- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Е.Ф.Мосин,
адвокат Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов,
профессор кафедры государственного права СПбГУП.
Телефон (812) 303-3628
E-mail: [email protected]
Интернет: www.rcom.ru/mosin
Земельный налог с бюджетных учреждений федерального подчинения,
расположенных в Санкт-Петербурге
Согласно п.1 ст.387 НК РФ и ст.1 Закона Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах"" в Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и указанным законом Санкт-Петербурга, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законом Санкт-Петербурга и обязателен к уплате на территории Санкт-Петербурга.
Согласно ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды, налогоплательщиками земельного налога не признаются.
Применительно к бюджетным учреждениям, расположенным в Санкт-Петербурге, из налоговых льгот по земельному налогу, перечисленных в ныне действующей редакции ст.395 НК РФ и ст.5 вышеназванного Закона Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86, заслуживают упоминания только две льготы, согласно которым освобождаются от уплаты налога:
- учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения функций (об этом см. Федеральный закон от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (посл. ред. от 05.02.2007) и постановление Правительства РФ от 01.02.2000 N 89 "Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему" (посл. ред. от 29.10.2003), последнее с оговоркой, что для целей налогообложения земельным налогом его следует использовать с осторожностью);
- органы государственной власти Санкт-Петербурга и государственные учреждения, которые созданы органами государственной власти Санкт-Петербурга и деятельность которых осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на основе сметы доходов и расходов.
Согласно ст.389 НК РФ в Санкт-Петербурге объектом налогообложения земельного налога являются все земельные участки, расположенные в пределах Санкт-Петербурга (границы территории Санкт-Петербурга описаны в Законе Санкт-Петербурга от 25.07.2005 N 411-68 "О территориальном устройстве Санкт-Петербурга"). Исключение составляют следующие земельные участки:
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
4) земельные участки из состава земель лесного фонда;
5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Перечень земельных участков, отнесенных к землям, изъятым из оборота, и земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, дан в п.4 и 5 ст.27 Земельного кодекса РФ.
Согласно п.4 ст.27 Земельного кодекса РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключениями, предусмотренными ст.95 Земельного кодекса РФ);
2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;
3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы РФ.
Согласно п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п.4 ст.27 Земельного кодекса РФ;
2) из состава земель лесного фонда;
3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п.4 ст.27 Земельного кодекса РФ, содержащем перечень земельных участков, изъятых из оборота (см. выше);
6) не указанные в п.4 ст.27 Земельного кодекса РФ в границах закрытых административно-территориальных образований;
7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
8) предоставленные для нужд связи;
9) занятые объектами космической инфраструктуры;
10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст.390 НК РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; правила ее проведения утверждены постановлением Правительством РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (посл. ред. от 14.12.2006).
Результаты кадастровой оценки земель в границах кадастровых кварталов на территории Санкт-Петербурга утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.11.2006 N 1432 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге", в приложении которого указана кадастровая стоимость одного квадратного метра земельного участка для каждого из кадастровых кварталов территории Санкт-Петербурга в зависимости от одного из 14-ти видов функционального использования земель для целей государственной кадастровой оценки земель: 1 - земли под жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности застройки; 2 - земли под домами индивидуальной жилой застройки; 3 - земли дачных и садоводческих объединений граждан; 4 - земли гаражей и автостоянок; 5 - земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса; 6 - земли учреждений и организаций народного образования, земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными объектами; 7 - земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением автозаправочных и газонаполнительных станций, предприятий автосервиса, гаражей и автостоянок), под объектами связи; 8 - земли под административно-управленческими и общественными объектами и земли предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения; 9 - земли под военными объектами; 10 - земли под объектами оздоровительного и рекреационного назначения; 11 - земли сельскохозяйственного использования; 12 - земли под лесами в поселениях, под древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд (в том числе лесопарками, парками, скверами, бульварами); 13 - земли под обособленными водными объектами; 14 - прочие земли поселений (в том числе земли - резерв).
В соответствии со ст.391 НК РФ налоговая база земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой доли.
Согласно действующей с 21 января 2007 года редакции п.4 ст.36 Земельного кодекса РФ в случае если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется одному из этих лиц на основании решения собственника земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения. Сложная ситуация на родственную тему описана в письме Минфина России от 28.12.2006 N 03-06-02-04/179.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно п.2 ст.387 НК РФ, устанавливая земельный налог, законодательный орган государственной власти Санкт-Петербурга обязан определить налоговые ставки в установленных главой 31 НК РФ пределах, порядок и сроки уплаты налога и может также установить налоговые льготы, основания и порядок их применения.
