- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2000 года Дело N А56-17189/00
[Иск об обязании возвратить из бюджета налог на добавленную стоимость в связи с предоставленной льготой был правомерно удовлетворен, поскольку ответчик нарушил требования ст.7 ФЗ "О налоге на добавленную стоимость"]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кузнецовой Н.Г, судей: Абакумовой И.Д. и Дмитриева В.В., при участии от ООО "Русский партнер" Быковой Е.А. (доверенность от 01.09.2000) и Скибы Н.Н. (доверенность от 01.09.2000), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга Сундюкова Д.В. (доверенность от 05.01.2000 N 04-06/17), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2000 по делу N А56-17189/00 (судья Малышева Н.Н.), установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Русский партнер" (далее - ООО "Русский партнер") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) возвратить из бюджета согласно декларациям за 2-й и 3-й кварталы 1999 года и 1-й квартал 2000 года 132270 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам за товар, реализованный впоследствии на экспорт.
Решением суда первой инстанции от 11.09.2000 иск удовлетворен.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга просит отменить решение суда первой инстанции от 11.09.2000 и в иске отказать. Не оспаривая право истца на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов согласно декларациям за 2-й и 3-й кварталы 1999 года и 1-й квартал 2000 года, налоговая инспекция ссылается на отсутствие у нее подтверждения перечисления в бюджет поставщиками ООО "Русский партнер" полученных от истца сумм налога на добавленную стоимость.
Проверив законность принятого по делу решения, кассационная инстанция установила следующее.
Как видно из материалов дела, в 2-м и 3-м кварталах 1999 года, а также в 1-м квартале 2000 года ООО "Русский партнер" осуществляло экспортные поставки мусорных контейнеров. Являясь экспортером названной продукции, истец использовал льготу, предусмотренную подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", в виде освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость выручки, полученной от реализации продукции на экспорт. Замечаний относительно правомерности использования истцом льготы по налогу на добавленную стоимость и представленого истцом в налоговую инспекцию комплекта документов, предусмотренных пунктами 21-22 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", налоговая инспекция не имела.
Реализуемую на экспорт продукцию ООО "Русский партнер" закупало у российских организаций. При приобретении продукции для последующей реализации на экспорт общество оплатило ее поставщикам вместе с налогом на добавленную стоимость, что налоговой инспекцией также не оспаривается. Налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам, истец отразил в декларациях по налогу на добавленную стоимость за 2-й и 3-й кварталы 1999 года и за 1-й квартал 2000 года. В связи с превышением "НДС, уплаченного поставщикам" над "НДС, полученным от покупателей" вследствие использования льготы отрицательная разница подлежала возмещению ООО "Русский партнер" из бюджета.
Истец неоднократно обращался с заявлениями в налоговую инспекцию о возмещении отрицательной разницы по налогу на добавленную стоимость путем ее возврата из бюджета. Однако налоговая инспекция не произвела возмещение налога, ссылаясь на отсутствие доказательств перечисления поставщиками продукции полученного налога на добавленную стоимость в бюджет. При этом налоговая инспекция не оспаривала факт реализации ООО "Русский партнер" продукции на экспорт и наличие у него документов, подтверждающих право на освобождение полученной выручки от налога на добавленную стоимость на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", а также оплату истцом продукции, впоследствии реализованной на экспорт, ее поставщикам с налогом на добавленную стоимость.
Суд первой инстанции удовлетворил иск, признав занятую налоговой инспекцией позицию не основанной на Законе Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", и кассационная инстанция считает такое решение правильным.
Порядок уплаты в бюджет и возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость предусмотрен пунктами 2 и 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Следовательно, заполняя декларацию по налогу на добавленную стоимость, налогоплательщик должен исходить из первичных документов, подтверждающих факт и размер полученного налога на добавленную стоимость, а также факт и размер уплаченного поставщикам налога (в том числе договоров, отгрузочных, учетных и расчетных документов).
Из пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" следует, что в случае превышения сумм налога на добавленную стоимость по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.
Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога, уплаченных поставщикам, применяется при реализации товаров на экспорт, которые освобождены от налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
В пункте 21 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" дополнительно указано на то, что возврат налога не производится по расчетам, представленным налогоплательщиком по истечении трехгодичного срока.
В соответствии с указанными нормами Закона налогоплательщик обязан представить доказательства уплаты налога на добавленную стоимость поставщикам при расчетах за приобретенные товары. Обязанность же покупателя продукции представлять доказательства перечисления поставщиками товаров полученного от покупателя-налогоплательщика налога на добавленную стоимость в бюджет как условие предъявления им к возмещению из бюджета "НДС, уплаченного поставщикам" Законом не предусмотрена.
Согласно пунктам 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации нормы законов о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал свои обязанности, в том числе относительно порядка исчисления и уплаты налогов.
В Законе Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" отсутствуют нормы, закрепляющие правило о том, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам материальных ресурсов, сначала должны быть перечислены ими в бюджет, затем покупатель должен истребовать и получить от поставщика подтверждение такого перечисления и лишь тогда он вправе отразить уплаченные поставщикам по этим материальным ресурсам суммы налога в декларации по налогу на добавленную стоимость.
Контроль за исполнением поставщиками товаров, материальных ресурсов, работ, услуг обязанности по уплате в бюджет полученного от покупателей налога на добавленную стоимость возложен на налоговые органы. Нарушение поставщиками этой обязанности является основанием для применения к ним налоговыми органами мер, предусмотренных налоговым законодательством, но не может служить основанием для отказа в возмещении из бюджета этого налога добросовестному налогоплательщику при представлении доказательств его уплаты поставщику.
Федеральными законами от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" (статья 12) и от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" (статья 12) установлено, что возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции, производится в полном объеме за счет средств федерального бюджета. Указаний на ограничение размера возмещаемых сумм налога на добавленную стоимость поступлениями этого налога в бюджет от поставщиков в названных статьях нет.
Ссылка налоговой инспекции на статью 110 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ (статью 129 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ), где указано, что нормы законодательных актов, устанавливающие бюджетные обязательства, реализация которых обеспечивается из средств федерального бюджета, не применяются в случае их противоречия Федеральному закону "О федеральном бюджете на 1999 год" (Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2000 год"), отклонена касссационной инстанцией на основании нормы статьи 12 того же Закона, согласно которой налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам экспортированной продукции, возмещается за счет средств федерального бюджета в полном объеме.
Кассационная инстанция отклоняет и довод налоговой инспекции о возможности возмещения налога на добавленную стоимость только при соблюдении порядка, установленного приказами и письмами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по следующим основаниям:
- указанные документы согласно пункту 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации не относятся к актам законодательства о налогах и сборах;
- в силу пункта 2 статьи 4 НК РФ эти документы обязательны к исполнению только налоговыми органами;
- названные документы должны исполняться налоговыми органами таким образом, чтобы не нарушались права и интересы налогоплательщиков, гарантированные Законом;
- статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" Министерству Российской Федерации по налогам и сборам не предоставлено право устанавливать порядок возмещения налога на добавленную стоимость, в том числе уплаченного поставщикам экспортированных товаров. Обязанность разработать порядок возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета согласно абзацу второму статьи 12 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ была возложена на Правительство Российской Федерации, однако такой порядок уполномоченным Федеральным законом органом разработан не был. Изменения и дополнения, направленные на законодательное закрепление решения данного вопроса, в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в установленном порядке не вносились.
Из статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" следует, что возмещение налога из бюджета производится на основании расчета (декларации) налогоплательщика за соответствующий отчетный период в десятидневный срок со дня его получения налоговой инспекцией. Поскольку декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (пункт 2 статьи 80 НК РФ), этот же налоговый орган ведет лицевые счета по налогам состоящих у него на учете налогоплательщиков и именно этот налоговый орган, а иное не предусмотрено Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", обязан в десятидневный срок принять решение о возмещении (возврате) налога на добавленную стоимость и уведомить об этом налогоплательщика. Решение же вопросов о том, какие мероприятия будут проводиться налоговыми органами в течение указанного срока, будет ли решение принято налоговой инспекцией самостоятельно или во исполнение решения вышестоящего налогового органа, относится к компетенции налоговых органов. Но эти вопросы должны быть решены в пределах срока и с соблюдением порядка, установленных статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что правовые основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2000 по делу N А56-17189/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Г.Кузнецова
Судьи
В.В.Дмитриев
И.Д.Абакумова
Текст документа сверен по:
рассылка