- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Законодательство и экономика, N 11, 2001 год
Рубрика: Комментарии и консультации
Э.Э.Коган
Заслуженный юрист России кандидат юридических наук
Административная ответственность предпринимателей
Известно, что законодательство об административных правонарушениях, базирующееся на многократно перелицованном Кодексе об административных правонарушениях 1984 года крайне неудобно для исполнения. В особенности это касается предпринимателей, чья повседневная деятельность в значительной степени подвержена административно-правовому регулированию. Едва ли среднестатистический предприниматель имеет представление обо всем комплексе административно-правовых норм, которые он должен соблюдать. Заслуженный юрист России кандидат юридических наук Э.Э.Коган классифицирует и разъясняет положения действующего законодательства об административной ответственности предпринимателей.
Административная ответственность предпринимателей независимо от форм собственности и организационно-правовых форм предусматривается Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, который принят на девятой сессии Верховного Совета РСФСР 20 июня 1984 года*, с последующими изменениями и дополнениями, внесенными Законами РФ.
_________________________
* Ведомости Верховного Совета РСФСР". - 1984. - N 27. - Ст.910
Кодекс введен в действие с 1 января 1985 года и состоит из главы 1 "Общие положения" (ст.1-9); главы 2 "Административное правонарушение и административная ответственность" (ст.10-22); главы 3 "Административное взыскание" (ст.23-32); главы 4 "Наложение административного взыскания" (ст.33-40). Все это составляет Общую часть. К Особенной части Кодекса РСФСР об административных правонарушениях относятся главы 5-14, (ст.41-193), устанавливающие различные виды ответственности за административные правонарушения. Далее в разделе 3 (главы 15-16, ст.194-224), предусмотрены органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. В разделе 4 (главы 17-22, ст.225-276), предусмотрено производство по делам об административных правонарушениях; в разделе 5 (главы 23-31, ст.277-307), предусмотрено исполнение постановлений о наложении административных взысканий.
В связи с тем, что Кодекс РСФСР об административных правонарушениях значительно устарел, федеральными законами были внесены изменения и дополнения, с учетом которых мы и будем комментировать его основные положения.
Итак, рассмотрим основные виды административных правонарушений и ответственности за их совершение.
Административные правонарушения (проступки) возникают при виновном (умышленном) или неосторожном действии либо бездействии, за которые Кодексом РСФСР об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Такая ответственность наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Совершившими административное правонарушение признаются достигшие 16-летнего возраста правонарушители, которые совершили его умышленно, сознавая противоправный характер своего действия или бездействия, предвидели его вредные последствия и желали их или сознательно допустили наступление этих последствий.
Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других, обеспечение которых входит в их служебные обязанности (ст.15).
Не подлежат административной ответственности лица, совершившие правонарушения при крайней необходимости, при необходимой обороне; а также невменяемые. При малозначительном правонарушении нарушитель может быть освобожден от административной ответственности и получить порицание в виде устного замечания.
За совершение административного правонарушения применяются следующие взыскания:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (право управления транспортными средствами, права охоты и др.);
6) исправительные работы;
7) административный арест.
Возмездное изъятие и конфискация предметов могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий; другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных. За одно административное правонарушение могут быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскания.
Предупреждение как мера административного взыскания выносится, как правило, в письменной форме. Однако предупреждение, например, постового милиционера автоводителю, допустившему нарушение правил дорожного движения, может быть объявлено и в устной форме, если не выписана квитанция на уплату штрафа.
Штраф как широко применяемый вид административной ответственности может оформляться только в письменной форме. Если к вам подошел милиционер и потребовал штраф, не выписав квитанцию, то это - вымогательство взятки на сумму объявленного и взятого штрафа, что и происходит на дорогах России.
Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Например, предприниматель, имеющий охотничье ружье, иногда по вечерам стрелял в воздух, отмечая таким образом получение прибыли. Ружье было изъято, продано через специализированный магазин, а вырученная сумма за вычетом комиссионных расходов возвращена незадачливому предпринимателю.
Следует отметить, что огнестрельное оружие и боеприпасы не могут возмездно изыматься у профессиональных охотников, для которых охота является основным источником существования.
Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность России. Конфискован может быть предмет, находящийся в личной собственности нарушителя.
Лишение специального права, предоставленного предпринимателю, подразумевает лишение не только права по управлению автомобилем или права охоты, но и, например, лицензии на право торговли за нарушение санитарных правил, на право строительства, знака качества, товарного знака и др.
Исправительные работы применяются на срок до 2-х месяцев с отбыванием их по месту основной работы совершившего административное правонарушение с удержанием до 20 процентов заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районными (городскими) народными судами или народным судей.
Административный арест применяется на срок до 15 суток и назначается также районным (городским) народным судом. Такая мера административной ответственности не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, несовершеннолетним до 18 лет, а также инвалидам 1 и 2 групп.
При наложении взыскания учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Например, согласно ст.34 к смягчающим обстоятельствам относятся: чистосердечное раскаяние; предотвращение вредных последствий, добровольное возмещение вреда и др. К отягчающим обстоятельствам ст.35) законодатель относит: продолжение противоправного поведения; повторное совершение в течение года административного правонарушения; совершение правонарушения группой лиц и др.
При совершении нескольких правонарушений административные взыскания накладываются за каждое в отдельности.
Административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела, но при наличии административного правонарушения взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. Эти сроки не распространяются на случаи применения конфискации предметов контрабанды (ст.38).
Если в течение одного года со дня окончания исполнения административного взыскания не совершено новое правонарушение, то предприниматель считается не подвергшимся административному взысканию.
Довольно часто предприниматели, приняв на работу наемных работников, не обеспечивают надлежащие условия и охрану их труда. Статьей 41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в редакции Федерального закона РФ от 18 июля 1995 года N 109-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ, Основы законодательства РФ об охране труда, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и УК РСФСР"*, предусмотрена ответственность предпринимателей за нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда, что влечет наложение штрафа в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда (в дальнейшем - МРОТ).
_________________________
* СЗ РФ. - 1995. - N 30. - Ст.2865
Кодекс дополнен статьями 41_1, 41_2, 41_3, 41_4. Это ответственность за уклонение от участия в переговорах по коллективному договору, соглашению (от 10 до 50 МРОТ); за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (до 100 МРОТ); за невыполнение или нарушение коллективного договора, соглашения (до 100 МРОТ); за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений (от 3 и выше МРОТ).
Кодекс также дополнен статьями 56_1, 56_2, 56_3, 57_1, 84_5, 84_6. Федеральным законом РФ от 27 мая 1996 года N 56-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"*. Предусмотрена административная ответственность за незаконную выдачу лицензии (разрешения), а равно произвольное изменение условий выданной лицензии (разрешения) на осуществление деятельности на континентальном шельфе РФ, о чем говорится в ст.56_1. Эта статья состоит из четырех частей, каждая из которых в зависимости от правонарушения предусматривает штраф налагаемый на должностных лиц в размере от 200 до 2000 МРОТ. За нарушение действующих стандартов (норм, правил) или условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе РФ (ст.56_2), статья определяет три размера штрафов от 500 до 2000 МРОТ в зависимости от допущенного правонарушения. По ст.56_3 за нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе РФ называется два размера штрафа от 1 до 2 тысяч МРОТ с конфискацией судна и орудий совершения правонарушения. Нарушение правил захоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе РФ влечет штраф от 1 до 2 тысяч МРОТ с конфискацией судна и орудий совершения правонарушения ст.57_1). За невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа РФ ст.84_5) штраф взыскивается в размере от 2 до 3 тысяч МРОТ с конфискацией судна и орудий совершения правонарушения. Статей 84_6 предусмотрена ответственность за незаконную передачу минеральных и живых ресурсов континентального шельфа РФ, что влечет штраф в размере от 500 до 2000 МРОТ с конфискацией судна и орудий совершения правонарушения или без таковой.
_________________________
* СЗ РФ. - 1996. - N 22. - Ст.2593
Федеральным законом РФ от 27 мая 1996 года N 56-ФЗ были изложены в новой редакции также ст.211 Кодекса "Органы государственного горного надзора"; ст.219_1 "Федеральный орган по геологии и использованию недр";ст.219_2 "Федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов"; ст.220 "Органы рыбоохраны"; ст.224_9 "Органы пограничной службы РФ" и др.
Федеральным законом РФ от 28 июня 1997 года N 93-ФЗ "О внесении дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" и статью 12 Закона РФ "О плате за землю"*, Кодекс дополнен ст.60_1-60_5, ст.219_3. Нарушение порядка разработки, согласования и утверждения проектной документации в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения или земель, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 70 МРОТ ст.60_1).
_________________________
* СЗ РФ. - 1997. - N 26. - Ст.2954
Нарушение порядка проведения мелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения или на землях, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции влечет наложение штрафа от 10 до 100 МРОТ (ст.60_2). Уничтожение и (или) повреждение мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений на землях сельскохозяйственного назначения предполагает штраф в размере от 10 до 100 МРОТ (ст.60_3). Сооружение и (или) эксплуатация линий связи, линий электропередачи, трубопроводов и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях сельскохозяйственного назначения без согласования со специально уполномоченными государственными органами в области мелиорации земель влечет за собой штраф от 20 до 100 МРОТ (ст.60_4). Невыполнение требований (предписаний) специально уполномоченных государственных органов в области мелиорации земель может закончиться штрафом от 15 до 100 МРОТ (ст.60_5). Что представляют собой эти специально уполномоченные государственные органы в области мелиорации земель, ст.219_3 не указывает.
Федеральным законом РФ от 14 июля 1997 года N 99-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"* были изменены старые и включены новые ст.97, 97_1, 98, 98_1, 99_3, 99_4, 99_5 и 216_1. Статья 97 в новой редакции предусматривает ответственность за нарушение правил борьбы с карантинными организмами, болезнями растений, за нарушение которых установлено предупреждение или наложение штрафа в размере от 2 до 10 МРОТ на граждан и на должностных лиц - от 5 до 20 МРОТ. Невыполнение законных предписаний органов Государственной службы по карантину растений влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до 5 МРОТ, а на должностных лиц - до 10 МРОТ (ст.97_1). Нарушение правил ввоза и вывоза подкарантинных продукции, грузов и материалов (ст.98) вводит дифференцированную ответственность за ввоз и вывоз: предупреждение или штраф в размере от 2 до 20 МРОТ за ввоз; предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере до 10 МРОТ и наложение штрафа на должностных лиц - до 20 МРОТ за вывоз подкарантинных продукции, грузов и материалов за пределы зон, в которых объявлен карантин. За нарушение правил производства, заготовки, хранения, перевозки, переработки, реализации и использования подкарантинных продукции, грузов и материалов ст.98_1 предусматривается предупреждение или штраф в размере от 2 до 20 МРОТ. Невыполнение законных предписаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции обеспечения государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных актов и проведением мероприятий по защите растений влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 7 МРОТ, а на должностных лиц - от 5 до 20 МРОТ (ст.99_3). Статьей 99_4 предусмотрена ответственность за нарушение правил хранения, перевозки и применения пестицидов. Граждан могут предупредить или подвергнуть их штрафу от 1 до 10 МРОТ, в то время как на должностных лиц штраф может быть наложен в размере от 3 до 20 МРОТ. Если нарушители препятствуют осуществлению должностным лицам органов Государственной службы по карантину растений и должностным лицам федерального органа исполнительной власти, осуществляющих функции обеспечения государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных актов и проведением мероприятий по защите растений, возложенных на них в силу служебных полномочий (ст.99_5), то их предупреждают или налагают штраф в размере от 1 до 7 МРОТ, а на должностных лиц накладывается штраф в размере от 3 до 10 МРОТ. Эти правонарушения рассматривают органы государственной службы по карантину растений (ст.216_1).
_________________________
* СЗ РФ. - 1997. - N 29. - Ст.3500
Федеральным законом РФ от 20 января 1997 года N 20-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"* внесены изменения и дополнения в ст.100, 100_1, 100_2, 199, 224 Кодекса.
_________________________
* СЗ РФ. - 1997. - N 4. - Ст.487
Статьей 100 предусмотрена ответственность за нарушение правил эксплуатации тракторов, иных самоходных машин и оборудования, поднадзорных органам гостехнадзора, что влечет применение штрафа в размере от 1 до 3 МРОТ на граждан и на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию тракторов, иных самоходных машин и оборудования, - от 3 до 5 МРОТ. За систематическое нарушение правил эксплуатации этой техники (ст.100_1) применяется лишение права граждан на управление тракторами и иными самоходными машинами на срок от 3 до 6 месяцев и наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию тракторов, иных самоходных машин и оборудования, в размере от 5 до 10 МРОТ. При невыполнении законных предписаний государственных инженеров-инспекторов гостехнадзора ст.100_2) влечет наложение штрафа на руководителей предприятий в размере от 5 до 10 МРОТ.
Статья 199 - редакционного плана, а в ст.224 сделана ссылка на органы гостехнадзора, которые рассматривают правонарушения по изложенным вопросам.
Федеральным законом РФ от 6 августа 1996 года N 108-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"* включены новые статьи и внесены изменения и дополнения в действующие. Это ст.136, 136-137, 138, 139, 139_1 -139_6, 140, 140_1-140_3, 223, 296_1.
_________________________
* СЗ РФ. - 1996. - N 33. - Ст.3964
Статья 136 предусматривает ответственность за самовольную установку при эксплуатации радиотрансляционного узла без соответствующего разрешения, что влечет наложение штрафа в размере от 15 до 60 МРОТ с конфискацией радиотрасляционного узла или без таковой. Самовольное подключение оконечного оборудования к сетям электросвязи влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 15 до 60 МРОТ с конфискацией оконечного оборудования или без таковой (ст.1391). Изготовление, ввоз в РФ, приобретение, проектирование, строительство, установка, эксплуатация, а также продажа либо передачу в постоянное или во временное пользование радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, использование радиочастот без получения специального разрешения (ст.137) влекут предупреждение или штраф в размере от 20 до 70 МРОТ с конфискацией радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств или без такового. Нарушение правил регистрации, проектирования, строительства, установки, эксплуатации радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств (ст.138) предусматривает дифференцированную ответственность в виде: предупреждения, штрафа в размере от 20 до 100 МРОТ, конфискацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, лишение права на эксплуатацию на срок от 1 года до 3 лет. Статья 139 предусматривает ответственность за нарушение правил охраны линий и сооружений связи, а если это нарушение вызвало прекращение связи, влечет штраф от 20 до 70 МРОТ.
Использование несертифицированных средств связи и предоставление несертифицированных услуг связи влечет наложение штрафа в размере от 15 до 70 МРОТ с конфискацией этих средств или без таковой (ст.139_1).
За несоблюдение нормативных документов, регулирующих порядок эксплуатации электрической и почтовой связи (ст.139_2), установлен штраф в размере от 15 до 70 МРОТ. Изготовление или эксплуатация технических средств, не соответствующих государственным стандартам или нормам на допускаемые уровни радиопомех (ст.139_3), влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 20 до 70 МРОТ с конфискацией технических средств или без таковой. Под техническими средствами следует понимать изделия, оборудование, аппаратуру и (или) ее составные части, функционирующие на основе законов электротехники, радиотехники и (или) электроники и содержащие электронные компоненты и (или) схемы.
Самовольное строительство или эксплуатация сооружений связи ст.139_4) без получения соответствующего разрешения наказывается штрафом в размере от 20 до 70 МРОТ. Нарушение правил проектирования или строительства сооружений связи влечет наложение штрафа в размере от 20 до 70 МРОТ ст.139_5). Осуществление деятельности в области связи без лицензии влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 35 до 70 МРОТ (ст.139_6).
Статья 140 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает штраф в размере от 35 до 70 МРОТ за повреждение телефонов-автоматов. Правонарушители, используя цветные принтеры компьютеров, получили возможность изготавливать в целях сбыта поддельные государственные знаки почтовой оплаты или именные вещи. Согласно ст.140_1 Кодекса эта деятельность может закончиться штрафом в размере от 20 до 35 МРОТ с конфискацией поддельных государственных знаков почтовой оплаты и (или) именных вещей, а также средств их изготовления.
По разным видам незаконной деятельности в области связи органами государственного надзора за связью в РФ выносятся соответствующие предписания, которые вручаются или пересылаются по почте предпринимателям. Однако не всегда эти предписания выполняются, поэтому ст.140_2 предусмотрена ответственность за их невыполнение в виде штрафа в размере от 15 до 35 МРОТ. Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за нарушение невыполнения предписаний, влечет штраф уже в размере от 30 до 100 МРОТ или лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств на срок до 3 лет.
Законные требования должностных лиц органов государственного надзора за связью в РФ часто не выполняются или встречают препятствия (ст.140_3). Административное наказание виновных в такого рода проступках лиц может повлечь наложение штрафа в размере от 15 до 70 МРОТ.
Статьи 199, 202 Кодекса изменены в порядке уточнения некоторых фраз и цифр.
Органы государственного надзора за связью в РФ указаны в ст.223, а порядок исполнения постановления о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств производится путем изъятия специального разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств ст.2961).
Федеральным законом РФ от 20 декабря 1995 года N 203-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"*, ст.144 Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов. В состав административного правонарушения входит не только благоустройство, но и несоблюдение правил по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах. Нарушение этих правил влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 1 до 3 МРОТ и наложение штрафа на должностных лиц - от 5 до 10 МРОТ. Эти же действия (бездействие), совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных выше, - влечет наложение штрафа на граждан в размере от 3 до 5 МРОТ и на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ.
_________________________
* СЗ РФ. - 1995. - N 52. - Ст.5111
Федеральным законом РФ от 30 июля 1996 года N 103-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях..."* Кодекс был дополнен ст.146_7, 156_2, 165_9 и др.
_________________________
* СЗ РФ. - 1996. - N 32. - Ст.3843
Статей 146_7 установлена административная ответственность за продажу и (или) организацию продажи гражданами или индивидуальными предпринимателями подлежащих маркировке марками установленных образцов подакцизных товаров без маркировки означенными марками, что влечет наложение штрафа в размере от 10 до 100 МРОТ с конфискацией немаркированного товара. Те же действия, совершенные руководителями или должностными лицами предприятий, осуществляющих продажу подлежащих маркировке марками установленных образцов подакцизных товаров без маркировки таковыми, - влекут наложение штрафа в размере до 100 МРОТ с конфискацией немаркированного товара.
Необеспечение маркировки марками установленных образцов при производстве подакцизных товаров руководителями или должностными лицами предприятий-производителей влечет применение штрафа в размере 100 МРОТ (ст.156_2). Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами или гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, предписаний, выданных органами государственного контроля в пределах их компетенции, влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 МРОТ. Государственная налоговая служба РФ и подчиненные ей государственные налоговые инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.156_2 Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени налоговых органов вправе руководитель Государственной налоговой службы РФ, его заместители, начальники государственных налоговых инспекций и их заместители по субъектам РФ, районам, городам, районах в городах ст.224_2).
Федеральным законом РФ от 19 июля 1995 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в УПК РСФСР", Кодекс об административных правонарушениях и Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах"*, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях был дополнен ст.150_4 об ответственности за продажу, сдачу в прокат и иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в коммерческих целях, если: экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах, или на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях и о местах производства, а также иная информация, которая может ввести в заблуждение потребителей, или на экземплярах произведений или фонограмм уничтожен либо изменен знак охраны авторского права или знак охраны смежных прав, проставленные обладателем авторских или смежных прав, - влечет наложение штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, а на должностных лиц - в размере от 10 до 20 МРОТ с конфискацией контрафактных экземпляров произведений или фонограмм. Эти же действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных выше, - влечет наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 20 МРОТ, а на должностных лиц - в размере от 30 до 50 МРОТ с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм. Конфискованные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению в порядке, предусмотренном ст.244 Кодекса, за исключением случаев их передачи обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе.
_________________________
* СЗ РФ. - 1995. - N 30. - Ст.2866
Изменения и дополнения в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях были внесены 19 июля 1995 года N 113-ФЗ* Кодекс был дополнен двумя новыми статьями 165_10 и 165_11. В случае невыполнения законных требований прокурора ст.165_10) налагается штраф в размере до 50 МРОТ. Если должностное лицо не явится без уважительных причин по вызову прокурора для дачи объяснений по поводу нарушений закона, взимается административный штраф в размере до 10 МРОТ ст.165_11).
_________________________
* СЗ РФ. - 1995. - N 30. - Ст.2869
Иногда вносятся изменения и дополнения в действующие федеральные законы России, что влечет необходимость излагать соответствующие статьи Кодекса об административных правонарушениях в новой редакции. Так, Федеральным законом РФ от 19 июня 1995 года N 89-ФЗ были внесены изменения и дополнения в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях в связи с принятием законов РФ "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг"*.
_________________________
* СЗ РФ. - 1995. - N 26. - Ст.2397
Статья 170 Кодекса была изложена законодателями в иной редакции. Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений влечет наложение штрафа в размере от 5 до 100 МРОТ. Нарушение должностными лицами или гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, правил обязательной сертификации, то есть реализация сертификационной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции или необоснованная выдача сертификата соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, - влекут за собой наложение штрафа в размере от 5 до 100 МРОТ.
Нарушение должностными лицами или гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, правил поверки средств измерений, аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат и применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение непроверенных средств измерений влечет наложение штрафа в размере от 5 до 100 МРОТ.
Должностные лица или граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, за неисполнение в срок предписаний государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений подвергаются штрафу в размере от 5 до 100 МРОТ.
За проведение должностными лицами или гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, работ по обязательной сертификации, осуществление деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений, маркировку продукции знаком соответствия государственным стандартам, знаком соответствия системы обязательной сертификации без соответствующей лицензии налагается штраф в размере от 30 до 100 МРОТ.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст.170 Кодекса, рассматривали органы Госстандарта России (ст.224_1), но после Указа Президента РФ от 30 апреля 1998 года N 483 "О структуре Федеральных органов исполнительной власти" Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) попал в число упраздненных федеральных органов исполнительной власти.
Дела об административных правонарушениях рассматривают: административные комиссии при администрациях; комиссии по делам несовершеннолетних; районные (городские) народные суды; органы внутренних дел; органы государственного пожарного надзора; органы железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта; органы пассажирского городского и междугородного автомобильного транспорта и электротранспорта; органы государственной инспекции по маломерным судам; органы российской транспортной инспекции; органы Рострудинспекции Минтруда РФ (по нарушениям законодательства о труде, правил и норм охраны труда); органы госгортехнадзора; органы госатомэнергонадзора; таможенные органы; органы Министерства обороны РФ; органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор; органы государственного ветеринарного надзора; органы охраны водных ресурсов; рыбоохраны; органы лесного хозяйства; органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением охоты; органы государственной инспекции электросвязи; органы госсельтехнадзора; органы, осуществляющие государственный пробирный надзор; органы, рассматривающие дела о нарушении антимонопольного законодательства ст.199-224_4).
В настоящее время по подсчетам специалистов дела об административных правонарушениях рассматривают более 40 различных государственных органов и множество должностных лиц. Количество лиц, привлекаемых к административной ответственности, ежегодно составляет почти 2 млн человек, из которых около 1 млн подвергаются аресту и 800 тысяч штрафуются на сумму около 100 млрд руб. Одна только ГИБДД России привлекает ежегодно к административной ответственности 52 млн человек, а за появление в нетрезвом состоянии в общественных местах, незаконное приобретение и хранение наркотических средств и нарушение правил административного надзора привлекается ежегодно 16 млн человек.
При рассмотрении дела об административном правонарушении исследуются доказательства (любые фактические данные), на основании которых в определенном законом порядке должностные лица соответствующих органов устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность конкретного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются следующими средствами: протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами, протоколом об изъятии вещей и документов, а также иными документами (ст.231).
Орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, обязан сделать оценку исследованным доказательствам и в случае установления преступления передать материалы прокурору, органу предварительного следствия или дознания.
О совершении административного правонарушения составляется протокол уполномоченным на то должностным лицом ст.234).
Если протокол невозможно составить на месте, нарушитель может быть доставлен в милицию или штаб добровольной народной дружины. В ряде случаев протокол об административном правонарушении вообще не составляется ст.237).
При совершении нарушений правил пользования средствами транспорта, правил по охране порядка и безопасности движения, правил, направленных на обеспечение сохранности грузов на транспорте, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил на транспорте, нарушитель может быть доставлен уполномоченным на то лицом в милицию, если у него нет документов, удостоверяющих личность, и нет свидетелей, которые могут сообщить данные о нем, а также если у него отсутствуют необходимые документы на транспортное средство.
При нарушении правил лесопользования или охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов и других положений законодательства об охране и использовании животного мира в целях составления протокола, если личность нарушителя не может быть установлена на месте, работники государственной и ведомственной лесной охраны, уполномоченные на то должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, органов рыбоохраны, должностные лица других органов, осуществляющих государственный и ведомственный контроль за охраной и использованием животного мира, должностные лица заповедников и других особо охраняемых территорий, а также работники милиции могут производить доставку правонарушителей в милицию или помещение администрации соответствующего района (города). Доставка может производиться дружинниками, общественными инспекторами охраны природы, охотничьими инспекторами, инспекторами органов рыбоохраны и лесными инспекторами.
При совершении правонарушения, связанного с посягательством на охраняемые объекты, государственное имущество, имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, нарушитель может быть доставлен работниками военизированной охраны в служебное помещение военизированной охраны или в милицию, а военнослужащими внутренних войск МВД РФ - в служебное помещение внутренних войск МВД РФ до передачи нарушителя органам милиции для установления личности нарушителя и составления протокола о правонарушении (ст.238) в редакции Федерального закона от 29 января 1997 года N 24-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"*.
_________________________
* СЗ РФ. - 1997. - N 5. - Ст.612
Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. По просьбе задержанного о месте его нахождения уведомляются родственники, администрация по месту работы или учебы (ст.240).
Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более 3 часов; а лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, - три часа считая с момента его вытрезвления. Такое количество времени определено для составления протокола ст.242).
Личный досмотр при задержании довольно часто проводится рядовыми работниками милиции, военизированной охраны войск МВД РФ, погранслужбы и др. Нередко изъятые при осмотре вещи и деньги затем исчезают, поэтому законодатель предусмотрел (ст.243 ч.1), что личный досмотр может производиться уполномоченным на то должностным лицом органов внутренних дел РФ, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений, прямо предусмотренных законодательными актами РФ, а также других уполномоченных на то органов. Причем личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.
Досмотр вещей, ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и других предметов осуществляется, как правило, в присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся. В случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи могут быть подвергнуты досмотру с участием двух понятых в отсутствии собственника (владельца). Например, при незаконной ловле рыбы браконьер обычно оставляет орудия лова и пойманную рыбу и скрывается, тогда орудия лова и осматриваются обычно без участия собственника, но с участием понятых о чем составляется протокол. О личном досмотре и досмотре вещей составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Личный досмотр и досмотр вещей в таможенных учреждениях производиться в порядке, установленном Таможенным кодексом РФ.
Вещи и документы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженные при задержании, личном досмотре или досмотре вещей, изымаются должностным лицом вышеназванных органов. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколах об административных правонарушениях, о досмотре вещей или административном задержании.
При подозрении на опьянение водителя, независимо от того, является он предпринимателем, должностным лицом или руководителем предприятия, транспортное средство задерживается, и водитель отстраняется от управления транспортным средством до освидетельствования на состояние опьянения. Такое задержание оформляется отдельным протоколом или в протоколе об административном правонарушении производится соответствующая запись.
Каждый, кто не согласен с административным задержанием, личным досмотром, досмотром вещей и изъятием вещей и документов может обжаловать эти действия в вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору (ст.246).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; пользоваться услугами адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется административное производство; обжаловать постановление по делу.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Некоторые дела об административных нарушениях, предусмотренные ст.40_1-40_5, 44, 153, 158, ч.1, 2 и 3 ст.162 и ст.165-165_3 рассматриваются в течение суток, а предусмотренные ст.137, 150, 1502, 151 и 166_1 - в течение 3 суток; предусмотренные ст.46_1 и 49 - в 5 дневный срок; ст.93 - 95 - в 7 дневный срок.
По рассмотрении дела об административном правонарушении орган (должностное лицо) выносит постановление по делу, в котором содержатся данные об органе или должностном лице, о правонарушителе, излагаются обстоятельства дела, делаются ссылки на соответствующие нормативные правовые акты, предусматривающие административную ответственность, указывается мера ответственности и размер материального ущерба, подлежащего взысканию, срок и порядок возмещения. В постановлении по делу должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах. Постановление коллегиального органа (административной комиссии, например) принимается простым большинством голосов, присутствующих на заседании. Постановление по делу подписывается рассматривающим дело должностным лицом, а постановление коллегиального органа - председательствующим и секретарем. Могут приниматься два вида постановлений: о наложении административного взыскания или о прекращении дела производством, которые объявляются немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение 3 дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также по просьбе потерпевшего под расписку.
Жалоба на постановление может быть подана в течение 10 дней со дня его вынесения ст.268). Если жалоба была подана прокурору, то при наличии оснований он вносит протест, который, как и жалоба, приостанавливает исполнение постановления. Жалоба и протест рассматриваются правомочными на то органами (должностными лицами) в 10-дневный срок со дня их поступления. В результате рассмотрения жалобы или протеста прокурора принимает одно из следующих решений: оставить постановление без изменений, а жалобу или протест без удовлетворения; отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение; отменить постановление и прекратить производство по делу; изменить меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, однако с тем, чтобы взыскание не было усилено (ст.273).
Отмена постановления с прекращением дела влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возмещается его стоимость.
Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение 3 месяцев со дня вынесения (ст.282).