На территории Санкт-Петербурга вышеназванным Законом Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86 (ст.2 Закона) с 1 января 2006 года установлены следующие налоговые ставки земельного налога:
1) 0,004% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
2) 0,042% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков:
занятых объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), гаражами или предоставленных для жилищного строительства;
предоставленных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
3) 1,5% от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
То есть, налоговая ставка 0,042% применяется в отношении земельных участков:
- занятых объектами жилищного фонда;
- занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
- занятых гаражами;
- предоставленных для жилищного строительства.
Отсюда видно, что в самом общем случае бюджетные учреждения федерального подчинения, расположенные в Санкт-Петербурге, могут уменьшить платежи по земельному налогу лишь за счет применения меньшей налоговой ставки (0,042% вместо 1,5%) в отношении земельных участков, занятых объектами жилищного фонда, например общежитиями, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, гаражами, если таковые есть у бюджетного учреждения. Это уменьшит налоговые платежи в отношении указанных земельных участков в 36 раз (1,5/0,042=35,7).
Возможность столь значительного снижения платежей по земельному налогу требует внимательного анализа указанных оснований для снижения. Общежития, например, имеются у ряда бюджетных учреждений правоохранительных органов.
Согласно пп.2 п.1 ст.92 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям). Согласно п.1 и 2 ст.94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения; под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.
Однако, прежде чем применять льготу по налогу в связи с общежитиями, следует проверить, оформлены ли в надлежащем порядке в качестве именно жилых помещений общежитий те помещения, которые в обиходе бюджетного учреждения именуются общежитиями. Ибо согласно п.2 ст.92 Жилищного кодекса РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ, а включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" (действует с 25.02.2006). В конкретном учреждении общежития могли подпасть изначально под действие либо Типового положения о студенческом общежитии образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Госкомвуза России от 31.05.1995 N 4 (действует с 31.08.1995), либо Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 N 897 (действует с 05.01.2003; посл. ред. от 01.10.2004), быть в свое время надлежаще оформленными, оприходованными и состоять на балансе именно в качестве общежитий.
Аргументом для налоговых и судебных органов в пользу указанного уменьшения налоговых платежей является письмо Минфина России от 26.07.2006 N 02-03-09/2027, в преамбуле которого указано, что оно сообщает разъяснения "в связи с запросами федеральных органов исполнительной власти по вопросам, связанным с уплатой налога на имущество организаций и земельного налога в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и земельных участков, на которых они расположены", а в конце которого содержится предложение "довести данные разъяснения до территориальных налоговых органов" (письмом ФНС России от 04.08.2006 N ММ-6-21/764@ "О земельном налоге" указанное письмо Минфина России направлено территориальным налоговым органам "для руководства и использования в работе" налоговых органов и для сведения налогоплательщиков).
В этом письме Минфина России указано, что "общежития учебных заведений и иных организаций, предназначенных для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучении, также относятся к жилому фонду", и что "следовательно, если на балансе организации имеются общежития и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса для обслуживания этих общежитий, то организация вправе при начислении налога на имущество организаций и земельного налога в отношении данных объектов и земельных участков, на которых они расположены, пользоваться налоговыми ставками и льготами, установленными законодательством о налогах и сборах в отношении жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и земельных участков, занятых этими объектами". Цитированный здесь текст содержится также в письме Минфина России от 01.08.2006 N 02-03-09/2075, на которое сделана ссылка в письме Роспотребнадзора от 14.08.2006 N 0100/8755-06-27 "О перечислении средств по земельному налогу и налогу на имущество".
Если же общежитие занимает часть здания, например, один (полный) этаж в пятиэтажном здании, то думается, что в отношении земельного участка, занятого этим зданием, следует применять две налоговые ставки: ставку 0,042% в отношении 20% земельного участка и ставку 1,5% в отношении 80% земельного участка. Это даст экономию 20% на налоге в отношении указанного земельного участка, ибо в этом случае фактическая налоговая ставка составит 1,2084% вместо 1,5% (0,042х0,2+1,5х0,8= 1,2084).
Толкование понятия служебного жилого помещения (по критерию назначения) дано в ст.93 Жилищного кодекса РФ, где сказано, что "служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления".
Окончательный выбор (общежитие или служебное жилое помещение) можно сделать только зная, что представляет собой контингент лиц, проживающих в помещении. Для выбора между указанными вариантами (после получения сведений о контингенте проживающих) рекомендуется ознакомиться с положениями о служебных жилых помещениях, содержащимися в Рекомендациях о порядке оформления и предоставления служебных жилых помещений в таможенных органах Российской Федерации, утвержденных приказом ФТС России от 25.05.2006, и в Инструкции по организации в органах федеральной службы безопасности работы, связанной с предоставлением служебных жилых помещений, утвержденной приказом ФСБ России от 09.10.2006 N 478.
Согласно п.1 ст.16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. Согласно п.3 ст.16 Жилищного кодекса "комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире". Согласно п.2 ст.16 Жилищного кодекса РФ "жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании".
При определении (в целях применения пониженной налоговой ставки 0,042%) площадей земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, может быть полезной статья Н.В. Голубевой "О земельном налоге", опубликованная в журнале "Налоговый вестник" (2006. N 7) - органе ФНС России.
В статье утверждается, что при определении состава объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо руководствоваться положениями Градостроительного кодекса РФ (однако ссылка на норму Градостроительного кодекса РФ в статье дана неверно) и другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность. Дается ссылка на п.13 раздела 3.1.5 "Генеральные планы" Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150, где определено, что "на схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие и проектируемые: головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация; линии высоковольтной электропередачи, основные объекты связи; территории, требующие значительного объема подсыпки или срезки грунта, дренирования, выторфовывания; гидротехнические сооружения; сооружения инженерной защиты от неблагоприятных природных факторов; мероприятия по рекультивации нарушенных территорий, иные сооружения по инженерной инфраструктуре и благоустройству территорий".
В статье дана также ссылка на Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". В п.2 ст.2 этого Закона (посл. ред. Закона от 29.12.2006) дано понятие системы коммунальной инфраструктуры - "совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований".
В статье указано, что "в состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса включаются объекты коммунально-бытового назначения", в связи с чем дана ссылка на Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденное постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 (посл. ред. от 27.08.1999). Как следует из п.2 этого Положения, к объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения относятся сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; эксплуатационно-ремонтные организации, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства.
В статье указано также, что в целях уточнения конкретного состава объектов, входящих в инженерную инфраструктуру жилищно-коммунального комплекса, должен использоваться в том числе Классификатор работ и услуг по виду деятельности "Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов", утвержденный постановлением Госстроя России от 25.05.2000 N 51 (классификатор работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе).
Если же на земельном участке находятся как объекты жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, гаражи, так и объекты, не относящиеся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, то в отношении той части земельного участка, которая приходится на объекты жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, гаражи, применяется налоговая ставка 0,042%, а в отношении остальной части земельного участка (приходящейся на объекты, не относящиеся к жилищному фонду, к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или гаражам) применяется налоговая ставка 1,5%.
Следует отметить, что утверждение, содержащееся в предыдущем абзаце, выведено путем логического толкования вышецитированной несколько двусмысленной (в части соотнесения исключения доли и гаражей) формулировки ст.2 Закона Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах"", где говорится о налоговой ставке в отношении земельных участков, "занятых объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), гаражами". По-видимому, эта двусмысленность возникла из-за недостаточно продуманного использования в указанном законе формулировки пп.1 п.1 ст.394 НК РФ, где указано, что налоговые ставки не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков "занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства", и где нет упоминания о гаражах.
Однако думается, что указанное обстоятельство не приведет к оспариванию налоговиками вышеприведенного утверждения о том, что в отношении той части земельного участка, которая приходится на объекты жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, гаражи, применяется налоговая ставка 0,042%, а в отношении остальной части земельного участка (приходящейся на объекты, не относящиеся к жилищному фонду, к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или гаражам) применяется налоговая ставка 1,5%.
Аргументом в пользу применения в отношении вышеуказанного земельного участка (с объектами разного назначения) является уже упомянутое выше письмо Минфина России от 26.07.2006 N 02-03-09/2027. В этом письме разъясняется, что "если на едином земельном участке наряду с другими объектами находятся объекты жилищного фонда (включая общежития) и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, то при исчислении земельного налога в отношении рассматриваемого земельного участка к площади, занимаемой непосредственно объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, должна применяться налоговая ставка в размере не более 0,3%, а к остальной площади этого земельного участка должна применяться ставка, определенная для данной категории земельных участков" (ставка в размере не более 0,3% здесь указана, поскольку речь идет о разъяснении ст.394 НК РФ, где говорится о предельной налоговой ставке).
