почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
апреля
26
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать

Финансовая газета, N 27, 2003 год

Рубрика: Подготовка профессионального бухгалтера

Е.Станиславчик     

Доцент Высшей школы экономики

    
    

Основы инвестиционного анализа

    

Разработка и мониторинг бизнес-планов

    
    Программные вопросы:
    
    основы инвестиционного анализа: сущность, назначение; понятие, цели и содержание бизнес-плана;
    
    комплексный управленческий анализ, его роль в разработке и мониторинге бизнес-планов.
    
    

Основы инвестиционного анализа: сущность, назначение;
понятие, цели и содержание бизнес-плана

    
    Инвестиционный анализ (или проектные исследования - Feasibility Studies) проводится для обоснования целесообразности инвестиций в производственно-хозяйственную деятельность, например, при создании нового предприятия. Для объективной оценки перспектив его развития необходимо собрать и обобщить значительный объем достоверной информации, провести трудоемкие расчеты, проведение которых регламентируют специальные методики, в частности Методика ЮНИДО (UNIDO)* - Организации Объединенных Наций по промышленному развитию. От уровня проектных исследований в значительной степени зависит успех деятельности, так как учет всех факторов, правильные критерии оценки позволяют уменьшить риски, осуществить поставленные цели.
________________
    * UNIDO Мanual for the Preparation of Industrial Feasibility Studies. - Vienna, UNIDO, ID/206, 1986.
         
    Инвестиционный анализ охватывает период времени, в течение которого воплощается в жизнь предпринимательская идея, связанная с созданием предприятия, его называют жизненным циклом инвестиционного проекта. Жизненный цикл проекта включает инвестиционную фазу (фазу основания предприятия) и этап реализации (производство) вплоть до ликвидации. Результаты инвестиционного анализа документируются в специальной пояснительной записке (бизнес-плане).
    
    Бизнес-план представляет собой подробный, четко структурированный, тщательно обоснованный, динамичный, перспективный план развития, который:
    
    позволяет оценить жизнеспособность предприятия в условиях конкуренции;
    
    содержит ориентиры для лучшей организации деятельности - прогноз развития, выработку стратегии;
    
    служит аргументом для переговоров с инвесторами;
    
    содержит обоснование предпринимательской идеи.
    
    Бизнес-план можно рассматривать как форму представления инвестиционного проекта, как своеобразную "дорожную карту", как средство оценки ожидаемых результатов и привлечения профессионалов, как инструмент финансирования и оперативного управления.
    
    Бизнес-планы можно классифицировать по следующим признакам:
    
    по масштабу деятельности - малый бизнес, средние или крупные предприятия;
    
    по отраслевому признаку - производство, торговля, строительство и т.д.;
    
    по организационно-правовой форме предприятия - ООО, ЗАО, ПБОЮЛ;
    
    по виду инвестиций (по инвесторам) - прямые, финансовые, вещные и т.д.;
    
    по способу финансирования - традиционное и венчурное, внутреннее и иностранное;
    
    по назначению - план основания, развития, технического перевооружения, выхода на рынок и т.д.
    
    Целью составления бизнес-плана является получение полной картины и ответов на вопросы о целесообразности использования располагаемых ограниченных финансовых ресурсов для производства товаров или оказания услуг:
    
    определенным способом;
    
    определенными работниками;
    
    для определенных потребителей;
    
    при условии гибкости принятия решений.
    
    При составлении бизнес-плана подробно отвечают на определенные вопросы, которые интересуют собственников и кредиторов или других заинтересованных лиц. Обоснованный бизнес-план служит основанием для принятия решения инициатором проекта (инвестором, предпринимателем, организатором-реципиентом), а также является документом для его внешней презентации перед потенциальными партнерами, кредиторами и государственными учреждениями, ответственными за создание и регистрацию предприятия.
    
    К содержанию и форме бизнес-плана предъявляются определенные требования, обязательные при проверке крупных проектов международными и национальными учреждениями, участвующими в финансировании. Так, развернутый план основания предприятия должен включать разделы:
    
    анализ рынка;
    
    технико-экономический анализ;
    
    финансовый анализ;
    
    общеэкономический (или национально-хозяйственный) анализ (для крупных проектов государственной важности).
    
    Достоверность использованной при планировании информации подтверждают прилагаемые к бизнес-плану документы - отчеты, контракты, договоры, данные статистики.
    
    Объем и детализация проектных исследований зависят от масштаба и вида предполагаемой деятельности, целей разработки бизнес-плана, требований кредиторов. Соответственно отдельные разделы могут освещаться более или менее подробно. Подробное содержание разделов бизнес-плана приводится ниже.
    
    Резюме (основные положения)
    
    Название инвестиционного проекта и его цель.
    
    Инициатор и другие участники проекта.
    
    Общая стоимость проекта, в том числе по этапам его реализации.
    
    Срок реализации проекта.
    
    Суть проекта и текущее состояние.
    
    Источники финансирования проекта.
    
    Критерии эффективности и финансовые показатели проекта.
    
    Выводы о целесообразности инвестиций
    
    Сущность инвестиционного проекта
    
    Подробное описание сути проекта, этапов его реализации, задач и результатов каждого этапа.
    
    Описание продукции или услуг (далее по тексту "продукции"), ее назначение, характеристика потребительских свойств, отличие продукции от имеющихся аналогов.
    
    Обзор состояния дел в отрасли (динамика объемов реализации, освоение новых изделий, появление новых предприятий).
    
    Место расположения предприятия.
    
    Необходимые рабочие и специалисты (профессии, уровень квалификации).
    
    Характеристика возможности реализации инвестиционного проекта.
    
    Производственный план реализации проекта.
    
    План маркетинга (исследование рынка)
    
    Характеристика потенциальных потребителей продукции и конкурентов, анализ динамики и прогнозирование потребительского спроса.
    
    Географические границы рынка реализации продукции предприятием и конкурентами (региональный, российский, внешний рынок).
    
    Технический уровень предприятия в сравнении с конкурентами, уровень конкурентоспособности продукции.
    
    Общий объем реализации аналогичной продукции конкурентами (анализ динамики за предыдущие годы).
    
    Оценка и прогнозирование текущей емкости рынков (уровня спроса), анализ не удовлетворяемого аналогами спроса, прогноз объемов продаж продукции.
    
    Анализ цен на товары-аналоги, обоснование собственных цен на продукцию.
    
    Описание побочных продуктов или возможностей адаптации продукции или технологии для смежных рынков.
    
    Характеристика каналов сбыта продукции.
    
    Анализ существующих рекламных кампаний у конкурентов, необходимость рекламы, ее вид, направления и масштабы рекламных акций.
    
    Наличие предварительных соглашений с потребителями продукции.
    
    Производственный план
    
    Описание производственного процесса (технология, необходимое оборудование, производственные помещения).
    
    Расчет потребности и планирование создания основных фондов (приобретение земли или прав на нее, строительство зданий, сооружений и коммуникаций, покупка и монтаж оборудования).
    
    Обоснование режима работы оборудования.
    
    Расчет производственной мощности предприятия.
    
    Обоснование производственной программы по выпуску продукции (включая предполагаемые объемы по этапам реализации проекта).
    
    Система материально-технического обеспечения (поставщики, условия поставки и расчетов).
    
    Система управления производственными запасами.
    
    Расчет потребности в материалах, топливно-энергетических ресурсах, численности работающих.
    
    Расчет себестоимости продукции (сметы затрат и калькуляции по изделиям).
    
    Организационный план (план реализации проекта)
    
    Обоснование организационной формы реализации инвестиционного проекта (на базе действующего предприятия, в рамках вновь создаваемого предприятия, выбор организационно-правовой формы нового предприятия, предполагаемый состав учредителей, доля участия, включая контрольный пакет, принципы распределения прибыли).
    
    Эмиссионная и дивидендная политика. Порядок выпуска ценных бумаг (какие, сколько, порядок распространения, затраты на эмиссию). Размер дивидендов.
    
    Обоснование форм и условий участия инвесторов-собственников в реализации инвестиционного проекта - права и обязанности, льготы, доля и порядок участия в распределении прибыли, ответственность за убытки, компенсации, дополнительные права и льготы инвесторов и др.
    
    Структура управления предприятием, руководящий состав, должностные инструкции, условия оплаты и стимулирования работников.
    


Финансовый план (финансовый анализ инвестиций)

    
    "Финансовый анализ инвестиций" является наиболее унифицированным разделом бизнес-плана. Он регламентируется методикой ЮНИДО. Для его разработки применяют средства программного обеспечения, например Comfar и Prospin (UNIDO), Project Expert, ПК Аналитик (фирма ИНЭК) и др. "Финансовый анализ инвестиций" включает ряд подразделов:
    
    Обоснование ожидаемых поступлений и выплат
    
    Обоснование единовременных затрат (стоимость земли или получения прав на нее, стоимость нематериальных активов (лицензий, патентов), строительно-монтажных работ, оборудования и его монтажа, прирост оборотных средств).
    
    Обоснование текущих затрат (материальных, трудовых, амортизационных отчислений и пр.).
    
    Расчет потребности в оборотных средствах для реализации проекта.
    
    Обоснование доходов по проекту (выручка от реализации, внереализационные доходы).
    
    Расчет прибыли от основной деятельности (от реализации).
    
    Финансирование
    
    Анализ возможностей финансирования. Собственные и заемные средства.
    
    Условия финансирования (процентная ставка, график погашения, выплата дивидендов).
    
    Планирование ликвидности и оценка эффективности
    
    Формирование таблиц денежных потоков для обеспечения ликвидности, для оценки экономической эффективности.
    
    Расчет показателей эффективности проекта (чистого дисконтированного дохода, срока окупаемости, внутренней процентной ставки, нормы доходности).
    
    Анализ риска
    
    Оценка оптимальности проекта и вероятности его реализации (расчет точки безубыточности, анализ чувствительности и устойчивости проекта).
    
    Финансовое прогнозирование
    
    Составление прогнозных балансов, планирование прибыли и потоков денежных средств.
    
    Прогнозирование и анализ показателей финансового состояния (характеристики вертикальной и горизонтальной структуры баланса, коэффициенты ликвидности).
    
    Приложения к бизнес-плану (исходные данные, документы, контракты и т.д.)
    


Комплексный управленческий анализ, его роль в разработке и мониторинге бизнес-планов

    
    Планирование неразрывно связано с анализом, который позволяет получить информацию о прошлом развитии отрасли и будущих перспективах, о ситуации на рынках сбыта и закупок, о внутренних возможностях предприятия, служит инструментом принятия решений на каждой стадии управления (см. рисунок).
   

     
    

Блоки и содержание управления инвестиционными проектами

    

    Комплексный управленческий анализ необходим для:
    
    повышения обоснованности планирования и жесткости нормативов управления;
    
    обеспечения эффективной и бесперебойной организации деятельности;
    
    своевременности координирования как реакции на внешние и внутренние изменения;
    
    оценки достоверности учета и оперативности контроля;
    
    мотивации работников к достижению поставленных целей.
    
    Основным методом планирования служит сметное планирование (бюджетирование), при помощи которого:
    
    стратегические задачи, потребности рынка увязываются с производственными возможностями;
    
    определяются параметры, нормативы для организации деятельности;
    
    общие цели детализируются и доводятся до подразделений и исполнителей в виде плановых показателей;
    
    закладывается основа для контроля как обобщающих, так и частных показателей деятельности, сроков их достижения;
    
    намечаются меры стимулирования эффективной работы персонала;
    
    обеспечивается база для сравнения текущих показателей деятельности с плановыми, выявления отклонений и координирования действий.
    
    Для соблюдения основных принципов анализа - системности и комплексности, экономичности, нацеленности на решение проблем перед его проведением формируют систему аналитических показателей. В систему включают необходимое и достаточное число взаимосвязанных аналитических показателей, среди которых:
    
    натуральные и стоимостные;
    
    абсолютные и относительные;
    
    средние и удельные;
    
    конечные и частные;
    
    количественные и качественные.
    
    Составляющими разработки и мониторинга бизнес-плана являются:
    
    выработка стратегии (стратегическое планирование);
    
    формирование системы целевых показателей;
    
    создание модели предприятия;
    
    обеспечение достижения стратегических целей при помощи текущего и оперативного планирования;
    
    создание условий для гибкой корректировки системы целевых показателей в ответ на изменяющиеся внешние условия.
    


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование