почта Моя жизнь помощь регистрация вход
Краснодар:
погода
июня
18
вторник,
Вход в систему
Логин:
Пароль: забыли?

Использовать мою учётную запись:

Курсы

  • USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
  • EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244

Индексы

  • DJIA 03.12 12019.4 -0.01
  • NASD 03.12 2626.93 0.03
  • RTS 03.12 1545.57 -0.07

  отправить на печать


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 октября 2000 года Дело N А42-5740/99-5-286/00


[Пунктом 8 Указа Президента РФ от 14.06.92 N 629 предусмотрена ответственность лишь за незачисление валютной выручки от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории РФ товаров, работ и услуг, однако в данном случае отсутствует признак вывоза услуг за пределы таможенной территории РФ, а следовательно, и экспорт услуг]     

    
    Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Ветошкиной О.В., Почечуева И.П., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Шумовой М.В. (доверенность от 05.10.2000), от ГУП "Арктикморнефтегазразведка" Козлова С.Ю. (доверенность от 05.01.2000 N 01/05), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.07.2000 по делу N А42-5740/99-5-286/00 (судья Бубен В.Г.), установил:
    
    Государственное унитарное предприятие "Арктикморнефтегазразведка" (далее - ГУП "АМНГР") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску (далее - налоговая инспекция) о признании не подлежащим исполнению инкассового распоряжения от 07.10.99 N 50228 на сумму 14738271 рубль 32 копейки.
    
    Налоговая инспекция 30.11.99 предъявила к ГУП "АМНГР" встречный иск о взыскании 571694 долларов США штрафа за незачисление экспортной валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации.
    
    Решением от 19.07.2000 инкассовое распоряжение от 07.10.99 N 50228 признано не подлежащим исполнению. В удовлетворении встречного иска налоговой инспекции о взыскании 571694 долларов США штрафа отказано.
    
    В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
    
    В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального и процессуального права и удовлетворить иск о взыскании с ГУП "АМНГР" 571694 долларов США (в рублевом эквиваленте 14738271,32 рубля) штрафа, ссылаясь при этом на отсутствие установленного законодательством срока его взыскания.
    
    В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ГУП "АМНГР", указывая на их необоснованность, просил оставить постановление без изменения.
    
    Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
    

    Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
    
    Как усматривается из материалов дела, при проведении документальной проверки ГУП "АМНГР" налоговой инспекцией установлено, что на основании договоров от 19.07.94 и от 19.04.95 с иностранными фирмам (далее - инофирмы) транспортно-буксирным судном "Нефтегаз-12", принадлежащим ГУП "АМНГР", в период с 1994 по 1995 год за пределами территории Российской Федерации оказывались услуги по буксировке иностранных судов. Валютная выручка за оказанные услуги на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации не зачислялась, а без разрешения Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ Российской Федерации) использовалась за границей на покупку топлива, продовольствия, выплаты наличными экипажу судна, оплату авиабилетов и другие нужды истца. По результатам проверки налоговой инспекцией составлен акт от 15.12.98 и вынесено решение от 25.12.98 (пункт 1.6) о взыскании 571694 долларов США штрафа за незачисление экспортной валютной выручки в соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 (далее - Указ N 629). На основании решения от 25.12.98 налоговая инспекция выставила инкассовое распоряжение от 07.10.99 N 50228 на взыскание в бесспорном порядке с ГУП "АМНГР" 14738271,32 рубля штрафа.
    
    Согласно пункту 8 Указа N 629 валютная выручка от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не разрешено ЦБ Российской Федерации. За нарушение указанного порядка зачисления валютной выручки предприятия подвергаются штрафу в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу ЦБ Российской Федерации.
    
    Установленный пунктом 8 Указа N 629 штраф в размере сокрытой валютной выручки по своей правовой природе является мерой административной ответственности (административной санкцией) за валютное правонарушение.
    
    Законодательством о валютном регулировании и валютном контроле сроки давности исполнения решения о наложении административного взыскания не установлены.
    

    В статье 2 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (далее - КоАП) указано, что положения названного кодекса распространяются и на правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена законодательством, еще не включенным в кодекс.
    
    При отсутствии в валютном законодательстве норм, регламентирующих вопросы сроков принудительного взыскания штрафов (санкций), арбитражный суд правомерно применил нормы закона, регулирующие сходные отношения (часть 4 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
    
    Данный вывод согласуется с определением Конституционного суда Российской Федерации от 14.01.2000 N 4-О, в котором указано на возможность применения отдельных норм КоАП на основе аналогии закона при рассмотрении споров о взыскании штрафов за нарушение валютного законодательства.
    
    В соответствии со статьей 282 КоАП не подлежит исполнению решение о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения.
    
    Арбитражный суд также правомерно признал сходными со спорными отношениями по настоящему делу отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах и предусматривающие сроки давности взыскания налоговых санкций.
    
    Статья 115 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК Российской Федерации) предусматривает срок давности взыскания санкций за налоговые правонарушения и устанавливает его равным шести месяцам со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта (в редакции кодекса, действовавшей на момент подачи иска). По актам проверок, составленным до введения в действие части первой НК Российской Федерации (как это имело место в настоящем деле), срок давности взыскания исчисляется с 01.01.99.
    
    Установленные статьей 282 КоАП и статьей 115 НК Российской Федерации сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, поэтому в случае его пропуска в удовлетворении иска о взыскании санкции должно быть отказано.
    
    Поскольку налоговой инспекцией пропущен установленный статьей 282 КоАП и статьей 115 НК Российской Федерации срок обращения к исполнению в судебном порядке решения о взыскании штрафа, отказ в удовлетворении исковых требований налоговой инспекции правомерен.
    

    В постановлении от 17.12.96 по делу о проверке конституционности подпунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24.06.93 "О федеральных органах налоговой полиции" Конституционный суд Российской Федерации признал положение о взыскании с юридических лиц без их согласия сумм штрафов и иных санкций в бесспорном порядке не соответствующим Конституции Российской Федерации. Вывод о неконституционности законоположения, допускающего возможность взыскания сумм штрафов и иных санкций с юридических лиц без их согласия в бесспорном порядке, подтвержден определением Конституционного суда Российской Федерации от 04.03.99 N 50-О.
    
    Поскольку ГУП "АМНГР" не согласно со взысканием штрафа, арбитражный суд правомерно признал не подлежащим исполнению инкассовое распоряжение от 07.10.99 N 50228 на бесспорное взыскание 14738271 рубля 32 копеек.
    
    Кроме того, пунктом 8 Указа N 629 предусмотрена ответственность лишь за незачисление валютной выручки от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории Российской Федерации товаров, работ и услуг. Однако из материалов дела видно, что услуги по буксировке иностранных судов оказаны и их экономические результаты использованы за пределами территории Российской Федерации, то есть отсутствует признак вывоза услуг за пределы таможенной территории Российской Федерации, а следовательно, и экспорт услуг.
    
    На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
    
    Решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.07.2000 по делу N А42-5740/99-5-286/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску - без удовлетворения.

    
    

Председательствующий
С.Н.Бухарцев

Судьи
О.В.Ветошкина
И.П.Почечуев

    
    
    
Текст документа сверен по:
официальная рассылка


  отправить на печать

Личный кабинет:

доступно после авторизации

Календарь налогоплательщика:

ПнВтСрЧтПтСбВс
01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Заказать прокат автомобилей в Краснодаре со скидкой 15% можно через сайт нашего партнера – компанию Автодар. http://www.avtodar.ru/

RuFox.ru - голосования онлайн
добавить голосование