Эта же позиция выражена в письме Минфина России от 01.08.2006 N 02-03-09/2075, где сообщается, что "при расчете земельного налога по единому земельному участку, на котором наряду с другими объектами находятся объекты жилищного фонда (включая общежития) и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, к площади, занимаемой непосредственно объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, должна применяться налоговая ставка в размере не более 0,3%, а к остальной площади этого земельного участка должна применяться ставка, определенная для данной категории земельных участков".
Заметим, из цитированных писем следует, что Минфин России считает, что применительно к объектам жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса площадь земельного участка надо брать как площадь, занимаемую непосредственно этими объектами, а всю остальную площадь относить к площади с высокой налоговой ставкой. То есть, когда речь идет об объектах, связанных с низкой налоговой ставкой, Минфин берет лишь площадь, занимаемую непосредственно этими объектами; когда же речь идет об объектах, связанных с высокой налоговой ставкой, Минфин берет не площадь, занимаемую непосредственно этими объектами, а всю прочую площадь земельного участка.
Очевидно, что такое толкование ст.394 НК РФ приводит к необоснованному завышению фактической налоговой ставки, применяемой к земельному участку с разнородными (в части налоговых ставок) объектами; необоснованному - поскольку ст.394 НК РФ не дает основания для такого толкования.
В связи с этим заметим также, что разъясняя ст.394 НК РФ Минфин России необоснованно употребил в разъяснении слово "непосредственно", фактически дополнив ст.394 НК РФ, на что Минфин России не имел права: согласно п.1 ст.4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов, в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (указанное письмо Минфина России не является нормативным правовым актом, но сути замечания это не меняет).
Представляется более правильным (в смысле ст.394 НК РФ) распределить по двум налоговым ставкам всю площадь земельного участка, занятого разнородными объектами (т.е. объектами, связанными с разными налоговыми ставками), пропорционально площади основания этих объектов. Думается, что если налоговики займут объективную и беспристрастную позицию в данном вопросе, они согласятся с правом налогоплательщика на это распределение. В противном случае единственным выходом будет обращение в арбитражный суд.
Подтверждением (но не гарантией) правильности изложенной здесь позиции является более позднее письмо Минфина России от 16.11.2006 N 03-06-02-02/138, достоинством которого является то, что оно отвечает на запрос ФНС России (а не на запрос частного лица), и что в письме ФНС России от 30.11.2006 N ММ-6-21/1159@ "О земельном налоге" относительно этого письма Минфина России указано: "Налоговым органам в своей работе надлежит руководствоваться указанными официальными разъяснениями Минфина России".
В п.5 письма Минфина России от 16.11.2006 N 03-06-02-02/138 указано следующее: "Если на земельном участке, предназначенном для промышленного производства, кроме промышленных объектов расположены объекты жилищного фонда и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, то в этом случае исчисление земельного налога в отношении данного земельного участка должно осуществляться с применением двух налоговых ставок. При этом к площади земельного участка, занятой объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, применяется налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, к остальной площади этого земельного участка применяется налоговая ставка, устанавливаемая в пределах, не превышающих 1,5 процента его кадастровой стоимости. При этом исходным материалом для определения площади под соответствующими объектами должна быть карта (план) земельного участка, выданная территориальным органом Роснедвижимости".
То есть, слово "непосредственно" в этом письме Минфина уже отсутствует.
Примечание. В случае спора с налоговиками (в налоговом органе или суде) рекомендуется использовать то обстоятельство, что цитируемый ответ Минфина России дан на следующий вопрос ФНС России (тем более, что этот вопрос косвенно раскрывает и позицию ФНС России):
"Из письма Минфина России от 26.07.2006 N 02-03-09/2027 следует, что, если на едином земельном участке наряду с другими объектами находятся объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, то при исчислении земельного налога к площади, занимаемой непосредственно объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, должна применяться налоговая ставка в размере не более 0,3 процента, а к остальной площади этого земельного участка должна применяться ставка, определенная для данной категории земельных участков.
В этой связи ФНС России просит дать разъяснения по следующим вопросам:
- следует ли при исчислении земельного налога по указанному в письме Минфина России случаю кадастровую стоимость части земельного участка под объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса определять пропорционально площади земельного участка, занимаемой данными объектами, а затем к этой части (доле) кадастровой стоимости применять налоговую ставку в размере не более 0,3 процента?
- распространяется ли указанный порядок применения налоговой ставки только в случаях, если на едином земельном участке наряду с другими объектами находятся объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, или данный порядок распространяется на случаи, когда по единому земельному участку определены различные цели его использования? Например, организации предоставлен земельный участок, а в правоудостоверяющем документе указаны две цели его использования: для промышленного производства и для сельскохозяйственного использования.
- вправе ли налогоплательщик без проведения межевания единого земельного участка на отдельные категории земель самостоятельно определять кадастровую стоимость земельных участков в зависимости от их целевого назначения, применяя для расчета налога утвержденные удельные показатели кадастровой стоимости земли за единицу площади, и применять установленные налоговые ставки в зависимости от целевого использования земель?
- в случае, если налогоплательщик исчислил земельный налог в отношении части земельного участка, занимаемой непосредственно объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, и самостоятельно определил кадастровую стоимость этой части земельного участка, а в ходе камеральной проверки налоговой декларации, представленной данным налогоплательщиком, налоговыми органами установлены расхождения со сведениями, поступающими от органов Роснедвижимости, какие документы следует истребовать у налогоплательщика для подтверждения правильности определения им налоговой базы. Должны ли эти документы быть согласованы или подтверждены органами Роснедвижимости?".
На тему общежитий в связи с земельным налогом см. также письмо Минфина России от 06.07.2006 N 03-06-02-02/90.
В данной статье рассматриваются вопросы налогообложения земельным налогом в соответствии с ныне действующим налоговым законодательством, ряд положений которого отличается от действовавших ранее. Тем бюджетным учреждениям, что не закончили свой спор с налоговыми органами по земельному налогу за 2005 и 2006 годы, могут быть полезны письмо ФНС России от 21.03.2007 N 01-2-02/329 "О земельном налоге" и письма Минфина России от 09.04.2007 N 03-05-05-02/21 "О применении отдельных положений главы 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и от 17.04.2006 N 02-03-09/894.
Бюджетное финансирование бюджетных учреждений не всегда осуществляется своевременно и в полном объеме и потому у бюджетного учреждения возможны затруднения с уплатой земельного налога. В связи с этим может быть полезным письмо Минфина России от 01.08.2006 N 02-03-09/2075, в котором указано, что Минфин России письмом от 26.07.2006 N 02-03-09/2026 рекомендовал ФНС России в случаях обращения в налоговые органы бюджетных учреждений по вопросу предоставления отсрочки по уплате земельного налога (авансовых платежей) по основаниям пп.2 п.2 ст.64 НК РФ принимать во внимание гарантийные письма главных распорядителей средств федерального бюджета (согласно пп.2 п.2 ст.64 НК РФ при задержке финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа может быть предоставлена отсрочка по уплате налога). На эту же тему письмо Минфина России от 29.11.2006 N 03-06-01-02/47 "О предоставлении бюджетным учреждениям отсрочки по уплате налога на имущество организаций, земельного налога".
Согласно редакции п.1 ст.64 НК РФ, действующей с 1 января 2007 года, отсрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных ст.64 НК РФ, на срок, не превышающий один год, с последующий уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Такая отсрочка тем более привлекательна для бюджетного учреждения, что согласно абз. 2 п.4 ст.64 НК РФ, если отсрочка по уплате налога предоставлена по пп.2 п.2 ст.64 НК РФ, то на сумму задолженности проценты не начисляются.
За решением об изменении срока уплаты земельного налога в форме отсрочки (на срок не более одного года) и решением о временном приостановлении уплаты сумм задолженности по земельному налогу на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки следует обращаться в Управление ФНС России по Санкт-Петербургу - в соответствии с приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@ "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов". В этом приказе приведена рекомендуемая форма заявления об отсрочке и перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению (прежде можно было получить отсрочку и по пени, что предусматривалось прежней, но не предусматривается действующей редакцией п.6 ст.61 НК РФ; утратил также с 01.01.2007 силу предусматривавший отсрочку уплаты начисленной пени приказ ФНС России от 30.03.2005 N САЭ-3-19/127 "Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени").
На эту тему см. также письма Минфина России от 10.08.2006 N 03-06-01-04/156 и от 21.07.2006 N 03-02-07/1-194.
Выше были рассмотрены вопросы, представляющие интерес для бюджетных учреждений безотносительно их профиля и характера деятельности. Вместе с тем заслуживают внимания также письма Минфина России, содержание которых имеет отношение к сравнительно небольшому кругу бюджетных учреждений определенных профиля и характера деятельности. Выраженные в них позиции могут быть полезными при подборе и формулированию аргументов в налоговом споре с налоговой инспекцией по земельному налогу.
Однако использовать "профильные" письма Минфина России нужно с большой осторожностью, помня, что, хотя согласно вступившему в силу с 1 января 2007 года п.8 ст.75 НК РФ на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), не начисляются пени, но это положение не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации. К тому же согласно п.7 ст.7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (посл. ред. от 30.12.2006) п.8 ст.75 НК РФ применяется лишь в отношении письменных разъяснений, данных уполномоченными органами после 31 декабря 2006 года.
Также напомним, что согласно пп.3 п.1 ст.111 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2007 года, выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа) признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения; это положение также не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком.
Тем не менее, содержание "профильных" писем Минфина в некоторых ситуациях может быть полезным и тем бюджетным учреждениям, кого конкретное письмо прямо не касается.
Позиция Минфина России по земельному налогу в отношении бюджетных учреждений определенного профиля и характера деятельности, изложена, в частности, в следующих документах (перечислены в порядке, обратном хронологическому):
- письмо Минфина России от 07.05.2007 N 03-05-05-02/30 (отвечает на вопрос о налогообложении земельных участков, находящихся в пользовании налоговых органов; сообщает, в частности, что участки, предоставленные налоговым органам на праве постоянного (бессрочного) пользования, признаются объектом налогообложения по земельному налогу);
- письмо Минфина России от 27.03.2007 N 03-05-05-01/05 (отвечает на вопрос Главного финансово-экономического управления и Службы расквартирования и обустройства Минобороны России о применении п.2 ст.389 НК РФ в отношении земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании организаций (учреждений) Минобороны России);
- письмо Минфина России от 01.03.2007 N 03-05-05-02/07 (по вопросу уплаты земельного налога Российским государственным педагогическим университетом имени А.И. Герцена);
- письмо Минфина России от 29.11.2006 N 03-06-02-02/143 (отвечает на вопрос главы г.Сочи о том, подлежат ли налогообложению земельным налогом земельные участки, используемые для размещения и эксплуатации зданий и сооружений санаторно-курортных учреждений, находящихся в ведении ФСБ России, МВД России, ФСКН России, Минобороны России, ФТС России);
- письмо Минфина России от 29.11.2006 N 03-06-01-02/48 (среди прочего это письмо отвечает на вопрос по уплате земельного налога военно-медицинскими и оздоровительными учреждениями ФСБ России);
- письмо Минфина России от 12.10.2006 N 03-06-02-02/127 (отвечает на вопрос, являются ли плательщиками налога на землю отделения Федерального казначейства, занимающие помещения по договорам безвозмездного пользования в здании, другие помещения в котором находятся в собственности иных лиц);
- письмо Минфина России от 29.08.2006 N 03-06-01-04/165 (отвечает на вопрос, подлежат ли налогообложению земельным налогом земельные участки, принадлежащие образовательным, медицинским и санаторно-курортным учреждениям, подведомственным ФТС России; в вопросе указано, в частности, что в ведении Федеральной таможенной службы находятся государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская таможенная академия", используемое для обучения должностных лиц таможенных органов, а также для повышения их квалификации, и государственные учреждения, предназначенные для здравоохранения и социального обеспечения должностных лиц таможенных органов: Центральная поликлиника ФТС России, Центральный клинический госпиталь ФТС России, санаторий и пансионат);
- письмо Минфина России от 15.08.2006 N 03-06-02-02/111 (среди прочего отвечает на вопрос по уплате земельного налога ФСКН России, ее территориальными органами и бюджетными организациями, подведомственными ФСКН России);
- письмо Минфина России от 25.07.2006 N 03-06-02-02/100 (отвечает на вопрос, признаются ли объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, предоставленные федеральным государственным учреждениям системы Росрезерва для формирования, хранения и обслуживания запасов государственного резерва).
Письма Минфина России от 29.11.2006 N 03-06-01-02/48, от 15.08.2006 N 03-06-02-02/111, от 25.07.2006 N 03-06-02-02/100 направлены письмами ФНС России от 15.12.2006 N ШТ-6-21/1212@ "О земельном налоге, налоге на имущество организаций и транспортном налоге", от 19.09.2006 N ММ-6-21/937@ "О налоге на имущество организаций и земельном налоге", от 09.11.2006 N ММ-6-21/1091@ "О земельном налоге" с указаниями на то, что эти письма Минфина России являются его официальными разъяснениями по вопросу уплаты соответствующих налогов и что налоговым органам в своей работе надлежит ими руководствоваться.
