- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
О правомерности изъятия земель у сельскохозяйственных организаций
и передачи их в ведение иных владельцев
Вопрос:
Часть лесов, арендуемых нами у лесхоза, ранее принадлежала колхозам. Ходят слухи о том, что леса были незаконно изъяты у колхозов и их будут возвращать. Не пояните ли Вы данную ситуацию?
Ответ:
Вопрос о правомерности изъятия земель у сельскохозяйственных организаций и передачи их в ведение иных владельцев поднимался еще в 1995 году. Так, в указании Минсельхозпрода РФ от 24 августа 1995 года N 71 "О порядке передачи лесов колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований" отмечалось следующее: "Действующим лесным законодательством колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным формированиям леса переданы во владение. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается лесной фонд этого колхоза или совхоза. Однако в ряде субъектов Российской Федерации участились случаи принятия решений об изъятии лесов, находящихся во владении сельскохозяйственных формирований, и передачи их лесхозам системы Рослесхоза. Это является противоправным действием, нарушением ст.10 Основ лесного законодательства Российской Федерации. Минсельхозпрод России доводит до сведения, что в соответствии со ст.72 п.1 "в" Конституции Российской Федерации и ст.2, ст.3 п.3, ст.5 п.2 Основ лесного законодательства Российской Федерации весь лесной фонд, включая и сельские леса, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Вопросы распоряжения лесами с передачей их от колхозов, совхозов и сельхозформирований иным владельцам должны рассматриваться с обязательным согласованием их с Минсельхозпродом России. Решения администрации об изъятии лесов, находящихся во владении сельхозформирований, принятые в одностороннем порядке, должны быть обжалованы в суд. Данное указание просим довести до сведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление сельским хозяйством, органов местного самоуправления и владельцев лесов - колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований".
Как можно проследить из приведенного указания, позиция органов, обосновывающих неправомерность передачи лесов от сельскохозяйственных организаций лесхозам, строится на двух группах аргументов: 1. нарушение права данных организаций на владение лесами; 2. выход субъектов РФ за пределы своей компетенции при принятии решений о передаче лесов. Остановимся на анализе каждого из указанных аргументов.
Воответствии со статьей 10 Основ лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 года N 4613-1* лесной фонд находится во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.
_________________________
* Федеральным законом от 29 января 1997 года N 22-ФЗ в связи с принятием Лесного кодекса Российской Федерации Основы лесного законодательства РФ признаны утратившими силу. Тем не менее, если передача лесов от колхозов лесхозу была осуществлена в период действия Основ, применению подлежат при определении правомерности передачи лесов именно они.
Особенности ведения сельского хозяйства, лесопользования в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований были определены статьей 53 Основ лесного законодательства РФ. В соответствии с данной статьей ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляются с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса. Передача лесного фонда колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований в пользование производится в первую очередь лесопользователям, осуществляющим заготовку древесины, другой продукции леса для обеспечения потребности в них указанных владельцев лесного фонда. Колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования обязаны организовать ведение лесного хозяйства в лесном фонде, находящемся в их владении, через межхозяйственные лесхозы или по договорам с государственными органами управления лесным хозяйством в соответствии с настоящими Основами, положением по ведению лесного хозяйства в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет на пользование лесным фондом колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований выдаются органом (организацией), ведущим лесное хозяйство.
Детально правовой режим лесов сельскохозяйственных организаций урегулирован Положением о колхозных лесах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 4 марта 1968 года N 144**.
_________________________
** Указанный нормативно-правовой акт формально продолжает действовать и на текущий момент в части, не противоречащей более позднему законодательству РФ.
Таким образом, лесное законодательство как в период действия законодательства СССР, так и в настоящее время исходило и исходит из признания возможности владения сельскохозяйственными организациями, в том числе и колхозами, отдельными участками лесов. При этом в случае реорганизации сельскохозяйственных организаций данное право подлежало переходу к их правопреемникам.
Касаясь нормативного регулирования оснований и порядка передачи лесов колхозов иным владельцам, обратим внимание на следующие нормы.
Как указано в пункте 6.3 Рекомендаций Роскомзема от 11 августа 1992 года N 570 по применению основных положений Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", "до 1 марта 1992 года трудовые коллективы колхозов и совхозов должны провести общие собрания и принять решения о следующем:
- форме собственности на землю в своих хозяйствах: индивидуальной, коллективно-долевой или иной, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации;
- выкупе или аренде сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по районной норме;
- целесообразности получения в собственность земель, занятых лесными массивами, водоемами и соответствующими инженерными сооружениями при них, другими объектами общего пользования. По итогам собрания необходимо подать в органы местной власти заявление на предоставление земли в ту или иную форму собственности, о количестве и составе этой земли". Таким образом, из приведенной нормы можно констатировать, что решение о передаче лесов от колхозов лесхозам могло быть принято самими колхозами (в форме принятия решения об отказе от земель, занятых колхозными лесами и подачи в органы местного самоуправления соответствующего заявления).
Иное основание прекращения прав колхозов на принадлежащие им леса и их изъятие предусмотрено статьей 53 Основ лесного законодательства РФ. В соответствии с указанной статьей государственный контроль за состоянием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и использованием лесных ресурсов в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляется Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, государственными органами управления лесным хозяйством и государственными органами охраны окружающей природной среды. Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, Советы народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей могут лишать колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования права владения лесным фондом за систематические нарушения установленных норм и правил ведения лесного хозяйства и передавать указанный лесной фонд государственным органам управления лесным хозяйством.
Следовательно, право колхозов на принадлежащие им леса могло быть прекращено с их изъятием в случае систематического нарушения установленных норм и правил ведения лесного хозяйства. В этом случае решение об изъятии лесов должно было быть принято органом исполнительной власти субъекта РФ. Леса при этом случае подлежали передачи лесхозу.
Что касается иных возможностей изъятия лесов у колхозов по решению органов государственной власти, то необходимо обратить внимание на следующие нормы. В соответствии с пунктом 23 Положения о колхозных лесах перевод лесных площадей в другие виды угодий в колхозных лесах первой группы допускается лишь в исключительных случаях. Перевод лесных площадей в другие виды угодий в колхозных лесах первой группы разрешается Советами Министров союзных республик, а в колхозных лесах второй группы - облисполкомами, крайисполкомами, Советами Министров автономных республик или Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления. Как следует из приведенной нормы, решение о передаче лесов от колхозов лесхозам должно приниматься на уровне органа государственной власти субъекта РФ. В то же время нельзя не учитывать, что Положение о колхозных лесах было утверждено постановлением Совета Министров СССР 4 марта 1968 года. Поэтому его применение, в том числе и применение приведенной нормы, возможно не иначе как с учетом более поздних изменений законодательства РФ.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 72 Конституции РФ лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Аналогичная норма закреплена и в статье 2 Основ лесного законодательства РФ. В силу статей 3 и 5 Основ лесного законодательства РФ распоряжение лесным фондом РФ осуществляется совместно Российской Федерации и субъектами РФ. С учетом сказанного субъекты РФ не вправе самостоятельно принимать решения о передаче лесов от колхозов. Такие решения могли приниматься не иначе как по согласованию с федеральными органами государственной власти. Кроме того, на наш взгляд, такое решение не могло приниматься без согласия самих колхозов, право которых на колхозные леса было закреплено на нормативном уровне.
Таким образом, с тем чтобы констатировать правомерность или неправомерность изъятия лесов у колхозов в данном конкретном случае, необходимо выяснить, во-первых, по каким из трех указанных выше оснований леса были изъяты у колхозов, во-вторых, соблюден ли предусмотренный для соответствующего основания передачи лесов порядок. Целесообразно получить у лесхоза и колхозов документы, которыми была оформлена передача лесов.
Смирнов А. Е.,
главный юрисконсульт
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел. 324-66-75, тел/факс 176-78-64
9 февраля 2004 года N Ю4978