- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 января 2001 года Дело N А65-9665/2000-СА1-19-22
[Поскольку истец излишних сумм налога в бюджет не уплачивал, а суммы НДС уплачены не в бюджет, а поставщику экспортных товаров, то оснований считать указанные суммы переплаченными в бюджет и применять к спорным правоотношениям положения ст. 78 НК РФ не имелось]
(Извлечение)
Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа по рассмотрению споров, вытекающих из административных правоотношений в составе... с участием представителей: истца - не явился, ответчика - Михеева В.Ю, юрисконсульта, по доверенности от 09.01.01N14-01/01, Хамитова Л.Т., юрисконсульта, по доверенности от 01.01.01N10-01-12/3, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приволжскому району г. Казани на постановление апелляционной инстанции Высшего арбитражного суда Республики Татарстан от 02.11.2000г. по делуN А65-9665/2000-СА1-19-22 по иску общества с ограниченной ответственностью "Илар", г. Казань, к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконными действий должностного лица налогового органа и обязании налогового органа возвратить излишне уплаченную им сумму налога на добавленную стоимость в размере 9.540.000 руб., установила:
Общество с ограниченной ответственностью "Илар", г. Казань, обратилось в Высший арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконными действий должностного лица налогового органа, выразившихся в отказе возврата ему излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в связи с экспортом товаров, и обязании налогового органа возвратить излишне уплаченную им сумму налога на добавленную стоимость в размере 9.540.000 руб.
Впоследствии в качестве второго ответчика по ходатайству истца в порядке, предусмотренном ст.37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечена Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приволжскому району г. Казани, принимавшая участие по делу в качестве третьего лица на стороне ответчика по определению арбитражного суда от 10.10.2000г.
Решением Высшего арбитражного суда Республики Татарстан от 12.10.2000 иск удовлетворен . Действия должностного лица Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан, связанные с отказом в возврате излишне уплаченной суммы налога на добавленную стоимость, признаны незаконными с обязанием налогового органа в лице двух ответчиков возвратить истцу сумму излишне уплаченного НДС в размере 9.540.000 руб.
В обоснование решения суда указано о том, что налогоплательщик при экспорте товаров освобождается от уплаты НДС при подтверждении данного обстоятельства и поступлении выручки, а излишне уплаченная сумма НДС подлежит возврату из бюджета.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.11.2000 решение суда в части обязания Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан о возврате истцу излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 9.540.000 руб. отменено, в остальной части решение суда оставлено без изменения по тем мотивам, что истец на налоговом учете состоит в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приволжскому району г. Казани, что соответствует требованиям п. 2 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты и в иске отказать, мотивируя это нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы , выслушав представителей ответчика, судебная коллегия считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что ООО "Илар" согласно контракту от 24.05.2000N 840-438/3498/001, заключенному с инофирмой Partridge Investment LLC, и грузовой таможенной декларации от 15.06.2000 №22910/140600/0007829, осуществило экспорт товаров и имело право на освобождение их от налога на добавленную стоимость в соответствии с п/п "а" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
Поставляемые на экспорт товары были приобретены по договору с ООО "Пилан" от 24.05.2000N9 на поставку газобаллонной аппаратуры в количестве 4000 шт. на общую сумму 57.240.000 руб., в том числе НДС - 9.540.000 руб.
Заявлениями от 19.06.2000, 21.06.2000 и 26.06.2000 Общество просило налоговую инспекцию вернуть ему из бюджета сумму НДС, уплаченную поставщику экспортируемых товаров.
В связи с тем, что такие перечисления не были произведены на расчетный счет налогоплательщика в сроки, указанные в п. 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, истец обратился в арбитражный суд с иском о возврате из бюджета НДС в сумме 9.540.000 руб.
Суды, удовлетворяя исковые требования, исходили из того, что с момента экспортной реализации продукции и возникновения у истца права на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщику, эти суммы следует считать переплатой налога. Следовательно, в данном случае применяются положения ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, которая предусматривает общий для всех видов налогов порядок возврата суммы излишне уплаченного налога за счет средств бюджета, в который произошла переплата.
Коллегия указанные выводы арбитражного суда находит ошибочными.
В соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Налоговым кодексом.
Следовательно, основанием для применения ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации является переплата налога в бюджет.
Статья 58 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Под уплатой налога согласно статьям 45 и 60 Налогового кодекса Российской Федерации понимается поручение налогоплательщика банку с соблюдением определенных условий на перечисление налога в соответствующие бюджеты.
Согласно п. 3 ст.7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и материальным активам под суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.
Аналогичный порядок возмещения (зачета) сумм НДС, уплаченных поставщикам товара (работ, услуг) применяется, в частности, при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, освобожденных от налога в соответствии с п/п "а" п. 1 ст. 5 указанного закона.
Таким образом, п. 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" регулирует отношения не по уплате налога в бюджет и его возврату в случае переплаты, а специфические, свойственные именно данному налогу отношения по возмещению суммы налога, уплаченной поставщикам. На налоговый орган возлагаются обязанности по возмещению налогоплательщику сумм НДС, которые он уплатил поставщикам и подтвердил это первичными документами.
Таким образом, в отличие от изложенного, возврат сумм налога, излишне уплаченных налогоплательщиком непосредственно в бюджет (ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации) носит восстановительный характер.
Обязательным условием для возврата сумм излишне уплаченного налога Налоговый кодекс Российской Федерации определяет наличие факта переплаты налога в соответствующий бюджет.
Согласно п/п 5 п.1 ст.32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога в порядке, предусмотренном данным кодексом.
Как следует из материалов дела, Общество излишних сумм налога в бюджет не уплачивало. Суммы НДС уплачены не в бюджет, а поставщику экспортных товаров.
Следовательно, оснований считать указанные суммы переплаченными в бюджет и применять к спорным правоотношениям положения ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, не имелось.
При таких обстоятельствах, коллегия состоявшиеся судебные акты, как принятые незаконно и необоснованно, находит подлежащими отмене.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. 175 п. 3, ст.177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия постановила:
Решение Высшего арбитражного суда Республики Татарстан от 12.10.2000 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 2.11.2000 по делуN А65-9665/2000-СА1-19-22 отменить.
В иске общества с ограниченной ответственностью "Илар" к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан и Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приволжскому району г. Казани о признании незаконными действий должностного лица налогового органа и обязании налогового органа возвратить излишне уплаченную им сумму налога на добавленную стоимость в размере 9.540.000 руб. отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий
Судьи
Текст докумета сверен по:
файл-рассылка