- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
М.А.Синицына,
Юрист Информационно-правового
консорциума
Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2007 N 218-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные
акты Российской Федерации"
Федеральный закон от 24.07.2007 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступает в силу 1 октября 2007 года, за исключением отдельных его положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.
Размещение заказов на создание и использование произведений
литературы и искусства, исполнение произведений, постановок, на финансирование
проката национального фильма
Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" дополнен отдельной главой (глава 2_1), регулирующей особенности размещения заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного или муниципального контракта на создание произведений литературы и искусства, исполнение произведений, постановок, на финансирование проката национального фильма. В Законе приводится четкий перечень произведений литературы и искусства, осуществление размещения заказа на создание которых проводится путем проведения открытого конкурса. Обращаем внимание на то, что положения главы 2_1 не распространяются на случаи размещения заказа на выполнение работ по созданию программ для ЭВМ и баз данных.
Создание произведений литературы, искусства, в том числе аудиовизуальных произведений, а также их исполнения, включая театральные постановки отличаются от создания иных видов продукции или оказания услуг, прежде всего, творческим характером. Поэтому в состав конкурсной комиссии обязательно будут включены лица творческих профессий. Также в случае, если в конкурсной документации предусмотрено право заказчика заключить государственные или муниципальные контракты на создание произведений литературы или искусства с несколькими участниками размещения заказа, конкурсная комиссия вправе присвоить первый номер нескольким заявкам на участие в конкурсе.
Кроме заказов на создание произведений литературы и искусства на открытом конкурсе также будут размещаться заказы на право заключить государственный или муниципальный контракт на исполнение произведений искусства, на финансирование проката или показа национального фильма.
Изменение цены контракта
Федеральным законом от 24.07.2007 N 218-ФЗ расширен перечень случаев, когда допускается изменение цены контракта.
В случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий, цен и тарифов в области газоснабжения, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса заказчик при исполнении государственного или муниципального контракта будет обязан изменить цену такого контракта соответственно размеру изменения тарифов на соответствующие товары и услуги.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 218-ФЗ уточнил норму о том, что с участником размещения заказа, признанным единственным участником аукциона, государственный или муниципальный контракт заключается по начальной (максимальной) цене контракта (или выделенного из контракта лота), указанной в извещении о проведении аукциона (п.12 ст.35 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ), установив, что контракт может заключаться по цене, согласованной с единственным участником аукциона, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта или лота.
Создание единого официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет"
для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд
Федеральным законом от 24.07.2007 N 218-ФЗ предусмотрено создание единого сайта для размещения информации о государственных и муниципальных закупках (вместо индивидуальных сайтов субъектов РФ и муниципальных образований), который начнет работу с 1 января 2010 года. Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, информация об условиях, о запретах, об ограничении допуска товаров, происходящих из иностранного государства или групп иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, будет размещаться на официальном сайте без взимания платы.
Уполномоченный на ведение официального сайта федеральный орган исполнительной власти до 1 января 2010 года должен будет привлечь на основе контракта организацию для оказания услуг по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта. При этом такая организация не может быть участником размещения заказа, за исключением случаев размещения заказа путем проведения торгов на оказание услуг по обслуживанию и обеспечению функционирования официальных сайтов.
Размещение заказа путем проведения аукциона
Поскольку с 1 января 2008 года размещение заказа на строительные работы должно осуществляться только путем проведения аукциона, предусмотрено дополнительное требование к участникам такого аукциона - наличие за последние пять лет опыта выполнения аналогичных строительных работ (п.2_1 ст.11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ). Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, за исключением федеральных автомобильных дорог общего пользования, будет осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 218-ФЗ в Закон о госзаказе включена норма, запрещающая включать в документацию об аукционе (в требования к качеству и техническим характеристикам товара, работ или услуг) указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (п.3 ст.22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ). Документация об аукционе может содержать только указание на товарные знаки, которые должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком (п.3 ст.34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
С 1 января 2010 года вступят в силу изменения, касающиеся порядка проведения открытого аукциона в электронной форме. Новый порядок проведения аукциона в электронной форме предусматривает предварительный отбор операторов электронных площадок. Порядок отбора операторов электронных площадок, количество таких операторов, условия, на которых такие операторы обеспечивают заказчикам, уполномоченным органам возможность проводить открытый аукцион в электронной форме, будут установлены Правительством Российской Федерации. Кроме того, новый порядок регулирует вопросы предварительной аккредитации участников размещения заказа, размера снижения в процессе аукциона начальной цены контракта (шага аукциона), временного интервала приема предложений о цене контракта и т.д.
Обращаем внимание на то, что с 1 января 2011 года начнет действовать норма, отменяющая ограничение цены государственного или муниципального заказа, размещение которого может осуществляться на аукционе, проводимом в электронной форме, максимальной суммой в один миллион рублей (подпункт "в" пункта 31 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 218-ФЗ).
Комиссии по размещению заказов
Федеральным законом от 24.07.2007 N 218-ФЗ установлено, что теперь государственные и муниципальные заказчики вправе включать в состав конкурсной, аукционной или котировочной комиссии преимущественно лиц, осуществивших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд (п.2 ст.7 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ). Кроме того, с 1 января 2009 года в состав комиссии по размещению заказа в обязательном порядке должно входить не менее чем одно лицо, осуществившее профессиональную подготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ теперь также установлено, что членами комиссий по размещению заказов не могут быть должностные лица федерального, региональных или местных органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов. В случае выявления в составе комиссии указанных лиц (а также иных физических лица, которые лично заинтересованы в результатах размещения заказа) заказчик, уполномоченный орган, принявшие решение о создании комиссии, обязаны незамедлительно заменить их.
Административная ответственность за нарушение
законодательства о размещении заказов
Федеральный закон от 24.07.2007 N 218-ФЗ внес изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым усилив административную ответственность за нарушение законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов, значительно увеличив размеры административных штрафов и выделив из ранее установленных составов административных правонарушений в данной сфере новые самостоятельные составы правонарушений.
Так, за решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, вынесенные с нарушением требований, установленных законодательством, должностные лица будут наказываться наложением штрафа в размере тридцати тысяч рублей (ранее - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей). За разрешение на размещение заказа иным способом вместо торгов, в то время как такое размещение должно осуществляться путем проведения торгов (в т.ч. вместо проведения конкретного вида торгов - аукциона), штраф установлен в размере пятидесяти тысяч рублей (ст.7.29 КоАП РФ).
Нарушение сроков опубликования и размещения в сети "Интернет" информации о размещении заказов теперь влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - в размере ста тысяч рублей (ранее - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, независимо от лица, на которого накладывается штраф). К этому же составу правонарушения отнесено опубликование и размещение указанной информации в сети "Интернет" с нарушением требований законодательства, а также нарушение сроков направления приглашений на участие в закрытом конкурсе или аукционе (п.1 ст.7.30 КоАП РФ).
Существенно увеличен штраф за нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к заявкам, поданным в электронном виде, нарушение порядка оценки и сопоставления заявок, отбора участников конкурса или аукциона - тридцать тысяч рублей вместо ранее установленных двух тысяч пятисот рублей (п.2 ст.7.30 КоАП РФ).
В связи с тем, что федеральному органу исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов, с 1 января 2008 года предоставлено право выдавать государственным или муниципальным заказчикам, уполномоченным заказчиками органам исполнительной власти или местного самоуправления, специализированным организациям, конкурсным, аукционным или котировочным комиссиям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов и в том числе об аннулировании торгов, тогда как ранее они могли направлять только предложения об устранении нарушений, соответствующие изменения внесены в ст.23.66 КоАП РФ. Кроме того, Кодекс дополнен статьей 19.7_2, устанавливающей ответственность за непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным, либо представление заведомо недостоверных сведений (в виде штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей).
В результате изменений, внесенных Федеральным законом от 24.07.2007 N 218-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность за такие правонарушения в сфере размещения заказов, как:
неопубликование, в т.ч. в сети Интернет, информации о размещении заказов (штраф - пятьдесят тысяч рублей);
установление не предусмотренных законодательством критериев оценки заявок на участие в конкурсе или их значимости (штраф - тридцать тысяч рублей);
отклонение котировочной заявки по не предусмотренным законодательством основаниям (штраф - тридцать тысяч рублей);
выбор членом конкурсной, аукционной или котировочной комиссии победителя торгов, победителя в проведении запроса котировок с нарушением требований законодательства (штраф - тридцать тысяч рублей).