- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
Государственный таможенный комитет Российской Федерации
ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПРИКАЗ
от 12 июля 1999 года N 200
Об утверждении "Временных Методических
Рекомендации о порядке проведения проверки
финансово-хозяйственной деятельности
участников внешнеэкономической
деятельности отделами таможенной инспекции
таможен региона деятельности ЗТУ России"
В целях наиболее четкой организации работы отделов таможенной инспекции подчиненных таможен, а также установления единообразия в оформлении финансово-хозяйственной деятельности участников внешнеэкономической деятельности
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые "Временные методические рекомендации о порядке проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности участников внешнеэкономической деятельности отделами таможенной инспекции таможен региона деятельности ЗТУ России" (приложение).
2. Отделам таможенной инспекции проводить проверки с учетом указанных Временных методических рекомендаций.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела таможенной инспекции Управления Калинина В.В.
ВрИО начальника Управления
генерал-майор таможенной службы
В.Б.Геллер
Приложение
к Приказу ЗТУ
от 12 июля 1999 года N 200
ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
о порядке проведения проверки финансово-хозяйственной
деятельности участников внешнеэкономической деятельности*
отделами таможенной инспекции таможен
региона деятельности ЗТУ России
_______________
*Под участниками ВЭД следует считать лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерация, таможенных брокеров либо иные лица, осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Временные методические рекомендации разработаны в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, первой частью Налогового кодекса Российской Федерации, Указанием ГТК России от 24.11.93 N 01-12/994 "О мерах по организации проверок Финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД".
1.2. Проверка финансово-хозяйственной деятельности (далее ФХД) участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) основное звено технологической цепочки последующего таможенного контроля и осуществляется отделами таможенной инспекции (далее ОТИ) ЗТУ России. Проверка ФХД организуется отделом таможенной инспекции с привлечением других подразделений как на этапе подготовки проверки, так и в ходе ее проведения.
В соответствии со статьей 186 ТК России, таможенные органы проводят в пределах своей компетенции проверку ФХД лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров, либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.
К проведению проверки ФХД ОТИ таможни могут привлекать представителей: 1) других подразделений таможни; 2) других государственных контролирующих органов.
2. Цели проведения проверки ФХД
2.1. Суть проверок ФХД - выявление в бухгалтерской отчетности предприятия - участника ВЭД фактов невключения, либо уменьшения платежей, либо неправомерного применения правил ведения бухгалтерской документации и соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
2.2. Для этих целей тематика проверок представляется следующим образом:
2.1.1. Выявление признаков нарушений таможенного законодательства Российской Федерации и уклонения от уплаты таможенных платежей, в случае выявления нарушений принятие мер, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации и контроль за своевременной и полной уплатой таможенных платежей;
2.1.2. Выявление неправомерного предоставления льгот по уплате таможенных платежей и преференций при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее - товаров), в том числе:
2.1.2.1. При ввозе товаров в качестве гуманитарной помощи;
2.1.2.2. При ввозе товаров в качестве вклада в складочный (уставный) капитал;
2.1.2.3. При ввозе товаров, являющихся технологическим оборудованием;
2.1.2.4. При ввозе товаров из стран, для которых предусмотрены тарифные преференции;
2.1.3. Анализ целевого использования товаров, по которым были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей;
2.1.4. Анализ целевого использования товаров, выпущенных в свободное обращение "условно";
2.1.5. Выявление нарушений валютного законодательства, в том числе непоступления или частичного непоступления валютной выручки;
2.1.6. Выявление недостоверного заявления таможенной стоимости;
2.1.7. Выявление недостоверного заявления кода товара в соответствии с ТН ВЭД СНГ, а также недостоверного заявления страны происхождения товара;
2.1.8. Контроль за соблюдением мер нетарифного регулирования ВЭД;
2.1.9. Контроль за соблюдением требований заявленных таможенных режимов;
2.1.10. Выявление нарушений условий бартерных операций;
2.1.11. Выявление товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации помимо таможенного контроля;
2.1.12. Контроль деятельности складов временного хранения и таможенных складов;
2.1.13. Профилактика правонарушений.
3. Основания для проведения проверок ФХД
3.1. Основой календарного плана являются результаты аналитической работы, проводимой ОТИ, на основе информации, получаемой из структурных подразделений таможни, участвующих в таможенном контроле, как на этапе проведения таможенного оформления, так и в последующем таможенном контроле на основе систематизации вероятностных признаков и причин нарушений таможенных правил (далее - НТП) отдельными участниками ВЭД, и анализа баз данных ГТД. Проверке в первую очередь подлежат участники ВЭД, имеющие значительный объем внешнеэкономической деятельности, а также допускающие систематические или грубые нарушения таможенного законодательства Российской Федерации. Подготовительная работа должна осуществляться по всей выборке участников ВЭД, пользующихся льготами по уплате таможенных платежей и преференциями при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, а также перемещающие товары "повышенного риска", в результате чего определяются приоритетные направления и объекты проверок.
3.2. Проверка проводится во исполнение приказа начальника таможни, который издается на следующих основаниях:
3.2.1. Календарный план проведения проверок, утвержденный начальником таможенного органа (с грифом ДСП).
3.2.2. Поручения ГТК России.
3.2.3. Распоряжения начальника ЗТУ России.
3.2.4. Обоснованные данные, полученные из структурных подразделений таможни (отдела таможенных платежей, отдела таможенной стоимости и валютного контроля, отдела по контролю за доставкой товаров, отдела таможенных расследований, отдела тарифного и нетарифного регулирования, отдела таможенной статистики и анализа, оперативно-розыскного отдела и так далее), направленные в ОТИ рапортом с приложением подтверждающих нарушение документов.
3.2.5. Обоснованные данные, полученные от ФСНП, ГНС, МВД и других, направленные в таможенный орган письмом.
3.2.6. Результаты анализа баз данных ГТД (оформленные рапортом на имя начальника ОТИ).
3.2.7. Результаты анализа ГТД (с пакетами документов), (оформленные рапортом на имя начальника ОТИ).
4. Виды, способы и методы проведения проверки ФХД
4.1. В Отделе поступившая информация регистрируется, систематизируется, анализируется и сравнивается с данными, полученными в результате аналитической работы, после чего принимается решение о постановке участника ВЭД на контроль и включения в календарный план проверок ОТИ, утверждаемый начальником таможни.
4.2. Проверки ФХД участников ВЭД можно классифицировать следующим образом:
I. По отношению к утвержденному плану проверок:
1. Плановые,
2. Внеплановые,
II. По целенаправленности:
а) Комплексные,
б) Целевые,
III. По месту проведения:
1. Камеральные,
2. Выездные:
а) Документальные,
б) Визуальные.
При этом, под данными терминами следует понимать:
4.2.1. Плановая проверка проводится на основании календарного план-графика, утвержденного начальником таможни. Календарный план-график составляется на квартал с разбивкой по месяцам и с указанием наименования участника ВЭД и цели проверки.
4.2.2. Внеплановая (оперативная) - это проверка, которая:
4.2.2.1. проводится на основаниях, указанных в п.п.3.2.2. 3.2.7.;
4.2.2.2. в календарный план-график не включается, так как является дополнительной к ранее утвержденному плану-графику.
4.2.3. Комплексная проверка предусматривает рассмотрение всех существующих направлений внешнеэкономической деятельности за определенный период функционирования проверяемого объекта.
4.2.4. Целевая проверка проводится по конкретному направлению внешнеэкономической деятельности проверяемого объекта (склад временного хранения, целевое использование товаров, ввезенных в качестве гуманитарной помощи и так далее), а также по конкретному факту возможного или совершенного правонарушения.
4.2.5. Камеральная проверка осуществляется по месту нахождения отдела таможенной инспекции таможни. Участником ВЭД представляются в отдел таможенной инспекции бухгалтерские и другие документы, относящиеся к объекту проверки. При этом за должностными лицами, проводящими камеральную проверку, остается право истребовать у проверяемого участника ВЭД дополнительные сведения, получать объяснения и документы, относящиеся к объекту проверки.
4.2.6. Выездная проверка осуществляется по месту нахождения проверяемого участника ВЭД.
При проведении проверок необходимо учитывать, что разделение способов проведения на документальный и визуальный является в достаточной степени условным и используется в методических целях. Целесообразность применения одного из способов либо их сочетания рассматривается в каждом конкретном случае.
4.2.7. Документальная проверка проводится путем рассмотрения первичных документов и записей в учетных регистрах, которыми оформлены финансовые и хозяйственные операции предприятия. В ходе документальной проверки устанавливается своевременность и полнота отражения финансово-хозяйственной операции по данным бухгалтерского учета.
4.2.8. Визуальная проверка - это проверка фактического наличия, состояния денежных средств, материальных и товарных ценностей, объема выполненных работ (например: фактическое наличие товаров на складе, а также имущества, принятого к учету в качестве вклада в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями и так далее). При визуальной проверке используются данные маркировки и других внешних показателей. Если результаты визуальной проверки имели решающее значение для выявления НТП, данный этап проверки оформляется отдельным разделом в аналитической части Акта проверки.
4.3. Проверки ФХД участников ВЭД могут осуществляться различными методами, а именно:
4.3.1. Сплошной метод предусматривает проверку всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета. Сплошной проверке подвергаются кассовые и банковские операции, а также расчеты с поставщиками и покупателями, заказчиками, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами. Глубина проверки - не более шести лет.
4.3.2. Выборочный метод подразумевает проверку части первичных документов за определенный период. Если при выборочной проверке устанавливаются серьезные нарушения законодательства или злоупотребления, то проверка на данном участке деятельности проверяемого объекта проводится сплошным способом с изъятием в установленном порядке документов и товарно-материальных ценностей.
4.3.3. Формальный метод позволяет установить:
- правильность заполнения всех реквизитов документов;
- наличие недоговоренных исправлений, подчисток, дописок цифр и текста;
- подлинность подписей должностных и материально-ответственных лиц.
При возникновении сомнений по конкретным фактам хозяйственных операций следует получить объяснение от должностного лица проверяемого объекта.
4.3.4. Арифметический метод позволяет определить правильность подсчетов в документах и, так же как и формальный, достоверность финансово-хозяйственных операций.
5. Планирование и подготовка проведения проверки ФХД
5.1. Проведению проверки ФХД участника ВЭД предшествует подготовительный этап, который предусматривает проведение следующих мероприятий:
5.1.1. Анализ материалов предыдущей проверки, информации, поступившей из подразделений таможни и других государственных контролирующих органов, а также результатов работы с ГТД (с пакетами документов) и базами данных ГТД, проведенной сотрудниками ОТИ.
5.1.2. Сбор сведений о проверяемом участнике ВЭД, которые включают в себя:
5.1.2.1. Организационно-правовую форму, наименование, юридический и фактический адрес участника ВЭД, его филиалы и подразделения, фамилии руководителей, способы связи с ними. При необходимости направляются запросы в территориальные государственные налоговые инспекции, органы налоговой полиции, учреждения банков и так далее. Финансовые и банковские реквизиты. При этом проверяется физическое наличие банков и счетов.
5.1.2.2. Фамилию, имя, отчество руководителя и главного бухгалтера.
5.1.2.3. Другие необходимые сведения.
5.1.3. Формулировка цели (целей) проверки. Определение состава группы проверки, ее оснащения и порядка взаимодействия с другими подразделениями.
5.1.4. Составление плана проверки с указанием:
5.1.4.1. наименования участника ВЭД, формы собственности, состава учредителей, адреса, его финансовых и банковских учредителей;
5.1.4.2. периода, за который должна проводиться проверка;
5.1.4.3. цели проверки;
5.1.4.4. сроков ее проведения;
5.1.4.5. состава группы проверки;
5.1.4.6. перечня вопросов, которые необходимо выяснить в ее ходе для подтверждения наличия/отсутствия правонарушений.
План отдельной конкретной проверки является внутренним рабочим документом ОТИ и носит вспомогательный характер.
5.1.5. Определение перечня конкретных документов участника ВЭД, подлежащих рассмотрению в ходе проведения проверки, в соответствии с целями и видами проверки.
5.1.6. Учредительные документы (устав, учредительный договор), в том числе зарегистрированные изменения к учредительным документам.
5.1.6.1. Свидетельство о государственной регистрации.
5.1.6.2. Свидетельство о регистрации в Министерстве экономики Российской Федерации для экономических субъектов с участием иностранного капитала.
5.1.6.3. Документ, свидетельствующий о регистрации в органах государственной налоговой инспекции.
5.1.6.4. Свидетельство о присвоении кода ОКПО.
5.1.6.5. Акты проверок деятельности предприятия иными государственными контролирующими органами, а также переписка по вопросам проверки ФХД с таможней и иными государственными контролирующими органами.
5.1.6.6. Лицензии на право осуществления определенного вида деятельности, если таковые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации.
5.1.6.7. Приказ предприятия по учетной политике.
5.1.6.8. Сведения о рублевых и инвалютных счетах в банках и иных кредитных учреждениях.
5.1.6.9. Документы годовой и квартальной отчетности.
5.1.6.10. Главная книга, журналы-ордера (1, 2, 3, 4, 6, 7, 10, 11, 13, 15), ведомости, разработанные таблицы, оборотные ведомости, материальные отчеты, то есть документы по счетам:
01, 02, 04, 05, 07, 08, 09, 10, 12, 13 |
Основные средства и производственные запасы |
20 |
Затраты на производство |
40, 41, 45, 46, 47, 48, 42 |
Готовая продукция, товары, реализация, торговая наценка |
50, 51, 52, 55 |
Оплата за товар |
60, 61, 62, 64 71, 75, 76 |
Расчеты |
80, 81 |
Результат деятельности и использование прибыли |
90, 92, 94, 95 |
Заемные средства |
Другие счета в зависимости от вида деятельности и проверяемых вопросов |
5.1.6.11. Компьютерные распечатки движения по счетам, указанным в п.5.1.6.10. за подписями главного бухгалтера, руководителя и заверенные печатью предприятия, в случае ведения бухгалтерского учета на ЭВМ.
5.1.6.12. Кассовая книга с отчетами кассира и приложением первичных документов - приходных и расходных кассовых ордеров.
5.1.6.13. Банковские документы по расчетному и валютному счетам:
- выписки лицевых счетов,
- платежные поручения,
- счета,
- заявления о перечислении валютных средств,
- мемориальные ордера,
- документы по ссудным счетам, кредитам.
5.1.6.14. Внешнеторговые и другие договоры и контракты, а также переписка по ним.
5.1.6.15. Документы по исполнению договоров и контрактов:
- счета-фактуры, инвойсы,
- счета-проформы - для сделок, по которым не осуществляется оплата ввозимых товаров,
- товаро-сопроводительные документы: железнодорожные накладные, коносамент, авиа-накладные, накладные на автоперевозку груза, погрузочный ордер, почтовая квитанция и тому подобные,
- паспорта сделок,
- приходные накладные, акты приема-передачи основных средств,
- доверенности и журнал их регистрации.
5.1.6.16. Таможенные документы, а также документы, необходимые для производства таможенного оформления:
- ГТД, ДТС, КТС, ДКД и другие,
- спецификация, упаковочный лист,
- лицензия на право ввоза/вывоза товара, сертификат происхождения товара, сертификат соответствия требованиям безопасности, гигиенический сертификат, ветеринарное свидетельство, сертификат качества Госхлебинспекции, разрешительные документы Госкомэкологии, Минсельхозпрода, Минобороны и так далее.
5.1.6.17. Организационно-распорядительные документы (приказы, распоряжения).
5.1.6.18. Подготовка нормативно-правового основания для проведения проверки: приказ начальника таможни о проведении проверки ФХД участника ВЭД с указанием сроков ее проведения, состава группы проверки и ее техническом оснащении.
5.1.7. Подготовка оснащения для группы проверки:
5.1.7.1. Подбор нормативных актов в соответствии с целями проверки.
5.1.7.2. Подбор комплекта бланков документов, оформляемых в ходе проверки:
- Памятка руководителю предприятия (Приложение N 1),
- Бланк Протокола о НТП,
- Бланк Акта об изъятии документов (Приложение N 2),
- Бланк Требования о предоставлении документов (Приложение N 3),
- Бланк Листа ознакомления руководителя предприятия (Приложение N 4),
- Бланк Обязательного перечня основных сведений о проверяемом предприятии (Приложение N 5),
- Бланки Актов о наложении взыскания,
- Бланки Акта (Приложение N 6).
5.1.7.3. Подбор и проверка работоспособности технических средств. необходимых группе для эффективного проведения проверки:
- переносной ксерокс,
- компьютер (notebook),
- дискеты - чистые и с шаблоном Акта проверки.
6. Проведение проверки ФХД
6.1. После проведения всех подготовительных мероприятий группа проверки выезжает на проверяемое предприятие для осуществления проверки ФХД. При этом группе проверки следует придерживаться следующего порядка:
6.1.1. Вручение старшим группы проверки (проверяющим) руководителю предприятия Листа ознакомления (Приложение N 4) (в котором делается отметка руководителя либо уполномоченного сотрудника предприятия), бланка Обязательного перечня основных сведений о проверяемом предприятии (Приложение N 5) для заполнения руководителем, а также Памятки (Приложение N 1), которая определяет основные принципы взаимодействия должностных лиц таможенного органа и Проверяемого участника ВЭД при проведении проверки по вопросам соблюдения таможенного законодательства, правильности и своевременности уплаты таможенных платежей.
6.1.2. Решение организационных вопросов:
- доведение до сведения руководителя предприятия целей проверки;
- определение руководителем предприятия должностных лиц, которые в процессе проверки будут предоставлять проверяющим всю необходимую документацию;
- решение руководителем вопроса об обеспечении рабочего места для группы проверки.
6.1.3. Анализ деятельности предприятия, который заключается в сопоставлении сведений о внешнеэкономических операциях, имеющихся в бухгалтерской, таможенной и иной документации, предоставленной участником ВЭД группе проверки, а также сопоставление этих сведений с информацией, собранной в ходе проведения подготовительных мероприятий ОТИ таможни и с данными визуальной проверки. При этом все копии документов, предоставленных для проверки, должны быть заверены печатью предприятия и подписью его руководителя или главного бухгалтера.
6.1.4. Изъятие либо подготовка ксерокопий документов, которые подтверждают предположения о наличии признаков НТП. В случае отсутствия первичных документов по конкретной финансово-хозяйственной операции, либо возникновения затруднений в ее документальном подтверждении группа проверки вправе затребовать у должностного лица предприятия соответствующее письменное подтверждение.
6.1.5. Формулировка итоговых выводов о соответствии внешнеторговых сделок требованиям законодательства, со ссылками на соответствующие статьи документов.
6.1.6. Формулировка признаков НТП (если они имеются) и составление Протокола о НТП.
6.1.7. Получение и анализ объяснительных записок от должностных лиц предприятия, касающихся выявленных нарушений.
6.1.8. Оформление Акта проверки ФХД (Приложение N 6).
6.1.9. Ознакомление руководителя и главного бухгалтера предприятия с Актом проверки, а также подписание ими Акта.
6.1.10. Предоставление начальнику таможни или уполномоченному им лицу докладной записки о проведенной проверке с приложением Акта н материалов проверки.
6.1.11. Предоставление Акта проверки с резолюцией начальника таможни или уполномоченного им лица в ОТИ ЗТУ России.
7. Оформление Акта проверки ФХД
7.1. По результатам проверки должностными лицами таможенных органов должен быть составлен Акт, подписываемый этими лицами, руководителем и главным бухгалтером проверяемого участника ВЭД.
7.2. В Акте проверки ФХД участника ВЭД в обязательном порядке указывается:
7.2.1. Вступительная часть.
7.2.1.1. Номер, дата и место составления Акта;
7.2.1.2. Состав группы проверки с указанием их фамилий, инициалов, должностей и званий;
7.2.1.3. Срок проведения проверки;
7.2.1.4. Основание для проведения проверки (номер и дата Распоряжения начальника таможни);
7.2.1.5. Цель (цели) проверки;
7.2.1.6. Период деятельности предприятия, за который проводится проверка;
7.2.1.7. Перечень нормативных актов в соответствии с целями проверки;
7.2.1.8. Сведения о проверяемом объекте:
- полное наименование предприятия,
- его организационно-правовая форма,
- юридический адрес,
- фамилии участвующих в проверке должностных лиц проверяемого предприятия,
- расчетные и валютные счета в банках,
- ИНН и другие данные,
- предоставленные документы.
7.2.2. Аналитическая часть. В случае если данная организация подвергалась проверкам ранее, в Акте следует отметить проведенную (либо не проведенную) работу по устранению выявленных в ходе предыдущей проверки недостатков.
Далее в Акте описываются конкретные факты и действия, свидетельствующие о нарушениях законодательства Российской Федерации, выявленные в ходе проверки. Каждый факт неправомерных действий отражается в Акте самостоятельно и полностью с указанием времени совершения данного действия, его стоимостной оценки и обязательно со ссылками на соответствующие первичные документы. В отношении отраженных в Акте фактов нарушений должны быть даны ссылки на нарушенные законодательные и нормативные акты с указанием их конкретных статей и пунктов. При описании выявленных нарушений следует четко обозначить признаки правонарушения, необходимых и достаточных для привлечения к ответственности, предусмотренной таможенным законодательством Российской Федерации:
- кем совершено нарушение (наименование юридического лица);
- на что направлено данное нарушение (например: неуплата или занижение таможенных платежей, несоблюдение мер экономической политики и т.д.);
- совокупность внешних признаков, характеризующих данное нарушение, к которым следует отнести:
- конкретные действия (бездействие) нарушителя,
- нормы таможенного законодательства, которые были нарушены,
- при необходимости, описание связи, посредством которой противоправное действие привело к вредному результату,
- вредный результат, к которому привело данное нарушение, с указанием конкретных данных и цифр (например, сумма неуплаченных таможенных платежей),
- нормы таможенного законодательства, которые предусматривают ответственность за данное нарушение.
7.2.3. Итоговая часть Акта, которая содержит:
- обобщение выявленных фактов нарушений, их квалификация по видам НТП и статьям, предусматривающим ответственность за их совершение;
- указания об их устранении либо информацию о факте их устранения в ходе проверки;
- информацию об оформленных Протоколах о НТП.
- подписи всех членов группы проверки;
- подписи руководителя и главного бухгалтера проверяемого предприятия.
7.2.4. Первый экземпляр Акта проверки ФХД остается в делах таможни, второй - вручается руководителю проверенной организации, третий - передается в ОТИ ЭТУ России. Акт проверки вручается руководителю предприятия под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения руководителем. В случае направления Акта проверки по почте датой вручения акта считается шестой день, начиная с момента (даты) его отправки.
7.2.5. Руководитель проверяемого предприятия вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в Акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения Акта проверки представить в таможню письменное объяснение мотивов отказа подписать Акт или возражения по Акту в целом или по его отдельным положениям. При этом руководитель вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать таможенному органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания Акта проверки.
7.2.6. По истечению двухнедельного срока, в течение не более 14 дней начальник таможни или лицо, им уполномоченное, рассматривает Акт проверки, в котором зафиксированы правонарушения и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и применению соответствующих санкций, документы, изъятые у проверяемого предприятия, а также документы и материалы, представленные руководителем предприятия.
7.2.7. В случае предоставления руководителем проверяемого предприятия письменных объяснений или возражений по Акту проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц предприятия или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки таможенный орган извещает руководителя предприятия заблаговременно. Если руководитель предприятия, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
8. Вынесение решения по результатам
рассмотрения материалов проверки ФХД
8.1. Акт с материалами проверки, по завершению проверки представляется лицу, принявшему решение о проведении проверки. По результатам рассмотрения материалов проверки лицо принимает решение:
8.1.1. о проведении дополнительных проверочных мероприятий;
8.1.2. о взыскании неуплаченных таможенных платежей;
8.1.3. о ведении дела о НТП;
9. Заведение дела о НТП
9.1. Производство по делам о НТП и их рассмотрение - система процессуальных действий, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
9.2. Основными задачами производства по делам о НТП и их рассмотрения являются: выявление и пресечение правонарушений; своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела; разрешение его в точном соответствии с законодательством; обеспечение постановлений; выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений, принятие мер к их устранению; предупреждение правонарушений.
9.3. Дело о НТП считается заведенным, а производство по нему начатым с момента составления Протокола о НТП или об административном задержании физического или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил (ч.2 ст.289 ТК России). При заведении дела в ходе проверки до ее окончания, производство по делу должно вестись независимо от сроков окончания проверки и оформления Акта по ее результатам до принятия решения о передаче дела должностным лицом, обнаружившим НТП (ч.1 ст.290 ТК России).
9.4. В соответствии со ст.293 ТК России дело заводится при наличии к тому поводов и оснований.
9.4.1. Поводами к заведению дела о НТП являются:
- непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного органа Российской Федерации признаков нарушения таможенных правил;
- сообщения и заявления российских и иностранных лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;
- материалы, поступившие от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов;
- информация, поступившая от таможенных и иных правоохранительных служб и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций;
- материалы, поступившие от других таможенных органов Российской Федерации.
9.4.2. Основанием для заведения дела являются достаточные данные, указывающие на признаки нарушения таможенных правил.
9.5. Ст.291 ТК России предусматривает ряд обстоятельств, исключающих производство по делу о НТП. Среди основных из них отсутствие события или состава таможенного правонарушения.
9.5.1. Событие таможенного правонарушения - деяние со всеми характеризующими его обстоятельствами (время, место, способ и др.).
9.5.2. Состав таможенного правонарушения для юридических лиц образуют: объект правонарушения, объективная сторона, субъект правонарушения.
Конкретные признаки, характеризующие объективную сторону правонарушения, указаны в диспозиции каждой из статей, предусматривающей соответствующее правонарушение.
Отсутствие хотя бы одного из этих признаков означает и отсутствие состава таможенного правонарушения в целом.
Поэтому уже на стадии заведения дела следует провести проверку на предмет наличия всех обстоятельств, исключающих производство.
9.6. О каждом случае обнаружения НТП, за исключением случаев, предусмотренных ст.383 ТК России, составляется Протокол о НТП. Требования к составлению Протокола установлены ст.299 ТК России, а форма - Приказом ГТК России от 09.08.93 N 313. Оформление Протокола производится путем проставления регистрационного номера по Журналу учета и регистрации дел о НТП в таможенных органах Российской Федерации, утвержденному Приказом ГТК России от 20.01.95 N 33 (а также частично письмом ГТК России от 11.04.95 N 01-13/5096) составленному Протоколу.