Определяя свою позицию по земельному налогу применительно к упомянутым выше учреждениям, Минфин России различает федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (в тех письмах Минфина, где говорится о ФСБ России, МВД России, ФСКН России, Минобороны России, ФТС России), и бюджетные учреждения, подведомственные этим органам.
Аргументация такого различения приведена в письме Минфина России от 29.08.2006 N 03-06-01-04/165 со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 N 2-П по делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации, где указано, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и иных федеральных законов; по вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент РФ может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, и со ссылкой на Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", которым установлено, что "в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства" (эта же ссылка на позицию Конституционного суда РФ использована в письмах Минфина России от 29.11.2006 N 03-06-01-02/48, от 10.04.2006 N 03-06-04-04/12, от 03.03.2006 N 03-06-01-02/09).
Поэтому, как утверждает Минфин России в указанном письме, подведомственные федеральным органам исполнительной власти государственные учреждения, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти.
Основываясь на этом различении и соответствующих нормативных правовых актах (положения и т.п.) о конкретных министерствах и ведомствах, Минфин России утверждает, например, что в соответствии с Положением о федеральной таможенной службе от 26.07.2006 N 459 ФТС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями, что таможенными органами являются: федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни и таможенные посты (п.1 ст.402 Таможенного кодекса РФ). Для осуществления деятельности таможенных органов им, на основании ст.419 Таможенного кодекса РФ, предоставляются земельные участки, предназначенные для размещения объектов таможенных органов. Поэтому земельные участки, на которых расположены объекты таможенных органов, используемые для осуществления их основной деятельности, должны признаваться ограниченными в обороте и, следовательно, данные земельные участки не должны признаваться объектом налогообложения земельным налогом. Что же касается земельных участков, принадлежащих образовательным учреждениям, подведомственным ФТС России, то они, по мнению Минфина России, подлежат налогообложению земельным налогом в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 29.08.2006 N 03-06-01-04/165).
Напомним, что так Минфин России ответил на вопрос, подлежат ли налогообложению земельным налогом земельные участки, принадлежащие образовательным, медицинским и санаторно-курортным учреждениям, подведомственным ФТС России.
То есть, Минфин России считает, что не подпадают под земельный налог только те земельные участки, на которых расположены сами федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, в то время как земельные участки подведомственных этим органам учреждений под земельный налог подпадают.
При этом Минфин России делает исключение только для организаций ФСБ России (в том числе даже для санаторно-курортных учреждений, находящихся в ведении ФСБ России, - письмо Минфина России от 29.11.2006 N 03-06-02-02/143), т.к. согласно пп.4 п.4 ст.27 Земельного кодекса земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами организаций ФСБ России, изъяты из оборота.
В связи с изложенным заметим, что по некоторым положениям писем Минфина России можно возразить, в частности, со ссылкой на то, что согласно Федеральному закону от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности (посл. ред. от 02.03.2007) "безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз" (абз. 1 ст.1 "Понятие безопасности и ее объекты" Закона); "для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации ... формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности...; для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности" (абз. 2 и 3 ст.4 "Обеспечение безопасности" Закона); "силы обеспечения безопасности включают в себя: вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы, Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства" (абз. 2 ст.12 "Силы и средства обеспечения безопасности" Закона), однако выдвижение и анализ таких возражений лежат вне рамок настоящей статьи.
Среди вышеперечисленных писем спецификой своего содержания выделяется письмо Минфина России от 01.03.2007 N 03-05-05-02/07 по вопросу уплаты земельного налога Российским государственным педагогическим университетом имени А.И. Герцена. В Санкт-Петербурге такая специфика не редкость, поэтому ниже приводятся основные положения этого письма.
Согласно п.2 ст.389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия. На основании пп.4 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
В соответствии с Положением "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации", утвержденным Указом Президента РФ от 30.11.1992 N 1487, к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства. Отнесение указанных объектов к числу особо ценных осуществляется указом Президента РФ. При этом объекты, отнесенные к числу особо ценных, включаются в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (далее - Государственный свод).
