- USD ЦБ 03.12 30.8099 -0.0387
- EUR ЦБ 03.12 41.4824 -0.0244
Краснодар:
|
погода |
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2001 года Дело N 49/5
[Зачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке является требованием таможенного режима экспорта товаров, в связи с чем на таможенные органы возложен контроль за соблюдением законодательства, определяющего требования и условия таможенных режимов и валютный контроль]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе...при участии в заседании от истца Карпова А.Б. - юрисконсульта (доверенность постоянная N 308 от 27.12.2000), Ведерникова А.Г. - представителя (доверенность постоянная N 297 от 27.12.2000); от ответчика Соковнина Л.Л. - представителя (доверенность б/н от 29.01.2001), Калинина О.А. - представителя (доверенность б/н от 29.01.2001), Бессонова А.А. - представителя (доверенность постоянная б/н от 22.01.2001), Зиновьева С.В. - представителя (доверенность постоянная б/н от 22.01.2001), рассмотрев кассационную жалобу Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.07.2000 (судьи...) и постановление апелляционной инстанции того же суда от 04.11.2000. (судьи...) по делу N 49/5, установил:
ОАО "НЛМК" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском о признании недействительным решения Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Липецкой области от 10.02.2000 N 1 о взыскании штрафа в сумме 753327,28 долл. США и 87067,66 немецких марок на основании п.8 Указа Президента РФ "О частичном изменении порядка продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин".
До принятия решения в порядке ст.37 АПК РФ истец уточнил предмет иска и просит признать недействительным решение Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Липецкой области от 10.02.2000 N 1 в редакции решения от 04.04.2000 N 8.
Ответчик в свою очередь заявил встречный иск о взыскании с ОАО "НЛМК" штрафных санкций за нарушение порядка зачисления валютной выручки в сумме 747685,95 долл. США и 87067,66 немецких марок.
Решением суда от 31.07.2000 исковые требования ОАО "НЛМК" удовлетворены, в удовлетворении встречного иска Управления МНС РФ по Липецкой области отказано. По мнению суда, оспариваемое решение N 8 от 04.04.2000 ответчиком принято в нарушение действующего законодательства и без учета фактических обстоятельств дела.
Постановлением апелляционной инстанции решение оставлено без изменения по таким же основаниям.
В кассационной жалобе Управление МНС РФ по Липецкой области просит отменить решение и постановление суда в части признания недействительным решения N 8 от 04.04.2000 о применении штрафных санкций на сумму 628132,73 долл. США по контрактам: 98-29-756-4-156, 98-29-5-203, 98-29/756-5-312, 98-29/756-5-377, 98-29/756-166, 98-29/040-4-387, 98-29/92-5-305, 98-29/183, поскольку заявитель полагает, что судом неправильно трактуется понятие валютной выручки, что судом без достаточной оценки приняты как доказательства акты и протоколы Липецкой таможни, фактические обстоятельства совершенных правонарушений не исследованы.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, Управлением МНС РФ по Липецкой области проведена проверка соблюдения ОАО "НЛМК" Указа Президента РФ от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" за период 1994-1998 годов (акт проверки от 15.12.99, т.1, л.д.15-53). В акте от 15.12.99 проверяющими сделан вывод о нарушении ОАО "НЛМК" порядка обязательного зачисления валютной выручки от экспорта на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, установленного Указом Президента N 629 от 14.06.92 и о незачислении (непоступлении) в результате данного нарушения на счета в уполномоченные банки валютной выручки от экспорта на сумму 753327,28 долл. США и 87067,66 немецких марок.
По решению руководителя управления от 10.02.2000 N 1 ОАО "НЛМК" привлечено к ответственности по п.8 Указа Президента РФ N 629 от 14.06.92 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" в виде взыскания штрафа в размере 100% суммы экспортной выручки, которая, как полагал ответчик, подлежала зачислению на счет комбината - 753327,28 долл. США и 87067,66 немецких марок. Решением N 8 от 04.04.2000 руководителем управления внесены изменения в решение N 1 от 10.02.2000 в отношении контракта N 98-29/133-404 и валютной выручки по нему в сумме 5641,33 долл. США. С учетом этого размер штрафа за нарушение порядка зачисления валютной выручки исчислен в сумме 747685,95 долл. США и 87067,66 немецких марок (л.д.126-127, т.1).
В соответствии с п.8 Указа Президента РФ "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" от 14.06.92 N 629 предусмотрено, что валютная выручка от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации. За нарушение указанного порядка зачисления валютной выручки налоговая инспекция налагает штраф в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка.
Под валютной выручкой согласно п.1 Указа Президента РФ от 15.03.99 N 334 "Об изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки" понимают все средства в иностранной валюте, причитающиеся резиденту по заключенным им или от его имени сделкам, предусматривающим экспорт товаров (работ, услуг).
Исходя их этого, для того, чтобы у резидента возникла обязанность по зачислению валютной выручки в соответствии с требованиями п.8 Указа Президента РФ N 629, на счет экспортера должна поступить вся валютная выручка, полученная им по контракту.
Статьей 5 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрено, что обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках подлежит иностранная валюта, полученная резидентом. Размер цены, оговоренный сторонами в контракте и дополнениях к нему, соответствует размеру валютной выручки, которую должен получить экспортер в результате вывоза товара.
Порядок зачисления валютной выручки определен абз.1 п.8 Указа Президента РФ: на счет экспортера должна поступить вся валютная выручка, полученная по контракту, счет экспортера должен находиться в уполномоченном банке, уполномоченный банк должен находиться на территории Российской Федерации. При нарушении резидентом хотя бы одного из составляющих этого порядка, указанного в абз.1 п.8 Указа Президента РФ N 629, налоговые органы привлекают к ответственности предприятия на основании абз.2 п.8 Указа. За нарушение именно этого порядка, исходя из мотивировочной части решения от 10.02.2000, резидент был привлечен к ответственности.
Поэтому вывод суда о том, что налоговые органы являются субъектами валютного контроля по соблюдению требований Указа Президента РФ N 629, правомерен.
Зачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке согласно п.7 Указа Президента РФ N 1209 от 18.08.96 является требованием таможенного режима экспорта товаров (ст.98 ТК РФ). В связи с чем на таможенные органы возложен контроль за соблюдением законодательства, определяющего требования и условия таможенных режимов и валютный контроль (решение Верховного Суда РФ от 17.10.97 N ГКПИ 97-375).
Липецкой таможней проводилась проверка соблюдения комбинатом порядка зачисления валютной выручки при экспорте металлопродукции по контрактам, указанным в п.3, 4, 5 иска (т.1, л.д.4,5). При этом таможней не было установлено нарушение валютного законодательства ОАО "НЛМК" по указанным контрактам. Резидентом, согласно актам проверок, протоколов и постановлений Липецкой таможни, допущено нарушение таможенных правил, выразившееся в заявлении недостоверных, ошибочных сведений, что не повлекло за собой сокрытие валютной выручки, поступившей в собственность экспортера. Валютная выручка, соответствующая фактической цене товара по контрактам (с учетом дополнений) и выставленным на оплату инопартнеру счетам, зачислена на счета в уполномоченном банке.
По контрактам, указанным в кассационной жалобе, судом первой и апелляционной инстанции давалась оценка с учетом материалов проверки Липецкой таможни, а также с учетом конкретных обстоятельств.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и оценки суда апелляционной инстанции.
Кассационная инстанция полагает, что решение и постановление приняты в соответствии с действующим законодательством, обоснованы материалами дела.
С учетом изложенного, руководствуясь п.1 ст.175 и ст.177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.07.2000 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 04.11.2000 по делу N 49/5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
...
Судьи
...
Текст документа сверен по:
рассылка