- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2002 года Дело N А42-6366/01-15
[В материалах дела имеются доказательства того, что истец оказывал услуги по перевозке экспортируемых товаров под контролем таможенных органов РФ, выручка за оказанные услуги поступила на счет истца, а потому противоречащим пп.2 п.1 ст.164 НК РФ является решение налоговой инспекции о доначислении истцу НДС]
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: председательствующего Кочеровой Л.И., судей Никитушкиной Л.Л., Троицкой Н.В., при участии: от открытого акционерного общества "Мурманское морское пароходство" - Кочаряна А.В. (доверенность от 03.01.2002 N юp-7/5), от Инспекции по городу Мурманску Управления Министерства Российской Федерации по нaлогам и сборам по Мурманской области Дивинской О.Н. (доверенность от 25.05.2001 N 11.1/39/21407), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Мурманское морское пароходство" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.10.2001 по делу N А42-6366/01-15 (судьи: Драчева Н.И., Бубен В.Г., Евтушенко О.А.), установил:
Открытое акционерное общество "Мурманское морское пароходство" (далее - ОАО "ММП", Пароходство) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о признании недействительным решения Инспекции по городу Мурманску Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мурманской области (далее - налоговая инспекция) от 03.07.2001 N 543. В соответствии с названным решением налоговым органом отказано ОАО "ММП" в возмещении из бюджета 5062702 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за март 2001 года, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при оказании услуг по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых товаров, выручка от реализации которых на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) облагается НДС по ставке 0 процентов. Налоговая инспекция отказала ОАО "ММП" в возмещении из бюджета названной суммы налога в связи с "неподтверждением 100% экспортной выручки" и непредставлением Пароходством грузовых таможенных деклараций на перевозимые экспортируемые другими лицами товары, не согласившись принять в качестве доказательств экспорта товаров иные документы, имеющиеся у Пароходства.
Решением суда от 19.10.2001 Пароходству отказано в удовлетворении иска. В решении суд указал, что требование налогового органа о предоставлении перевозчиком грузовых таможенных деклараций в обоснование права на применение ставки по НДС 0 процентов с выручки, полученной за оказание услуг по перевозке экспортируемых товаров, а также права на налоговые вычеты, обоснованно и соответствует положениям подпункта 3 пункта 4 статьи 165 НК РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "ММП" просит отменить решение суда и удовлетворить исковые требования, так как считает невыполнимым и противоречащим нормам таможенного законодательства требование подпункта 3 пункта 4 статьи 165 НК РФ о предоставлении перевозчиком в налоговый орган грузовой таможенной декларации.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, доводы жалобы ОАО "ММП", считает, что решение суда в оспариваемой части подлежит отмене, а исковые требования - удовлетворению по следующим основаниям.
Действительно, подпунктом 3 пункта 4 статьи 165 НК РФ установлено, что при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляется среди прочих документов грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации. Вместе с тем при оказании аналогичных услуг железными дорогами достаточно представления копии единых международных перевозочных документов, определяющих маршрут перевозки с указанием страны назначения и отметками о перевозе товаров в режиме "экспорт товаров" либо "транзит товаров". При вывозе товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим транзита, судами через морские порты железная дорога должна представлять в налоговые органы копии перевозочных документов внутреннего сообщения с указанием страны назначения и отметкой о перевозе товаров в режиме "экспорт товаров" либо "транзит товаров", а также с отметкой порта о приеме товаров для дальнейшего экспорта (транзита). Установление законодателем различных условий применения перевозчиками, оказывающими одинаковые услуги, одной и той же льготы нарушает принцип всеобщности и равенства налогообложения, предусмотренный статьей 3 НК РФ.
Таможенное законодательство, регулирующее порядок декларирования экспортируемых товаров, не претерпело изменений в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и возложением на перевозчиков обязанности представлять в налоговые органы грузовые таможенные декларации на экспортируемые товары для подтверждения права на льготу по налогу на добавленную стоимость.
В соответствии с действующим таможенным законодательством, в частности статьями 18, 127 Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенное оформление экспортируемых товаров осуществляется декларантом в регионе деятельности таможенного органа Российской Федерации, в котором находится отправитель товаров либо его структурное подразделение.
Согласно пунктам 1.6 и 1.16 Инструкции о порядке заполнения грузовых таможенных деклараций, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее - ГТК РФ) от 16.12.98 N 848, основной лист грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) и добавочный лист состоят из четырех сброшюрованных самокопирующихся листов, каждый из которых имеет собственное название и порядковый номер. После принятия таможенным органом решения о выпуске, условном выпуске товаров или о невозможности их выпуска или условного выпуска сведения о таком решении указываются должностным лицом таможенного органа в порядке, определенном Инструкцией и другими нормативными актами ГТК РФ, в графе "Д" основного листа ГТД и графе "С" добавочных листов, после чего третьи листы ГТД возвращаются декларанту. Остальные листы используются в соответствии с нормативными актами ГТК России.
Таким образом, грузовая таможенная декларация (ее копия) в одном экземпляре находится только у декларанта. Перевозчик не может получить такую декларацию в порядке, установленном законодательством, а следовательно, не может по не зависящим от него причинам представить ее в налоговый орган для подтверждения права на налоговую льготу и налоговые вычеты, в связи с чем утрачивает предоставленное ему положениями статей 21 и 164 НК РФ право пользоваться льготой при фактическом оказании услуг по перевозке экспортируемых товаров. Право перевозчика на получение льготы, предоставленной ему законодательством, не может быть поставлено в зависимость от воли третьих лиц, имеющих ГТД. Из материалов настоящего дела видно, что не все декларанты дают согласие на предоставление копии этого документа перевозчику, ссылаясь на утрату ГТД, передачу декларации в налоговые органы в обоснование своих прав на налоговые льготы, а также по другим причинам.
Доводы ОАО "ММП" о том, что заполняемые декларантами ГТД не предназначены для него как морского перевозчика, косвенно подтверждаются и разработанным уже в период действия части второй Налогового кодекса Российской Федерации Положением о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденным приказом ГТК РФ от 12.09.2001 N 892 (далее - Положение). Вместе с тем факт перевозки экспортируемых товаров может быть доказан перевозчиком иными имеющимися у него документами, не названными в статье 165 НК РФ.
Положение о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, разработано в связи с необходимостью упорядочения производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля судов, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, на основании Конвенции по облегчению международного морского судоходства, 1965, Таможенного кодекса Российской Федерации и Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
Согласно пунктам 48, 49, 50, 51, 54 раздела 7 Положения для оформления разрешения на погрузку выпущенных в установленном порядке товаров на судно лицо, перемещающее товар, представляет в таможенный орган четыре экземпляра подписанного им Поручения на погрузку товаров, составленного в произвольной форме. В этом Поручении указываются порядковый номер и дата поручения, наименование судна, порты погрузки и выгрузки товаров, наименование отправителя и получателя товаров, количество товаров, их наименование, маркировка, вид упаковки и другие сведения, позволяющие однозначно идентифицировать товар, справочные номера таможенных деклараций, по которым произведено таможенное оформление вывозимых товаров, коды товаров по ТН ВЭД России. Одновременно с названным Поручением лицо, перемещающее товар, представляет в таможенный орган экземпляр таможенной декларации, документ контроля за доставкой товаров или книжку МДП (если применялась процедура доставки товаров), транспортные и товаросопроводительные документы с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого находится отправитель товаров, лицензии, разрешения, сертификаты происхождения товаров, акты экспертизы и другие документы, выдаваемые уполномоченными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за вывозимыми с таможенной территории Российской Федерации товарами. Сотрудник таможенного органа после проверки представленных документов оформляет Поручение, проставляя на нем штамп "погрузка разрешена", подпись, и заверяет его оттиском личной номерной печати. Один из оформленных экземпляров Поручения передается капитану судна, на борт которого будет погружен этот товар. Погрузка товара осуществляется под контролем сотрудника таможенного органа. По окончании погрузки товаров на судно оформляются документы, касающиеся груза (товара). К таким документам относятся коносаменты, Декларация о грузе, судовые манифесты и другие документы.
В соответствии с пунктом 3 раздела 2 Положения в целях проведения таможенного контроля и производства таможенного оформления судов, а также товаров и транспортных средств капитаном судна или уполномоченным им лицом заполняются: Общая декларация, содержащая среди прочих сведений краткое описание грузов (товаров), наименование и адрес судового агента в порту прихода и отхода, краткие сведения о рейсе, порт прихода или отхода судна; Декларация о грузе (товарах и транспортных средствах), находящихся на судне, подписываемая капитаном судна, морским агентом или иным лицом, уполномоченным на то капитаном, в которой указываются порт отправления и порт составления этой декларации, маркировка, серийный номер, количество мест, тип упаковки, количество и описание товаров, номера коносаментов на товары порты отправления и назначения, в которых товар принимался на борт судна и выгружался. Вместо Декларации о грузе таможенный орган вправе принимать экземпляр Судового манифеста, содержащий те же сведения о грузе, что и Декларация. В соответствии с пунктом 8 раздела 3 Положения таможенное оформление товаров производится в морских или речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения. Пунктом 9 раздела 3 и пунктами 31, 33, 35, 38, 39 раздела 5 Положения предусмотрено, что таможенное оформление судна при отходе производится после завершения всех погрузочно-разгрузочных работ и подготовки судна к рейсу и представления капитаном судна таможенному органу всех необходимых документов, в том числе Общей декларации, Декларации о грузе, накладных. После проверки представленных судовых документов и проведения таможенного контроля сотрудник таможенного органа проставляет в Общей декларации штамп, заполняет его, подписывает и заверяет оттиском личной номерной печати, проставляет в накладных, Декларации о грузе или судовых манифестах штамп "выпуск разрешен", подписывает и заверяет его оттиском личной номерной печати. По возвращении с судна уполномоченный сотрудник таможенного органа заполняет Журнал учета судов загранплавания и формирует судовое дело в части, касающейся отхода судна. После выполнения сотрудником таможенного органа указанных действий таможенное оформление судна и товара считается завершенным. Суда и товары находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с таможенным режимом. Таким образом, у перевозчика не может быть документа (в том числе грузовой таможенной декларации) со штампом таможенного органа "груз вывезен", поскольку до момента разгрузки в порту назначения судно находится под таможенным контролем.
Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Все неустранимые сомнения и противоречия актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ установлено право налогоплательщика использовать налоговые льготы при наличии на то оснований.
В соответствии со статьей 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Льгота в виде налогообложения по ставке 0 процентов выручки от реализации услуг по транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров предусмотрена для всех российских перевозчиков. Следовательно, условия применения указанной льготы исходя из принципа всеобщности и равенства налогообложения должны быть одинаковыми для всех перевозчиков.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что до приведения таможенного законодательства в соответствие с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации либо до внесения изменений в пункт 4 статьи 165 НК РФ установленная пунктом 4 статьи 165 НК РФ для перевозчиков (за исключением железных дорог) обязанность по предоставлению грузовой таможенной декларации не обеспечена на законодательном уровне, а потому невыполнима. В связи с этим, по мнению кассационной инстанции, налогоплательщику может быть предоставлено право на представление других доказательств в обоснование льготного налогообложения, бесспорно подтверждающих оказание услуг по перевозке именно экспортируемых товаров. Иной подход к применению положений подпункта 2 пункта 1 статьи 164 и пункта 4 статьи 165 НК РФ нарушает установленное Налоговым кодексом Российской Федерации право налогоплательщика на налоговую льготу и приведет к невозможности ее использования перевозчиком.
В материалах данного дела имеются бесспорные доказательства того, что ОАО "ММП" в марте 2001 года оказывало услуги по перевозке экспортируемых товаров под контролем таможенных органов Российской Федерации, - Поручения на погрузку экспортируемых товаров со штампом таможенного органа "погрузка разрешена", в которых указаны номера грузовых таможенных деклараций, получатели груза и порт назначения; коносаменты на перевозку товаров за пределы территории Российской Федерации; контракты на оказание услуг по перевозке товаров. У Пароходства имеются и другие документы, свидетельствующие о доставке товаров в иностранные порты назначения, например выписки из судовых журналов, которые представлялись для обозрения представителем ОАО "ММП" в судебном заседании кассационной инстанции. Выручка за оказанные услуги поступила на счет ОАО "ММП", что подтверждается заявлениями на перевод валютных средств, платежными документами.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает неправомерным, противоречащим подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ решение налоговой инспекции от 03.07.2001 N 543 о доначислении истцу налога на добавленную стоимость за март 2001 года, предъявленного ОАО "ММП" к возмещению из бюджета, в связи с непредставлением Пароходством грузовых таможенных деклараций.
На основании изложенного исковые требования ОАО "ММП" по настоящему делу подлежат удовлетворению в обжалуемой части, а решение суда от 19.10.2001 -отмене.
Руководствуясь статьей 174, пунктом 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 19.10.2001 по делу N А42-6366/01-15 отменить в части отказа открытому акционерному обществу "Мурманское морское пароходство" в иске о признании недействительным решения Инспекции по городу Мурманску Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мурманской области от 03.07.2001 N 543 по эпизоду доначисления налога на добавленную стоимость за март 2001 года в связи с отсутствием грузовых таможенных деклараций.
В этой части иск удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции по городу Мурманску Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мурманской области от 03.07.2001 N 543 по указанному эпизоду.
В остальной части решение суда по настоящему делу оставить без изменения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Мурманское морское пароходство" из федерального бюджета 750 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
Председательствующий
Л.И.Кочерова
Судьи
Л.Л.Никитушкина
Н.В.Троицкая
Текст документа сверен по:
рассылка