Указом Президента РФ от 15.01.1998 N 30 Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена в Санкт-Петербурге отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации и включен в Государственный свод под номером 60. Как следует из представленных материалов (паспорт памятников истории и культуры СССР), расположенный на территории Санкт-Петербурга РГПУ имени А.И. Герцена является историко-культурным комплексом, в состав которого входят указанные в паспорте объекты. Таким образом, в Государственный свод включен историко-культурный комплекс, расположенный на территории Санкт-Петербурга, и, следовательно, земельные участки, находящиеся на территории Санкт-Петербурга, которые заняты поименованными в паспорте объектами, составляющими комплекс РГПУ имени А.И. Герцена, относятся к ограниченным в обороте и не признаются объектом налогообложения земельным налогом.
Согласно ст.15 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия. Сведения, содержащиеся в этом реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
На основании ст.24 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ в отношении объекта культурного наследия федерального значения, включенного в указанный реестр, Правительством РФ может быть принято решение о признании его особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации. На объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия, в который вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре (ст.21 указанного Закона). При отсутствии паспорта объекта культурного наследия налогоплательщик вправе представить в налоговый орган иной документ (например, выписку из Государственного свода), содержащий информацию об объекте, признаваемом особо ценным объектом культурного наследия.
В заключение статьи отметим, что с бюджетных учреждений взыскание налога, налоговых пени и штрафа может производиться (в отличие от взыскания с коммерческих организаций) только в судебном порядке. Это подтверждается следующим.
В п.2 ст.45 НК РФ (в редакции ст.45, действующей с 1 января 2007 года) записано следующее:
"Взыскание налога в судебном порядке производится:
1) с организации, которой открыт лицевой счет;...".
Из буквального толкования этого следует, что если организации открыт лицевой счет, то взыскание с нее налога может производиться только в судебном порядке, причем назначение лицевого счета не имеет значения: важно лишь, что счет лицевой.
Применительно к организации-налогоплательщику, которой открыты два лицевых счета, один - для операций со средствами бюджетов бюджетной системы РФ, другой - для операций со средствами, полученными от предпринимательской деятельности, цитированное положение п.2 ст.45 НК РФ не может быть истолковано как означающее, что средства с первого счета могут быть взысканы только в судебном порядке, а со второго могут быть взысканы во внесудебном порядке. Ибо такое толкование носило бы явно расширительный, по сути дополняющий налоговое законодательство характер, что запрещено ст.4 НК РФ и не предусмотрено Федеральным законом от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (посл. ред. от 27.07.2006).
К тому же, даже если бы и были какие-то сомнения в правильности вышеприведенного толкования положения п.2 ст.45 НК РФ, либо это положение воспринималось бы как недостаточно ясное, то должна была бы быть применена норма п.7 ст.3 НК РФ, согласно которой "все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)". Следовательно, и положение п.2 ст.45 НК РФ должно быть истолковано в пользу налогоплательщика.
Минфин России, отвечая на ряд вопросов частного характера, в том числе на просьбу "разъяснить порядок .... взимания налогов и пени в досудебном порядке (безакцептное списание денежных средств) с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, если налоги и пени подлежат уплате за счет средств федерального бюджета" (письмо Минфина России от 08.11.2006 N 03-06-01-04/200), также указал на то, что "в соответствии с пунктом 2 статьи 45 Кодекса в редакции Федерального закона от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ, вступающего в силу с 1 января 2007 года, взыскание налога с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке".
Напомним, что согласно п.2 приказа Минфина России от 21.06.2001 N 46н "О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов" (посл. ред. от 24.12.2004) "операции со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности получателями средств федерального бюджета, финансируемыми на основании смет доходов и расходов +, отражаются на лицевых счетах для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства", причем "операции со средствами федерального бюджета на вышеуказанных лицевых счетах не отражаются, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации".
Утвержденный приказом Минфина России от 21.06.2001 N 46н, порядок открытия и ведения лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, продолжает действовать и в настоящее время: согласно приказу Минфина России от 03.03.2006 N 36н "О применении порядка открытия и ведения лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета" этот порядок действует до принятия соответствующих нормативных правовых актов Минфина России и Федерального казначейства.
Предусмотренный НК РФ (п.5 ст.46) внесудебный порядок взыскания налога предусматривает взыскание лишь с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах - с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Внесудебный порядок взыскания налога с какого бы то ни было лицевого счета организации Налоговым кодексом не предусмотрен.
Наконец, согласно п.1 ст.242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ, а также в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.