- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 ноября 2005 г. N Ф08-5118/2005
Дело N А32-18589/2005-12/503-30АЖ
[Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность
для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Лига", от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.08.05 по делу N А32-18589/2005-12/503-30АЖ, установил следующее.
ООО "Лига" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) от 18.04.05 N 3/125-п о привлечении к ответственности по пункту 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 01.08.05 требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 5 статьи 15.25 Кодекса. Приняв оспариваемое постановление, налоговая инспекция превысила свои полномочия, поскольку рассмотрение дел об административных правонарушениях в области валютного законодательства относится к компетенции органов валютного контроля (часть 1 статьи 23.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 01.08.05. По мнению заявителя, вывод суда об отсутствии вины необоснован и противоречит фактическим обстоятельства дела. Согласно Положению о федеральной налоговой службе, утвержденному постановлением Правительства от 30.09.04 N 506, Федеральная налоговая служба осуществляет функции, в том числе по контролю за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что решение следует отменить.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соответствия валютных операций в Российской Федерации требованиям федеральных законов от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном контроле и валютном регулировании" и от 10.12.03 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" за период с 01.01.02 по 03.12.04. В ходе проверки выявлено, что импортером-резидентом по контракту от 09.03.04 N 18/3 не ввезен на территорию Российской Федерации товар, стоимость которого эквивалентна сумме уплаченных за него денежных средств, по истечении 90 дней с момента оплаты партии товара.
По результатам проверки составлены акт от 29.03.05 N 13/165, протокол об административном правонарушении от 29.03.05 N 13/47 и принято постановление от 18.04.05 N 3/125п о привлечении общества к ответственности по статье 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении спора суд пришел к выводу об отсутствии у налогового органа полномочий решать вопрос о привлечении к административной ответственности по статье 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный вывод является ошибочным. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматривают органы валютного контроля (статья 23.60 Кодекса).
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее Закон N 943-1) налоговые органы Российской Федерации - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также система контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и данным Законом (статья 6 Закона N 943-1). Согласно пункту 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 783, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке валютный контроль.
В силу подпункта 3 пункта 6 Положения осуществление валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов является одной из основных задач Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в соответствии с возложенными на него задачами обеспечивает в пределах своей компетенции валютный контроль за соответствием проводимых валютных операций законодательству Российской Федерации, за исключением валютных операций кредитных организаций, и наличием необходимых для этого лицензий и разрешений (подпункт 14 пункта 7 Положения).
В настоящее время полномочия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам переданы Федеральной налоговой службе. В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.04 N 506) ФНС России является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов, в частности, осуществляет контроль и надзор за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями (пункт 1, подпункт 5.1.5 Положения о Федеральной налоговой службе).
Статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В силу части 1 статьи 23.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции органов валютного контроля отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях в области валютного законодательства, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса.
Таким образом, право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса, предоставлено и руководителям налоговых органов.
Суд пришел к выводу о принятии обществом всех необходимых мер для исполнения возложенной на него обязанности и, как следствие, отсутствии вины в совершении правонарушения. Вывод суда основан на письме контрагента общества фирмы "Акгун Серамик Сан.Ве Тик А.С." (Турция), согласно которому последний обязуется передать недопоставленную продукцию в срок до 28.02.05 и просит не обращаться в суд, и на акте выборочной проверки соблюдения валютного законодательства от 07.06.05 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае, в соответствии с которым при проверке внешнеторговых операций (в том числе по контракту от 09.03.04 N 18/3) нарушений норм валютного законодательства не установлено.
Частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 21.11.95 N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации" импортеры-резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевоз из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.03 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Таким образом, обязанность резидентов заключается в том, чтобы обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств за неввезенные товары.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При доказывании субъективной стороны правонарушений, предусмотренных частью 5 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо учитывать меры, предпринятые резидентом в целях исполнения возложенной на него обязанности, к числу которых после неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств могут быть отнесены:
- ведение претензионной работы (переписка с иностранной стороной по факту нарушения обязательств по договору, предъявление претензии);
- предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в судебные органы с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы.
Из материалов дела видно, что, получив ответ на претензию от 17.11.04, общество не обратилось в суд с требованием о взыскании с контрагента задолженности, то есть не приняло всех необходимых мер для исполнения возложенной на него обязанности.
Таким образом, вывод об отсутствии вины при нарушении валютного законодательства не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции, но им неправильно применена норма материального права, суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным принять новое решение без передачи дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.08.05 по делу N А32-18589/2005-12/503-30АЖ отменить.
В удовлетворении заявления ООО "Лига" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
текст документа сверен по:
файл-рассылка