почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
26
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

В.Н.Мусатов
Адвокат      
    


Ответственность за нарушение земельного законодательства Российской Федерации


    Перевод экономики России на рыночные отношения, возникновение различных форм собственности на землю, включение земельных участков в хозяйственный оборот, обострение экологической ситуации в стране вызвали необходимость создания новой организации земельных отношений и их правового регулирования.
    
    В результате десятилетней острой политической борьбы за реформирование земельных отношений 25 октября 2001 года вступил в действие новый Земельный кодекс Российской Федерации.
    

Новый правовой механизм организации земельных отношений


    Реформирование земельных отношений в России началось в начале 90-х годов прошлого века без проведения необходимой организационной, экономической и правовой подготовки. Процесс непродуманного реформирования земельных отношений порой выходил из-под государственного контроля. В результате только в 1999г. был принят Закон "О государственном земельном кадастре", в 2000г. была создана Федеральная служба земельного кадастра России, на которую было возложено государственное управление земельными ресурсами и контроль за использованием и охраной земель, в 2001г. были приняты законы "О разграничении государственной собственности на землю" и "О землеустройстве", а 12 января 2002г. вступила в действие новая редакция закона "Об охране окружающей среды" в котором существенное место заняла правовая охрана земли в экологическом отношении.
    
    Таким образом, только в 2002г. в России был создан  правовой механизм по организации и управлению земельными отношениями в условиях формирующегося земельного рынка.
    
    Этот механизм в условиях низкой экологической безопасности характеризуется широким кругом лиц, являющихся субъектами земельных отношений, с чрезвычайно разнообразными интересами в использовании земли, аморфным правовым статусом земель, включенных в хозяйственный оборот, плохой осведомленностью населения о земельном законодательстве, сложным бюрократическим механизмом государственной регистрации сделок с землей, отсутствием информации о земельном рынке и не эффективным налогообложением собственников земли, землепользователей и землевладельцев.
    
    Вместе с тем этот механизм предусматривает юридико-технологическое регулирование всех форм и способов использования земли  в различных отраслях хозяйства, который закреплен в различных положениях и инструкциях, изданных Правительством Российской Федерации и входящими в него органами.
    
    В то же самое время, сформулированные  в ст.1 Земельного кодекса принципы земельного законодательства рассматривают землю как недвижимое имущество и объект права собственности и иных прав, использование которой осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
    
    Применение на практике этих принципов при существующем механизме правовой организации использования земли и не эффективном государственном управлении земельными отношениями само по себе является условием возникновения земельных споров и правонарушений.


Земельные споры и их классификация

    
    Земельный кодекс отнес решение земельных споров к компетенции судебных органов. Земельные споры рассматриваются судом общей юрисдикции и арбитражным судом. Разграничение подведомственности земельных споров между этими судами состоит в том, что суды общей компетенции рассматривают споры с участием граждан, а арбитражные суды - споры организаций, предприятий, учреждений и споры граждан, являющихся предпринимателями.
    
    Наиболее простым случаем земельных споров являются споры  о принадлежности земельного участка или его части тому или иному лицу. К этой группе земельных споров относятся споры о неправомерном отказе местной администрации в предоставлении земельного участка для целей предпринимательства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, а также требования о признании неправомерным прекращения местной администрацией права собственности на землю.
    
    Решение земельного спора осложняется  в том случае, когда на земельном участке, в отношении которого возник спор, имеется объект недвижимости в виде какого либо здания, строения или сооружения, принадлежащий третьему лицу. В этом случае к решению земельного спора  привлекается третье лицо, имеющее право на этот объект недвижимости. При решении этого земельного спора одновременно с определением прав претендентов на спорный участок должен быть решен вопрос  и в отношении правомочий на землю собственника этого объекта недвижимости.
    
    Земельные споры могут возникнуть также в результате причинения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам в результате неправомерного занятия земельного участка, его загрязнения, а также требования о возмещении стоимости произведенных затрат на улучшение земель в случае добровольного прекращения прав на землю или ее изъятия для государственных или муниципальных нужд.
    
    Судебная практика рассмотрения земельных дел разработала классификацию земельных споров, к которой относятся:
   
    - требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка для целей предпринимательства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, индивидуального садоводства;
    
    - жалобы на отказ в регистрации и выдаче государственных актов, удостоверяющих право собственности на землю и иных правомочий на землю, а также жалобы на отказ в регистрации заключенного договора на аренду земли;


    - требования о признании неправомерным прекращения местной администрацией права собственности на землю, пользования земельными участками и их аренды;


    - жалобы собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей на решения местной администрации о предварительном согласовании места размещения объекта, для строительства которого необходимо изъятие земельного участка для государственных и общественных нужд;


    - жалобы собственников земли, землепользователей, землевладельцев  и арендаторов о признании недействительными актов, изданных государственными органами с превышением их компетенции либо с нарушением требований законодательства;


    - требования о признании преимущественного права наследования земельного участка для ведения предпринимательской деятельности, личного подсобного хозяйства, жилищного, дачного строительства, для садоводства, а также о наследовании права аренды;


    - требования о возмещении убытков, причиненных изъятием, выкупом или временным занятием земельных участков для государственных и общественных нужд, ограничением прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан;


    - требования о возмещении убытков, причиненных в результате неправомерного занятия земельного участка, его загрязнения, порчи и других нарушений прав собственников, землевладельцев и землепользователей;

n требования о возмещении местной администрацией стоимости произведенных затрат на улучшение земель в случае добровольного прекращения права пожизненного  наследуемого владения и пользования земельным участком и их аренды, а также требования местной администрации к землевладельцам или землепользователям о возмещении ущерба, связанного с ухудшением качественного состояния и порчей земли;


    - жалобы на решения местной администрации о предоставлении земельного участка другим лицам, когда в результате вынесения такого решения ущемляются права и охраняемые законом интересы собственника, землевладельца, землепользователя;


    - споры между собственниками строений, расположенных на соседних участках, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, а также и в случае, когда оспариваются его границы и размеры;


    - споры между садоводческим товариществом и его членами; споры членов товарищества между собой, а также споры между супругами по поводу раздела земельного участка и определения порядка пользования этим участком;


    - споры между членами дачно-строительного кооператива и кооперативом, а также споры членов дачно-строительного кооператива между собой по поводу пользования земельным участком или его раздела;

n иски граждан при неправильном лишении их прав на землю.
    
    Из этого перечня видов земельных споров видно, что предметом споров является  установление принадлежности земельного участка или прав на него за теми или иными лицами и компенсации расходов или возмещение вреда, причиненного собственникам земли, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земли в случае неправомерного занятия земельного участка, его изъятия для государственных и общественных нужд или же порчи земли.
    
    Поэтому основной проблемой при решении земельных споров является установление прав на землю за спорящими лицами.
    

Защита земельных прав


    Сформулированные в ст.1 Земельного кодекса принципы земельного законодательства рассматривают землю, как недвижимое имущество и объект права собственности и иных прав, использование которой осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Эти принципы допускают возможность одновременного существования прав разных субъектов на один и тот же земельный участок. Поэтому перед Федеральной службой земельного кадастра России, на которую возложены исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции по управлению земельными ресурсами, стоит задача таким образом организовать использование земли, чтобы исключить возникновение земельных конфликтов между заинтересованными лицами.  Однако состояние организации землепользования в России таково, что невозможно избежать  возникновения земельных конфликтов. Поэтому ст.60 Земельного кодекса установила случаи восстановления нарушенного права на землю. К таким случаям относятся:


    1. Признание судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок. В этом случае лицо, добивающееся признания недействительным этого акта, должно представить суду доказательства, подтверждающие его права на оспариваемый земельный участок. Такими доказательствами являются - свидетельство о праве собственности на землю, договор купли-продажи земельного участка, договор аренды земельного участка, документы, подтверждающие прав на объекты недвижимости, находящиеся на оспариваемом земельном участке, документы топографической съемки земельного участка и т.д.;


    2. Самовольное занятие земельного участка. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок у лица, фактически пользующегося этой землей, является самовольным ее занятием;


    3. В иных предусмотренных федеральным законом случаях. Этот перечень является исчерпывающим.
    
    Эта же статья установила, что восстановление нарушенных прав на землю, в том числе при угрозе нарушения этих прав, осуществляется:


    1. признанием недействительным в судебном порядке не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;


    2. приостановлением исполнения не соответствующих законодательству актов органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;


    3. приостановлением промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов проведения агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;


    4. восстановлением положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
    
    Если первый и четвертый случаи восстановления нарушенного права осуществляются в судебном порядке, то восстановление этих прав во втором и третьем случае возможно как в судебном, так и в административном порядке, который предусматривает обжалование неправомерно принятого акта в вышестоящий административный орган.
    
    Нарушенные, а затем восстановленные земельные права в ряде случаев влекут причинение убытков гражданам и юридическим лицам.
    
    Если убытки причинены в результате издания не соответствующего закону акта исполнительного органа государственной власти, то убытки, в соответствии со ст.61 Земельного кодекса, должен возмещать этот орган. Если же убытки причинены в результате самовольного занятия земельного участка, то убытки должно возмещать лицо, самовольно занявшее этот участок.
    

Возмещение убытков за нарушение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков


    За нарушение прав собственников земли, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков статья 62 Земельного кодекса предусмотрела возмещение убытков в полном объеме, в том числе упущенной выгоды, в порядке предусмотренном гражданским законодательством.
    
    Также в полном объеме возмещаются убытки, предусмотренные ст.57 Земельного кодекса при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
    
    В статьях 57 и 62 Земельного кодекса речь идет о внедоговорном причинении вреда, который возмещается по правилам главы 59 Гражданского кодекса РФ "Обязательства вследствие причинения вреда".
    
    Право на возмещение вреда имеют лица, которые имеют законное право на землю. Такими лицами являются собственники земли, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, обладатели сервитутов.
    
    Условиями возникновения обязательства возместить вред являются:


    1. Наличие вреда, причиненного личности или имуществу гражданина, либо имуществу юридического лица;


    2. Противоправность поведения причинителя;


    3. Причинная связь между противоправным поведением лица и наступившим вредом;


    4. Вина причинителя.
    
    Однако в интересах потерпевшего установлена презумпция виновности причинителя. Это означает, что причинитель вреда должен доказывать отсутствие своей вины, если хочет избежать ответственности за причинение вреда.
    
    Статьи 57 и 62 Земельного кодекса предусматривают возмещение убытков в полном объеме, под которыми ст.15 ГК РФ понимает расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которые лицо, о котором идет речь, получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
    
    Образно говоря, убытки - это деньги (в той или иной форме), которые:
    
    а) уже потрачены;
    
    б) еще будут потрачены;
    
    в) уже не будут получены.
    
    Судебная практика требует подтверждения понесенных убытков обоснованными расчетами, доказательствами, в качестве которых могут быть сметы (калькуляции) затрат на устранение недостатков, договоры, определяющие размер ответственности за нарушение обязательств и т.п.
    
    Судебным решением лица, виновные в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков могут быть принуждены к исполнению обязанности по возмещению вреда в натуре (имеется в виду восстановление плодородия почв, восстановление земельных участков в прежних границах, возведение снесенных зданий, строений, сооружений, межевых знаков).
    
    Уточняя общие правила возмещения убытков ст.57 Земельного кодекса установила, что возмещению подлежат убытки, причиненные:


    1. Изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд;


    2. ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;


    3. временным занятием земельных участков;


    4. ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
    
    Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них.
    
    При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков или ограничении их прав.
    
    В настоящее время порядок возмещения убытков и потерь регламентирован Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.1993г. N 77.  В этом положении установлен порядок возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением их прав, или ухудшением качества земли, а также потерь сельскохозяйственного производства.
    
    При изъятии земельных участков для несельскохозяйственных нужд размеры убытков и потерь устанавливаются на стадии предварительного согласования места размещения объекта и уточняются на стадии изъятия и предоставления участков. Землеустроительный проект формирования землепользования несельскохозяйственного назначения среди прочей информации должен содержать сведения о размере убытков, потерь, включая упущенную выгоду.
    
    Произведенные расчеты убытков, потерь и упущенной выгоды должны согласовываться с заинтресованными сторонами. Споры о размерах и порядке возмещения убытков и потерь разрешаются в судебном порядке.
    
    В состав убытков, подлежащих возмещению, включаются:     


    - стоимость жилых зданий, объектов социально-бытового назначения, производственных и иных зданий и сооружений или затрат по их переносу на новые места;     


    - стоимость плодово-ягодных, защитных и иных многолетних насаждений, незавершенного производства;


    - убытки (затраты), вызываемые возникающими неудобствами землевладения и землепользования, убытки (затраты), необходимые для восстановления ухудшенного качества земель;


    - убытки (затраты), связанные с ограничением права пользователя земли;


    - упущенная выгода.
    
    Возмещение убытков может производиться как в денежной, так и в натуральной форме.
    
    Специфика объекта земельно-правовых отношений наряду с гражданско-правовыми правилами определения убытков предусматривает специальную земельно-правовую ответственность, которая установлена в ст.76 Земельного кодекса и других нормативных актах.
    
    Так, самовольно занятые участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
    
    Что касается определения размера причиненного убытка, то он в ряде случаев исчисляется по специальным методикам. Так, в случае загрязнения земли химическими веществами применяется "Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами" (утвержден приказом Роскомзема от 10 ноября 1993г. и Минприроды России от 18 ноября 1993г.), "Методикой определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах" (утверждена Мингорэнерго России 1 ноября 1995г.) и другими документами.
    
    Приведение земельных участков в пригодное для использование состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в земельных правонарушениях, или за их счет.
    
    Порядок возмещения вреда, причиненного в результате нарушения земельного законодательства, установлены в Положении о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации (утвержденным постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 декабря 1993г. N 1362, в редакции постановления Правительства РФ от 12 марта 1996г. N 271), Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России (утвержденной приказом Минприроды России от 25 мая 1994г. N 160) и в некоторых других правовых актах.
    
    Гражданско-правовые способы защиты прав собственников земли, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земли выполняют восстановительную и компенсационную функции и тем самым обеспечивают стабильность земельных отношений. Однако, кроме восстановительной и компенсационной функций для обеспечения стабильности земельных отношений имеет значение применение предупредительной и карательной функций к нарушителям земельного законодательства, которые выполняет административное, уголовное и трудовое законодательство, что предусмотрено в статьях 74 и 75 Земельного кодекса.
    

Административная, уголовная и дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства

    Земельный кодекс в ст.74 предусмотрел административную и уголовную ответственность за совершение земельных правонарушений. Однако, кодекс не содержит перечня земельных правонарушений за совершение которых предусмотрена административная ответственность.
    
    Не содержит он и информации об уголовной ответственности за совершение земельных правонарушений.
    
    Виды земельных правонарушений и административная ответственность за их совершение установлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях, который вводится в действие с 1 июля 2002г. вместо утратившего силу Кодекса РСФСР об административных правонарушениях 1984г. Этот кодекс установил следующие виды административных правонарушений земельного законодательства и меры ответственности за их совершение:
    

Статья КоАП

Вид правонарушения

Ответственность

7.1.





7.2.












7.8.










7.9.






7.10.







7.14.







7.16.



8.6.












8.7.








8.8.







8.12.









8.30.



    
    
11.21.

Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформления правоустанавливающих документов на землю или разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
    
Уничтожение межевых знаков границ земельных участков



Уничтожение или повреждение знаков санитарных зон и округов лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков в лесном фонде и в лесах.     
    
Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта либо земельного участка водоохранной зоны водного объекта.
    
    
Самовольное занятие земельного участка зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения        
    
Самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд или использование указанных участков в хозяйственных целях без специальных разрешений на использование этих участков     
    
Самовольная переуступка права пользования землей, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, а равно самовольный обмен земельного участка, участка лесного фонда, участка леса не входящего в лесной фонд
    
    
Проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно
    
    
Незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения     
    
Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы



Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей веществами
    
    
    
Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению или их рекультивации после завершения строительных, мелиоративных и иных работ
    
    
    
Использование земель не по целевому назначению, а равно невыполнение установленных требований по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель     
    
Нарушение порядка отвода земельных участков, а равно порядка предоставления в пользование лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов
    
Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов        
    
Уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиоративных систем, а также дорог на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд
    
Распашка земли, покос травы, выпас скота, порубка или повреждение насаждений, снятие дерна и т.д. на полосе отвода автомобильной дороги без согласования с дорожными органами

Штраф:

- граждане от 5 до 10 МРОТ

- должностные лица от 10 до 20 МРОТ

- юридические лица от 100 до 200 МРОТ
    
    
Штраф:

- граждане от 3 до 5 МРОТ

- должностные лица от 5 до 10 МРОТ

- юридические лица от 50 до 100 МРОТ     
    
Штраф:

- граждане от 3 до 5 МРОТ

- должностные лица от 5 до 10 МРОТ

- юридические лица от 50 до 100 МРОТ

    
    

Штраф:

- граждане от 10 до 15 МРОТ

- должностные лица от 20 до 30 МРОТ

- юридические лица от 200 до     
300 МРОТ

Штраф:

- граждане от 15 до 20 МРОТ

- должностные лица от 30 до 40 МРОТ

- юридические лица от 300 до 400 МРОТ         
    
Штраф:

- граждане от 5 до 10 МРОТ

- должностные лица от 10 до 20 МРОТ

- юридические лица от 100 до      200 МРОТ

    
    
Штраф:

- граждане от 5 до 10 МРОТ

- должностные лица от 10 до 20 МРОТ

- юридические лица от 100 до 200 МРОТ


    
    
Штраф:

- граждане от 10 до 15 МРОТ

- должностные лица от 20 до 30 МРОТ

- юридические лица от 200 до 300 МРОТ

    
    

Штраф:

- должностные лица от 40 до 50 МРОТ

    
Штраф:     

- граждане от 10 до 15 МРОТ

- должностные лица от 20 до 30 МРОТ

- юридические лица от 200 до 300 МРОТ
    
Штраф:

- граждане от 15 до 20 МРОТ

- должностные лица от 30 до 40 МРОТ

- юридические лица от 300 до 400 МРОТ

    
    
    
Штраф:

- граждане от 10 до 15 МРОТ

- должностные лица от 20 до 30 МРОТ

- юридические лица от 200 до 300 МРОТ



    
    
Штраф:

- граждане от 5 до 10 МРОТ

- должностные лица от 10 до 20 МРОТ

- юридические лица от 100 до 200 МРОТ

    
    

Штраф:

- должностные лица от 40 до 50 МРОТ



Штраф:

- граждане от 10 до 15 МРОТ

- должностные лица от 20 до 30 МРОТ

- юридические лица от 200 до 300 МРОТ
    
Штраф:

- граждане от 3 до 5 МРОТ

- должностные лица от 5 до 10 МРОТ

- юридические лица от 50 до 100 МРОТ

    
Предупреждение или штраф до 1 МРОТ




    
    Субъектами земельных правонарушений могут быть собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков. Административной  ответственности за совершение земельного правонарушения могут быть подвергнуты граждане, юридические лица, должностные лица, не являющиеся собственниками земельных участков, арендаторами, землепользователями и землевладельцами, но причинившие вред этим лицам.
    
    К административной ответственности за совершение земельного правонарушения могут быть привлечены и государственные органы и их должностные лица в случае нарушения законодательства по распоряжению землей, при нарушении правил выдачи правоустанавливающих документов на землю и при нарушении правил государственной регистрации прав на землю и сделок с ней.
    
    Кодекс об административных правонарушениях установил органы, которые имеют право привлекать к административной ответственности за совершение земельных правонарушений. Такими органами являются:
    
    Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель. В настоящее время это - Федеральная служба земельного кадастра России, на которую возложены функции по контролю за использованием и охраной земель. Эта служба привлекает к административной ответственности за самовольное занятие земельных участков или пользование землей без оформленных правоустанавливающих документов, за уничтожение межевых знаков границ земельных участков, за самовольную переуступку права пользования землей, за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, за невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, за использование земель не по целевому назначению, невыполнению мероприятий по улучшению и охране почв;
    
    Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов. Эти органы привлекают к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, за нарушение порядка предоставления в пользование земельных участков и лесов в водоохранных зонах;
    
    Органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда. Эти органы привлекают к административной ответственности за самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, за самовольную переуступку права пользования землей, участком лесного фонда, за уничтожение либо повреждение сенокосов, пастбищных угодий, мелиоративных систем;
    
    Органы  охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков привлекают к административной ответственности за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых  природных территориях.
    
    По факту совершения земельного правонарушения составляется протокол. Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Порядок проведения административного расследования земельного правонарушения и порядок рассмотрения административных дел за эти правонарушения установлены Кодексом об административных правонарушениях. Этот кодекс предусмотрел порядок обжалования постановлений и определений по делам об административных правонарушениях.
    
    При совершении земельного правонарушения, являющегося общественно опасным деянием, к виновным лицам применяется уголовная ответственность. Так, ст.254 Уголовного кодекса РФ, посвященная порче земли, установила уголовную ответственность за отравление, загрязнение и иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие  нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде в виде наложения штрафа в размере от 200 до 500  минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Если эти деяния совершены в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, они наказываются ограничением или лишением свободы на срок до трех лет. Если же эти деяния повлекли по неосторожности смерть человека, предусматривается лишение свободы на срок от двух до пяти лет.
    
    Предметом преступления, предусмотренного этой статьей, является земля. Под порчей земли понимается разрушение или уничтожение плодородного слоя почвы. Загрязнением земли является внесение в нее не свойственных физических, химических и биологических веществ и организмов. Отравлением земли является внесение в нее этих веществ в степени, которая делает невозможным какое либо ее использование. Существует перечень опасных химических и биологических веществ, порядок их регистрации, а также правила обращения с ними. Такими правилами являются Постановление Правительства РФ от 12 ноября 1992г. N 869 "О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ", ГОСТ 17.4.1.02-83 "Охрана природы. Почвы. Классификация веществ для контроля загрязнения".
    
    К земельным преступлениям относится и регистрация незаконных сделок с землей, предусмотренная ст.170 УК РФ, которая установила, что регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Росземкадастра, умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов.
    
    Под незаконными сделками с землей ст.170 УК РФ понимает такие сделки в результате совершения которых у юридических и физических лиц, не имеющих права на совершение сделки с землей или не имеющих права на земельный участок, являющийся предметом сделки, такое право возникает.
    
     Данная статья касается только должностных лиц, которые занимаются ведением государственного земельного кадастра и регистрируют сделки с землей в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Должностные лица, занимающиеся регистрацией незаконных сделок с землей должны при регистрации этих сделок использовать свое служебное положение и совершать эти действия умышленно при наличии корыстной или иной личной заинтересованности.
    
    Земельный кодекс в ст.75 установил дисциплинарную ответственность должностных лиц и работников организаций, виновных в совершении земельных правонарушений в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла  административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.
    
    Вторая часть этой статьи установила, что порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций.
    
    Из текста ст.75 Земельного кодекса следует, что к дисциплинарной ответственности могут быть привлечены проектировщики, строители, члены рабочей группы по выбору земельного участка, члены комиссии по приемке объекта в эксплуатацию, другие должностные лица, виновные в нарушении земельного законодательства, которые состоят в трудовых отношениях с организацией, привлеченной к административной ответственности за нарушение этого законодательства, то есть дисциплинарная ответственность этих лиц может наступить только после того, как организация, в которой они работают, уже привлечена к административной ответственности.
    
    По  трудовому законодательству дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.
    
    Если учесть, что сроки расследования и рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленные в статьях 28.7 и 29.6 КоАП РФ, равны полутора месяцам и могут быть в случае сложности рассматриваемых дел продлены на один месяц, и что момент обнаружения административного и дисциплинарного проступков за совершение одного и того же земельного правонарушения совпадает, то на практике события будут развиваться таким образом, что в процессе расследования и рассмотрения административного проступка за совершение земельного правонарушения срок расследования дисциплинарного проступка за совершение того же самого земельного правонарушения истечет до вынесения постановления о назначении административного наказания.
    
    Таким образом, привлечение должностных лиц и работников, виновных в совершении земельных правонарушений, к дисциплинарной ответственности становится невозможным.  По этим же причинам невозможно применение и ст.75 Земельного кодекса.
       
                                          



  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование