварительная оценка системы качества предусматривает оценку и анализ документации системы качества проверяемой организации, которые проводятся органом по сертификации для определения уровня готовности организации к сертификации системы качества и целесообразности дальнейших работ по сертификации. Заявитель представляет в орган по сертификации заявку на проведение сертификации; исходные данные для предварительной оценки состояния производства; организационно-структурные схемы предприятия-заявителя и его службы качества; перечень внутрифирменных документов системы качества; документы, устанавливающие политику организации в области качества. В стандарте ГОСТ Р 40.003-2005 установлен перечень документов, представляемых в орган по сертификации, куда входит руководство по качеству, шесть обязательных документированных процедур, отчеты о проведенных внутренних проверках и т.д.
    
    Орган по сертификации вправе затребовать от организации другие необходимые дополнительные сведения: стандарты предприятия, описывающие проведение испытаний и контроля, документы, регламентирующие технологию проведения работ или изготовления продукции, стандарты управления внутренней документацией в компании.
    
    На этапе подготовки проверки и оценки системы качества составляется план проведения проверки (разрабатывает ее главный эксперт, а утверждает руководитель органа по сертификации), где между членами экспертной комиссии распределяются обязанности, а также готовятся рабочие документы по проверке. Разрабатываемые экспертами рабочие документы применяются для облегчения, упорядочения и повышения эффективности проверки и несут вспомогательный характер. К числу таких документов могут быть отнесены формы для документирования вспомогательных данных, перечни контрольных вопросов и др.
    
    Собственно проверка включает в себя следующие процедуры:
    

    - предварительное совещание;
    
    - проверка организации;
    
    - составление отчета о проверке;
    
    - заключительное совещание.
    
    На предварительном совещании членами экспертной комиссии оглашается план проверки, ее цели, методы и процедуры установления взаимодействия между членами комиссии и сотрудниками проверяемой организации, определяются сроки и этапы проведения проверки.
    
    Проверка организации происходит путем анализа и сбора, а также регистрации фактических данных и наблюдений в ходе проверки. Для сбора фактических данных производится: опрос персонала, анализ процессов производства, деятельности функциональных подразделений, используемых документов, анализ деятельности персонала, изучение и оценка проводимых мероприятий по обеспечению качества продукции.
    
    По результатам аудита оформляется отчет о проверке СМК, на основании которого экспертная комиссия принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Если в ходе аудита выявляются какие-либо несоответствия, аудиторы составляют и протоколы несоответствий. Для устранения выявленных несоответствий в соответствии с международными нормами и нормативным документом ГОСТ Р 40.003-2005 "Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000)" дается время на проведение корректирующих мероприятий по устранению выявленных несоответствий. В случае выявления одного и более значительных несоответствий этот срок составляет 12 недель, в случае выявления малозначительных несоответствий - до 5 недель. Наличие значительных несоответствий предполагает повторный выход группы аудиторов на предприятие. Корректирующие действия по незначительным несоответствиям могут быть приняты и оценены на основе отчета предприятия. После устранения всех несоответствий и оценки результативности проведенных корректирующих мероприятий принимается решение о выдаче сертификата соответствия системы.
    
    Сертификат выдается сроком на 3 года. По истечении этого срока, по желанию заказчика, процедура сертификации повторяется в той же последовательности. В течение срока действия сертификата соответствия орган по сертификации ежегодно проводит инспекционный контроль с целью подтверждения соответствия данной системы менеджмента качества требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и оценки результативности системы (подтверждения улучшений).
    
    Сертификат ISO 9000 остается во всем мире проверенным способом подтвердить высокий статус, серьезный имидж, надежность и респектабельность компании среди партнеров и конкурентов. Он формирует общественное мнение о положении предприятия на рынке, позволяя увеличить количество заказов и обращений, служит гарантом для инвестиционных компаний в оказании весомой инвестиционной поддержки предприятию на развитие мощностей и совершенствование производственных процессов и т.п. Поэтому, если фирма создает качественный продукт, то сегодня это качество можно доказать и задокументировать.
    

    

Благодарим за консультацию Институт
проблем предпринимательства
(С.-Петербург) и эксперта
по сертификации систем менеджмента
органа по сертификации интегрированных
систем менеджмента
ООО "Тест-С.-Петербург"
Е.Казмировского

  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование