- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
М.А.Синицына
Юрист информационно-правового
консорциума
Комментарий к Федеральному закону от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании"
Закон "О техническом регулировании", вступивший в силу 1 июля 2003 года и ознаменовавший начало реформы технического регулирования в Российской Федерации, по сути, законодательно описал постепенный отказ от применения тысяч устаревших ГОСТов, СНиПов и других отраслевых стандартов, которые были приняты еще в годы советской власти. В нынешних условиях они не дают возможности не только развивать новые технологии, но даже легально поддерживать существующие производства. Потому в соответствии с Законом "О техническом регулировании" им на замену должны быть разработаны технические регламенты, регулирующие вопросы безопасности использования продукции и процессов ее производства.
За несколько лет действия Закона в стране был принят только один специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденный постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 N 609.
1 мая Президент России подписал Федеральный закон от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании". Документ опубликован в Российской газете и вступает в силу 22 мая 2007 года.
Изменения, касающиеся основных положений
Закона "О техническом регулировании"
В результате внесенных дополнений уточнено, что Закон "О техническом регулировании" не регулирует отношения, связанные с:
применением мер по предотвращению возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний человека, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе лекарственным средствам, медицинской технике, пищевой продукции);
применением мер по охране почвы, атмосферного воздуха, водных объектов курортов, водных объектов, отнесенных к местам туризма и массового отдыха.
Напомним, что кроме вышеизложенного действие Закона "О техническом регулировании" не распространяется на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.
Сформулировано новое определение понятия "техническое регулирование", включившее в себя процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа и наладки продукции, как объекты применения и исполнения обязательных требований.
Среди документов в области стандартизации назван новый применяемый на добровольной основе документ - "свод правил". Это широко применяемый в международной практике документ, содержащий технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции. В российской практике к таким документам относятся СанПиНы, СНиПы и другие подобные документы федеральных органов исполнительной власти, составляющие дополнительную часть нормативной базы, определяющей требования к продукции и связанным с ней процессам. Своды правил будут разрабатываться в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования, без дополнительных затрат (материальных и временных) на переработку таких документов в национальные стандарты.
Законом от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ уточнены процедуры технического регулирования в отношении оборонной и ядерной продукции. Разработка и установление обязательных требований в отношении продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа; продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну; продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, а также соответственно процессов их проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения устанавливаются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.
Особенности стандартизации и оценки соответствия данной продукции (работ, услуг) и объектов, а также соответственно процессов их проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В результате изменений в Законе "О техническом регулировании" четче стало прописано понятие "заявитель". Заявителем считается физическое или юридическое лицо, не просто осуществляющее обязательное подтверждение соответствия, а лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.
В целях повышения эффективности государственного контроля (надзора) в качестве одного из принципов технического регулирования закреплен принцип недопустимости дублирования полномочий по государственному контролю (надзору). См. ст.3 Закона "О техническом регулировании".
Разработка и утверждение технических регламентов
Федеральный закон от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ исключил деление технических регламентов на общие и специальные, а также установил, что принятие технических регламентов может осуществляться как федеральными законами, так и постановлениями Правительства РФ.
Отдельным абзацем в Законе прописан перечень из 17 приоритетных регламентов, которые в обязательном порядке должны появиться в России до 2010 года. Ответственность за подготовку техрегламентов и их внесение в парламент возлагается на Правительство РФ. В этих целях Правительством Российской Федерации ежегодно утверждается программа разработки технических регламентов (с указанием формы их принятия), реализация которой полностью или частично финансируется за счет средств федерального бюджета и которая ежегодно должна уточняться и опубликовываться. Новшеством явилось то, что технические регламенты также могут быть разработаны вне утвержденной программы.
Если технический регламент утверждается постановлением Правительства, то не менее чем за 30 дней до обсуждения его проект в обязательном порядке должен быть направлен на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию по техническому регулированию и без заключения экспертов не допускаться к рассмотрению Правительством. Кроме того, проект постановления Правительства о техническом регламенте должен быть загодя представлен на суд общественности, то есть опубликован на открытых сайтах в сети Интернет или в печатном издании Ростехрегулирования. Порядок публикации того или иного проекта постановления будет устанавливать само Правительство.
Если технический регламент разрабатывается в виде Закона, то депутатам Госдумы дается право рассматривать его без "разрешения" Правительства в том случае, когда отзыв Правительства Российской Федерации на законопроект не был представлен в Государственную Думу в указанный Законом "О техническом регулировании" срок (90 дней на проект, подготовленный к первому чтению, и 60 дней - ко второму).
В новой редакции Закона существенное место отводится национальным и международным стандартам. По данным Ростехрегулирования, в целом нынешний уровень соответствия российских стандартов мировым составляет примерно 35-40 процентов. Таким образом, у России нет иного выбора, кроме как адаптировать свое техническое законодательство к нормам, принятым в развитых странах. В соответствии с новой редакцией международные стандарты должны будут (а не "могут быть" как ранее) использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей или по иным основаниям либо если Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международных стандартов или отдельных их положений. Национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов. Эти новшества должны помочь "разгрузить" техрегламенты от многочисленных технических описаний. В них будут содержаться только основные требования к безопасности продукции. А вся многочисленная конкретика уйдет в национальные стандарты.
В соответствии с п.11 ст.7 Закона "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации до дня вступления в силу технического регламента утверждает перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия. В случае отсутствия указанных национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу технического регламента утверждаются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.
Иные изменения
Федеральным законом от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ внесены изменения, направленные на устранение практики свободного нормотворчества и неопределенности в отношении правил и процедур подтверждения соответствия и государственного контроля (надзора), осуществляемых до введения в действие соответствующих технических регламентов. Четко установлено, что до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляются в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу Закона "О техническом регулировании".
Федеральный закон от 1 мая 2007 года N 65-ФЗ установил более четкие права органов государственного контроля по немедленному реагированию на небезопасную продукцию. Орган государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов наделен полномочиями выдать предписание о приостановке реализации этой продукции или информировать приобретателей через средства массовой информации об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции. При этом изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) вправе обжаловать эти действия органа государственного контроля (надзора) в судебном порядке. В случае принятия судебного решения о неправомерности действий органа государственного контроля (надзора) вред, причиненный изготовителю (продавцу, лицу, выполняющему функции иностранного изготовителя) действиями органа государственного контроля (надзора), подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.