9.7. В Протоколе о НТП отражаются сведения о дате и месте его составления; должностном лице таможенного органа, составившем Протокол; лице, привлекаемом к ответственности; товарах и транспортных средствах, изъятых на основании требований Кодекса; свидетелях, если они имеются; иные сведения, необходимые для разрешения дела.
9.7.1. Важнейшей частью Протокола является его описательная часть, содержащая данные о месте, времени совершения и существе нарушения таможенных правил. При формировании описательной части Протокола следует исходить из того, что относительная лаконичность излагаемой в ней информации о существе нарушения таможенных правил должна в то же время давать четкое представление о характере совершенного деяния, подпадающего под признаки ст. ТК, вменяемой лицу. Именно поэтому в этой части Протокола должны содержаться детали, фрагменты неправомерных действий (бездействия) привлекаемого лица в контексте диспозиций статей соответствующих нарушений таможенных правил.
9.7.2. Указание в Протоколе о НТП на статью ТК России, предусматривающую ответственность за нарушение таможенных правил, также относится к числу обязательных.
9.8. Одновременно с составлением Протокола о НТП необходимо приобщить к делу о НТП:
- протоколы и другие документы, составленные должностными лицами таможенных органов Российской Федерации при проведении таможенного контроля и производстве таможенного оформления (акт взятия проб и образцов товаров, акт таможенного досмотра товаров и транспортных средств, акт проверки финансово-хозяйственной деятельности, акт инвентаризации и т.д.);
- объяснения лица, привлекаемого к ответственности за НТП, либо его представителя;
- объяснения свидетелей;
- письменные доказательства (акты, справки, письма и прочие документы, составленные другими (не таможенными) органами),
на основе которых устанавливаются наличие или отсутствие события НТП; факт совершения такого правонарушения организацией, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела и произвести изъятие предметов, являющихся вещественными доказательствами по делу (ст.327 ТК России).
9.9. В соответствии со ст.290 ТК России производство по делу о НТП ведется должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, непосредственно обнаружившим нарушение таможенных правил, а по решению начальника таможенного органа Российской Федерации или его заместителя - должностным лицом, являющимся сотрудником структурного подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил (отдела таможенных расследований) таможенного органа Российской Федерации.
9.10. Дело о НТП (Протокол о НТП и приобщенные документы) передается вместе с материалами проверки для рассмотрения лицу, принявшему решение о проведении проверки для рассмотрения и принятия решения о дальнейшем производстве по делу.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящие Временные методические рекомендации предназначены для наиболее четкой организации работы отделов ТИ таможен Управления. Вместе с тем, отделы вправе организовывать свою работу в соответствии со сложившейся в таможне практикой, если она не противоречит действующему законодательству и настоящим Рекомендациям.
Приложение N 1
к Временным методическим
рекомендациям
Государственный таможенный комитет Российской Федерации
ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОССИИ
ПАМЯТКА
руководителю предприятия,
осуществляющего внешнеэкономическую деятельность,
при проверке его деятельности таможенными органами.
Данная Памятка определяет основные принципы взаимодействия должностных лиц таможенных органов и проверяемых там участников ВЭД при проведении проверок по вопросам соблюдения таможенного законодательства, правильности и своевременности уплаты таможенных платежей.
Проверка участника ВЭД по указанным вопросам - это составная часть контроля, имеющего целью обеспечить соблюдение законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации (статьи 186 и 193 Таможенного кодекса Российской Федерации). Наряду с контрольными функциями проверки способствуют более тесному взаимодействию таможенных органов с лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, помогают участникам ВЭД понять необходимость и, в конечном счете, экономическую целесообразность соблюдения таможенного законодательства. Поэтому руководитель предприятия при проверке его таможенными органами должен быть заинтересован в оказании содействия проверяющим и предоставлении им всей информации, связанной с внешнеэкономической деятельностью. Чем полнее информация - тем объективнее выводы проверяющих. Обнаруженные при проверке нарушения таможенных правил квалифицируются и обращаются как в пользу государства, так и в пользу проверяемого участника ВЭД в зависимости от характера нарушения (недоплата или переплата таможенных платежей). Руководитель предприятия, как правило, заблаговременно извещается о времени начала проверки и составе группы проверяющих. Проверка начинается с взаимного представления (знакомства), в ходе которого проверяющие предъявляют свои документы (поручение на проведение проверки и служебное удостоверение личности). Затем согласовывается план проверки, устанавливается круг проверяемых вопросов и выделяются должностные лица предприятия, которые в процессе проверки будут предоставлять проверяющим всю необходимую документацию (приказы, книги и бланки материального и бухгалтерского учета, подлинные приходно-расходные документы и другую деловую документацию, связанную с обследуемым кругом вопросов).
Для обеспечения полноценной работы проверяющим должно быть предоставлено отдельное помещение (рабочее место) и необходимая оргтехника (канцелярские и счетные принадлежности). Если необходимая для работы проверяющих информация хранится в виде записи на магнитных носителях то предприятие обязано безвозмездно предоставить приборы для воспроизведения и распечатки записанной информации. Одной из обязанностей должностных лиц предприятия является создать условия для беспрепятственного и непрерывного проведения проверки. С этой целью проверяющим должен быть обеспечен свободный доступ к необходимым для проверки документам; должностные лица предприятия, задействованные для обеспечения нормального хода проверки, должны заблаговременно сообщать о времени и продолжительности своих отлучек с рабочего места по производственным и личным вопросам и тому подобное.
О выявленных фактах нарушений, имеющих существенное значение для предприятия, старший группы проверки сообщает руководителю предприятия немедленно и в случае необходимости оформляет промежуточный Акт (Протокол), в котором указываются характер нарушения н сумма ущерба государству или предприятию. Если характер и последствия нарушения до конца не выявлены или не ясны, то доклад и разбор этого нарушения могут быть отложены до конца проверки Руководитель предприятия или назначенные им лица должны и заинтересованы предоставить по выявленным фактам нарушений самую детальную и достоверную информацию. После изучения, разбора и обобщения выявленных нарушений проводится заключительное собеседование проверяющих и руководителя или назначенных им лиц. Если при этом выявляются разногласия в оценке выявленных нарушений, предприятие вправе изложить свою оценку фактов, что однако не является основанием для принятия проверяющими решения об отражении тех или иных фактов в Акте проверки.
Акт проверки - это документ, за содержание которого всю полноту ответственности несет старший группы проверки; поэтому несогласие должностных лиц предприятия с выводами проверяющих, зафиксированными в Акте не освобождают их от обязанности подписать Акт. Свое мнение по всем изложенным в Акте вопросам руководитель предприятия может изложить в отдельном документе в виде приложения к Акту. Разногласия, могущие возникнуть в ходе проверки, должны разрешаться в соответствии с требованиями Таможенного кодекса Российской Федерации (статьи 443, 445, 448 и другие).
Статья 186 ТК России. Проверка финансово-хозяйственной деятельности.
В целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации при наличии оснований полагать, что указанные законодательство и международные договоры не соблюдаются, либо соблюдаются не в полной мере, таможни и вышестоящие таможенные органы Российской Федерации вправе назначать либо проводить в пределах своей компетенции проверку финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары н транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.
При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности должностные лица таможенных органов Российской Федерации вправе:
- требовать безвозмездного предоставления и знакомиться с любыми документацией и информацией (включая банковскую) и информацией, касающейся внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности, имеющей отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов Российской Федерации;
- получать от должностных лиц и других работников справки, письменные и устные объяснения;
- опечатывать помещения;
- изымать по акту, составляемому по форме, устанавливаемой Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, документы, если они будут проверяться в другом месте.
При необходимости должностными лицами таможенных органов Российской Федерации могут устанавливаться место и время для ознакомления с документацией и информацией.
Действия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при осуществлении проверки не должны причинять неправомерного ущерба лицу, чья финансово-хозяйственная деятельность проверяется. Результаты проверки незамедлительно сообщаются этому лицу.
Вся полученная в ходе проверки информации является конфиденциальной.
Статья 231 ТК России. Ответственность лиц, совершивших нарушение таможенных правил.
...Применение мер воздействия за нарушение таможенных правил не освобождает лиц, привлекаемых к ответственности, от обязанности уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных настоящим Кодексом...
Статья 124 ТК России. Взыскание таможенных платежей и меры ответственности.
Неуплаченные таможенные платежи взыскиваются таможенным органом Российской Федерации в бесспорном порядке...
При отсутствии у плательщика денежных средств взыскание обращается на имущество плательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации...
Статья 443 ТК России. Воспрепятствование проведению ревизии, проверки, инвентаризации либо отказ от их проведения.
Воспрепятствование должностными лицами предприятия, учреждения или организации, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, проведения по постановлению либо иному решению таможенного органа Российской Федерации ревизии, проверки, инвентаризации, а также отказ должностных лиц государственного органа, предприятия, учреждения или организации от проведения по постановлению либо иному решению таможенного органа Российской Федерации ревизии, проверки, инвентаризации, если проведение таких проверочных действий предусматривается их уставом, положением, а также законодательством Российской Федерации, влечет Предупреждение либо наложение штрафа на должностных лиц в размере до трехкратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Приложение N 2
к Временным методическим
рекомендациям
Государственный таможенный комитет Российской Федерации
ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОССИИ
_____ ТАМОЖНЯ
Отдел таможенной инспекции
Акт изъятия документов
" ______ " __________________ |
1999 г. |
_________________________________ |
(место изъятия) |
__________________________________________________________________________ (должность, таможенный орган, Ф.И.О. должностного лица, производящего изъятие) | |
в присутствии ______________________________________________________________ | |
__________________________________________________________________________ (место работы, должность, Ф.И.О.) |
в соответствии со статьей 186 ТК России произвел изъятие нижеследующих документов для их проверки в таможенном органе:
N п/п |
Наименование документа |
Кол-во листов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изъятые документы будут возвращены в максимально короткий срок.
Сотрудники таможенного органа: |
подпись |
И.О. Фамилия |
|
подпись |
И.О. Фамилия |
Присутствовали: |
подпись |
И.О. Фамилия |
|
подпись |
И.О. Фамилия |
Копию настоящего Акта получил: |
подпись |
И.О. Фамилия |
" _____ " _____________ 1999 г.
Приложение N 3
к Временным методическим
рекомендациям
Бланк таможни
ТРЕБОВАНИЕ
о предоставлении документов
" ______ " __________________ 1999 г. |
____________________________________ |
В связи с проведением проверки финансово-хозяйственной деятельности вверенного Вам предприятия на основании статей 182, 186 и 193 Таможенного кодекса Российской Федерации предлагаю в пятидневный срок направить в адрес отдела таможенной инспекции _____ таможни (индекс, полный адрес) заверенные копии ниже перечисленных документов, необходимых для таможенных целей:
__________________________________________________________________________ |
__________________________________________________________________________ |
__________________________________________________________________________ |
Неисполнение настоящего требования влечет за собой ответственность в соответствии со статьей 443 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также изъятие указанных документов.
Начальник ОТИ таможни |
подпись |
И.О. Фамилия |
Приложение N 4
к Временным методическим
рекомендациям
Государственный таможенный комитет Российской Федерации
ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОССИИ
Лист ознакомления
руководителя предприятия о проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности участника ВЭД
Проверка ФХД участника ВЭД, назначенная ______________________ таможней
Распоряжением N _____ от " _____ " _____________ 1999 г.
в
__________________________________________________________________________ |
__________________________________________________________________________ |
была начата " _____ " _____________ 1999 г.
От проверяемого предприятия для обеспечения процесса проверки назначены
__________________________________________________________________________ |
__________________________________________________________________________ |
С правами и обязанностями руководителя предприятия при проведении проверки ФХД участника ВЭД, проводимой таможенной инспекцией, ознакомлен(а):
Руководитель:
__________________________________________________________________________ |
__________________________________________________________________________ |
" ______ " __________________ 1999 г. |
____________________________________ (подпись) |
Приложение N 5
к Временным методическим
рекомендациям
Обязательный перечень
основных сведений о проверяемом предприятии
1. |
Полное наименование предприятия |
|
2. |
Юридический адрес |
|
3. |
Фактический адрес |
|
4. |
Регистрация |
|
5. |
Расчетные счета |
|
6. |
Валютные счета |
|
7. |
Уставный фонд |
|
8. |
Учредители |
|
9. |
Цели деятельности |
|
10. |
Налоговое управление |
|
11. |
Код ОКПО |
|
12. |
ИНН |
|
13. |
Руководитель, телефон |
|
14. |
Главный бухгалтер, телефон |
|
15. |
Когда, кем, какая ранее проводилась проверка, результат (номер акта, протокола, взыскание)? |
|
16. |
Последняя сдача баланса |
|
Приложение N 6
к Временным методическим
рекомендациям
Государственный таможенный комитет Российской Федерации
ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОССИИ
____________ ТАМОЖНЯ
АКТ N 00000/00000/00000
г. ________ "_____" ________________ 1999 г.
В соответствии со статьей 186 Таможенного кодекса Российской Федерации и на основании Приказа начальника таможни от 00.00.00 N _____ группой проверки в составе: (перечисление должностей, званий, фамилий И.О. проверяющих) с __ по__ проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности ___ (наименование проверяемого предприятия) за период с 199 __ по 199 __ гг.
1. Общие данные.
1.1. Правовая форма, наименование, юридический адрес, банковские счета.
1.2. Регистрация.
1.3. Цели деятельности.
1.4. Виды деятельности.
1.5. Уставной капитал, руководитель, учредители.
1.6. Последняя сдача баланса.
1.7. Налоговое управление, код ОКПО, ИНН.
2. Цель проверки.
3. Уведомление.
3.1. Проверка проводилась с ведома и при участии (Ф.И.0., должность).
4. Используемая документация (перечень нормативных и предоставленных документов).
5. Проверкой установлено следующее (описание конкретных фактов и действий, свидетельствующих о нарушениях таможенного законодательства Российской Федерации, выявленных в ходе проверки).
6. Вывод (обобщение результатов проверки, квалификация выявленных НТП по статьям ТК России, указания об их устранении).
В соответствии со статьей 231 ТК России применение мер воздействия за нарушение таможенных правил не освобождает лиц, привлекаемых к ответственности, от обязанности уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных ТК России. За время задолженности согласно статье 124 ТК России и части 4 статьи 75, части 1 Налогового кодекса Российской Федерации взыскивается пеня в размере 0,1% от суммы недоимки за каждый день просрочки, включая день уплаты или взыскания в бесспорном порядке.
Добровольная уплата участником ВЭД таможенных платежей до принятия решения по делу о НТП существенно влияет на сумму пени, тогда как для взыскания в принудительном порядке платежи и пени рассчитываются после вступления в законную силу постановления по делу о НТП.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1002 "О дополнительных мерах по обеспечению полноты поступления таможенных платежей в Федеральный бюджет" и Приказа ГТК России от 17.11.97 N 688 "О таможенном оформлении товаров, перемещаемых или декларируемых лицами, имеющими задолженность по уплате таможенных платежей и процентов за отсрочку или рассрочку по этим платежам" таможенными органами производится помещение под таможенные режимы "выпуск для свободного обращения" и "экспорт" товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации; либо декларируемых лицами, имеющими задолженность по уплате таможенных платежей, а также процентов за использованную отсрочку или рассрочку по этим платежам в отношении ранее перемещенных и (или) декларируемых ими товаров при условии погашения ими (либо за них - любыми заинтересованными лицами) указанных задолженностей, а также уплаты штрафов за НТП и пеней по ним.
______ (наименование проверяемого предприятия) в срок, не позднее 5 дней с момента получения и ознакомления с данным Актом при наличии замечаний и пояснений по настоящему Акту следует представить их в письменной форме в _____ таможню вместе с подписанным Вами Актом. В случае непредставления в установленный срок замечаний и пояснений ______ таможня оставляет за собой право принятия окончательного решения по Акту.
Настоящий Акт проверки составлен в 3-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.
Подписи группы проверки:
Должность, |
звание |
подпись |
И.О.Фамилия |
С актом ознакомлены:
Руководитель предприятия
подпись И.О.Фамилия
Главный бухгалтер
подпись И.О.Фамилия