- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ЭЖ-юрист, N 6, 2007 год
А.И.Муранов,
к.ю.н., Коллегия адвокатов "Муранов,
Черняков и партнеры",
А.О.Мальгинов,
к.ю.н., Коллегия адвокатов "Муранов,
Черняков и партнеры"
Разрешить разрешенное
[О противоречиях между Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" и некоторыми указаниями ЦБ РФ]
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" либерализовал традиционно запретительное российское валютное регулирование. К сожалению, подобное изменение ввиду его радикальности не могло не сопровождаться некоторыми противоречиями между Законом и актами, принимаемыми ЦБ РФ. Такие противоречия все еще существуют, что не может не создавать сложностей для участников международного торгового оборота: многие банки как агенты валютного контроля ставят указания ЦБ РФ выше Закона.
Рассмотрим п.1.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций". Данный пункт предусматривает: "Резидент осуществляет валютные операции по контракту только через свои банковские счета, открытые в банке паспорта сделки. Резидент осуществляет валютные операции по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте в случаях, предусмотренных ч.2 ст.19 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", и в порядке, установленном валютным законодательством Российской Федерации или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях - на основании выданных разрешений Банка России".
На основании этого указания некоторые российские банки как агенты валютного контроля утверждают, что получение юридическим лицом - резидентом от нерезидента из государства - члена ОЭСР или ФАТФ суммы кредита на срок свыше двух лет на счет резидента в соответствующем иностранном банке и последующее использование им полученных таким образом денежных средств в том числе для оплаты за товары, импортируемые в Российскую Федерацию, являются невозможными, если у резидента не имеется разрешения ЦБ РФ.
При этом банки ссылаются на то, что в ч.2 ст.19 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" не упоминается случай с такого рода получением кредита и использованием денежных средств: "Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в следующих случаях:
при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц - резидентов по кредитным договорам и договором займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, - на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению - на период проведения этих мероприятий;
при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентами по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентами по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям);
при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми брокерами.
Противоречие закону
Представляется, что вышеприведенный п.1.4 Положения ЦБ РФ N 258-П не основан на нормах действующего ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в связи с чем не подлежит применению в части, препятствующей совершению резидентами тех валютных операций, которые предусмотрены указанным Законом, через их счета в иностранных банках.
В частности, в этой части он не должен препятствовать получению юридическим лицом - резидентом от нерезидента из государства - члена ОЭСР или ФАТФ суммы кредита в иностранной валюте на срок свыше двух лет на счет резидента, открытый в соответствующем зарубежном банке, и последующему использованию им полученных таким образом денежных средств в том числе для оплаты за товары, импортируемые в РФ.
Этот вывод основывается на следующем.
Согласно абз.2 ч.5 ст.12 ФЗ "О валютном регулировании валютном контроле" на счета резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.
Абзац 1 ч.6 ст.12 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" устанавливает: юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами и операций, указанных в ч.6.1 данной статьи.
Таким образом, ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" прямо разрешает применительно к рассматриваемой ситуации получение юридическим лицом - резидентом от нерезидента из государства - члена ОЭСР или ФАТФ суммы кредита в иностранной валюте на срок свыше двух лет на свой счет, открытый в соответствующем зарубежном банке, и последующее использование им полученных таким образом денежных средств для оплаты за товары, импортируемые в РФ.
ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" имеет большую юридическую силу, чем Положение ЦБ РФ N 258-П, в связи с чем применению подлежат именно положения данного ФЗ, а не п.1.4 Положения, который противоречит этому Закону.
Если следовать логике п.1.4 Положения ЦБ РФ N 258-П, для получения юридическим лицом - резидентом от нерезидента из государства - члена ОЭСР или ФАТФ суммы упомянутого кредита и для последующего использования полученных таким образом денежных средств в том числе для оплаты за товары, импортируемые в Российскую Федерацию, требуется отдельное индивидуальное разрешение ЦБ РФ.
Однако согласно ч.3 ст.5 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.
Как известно, данным ФЗ предусматривается такой экономический способ валютного регулирования, как использование специальных счетов, а отнюдь не административная выдача разрешений. В связи с этим п.1.4 названного Положения в отношении рассматриваемой ситуации применению не подлежит.
Пункт 1.4 Положения ЦБ РФ N 258-П содержит ссылку на ч.2. ст.19 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Однако ст.19 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" касается только вопросов репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации. Часть 2 ст.19 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" не применима к получению юридическим лицом - резидентом суммы упомянутого кредита и последующему использованию полученных таким образом денежных средств в том числе для оплаты за товары, импортируемые в Российскую Федерацию.
Часть 2 ст.19 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" указывает на случаи, когда денежные средства в связи с репатриацией валюты могут быть зачисленны на счета в иностранных банках и оставлены на них, а не о случаях, когда и куда денежные средства, зачисленные в соответствии с ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" на счета в иностранных банках, могут быть уплачены. Ввиду этого п.1.4 названного Положения в отношении рассматриваемой ситуации также применению не подлежит.
Положение ЦБ РФ N 258-П явилось одним из первых актов ЦБ РФ, принятых в связи с ФЗ N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", ввиду чего в него закралась неточность.
Неприменимость п.1.4 Положения ЦБ РФ N 258-П в свете иного акта ЦБ РФ. Данное Положение было одним из первых инструктивных документов ЦБ РФ в связи с принятием нового ФЗ. Вероятно, что при его подготовке составители названного Положения могли не разобраться в нюансах вышеназванного Федерального закона, в связи с чем включили в Положение п.1.4, не основанный на Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле".
Неприменимость п.1.4 Положения ЦБ РФ N 258-П также подтверждается Инструкцией ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (Вестник Банка России. 2004. N 36), в которой требования, аналогичные содержащимся в п.1.4 Положения ЦБ РФ N 258-П, отсутствуют.
Пункт 1.4 Положения ЦБ РФ N 258-П не основан на нормах действующего ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
К примеру, п.3.1 данной Инструкции предусматривает: "Действие установленного настоящим разделом порядка оформления паспорта сделки распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте в случаях, установленных актами валютного законодательства Российской Федерации или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях - на основании разрешений, выданных Банком России... ".
Как видно, какие-либо ссылки на ч.2 ст.19 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" в приведенной Инструкции отсутствуют, зато в ней совершенно верно указано на возможность осуществления расчетов и переводов через счета резидента в банке-нерезиденте "в случаях, установленных актами валютного законодательства Российской Федерации", т.е. в первую очередь Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" ("Валютное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов" (ч.1 ст.4 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").
Неприменимость п.1.4 Положения ЦБ РФ N 258-П в рассматриваемой ситуации следует из самого названия этого Положения: "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций". Данное Положение должно регулировать порядок представления документов и информации и осуществление контроля со стороны уполномоченных банков, а не определять сам порядок проведения валютных операций.
Ограничения неправомерны
Учитывая все изложенное и исходя из действующего валютного законодательства России, п.1.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П не основан на нормах действующего законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, в связи с чем не подлежит применению в части, препятствующей получению юридическим лицом - резидентом от нерезидента из государства - члена ОЭСР или ФАТФ суммы кредита в иностранной валюте на срок свыше двух лет на счет этого резидента, открытый в соответствующем зарубежном банке, и последующему использованию им полученных таким образом денежных средств в том числе для оплаты за товары, импортируемые в Российскую Федерацию.
Законом предусматривается такой экономический способ валютного регулирования, как использование специальных счетов, а отнюдь не административная выдача разрешений.