почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
мая
10
пятница,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать

Адвокат, N 9, 2003 год
Рубрика: Советы и консультации

К.Д.Гасников     

Аспирант Института законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве РФ
    
    

Самоуправление граждан в жилищной сфере Москвы

    
         
    Развитие системы самоуправления граждан в жилищной сфере тормозит несовершенство законодательства. Аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ К.Д.Гасников разъясняет некоторые проблемы, возникающие в связи с этим на практике.
    
    В Российской Федерации проводится в соответствии с Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 года N 425 реформа жилищно-коммунального хозяйства.
    
    Город Москва как собственник большей части жилищного фонда на своей территории принимает непосредственное участие в ее осуществлении путем оказания содействия гражданам в организации таких объединений и регистрации прав на недвижимое имущество, входящее в состав кондоминиумов.
    
    Реализация названной реформы в Москве, одним из приоритетных направлений которой является развитие самоуправления граждан в жилищной сфере, невозможна без оформления прав граждан - собственников жилья на недвижимое имущество, входящее в состав кондоминиума.
    
    Под кондоминиумом понимается "единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых или иных целей (помещения), находятся в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (домовладельцев) - частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности" (ст.1 Федерального закона от 15 июня 1996 года N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья").
    
    Как известно, права на недвижимое имущество возникают только после их регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии со его ст.23 регистрации подлежит не сам кондоминиум как имущественный комплекс, а лишь права на недвижимое имущество в нем. Однако в ст.14 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" закреплено, что регистрироваться должен в том числе и сам кондоминиум.
    
    Следствием означенной коллизии в законодательстве стали проблемы, возникающие у домовладельцев в связи с оформлением прав на общее имущество, входящее в состав кондоминиума.
    
    Путь разрешения возникшей проблемы весьма очевиден и основывается на следующих выводах.
    

    Поскольку в состав кондоминиума входит как личное имущество домовладельцев (квартиры), так и общее имущество, принадлежащее последним на праве общей долевой собственности, то зарегистрировать права на кондоминиум как единый объект, в котором имущество принадлежит разным собственникам, не представляется возможным. Поэтому законодатель в Федеральном законе "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" закрепил единственно возможный вариант оформления прав собственников на имущество, входящее в состав кондоминиума: регистрацию прав на недвижимое имущество каждого отдельного домовладельца.
    
    Следует также иметь в виду, что согласно п.9 постановления правительства Москвы от 29 августа 2000 года N 690 "О комплексной городской программе формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья" кондоминиум в настоящее время выступает как единый объект недвижимого имущества лишь в целях технического учета, проводимого государственными органами технической инвентаризации.
    
    Кроме того, при решении вопросов, связанных с регистрацией прав, преимуществом должен обладать как lex specialis Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
    
    Основываясь на сказанном, ст.14 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" целесообразно было бы привести в соответствие со ст.23 указанного Федерального закона.
    
    Земельный участок, входящий в состав кондоминиума, формируется в пределах нормативных размеров с учетом межевания квартала (микрорайона) с последующим оформлением на него прав домовладельцев в установленном порядке. Положение о едином порядке оформления документов для технического учета кондоминиумов утверждено упомянутым ранее постановлением правительство Москвы.
    
    В соответствии с ч.1 ст.12 закона города Москвы от 14 мая 2003 года N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве" земельные участки в существующей застройке, занимаемые недвижимым имуществом, вошедшим в состав кондоминиума, бесплатно передаются в общую долевую собственность домовладельцев.
    
    Эта норма полностью соответствует Федеральному закону "О товариществах собственников жилья". В его ст.7 закрепляется, что земельный участок относится к общему имуществу в кондоминиуме, на которое у домовладельцев имеется право общей долевой собственности.
    
    Согласно положениям Гражданского кодекса (ч.2 ст.244 и ч.1 ст.245) под общей долевой собственностью понимается такой механизм правообладания, в соответствии с которым доли каждого из собственников на общее имущество должны быть определены.
    
    Если доли собственников в земельном участке не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех домовладельцев, они считаются равными.
    
    Таким образом, домовладелец на основании ст.23 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" имеет возможность зарегистрировать право собственности на часть земельного участка, входящего в состав кондоминиума.
    
    Однако на практике при регистрации прав на землю домовладельцы сталкиваются с определенными трудностями, которые связаны с установлением их долей.
    
    Согласно ст.9 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" доля каждого домовладельца в праве общей собственности на общее имущество в кондоминиуме пропорциональна доле принадлежащих ему помещений в кондоминиуме, измеренных в метрах квадратных площади.
    
    По смыслу названного Закона эта величина будет высчитываться исходя из общей жилой площади, принадлежащей собственнику квартиры.
    
    Определение доли каждого домовладельца в общем имуществе и возможность регистрации прав на данное недвижимое имущество необходимы, в том числе и для реализации собственником предоставленного ему законодателем права на раздел имущества, находящегося в долевой собственности, и на выдел из него доли (ст.252 ГК РФ).
    
    Особенно важным это становится при переходе права собственности на квартиру, входящую в состав кондоминиума, поскольку только одновременно с ее отчуждением домовладелец вправе передавать права и на свою долю в общем имуществе (ч.2 ст.290 ГК РФ). Тот же вывод вытекает и из содержания норм ч.3 ст.8 и ч.2 ст.9 указанного Федерального закона, согласно которым общее имущество в кондоминиуме, куда входит и земельная доля, не подлежит отчуждению отдельно от права собственности домовладельцев на помещения в кондоминиуме.
    
    В соответствии с Гражданским кодексом переход права собственности на долю в общем имуществе, входящем в состав кондоминиума, возможен как путем выдела указанной доли в натуре, так и без такового (ст.252).
    
    Рассмотрим сначала ситуацию с возможностью выдела в натуре доли в общем имуществе, входящем в состав кондоминиума, за исключением доли в земельном участке.
    
    Очевидно, что выдел доли в натуре в общем имуществе собственников квартир в многоквартирном доме невозможен без нанесения несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей долевой собственности (ст.290 ГК РФ). Поэтому собственник может распорядиться принадлежащей ему на праве собственности долей в общем имуществе кондоминиума только одновременно с переходом права собственности на принадлежащую ему квартиру. Таким образом, новый домовладелец одновременно с получением права собственности на квартиру получит и право на общее имущество в том объеме, который принадлежал предыдущему собственнику (ч.3 ст.9 Федерального закона "О товариществах собственников жилья").
    
    Государственная регистрация перехода права собственности на жилое помещение в кондоминиуме одновременно признается государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права собственности на долю в общем имуществе (ч.2 ст.23 Федерального закона "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
    
    Таким образом, в случае если собственник не заключит с покупателем квартиры сделку о переходе права собственности на свою долю в общем имуществе, то он ее просто потеряет, ничего не получив за нее.
    
    С другой стороны, как только собственник захочет продать вместе с квартирой свою долю в общем имуществе третьему лицу, в действие вступит механизм ст.250 ГК РФ ("Преимущественное право покупки").
    
    В соответствии с ним при продаже доли в общем имуществе остальные домовладельцы получают право ее преимущественной покупки по цене, за которую она продается, кроме случаев продажи с публичных торгов. Однако, как следует из ранее сказанного, домовладельцы не смогут приобрести долю собственника в общем имуществе без перехода права собственности на квартиру. Поэтому единственным вариантом для них будет получение доли вместе с квартирой, что на практике явно затруднено.
    
    С учетом сказанного у продавца квартиры остается только два выхода:
    
    отчуждать квартиру третьему лицу по рыночной цене, одновременно смирившись с потерей прав на общее имущество, входящее в состав кондоминиума;
    
    или идти на сговор с покупателем в целях отчуждения за плату доли в общем имуществе.
    
    Особенно выгоден последний вариант в случае, когда в состав недвижимого имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности продавцу квартиры, входит земельный участок, который может быть выделен в натуре.
    
    Исходя из анализа ч.1 ст.12 закона города Москвы "О землепользовании и застройке в городе Москве" выдел земельной доли может быть произведен только из земельного участка, который не является неделимым. К последним, надо думать, в основном относятся земельные участки, границы которых определяются самим многоквартирным домом.
    
    Соответственно, в случае если в кондоминиум входит придомовая территория и она в соответствии с законом города Москвы от 9 ноября 1994 года N 19-87 "О перечне объектов общего пользования в жилых зданиях, являющихся общим имуществом собственников помещений" представляет собой земельный участок, на котором расположен дом, а также участок, примыкающий к дому, с непосредственным выходом на него, то выдел земельной доли в натуре в установленном законодательством порядке становится вполне реальным. Механизм определения земельной доли содержится в ч.4 ст.10 Федерального закона "О товариществах собственников жилья".
    
    Однако бесконтрольной распродажи земельных участков в кондоминиуме можно избежать. В качестве защитного механизма здесь выступает все та же ч.3 ст.250 ГК РФ. В силу этой нормы при продаже доли с нарушением преимущественного права покупки любой домовладелец получает право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.
    
    В связи с этим возникает вопрос: является ли указанный срок пресекательным, или это специальный срок исковой давности?
    
    Если воспринимать этот срок как пресекательный, то иск должен быть подан в течение трех месяцев с момента нарушения преимущественного права покупки, а именно с момента заключения сторонами сделки по отчуждению доли собственника квартиры в общем имуществе. Соответственно, при истечении этого срока, не подлежащего восстановлению и продлению, исчезает сама возможность защиты права на преимущественную покупку доли в общем имуществе, в состав которой входит и земельный участок, выделенный в натуре.
    
    Таким образом, продавец может сознательно скрывать в течение трех месяцев факт продажи своей доли в общем имуществе, что предопределит невозможность защиты домовладельцем нарушенного права преимущественной покупки.
    
    Основываясь на сказанном, можно сделать вывод, что этот срок не является пресекательным, поскольку признание его таковым приведет к разного рода махинациям, связанным с "теневой" продажей долей в общем имуществе кондоминиума.
    
    Согласно ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, чье право нарушено. О сроке судебной защиты права преимущественной покупки доли в общем имуществе кондоминиума речь идет и вч.3 ст.250 Кодекса.
    
    Исходя из сказанного, более правильным было бы признать соответствующий трехмесячный срок специальным сроком исковой давности, который должен исчисляться с момента, когда "лицо узнало или должно было узнать" о нарушении своего права (п.1 ст.200 ГК РФ), т.е. начиная с того, как ему стало известно о незаконной продаже доли.*
________________
    * Такого же мнения придерживается О.М.Садиков в "Постатейном комментарии к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (1996).
    
    
    Отсюда следует, что домовладелец может защитить свое право преимущественной покупки доли в общем имуществе кондоминиума, обратившись в суд с иском о переводе на него прав покупателя по сделке, в течение трех месяцев после того, как ему стало известно о ее совершении.
    
    С другой стороны, не совсем ясно, как в таком случае суд будет рассматривать поданный иск, поскольку в соответствии с действующим законодательством доля в общем имуществе кондоминиума может перейти только вместе с правом собственности на квартиру.
    
    Означает ли это, что домовладелец, подавший иск о переводе на него прав покупателя, должен будет приобрести и квартиру продавца недвижимого имущества в кондоминиуме?
    
    Ответ на этот вопрос может дать, по-видимому, только судебная практика.
    
    Подводя итог, следует сказать, что существующий на сегодняшний день механизм перехода прав на недвижимое имущество, входящее в состав кондоминиума, не отражает интересов его собственников и требует дополнительной законодательной проработки.
    
    В соответствии со ст.4 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" действие этого Закона распространяется в том числе на жилищные и жилищно-строительные кооперативы, с полностью выплаченным паевым взносом хотя бы одним членом.
    
    Однако в настоящее время организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов четко законодательно не урегулирована, что препятствует развитию самоуправления граждан в жилищной сфере.
    
    Жилищный кодекс РСФСР (ст.114) относит установление указанных вопросов к законодательству Союза ССР, Примерному уставу жилищно-строительного кооператива и другому законодательству РСФСР.
    
    Поскольку СССР как государства уже не существует, а названный Примерный устав был отменен постановлением Совета Министров РСФСР от 19 апреля 1989 года N 126 "О признании утратившими силу решений Правительства РСФСР по вопросам кооперации", то следует руководствоваться положениями федерального законодательства.
    
    В соответствии со ст.2 Закона РФ от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" этот Закон не распространяется на специализированные потребительские кооперативы (жилищно-строительные и др.). Таким образом, вполне справедливо утверждение, что их создание и деятельность в настоящее время не регламентированы. К правовым нормам, которые на них распространяются, можно отнести только ст.116 ГК РФ, которая носит общий характер.
    
    Одним из основных элементов материальной базы, на которой основывается деятельность организаций самоуправления граждан в жилищной сфере, является возможность приобретать в собственность нежилые помещения, входящие в состав кондоминиума, для размещения органов управления таких организаций, их служб.
    
    В целях оказания помощи товариществам собственников жилья в законе города Москвы от 16 апреля 1997 года N 8-28 "О правах товарищества собственников жилья по управлению и использованию объектов нежилого фонда в кондоминиуме" было закреплено преимущественное право указанных организаций на приобретение в собственность на льготных условиях свободных от обязательств объектов нежилого фонда в кондоминиуме, являющихся собственностью города Москвы.
    
    Однако указанная норма не может применяться, поскольку Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" устанавливает равенство покупателей государственного имущества (ст.2) и предусматривает продажу объектов нежилого фонда в кондоминиуме только посредством аукциона, публичного предложения или без объявления цены.
    
    В заключение хотелось бы напомнить законодателям: до тех пор, пока в законодательстве будут содержаться рассмотренные и подобные пробелы и (или) противоречия, связанные с возникновением, переходом и прекращением прав на общее имущество в кондоминиуме или с образованием иных, помимо товариществ собственников жилья, организаций самоуправления граждан в жилищной сфере, реформа жилищно-коммунального хозяйства будет по-прежнему идти замедленными темпами.
    
    


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование