- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2003 года Дело N А82-209/03-А/5
[Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что Государственный таможенный комитет Российской Федерации не определил критерии отнесения товаров к нефтепродуктам, следовательно, в действиях общества отсутствует вина]
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Чигракова А.И., судей Башевой Н.Ю., Шутиковой Т.В. при участии представителя от Общества: Смирнова В.Б. (доверенность от 27.05.2003 N 64) рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Ярославской таможни на решение от 05.06.2003 по делу N А82-209/03-А/5 Арбитражного суда Ярославской области, принятое судьей Потаповой Н.Л., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Янтарь" (город Ярославль) к Ярославской таможне о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Янтарь" (далее - ООО "Янтарь", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Ярославской таможне о признании недействительным постановления от 29.04.2003 по делу об административном правонарушении N 10117000-99/2003 о привлечении Общества к ответственности на основании части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 360 169 рублей 50 копеек.
Решением от 05.06.2003 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым судебным актом, Ярославская таможня обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области.
Заявитель считает, что суд неправильно применил статью 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статью 168 Таможенного кодекса Российской Федерации, Инструкцию о порядке декларирования товаров, происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Белоруссия, и товаров, происходящих из Республики Белоруссия и ввозимых в Российскую Федерацию, утвержденную приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 19.09.2000 N 843, приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 09.12.2000 N 1146, приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 20.07.1999 N 455 "Об определении мест таможенного оформления нефтепродуктов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации", телетайпограмму Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.06.2001 N ТФ-13878. По его мнению, Общество не исполнило обязанность по представлению в таможенный орган грузовых таможенных деклараций по экспортируемым нефтепродуктам, поэтому суд сделал ошибочный вывод об отсутствии в действиях ООО "Янтарь" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "Янтарь" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в ходе судебного заседания с доводами заявителя не согласились, считают принятый судебный акт законным и обоснованным, так как экспортируемый Обществом в Республику Беларусь товар не подлежал таможенному оформлению.
Ярославская таможня, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направила, поэтому дело рассмотрено без ее участия.
Законность судебного акта, принятого Арбитражным судом Ярославской области, проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Янтарь" заключило с научно-производственным частным унитарным предприятием "Гера" (Республика Беларусь, далее - НПЧУП "Гера") договоры от 28.11.2002 N 37-02 и от 14.01.2003 N 44-03 на поставку товара, указанного в приложениях. Общество отгрузило в адрес НПЧУП "Гера" парафин нефтяной твердый по счету-фактуре от 24.12.2002 N 110 на сумму 162 622 рубля и по счету-фактуре от 28.01.2003 N 3 на сумму 153 000 рублей. Кроме того, ООО "Янтарь" по счету-фактуре от 16.01.2003 N 3 отгрузило в адрес ОАО "Завод горного воска" (Республика Беларусь) парафин нефтяной твердый на сумму 204 000 рублей и церезин на сумму 32 604 рубля.
Грузовые таможенные декларации ООО "Янтарь" в таможенный орган не представляло. В связи с этим, 13.03.2003 Ярославским транспортным прокурором в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования. Ярославской таможней составлен протокол от 04.04.2003, на основании которого исполняющий обязанности первого заместителя начальника таможенного органа 29.04.2003 принял постановление по делу об административном правонарушении N 10117000-99/2003 о привлечении ООО "Янтарь" к ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за недекларирование товаров, подлежащих декларированию, в виде штрафа в размере одной второй стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, в сумме 360 169 рублей 50 копеек.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 2.1, 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 127, 168, 169 Таможенного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2000 N 148 "О таможенном тарифе Российской Федерации - своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности", Инструкцией о порядке декларирования товаров, происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Белоруссия, и товаров, происходящих из Республики Белоруссия и ввозимых в Российскую Федерацию, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 19.09.2000 N 843, приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 09.12.2000 N 1146, телетайпограммой Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.06.2001 N ТФ-13878. При этом суд исходил из того, что государственный таможенный комитет Российской Федерации не определил критерии отнесения товаров к нефтепродуктам, следовательно, в действиях Общества отсутствует вина и поэтому оно не должно нести ответственность по статье 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
В соответствии со статьей 168 Таможенного кодекса Российской Федерации товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется, а также другие товары и транспортные средства в случаях, определяемых актами законодательства Российской Федерации, подлежат декларированию таможенному органу Российской Федерации.
Ответственность за недекларирование товаров, подлежащих декларированию, установлена в части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В части 1 статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что таможенное оформление производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа Российской Федерации, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение, и во время работы таможенного органа Российской Федерации, устанавливаемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Государственный таможенный комитет Российской Федерации вправе устанавливать, что таможенное оформление отдельных категорий товаров и транспортных средств может производиться только определенными таможенными органами Российской Федерации (часть 3 статьи 127 Кодекса).
Согласно пункту 9 Порядка таможенного оформления товаров, происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Белоруссия, и товаров, происходящих из Республики Белоруссия и ввозимых в Российскую Федерацию, утвержденного приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 09.12.2000 N 1146 таможенное оформление нефтепродуктов производится в местах, утвержденных приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 20.07.1999 N 455 "Об определении мест таможенного оформления нефтепродуктов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации".
В приказе Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 20.07.1999 N 455 "Об определении мест таможенного оформления нефтепродуктов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.07.99 N 1846) указаны вывозимые за пределы таможенной территории Российской Федерации и подлежащие таможенному оформлению нефтепродукты, обозначенные определенными кодами ТН ВЭД России.
Инструкция о порядке декларирования товаров, происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Белоруссия, и товаров, происходящих из Республики Белоруссия и ввозимых в Российскую Федерацию, утвержденная приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 19.09.2000 N 843, определяет общий порядок декларирования товаров.
В телетайпограмме Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.06.01 N ТФ-13878 предписано применять положения приказов Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 19.09.2000 N 843 и от 09.12.2000 N 1146 в отношении нефти и нефтепродуктов, вывозимых с территории Российской Федерации в Республику Белоруссия и ввозимых из Республики Белоруссия на территорию Российской Федерации, вне зависимости от заявленного таможенного режима.
Суд первой инстанции установил, что указанная телетайпограмма не содержит критериев, по которым тот или иной товар можно отнести к нефтепродуктам, а среди кодов ТН ВЭД России, указанных в приказе Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 20.07.1999 N 455, отсутствует ссылка на код 2712, следовательно, в рассматриваемом случае экспортируемый Обществом товар не подлежал таможенному оформлению. Данная позиция подтверждена письмом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28.07.2003 N 16-22/29701, где указано, что поскольку парафин нефтяной твердый и церезин не относятся к группе товаров отдельной категории, таможенный контроль за перемещением данных товаров через российско-белорусскую государственную границу при поставках в Республику Белоруссию не осуществляется и оформления грузовой таможенной декларации не требуется.
В силу изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод: таможенный орган необоснованно привлек Общество к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя о том, что суд необоснованно не относит парафин к нефтепродуктам, подлежащим таможенному оформлению, отклоняется по следующим основаниям.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.02.2000 N 148 "О таможенном тарифе Российской Федерации - своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации считается основой системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования Таможенного тарифа Российской Федерации, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
Указание в телетайпограмме Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.06.01 N ТФ-13878 на применение порядка декларирования товаров в отношении нефти и нефтепродуктов свидетельствует о том, что при этом необходимо исходить из текста товарных позиций ТН ВЭД России.
Согласно ТН ВЭД России нефть сырая и нефтепродукты сырые указаны под кодом 2709, нефть и нефтепродукты - под кодом 2710, парафин относится к отдельной группе код 2712.
С учетом изложенного кассационная жалоба Ярославской таможни удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права Арбитражным судом Ярославской области применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Вопрос о распределении расходов по делу кассационной инстанцией не рассматривался, поскольку на основании части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.06.2003 по делу N А82-209/03-А/5 оставить без изменения, а кассационную жалобу Ярославской таможни - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.Чиграков
Судьи
Н.Ю.Башева
Т.В.Шутикова
Текст документа сверен по:
файл-рассылка