почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
декабря
4
среда,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  

от 9 января 2001 года Дело N А65-9665/2000-СА1-19-22


[Поскольку истец излишних сумм налога в бюджет не уплачивал, а суммы НДС уплачены не в бюджет, а поставщику экспортных товаров, то оснований считать указанные суммы переплаченными в бюджет и применять к спорным правоотношениям положения ст. 78 НК РФ не имелось]
(Извлечение)


    Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа по рассмотрению споров, вытекающих из административных правоотношений в составе...  с участием представителей: истца - не явился,  ответчика - Михеева В.Ю, юрисконсульта, по доверенности от 09.01.01N14-01/01, Хамитова Л.Т., юрисконсульта, по доверенности от 01.01.01N10-01-12/3,  рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приволжскому району г. Казани  на постановление апелляционной инстанции Высшего арбитражного суда Республики Татарстан от 02.11.2000г. по делуN А65-9665/2000-СА1-19-22  по иску общества с ограниченной ответственностью "Илар", г. Казань, к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконными действий должностного лица налогового органа и обязании налогового органа возвратить излишне уплаченную им сумму налога на добавленную стоимость в размере 9.540.000 руб., установила:
    
    Общество с ограниченной ответственностью "Илар", г. Казань, обратилось в Высший арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Управлению Министерства  Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконными действий должностного лица налогового органа, выразившихся в отказе возврата ему излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в связи с экспортом товаров, и обязании налогового органа возвратить излишне уплаченную им сумму налога на добавленную стоимость в размере 9.540.000 руб.
    
    Впоследствии в качестве второго ответчика по ходатайству истца в порядке, предусмотренном ст.37 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, привлечена Инспекция Министерства  Российской Федерации по налогам и сборам  по Приволжскому району г. Казани, принимавшая участие по делу в качестве третьего лица на стороне ответчика по определению арбитражного суда от 10.10.2000г.
    
    Решением Высшего арбитражного суда Республики Татарстан от 12.10.2000 иск удовлетворен . Действия должностного лица Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан, связанные с отказом в возврате излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость, признаны незаконными с обязанием налогового органа в лице двух ответчиков возвратить истцу сумму излишне уплаченного НДС в размере 9.540.000 руб.
    
    В обоснование решения суда указано о том, что налогоплательщик при экспорте товаров освобождается  от уплаты НДС при подтверждении данного обстоятельства и поступлении выручки, а излишне уплаченная сумма НДС подлежит возврату из бюджета.
    

    Постановлением апелляционной инстанции  от 02.11.2000 решение суда в части обязания Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан о возврате истцу излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 9.540.000 руб. отменено, в остальной части решение суда оставлено без изменения по тем мотивам, что  истец на налоговом учете состоит в Инспекции Министерства  Российской Федерации по налогам и сборам  по Приволжскому району г. Казани, что соответствует требованиям п. 2 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
    
    В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты и в иске отказать, мотивируя это нарушением и неправильным применением норм  материального и процессуального права.
    
    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы , выслушав представителей ответчика, судебная коллегия  считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
    
    Материалами дела установлено, что ООО "Илар" согласно контракту от 24.05.2000N 840-438/3498/001, заключенному с инофирмой Partridge Investment LLC, и грузовой таможенной декларации от 15.06.2000 №22910/140600/0007829, осуществило экспорт товаров и имело право на освобождение их от налога на добавленную стоимость в соответствии с п/п "а" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
    
    Поставляемые на экспорт товары были приобретены по договору с ООО "Пилан" от 24.05.2000N9 на поставку газобаллонной аппаратуры в количестве 4000 шт. на общую сумму 57.240.000 руб., в том числе НДС - 9.540.000 руб.
    
    Заявлениями от 19.06.2000, 21.06.2000 и 26.06.2000 Общество просило налоговую инспекцию вернуть ему из бюджета сумму НДС, уплаченную поставщику экспортируемых товаров.
    
    В связи с тем, что такие перечисления не были  произведены на расчетный счет налогоплательщика в сроки, указанные в п. 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, истец обратился в арбитражный суд с иском о возврате из бюджета НДС в сумме 9.540.000 руб.
    
    Суды, удовлетворяя исковые требования, исходили из того, что с момента экспортной реализации продукции и возникновения у истца права на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщику, эти суммы следует считать переплатой налога. Следовательно, в данном случае применяются положения ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, которая предусматривает общий для всех видов налогов порядок возврата суммы излишне уплаченного налога за счет средств бюджета, в который произошла переплата.
    

    Коллегия указанные выводы арбитражного суда находит ошибочными.
    
    В соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Налоговым кодексом.
    
    Следовательно, основанием для применения ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации является переплата налога в бюджет.
    
    Статья 58 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Под уплатой налога согласно статьям 45 и 60 Налогового кодекса Российской Федерации  понимается поручение налогоплательщика банку с соблюдением определенных условий на перечисление налога в соответствующие бюджеты.
    
    Согласно п. 3 ст.7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и материальным активам под суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.
   
     Аналогичный порядок возмещения (зачета) сумм НДС, уплаченных поставщикам товара (работ, услуг) применяется, в частности, при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, освобожденных от налога в соответствии с п/п "а" п. 1 ст. 5 указанного закона.
    
    Таким образом, п. 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость"  регулирует отношения не по уплате налога в бюджет и его возврату в случае переплаты, а специфические, свойственные именно данному налогу отношения по возмещению суммы налога, уплаченной поставщикам. На налоговый орган возлагаются обязанности по возмещению налогоплательщику сумм НДС, которые он уплатил поставщикам и подтвердил это первичными документами.
    
    Таким образом, в отличие от изложенного, возврат сумм налога, излишне уплаченных налогоплательщиком непосредственно в бюджет (ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации) носит восстановительный характер.
    

    Обязательным условием для возврата сумм излишне уплаченного налога Налоговый кодекс Российской Федерации определяет наличие факта переплаты налога в соответствующий бюджет.
    
    Согласно п/п 5 п.1 ст.32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога в порядке, предусмотренном данным кодексом.
    
    Как следует из материалов дела, Общество излишних сумм налога в бюджет не уплачивало. Суммы НДС уплачены не в бюджет, а поставщику экспортных товаров.
    
    Следовательно, оснований считать указанные суммы переплаченными в бюджет и применять к спорным правоотношениям положения ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, не имелось.
    
    При таких обстоятельствах, коллегия состоявшиеся судебные акты, как принятые незаконно и необоснованно, находит подлежащими отмене.
    
    С учетом изложенного и руководствуясь  ст. 175 п. 3, ст.177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия постановила:

    Решение Высшего арбитражного суда Республики Татарстан  от 12.10.2000 и постановление апелляционной инстанции  того же суда от 2.11.2000 по делуN А65-9665/2000-СА1-19-22 отменить.
    
    В иске общества с ограниченной ответственностью "Илар" к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан и Инспекции Министерства  Российской Федерации по налогам и сборам по Приволжскому району г. Казани о признании незаконными действий должностного лица налогового органа и обязании налогового органа возвратить излишне уплаченную им сумму налога на добавленную стоимость в размере 9.540.000 руб. отказать.
    
    Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

Судьи




Текст докумета сверен по:
файл-рассылка




  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование